Начертана она хорошими прямыми буквами и читается так: Возсоздан всечестный сей храм Господа нашего Иисуса Христа поспешеством честннейшего в монахах Иоасафа. Года 6896 255 . Совсем бы не место ей быть на одной из принадлежностей окна и чувствуется, что она также сочинена, как и внутренняя, и именно уже после пристройки большой церкви. Что здесь не упоминается имя Афанасия, это доказывает только усилившуюся со временем интенцию приписать все ктиторство монастыря Иоасафу. Титулование в сей надписи Иоасафа честнейшим, с полным игнорированием Афанасия, и прямое исключение его из ктиторов в предшествующей надписи, так безграмотно заявленное, только усиливают предположение о деланности обеих этих записей. Может быть действительно, вместе с Афанасием ктиторил тут и некто Иоасаф, но не тот, который в Константинопольском монастыре Мангана из самодержца Иоанна сделал себя „монахом Иоасафом“. Не будем спешить заключениями. Конечно, в обители должны быть и другие более точные и положительные (даже вероятно автографические) свидетельства о том, что Манганский инок кончил дни свои Метеорским столпником. О пребывании (по некоторым сказаниям) его в Афонском Ватопеде, по-видимому, там не сохранилось никакого предания. По крайней мере, до сих пор нам еще не удалось услышать о том. Рядом с церковью, с северной стороны ее, возвышается весьма красивое, хорошего византийского стиля здание братской трапезы, напоминающее собою, особенно своею абсидою на восточной стене, тоже отчасти церковь , чем любили отличаться и славиться в древности монастыри, умевшие питанию придавать смысл молитвы. Здание образует собою параллелограмм длиною в 84 шага и шириною в 11, с рядом колонн по средине, разделяющих его в длину на две половины. Всех их числом 5. К средней из них приставлена перегородка, разделяющая здание по ширине тоже на две половины или, точнее, отдельные комнаты. 17 окон освещают ее внутренность. Такая роскошь для Метеорских отшельников „ракендитов“ была бы необъяснима, не предположивши, что строитель ее, кроме того, что был человек со средствами, еще и привык к постройкам пышным и изящным.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Иустин Попович. Жития за декабрь, (26). С. 758–761). Постриг принял на Святой Горе, в сербском монастыре, был близким другом старца Исайи, болгарского Патриарха Евфимия, князя Лазаря и членом делегации Сербской Церкви для примирения с Царьградской патриархией. Современником синаитов был и преподобный Иоанникий Девичанский (вторая половина XIV и первая половина XV века). Носитель такого же синаитского пустыннического духа и исихасткого жития. Родился в Дукле, подвизался на Черной Реке, а когда прославился там своей добродетельной жизнью, бежал в уединенную Дреницу, где и упокоился в 1430 году; мощи его и сейчас почивают там (день памяти − 2 декабря) (см.: Арх. Иустин Попович. Жития за декабрь. С. 31−36) Появление Иоанникия, пустынника Девичанского, именно в Зете – неслучайно. И Зета была охвачена этим духовным движением и стала одним из центров, собравшим исихастов того времени. Об этом свидетельствуют триконховые церкви монашеских поселений на Скадарском озере «Зетской Святой Горы». Особенно известна Старчева Горица, которая упоминается в дни «Господина Балшы» и Джурджа Балшича (1368−1379). Горица получила свое название по старцу Макарию (ее основателю). Так по сей день называется и остров, на котором она находится. С синаитско-святогорским исихастским движением органически связан и расцвет знаменитого монашеского оазиса в Метеорах в Фессалии. Основатель Преображенского монастыря на Великом Метеоре преподобный Афанасий Метеорский был в личном общении, во время его пребывания на Святой Горе и в Царьграде, с Григорием Синаитом, Даниилом Исихастом, Исидором и Каллистом (впоследствии с Царьградскими Патриархами), и с другими выдающимися личностями из круга синаитов и святогорских исихастов того времени. (Об Афанасии подробно – Арх. Иустин Попович, Жития за апрель. C. 297−305.) Метеоры пережили свой расцвет именно во время сербского правления этими областями. Сербский деспот эпирский и фессалийский Иоанн Урош Палеолог, большой почитатель Святой Горы и исихастов, отрекшись от власти, стал одним из самых верных учеников преподобного Афанасия.

