Но при следующем царе Артаксерксе I положение изменилось. У него был приближенный иудей по имени Неемия (евр. Нехемия). Узнав о бедственном состоянии отечества, Неемия испросил у царя позволения помочь собратьям. Артаксеркс согласился и назначил Неемию правителем области Егуд. Он даже приказал отпустить ему необходимое количество леса для восстановления городских ворот (Неем 2). В записках, которые вышли в библейскую книгу, носящую его имя, Неемия подробно описывает, в каком жалком состоянии нашел он Иерусалим, как ночью объезжал его развалины, составляя план ремонтных работ. Осмотрев все, Неемия собрал старейшин и попросил их помощи в «благом деле». Строительство началось. Но на пути его возникали бесчисленные препятствия. Самарийский правитель не останавливался ни перед чем, лишь бы заставить Неемию отступить от своего замысла. Но ни козни, ни доносы, ни покушения не могли сломить волю Неемии, который сознавал себя призванным Богом. Нередко враждебные племена делали набеги на строителей, так что тем приходилось работать, держа при себе оружие. Особенно возмущала Неемию инертность знати и происки тех, кого подкупили самаряне. Многие бедняки попали к ним в рабство за долги. Неемия пишет: «Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим, и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание, и сказал им: мы выкупали братьев своих, иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих… Они молчали и не находили ответа. И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?» (Неем 5,7-9). Неемия потребовал, чтобы все долги были прощены. Это решение вызвало энтузиазм у народа. Строительство продолжалось удвоенными темпами. Скоро Иерусалим уже окружали новые стены с крепкими воротами. Но Неемия видел, что он не в состоянии справиться с другим бедствием: утратой веры, равнодушием народа к заветам религии. Помощь пришла неожиданно из Вавилона, откуда прибыл в 428 году священник Ездра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Одержимый этой идеей, книжник обращается к Артаксерксу с просьбой назначить его религиозным главой иудеев как в Палестине, так и в рассеянии. Возможно, что Нехемия во время своего посещения Суз подготовил почву для благоприятного ответа со стороны царя. Около 428 года Эзре был вручен рескрипт следующего содержания: «Артаксеркс, царь царей, Эзре — священнику, знатоку Закона Бога небесного и т. д. От меня дается повеление, чтобы всякий из народа Израиля и из его священников и левитов, желающий идти в Иерусалим, пусть идет с тобою, так как ты посылаешься от царя и семи его советников, чтобы обозреть Егуд и Иерусалим по Закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей, и чтобы доставить серебро и золото, которое царь и его советники пожертвовали Богу Израиля, которого обиталище в Иерусалиме, и все серебро и золото, которое ты соберешь во всей области Вавилонской вместе добровольными пожертвованиями от народа и священников, которые они пожертвуют для Дома Бога своего, что в Иерусалиме… Ты же, Эзра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтобы они судили народ и Заречье — всех знающих Закон Бога твоего, а кто не знает — тех учите. Кто же не будет исполнять Закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть произведут суд: на смерть ли, или на изгнание, или на штраф, или на заключение в темницу» (Езд 7, 12-26). Таким образом, книжник, нимало не смущаясь, заручился поддержкой царя-язычника и начал готовить свой поход на Иерусалим. Документ Артаксеркса давал ему огромные права, в том числе и на самые крутые меры, перед которыми он не собирался останавливаться. Может показаться странным, как совмещались в голове Эзры приверженность Закону и столь тесный союз с иноверным монархом. Быть может, это связано с теми религиозными переменами, которые произошли при ахменидском дворе. Культ Агурамазды был теперь окончательно признан господствующим. В надписи Артаксерксова отца Ксеркса прямо сказано, что он уничтожил храмы старых богов, эти «притоны дэвов», а по всей империи провозгласил: «Дэвов не почитай» [ 6 ]. Таким образом, религия Ахменидов