Монастырь Нэстурелу Монастырь Нэстурелу Церковь свт. Николая Чудотворца мон-ря Комана. 1854 г. На территории епископии действует ряд мон-рей, большей частью новых. Мон-рь Плэвичени в с. Дуду, известный также как Алунишул, был основан господарем Матеем I. Строительство было завершено 2 мая 1648 г. на средства Драгомира Добромиреску, сына вел. бана Крайовы Добромира, и Елены, дочери Раду, ключника из Брынковени, близкого родственника Матея I. Среди игуменов мон-ря известен Иеремия Какавела, учитель молдав. господаря Дмитрия Кантемира. Мон-рь сильно пострадал от землетрясения 1802 г. и через несколько лет был закрыт. В 1820 г. приходская церковь Плэвичени стала метохом церкви Крецулеску (Бухарест). Мон-рь был возобновлен в 2002 г., братию составляют 10 монахов, настоятель - протосинкелл Феоктист (Молдовану). Мон-рь во имя вмч. Пантелеимона в Силиштя-Гумешти расположен в 30 км от г. Рошиори-де-Веде. В 1754 г. боярин Раду Штирбей пожаловал место для основания скита. В 1945 г. скит был уничтожен, на его месте построены казармы воинской части. 18 дек. 1995 г. эти строения были переданы вновь основанному мон-рю. Кафоликон во имя вмч. Пантелеимона находится в стадии строительства, богослужения совершаются в часовне во имя свт. Иоанна Златоуста. Монастырь приобрел известность в 2004 г. благодаря мироточению многочисленных икон и стал местом паломничества. Подвизаются 15 монахов, настоятель - протосинкелл Антоний (Лицэ). Мон-рь Адэмешти в 6 км от Александрии был основан в 1991 г. епископом Арджешским Каллиником (Аргату) и функционировал в качестве жен. мон-ря до 1996 г., когда был закрыт. В 2002 г. еп. Галактион открыл мон-рь как мужской. Церковь мон-ря посвящена Рождеству Пресв. Богородицы, часовня - св. Иоанну Русскому. В мон-ре - 5 монахов, игумен - иером. Фанурий (Бельдиман). Мон-рь Брынчени в 39 км от Александрии был основан в 1998 г. Церковь мон-ря посвящена Рождеству св. Иоанна Предтечи. Мон-рь окружен стенами с высокой колокольней, на его территории находятся кельи и трапезная.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 616, 691; Ч. 4. С. 141, 869; 1815. Ч. 6. С. 1000-1001; Описание мон-рей в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 63; Ист. описание находящихся в России епархий, мон-рей и церквей. СПб., 1819. С. 55; Мельников П. И. События, случившиеся в Н. Новгороде от 1462 до 1600 г.//Новгородские ГВ. 1846. 51. Ч. неофиц. С. 200; Макарий (Миролюбов), архим. Зачатейский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Там же. 1849. 11. Ч. неофиц.; он же. История Нижегородской иерархии// Он же. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 46; Храмцовский Н. И. Нек-рые сведения о состоянии нижегородских церквей и мон-рей в 1-й четв. XVII ст. Н. Новг., 1865. С. 23, 25; он же. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 2005. С. 328-349, 566-570; СИСПРЦ. С. 242; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание нижегородского Печерского Вознесенского муж. мон-ря//Нижегородские ЕВ. 1886. 15. Ч. неофиц. С. 7-8; Соловьёв И., свящ. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь: История и совр. его состояние. Н. Новг., 1887; он же. Больничный храм при Нижегородском Крестовоздвиженском мон-ре//Нижегородские ЕВ. 1905. 2. Ч. неофиц. С. 61-63; Зверинский. Т. 1. 261. С. 168, 396. С. 213; Т. 2. 804. С. 136-137; Т. 3. 1529. С. 48; Добровольский М., свящ. Краткое описание нижегородских церквей, мон-рей и часовен. Н. Новг., 1895. С. 72-75; Денисов. С. 539-441; РБС. Т. 3. С. 219; Православные русские обители. С. 365; Альбицкий П., прот., Мамонтов Н., свящ., Крестовоздвиженский 1-кл. жен. мон-рь в Н. Новгороде: Столетие его существования (1813-1913 гг.). Н. Новг., 1913; Филатов Н. Ф. Н. Новгород: Архитектура XIV - нач. XX в. Н. Новг., 1994. С. 41-42; Галай Ю. Г., Галай О. Ю. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//УЗ Волго-Вятского отд. Междунар. Слав. академии наук, образования, искусств и культуры. Н. Новг., 1998. Вып. 2. С. 80-92; Гациский А. С. Нижегородка// Он же. Нижегородский летописец. Н. Новг., 2001. С. 55. Примеч.; Сойкин И. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//ЖМП. 2006. 9. С. 62-75; Крестовоздвиженский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Рус. мон-ри и храмы: Ист. энцикл. М., 2010. С. 269; Снежницкий А., свящ. Крестовоздвиженская часовня в Нижегородской ярмарке// Он же. Святыни Нижегородской ярмарки. Н. Новг., 2012. С. 272-287; Шумилкин М. С., Шумилкина Т. В. Купольные монастырские храмы 1-й пол. XIX в. Н. Новг., 2012. С. 28-30; Петряев С. В. Теплый свет из глубины веков: К 200-летию перенесения нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря на новое место//Нижегородская коллекция. 2013. 3(7). С. 4-6; Сероглазова Т. Тихое пристанище//Там же. С. 7-11; Шумилкин М. С. Особенности архитектуры нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX в.//Приволжский науч. журнал. Н. Новг., 2012. 3. С. 146-152; он же. Архитектура нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX вв.: Канд. дис. Н. Новг., 2013. Ркп.; Филарета (Гажу), игум., Мацина Л. Е. История нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря. Н. Новг., 2014.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

В архиепископии открыты также новые мон-ри: муж. скит Лакул-Фрумос в с. Пляша в коммуне Влэдешти (1994-1997); жен. мон-рь Боя в с. Греблешти в коммуне Кыйнени (2008); муж. мон-рь Грую-Лупулуй в одноименном селе в коммуне Раковица (2009); жен. мон-рь Блэною в одноименном селе в коммуне Раковица (2010); жен. мон-рь Мэлая в одноименном селе (2012); жен. мон-рь Скунду в с. Крынг в коммуне Скунду (2015). Северинская и Стрехайская епископия Северинская и Стрехайская епископия с кафедрой в г. Дробета-Турну-Северин. Инициатива клира жудеца Мехединци иметь свою епархию была одобрена Синодом и Национальным церковным собранием РумПЦ 5-6 марта 2003 г. 11 февр. 2004 г. выбран предстоятель - еп. Никодим (Николэеску), интронизация состоялась 25 апр. Охватывает жудец Мехединци, имеет 5 благочиний: 1-е Дробетское, 2-е Дробетское, Стрехайское, Вынжу-Мареское и Бая-де-Арамэское. В епископии 200 приходов, 148 приписных приходов, 11 мон-рей; служат 220 священников; в Дробета-Турну-Северине действуют школа церковных певчих и лицейская богословская семинария. Кафедра - собор Рождества Христова (2-е посвящение вмч. Георгию Победоносцу; строится с 1994, ведутся отделочные работы и роспись, освящен 21 апр. 2002) в г. Дробета-Турну-Северин. Наиболее известные мон-ри епископии: самый древний в Валахии муж. мон-рь Водица (между 1370 и 1372) и муж. мон-рь Гура-Мотрулуй (кон. XIV в.). Жен. мон-рь Бая-де-Арамэ в одноименном городе (1400) с Архангельской ц. (1699-1703, кирпич с примесью шлака из горнодобывающих плавилен; расписана), первоначально мужской. Сохранились портрет серб. кор. св. Стефана IV Душана и изображения почитаемых в Сербии святых Саввы I , Евфимия Великого, Кирика и Иулитты, Параскевы (Петки) и др., что объясняют связями мон-ря с афонским серб. мон-рем Хиландар (преклонен ему до 1718) и серб. происхождением одного из ктиторов. Закрыт в 1864 г., возрожден 29 янв. 2008 г. как женский. Муж. мон-рь Кошуштя-Кривелник в с. Фиризу в коммуне Иловэц с ц. прп. Пахомия Великого (2018) основан во времена прп. Никодима Тисманского, опустел в XVIII в., возрожден 5 июля 2005 г.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГУМЕНИЯ [ γουμνη, γουμνισσα - управительница, руководительница], настоятельница мон-ря. В древней Церкви наряду с появлением муж. мон-рей стали создаваться и жен. общины, приобретавшие затем статус мон-ря, во главе к-рого стояла настоятельница. О существовании И. в древней Церкви свидетельствуют упоминания у Иоанна Мосха: «...