http://pravoslavie.ru/68383.html

Мон-рь Сретения Господня Мон-рь Сретения Господня М. м. являлись центрами просвещения и поддерживали развитие образования; в мон-рях еще с поздневизант. периода были богатые б-ки, в нек-рых действовали скриптории. В 1845 г. игумены мон-рей Большого Метеорского, Варлаама и первомч. Стефана внесли по 500 грошей на строительство школ Трикалы. Постепенно некогда многолюдные М. м. стали приходить в запустение, в них подвизалось все меньше насельников; если, напр., в нач. XIX в. в Большом Метеорском мон-ре было 30 чел., то в 1859 г.- 4 чел. М. м. сильно пострадали во время второй мировой войны и гражданской войны в Греции. Мон-рь свт. Николая Чудотворца Анапавса Мон-рь свт. Николая Чудотворца Анапавса Первоначально в М. м. не было жен. мон-рей, однако во 2-й пол. ХХ в. некоторые запустевшие обители были заселены жен. общинами (мон-рь первомч. Стефана с 1961; мон-рь Русану с кон. 40-х гг. ХХ в. по 1955 игум. Кассианией с неск. монахинями, затем до 1970 г. там жила старица Евсевия, в 1988-1989 - община игум. Филофеи). Закон 1921 г. объявил М. м. выдающимися памятниками визант. архитектуры, по закону 1962 г. эти обители стали охраняемыми историческими памятниками, в 1988 г. были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как природный и культурный памятник. В 1995 г. М. м. были включены законом N 2351/1-11-1995 в число священных мест Греции. Этот закон не противоречит соглашению о защите архитектурного наследия Европы, заключенного в 1985 г. в Гренаде, где говорится об охране окрестностей М. м. «как памятника, места и архитектурного комплекса». В 1995 г. был также принят закон, устанавливающий зону А, в которой запрещено к.-л. строительство. Местность Метеоры упомянута в этом законе, а ее мон-ри защищены изданным в 2002 г. археологическим законом N 3028/2002, согласно к-рому гос-вом охраняются все памятники, построенные до 1830 г. В наст. время действует 6 из М. м.: Большой Метеорский мон-рь, Варлаама, первомч. Стефана, Русану, Анапавса и Св. Троицы. Число подвизающихся в них насельников невелико; жизни монахов, стремящихся к уединению, мешает массовый поток туристов, большинство из которых не являются правосл. верующими.

http://pravenc.ru/text/2563068.html

В дальнейшем Климент неоднократно видел необычайные переливы какого-то блестящего облака. Оно останавливалось над лаврой святого Афанасия чаще всего во время прославления Божией Матери песнопением Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим с. 53]. “Под мудрым руководством святого Григория преуспели в делании и видении, приобрели сами много учеников и мирно почили о Господе” 7-е изд., ч. 2, с. 460] афонские старцы Лонгин, Корнилий, Исайя и Моисей – это те монахи из скита Магула, которые до прихода в него преподобного Григория Синаита немного упражнялись в созерцании. Старец Моисей некоторое время подвизался в Милеа вместе с преподобными Григорием Молчаливым и Афанасием Метеорским с. 299; 34, с. 132]. Глава 5. Продолжатели духовных традиций преподобного Григория Синаита в Болгарии Одной из первых славянских стран исихазм восприняла Болгария. Распространение исихазма в этой стране началось с прибытием великого учителя безмолвия святого Григория Синаита , заложившего здесь основы умного делания. Четыре лавры, основанные им в Парории, в XIV веке стали очагами духовности не только для Болгарии, но и для всех южнославянских народов. Здесь преподобный собрал великое множество учеников, в основном славянского происхождения. Благочестивый царь Иоанн Александр, управлявший Болгарией с 1331 по 1371 год, много содействовал просвещению страны. Доныне сохранились многочисленные рукописи с иллюстрациями, подписанные лично царем. Под его покровительством находилась знаменитая Тырновская книжная школа. Основанная и возглавляемая ближайшими учениками преподобного Григория, такими, как святые Феодосии и Роман Тырновские, она оказала самое непосредственное влияние на распространение исихазма в славянских странах. Преподобный Феодосии Тырновский Большой вклад в дело распространения исихазма был осуществлен одним из ближайших парорийских учеников святого Григория Феодосией Тырновским. Он, можно сказать, был основным насадителем этого вида аскетизма среди болгар. Родился преподобный Феодосии около 1300 года в Виденском крае в благородной семье с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

