Слово за Божественной литургией в Неделю перед Рождеством Христовым, в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос Пантократор. Икона VI в. Синайский монастырь святой Екатерины В воскресенье перед Рождеством Христовым за Божественной литургией мы слышим книгу родства Иисуса Христа (Мф. 1, 1-25). Это память богоизбранного народа, память человечества. Каждый народ и каждый человек имеет свою родословную, которую мы не храним. Память богоизбранного народа хранится вечной памятью — Духом Святым. Вся родословная Господа Иисуса Христа делится в Евангелии от Матфея на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля. Давид был тот, кто превратил Израиль в славный народ, так что иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая часть — до вавилонского пленения, которое было позором нации и ее крушением, а третья — до Иисуса Христа, Который спасает народ Свой от рабства и гибели. Эти люди, которых избрал Господь, — праведные и грешные, но в них была святость любви к Богу, потому что они так отдавали Богу свою жизнь, свою плоть и кровь, что в течение веков из рода в род ткалось из их плоти и крови пречистое Тело Спасителя, «Воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и Вочеловечшася». Книга родства Иисуса Христа — это родословная всего человечества в лице избранных его и каждого из нас. Накануне Рождества Христова каждый из нас призывается с новой силой осознать свое человеческое достоинство. Бог сотворил человека по образу Своему и подобию и человек создан для общения с Богом. Мы имеем родство с Самим Богом, мы — Его род, и каждый из нас рождается, чтобы быть царем, чтобы принадлежать царскому Христову роду. Каж­дый из нас, прежде чем наступил светлый праздник Рождества Христова, должен глубоко осознать свою греховность, свое отпадение от Бога, потому что Господь приходит спасти не праведников, но грешников. Оттого, что Бог становится человеком, в Нем крепость и любовь неодолимая, и нет ничего для Него невозможного в том, чтобы восстановить попавших в диавольский плен в достоинство, которое дает благодать.

http://pravoslavie.ru/43872.html

162 Термины апофатического богословия, отрицающие человеческие качества в Боге. Согласно Дионисию Ареопагиту выразить сущность Бога в категориях человеческого языка невозможно. В отношении сокровенного Бога он употребляет выражение «Божественное Ничто». 163 Присно – постоянно, всегда. Церк. слав. «присносущный Бог» – т. е., Бог, вне времени и вне пространства бытийствующий, всегда сущий, всегда существующий. 164 «и также всегда сущий – Ты и Единородный Сын и Дух Твой Святый» – позднейшая интерполяция, утверждающая единосущное ипостасное бытие Святой Троицы. 165 В библейском повествовании Бог сотворил Мир из небытия Своим Словом: «И сказал Бог...» (см. Быт.1 ). Согласно новозаветному учению и учению Святых Отцов, Вселенная сотворена из ничего Богом-Отцом через Его Превечное Божественное Слово – Сына Божьего, содействием исходящего от Отца Святого Духа. (В анафоре Литургии св. Василия Великого о Сыне Божьем сказано, что Сыном Божьим Бог-Отец «время сотворил и... утвердил (в бытии) всё сущее, ибо Он (Сын Твой) есть всесильное Слово Твоё»). Бытие Божие – истинное, несотворенное, бытие Мира – тварное. 169 Грядущее Царство=Будущее Царство. Грядущее Царство – это Царство Христово, постепенно раскрывающее себя как Присутствие Духа Святого и явление благодати Божией в мире и человеке. О Царстве Божием смотрите также сноску к начальному возгласу Литургии «Благословенно Царство...» Ср. прошение из молитвы Господней «Отче наш»: «...да приидет Царствие Твое...» и ( Мф.3:2 ):«Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное». 171 Златоуст прославляет Бога не только за благодеяния, которые нам очевидны, но и за те, истинная цель которых от нас сокрыта и они кажутся нам злом. Истинная цель присутствия зла в жизни людей и страданий человека откроется только в вечности. Последними словами умиравшего святителя Иоанна Златоуста были: «Слава Богу за всё!» 174 Об ангелах см. ( Ис.6:3 ): «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»; ( Откр.4:8 ): «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

