Глава 1 1–4. Указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена. 5–6, Пожертвования освобожденным иудеям. 7–11. Выдача иудеям храмовых сосудов. 22–23. Дата освобождения иудеев из плена. 1Ездр.1:1 .  В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: «Первый год Кира» был первым годом господства его над Вавилоном и совпадает с 538 г. до Р. X. (ср. Болотов, Валтасар и Дарий Мидянин. Хр. Чтение. 1696). Это был год «исполнения слова Господня из уст Иеремии», т.е. пророчества Иеремии о семидесятилетней продолжительности плена ( Иер 25.11 и Иер 29.10 ). 1Ездр.1:2 .  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. 1Ездр.1:3 .  Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. 1Ездр.1:4 .  А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме. Указ Кира об освобождении иудеев. Указ об освобождении иудеев, кроме рассматриваемого места, еще встречается в Библии 2 раза: во 2Пар 36.22–23 и 1Езд 6.3–5 ; причем в последнем месте предлагается особая версия указа. Некоторые исследователи склонны считать указ Кира ложным документом, сфабрикованным автором книги (Meyer 49; Seineke 89.84). Основанием для этого выставляется юдаистический характер указа, выражающийся в том, что Киру усвояется в указе признание Иеговы Богом неба, наименование Иерусалимского храма домом Божиим и т.п. Но эти выражения будут понятны, если мы допустим, что Кир в своем указе становится на иудейскую точку зрения. Подобным образом и в других своих указах он о вавилонских богах говорит так, как будто признает их истинными. В известной надписи на цилиндре Кир, почитатель Агуры-Мазды, называет царем и владыкой богов вавилонского Мардуха и приписывает его помощи не только завоевание Вавилона, но и подчинение области Кугу и мидян (Schrader, Keilinschr. Bibliothek, III, 2, S. 1201). Как видно из 2–6 ст., указом Кира были предоставлены всем иудеям следующие права: 1) возвращение в Палестину ( 1Езд 1.3 ); 2) построение храма при субсидии из государственных сумм ( 1Езд 3:7, 6:3–4 ); 3) возвращение золотых и серебряных сосудов, взятых из Иерусалимского храма Навуходоносором ( 1Езд 6.5 ). Кроме того, указ приглашал жителей всего государства (ст. 4 «все оставшиеся») к пожертвованию в пользу возвращающихся переселенцев. Следует думать, что в 1 гл. кн. Ездры указ приводится не полностью, а в извлечении: из него берутся только главные положения, касающиеся религиозно-национальной жизни евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан.6:4 . Тогда князья и сатрапы начали искать пред­лога к обвине­нию Даниила по управле­нию цар­с­т­во­м; но никакого пред­лога и по­грешностей не могли найти, по­тому что он был верен, и никакой по­грешности или вины не оказывалось в нем. Дан.6:5 . И эти люди сказали: не найти нам пред­лога про­тив Даниила, если мы не найдем его про­тив него в законе Бога его. Дарий, очевидно, не скрывал от приближенных своего намерения ( Дан.6:3 ). И это обстоятельство вызвало в недоброжелателях Даниила зависть, а она породила желание погубить его, избавиться от счастливого соперника. Но государственная деятельность пророка не давала материала для обвинений: он был слишком честен и бескорыстен. Ввиду этого, враги решили использовать для своих целей его религиозные убеждения и, действительно, использовали. Дан.6:6 . Тогда эти князья и сатрапы при­ступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи! Дан.6:7 . Все князья царства, намест­ники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское по­становле­ние и издано по­веле­ние, чтобы, кто в тече­ние тридцати дней будет про­сить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров. При знакомстве с жизнью пророка сановники были уверены, что он ни при каких обстоятельствах не изменит своей религии и ее требованиям. Проектируемый же ими закон требовал отречения от нее. Даниил, рассуждали его враги, закона не исполнит и потому должен будет погибнуть. Придуманный