Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Мартос Антон Викентьевич; 8.09.1904, дер. Завитая близ г. Несвижа Слуцкого у. Минской губ.- 3.11.1983, Буэнос-Айрес, Аргентина), архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в крестьянской семье. Окончил народное уч-ще в с. Крутой Берег, высшее уч-ще в Несвиже, в 1925 г.- гимназию в Несвиже. В 1926-1930 гг. учился на правосл. богословском фак-те Варшавского ун-та, в 1933 г. получил степень магистра богословия за дис. «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и учитель пастырей». 4 янв. 1927 г. в Почаевской лавре наместником архим. Дамаскином пострижен в монашество с именем в честь прмч. Афанасия (Филипповича) . 29 янв. 1928 в кафедральном соборе во имя равноап. Марии Магдалины в Варшаве был рукоположен во иеродиакона Гродненским архиеп. Алексием (Громадским) , в кон. марта 1929 г.- во иеромонаха Кременецким еп. Симоном (Ивановским) (см. Польская автокефальная Православная Церковь ). До июня 1930 г. окормлял рус. общину в мест. Благодатное близ Варшавы, затем служил настоятелем Петропавловской ц. в г. Воломин близ Варшавы. В дек. 1931 г. назначен наместником Яблочинского мон-ря и заведующим приютом для престарелого духовенства, находившегося при этой обители. В окт. 1932 г. переведен в с. Турковичи на Холмщине, где устроил подворье Турковичского мон-ря, за что 15 июля 1933 г. награжден золотым наперсным крестом. С 1933 по авг. 1934 г. являлся настоятелем храмов в городах Кельце и Радом. С 1934 г. служил воспитателем и инспектором в интернате для студентов богословского фак-та Варшавского ун-та. Пользовался уважением среди воспитанников интерната, постоянно оказывал помощь нуждающимся. В 1939 г. окончил курс педагогики на гуманитарном фак-те Варшавского ун-та со степенью д-ра богословия за соч. «Великий Катехизис Киевского митрополита Петра (Могилы)». В 1938 г. возведен в сан игумена, затем - в сан архимандрита. В марте 1940 г. вновь назначен настоятелем Турковичской обители.

http://pravenc.ru/text/76912.html

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Именование в кругу учеников преподобного Иова (Княгиницкого) новопреставленного отца Иоанна «великим старцем» и «блаженным» свидетельствует о том глубоком почитании подвижника, которое существовало как при его жизни, так и после смерти. Согласно сообщению того же инока Леонтия, к 1633 году списки произведений старца Иоанна распространялись и хранились в киевских монастырях, в Вильно, в Могилеве, в Кутеинском монастыре, Манявском скиту и других обителях. 203 Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживается в трудах и деятельности преподобного Иова (Княгиницкого), преподобного Иова (Желизо) Почаевского, писателя-полемиста Стефана Зизания, епископа Исаакия Борисковича, блаженного Киприана Острожанина, архимандрита Елисея Плетенецкого, митрополита Исаии Копинского, преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского, преподобного Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. И хотя послания старца Иоанна не получили массового распространения на официальном церковном уровне, именно его идеи немногим через каких-то 30–40 лет легли в основу идеологии казачьего национально-религиозного освободительного движения в Украине, начавшегося в 1637–38 годах, и особенно активно вспыхнувшего в 1648 году под лозунгами борьбы за отеческую православную веру. 204 Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Как отмечает И. Еремин, «сочинения Ивана Вишенского в свое время были широко распространены на Украине. В эпоху, непосредственно предшествующую народно-освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого, они сыграли большую роль: они будили сознание, воодушевляли к борьбе, вооружали... горячей любовью к родине». 205

