Монастырь Подврх был основан в начале XVII века, над входом в церковь расположена каменная плита, указывающая на дату его постройки — 1606 год. Это произошло во времена правления печского архиепископа Иоанна, а первым настоятелем монастыря стал игумен Кирилл. Адрес: монастырь находится в 25 километрах к северо-востоку от Биело-Поле близ села Мокрый Луг у истоков реки Быстрица в начале ущелья Джаловича Телефон: +382 69 518 653 Подробнее... Монастырь Подластва [ править править код ] Подластва — единственный монастырь в прибрежной области Грбаль, который несколько столетий был духовным центром всей местной грбальской общины. Точных сведений о дате постройки монастыря не существует, однако, согласно преданию, храм в этом месте появился еще в середине первого тысячелетия. Народное предание сохранило и еще один факт об этом монастыре: святой Савва, первый сербский архиепископ и основатель Зетской митрополии, останавливался в Ластве, откуда после он отправился на Святую Гору Афон с близлежащего побережья. Считается, что основателем монастыря Подластва был сербский король Душан, заложивший в 1350 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в 1419 и 1421 годах, а также в 1427 году, когда здесь был принят «Грбальский Законник» — свод законов местной общины. Адрес: 85318 Ластва Черногория Проезд: Монастырь находится в долине Грбаль, за горным перевалом Топлиш, возле деревни Грбальская Ластва, недалеко от магистрали Будва-Тиват-Котор, в 3 км от побережья. Телефон: +382 68 428 974 Электронная почта: cerekovic.aleksandra@gmail.com Подробнее... Монастырь Подмалинско [ править править код ] Монастырь Подмалинско — самая известная святыня в исторической области Дробняк на севере страны, где издревле селились черногорские племена Дробняци и Ускоци. По преданию монастырь был воздвигнут в правление сербского короля Уроша I Неманича около 1252 года. Покровителем обители был выбран святой Архангел Михаил, особо почитаемый в династии Неманичей.

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(мо...

Ветхий денми. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 гг. Неясно, с какого времени образ В. д. связывается с Богом Отцом (Х. Герштингер предполагает сев. влияние - см.: Gerstinger. S. 79-85). Один из ранних примеров такого понимания - композиция «Отечество», вписанная в инициал Θ ( Θες) в рукописи Евангельских чтений из мон-ря Дионисиат на Афоне (Dionys. 587, XI в.). Такой же смысл в изображении В. д. на рус. иконе «Благовещение Устюжское», нач. XII в. (ГТГ), где В. д. во славе, сидящий на херувимах, изображен в небесном сегменте, а от Его благословляющей десницы исходит луч в сторону Богородицы. Рядом с В. д. надпись: «          ». Аналогичная сцена Благовещения в росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), XIV в. На фреске ц. Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 г., где В. д. представлен в композиции «Крещение Господне», в его руке свиток с текстом: «Сей есть сын мой возлюбленный» (Мф 3. 17). В ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 гг., В. д. изображен в медальоне, но без крещатого нимба и без монограммы. К примерам отождествления В. д. с Богом Отцом можно отнести росписи церквей: Успения Богородицы в Грачанице, 1320 г.,- В. д. в медальоне в сцене Крещения; св. Петра в Биело-Поле (Черногория), 1319-1320 гг.,- В. д. на престоле во славе в сцене Вознесения; Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг.,- в дьяконнике «Св. Троица» (новозаветная) - на престолах в ряд изображены В. д., Эммануил и Св. Дух в виде голубя. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., образу В. д. посвящена отдельная статья «Блаженный Отец - Ветхий Деньми» (ст. 449). В рус. искусстве XVI в. под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией В. д. вместо крещатого нимба стал изображаться со звездчатым нимбом в виде пересекающихся синего и красного ромбов, что привело к формированию нового иконографического типа - Господа Саваофа , запрещенного Большим Московским Собором (1666-1667). Лит.: Millet G. La Dalmatique du Vatican: Les élus, images et croyances. P., 1945. P. 42-44. BEHER. 1948. Vol. 60; Gerstinger H. Über Herkunf und Entwicklung der anthropomorphen byzant.-slavischen Trinitätsdarstellungen des sogenannten Synthroni und Paternitas (Otechestwo) Typus//FS W. Sas-Zaloziecky zum 60. Geburtstag. Graz, 1956; Papadopoulos S. A. Essai d " interprétation du thème iconographique de la Paternité dans l " Art byzantin//Cah. Arch. 1968. vol. 18. P. 121-136; Onasch K. Ketzergeschichtliche Zusammenhänge bei der Entstehung des anthropomorphen Dreieinigkeitsbildes der byzant.-slavischen Orthodoxie//Bsl. 1970. T. 31. 2 (A). S. 229-243; LCI. Bd. 1. Sp. 394-396.

