Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Паисий Величковский. Жизнь на Афоне - 1 Начинается период самостоятельного подвига. С переселением на Афон оканчивается для Платона период послушничества и начинается период одинокого самостоятельного подвига. Спутником Платона в его путешествии по Афону был иеромонах Трифон. Они отправились в путь с несколькими медными монетами в кармане, но их бедность их не смущала. В Галаце они сели на корабль, который доставил их в Царьград, а оттуда они прибыли на Афон, и 4 июля, накануне памяти преподобного Афанасия Афонского, вступили в его святую лавру. Святой Афон Святой Афон! Как много исторических воспоминаний, мыслей и чувств вызывают в душе православного человека эти два слова! " Царственнейшая и божественная гора, превосходнейшая всех гор во вселенной " , по выражению греческого императора Алексея Комнина, с древних времен привлекала к себе христианских подвижников и стала центром духовного просвещения на православном востоке. Афонская гора составляет одну из трех ветвей, так наз., Солоникского или Халкидикского полуострова. Длину Афонской горы определяют в 80 километров, ширину в разных местах от 12 до 20 километров. На южной оконечности горы возвышается, уносясь за облака, громадная вершина из белого мрамора. Это собственно и есть столь известная еще в языческой древности гора Афон. От нее впоследствии и весь полуостров получил свое название. Высота вершины над уровнем моря по отвесной линии равна двум километрам. Почти вся гора за исключением южного пика покрыта роскошною растительностью. Здесь растут лимоны, апельсины, груши, орехи и каштаны и разводятся виноградники. Особенно хорошо возделан восточный склон Афона. Горные ручьи снабжают Афон прекрасною водою. Морской ветер умеряет летний зной. Снег выпадает редко и держится недолго. Птиц на Афоне мало. Зверей почти нет. При всей красоте Афона на нем лежит печать какой-то грусти, и даже суровости. Громадные горы и глубокие пропасти поражают своим величием и делают самое путешествие по горе затруднительным. Особенно величественна и недоступна местность у главной вершины Афона, так что туда редко заходят и паломники. По мере подъема в гору климат изменяется, и на половине горы путник уже не встречает лимонных и апельсинных деревьев, а по хребту горы растут уже сосна и ель. Вершина Афона совсем лишена растительности.

http://isihazm.ru/1/?id=476

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Афонские монахи просят ввести на Святой горе чрезвычайное положение Ливни размыли дороги на полуострове 07.04.2020 23:38 Версия для печати Фото: ethnos.gr Карея, Гора Афон, 7 апреля, Благовест-инфо. Монашеская община и гражданская администрация горы Афон, где находится уникальная «монашеская республика», обратились в министерство защиты граждан Греции с просьбой ввести чрезвычайное положение на полуострове Айон-Орос (Святая Гора). Причина этого – катастрофически ливни, разрушившие инфраструктуру полуострова на севере Греции, пишет Orthodox Times . За последние дни большая часть монастырей, скитов и келий были отрезаны друг от друга и от внешнего мира, поскольку стихия разрушила дороги – в частности шоссе, связывающее Дафни со столицей «монашеской республики» Кареей. Афонские монахи, с которыми связалось агентство ANA-MPA, сказали, что на полуостров сложилась «катастрофическая ситуация» и общий размер ущерба пока еще не ясен. Представители греческого МЧС должны в ближайшее время отправиться на Афон, чтобы оценить масштабы бедствия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Лит.: Муравьев А. Η. Письма с Востока в 1849–1850 гг. СПб., 1851. Ч. 1; Порфирий ( Успенский), еп. История Афона. К., 1877. Ч. 1 –3/1 ; СПб., 1892. Ч. 3/2; он же. Второе путешествие по Св. Горе Афонской. М., 1880; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887; Σμυρνκης Г. Т γιον ρος. θναι, 1903. Καρυα, 19882; Νικολπουλος Παν. Γ. Μεγστης