могла рассматриваться Эзрой как не вполне языческая. В свою очередь царь мог видеть в иудейском «Боге небесном» Божество, аналогичное Агурамазде. К тому же он, видимо, желал при посредстве Эзры установить свой контроль над религиозной жизнью иудеев, так как считал себя арбитром в делах культа. Эзра получил власть в известном смысле более высокую, чем имели первосвященник и Нехемия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Перенесете мощей Архидиакона Стефана. Он был первым христианским мучеником, почему и называется Первомучеником. Он был одним из числа первых семи диаконов, посвященных самими апостолами. Из этих диаконов Стефан был особенно исполнен веры и Духа Святого, как о нем говорится в книге Деяний апостольских. Именем Иисуса Христа он совершал многие чудеса. Многие еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог противиться его мудрости. Поэтому они оклеветали Стефана перед синедрионом (верховным судилищем), будто бы он говорил хулу на Бога и ветхозаветного законодателя, пророка Моисея. Когда привели его на суд, то архиереи спросили его: «Справедливо ли то, что донесли на тебя?», Стефан отвечал целой речью, где объяснил, что он почитает Бога и пророка Его Моисея, как равно чтит и храм Божий и закон Его; но что сами евреи не имеют истинного богопочитания в сердцах своих. Кончил речь следующими словами: «Народ упрямый и жестокосердый! Вы всегда противитесь Духу Святому. Что сделали отцы ваши, то делаете и вы сами. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Вы же сделались предателями и убийцами Того Праведника, о котором они предсказывали». Услышав эти слова, члены синедриона от досады заскрежетали своими зубами на Стефана. А Стефан взглянул на небо и сказал: «Я вижу небо отверсто, и Сына человеческого (т. е. Иисуса Христа), стоящего по правую сторону Бога Отца». Поеле этого иудеи бросились на Стефана, вывели его за город и там побили камнями. А он в это время молился, говоря: «Господи Иисусе! Приими дух мой». Последние же слова св. Стефана были молитвой за врагов: «Господи, не поставь им сего во грех» ( Деян.6, 7 ). Мощи св. Стефана были обретены в 415 г. в окрестностях Иерусалима. Вместе с ними были обретены мощи Никодима, тайного ученика Христова, Гамалиила, учителя св. апостола Павла, который защищал апостолов в синедрионе, когда судили их за проповедь Христову, и сына Гамалиилова Авива. В 428 г. 2-го авг. при императоре Феодосии Младшем, мощи св. Стефана перенесены были из Иерусалима в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

...По достоинству и усердию слушающих благодать Господня внушает слово говорящим (прп. авва Моисей, 56, 187). Не решайся учить кого-либо словами, чего прежде ты не сделал делом (прп. авва Нестерой, 56, 428). ...Избегай со всею осторожностью, сколько можешь, чтобы не увлекаться любовью к суетной славе, чтобы ты мог быть участником того, кого восхваляет Пророк, кто серебра своего не отдает в рост ( Пс. 14, 5 ). Ибо всякий, кто слова Божии, о которых говорится: слова Господни – слова чистые, серебро очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное ( Пс. 11, 7 ), преподает по любви к людской похвале, серебро свое отдает в рост, и за эту похвалу не только не заслужит никакой награды, но еще подвергнется наказанию. Ибо он для того хотел расточать серебро Господне, чтобы от этого получить себе временную награду, а не для того, чтобы Господь, как написано (ср.: Лк. 19, 23 ), пришедши, получил Свое с прибылью (прп. авва Нестерой, 56, 438). Источник. ...