http://pravenc.ru/text/158288.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРОСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ Мирославово Евангелие. 1180–1190 гг. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 1–2) Мирославово Евангелие. 1180–1190 гг. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 1–2) Апракос, древнейший кириллический памятник сербского извода церковнославянского языка. М. Е. содержит 181 пергаменный лист 1° (41,8×28,4 см), основная часть рукописи хранится в Национальном музее Сербии 1536), 1 лист (Л. 166) - в РНБ (Ф. 550. ОСРК. F.n.I.83). М. Е. было создано в бывш. Хумской обл. (ныне территория Герцеговины, Республика Босния и Герцеговина), вероятнее всего, между 1195 и 1197 гг. ( 2002. 1. С. 5-7). Памятник получил название по имени серб. кнеза Мирослава, владевшего Хумской обл. в 1169-1198 гг., по заказу которого М. Е. было написано. Об этом свидетельствует запись одного из 2 писцов рукописи - дьяка Григория на последнем листе: «                               k        » (С. 360) (здесь и далее, как и во всех исследованиях, посвященных М. Е., страницы рукописи указываются по пагинации, использованной Л. Стояновичем в издании 1897 г.). Возможно, М. Е. было заказано Мирославом для построенной им ц. св. апостолов Петра и Павла в г. Биело-Поле на Лиме (на территории совр. Черногории). (Существующие в сербской лит-ре более ранняя (ок. 1185) или широкая (1180-1190) датировки М. Е. основаны на мнении, что Мирослав лишился своего удела в 1185 г. в связи с передачей его младшему сыну великого жупана Стефана Немани Растко (см. Савва I , свт.), которое не отражает реального положения вещей.) Инициал R из Мирославова Евангелия. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 348) Инициал R из Мирославова Евангелия. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 348) Зимой 1845/46 г. М. Е. было обнаружено в афонском мон-ре Хиландар архим. Порфирием (Успенским) , который скопировал приписку дьяка Григория и увез в С.-Петербург 1 лист (Л. 166 (С. 330-331)) из месяцесловной части памятника. В 1883 г. Петербургский лист М. Е. вместе со всей коллекцией рукописей еп. Порфирия (Успенского) был приобретен Имп. Публичной б-кой (ныне РНБ). Основную часть М. Е. в 1896 г. монахи Хиландарского мон-ря подарили серб. кор. Александру I Обреновичу. После его убийства в 1903 г. М. Е. исчезло из королевских покоев и было обнаружено вновь в 1915 г., во время эвакуации среди неразобранных вещей и документов, изъятых в 1903 г. из стола 1-го адъютанта кор. Александра. Рукопись находилась в разных хранилищах: Гос. сокровищнице, в музее регента кн. Павла, во время второй мировой войны - в одном из мон-рей на территории Сербии (по-видимому, в мон-ре Рача), затем в специальном хранилище Национального банка. Ок. 1950 г. М. Е. было передано в Национальный музей в Белграде.