По размеру выделяют 2 типа Б.: большое - «великое» (самые большие, праздничные, Б. также называются «тяжкая») и малое - бильце (бильцо), первоначально, видимо, ручное, позднее стало помещаться на плечо. Ударяют в него молотком (или 2 молотками) из того же материала, что и само Б., производя звуки различной высоты в небольшом диапазоне. Традиционно критерием для классификации Б. являлся характер их звучания - «ударение» (греч. κροσμα), с V в. это специальный термин, обозначающий призыв к богослужению ( Cyril. Scythopolit. Vita Sabae. P. 159, 160). Великое ударение производится в большое деревянное Б. в виде длинной доски или бруса 2-4 м длиной, от 10 до 90 см шириной, 4-7 см толщиной, прямой или дугообразной формы; такое Б. подвешивается горизонтально (реже вертикально) на веревке, продетой в дырки в доске или в кольца, ввинченные в нее. Доска может иметь по краям малые резонаторные отверстия, причем 3 отверстия символизируют Св. Троицу, 4 и 5 располагают в форме креста ( Anoyanakis. P. 95). Б. великого ударения висело либо у входа в храм, либо вблизи, в бильнице; в него могли ударять 2 чел. 4 молотками. По описаниям Евстафия , митр. Солунского (XII в.), существовал также обычай ударять в деревянное Б. на крыше храма. Малое ударение производится в деревянное Б. (или бильце) в форме бруса или коромысла (кладется на плечо), короткого двухлопастного весла (его держат за «талию») и т. п. Ударение в такое Б. производят 1 или 2 молотками то по одному концу, то по др. Молоточки, используемые для бил в афонских (1–10) иметеорских (11–12) мон-рях (Anoyanakis. P. 101) Молоточки, используемые для бил в афонских (1–10) иметеорских (11–12) мон-рях (Anoyanakis. P. 101) Медное или железное ударение (в церковной лит-ре иногда обозначается как «ударение в кампан») производится в металлическое Б. в виде бруса, утолщающегося к центру, чаще дугообразного; ударяют металлическим молотком или крупными гвоздями. Формы металлических Б. более разнообразны. По свидетельству В. Г. Григоровича-Барского , в греч. мон-рях в нач. XIX в. ударение в железное клепало, как более торжественное, производилось только по праздничным дням, когда на вечерне поется «Блажен муж» , в обычные же дни совершалось ударение в великое деревянное Б. Существует также традиция «железного ударения» при погребении монахов: «Егда же приидет время пети исходное пение над лежащим, идет кандиловжигатель, и ударяет в тяжкая железа, творя статии три, и тако собираются вся братия...» (Требник большой. Л. 108). Подобный обычай зафиксирован на фреске XVI в. в греч. метеорском мон-ре Анапавса , изображающей погребение прп. Ефрема Сирина: за гробом идут монахи с Б. (но скорее всего с деревянным). Употребление Б. в богослужении византийского обряда