16 Царство Отца и Сына и Святого Духа – постепенно раскрывающееся Присутствие Троичного Бога, явление благодати Божией в мире и человеке. Царство Божие – ключевое понятие христианской жизни и содержание Христова благовестия ( Мф.4:17 ), отнюдь не «потусторонний» мир, а знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем ( Ин.17:3 ): «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»). Евхаристия есть приближение и явление Царства Божия, Небо на земле. 18 Т.е., в мире, в тишине, спокойствии, в молчании, в состоянии душевного умиротворения. В древности это был призыв к духовной молитве всего собрания. Громкий ответ «Господи, помилуй» не полагался. Великая ектения первоначально была более продолжительной, включая в себя прошения мирной + просительной ектении, и произносилась в древности на «литургии верных», а, несколько позднее, перед «Святый Боже». На всех ектениях преклоняли колени, как делают это и ныне на чтении трех коленопреклонных молитв на вечерне первого дня Святой Троицы: «Паки и паки, преклоньше колени...», и в конце молитв: «Заступи, спаси, возстави...» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста молитвы Евхаристии также слушались коленопреклонно: «И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трапезе (Евхаристии), нужна бывает другая молитва , – мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем». В чине Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (во второй молитве верных) читаем: «Паки и многажды припадаем, и Тебе молимся, Благий и человеколюбче:...» Об образе произнесения ектений и молитвословий Евхаристии в древности см. статью в приложении. 19 Прошение о ниспослании общине Мира Божьего (евр. «Шалом Ягве»). См. ( Фил.4:7 ): «И Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»; ( Кол.3:15 ): «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Аминь», – заключает Символ. Истинно, буди, буди. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, который благословил нас во Христе всяким благословением духовным в небесах, так что в Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов по богатству Его благодати» ( Ефес.1:3–7 ). О литургии Хотя в письмах о Богослужении старался я, по мере тесного их объема и моих понятий, изобразить постепенный ход Литургии, однако же истолкование сие представляется тебе неудовлетворительным как по самой краткости, так и по тому, что ты менее ознакомлен с служением Архиерейским, мною описанным. И так хочу еще однажды изложить пред тобою порядок и значение Божественной службы, уже не торжественной по внешнему великолепию, числу и сану священнослужителей, но с таким же духовным торжеством совершаемой одним Иереем и Диаконом. Ибо и в их скромном служении представляется для нас то же высокое зрелище Тайной Вечери Христовой и всей Его жизни от колыбели Вифлеемской до Вознесения на Небо. Как часто с сокрушением сердца доводится нам слышать от людей, совсем не чуждых веры и благочестия, ибо в устах неверующих и не странно было бы такое слово: «За чем нам ходить в церковь ? Разве нельзя также молиться дома?» Такой образ понятий тем более огорчителен, что, проистекая не от ожесточения против Церкви, а только от неведения, он лишает, однако же, неправомыслящих духовного блага соборной молитвы наравне с чуждыми всякого общения с Церковью. Если под именем её они разумеют только четыре стены храма, осененные крестом: то, конечно, и в стенах собственной их храмины можно возносить теплые молитвы к Богу. Ибо Сам Спаситель сказал: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в сонмищах и на улицах останавливаясь, молиться, чтобы видели их люди. Ты же, когда молишься, взойди в комнату свою и, затворив за собой двери, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». ( Мф. 6:5,6 ) Но должно понимать Церковь в истинном её значении, т. е. собранием верных, соединенных между собою таинствами, и верою в Господа Иисуса Христа, Который обещал им: «там где соберутся двое или трое, во имя Его, и Он будет посреди их» ( Мф.18:20 ), и приобщив Апостолов на Вечери Тайной Своего Тела и Крови повелел им «творить сие в Его воспоминание» ( Лук.22:15 ). Тогда сколь знаменательным сделается для каждого члена Церкви сие повторение Вечери Христовой. Ибо говорит Апостол: «Всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, вы возвещаете смерть Господню, доколе приидет» ( 1Кор.11:26 ). И так не одна лишь память первого Искупительного Пришествия Христова, но и ожидание второго Страшного Его Пришествия для рассуждения дел наших должны исполнять трепетом сердца наши при Божественной Литургии, во время коей опять приносится за нас жертва Христова, хотя в виде бескровной, чтобы сделаться более нам доступной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Весь мир Церкви, новое творение, есть богочеловечество. Неслитно, неизменно и нераздельно тварный мир соединяется с нетварной Благодатью – и не упраздняется, не сгорает, но преображается и становится нетленным: «Ведь теми, кто имеет [духовное] зрение, весь духовный мир видится таинственно отпечатленным в символических образах в каждой части чувственного мира; и, напротив, в каждой части духовного мира