http://pravenc.ru/text/2563350.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Десятки тысяч верующих приняли участие в протестных молебнах в Черногории Наиболее массовые акции проходят в Подгорице, а также в Беране и Тивате 17.01.2020 10:41 Версия для печати Верующие во время протестного шествия в центре Подгорицы во время обсуждения спорного закона о вероисповедании. 26 декабря 2019. Фomo:  REUTERS/Stevo Vasiljevic Белград, 16 января. Десятки тысяч православных верующих приняли участие в протестных молебнах в Черногории. Об этом сообщила пресс-служба Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). «В Черногории сегодня проходят молебны Пресвятой Богородице и литии в защиту святынь от грабежа и беззакония. Десятки тысяч верующих участвуют в молитвенном сопротивлении», – говорится в сообщении, которое цитирует ТАСС . Наиболее массовые акции проходят в Подгорице, городах Беране, Тиват (здесь богослужение возглавил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий), Спуж, Бар, Биело-Поле, Жабляк. Массовые акции протеста прихожан Сербской Православной Церкви проходят дважды в неделю в Черногории, Сербии и Республике Сербской (входит в состав Боснии и Герцеговины) в знак протеста против притеснения СПЦ в Черногории, где в ночь на 27 декабря парламент страны большинством голосов принял закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». В поддержку закона проголосовали 45 депутатов из 45 присутствующих, документ рассматривался после задержания полицией всех депутатов от оппозиции. 28 декабря закон подписал президент страны Мило Джуканович.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Он добавил, что до выборов полиция в рекордные сроки находила тех, кто критиковал власти в соцсетях. В последние дни неизвестные вандалы испортили двери в православной церкви в городе Биело-Поле на севере Черногории, на стенах домов там появлялись граффити разжигающего рознь содержания. В воскресенье в Черногории прошли парламентские выборы. Согласно предварительным данным избиркома, оппозиция впервые за более чем 30 лет получила больше голосов , чем правящая Демократическая партия социалистов (ДПС) президента Мило Джукановича. В понедельник законность выборов и их итог признали наблюдавшие НПО, миссия ОБСЕ, посольства США и Великобритании. Сторонники оппозиции вечером в понедельник вышли на улицы праздновать победу несмотря на то, что политические лидеры призвали их остаться дома и не поддаваться на провокации. В Подгорице центром празднования стало плато соборного храма Воскресения Христова. МВД во вторник сообщило о множестве инцидентов в шести крупных городах страны. Один из лидеров крупнейшей коалиции " За будущее Черногории " Милан Кнежевич сообщал РИА Новости, что оппозиция Черногории опасается подстроенных инцидентов, которые повлияют на итог прошедших парламентских выборов и также призвал сторонников избегать массовых собраний. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 07.09.2020 12:15 В РПЦ назвали итоги выборов в Черногории результатом поддержки раскольников властями страны 02.09.2020 18:00 Патриарх Ириней: после прихода оппозиции к власти Черногория вернется на правильный путь 31.08.2020 14:14 В РПЦ прокомментировали итоги выборов в Черногории 31.08.2020 14:01 В Черногории назвали успех оппозиции на выборах заслугой Сербской Церкви 27.08.2020 16:06 Митрополит Амфилохий призвал черногорцев идти на выборы ради защиты святынь 18.08.2020 15:29 В Черногории прошел морской крестный ход в защиту СПЦ 05.08.2020 11:57 Митрополит Иларион: Властям Черногории выгодно поддержать Сербскую церковь 20.07.2020 16:26

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости В Черногории тысячи верующих потребовали отмены закона о вероисповедании 31.01.2020 16:13 Версия для печати Фото: AP Photo/Risto Bozovic Белград, 31 января. Массовые протестные шествия – литии – прошли в столице и ряде городов Черногории вечером 30 января. Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ), тысячи участников шествий выступили против принятого черногорскими властями спорного закона о свободе вероисповедания. «Тысячи людей собрались вечером перед соборным храмом в Подгорице на молебен пресвятой Богородице, после которого по улицам главного города прошел крестный ход. Литию возглавляет протоиерей-ставрофор Гойко Перович, ректор Духовной академии им. Петра Цетиньского», – говорится в сообщении. По данным митрополии, около 20 тыс. человек приняли участие в крестном ходе к монастырю Джурджеви-Ступови в городе Беране. В городе Биело-Поле колонна верующих растянулась на 15 км, крестный ход возглавил священник Никола Скопляк. Ваш Отзыв