http://pravenc.ru/text/149195.html

На рубеже XV и XVI вв. в Кастории работала артель художников, к-рая расписала ряд храмов. Вероятно, 1-е по времени свидетельство работы этой мастерской - записанная фреска на вост. стене нартекса с изображением Богоматери и поклоняющихся ангелов в ц. Пресв. Богородицы Расиотиссы. В Кастории этой же артели атрибутируют росписи храмов свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии) 1485/86 г., свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» 1504/05 г., вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы, а также снятые со стен фрески разрушенного храма свт. Спиридона Тримифунтского в квартале Елеусы (фрески хранятся в Византийском музее в Кастории и в Музее П. Канелопулоса в Афинах). Помимо названных касторийских ансамблей характерные для этой мастерской иконографические и стилистические черты встречаются в росписях старого кафоликона Преображения Господня в Большом Метеорском мон-ре (1483), в церкви мон-ря Успения Пресв. Богородицы (Торники) на берегу р. Альякмонас близ сел. Панайя, в ц. Панагии Хавиары в Веррии (1498), в ц. св. Бессребреников в Сервии (1510) и др. Близкие (или причисляемые) к работам этой мастерской произведения находятся не только в Греции: фрески в ц. вмч. Никиты в Чучере (2-й слой 1483-1484), в мон-ре прп. Прохора Пшинского (1489), в Погановском мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова (1499), в мон-ре Трескавец близ Прилепа, в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в Сучаве и др. На основе атрибуции этой мастерской целого ряда памятников исследователи делают вывод, что она работала на Балканах между 1483 и 1510 гг. и создавала как фрески, так и иконы. Поскольку в Кастории сосредоточено большое количество произведений этой артели и именно здесь находятся образцы характерных для нее особых иконографических решений (напр., большой Деисус в ц. свт. Афанасия «ту Музаки»), видимо, она базировалась именно здесь. Это еще раз подтверждает, что Кастория в кон. XV в. оставалась значительным центром городской культуры. В др. крупных городах Македонии (Фессалоника, Охрид) на рубеже XV и XVI вв. нет произведений живописи, близких к работам этой мастерской.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

  Вскоре к ним присоединился Афанасий. В Житии неск. раз говорится о почтенном возрасте Г. Н. в этот период. Из-за частых нападений разбойников монахи были вынуждены покинуть Афон и отправиться через Фессалонику в Веррию. По благословению Иакова, митр. Серрского, они поселились в Фессалии, около г. Стаги на высокой скале Стилос. Затем Афанасий переселился в др. место (ок. 1340) и впосл. основал Большой Метеорский мон-рь, а Г. Н., прожив 10 лет в молитве и молчании, за что был прозван Молчальником, вернулся в Фессалонику. В Житии св. Ромила Г. Н. сообщает о себе, что пришел из К-поля в Парорию после повторного возвращения туда из Загоры Ромила (в сер. или кон. 1-й пол. XIV в., когда там жил св. Феодосий Тырновский). Вероятно, Г. Н. пришел в Парорию, к-рая в 40-х гг. XIV в., при покровительстве болг. царя Иоанна Александра, переживала период расцвета, чтобы посетить места, связанные с именем его учителя Григория Синаита. Здесь он стал учеником мон. Илариона, учеником к-рого был и Ромил.   Вскоре Г. Н. перешел под начало Ромила и до его смерти почти неотступно пребывал с ним. Неск. раз автор подчеркивает греч. происхождение Ромила, что дает повод считать, что сам Г. Н. был славянином. После тур. завоевания и запустения Парории они переселились в дальнюю пустыню в Загоре. Неск. раз посещали Тырнов. Потом Ромил тайно ушел на Афон, куда к нему вскоре отправился и Г. Н. После убийства покровителя Св. Горы серб. деспота Иоанна Углеши (сент. 1371; см. ст. Мрнявчевичи) из-за угрозы тур. притеснений монахи покинули Афон. Ромил поселился в серб. мон-ре Раваница и там умер (смерть Ромила в источниках датируется 1375, 1381 или 1385). Был ли Г. Н. в Раванице, из Жития непонятно. В конце он сообщает, что составил Житие в местности Мелана, близ Великой Лавры на Афоне.   Согласно нек-рым исследователям (см.: Jycmuh архим. С. 144), после ухода Ромила Григорий Новый остался на Афоне и поселился в пещере выше совр. местоположения обители, в к-рой ранее подвизался прп. Григорий Синаит. Помолившись и ударив скалу жезлом, он извел источник, не иссякающий и по сей день. Вместе с собравшимися вокруг него учениками он спустился к морю, построил мон-рь и освятил его во имя свт. Николая Чудотворца. К этому периоду исследователи относят составление жития Ромила (Богданов И. Тринадесет века българска лит-ра. София, 1983. Ч. 1. С. 135). В кон. 70-х гг. XIV в. Г. Н. покинул Св. Гору и поселился в Хомольских горах (совр. Хомольске-Планина, Сербия), в Браничеве. В 1378 г. в ущелье Ждрело, в пещере, он устроил церквушку, так же как и на Афоне, во имя свт. Николая Чудотворца.