сатрапами указ возводил царя на степень божества, – обязывал всех подданных молиться ему, как Богу. Странный на первый взгляд, он в действительности исторически верен, – вполне соответствует религиозным воззрениям мидян, допускавшим обоготворение царской личности. Подобно персам, они считали своих царей за богов – воплотителей Агура-Мазды и потому воздавали им божеские почести. Так о Дарие Гистаспе известно, что, когда он выходил из дворца, придворные служители воскуряли пред ним благовонным ладаном. Равным образом и цари, усвоив подобный взгляд, старались выдавать себя за недоступных, незримых простым смертным небожителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объявляет Дарий царь: сии суть области кои подлежат мне; волею Агура-Мазды аз есмь царь над ними: Персия, Сузиана, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, острова на море, Спарда, Иония, Медия, Армения, Каппадокия, Парфия, Дрангиана, Ария, Хорасмия, Бактриана, Согдиана, Гандары, Саки, Саггагиды, Арахосия, Маки: всего двадцать три области 274 . Области сии принадлежат мне. Волею Агура-Мазды все они мне подвластны, дают мне дань, и что бы я ни повелел, исполняют во дни и в нощи». Исключительная, отменная милость Агура-Мазды, почиющая на Ахеменидах, своим началом восходит к сотворению всего мира, и Дарий ради пущего величия ведет свое происхождение непосредственно из освященного древностью высокородного племени Ариев. Так начинается надгробная надпись Дария известным уже нам текстом о едином Боге-Творце всего мира: «Велик бог Агура-Мазда; он сотворил сию землю, и оное небо сотворил, и человека сотворил в его превосходство (над прочими животными), и Дария поставил царем, единаго царя над многими, единаго над ними правителя. Аз есмь Дарий, великий царь, царь царей, царь областей всенародных, царь сей земли великой своею широтою, Гистаспа сын Ахеменид, Перс, Перса сын, Арий, арийскаго племени (арийское семя)». Оканчивается же эта надпись обращением ко всякому смертому, до которого снисходит Ахеменид в своем высокомерии только как предвозвестник воли самого Агура-Мазды: «Объявляет Дарий царь: все что ни сделано мною, делал я по воле Агура-Мазды; Агура-Мазда был мне помощником во всяком моем совершении. Да хранит меня Агура-Мазда от всякого зла, и мое потомство и всю землю сию; молю Агура-Мазду да подаст мне сие. Смертный! Тебе сказаны повеления Агура-Мазды. Не укосни от прямаго пути, не впади в подлое, не прилепися к мерзостному» (Накши-Руст. Косс. Interpr. 76, 80–81) 275 . Кроме внушения обаятельного к себе благоговения, Ахемениды в этих монументальных манифестах повествуют о государственных событиях и своих подвигах, и деяниях. Особенно важно было для Дария обнаружить дело о ложном Смердисе или самозванце Маге-Комете, и первая надпись багистанская входит в любопытные подробности этого факта, столько щекотливого для политики Ахеменидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Повествования о походах и завоеваниях представляют замечательные образцы реляций лапидарного стиля. Например, «Объявляет Дарий царь: после того я направился к Вавилону против Надитабела 276 , который называл себя Навуходоносором. Войско Надитабела защищало реку Тигр… Агура-Мазда был мне помощником, и волею Агура-Мазды переправился я через Тигр, и могущественно разбил там войско Надитабела… Объявляет Дарий царь: вот что было совершено мною в Вавилоне. Объявляет Дарий царь: сих девять царей взял я в оном сражении», и т. п. А чтоб и тени сомнения не могли возбудить эти реляции, тот же Дарий царь внушительно объявляет: «Свидетель мне Агура-Мазда, что все изложенное здесь совершил я не ложно» (Коссов. Interpr. 