Λαρας, Μον//ΘΗΕ. Τ. 8 Σ. 884–886; Leroy J. La conversion de St. Athanase l’Athonite à idéal cénobitique et l’influence studite//Le Millénaire du Mont Athos 963–1963: Etudes et mélanges. Chevetogne, 1964. T. 1. P. 101–120; Lemerle P. La vie ancienne de saint Athanase l’A tonite composée au début du XIe siècle par Athanase de Lavra//Ibid. T. 1. P. 59–100; Μαμαλκης I. Π. Τ γιον ρος δι μσου τν αινων. Θεσσαλονκη, 1972; Δωρθεος, μον. Τ γιο ρος: Μηση στην ιστορα το κα τ ζω το. Κατερνη, 1985. T. 1; Χρστου Π. Τ γιον ρος. θωνικ πολιτεα – στορα, τχνη, ζω. θνα, 1987; Νικδημος Λαυριτης. Μεγστη Λαρα: Εκονογραφημνος οδηγς. Προσκυνητριον. γιον ρος, 1988; θανσιος (Παναγιτης), μον. Πλατυτρα τν ουρανν: Т γιον ρος χριστανικς κσμος: Προσκυνητριον το γιο ρος. θνα, 1989; Παπαχρυσνθου Δ. θωνικς μοναχισμς: ρχς κα οργνωση. θνα, 1992; Д. Св. Гора под српском (1345–1371)//ЗРВИ . 1992. Т. 31; Mount Athos and Byzantine Monasticism: Papers from the 28th Symp. of Byzant. Studies. Birmingham, 1994; ντωνπουλος N. . συνταγματικ προστασα το γιορειτικο καθεσττος. θνα, 1997 2 ; νδρας γιορετης, ρχιμ. Τ γιον ρος προπργιον ρθοδοξας κα θνους. θνα, 1997 3 ; А. Св. Гора и Хиландар у Османском царству XV-XVII вв. Београд, 2000; Σιδηρπουλος Г. γιο ρος: ναφορς στν νθρωπογεωγραφα. θνα, 2000; Γιγκος Θ. Ξ. Καννες κα Λατρεα. Θεσσαλονκη, 2001. Нихоритис Κ. Св. гора – Атони българското новомъченичество. София, 2001; Pavlikianov С. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001; Παπαδημητρου Δοκα N. Δ. Συμβολ στν ρευνα τν θεσμν το γιον ρος (αρχς 17ου – αρχς 20ου α.)//Θεολογα. 2001. Τ. 72/1. Σ. 287–387; Τ. 72/2. Σ. 563–663; Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон: Пер. с греч. М., 2002; Μωυσες γιορετης, γρων. γιον ρος κα κσμος. θναι, 2003; Πλακογιαννκης Κ. Ε. γιον ρος προμχονας τς ρθοδοξας: Παρδοση, στορα, Μνημεα, Περινυμες Εκνες: Πλρης " δηγς μ σντομη στορα κα περιγραφ τν μνημεων του. Θεσσαλονκη, 2003; Πεντζκης Γ. Ν. γιον ρος: νας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. θνα, 2003. Τ. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

— Вот, посмотрите, что пишут о нас, — сказал он и передал мне длинную вырезку из русской газеты, в которой я прочитал: «На Афоне сразу поражает вас совершенное отсутствие русских служащих. Агент г. Папаяни состоит одновременно представителем трех пароходных компаний: русской, турецкой и греческой. Уже это дает возможность судить о том, насколько дороги для г. Папаяни русские интересы. Он не только ни звука не знает по-русски, но и не представляет себе величие русского флага, под которым пароходы общества причаливают к Афону, и позволяет турецкому полисмену бесцеремонно конфисковать и задерживать русскую почту, в изобилии адресуемую афонским монахам; даже сам ее отсылает в турецкий каймакам (полицейское управление на Афоне). Недовольные порядками г. Папаяни, русские монахи пробуют направить почту и посылки турецкими пароходами, что без сомнения не в интересах нашего коммерческого общества. Г. Папаяни монополизировал в своих руках лодки для высадки пассажиров с парохода на берег и берет с паломников по 40 к. с человека». Насколько справедливо было высказанное здесь — мы уже видели раньше и частью увидим из дальнейшего. Св. Афонская гора расположена на ближайшей из трех кос обширного полуострова, находящегося к западу от Эгейского моря. Миновав Дарданеллы, пароход направляется проливом между гористыми островами Имброс и Лемнос, принадлежащими Турции. На первом находятся небольшие села, на втором город Кастро, где резиденция митрополита и мутесарифа. Почти половина Лемноса занята имениями, принадлежащими Афону. Громадные имения Афон имеет и на других соседних полуостровах и внутри Македонии. С утра уже на «Корнилове» началось радостное оживление в чаянии, что вот-вот покажется Афонская гора, но долго еще кругом расстилался однообразный простор моря, в этих местах совершенно голубого или скорее изумрудного. Северный ветер по-прежнему надоедал нам. Пароход покачивало. Над водой изредка летали и кружились чайки, в воде ныряли дельфины. После напряженного ожидания, в полдень показалась впереди пароходного пути громадная гора, закутанная с одной стороны белыми облаками. По мере нашего приближения она вырастала в грандиозное и очаровательное зрелище.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1622