Бездейственным бывает учение о духовных предметах по двум причинам: или от того, что учащий, предлагая то, чего сам не испытал, старается пустым звуком слов научить слушателя, или от того, что слушатель негодный, подвержен порокам, спасительного, святого учения духовного мужа не воспринимает ожесточенным сердцем... Впрочем, по милостивой щедрости нашего раздаятеля Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2, 4 ), иногда допускается и то, что тот, кто укоризненным поведением сделал себя недостойным евангельской проповеди, для спасения многих получает благодать духовного учения (прп. авва Нестерой, 56, 439). Источник. Прекрасный у тебя дар... говорить сильно. Но путь духовного жития совершается гораздо благоуспешнее деятельностью, нежели красноглаголанием. Посему, если заботишься о наградах негибнущих, то, говорить красно признав за маловажное, старайся делать доброе (прп. Исидор Пелусиот , 60, 9). Источник. Слово, произносимое на пользу слышащим, есть слово сильное, по праву называемое словом, и оно богоподобно. Слово же, имеющее последствием одно услаждение и рукоплескание, есть бряцание меди, оглашающей слух громкими звуками. Поэтому, или веди слово свое степенно, предпочитая пышности скромность, или знай, что ты – кимвал, пригодный для народных зрелищ (прп. Исидор Пелусиот , 60, 43). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Потому он и был утешителем и духом истины, который пришёл после Иисуса Христа 428 . Нередко в качестве доказательства своего утверждения исламские богословы приводят стихи Евангелия, в которых, по их мнению, в Новом Завете предсказывался приход Мухаммеда: 1 . И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек… ( Ин.14:16 ). 2 . Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам ( Ин. 14:26 ). 3 . Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне… ( Ин. 15:26 ). 4 . Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… ( Ин.16:7 ). Доказывая, что эти пророчества относятся к Мухаммеду, последователи ислама приводят следующие аргументы : a) Иисус, предсказывая пришествие Утешителя, использовал местоимения мужского рода. Поскольку дух не имеет пола – как утверждают исламские богословы – то о нём нельзя говорить иначе, как только в среднем роде, но так как при описании Утешителя многократно, а именно семь раз в одном стихе, используется слово «Он», то это слово относится к человеку, а не к Святому Духу: Когда же придёт ОН, Дух Истины, то (ОН) наставит вас на всякую истину; ибо не от СЕБЯ (ОН) говорить будет, но будет (ОН) говорить, что (ОН) услышит, и будущее (ОН) возвестит вам ( Ин.16:13 ). Об этом же пишет известный исламский богослов Ахмад Дидат. Он утверждает, что «так много местоимений мужского рода в одном стихе с трудом подходит духу, будь он свят или нет» 429 . b) В Евангелии говорится, что, когда придёт Утешитель, он наставит всех на всякую истину и возвестит будущее (См.: Ин. 16:13–14 ). Это всё исполнилось в Мухаммеде, когда через него был передан Коран, с помощью которого он наставил людей на путь истины, возвестил о будущей жизни. Он, также свидетельствуя об Иисусе, прославил его: «Мухаммад, аль-Амин, пророк истины достиг славных успехов на этом поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Правило 67-е шестого Вселенского Собора предлагает извергать из сана тех священников, которые вкушают кровь; в случае с мирянами – их отлучали от Церкви. Мир, в котором мы с вами живем, поразительно напоминает мир перед Потопом, и поэтому слова Христа более чем актуальны: « но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого ». Блаженный Феофилакт пишет: «Для уверения в истине Своих слов Господь приводит события времени Ноя. Как тогда иные делали предметом своих насмешек строение ковчега, пока не пришло бедствие и не уничтожило всех, так и теперь иные осмеивают проповедь о кончине мира» 427 . – Скептицизм по отношению ко всему религиозному, гедонизм, разврат всех мастей, феминизм, жестокость, грубость и любовь к застольям – вот характеристика последнего времени. Сказано: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» ( 2Тим.3:1–5 ). Необходимость бодрствовать в ожидании Пришествия Христова И мы читаем далее: Мф.24:40–42 . «тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Блаженный Феофилакт пишет: «“Тогда”, говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению» 428 . – И действительно, никто не поставлен в неудобное положение по отношению к спасению: ни взрослый, ни ребенок, ни мужчина, ни женщина, ни иудей, ни эллин.