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

78 Как видно из отписки тобольских воевод в Сибирский приказ, 27 июня 1655 г. ими была получена грамота (до нас не дошедшая) о ссылке Аввакума «на Лену в Якуцкой острог» по указу Никона; в грамоте при этом значилось, что по распоряжению Никона «божественные службы тому протопопу служить не велено». Из Тобольска Аввакум отправился в ссылку в Петров день, т. е. 29 июня 1655 г. 79 О братьях Аввакума см. примеч. Поскольку известно, что Козьма здравствовал вплоть до 1666 г., – значит, в моровое поветрие 1654 г. умерли Аввакумовы братья Герасим и Евфимий. 80 Известны письма Ивана Неронова царю Алексею с прорицанием «хотящей быти брани», «погибели» и «тщеты». 84 Афанасий Филиппович Пашков, с 1650 г. воевода Енисейского острога, куда Аввакум с семьей прибыл зимой 1655/1656 г., незадолго перед тем получил назначение на новое воеводство в Даурскую землю, в то время еще не приве­денную окончательно под власть русского царя. До лета 1656 г. Пашков набирал в Енисейске отряд и готовился к экспедиции. 89 Родословная Иова описана близким образом в «Памяти святого Иова», включенной под 6 мая в так называемый Успенский сборник, одну из древней­ших русских рукописей (четь-минейного типа), датируемую XII–XIII вв. 97 Умерли Корнилий, родившийся в Москве перед самой отправкой в Сибирь (см. примеч. и младенец, родившийся, стало быть, в Сибири, неизвестный нам по имени. 99 Жена Афанасия Пашкова Фекла Семеновна по возвращении в Москву, после смерти мужа, постриглась в монахини с именем Феофания; с июня 1673 г. и до конца своих дней в 1685 г. она была игуменьей московского Вознесенского девичьего монастыря, располагавшегося в Кремле рядом с Чудовым. 104 В Житии Феодора Едесского рассказывается о блуднице, воскресившей умершего младенца (см. Житие под 9 июля в Великих Минеях Четиих). 106 Отстроив Нерчинский острог, Афанасий Пашков зимой 1661 г. выехал в Иргенский острог, откуда весной 1662 г. отправился в Москву. 107       Еремей Пашков находился в отряде Афанасия Пашкова по царскому указу, предписывавшему ему быть у отца «в товарищах», т. е. вторым воеводой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

В 1630-1632 гг. в Кутеинском Богоявленском монастыре располагалась типография Соболя, перенесенная из Киева. После отъезда Соболя с частью типографского оборудования в Буйничский мон-рь И. в 1632 г. возглавил Кутеинскую типографию, значительно расширенную при поддержке Стеткевича-Заверского (в лит-ре высказывалось мнение, что после отъезда Соболя иноки Богоявленского мон-ря организовали новую типографию, с новым шрифтом и орнаментами; см.: 400 лет русского книгопечатания, 1564-1964. М., 1964. С. 109). В 1634-1654 гг. в кутеинской типографии было напечатано 15 книг. Нек-рые издания снабжены написанными И. предисловиями: «Брашно духовное, сиречь Псалмы» (1639), «Трифологион, или Цветослов» (1647), «Диоптра, албо Зерцало и изображение живота в мире сем человеческаго» (1651), «Лексикон славеноросский, альбо Имен толкование» Памвы (Берынды) (1653; в предисловии И. пишет о необходимости словарей). Также в Кутеино были опубликованы: Новый Завет (1652), «Гистория, альбо Правдивое выписание святого Иоанна Дамаскина о житии святых преподобных отец Варлаама и Иоасафа и наверненю индиян» (1637, в предисловии указано, что книга переведена кутеинскими иноками «заново с греческаго и словенскаго на русский язык»), «Букварь языка славенъска» (1637), «Дидаскалия, альбо Наука… о седми сакраментах» еп. Мстиславского, Оршанского и Могилёвского Сильвестра (Косова) (1637), Псалтирь (1646, с посвящением Стеткевичу-Заверскому) и др. В мон-ре при И. велось и книгописание, ряд рукописей сохранился в собрании Е. Е. Егорова в РГБ. В обители действовало училище, сложились певческо-музыкальная, иконописная, граверная школы, развивались ремесла. По сообщению прмч. Афанасия (Филипповича), с 30-х гг. XVII в. И. (к-рого прмч. Афанасий называет «мужем святолюбивым») поддерживал контакты с русскими властями, регулярно давал рекомендательные письма западнорусским православным священнослужителям и представителям монастырей, ехавшим в Россию для сбора пожертвований. Прмч. Афанасий, направляясь в Москву в февр. 1638 г., в условиях, когда еще сохранялась напряженность на западнорусских землях после недавнего казацкого восстания, вез рекомендательное письмо от И. к кн. П. Трубецкому. Дать Афанасию письмо непосредственно в Москву И. после совещания с братией отказался, вероятно опасаясь преследований от польских властей. В 1648 г. с рекомендательным письмом от И. Москву посетил игум. Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня монастыря Гедеон, предложивший царю Алексею Михайловичу издать подготовленные им книги. Благодаря И. кутеинские мон-ри в 50-х гг. XVII в. получили охранные грамоты от царя. В эти годы некоторые мастера и ремесленники начали покидать Кутеинский Богоявленский мон-рь и переезжать в Москву. В Посольском приказе получал жалованье иконописец «старец Григорьица», вышедший «на вечное житие» в 7159 (1651) г.; его учеником стал вяземский посадский человек Давид, к-рый «писал государево иконное письмо».