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

в средние века и раннее Новое время повторяло визант. парадигму и не было связано с созданием агиографических сочинений, перенесением мощей и храмостроительством. Его внешние проявления ограничивались в основном распространением неск. редакций апокрифа о приходе М. и М. в Рим к императорскому двору и осуждении в результате этого на смерть виновных в крестных страданиях Спасителя. Тематически памятник связан с апокрифическим «Евангелием Никодима» и входит в его устойчивый лит. конвой. Текст сохранился в списках не позднее 2-й пол. XV в. (серб. Сборник из мон-ря Николяц в г. Биело-Поле (Черногория). 52, ок. 1485-1495 гг.). Судя по известной рукописной традиции (к-рая, впрочем, изучена недостаточно), у юж. славян была распространена краткая версия текста («Слово, како Марфа осуди Пилата перед царем Кесарем» - Polivka. 1891; Апокрифи новозаветни. 2005), а на Руси - пространная («Слово о Господе нашем Иисусе Христе», приписанное свт. Иоанну Златоусту - Порфирьев. 1890. С. 197-203). В пространной редакции в отличие от краткой есть начало, обычное для поучений и торжественных слов, достаточно подробный рассказ о земной жизни и мучениях Христа и ряд деталей, которые характеризуют эту редакцию как вторичную (действующими лицами в краткой редакции выступает одна Марфа, а в пространной - обе сестры, но при этом повествование часто сбивается на единственное число; император в 1-й ошибочно назван Августом, а во 2-й он правильно именуется Тиберием). В индексах отреченных книг, даже в наиболее пространном печатном варианте Кирилловой книги 1644 г., этот текст не фигурирует (см.: Грицевская. 2003), вероятно, потому, что он воспринимался не как самостоятельный, а как часть «Евангелия Никодима». Примерно с сер. XVII в. в восточнославянской (преимущественно великорусской) книжности получает самое широкое распространение новая версия апокрифа в составе т. н. повести «Страстей Христовых» (юж. славянам она осталась неизвестной); действующими лицами здесь являются обе сестры. Повесть представлена мн. десятками (если не сотнями) списков 2-й пол. XVII-XIX в., нередко иллюстрированными. Особой популярностью она пользовалась в среде старообрядцев - с 80-х гг. XVIII в. и до нач. XIX в. «Страсти» многократно переиздавались старообрядческими типографиями (только до нач. 10-х гг. XIX в. вышло не менее 12 изданий).