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Православная Церковь никогда не отнимала от верующих право благовествовать слово Божие. Наоборот даже, она, именно, верующих, народ, признает хранителем веры и благочестия: «У нас, – пишут патриархи в окружном послании 1848 г., – ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ» 425 . Колоссянам, Ап. Павел заповедует: слово Христово да вселится в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу 426 . Не трудно видеть, что здесь Апостол желает, чтобы чтение или пение псалмов, славословий и других духовных песней не было одним физическим упражнением, а сопровождалось теми явлениями, которые суть возрастание в духе, облечение в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение 427 и любовь 428 . Другими словами, здесь Апостол говорит не о том, кому принадлежит право проповеди, в смысле распространения учения, а о том, какими последствиями в жизни должно сопровождаться слышание слова Божия. Этих самых последствий от слышания слова Божия православная Церковь всегда желает: она постоянно заповедует, чтобы слово Божие, слышанное от священника или мирянина, возгревало в нас благодать Божию, возрождало внутреннего духовно-нравственного человека. Фессалоникийцам Ап. Павел пишет: если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата 429 . Здесь Апостол передоставляет верующим право вразумлять тех, которые почему-либо не принимают апостольских наставлений, не повинуются Апостолу. Этим самым Апостол дает понять, что его наставление обязательно для верующих и, что за исполнением его повелений верующие должны строго наблюдать, т. е., что Апостол имеет власть учить, а верующие – обязательство повиноваться. Слова Ап. Павла: все от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения 430 , также не содержат в себе той мысли, какую находят в них протестантские богословы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Притча «о двух сынах» находится в существенной связи с вопросом, которым Христос первосвященников и старейшин иудейских привел в крайнее затруднение: крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Ни того, ни другого они не дерзнули утверждать о нем; отвечать, что оно от человеков, они боялись народа, ибо все почитали Иоанна за пророка; а если признать, что Иоанн послан от Бога, то нельзя было уклониться от обязательности верить в Иисуса, как Мессию, ибо Иоанн открыто признавал таковым Иисуса. Они могли ответить только «мы не знаем». Но Господь обращается еще к ним с вопросом, на который они не дали прямого положительного ответа, а ответ мог быть не иным, как таким, что в нем невольно приходилось сказать приговор самим себе. «Один человек имел два сына» 426 , так начинает Господь притчу с целью обрисовать отношение Бога к своему избранному народу. Народ священного избрания, народ Израильский еще со времен Ветхого завета носил название сына. Так в пророчественной песни 427 Моисея изображается отеческое попечение Бога в отношении к древнему Израилю; последний ставится в сыновнее отношение к Богу. Впоследствии Сам Бог чрез пророка Осию говорит об Израиле: «когда Израиль был юн, я любил его и вызвал сына моего из Египта, я носил его на руках Своих» 428 . Такое ближайшее отношение Бога к Израилю в сознании плотски настроенных иудеев посеяло неосновательную уверенность, что Бог никогда их не отвергнет. Под влиянием этой уверенности иудеи потеряли из виду, что повиновение Богу, соединенное с чувством благоговения и любви к Богу и есть живой признак сыновнего отношения к Нему. В виду заблуждения иудеев-современников И. Христа Божественный Учитель наш в притче говорит о сыне, не исполнившем воли отца своего. Так как нравственное непослушание заметно было не у всех иудеев безусловно, то и речь Господа в притче о двух сынах нельзя понимать в смысле прямого разграничения между иудеем и язычником, по характеру их отношения ко Христу. Нет; скорее в притче под образом двух сынов представлены двоякого рода люди, с коими Господь наш, во время своего учения и проповеди, приходил в соприкосновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