сестра его была настоятельницей (γουμνη) женской обители» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 128//PG. 87. Col. 2992B); эпиграфика, напр. надпись в юж. некрополе Иерусалима: «Θκη διαφρ[ουσα] Θκλα Σεβα[στ] γουμ[ν] μοναστηρου Βε[ν]του Γεωργου» (Гробница, принадлежащая Фекле Августе, игумении монастыря св. Георгия), Фекла, как считают некоторые исследователи (Ш. Ж. М. Вогюэ), была сестрой визант. имп. Михаила III (IX в.) ( Leclercq. Col. 2381). Среди И. были такие, к-рые именовались и архимандритиссами (ρχιμανδρτισσα или ρχιμανδρτις), напр. св. Евпраксия (ActaSS. Mart. T. 2. P. 923). Первый жен. мон-рь основал св. Пахомий Великий для своей сестры Марии. Богатая римлянка прп. Мелания Старшая († 439) основала мон-рь на Масличной горе, римлянка Павла († 404) также учредила мон-рь (блж. Иероним Стридонский перевел для нее расширенные правила св. Пахомия), Мелания Младшая (V в.) прославилась основанием мн. мон-рей. Основательницами мон-рей часто являлись царские особы, князья, богатые женщины, нек-рые из последних вкладывали все свое состояние в мон-рь, становились настоятельницами и впосл. И. Визант. имп. св. Ирина ок. 1114 г. устроила жен. мон-рь во имя Богородицы Благодатной (Κεχαριτωμνης), составив для него подробный устав и определив содержание ( Соколов. С. 159). На Руси первый жен. мон-рь - Ирининский - был основан в 1-й пол. XI в. св. блгв. кн. Ярославом Мудрым; владимирский Успенский жен. мон-рь (Княгинин) был построен в XIII в. вел. кн. Владимирским Всеволодом Большое Гнездо по обету жены Марии, принявшей в мон-ре постриг с именем Марфа (Русские монастыри. 1995. С. 223). В XIV в. супругой кн. Димитрия Донского был основан Вознесенский мон-рь в Кремле. Усманский в честь Успения Пресвятой Богородицы Софийский женский монастырь , упраздненный и обветшавший, отстроила в 1799 г. «майорская дочь» Н. Фёдорова, к-рая все свое имущество передала обители ( Смолич. С. 298). Основательницей Аносина Борисоглебского женского монастыря (1823) была кнг. Евдокия Мещерская (урожд. Тютчева), свт. Филаретом Московским она была пострижена в монашество (иноческое имя - Евгения ) и поставлена И. мон-ря (Там же. С. 297-298).

http://pravenc.ru/text/293527.html

Подвизаются 2 насельницы, настоятельница - мон. Феодора (Дока). Мон-рь Дрэгэнешти-Влашка в 29 км от Александрии был основан в 1998 г. в здании дворца, принадлежавшего боярину Ангелу Капра. В наст. время ведется строительство Троицкой ц., расписывается часовня во имя святых Киприана и Иустины. В мон-ре 6 насельниц, настоятельница - мон. Митродора (Глигор). Мон-рь Крынгу в 17 км от Турну-Мэгуреле был основан в 2001 г. с благословения еп. Галактиона как женский, 1 апр. 2006 г. преобразован в мужской. Ведется строительство кафоликона, богослужения совершаются в часовне во имя мч. Галактиона. В мон-ре 5 монахов, настоятель - архим. Климент (Попеску). Мон-рь Св. Фанурия в Силиштя-Гумешти в коммуне Балач был основан с благословения еп. Галактиона как скит, зависимый от мон-ря во имя вмч. Пантелеимона в Силиштя-Гумешти. В сент. 2007 г. преобразован в монастырь. Община состоит из 5 монахов, настоятель - иером. Венедикт (Михалчя). Мон-рь Нэстурелу, самый южный в Румынии, находится в 8,5 км от с. Зимничя. Был основан в 2002 г. с благословения еп. Галактиона на бывш. поместьях семейства боярина Удриште Нэстурела. Служба ведется в часовне во имя вмц. Параскевы, строится кафоликон во имя свт. Николая. Подвизаются 5 монахинь, настоятельница - мон. Афанасия (Чорбаджиу). Мон-рь вмч. Георгия в Цигэнешти в 40 км от Александрии основан в 2004 г. В окт. 2008 г. еп. Галактион освятил Благовещенскую часовню мон-ря. Кафоликон во имя вмч. Георгия находится в стадии строительства. Община формируется, в наст. время подвизается 1 монах, настоятель - иеросхим. Продром (Беле). Мон-рь во имя вмц. Екатерины в Тэтэрештий-де-Сус в 37 км от Костешти был основан с благословения еп. Галактиона в 2009 г. рядом с руинами старых домов боярского семейства Бэлэчяну и церкви 1798 г. Мон-рь обнесен 7-метровыми стенами с круглыми башнями по углам. Подвизаются 3 насельницы, администратор - иером. Серафим (Добрин). Кафедральный собор Воскресения Христова в Слобозии. 1993–2003 гг. Мон-рь Буна-Вестире близ г. Болинтин-Вале с кафоликоном в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