http://isihazm.ru/1/?id=588

Любовь к изящным искусствам побуждала меня обращать внимание и на тамошние памятники зодчества, ваяния и иконописания. Многие из них и наипаче Метеорские монастыри, построенные на столпообразных утесах, изображены кистью и карандашом спутника моего г. Благовещенского. Лишь для одного художественного дела не достало у обоих нас ни средств, ни времени, именно для воспроизведения стенной живописи Панселина в церкви Элассонского монастыря. Эта живопись точь-в-точь сходна с протатской на Афоне. Там и там одни и те же изящные лики мучеников и преподобных в больших размерах и один и тот же неяркий колорит их! Изображение Спасителя в рост на пилястре близ царских дверей сказанной церкви так впечатлительно и так совершенно, что я невольно верил местному преданию о свыше открытом некоему старцу сходстве этого изображения с пребывающим на земле Господом Иисусом Христом. Нужно бы нам отподобить все Панселиновы лики в Элассонском святилище! Их немного, да и списывать их тут легче, чем в Протатской церкви, потому что для художника не потребовались бы высокие подмостки. В Метеорских и Олимпийских монастырях я нашел образчики сербо-болгарского иконописания. Они отличаются от произведений греческой кисти колоритом темнокрасноватым. Четыре из них, именно, лики евангелистов болгарского письма 1337 г., приобретены мною для издания в свет. В Метеорские монастыри, построенные на высочайших отвесных утесах, меня поднимали в сетке, прикрепленной к веревке. Возносясь туда и спускаясь оттуда, я чувствовал робость, страх, трепет, ужас и обомление, особенно в те минуты, когда меж стремнин кружился над глубокими пропастями, когда земля, казалось, бежала подо мной в бездну, когда в подъемной башне подтягивали меня на пол, опрокидывая голову мою в пропасть, и когда перед полетом вниз усаживали меня в сетку, собирали кольцеобразные узлы ее над головой моей и, продев в них железный крюк, спихивали меня с помоста в бездну. Ужасные минуты! Были дни, в которые приходилось мне подниматься на Метеорские столпы и спускаться с них по два и по четыре раза, так что я пролетал воздушные пространства, иногда в 40, иногда в 55 сажен, по ровному отвесу между страшных скал, коих основания поставлены на крутоярых склонах земли, несравненно ниже тех мест, откуда поднимается и куда опускается сеть с трепещущим в ней поклонником.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Шлимана в политехническом музее) классического быта насельников Эллады, а потом уже изучение памятников древнейшей литургической письменности в библиотеках. Утро, с 8 до 11 часов всякий день, я проводил в библиотеке национальной при Университете, а свободные часы вечера посвящал обозрению памятников архитектуры, скульптуры и т. п. Кроме национальной библиотеки рукописей при Университете, в Афинах есть ещё другая менее значительная библиотека при тамошнем парламенте, но я, по недостатку времени, не работал в ней, к тому же, по слухам, она и не представляет ничего интересного для литургиста. Все своё внимание я сосредоточил на первой библиотеке, национальной, в которую, по распоряжению греческого правительства, свезены все рукописи фессалийских монастырей (метеорских), после присоединения Фессалии к Греции. Заведует отделением рукописей в библиотеке солидный учёный г. Сакеллион, который много работал над описанием рукописей в Патмосе, ещё не вышедшим в свет, и создал себе литературную известность изданием весьма многих