http://pravenc.ru/text/578242.html

На основе жития в 1819 г. (по др. данным, в 1825) архим. Маркиан написал стихотворный «Памятник о новом преподобномученике Афанасии Филиповиче». В нач. XIX в. в мон-ре сгорел храм Симеона Столпника и пропал ряд бумаг, относящихся к А. Медная рака с мощами мученика расплавилась, но свящ. С. Литовский с прихожанами отыскал частицы мощей, и они были помещены на оловянном блюде в алтаре трапезной церкви. В 1823 г. мощи были переложены в деревянный ковчег и поставлены в церкви, в 1857 г.- помещены в серебряный позолоченный ковчег, пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к А. (В 1935 ковчег (52,4 ´ 26 ´ 3 ´ 27 см) был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском мон-ре.) В 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском мон-ре построили храм во имя А. Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснинский жен. мон-рь . Тропарь и кондак А. написаны архим. Маркианом 30 авг. 1819 г. Канонизация А. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апр. 1984 г. В Минее (МП) под 5 сент. помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ) А., под 20 июля - тропарь и кондак святому. В тексте службы Собору Белорусских святых А. упомянут во 2-м тропаре 3-й песни канона утрени. Соч.: Диариуш//РИБ. Т. 4. Кн. 1. Стб. 49-156; то же// Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество. Минск, 1965. С. 97-179. Ист.: Житие прмч. Афанасия (Филипповича)//Волынские ЕВ. 1868. 32. С. 1086-1088; Минея (МП). Сент. С. 146-157; Июль. Ч. 2. С. 456; Май. Ч. 3. С. 471. Лит.: Соловьевич А., прот. Сказание об игумене (бывшего) православного Берестейского Симеоновского мон-ря Афанасии Филиповиче... собранное из док-тов, хранящихся при брестской Симеоновской церкви//Литовские ЕВ. 1863. 23. С. 900-909; 24. С. 927-940; то же//Волынские ЕВ. 1868.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Принято решение о канонизации Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева) 20 июля. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику святых известного афонского подвижника и ревностного поборника православия преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева), нетленные мощи которого были найдены в Киево-Печерской Лавре. Во время заседания Синода были также утверждены иконописные изображения и представленные проекты тропарей и кондаков святым ( журналы и 30 ). Почтение памяти преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) Священный Синод УПЦ установил 16/29 июля (старый/новый стиль), а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого – 7/20 июня (старый/новый стиль), в день его преставления. Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, и оказал серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст.

http://pravmir.ru/sinod-upts-blagoslovil...