содержится весь чувственный мир, помещаясь в нем интеллигибельно в умопостигаемых логосах " 96 . Святой созерцатель Откровения пишет: Я, Иоанн, брат ваш... был в Духе в день воскресный... И увидел я новое небо и новую землю ( Откр.1:9–10; 21:1 ). В этих словах он, как бы, говорит нам: «Я, брат ваш Иоанн, был на Божественной Литургии». Литургия помещает нас перед открытым окном откровения, нетления. Она дает нам возможность вздохнуть чистым воздухом, который оживляет наше сердце. Таково событие и таков опыт, которые мы переживаем на божественной Литургии: все становится новым по благодати и в общении Святого Духа. Уже не солнце освещает землю и не фантазия нашего ума простирается в небесные выси – ибо небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ), – но само присутствие Божие обновляет, делает нетленными и едиными небо и землю. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его ( Откр.21:23 ). Реальность Литургии не может быть освещена светом, который должен пройти: «Ничто видимое не есть благо " 97 . Невидимое присутствие Господа – вот что сообщает свет и откровение всему существующему. 5. «Да живот имут» (Ин.10:10) Литургия, совершаемая на Святом Престоле, создает, приводит в гармонию и образует «все во всем». Великим и удивительным событием при этом является тот факт, что литургический дух воплощается в нашей жизни. Литургия Христовой жертвы, которая священнодействуется на Святом Престоле, составляет сердце нашей жизни и нашего самосознания. Она согревает и хранит нашу жизнь. Она включает в себя как личность каждого из нас, так и всю нашу литургическую общину. Она создает и содержит все, что есть в нас и вокруг нас. Невидимое и нетварное она воплощает и отдает нам, привносит в нас, делая все это доступным нашему осмыслению и осязанию; все же видимое и незначительное она преображает и освящает. Мы переживаем несмешиваемое взаимопроникновение нетварного и тварного, жизни и смерти, движения и покоя, таинства и рационального мышления, чуда и закона, свободы и природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

С чего же мы начинаем ежедневную последовательность молитв? Вечерня начинается с чтения или пения 103 Псалма – хвалебного гимна вселенной: Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это – море великое и пространное... Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Таким образом, пишет отец Александр, ежедневная вечерняя служба «начинается с начала»: «Она начинается с начала, а это значит с «открытия», восхищенного и благодарного, мира как творения Божьего. церковь как бы возвращает нас к тому первому вечеру, когда человек, вызванный Богом к жизни, открыл глаза и увидел, что дал ему Бог в любви Своей, увидел всю красоту, всю славу храма вокруг себя, и возблагодарил Бога. И в этом благодарении он стал собою... Поскольку церковь – во Христе, она всегда начинает с этого акта благодарения, возвращения мира Богу» 29 . Вот в чем, стало быть, пятый аспект нашей человеческой сущности. В благодарении мы становимся собою. Без благодарности мы недолюди, или даже анти-люди. Лишь жертвуя и благословляя обретаем мы подлинную человеческую суть. Мы можем теперь уточнить, в чем состоит наша личная отвественность перед окружющим нас миром. Высшее призвание человека – священство. Это наша высшая привилегия как разумных существ, наделенных самосознанием и свободной волей, и в то же время как евхаристических существ, способных к обожению. Мы должны сознательно и благодарно возвращать мир Богу-Творцу как жертву хваления. Эта задача точно определена в чине Божественной Литургии, где непосредственно перед эпиклезой – призыванием Духа Святаго – священник поднимает Святые Дары, возглашая Твоя от Твоих Тебе приносяще от всех и за вся. «Призвание священства», «приношение жертвы»: что означают сами эти слова? Во-первых, мы говорим на Литургии: Твоя от Твоих. Мы приносим в жертву Богу лишь то, что Он Сам дал нам. Если бы Бог Своей свободной волей не подарил нам мир, нам нечего было бы жертвовать. Приношение принадлежит Ему более, чем нам; без Него наши руки были бы пусты. На самом деле в Божественной Литургии истинным Приносящим жертву, единственным Первосвященником является Сам Христос, мы же, как священнослужители, так и прихожане, присутствующие при совершении Евхаристии, можем действовать как священники лишь в силу нашего соединения с Ним. Лишь Он служит Литургию в собственном смысле слова. Мы можем лишь сослужить Ему. И это приложимо не только к Евхаристии, совершаемой в «Действе Обедни» по выражению Чарльза Уильямса, но и к любой жертве, приносимой человеком во всю его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ch...