Говоря о том, «чем разнствует Святая Гора от нашего Соловецкаго острова, и чем разнствуют монастыри Святогорстии от обители Соловецкия, и скиты Святогорстии от скитов Соловецких, и пустынники Святогорстии – от пустынников Соловецких», приводя все различия («разнства»), касающиеся различных сторон жизни монашества, церковных книг («премногия и предивныя книги писанныя на хартиях древния» (Яхонтов. 1884. С. 5), верности в следовании традициям («предание и старчество»), всего растительного и животного мира, Дамаскин совершенно убежден, что «невозможно есть уподобити Соловецкаго острова Афонской Горе» (л. 426 об.):   «Афонская гора во время зимное имать отраду – Соловецкой же остров имат ожесточение и хлад, и мраз, тартару подобный. В Соловецком острове бывает зимою нощь глубокая и темная, и мрачная, яко мнети всей зиме единой нощи протяженней быти. Летом же день велик, а нощь мала, и мнительно, яко бы все лето един день был, сице точию свет творит солнце, плодов же не изращает [не производит – Т.И.]. В Афонской же Горе солнце и свет творит, и теплоту подает, и плодом поспешествует. К сему же в Афонской Горе высота гор и холмов, и различие древес и плодов, и приближение прежеланнаго края Иеросалима многу творят радость жителем//л. 429. В Соловецком же острове низость места, болота непроходимыя, и древеса безплодная и суровая, и удаление стран, и хлад нестерпимый, и темные и предолгия нощи – велико уныние и печаль, и страх сотворяют человеку, и плачевную жизнь соделовают». Яркий по своему колориту отрезок текста в заключительной части «Сказания» Дамаскина связан с описанием «соблазнов» соловецких. Речь идет прежде всего о том, что «вреждает» человеческой душе. Говоря о жизни монахов на Соловках, Дамаскин отмечает, что особое беспокойство монашествующим причиняют местные птицы – чайки, гагары. Он противопоставляет чаек рептилиям, которых трижды видел на Афоне и которых он, видимо, опасался: «Аще кто речет, яко и Афонская гора имать неполезное в себе, сиречь змии пресмыкающияся по земли – Соловецкий же остров сего не имат» (л.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=247...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Симеон Афонский. Обретение молитвы      Симеон Афонский. Обретение молитвы   Представляем отрывок из книги: монах Симеон Афонский «Птицы небесные или странствия души в объятиях Бога».   Святая Гора Афон       Путь разума ограничен его разумностью, и такой разум втайне кичится своей проницательностью. Но путь духа безпредельно превосходит разум, ибо только духу по благодати открывается вся  безграничность Божественного мира. Разум боится мистики, потому что не понимает ее, но сама жизнь мистична в своей основе, так как невидима и неподвластна догадкам слепой эгоистичной разумности, ибо по сути своей глубоко духовна, а мы знаем, что " Дух есть Бог " .   Холод смел последние листья с кленов и буков и оставил краснеть до заморозков лишь яркие гроздья калины и рябины. По вершинам гор забелел снег, потом его снежная граница стала опускаться все ниже. Наконец она подступила к самой келье, и в воздухе замелькали первые снежинки. В этот период меня удивляли взрывы мин в горах, которые расставили минеры на главных тропах во время войны. Подрывались ли на них звери или незадачливые диверсанты? Или же их придавливал снег? Оставалось только догадываться.   