4 сентября 1937 г. арестован схиархимандрит Кирилл (о. Трифон, Кирилл Георгиевич Пилюга) приговорен к 10 годам ИТЛ. 20 декабря 1937 г. – арестован иеромонах Афанасий, а на следующий день 21 декабря арестованы монахини А.П.Боголепова, Е.Г.Михнова, А.А. Мишина. Анна Павловна Боголепова и Евдокия Григорьевна Михнова приговорены к 10 годам ИТР. 19 декабря 1937 г. Анна Александровна Мишина расстреляна. 21 декабря 1937 г. в день памяти Кирилла Челмогорского архимандрит Афанасий (Кузьмичев Андрей) расстрелян. В Лядинах появились колхозы «Новая жизнь» и «Буря» (Орловского с/с). Они занимали земли, принадлежавшие Челмогорской коммуне (на месте бывшего монастыря). 1939-1945 гг. организован колхоз «Волна». Профилем этого колхоза была рыбная ловля, создавались даже специальные рыбацкие бригады. Рыбу ловили неводом, а потом сдавали в колхоз в Лёкшмозеро. Некоторые колхозники жили во время войны в Челмогорском монастыре, где жизнь была значительно лучше. Анна Ивановна рассказывает: «Всю войну жили в монастыре, ничего плохого не знали. Дружный народ там: пахали, жали, сенокосили». Все хозяйство облагалось очень большими налогами. В 1944 г. церковь Успения Божией Матери сплавляют по воде в д. Орлово на ветлечебницу. В 1953 г. на территории Кирилло-Челмогорской пустыни располагался лесопункт. Храм использовался под общежитие, где жили сезонные рабочие. «Начальником был Арсений Григорьевич Пригодин. Завхозом – Карякин. У северной стены между вторым и третьим окном под нарами находилась гробница с каменным крестом». 5 марта 1953 г., в день смерти Сталина, храм Богоявления Господне сгорел. «После пожара в 1953 году в Кирилло-Челмогорском монастыре оставался только мой дед - Александр Филиппович Вороничев. Он жил один в архиерейском доме, работал фельдшером в деревнях Лёкшмозеро, Труфаново и Орлово. В 1955 году дед умер и был похоронен в Святой еловой роще, которая находилась у церкви Успения Божией Матери на Чёлма-горе. Архиерейский дом разобран и перевезён в Каргополь». В 1958 г. разрушили последнюю колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=27950