20, 22–23, 44, 45, 46–47). Особенно назидательны были такие надписи, которые сопровождались скульптурными изображениями, что заменяло грамоту для неграмотных и служило к вящему вразумлению. Так например, малые Бегистанские надписи объяснены в лицах. Над изображением Дария значится: «Аз есмь Дарий, великий царь, над царями царь» и пр. Затем идут изображения побежденных и низвергнутых Дарием царей. Сам он одной ногой стоит над распростертым на земле пленником, который простирает к нему руки. Пред ним со связанными руками и прикованные шеями к одной общей всем цепи еще несколько побежденных царей; позади Дария – телохранители, один с луком и стрелами, другой с копьем. Вверху над всей группой парит в своем крылатом седалище сам Агура-Мазда, милостиво обращенный к Дарию. Подписи гласят: «Вот – Комет, который был Маг, говорил лживо: я Смердись, Киров сын, я царь»; другая: «Вот Надитабир, лгал, говоря: я Навуходоносор, Набунитов сын, я царь Вавилонский»; еше: «Вот Мартияс, лгал, говоря: я Иманис, царь Сузианы» и т. д. (Коссов. Archetyra, 46–47; Interpr. 55–57). Замечательно, что не один ложный Смердись, но и все побежденные цари выдаются за лжецов и самозванцев, так что правда и милость Агура-Мазды почиют только на победителе Ахемениде. Грубый обычай поносить врага ругательствами на поле битвы возведен здесь уже в политический принцип горе побежденным, которое пред судом Агура-Мазды оказывается возмездием за их неправду, ибо сам Агура-Мазда помощник в битвах, а кто победил, тот праведник, наделенный его милостью и щедротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

И вот – мы видим, ассирияне почитали бога Ассура и считали своею религиозно-политическою обязанностью подчинить этому богу известные им народы. Вавилоняне почитали Мардука и представляли, что именно он привел в порядок мировой строй и ослабил действие злого начала – Тиамат – в мире. К ногам Мардука вавилоняне естественно желали привести весь мир. Но ни ассирияне, ни вавилоняне не пошли с проповедью об Ассуре и Мардуке, они вышли с луками, копьями, мечами и колесницами и во славу своих богов лили кровь народов передней Азии и восточной Африки. Они думали объединить народы под своею властью и властью своих богов, но не объединение, а разъединение внесли они в мир, они не создали единого обширного государства, но они уничтожили союзы государств. И конец их и их замыслов был – гибель.   На смену их выступили мидо-персы. Они шли на народы во имя благого бога Агура-мазды, который запрещал убивать не только людей, но и животных, если в этом не было нужды, который запрещал приносить ему кровавые жертвы. И однако думая служить Агура-мазде, персы служили его противнику Ангра-метусу, олицетворению злого принципа, они лили кровь и убивали создания благого Агура-мазды. Легенда о смерти Кира, отрубленная голова которого будто бы плавала в крови, по поводу чего было замечено, что пусть он напьется крови по смерти, если не мог – хотя и хотел напиться ею при жизни, эта легенда показывает, что в сознании древних народов Киръ трактовался так же, как трактуется теперешним культурным человечеством кровавый кайзер наших дней. Камбиз, убивший быка аписа, оскорбил религиозное чувство египтян, но не оказал услуги Агура-мазде, ибо бык есть создание Агура-мазды.   Притупился и меч персов. На встречу им двинулся народ тоже с целью покорить народы, но уже не во имя религиозно-политического, а во имя культурного принципа. Эллины хотели подчинить варваров, чтобы приобщить их к эллинской образованности. Александр Македонский нес не только меч, но и культуру народам. Но в этой культуре в конце концов не оказалось ни физической силы, ни нравственной мощи. Она не могла покорить народы грекам. Если персы в роли вселенной владык могли продержаться около двух столетий, то греческое владычество обнимает собою лишь правление Александра Македонского, умершего всего лишь 33-х лет от роду.  