Постепенно снег завалил все подходы к поляне, и даже сама поляна превратилась в один большой пушистый сугроб, по которому метались длинные языки декабрьской метели. Научившись поддерживать ровный жар в печи гнилушками, я понемногу стал приходить в себя и начал забывать о летней суете. При виде обильных снегопадов душа успокоилась, избавившись от опасения нежданных гостей.   Молитва все больше преобладала в дневном и ночном распорядке, но искушения не заставили себя ждать. Перетаскивая тяжелые мокрые сучья поближе к келье, чтобы потом распилить их и расколоть клиньями, я, по-видимому, чрезмерно понадеялся на свои силы. Внизу живота, справа, появилась боль, отдававшая во всю ногу. Особенно ощутимой становилась боль когда я молился, стоя перед иконами. Желая успокоить болезненный приступ, я начал больше сидеть на топчане, опершись спиной о стену. Даже помазание священным маслом от лампадь: преподобного Сергия не приносило заметного улучшения.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=224...

Только в том случае, если уставы Афона не будут попираться, исчезнет повод взаимного недовольства греков и русских, между насельниками Афона водворится мир и согласие, и на Святой горе вновь возникнет истинное иноческое братство, как было и в древние времена. Затем, прекрасный урок из прошлой истории Афона наши иноки могли бы почерпнуть в отношении образования. Святая гора в эпоху византийскую была видным очагом просвещения. Греческие монахи были истинными друзьями наук и искусств, усердно ими занимались, трудились и на научном поприще и вообще оставили заметный след в истории византийской культуры. Не то видим теперь в русских иноческих учреждениях. Образование здесь не процветает, а ученых весьма мало. Нельзя, конечно, назвать русских иноков сознательными обскурантами, но при настоящем своем положении они могли бы, в отношении науки и просвещения, делать больше того, что наблюдается теперь. Для монахов нужны школы, необходимо знакомить их с прошлым Афона и Византии, нужно заинтересовать их в богатейшем содержании знаменитых афонских библиотек, приучить обращаться с рукописями, ценить памятники искусства афонского, приготовить разумных руководителей и проводников для посетителей афонских храмов и монастырей. Вообще, область культуры и просвещения весьма обширна, и тут возможны многие степени совершенства, но, конечно, лучше иметь хотя бы немногие приобретения в этой области, чем питать полнейшее равнодушие к естественным запросам духа человеческого и проникаться безразличием к замечательным произведениям византийской науки и искусства. Повторяем, – мы не хотим сказать, что ныне нет среди русских иноков Афона людей просвещенных: они имеются, но их очень немного, имена их известны всем, масса же афонских монахов, их большинство немногим отличается, в отношении образования, от той крестьянской среды, из которой они вышли. Разумеется также, что просвещение афонских иноков, о коем здесь ведется речь, как о желательном их будущем приобретении, должно возглавляться богословием и в нем иметь свои корни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Итак, эти два особо отмеченные нами фактора, то есть сравнительное экономическое благополучие и не вполне строгое следование законодательным ограничениям, касавшимся храмостроения, несомненно способствовали становлению третьего, а именно – своеобразного художественного замысла, выраженного в церковной архитектуре. Этому фактору следует придать особенное значение, если учесть, что Святая Гора приобрела уникальный общественный статус по духовным и идеологическим причинам, и, естественно, их воздействие здесь было больше, нежели где-либо. Итак, общий характер, сформировавший своеобразие послевизантийской архитектоники на Горе, определялся двумя основными тенденциями, исходившими из того, что Святая Гора с начала своего существования являлась самым значительным монашеским центром империи, с общинами, основанными императорами и патриархами, которые имели теснейшие связи с Константинополем. Во-первых, известно, что сохранение предания является основной