Протестанты говорят даже, что не только древняя христианская церковь не знала призывания святых, но что призывание их, судя по некоторым местам в сочинениях древних церковных писателей, ею отвергалось. Такие места можно будто бы находить у Иринея Лионского , Тертуллиана , Оригена , Афанасия Александрийского и блаж. Августина. Но эти, цитируемые протестантами, писатели церкви отвергали призывание святых не в христианском и православном духе, а в духе языческом, суеверном и еретическом, Именно, Ириней Лионский в приводимом протестантами месте обличает еретиков, которые совершали мнимые чудеса посредством демонов на обольщение людей. Тертуллиан упоминает в цитируемом месте не о призывании святых, а о призывании мнимых богов и идолов, на которых язычники возлагали свою надежду. Ориген опровергает клевету язычников, будто христиане боготворят ангелов и святых; но если бы не было обычая призывать святых, язычники, конечно, не распускали бы подобной клеветы насчет христиан. Наконец, что касается мест, указываемых из сочинений Афанасия Великого и Августина, то первый в данном месте разумел молитвенное обращение к ангелам и святым в смысле арианском, как к подателям благодати самостоятельным, а второй – призывание ангелов и святых в духе еретическом, исключающем за нас ходатайство Сына Божия. Говорят еще: единственный наш помощник – Бог, – единственный наш ходатай – Христос: зачем же нам призывать еще святых? Разве недостаточно молиться Богу и Христу? Даже более того – не оскорбительно ли для Его величайшей славы искать заступников кроме Него? Против подобных соображений надобно сказать, что ведь и сами протестанты, так рассуждающие, просят других молиться за себя, особенно если к кому-либо имеют более доверенности, и, действительно, они молятся друг за друга в своих духовных собраниях. Спрашивается, что значит эта молитва, как не ходатайство пред Богом? Если всякое иное посредничество бесполезно, кроме Христова, то для чего эта взаимная молитва? Можно идти и дальше в таком отрицательном духе и спросить, для чего вообще всякая молитва не только за других, но даже и за себя? По словам Иисуса Христа, ведает Отец наш небесный, в чем мы имеем нужду, прежде нашего прошения. Однако же вслед за тем сам Иисус Христос научает нас молиться, и апостолы заповедуют даже молиться непрестанно. Значит, несмотря на предведение Божие, молитва может быть полезна и для каждого молящегося за себя, и для тех, за кого он молится. Протестанты согласны признавать действительность молитвы за себя, – согласны поручать себя молитве других еще живущих, потому что это слишком ясно указано в Свящ. Писании, но не согласны на молитвенное призывание тех, которые прославлены Богом на небесах и наслаждаются во Христе блаженством. Но позволяя себе просить молитв грешных братий своих на земле, они чуждаются предстательства святых и блаженных людей на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Скоро после того, в 1640 г., монашествующие Брестского Симеонова монастыря просили настоятеля Купятицкого прислать им на игуменство одного из двух лиц: Афанасия Филипповича или Макария Токаревского. Иларион Денисович, не желая пускать от себя ни одного из дорогих трудников, отправил третье лицо, но брестские иноки не приняли его. Тогда решено было кинуть жребий, кому ехать в Брест, Макарию или Афанасию, и по воле Божией жребий пал на св. Афанасия. Расставаясь с ним, Иларион Денисович написал брестским инокам, что «с великой скорбью» отпускает к ним «половину себя самого» и при этом прибавил: «Спостраждите во всем ему, да со Христом воцаритеся». По прибытии в Брест на игуменство преподобный прежде всего занялся разысканием старинных грамот, епископских и королевских, которыми утверждались разные права и преимущества за вверенным монастырем. Усмотрев из сих грамот, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Церкви Восточной, проклята навеки, я, — говорит Афанасий, — открыто в церкви и в разных местах объявлял об этом». Открытое заявление произвело столь сильное действие, что, по словам преподобного, «в месте том Берестейском и во всем округе того воеводства униаты начали испытывать величайшую тревогу». В следующем (1641) году, в сентябре, св. Афанасий отправился на сейм, т. е. на собрание государственных чиновников, в Варшаву и выхлопотал у короля Владислава IV (1632–1648) за его собственноручной подписью грамоту (привилегий), которой подтверждались все старые преимущества православного братства в Бресте и обеспечивалось на вечное время полная свобода богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви. Но по законам царства Польского королевский привилегий не мог иметь силы без утверждения его печатью коронного канцлера или подканцлера. Св. Афанасий молился об этом и даже предлагал деньги, но напрасно. «Будете все униатами, — говорили хранители печатей просителю, — так мы и даром запечатаем; знайте, что нам от святого отца, папы римского, под клятвой запрещено умножать здесь греческую веру».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Брестский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь — православный монастырь Брестской епархии, расположенный на Госпитальном острове в Брестской крепости. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Брестский Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь, милостью Божией, начал путь возрождения в 2001 году. История этой древней обители нам, к сожалению, мало известна. Из сохранившихся свидетельств самое раннее упоминание о Брестском Рождественском монастыре относится к 1480 году. Однако основана обитель была гораздо раньше, так как в XV веке мы видим уже обустроенный мужской монастырь с двумя храмами: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Честного Креста. Существуют предания о зарождении на сем месте иноческой жизни вскоре после Крещения Руси (988 г.), но документально подтвердить это на данный момент не представляется возможным. Покровителем Свято-Рождество-Богородицкого монастыря и всей Брестской земли является поборник за веру и правду преподобномученик Афанасий (Филиппович). Господь судил этому дивному мужу жить в тяжелые годы. Смута, римско-католическая экспансия, жестокое угнетение православных - таково было его время. Святой преподобномученик был призван на игуменство в Брест из Купятицкого монастыря, который находился под Пинском. И без того тяжкий крест игуменства делался в то время игом почти непосильным обычному человеку. Но невозможное человекам возможно Богу. Святой Афанасий, смиряясь под крепкую руку Господню, избравшую его, делается игуменом сразу двух монастырей: Симеоновского (более древнего) и Рождественского. Управляемые святым наставником, обители стали настоящими светочами Православия. Вопреки окружающему нечестию, вопреки гонениям, поношениям и издевательствам, вопреки тлетворному духу времени, вопреки даже обычной человеческой слабости и страху. «Рождественский монастырь, - как пишет историк протоиерей Константин Зноско, - был не только рассадником благочестия, но и центром, откуда раздавался мощный голос против унии по всему Полесью». Причиной этому было конечно же то, что здесь бесстрашно действовал против унии преподобный Афанасий. Дыша ненавистию и злобой, униаты не раз нападали на монастырь и на самого преподобного, добивались ареста этого доблестного патриота и страдальца за веру.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_женс...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010