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Всемирно-историческое значение буддизма состоит в том, что он уничтожил кастовую обособлен­ность. В этом отношении буддизм знаменует от­крытие в истории новой стадии – всечеловеческой или универсальной. Но буддийский универсализм имеет лишь отвлеченный и отрицательный харак­тер. Задача собрать во едино все части человечества и образовать из них царство высшего порядка еще вовсе не сознается и не ставится. Конечно, все люди – братья, но братья в своем ничтожестве и призрач­ности. Призыв к такому братству не мог иметь положительно–созидающего действия. § 25. О Персидской религии Персидская религия или парсизм известна еще под названием Зороастровой религии от имени сво­его реформатора, а также маздеизма от имени глав­ного божества – Мазды или Ахура Мазды. Источни­ками, из которых почерпнута история парсизма, служат клинообразные надписи на разных персид­ских памятниках и Зенд-Авеста, священная книга иранцев. «Авеста» означает собственно текст свя­щенных книг, закон, а слово «Зенд» означает комментарий, толкование на этот текст. Зенд-Авеста можно перевести выражением «комментиро­ванный закон». Происхождение Зенд-Авесты, по крайней мере в некоторых частях ее, относят к V или VI в. до Р. Хр. Но Зенд-Авеста сложилась не сразу, а на протяжении целых столетий и под различными влияниями. Древнейшую часть Зенд-Авесты составляют «гаты» или, собственно, песни, написанные мерною речью и посвященные решению метафизических вопросов. Гаты могут быть по­ставлены в параллель с гимнами Ригведы. Для изучения позднейшей теологии парсизма имеет зна­чение книга Бундегеш, на которой отразилось иудео-христианское влияние. Изучение древнейшей авестийской религии показы­вает, что она вместе с индийской религией вышла из одного общего источника и отличалась возвы­шенным характером, близким к монотеизму. Древнейшее божество иранцев по своим свой­ствам совершенно подобно Дию ариев – индийцев. АхураМазда, Аурмазда или, в позднейшей гре­ческой переделке, Ормузд так же, как Дий – Асура, есть существо саможизненное (ахура, асура – живущий, Мазда – великий, премудрый). Он – тво­рец, властелин, законодатель и судия мира. Ахура-Мазда не только блюститель материального мира, но и хранитель нравственных законов. Ахура-Мазда свят, требует правдивости, а ложь – мерзость в его устах. Равного и соперника ему нет. По­добно тому, как Дий окружен сонмом дэв и адитиев, Ахура-Мазда окружен Амешаспентами – святыми, бессмертными. Их вместе с Ахурой-Маздой семь, и все семеро имеют одну и ту-же мысль, говорят одно и то же слово, совершают одни и те-же деяния. По отношению к Ахуре-Мазде они являются образами и откровениями его существа, а не отдельными богами в политеисти­чески – мифологическом смысле. Даже самые имена этих высших существ обличают их абстракт­ное происхождение. Это не более, как олицетво­рения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/k...

Вторая черта — сохранение наряду с пантеоном культа верховного Бога. У индоарьев Его называли Асура-Дьяушпитар, а впоследствии, отождествленный с богом неба Варуной (Ураном, Перуном), он стал именоваться «Асура Вишваведа» — Господь Всеведущий. В Иране Его чтили под именем Мазды Агуры (Агурамазды), что также означает Всеведущий, или Всемудрый, Господь. Из ассирийской надписи VIII b. до н. э. явствует, что Мазду почитали в то время на западе Ирана и на Кавказе. Имя Мазды нередко сопровождалось эпитетом «облеченный в небесную твердь», что указывает на его связь с небесным богом Варуной. Но, как и в Ведах, образ Господа Всеведущего у иранцев бьы заслонен сонмом богов, а богини земли и водных пространств считались его супругами [ 4 ]. Таков был фон, на котором в Иране возникло мощное религиозное движение, превратившее старые, не слишком оригинальные верования в новую религию спасения. Впоследствии, претерпевая разные изменения и перерождения, она стала государственным культом персов, оказала влияние на поздний иудаизм, проникла в римскую религию, вдохновила гностицизм и манихейство. Ей, в конечном счете, обязаны своим возникновением альбигойство, богомильство, павликианство и религия русских «волхвов». Отголоски