характерной чертой каждой церкви, а тем более это характерно для самой строгой формы церковной жизни – монашества. Роль монастырей как носителей византийского храмового наследия вынужденно усилилась после падения Константинополя и обращения городских храмов в мечети. С тех пор монастыри стали единственными значительными историческими церковными учреждениями, оставшимися в руках христиан. Эту роль должен был в особенности взять на себя форпост православного монашества, Святая Гора, со своими учреждениями, восходившими к императорам и патриархам, и, соответственно, дело сохранения ценностей византийской церковной архитектуры получило здесь особое значение, которого и не могло быть в других местах. Помимо того, поскольку в Константинополе не могло отныне быть храмов, достойных его роли как столицы Оттоманской империи – с одной стороны, как мы уже говорили, из-за обращения византийских храмов в мечети, а с другой – из-за удушающего храмостроительного законодательства, – значение общин Святой Горы возвысилось еще более и из важного стало главенствующим. В результате возникла необходимость сохранения основополагающих ценностей византийского храмостроительного наследия, святогорские общины стали полем выражения духовных и художественных устремлений, которые хотя и рождались в Константинополе, но не могли там найти свое выражение. Это изменение в значении Святой Горы очевидно и из того факта, что храмостроительная деятельность молдовлашских князей, которые, как известно, тогда полагали себя на символическом уровне преемниками византийских императоров, была сосредоточена главным образом вокруг святогорских общин. Конечно, эти устремления получали выражение только в немногих наиболее выдающихся и знаменитых храмах, то есть в соборах, а не в сотнях домовых церквей и небольших храмов афонского полуострова, но, однако, создали стиль, который до определенной степени оказал воздействие на всю святогорскую архитектуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часов в 8-мь утра, о. Анастасий по случаю праздника отслужил на верхней палубе парохода пред Касперовской иконой Божией Матери молебен, на который снова собрались все пассажиры. Мы пели. Богомольцы, отправляющиеся в Палестину, нам подпевали, и так умело, что получался стройный хор, пение которого далеко-далеко разносилось по морским волнам. Солнце поднялось и позолотило светло-голубые, прозрачные воды Архипелага. Но тучки небесные, вечные «странники», набегом своим иногда закрывают солнце, и тогда на море ложатся темные тени, омрачающие золотистый блеск его. Последний так ярок и сочетание его с синим цветом неба и голубым отливом моря так причудливо, что нарисуй подобную картину художник, его справедливо назовут декадентом – импрессионистом, а в действительности, в природе, это оригинальное сочетание цветов не только не кажется странным, а наоборот – очень привлекательным и красивым. Пассажиры теснились все на палубе; да и трудно было уйти вниз. Кругом виднелись живописные острова Архипелага, то скалистые, то покрытые обильной растительностью, но всегда обращавшие на себя внимание причудливой красотой своих очертаний. Они поднимаются над бездной, или одной остроконечной горой, или целым рядом гор, перерезанных темными пропастями. Иногда только средняя вершина гористого острова высоко поднимает голову, а около неё теснятся другие меньшие горы, образуя живописную группу. На другом острове отлогие горы идут уступами, давая приют у своих подножий селеньям и городам, под тенью вековых деревьев. По выходе из Дарданел, пароход идёт до самого Афона, нигде не останавливаясь. В самом начале Архипелага он круто поворачивает направо, прямо к Салоникскому полуострову, на одном из трех выступов которого возвышается св. г. Афон, давшая имя и всему отрогу, отделенному от Македонии узким (бывшим) каналом Ксеркса. Туда и обращены теперь взоры всех пассажиров. По расписанию пароход приходит