В кон. 2000-х и в 10-х гг. XXI в. в монастырском комплексе проводились ремонтно-реставрационные работы, на храмах и колокольне установлены новые купола и кресты. Арх.: АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 5436; РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438; Оп. 163. Д. 1491; Ф. 797. Оп. 45. Отд. 2. Ст. 3. Д. 55; Ф. 1263. Оп. 2, Ед. хр. 5137; Ф. 1290. Оп. 11. Д. 1146; РГБ ОР. Ф. 765. Карт. 17. Ед. хр. 45; РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Д. 204; Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 2015, 2320. Ист.: СУРП. 1880. 1-е полугодие; 1885. 2-е полугодие; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по Ведомству правосл. исповедания за 1885 г. СПб., 1887; Юркевич М. На Новом Афоне: Из дневника пастыря-паломника. СПб., 1902; Восп. архим. Иерона о посещении государем имп. Александром III с августейшей семьей мон-ря Новый Афон в 1888 г. СПб., 1906; Док-ты и переписка Ново-Афонского мон-ря: (1875-1894)//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 194-250; Монахологий Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон; М., 2013. Лит.: Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: а[рхим.] Л[еонид (Кавелин)]. М., 1885; Русский мон-рь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: И. Н[икифоров]. М., 1898; Живописное обозрение рус. св. мест. Од., 1902. Вып. 9: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь на берегу Черного м., в Абхазии, близ г. Сухума на Кавказе. Од., 1912; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре//ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. СПб., 1913; Духовное торжество по случаю 25-летия св. храма во имя св. иконы Иверской Божией Матери при Ново-Афонском подворье в С.-Петербурге. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; К Свету: Альм. М., 1997. Вып. 16: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012; Милованова Н. А. Ново-Афонский Симоно-Кананитский муж. мон-рь// Она же. Абхазия христианская. Сухум, 2014. С. 134-175; Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церк. архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства: Кон. VIII - X в. М., 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1912 до 2015 г. Св. Гора Афон, 2015; Монастырь св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне. Новый Афон, 2017.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

В 2015 г. создан Историко-архивный отдел, целями работы которого являются сохранение и публикация исторического наследия М. и У. е., а также сбор и систематизация архивных документов. На территории М. и У. е. действуют правосл. молодежные братства. Вместе с отделом по делам семьи и молодежи они устраивают творческие встречи, концерты, посещения детских домов, больниц, тюрем, организуют работу молодежных лагерей. Богословско-исторический научно-исследовательский центр им. архим. Василия (Пронина) создан по благословению архиеп. Феодора в 2008 г. Сотрудники центра разработали устав и долгосрочную программу научных исследований по изучению богословского наследия закарпатских правосл. деятелей, истории правосл. Церкви на территории области и в смежных регионах. Центр издает книги, сборники статей, «Научные записки», организует научные конференции. Так, 11 сент. 2010 г. епархиальное руководство и научный центр провели Всеукраинскую научно-практическую конференцию, посвященную 650-летию Мукачевского мон-ря,- «Мукачевский Свято-Николаевский монастырь на Чернечьей горе: история и современность». Святыни Основными святынями епархии являются часть десницы прп. Моисея Угрина (Николаевский женский мон-рь в Мукачеве, перенесена архиеп. Мукачевско-Ужгородским Евфимием в 1996 из Киево-Печерской лавры ); икона Божией Матери «Скоропослушница» (Успенский