ее можно встретить в новейших оккультных и философских системах [ 5 ]. О происхождении этой религии говорят Гаты — гимны, входящие в часть Авесты, называемую Ясна. Если языческие мифы Авесты дошли до нас главным образом в поздних редакциях, то форма и язык Гат указывают на их древнее происхождение. Эти псалмы, родственные ведическим и библейским, несут на себе черты личного поэтического творчества. Их автор — не просто сказитель или собиратель эпоса; они выражают думы и чаяния проповедника нового учения, реформатора веры [ 6 ]. Гаты говорят нам о пророке, который властно стучится в двери языческого храма, чтобы изгнать оттуда богов. Он называет себя Заратустрой, именем, которое по странному капризу Ницше рождает у нас ассоциации, весьма далекие от Авесты. Одного этого имени, казалось, достаточно, чтобы поставить под сомнение историческую реальность автора Гат; действительно, во многих частях Авесты Заратустра — это сверхъестественное существо, близкое к богам, родоначальник жречества и земледелия, своего рода иранский Прометей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«Несомненно, что в Авесте имеются более ранние части и более поздние, в том числе большие интерполяции. Судя по языку, по содержанию и по ряду социально – исторических моментов, многие тексты Авесты, в том числе наиболее ранние (особенно гатические), сложились гораздо позднее, чем «Ригведа» (составленная около полутора тысяч лет до н.э.), но до ахеменидского царствования IX – VII вв. до н.э.». 476 Полный текст Авесты до нашего времени не дошел. Первоначально она была написана золотом и объем составлял 12000 пергаментов (или 12000 досок). Сюда входили не только тексты религиозного характера, но и медицинские, философские, астрологические. 477 Пантеон Авесты При определении пантеона Авесты следует придерживаться тех же принципов, что и при выявлении истинного значения пантеона Ригведы. С Творцом может быть отождествлен АхураМазда, а с Ангелом Божиим Митра. Эта группа божеств объединяется названием «асуры». С сатаной отождествляется Анхра – Манью (Арьяман), дэвы и в том числе Индра. Эта группа называется в Авесте «дэвы». АхураМазда и Митра Имя АхураМазда переводится как Владыка Всеведущий. 478 Он изображается властным, воинственным, но справедливым. 479 Его черты, которые ясны из приведенных отрывков Авесты, очень близки к учению об истинном Боге. Цитаты из Авесты об Ахур Мазде «АхураМазды, Дух Святейший, Творец плотского мира, истинный, с кем впервые из смертных говорил ты, АхураМазда, кроме меня, Заратуштры?» 480 «7. АхураМазда молвил: «Мне имя – Вопросимый, О верный Заратуштра. Второе имя – Стадный, А третье имя – Мощный, Четвертое – я Истина, А в–пятых – Все Благое, Что истинно от Мазды, Шестое имя – Разум, Седьмое – я Разумный, Восьмое – я Ученье, Девятое – Ученый Десятое – я Святость, Одиннадцать – Святой я, Двенадцать я Ахура, Тринадцать – я Сильнейший, Четырнадцать – Беззлобный, Пятнадцать – я Победный, Шестнадцать – Всесчитающий, Всевидящий – семнадцать, Целитель – восемнадцать, Создатель – девятнадцать, Двадцатое – я Мазда. – – – – – – – – – ...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Уштавайти повествует о том, как Заратуштра через Воху Майнью (Благой Помысел) получил откровение от Ахура Мазды (Ясна 43) и начал проповедовать учение. Люди, слуги Ахура Мазды, получат от него награду, и Заратуштра переведет их через мост Чинват (Мост суда) в рай, где они будут наслаждаться вечной жизнью (Ясна 45. 10, 19). Праведники должны не только вести св. жизнь, но и стараться обратить нечестивых к праведности, а если это невозможно, то избегать всяческих контактов с ними, в противном случае они сами станут нечестивыми (Ясна 46). Спентамайнью касается вопросов устройства общества. «Правдивый человек, хотя бы и малого достатка или бедный, должен быть любим и уважаем, последователь же лжи, даже великого достатка и могущества, должен быть презираем и принят как нечестивый» (Ясна 47. 