Сегодняшние времена напоминают греховное допотопное время. Еще тогда через своих служителей, пророков обращался Господь к человечеству увещевая, призывая, предупреждая. Вот, скажем, обращение Бога к Иоилю, сыну Вафуила: «…внимайте, все жители земли сей. Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду. Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! Уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. огонь пожрал злачные пастбища пустыни и пламя попалило все деревья в поле.» (Иоил. 1:1—3, 10, 17—19). Пророк призывает священников назначить пост, созвать всех жителей страны в Дом Господень и молить Его о прощении и милости... А ведь Слово Господне дано на века. Ну и как же мы этот Божий наказ выполняем? Многие ли каются в грехах своих? К сожалению, некоторые даже порог церкви не переступают, не думая о жизни вечной. Так чему же удивляться нам сегодня: и поля опустошены от жары, грозя оставить многие страны без зерна, и происходят землетрясения, наводнения и прочие бедствия. И не станет лучше, сколько бы ни говорили мы об изменении климата. Это следствие нашей греховной жизни. Пока не будет истинного покаяния, мир неудержимо будет катиться в бездну. — Святые отцы учат, что сила благодати Христовой способна преобразить душу. Как, Ваше Высокопреосвященство, сподобиться этой благодати? — Нет ничего в мире выше Божественной литургии. Это самое главное Богослужение. Постоянным поминовением на Литургии можно вымолить даже очень грешную душу. О великой силе этого Богослужения свидетельствует такой рассказ. Во времена святителя Василия Великого один священник в силу сложившихся обстоятельств впал в большие долги. Кредиторы стали требовать возвращения долга, и он вынужден был занять пятьсот золотых монет у знакомого купца, обещая поминать его самого и сродников всю жизнь на проскомидии.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/28/...

Тертуллиан в III веке писал к язычникам: «Каковы наши Вечери, это видно из самого их имени: они называются греческим именем, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они не стоили, но издержка на них, которая верующими делается из любви, есть приобретение: за этою трапезою кормятся бедные... Нет на них ничего худого, ничего противного добрым нравам. Вечери начинаются молитвою к Богу, едят столько, сколько требуется для утешения голода, и пьют, сколько прилично трезвому человеку. Едят досыта, но не забывают, что и ночью надобно быть на молитве, разговаривают между собою, но знают, что Господь слышит все». После освобождения Церкви Христовой от гонений, когда христианство стало господствующей религией и число верующих возросло в ней до миллионов, многие из обычаев и обрядов первоначальной Церкви, естественно, должны были измениться, но память о них до наших дней сохранилась в литургиях Иоанна Златоуста , Василия Великого и Григория Двоеслова . Отражение мира и любви в Божественной литургии В Божественной Литургии Православной Церкви отражена основная идея христианской религии – примирение человека с Богом великой крестной жертвой Господа нашего Иисуса Христа во имя любви к человеку. Святой евангелист Иоанн Богослов учит: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин.4:9 ). И апостол Павел учит: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор.5:19–21 ). Вот почему вся Божественная Литургия есть гимн хвалы и благодарения Господу Иисусу Христу, возлюбившему нас до смерти крестной и принесшему на землю Свой Божественный мир и святую любовь. Божественная Литургия есть важнейшее и высочайшее священнодействие Христовой Церкви, во время которой приносится бескровная жертва, примиряющая небо с землею, Бога с человеком через Святые Тайны – Тело и Кровь Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