жен. мон-рь в с. Домбоки Мукачевского р-на; написана на Афоне, передана патриархом Иерусалимским Тимофеем в дар православным Карпатской Руси в 1937); икона Божией Матери «Скоропослушница» (Николаевский жен. мон-рь в Мукачеве), Иверская икона Божией Матери (Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь в с. Дубровка Иршавского р-на); Иерусалимская икона Божией Матери (Воскресенский муж. мон-рь в Ужгороде); икона св. Марии Магдалины (жен. мон-рь во имя равноап. Марии Магдалины в с. Заречеве Перечинского р-на); Казанская икона Божией Матери (муж. мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Тишев Воловецкого р-на); икона Божией Матери «Умиление» (Серафимовский жен. мон-рь в с. Приборжавском Иршавского р-на); икона Божией Матери «Семистрельная» (Введенский жен. мон-рь в с. Кушница Иршавского р-на); Феодоровская икона Божией Матери (Кирилло-Мефодиевский жен. мон-рь в г. Свалява); икона Божией Матери «Неустанная помощь» (р-н Дравцы в черте Ужгорода). Архиереи

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Так, постриженик серб. Хиландарского мон-ря прп. Никодим Тисманский основал на валашской земле ок. 1372 г. мон-рь Водица, а при покровительстве Раду I (1377-1383) - мон-рь Тисмана, где устроил жизнь иноков по уставу Св. Горы. В XV в. количество афонских мон-рей, к-рым оказывали покровительство валашские правители, значительно увеличилось. В 1433 г. правитель Александр Алдя (1431-1436) принял при своем дворе в Тырговиште игум. Моисея и даровал по его просьбе мон-рю Зограф 3 тыс. аспр. Братия мон-ря Филофея получила в 1457 г. от господаря Влада Цепеша (1456-1462) пожертвование в сумме 4 тыс. аспр. Одним из видных благотворителей афонских мон-рей в XV в. был господарь Влад Монах (1481-1495). В 1487 г. он даровал Свято-Пантелеимонову мон-рю 6 тыс. аспр, скиту св. Илии, основанному румын. монахом Косьмой,- 1 тыс. аспр. Он же повелел в марте 1490 г. выдать мон-рю Дохиар сумму в 3 тыс. аспр. Влад Монах был также благотворителем мон-ря Хиландар, о чем свидетельствует сохранившаяся грамота 1494 г. Хиландарский мон-рь получил 5 тыс. аспр в нояб. 1493 г. и от его сына, господаря Раду Великого (1495-1508). Последний даровал также Кутлумушскому мон-рю доходы от 2 валашских сел. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. В XVI в. господарь Нягое Басараб (1512-1521) пожаловал неск. сел и большие денежные суммы (10 тыс. аспр) Кутлумушскому мон-рю, благодаря к-рым были возведены новый храм свт. Николая, келлии, трапезная, больница и гостиница для паломников. Было выделено 700 аспр на содержание больницы и 500 аспр на дорожные расходы иноков, собиравших пожертвования на мон-рь. Был перестроен и украшен храм Вел. Лавры. В мон-ре Ватопед был построен храм, где была положена святыня Пояс Пресв. Богородицы. Тесные связи поддерживались с мон-рем св. Дионисия. Здесь был погребен митр. Унгро-Влахийский св. Нифонт (бывш. краткое время К-польским Патриархом под именем Нифонт II), во имя святого господарь возвел в мон-ре церковь.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

XVII в., упразднен в 1691), Никольская пуст. (мужская, на р. Сендеге на территории совр. Островского р-на, существовала в нач. XVII в., упразднена в 1764), Макариев мон-рь (мужской, в устье р. Нёмды, основан в нач. XVII в., упразднен в 1708), Спасская Серапионова пуст. (мужская, ныне с. Серапиха Чухломского р-на, существовала уже в нач. XVII в., упразднена, вероятно, в нач. XVIII в.), Вознесенский на Дебре мон-рь (мужской, в Костроме, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в сер. XVII в.), Кривоезерская Троицкая пуст. (мужская, на левом берегу Волги, напротив Юрьевца, основана в 20-х гг. XVII в., закрыта в 1919), Богородицко-Казанский мон-рь на Идском городище (мужской, на территории совр. Чухломского р-на, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., время упразднения неизв.), Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь (мужской, ныне дер. Песочное Костромского р-на, основан в 1624, закрыт в 1919), Словинская Богородицкая пуст. (мужская, ныне с. Словинка Антроповского р-на, основана ок. 1629, упразднена в 1764), Богородицко-Владимирский Сретенский мон-рь (женский, в Нерехте, основан в 1634, упразднен в 1764), Богородицко-Казанская Карпищева пуст. (мужская, ныне с. Бушнево Антроповского р-на, основана в 1643, упразднена в нач. XVIII в.), Анастасиин мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1723, по др. данным - в 1764), Рождественский мон-рь (женский, в Солигаличе, основан в 1663, упразднен в 1764), Крестогорская Тихонова пуст. (мужская, ныне с. Тихон Вохомского р-на, основана в 1-й четв. XVII в., упразднена в 1764), Ильинская Яблонная пуст. (мужская, на правом берегу р. Волги вблизи устья р. Шачи, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Богородицко-Казанская пуст. (мужская, близ Костромы, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Боголюбский мон-рь (женский, в с. Боголюбском Макарьевского у., основан в 1864 в качестве жен. общины при ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери, с 1893 - мон-рь, закрыт в 20-х гг. ХХ в.), Богородицко-Феодоровский мон-рь (женский, в с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

14. Мон-ри прор. Илии (Хирбат- Мугайфир), близ Иерихона. Известны 2 мон-ря с этим посвящением, находившиеся рядом: 1-й основан в V в. учеником прп. Евфимия, 2-й - в сер. VI в. мон. Антонием. Жизнь насельников 2-го мон-ря подробно описана Иоанном Мосхом. 15. Кафизмы мон-рь . Существовал в V-VIII вв. на месте, где, по преданию, Пресв. Богородица отдыхала на пути из Иерусалима в Вифлеем. Рядом находится ныне действующий Илии Пророка мон-рь (Дайр-Мар-Ильяс), основанный, вероятно, в XII в. 16. Лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба; Великая лавра). Основана ок. 485 или 490 г. По оценкам археологов, в VI в. здесь жили до 150 монахов. Все постройки монастыря реконструированы в XIX-XX вв. 17. Лавра Иеремии (Хирбат-эз-Зараник). Основана в 531 г. учеником прп. Саввы Иеремией. Небольшой комплекс из 15 келий. Был заброшен в VII в. 18. Мон-рь Иоанна Схолария (на горе Эль-Мунтар), киновиный. Основан в сер. V в. имп. Евдокией как ее замок или резиденция в пустыне. После ее смерти (469) преобразован в мон-рь; принадлежал монофизитам до кон. 70-х гг. V в. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 45; Idem. Vita Sabae. S. 127). На рубеже V и VI вв. здесь подвизалась группа монахов-несториан (в Житии прп. Саввы говорится о 2 монахах). После долгого общения с ними прп. Савва убедил несториан в истинности правосл. вероучения. Ок. 509 г. прп. Савва сформировал для мон-ря общину во главе со своим учеником Иоанном, который в прошлом служил в армии в отряде схолариев. Иоанн был игуменом мон-ря до 545 г. Мон-рь заброшен, вероятно, в VII в. 19. Мон-рь Спилеон (Пещерный; Бир-эль-Каттар), киновийный. Основан ок. 508 г. прп. Саввой. В VI в. здесь жили ок. 20 монахов. 20. Мон-рь Кастеллион (Хирбат-эль-Мирд), киновийный. Основан ок. 492 г. прп. Саввой на руинах крепости Ирода Великого. Комплекс был обнесен стеной (30×40 м), община включала не более 15 монахов ( Milik. 1961). 21. Мон-рь Занна (западнее лавры прп. Саввы), киновийный. Основан в 511 г. прп. Саввой ( Corbo. Il Cenobio di Zaunos. 1958). 22. Лавра Гептастом (греч. Επτστομος; Семиустная; Хирбат-Джинджас; в 4 км к северо-западу от лавры прп. Саввы). Основана в 510 г. мон. Иаковом из лавры прп. Саввы близ цистерны под названием Гептастом. В лавре подвизались не более 20 монахов; археологи открыли фрагменты 15 келий. Территория была обнесена хорошо сохранившейся каменной стеной. Кельи делились на юж. и сев. группы; при каждой находилась цистерна для воды. Центральный комплекс состоял из церкви и дополнительных построек, образовавших 2 внутренних двора ( Hirschfeld. 1992. P. 29-30).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010