к Афону около четырех часов вечера, или 8-ми по-турецки, а монахи и некоторые из бывалых людей, собравшиеся на носу, уверяют, что св. гора показывается за шесть часов до прихода к ней парохода, следовательно – должна показаться скоро. Но пароход плавно идет по зеркальной поверхности моря, по сторонам его тянутся гористые острова Архипелага, а впереди – небо да море: ничего больше не видно. Наконец, часов около 11-ти, вдали начал обрисовываться неясный силуэт горы, окутанной сероватой дымкой. Это, говорят, Афон. Гора кажется издали небольшой и очертания ее скрадываются. Но по мере того, как пароход шел вперед и закрывающий ее туман рассеивался, она росла и ее очертания становились яснее. Была видна отвесно спускающаяся в море громадная гора, уходящая в синюю высь своей остроконечной вершиной, по сторонам ее обрисовывались вершины двух других наполовину меньших гор. Ехавшие с нами Афонские монахи охотно разговаривали о св. горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Часов в 8 утра, о. Анастасий по случаю праздника отслужил на верхней палубе парохода перед Касперовскою иконою Божией Матери молебен, на который снова собрались все пассажиры. Мы пели. Богомольцы, отправляющиеся в Палестину, нам подпевали, и так умело, что получался стройный хор, пение которого далеко-далеко разносилось по морским волнам. Солнце поднялось и позолотило светло-голубые, прозрачные воды Архипелага. Но тучки небесные, вечные „странники“, набегом своим иногда закрывают солнце, и тогда на море ложатся темные тени, омрачающие золотистый блеск его. Последний так ярок и сочетание его с синим цветом неба и голубым отливом моря так причудливо, что нарисуй подобную картину художник, его справедливо назовут декадентом-импрессионистом, а в действительности, в природе, это оригинальное сочетание цветов не только не кажется стран- —110— ным, а наоборот – очень привлекательным и красивым. Пассажиры теснились все на палубе; да и трудно было уйти вниз. Кругом виднелись живописные острова Архипелага, то скалистые, то покрытые обильною растительностью, но всегда обращавшие на себя внимание причудливою красотою своих очертаний. Они поднимаются над бездною, или одною остроконечною горою, или целым рядом гор, перерезанных темными пропастями. Иногда только средняя вершина гористого острова высоко поднимает голову, а около нее теснятся другие меньшие горы, образуя живописную группу. На другом острове отлогие горы идут уступами, давая приют у своих подножий селеньям и городам, под тенью вековых деревьев. По выходе из Дарданел, пароход идет до самого Афона, нигде не останавливаясь. В самом начале Архипелага он круто поворачивает направо, прямо к Салоникскому полуострову, на одном из трех выступов которого возвышается св. г. Афон, давшая имя и всему отрогу, отделенному от Македонии узким (бывшим) каналом Ксеркса. Туда и обращены теперь взоры всех пассажиров. По расписанию пароход приходит к Афону около четырех часов вечера, или 8-ми по-турецки, а монахи и некоторые из бывалых людей, собравшиеся на носу, уверяют, что св. гора показывается за шесть часов до прихода к ней парохода, следовательно – должна показаться скоро. Но пароход плавно идет по зеркальной поверхности моря, по сторонам его тянутся гористые острова Архипелага, а впереди – небо да море: ничего больше не видно. Наконец, часов около 11, вдали начал обрисовываться неясный силуэт горы, окутанной сероватою дымкой. Это, говорят, Афон. Гора кажется издали небольшою и очертания ее скрадываются. Но по мере того, как пароход шел вперед и закрывающий ее туман рассеевался, она росла и ее очертания становились яснее. Была видна отвесно спускающаяся в море громадная гора, уходящая в синюю высь своею остроконечною вершиною, по сторонам ее обрисовывались вершины двух других наполовину меньших гор. Ехавшие с нами Афонские монахи охотно разговаривали о св. горе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010