http://pravenc.ru/text/2562512.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости СМИ: в Черногории задерживали и допрашивали священнослужителей СПЦ 22.06.2020 16:01 Версия для печати Участники акции протеста после ареста священников Сербской православной церкви в Черногории. Архивное фото: АР Photo/Darko Vojinovic Подгорица, 22 июня. Полиция Черногории в воскресенье вечером проводила задержания и допросы служителей Сербской православной церкви (СПЦ) после проведенных ими протестных шествий и молебнов, сообщает РИА Новости со ссылкой на информационный портал  IN4S . Массовые мирные выступления, направленные против преследования СПЦ в Черногории и спорного закона о свободе вероисповедания, прошли в воскресенье в различных городах страны. Как сообщал днем источник РИА Новости в митрополии Черногорско-Приморской, духовенство не рассчитывало на массовые задержания. Однако после мирных шествий в поселке Жабляк был задержан священник Миливое Йовович, в городе Мойковац священник Александр Кргович. В Биело-Поле были допрошены, а затем отпущены священник Милосав Йованович и игумен Николай из монастыря Златеш. В Даниловграде в полицию был доставлен и после дачи показаний выпущен отец Педжа Шчепанович.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мы попросили Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сербия в РФ, доктора исторических наук, члена Белградской Академии наук Славенко Терзича, который лично поддерживал проект, ответить на вопросы «Столетия». – Как вы считаете, что несет эта книга русским читателям? – Книга демонстрирует высокие художественные достижения сербской средневековой культуры и в целом сербской цивилизации. Также она дает возможность проследить влияние других культурных традиций, и, прежде всего византийской и западной, на сербскую культуру. Лет 10 назад мы перевели на сербский язык книгу Наталии Нарочницкой «Россия и русские в мировой истории», и книга, можно сказать, ушла в народ, люди читали, потому что хотели больше узнать о русских. Вот и мы хотим, чтобы русские знали больше о сербах, сербской культуре, архитектуре, письменности, художестве, фресках. И я рад, что сегодня эта книга является, пусть малым, но мостом между нашими народами. – Расскажите о самых острых моментах существования Мирославова Евангелия с момента его создания. – Книги, как и народы, имеют свою судьбу, Евангелие было написано в храме Св. Петра и Павла в маленьком городе Биело-Поле. Потом оказалось в монастыре Хиландар на Афоне, и в конце XIX века, во время визита короля Сербии Александра Обреновича, братья подарили ему книгу. Во время Первой мировой войны, когда Сербия прошла ужасную Голгофу, книга вместе с правительством и нашей армией ехала до острова Корфу, а в конце войны вернулась в Сербию. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Югославию, первое, что бомбили люфтваффе 6 апреля 1941 года, – Национальную библиотеку. Полностью уничтожили, сгорело много средневековых рукописных книг. А мы и не приняли мер, никто не ожидал, что бомбить будут библиотеку. Сделано это было неслучайно, так пытались уничтожить самосознание нашего народа. А книга снова ехала по Сербии, ее охраняли, скрывали, и, в конце концов, она оказалась на юго-западе Сербии, в маленьком монастыре Рача на реке Дрине. Много лет молчали о ней, и наконец открыли тайну, сегодня Евангелие находится в Национальном музее в Белграде. Но один лист – страница 166, вы знаете, в Санкт-Петербурге, и мы надеемся, что российское государство покажет добрую волю и вернет нам этот лист как часть оригинальной книги Евангелия.

http://pravoslavie.ru/122205.html

Массовые шествия состоялись на востоке страны, где верующие собрались у монастыря Джурджеви-Ступови. Они скандировали лозунг «Не отдадим святыни!» После молебна люди мирно разошлись, отмечает митрополия. Кроме того, тысячи верующих вышли на акции в Никшиче, 15 тыс. протестовали в Биело-Поле, многочисленные богослужения состоялись в Баре, Плевле, Тивате, Мойковце, Жабляке, Андриевице, Мурине, Плужине. Закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин» был принят парламентом Черногории в ночь на 27 декабря 2019 года. В его поддержку выступила правящая коалиция - 45 депутатов из 45 присутствовавших, поскольку перед голосованием все представители оппозиции были задержаны полицейскими в здании парламента. Несмотря на начавшиеся протесты, 28 декабря закон подписал президент Черногории Мило Джуканович. Документ предусматривает изъятие церковной собственности у СПЦ, речь идет более чем о 650 святынях, включая особо почитаемый во всем православном мире монастырь Острог. Принятие закона вызвало массовые акции протеста верующих как в Черногории, так и в Сербии и Республике Сербской (в составе Боснии и Герцеговины). Дважды в неделю – в четверг и воскресенье – люди собираются на массовые молебны, а после этого выходят на особые церковные шествия – литии. Численность таких манифестаций в Черногории в последние недели неуклонно увеличивается, достигая, согласно информации пресс-службы Черногорско-Приморской митрополии, 150-250 тыс. человек. По данным аналитиков, протесты стали самыми массовыми в Европе новейшего времени в процентном отношении к численности населения республики, которая составляет 628 тыс. человек. Черногорская митрополия отмежевалась от любых проявлений политики в рамках этих акций и призвала оппозиционных лидеров не использовать литии в своих целях. Теперь все шествия в Черногории проходят под единственным лозунгом «Не отдадим святыни!» Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 07.09.2020 12:15

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006