«Самария есть глава Ефрема 426 . Увы! поблеклый цвет красивого убранства его, которое на голове тучной долины сраженных вином! Се крепкий и сильный, который готов у Господа, как дождь проливной с градом, как губительный вихрь, как разлившаяся вода, сильная, все потопляющая, поверг его рукой на землю. Ногами попирается великолепный венок пьяниц Ефремлян. И с поблеклым цветом красивого убранства его, которое на голове тучной долины сделалось тоже, что бывает со скороспелой смоквой, прежде обирания плодов: видящий ее, как скоро увидел ее, и как скоро она в руке его, тотчас глотает ее 427 . Я положу конец царству дома Израилева 428 . За то вот Я прегражу путь твой тернами; и окружу ее стеной, и она не найдет стезей своих. Никто не избавит её из руки Моей. И положу конец всему веселию её, торжествам её, новомесячиям её, и субботам её, и всем праздникам её. И опустошу сады виноградные и смоковные, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои; и обращу их в лес, и будет поедать их зверь полевой 429 . И будет унижена гордость Израиля пред очами его. Израиль и Ефрем падают от пороков своих, падает и Иуда с ними 430 . Глубоко повредились они, как в дни Гивеи; Он вспомнит беззаконие их; взглянет на грехи их. Ефремляне! улетела как птица слава их 431 . Ужаснутся жители Самарии об участи тельца Бео-Авенскаго, возрыдают о славе его, ибо она отойдет от него. Истреблена Самария; царь её как щепка на поверхности вод». ( Осии 9:5, 7 ). «Самария будет разорена, потому что Богу своему не покорна». ( Ос. 13:16 ). Слова Иеговы к Михею о Самарии: «От кого преступление Иаковлево? не от Самарии ли? Сделаю Самарию грудой развалин в поле, местом для разведения виноградника; и обрушу в лощину каменья её, и обнажу основание её. Так они держатся правил Омрия и всех дел дома Ахавова; и вы ходите по их распоряжениям, чтобы Я отдал тебя на разорение». ( Мих. 1:5, 6; 6:16 ). «О! роскошествующие на Сионе, и беспечно живущие на горе Самарии, начальники первого из народов, – вы возлежите на одрах слоновой кости, и роскошествуете на ложах своих – подпеваете под звук арфы – пьете вино из больших чаш – но не скорбите о падении Иосифа: за то ныне пойдут они в плен между первыми пленниками». (Ам. 6:1–7).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Слова «да не судимы будете» могут быть поняты и в том смысле, что окружающие люди будут судить о человеке так, как он судит о других. Такому толкованию отчасти способствуют имперсональные формы употребленных в придаточных предложениях глаголов: «будете судимы» (κριθσεσθε), «вам будут мерить» (μετρηθσετε μιν). При таком понимании протягивается нить между данным изречением Иисуса и тем, что Он говорил ранее в Нагорной проповеди: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ). Ученики и последователи Иисуса живут не в изоляции от окружающего мира: они живут в мире и призваны быть светом мира ( Мф. 5:14 ). Следовательно, высокую нравственную планку они должны ставить для самих себя, а не для окружающих. Об этом говорят образы бревна и сучка. При их помощи Иисус обращает внимание на широко распространенный феномен: способность человека видеть недостатки других и неспособность видеть свои собственные пороки и грехи. Образы бревна и сучка также указывают на различную степень греховности: очень часто человек замечает несущественные недостатки в других, а в себе самом отказывается видеть тяжкие грехи, отлучающие его от Бога. В контексте полемики Иисуса с фарисеями образы бревна и сучка выполняют ту же функцию, что и образы верблюда и комара в словах: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! ( Мф. 23:24 ). Не случайно у Луки словам о бревне и сучке предшествует риторический вопрос: Может ли слепой водить слепого? ( Лк. 6:39 ) Слепыми вождями, не способными отличить главное от второстепенного, Иисус называл фарисеев. О том, что именно их Он имел в виду в рассматриваемой части Нагорной проповеди, говорит Иоанн Златоуст : Здесь, как мне кажется, Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за какие-нибудь маловажные поступки. Мне кажется также, что Христос указывает здесь на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи 428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010