4). Тираны не должны управлять людьми, надо отдать власть «добрым и справедливым царям, ведомым мудростью с добрым и ясным разумением» (Ясна 48. 5). Души «правителей-тиранов, нечестивых, изрекающих злое, мыслящих злое, и последователей лжи вернутся в ад, или в обитель лжи, ибо сияние их внутренней сущности померкло и отвратились они от света истины» (Ясна 49. 11). В Вохухшатре говорится о преданности Ахура Мазде, Аше и Армайти и о воздаянии за добро и зло. Вахиштоишти напрямую связана с частной жизнью Заратуштры: внешней канвой для религ. проповеди стала свадьба его младшей дочери. Заратуштра призывает дочь быть праведной, благочестивой и достойной женой, пребывающей в вере. В заключение он говорит: «Стремитесь избежать соблазнов плотской жизни... и остановите продвижение лжи и обмана. Освободитесь от привязанности ко лжи и знайте, что счастье, обретаемое через ложь и печальный конец других, не породит ничего, кроме боли и горя». Произнесение Г. считается делом очень важным, праведники, читавшие Г. на земле, попадают в рай. Согласно Бундахишну , с помощью чтения Г. будут разбиты Анхро Майнью и демон Аз (демон жадности) (Бундахишн 70). С Г. также связаны названия последних 5 дней года, когда зороастрийцы читают специальные молитвы из Г.

http://pravenc.ru/text/161731.html

В Месопотамии существовало множество религиозных течений – различные формы иранской народной религии, остатки вавилонских культов, иудейство, Христианство, гностицизм, а также целый ряд сект на основе смешения различных религиозных традиций. Зороастризм Возникшее в первой половине III века манихейство представляло собой смесь Христианства и зороастризма с элементами вавилоно-ассирийской религии. Зороастризм возник в Восточном Иране в VII–VI веках до P. X. Основателем его был Зороастр (Заратуштра). Зороастризм отличается дуализмом. Он признавал существование двух божеств – Ахура-Мазды (Ормузда) и Ангхро-Манью (Ахримана). Ахура-Мазда – бог добра, олицетворение света и жизни, правды. Ангхро-Манью – олицетворение зла, мрака смерти. Эти божества находятся в постоянном конфликте, борьбе. Человек в этой системе представлений есть творение доброго божества. Вместе с тем, он подвластен и злому божеству, отчего вынужден бороться с Ангхро-Манью и духами зла. Священной книгой зороастризма является Авеста, которая создавалась в период с IX no VI век и включала в себя древние тексты, от гимна Митре до стихотворных проповедей Зороастра. Окончательный вид Авеста приобрела только в рассматриваемый период. Это учение было принято и распространялось персидским правителями Ахеменидами. К нему обратили свои взоры и первые Сасаниды. Об уважительном отношении Арташира к этой древней национальной религии персов свидетельствует принятый им титул: «Поклоняющийся (Ахура-) Мазде, бог, царь царей Ирана, происходящей от богов». Уже тогда государственным святилищем стал храм огня. Зороастризм этого периода включал в себя культ Ахура-Мазды, Анахиты (богиня плодородия и войны) и Митры, а позднее – и самого Арташира. Реформатором религии при Сасанидах стал жрец Картир, который считал себя, вероятно, равным Зороастру, достигшим праведности. Картир преследовал иудеев, буддистов, гностиков, христиан и манихеев («веру дэвов»). Христианство в Персии Согласно церковному преданию, Христианство проникло в Парфию еще с апостольской проповедью. По сообщению Оригена ( Евсевий Кесарийский . Церковная история, 1:3), Парфию получил в удел апостол Фома. Апокрифические книги проповедниками Христианства в Парфии называют Фому, Симона Зилота, Иуду Иаковлева. Парфия соприкасалась с Сирией, где Христианство пустило глубокие корни с самого своего начала. Парфянская династия Аршакидов, свергнутая Арташиром, была не персидского происхождения, поэтому язык и религия персов в Парфии не процветали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010