ценных древнейших памятников истории и литературы. Как человек, г. Сакеллион весьма любезен, словоохотлив и предупредительно вежлив, готов во всякое время поделиться со своим собеседником своими обширными познаниями в библиографии и палеографии, но, как библиотекарь национальной греческой библиотеки, он едва ли ныне на своём месте. Преклонный возраст, недостаток материальных средств, а отсюда самая разносторонняя литературная деятельность мешают ему отдать свои слабые уже силы всецело настоящей библиотеке. Поэтому, несмотря на десятилетнюю давность, которая истекает со времени поступления рукописей в Афонский Университет из метеорских монастырей, рукописи эти не только не описаны, а даже не разложены в порядке по шкафам и валяются в кучах на полу. Весьма понятно, что разобраться в этих кучах рукописей и отыскать нужное и интересное – дело нелёгкое, и требуется на это немало времени, которого, как я сказал, было в моём распоряжении всего-навсего три часа в день.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На основу у манастиру Савини кир Силуанових» у Зборнику писаном око 1418. године (рукопис бр. 22), сазнали смо нешто поближе о исихасти блиском синаитским круговима онога времена – кир Силуану . 288 Силуан по иста личност са монахом Силуаном светогорским «творцем 1355/56, се у запису у рукопису манастира Св. Павла као изузетних квалитета «у истину нови Силуан, силан разумом и крепак 289 Из се види да му духовни отац био кир Д. да Силуан писао у Зети где дошао из Свете Горе, нешто пре него су кир и преподобни Ромило Синаит (кога у посланицама) напустили Свету Гору. Ромилов пут нешто преко односно да су се Светогорци задржавали у приморским нарочито у Зети. Зна се да и сам старац са Никандром и «ином неком боравио дуже времена у где подиже многе цркве и манастире. 290 То бити баш зетски На основу места из Д. да Силуан пише ова писма Синаиту, ученику и биографу Ромила Раваничког. На седмог писма Силуан своме безименом саговорнику: ти рече Ромил да прималац писма неко ко близак Ромилу и да према посебно 291 Сва ова писма у ствари су размена мисли о пролазности живота и о вечним вредностима божанске доброте и светости и ставове на почива синаитска живота. За синаитско-светогорски исихастички покрет XIV века органски везан и процват чувене монашке оазе на Метеорима у Оснивач манастира на Великом Метеору, преподобни Метеорски био у личном за време боравка у Гори и Цариграду, са Синаитом Данилом Исихастом, Исидором и Калистом, Цариградским као и са другим духовним личностима из круга синаита и светогорских исихаста оног времена. 292 Метеори су доживели процват управо у време српске управе овим областима. Српски деспот епирски и Урош Палеолог, велики Свете Горе и исихаста, одрекавши се власти постао од ученика преподобног У монаштву добио име поставши са ктитор манастира на Стени. Живот окончао као у 293 Остао познат до данас као преподобни Метеорски. се с правом могу назвати «Синаитима» с обзиром да се преподобни подвизавао у Гори у месту званом Милеа, под руководством и исихаста, су били из уског круга ученика преподобног Синаита зачетника синаитског покрета. На упутио монах Калист, Цариградски се тада подвизавао у скиту Магула. 294 На путу из Свете Горе за Метеоре он посетио, са старцем и духовним братом Гаврилом, епископа веома блиског преподобном Синаиту , о коме било речи. Митрополит их и упутио на Метеоре. 295

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010