126 «и также всегда сущий – Ты и Единородный Сын и Дух Твой Святый» – позднейшая интерполяция, утверждающая единосущное ипостасное бытие Святой Троицы. 127 В библейском повествовании Бог сотворил Мир из небытия Своим Словом: «И сказал Бог…» (см. Быт.1 ). Согласно новозаветному учению и учению Святых Отцов, Вселенная сотворена из ничего Богом-Отцом через Его Превечное Божественное Слово – Сына Божьего, содействием исходящего от Отца Святого Духа. (В анафоре Литургии св. Василия Великого о Сыне Божьем сказано, что Сыном Божьим Бог-Отец «время сотворил и… утвердил (в бытии) всё сущее, ибо Он (Сын Твой) есть всесильное Слово Твоё»). Бытие Божие – истинное, несотворенное, бытие Мира – тварное. 131 Грядущее Царство=Будущее Царство. Грядущее Царство – это Царство Христово, постепенно раскрывающее себя как Присутствие Духа Святого и явление благодати Божией в мире и человеке. О Царстве Божием смотрите также сноску к начальному возгласу Литургии «Благословенно Царство…» Ср. прошение из молитвы Господней «Отче наш»: «…да приидет Царствие Твое…» и Мф.3:2 :«Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное». 133 Златоуст прославляет Бога не только за благодеяния, которые нам очевидны, но и за те, истинная цель которых от нас сокрыта и они кажутся нам злом. Истинная цель присутствия зла в жизни людей и страданий человека откроется только в вечности. Последними словами умиравшего святителя Иоанна Златоуста были: «Слава Богу за всё!» 136 Об ангелах см. Ис.6:3 : «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»; Откр.4:8 : «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». 137 Церк. слав. «вопиюще» – гласяще, т.е., оглушительно гомоня, стараясь перекричать друг друга (отсюда слово «глашатай»). Все глаголы («поют, вопиют, глаголют…») передают состояние устремлённости безплотных ангельских сил к Богу, их непреодолимое желание исполнить Его святую волю. В рус. яз. есть народное выражение: «Поднять несусветный глас».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

246 О значении этих литургических выражений можно почитать: а) статью А. Раэса «Ta panta kai dia panta»; б) статью Р.Тафта схожего наименования; в) книгу Р. Тафта «Диптихи»; г) две книги Ч. Джираудо о структуре и богословии классических анафор; д) статью д. Михаила Асмуса «О всех и за вся». В данном контексте «и всех и вся» полнота собрания евхаристической общины. 248 Т.е., удостой всех певцов, чтецов, иподиаконов, диаконис и иных членов низшего клира причастия Телу и Крови Христовым. 257 Древняя замена обычая возложения руки епископа на каждого молящегося перед выходом его из храма (отсюда обычай целования креста в конце литургии). На литургии – три главопреклонных молитвы: 1) для оглашенных (которые после этого должны уйти), 2) для непричащающихся верных (после «Отче наш»). Для последних диакон произносит «Главы ваша… преклоните» вместо «Главы наша… преклоним»; и 3) для исхода из храма причастившихся (заамвонная молитва), на которой диакон не случайно стоит с преклоненной головой на солее. 258 Роберт Тафт полагает, что эта главопреклонная молитва читалась на исход из храма т.н. «слушающих» или «молящихся», ещё не получивших от епископа права на причащение. 262 Т.е., Святые Дары для избранников Божьих – христиан, верных. В древней практике Святые Дары при этом возглашении, показывались Святому Народу Божьему. Слово «святой» здесь употреблено не в смысле нравственном, а в значении инаковости – «иной», выделенный из обычного порядка вещей или явлений, то, что причастно святому Богу или Его освящающей благодати. См. 1Петр.2:9 : «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»; Ин.15:16 : «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Возглас отражает практику т.н. «тайной дисциплины» (disciplina arcana) – Святые Дары, часто приносимые домой для причастия больных и верных, отсутствующих на Евхаристии, не должны попасть в руки катехуменов (оглашаемых).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010