Ср. села Елдегино и Митрополье в Московском уезде на р. Вязи Елдезин Василий Иванович, 1594 г., Кашин [см. Грибака] Елдин Гаврило, крестьянин, 1628 г., Белев Елезов Афанасий, 1630 г., Соль Вычегодская; Елезов Иван, посадский человек, 1664 г., Соль Вычегодская Еленев Федор Салтыков [слг. Салтык], 1596 г., Кострома Елень – олень Елка, Елкин : Александр Андреевич Елка Кобылин [см. Кобыла], боярин, вторая половина XVI в.; Елка (Елизарий) Сергеев, подьячий вел. кн., 1514 г.; Иван Александрович Елкин, 1596 г., Белая [см. Дюдка, Когуев, Колыч, Стербей, Суков] Елман Федорович Мичурин [см. Мичура], 1551 г.; Яков Афанасьевич Елман Огарев [см. Огаревы], вторая по ловина XVI в. Елман – турецкая сабля с широким концом Елох Белавинский, крестьянин, 1564 г., Новгород Елсуня , крестьянин, 1501 г., Ростов Ельчанинов Афанасий, землевладелец, 1504 г., Звенигород и Дмитров Ельчин Иван, дьяк, 1609 г., Москва Елюхин Степан Васильев, крестьянин, 1522 г., Кашин Еляков Иван, стрелецкий сотник, 1630 г. Еляха Степанов, крестьянин, 1485 г., Белоозеро Енаклыч ( Янаклыч ) Владимирович Бастанов [см. Бастановы], 1565 г.; Борис Григорьевич Енаклыч Челищев [см. Челищев], начало XVII в. Еналей Леонтьевич Бахтиаров [см. Бахтиар], 1627 г., Коломна Ендогур ( Ендогор ) Михаил Константинович, из рода Марка Демидова Ендогуров ( Ендогоров ) Семен Дмитриевич, 1585 г., Тверь Енин Клим, сокольник, начало XVI в., Переяславль Енютин Савва Федорович, 1624 г., Белев Епанечка Семен Семенович Беззубцев [см. Беззубец], середина XVI в. Епанча, Епанчин : Семен Константинович Епанча Беззубцев [см. Беззубец], отец Семена Епанечки, конец XV в.; Епанчины, помещики, конец XV в. и позже, Новгород; в XVI–XVII вв. в Арзамасе Епанча – бурка, плащ, безрукавная накидка Епиша, Епишка – Епифаний [см. Бабуев; ср. Смерд] Епишевы Китай [см. Китай] и Киринбей [см. Киринбей] Ивановичи, 1540 г., Тверь; Илья Артемьев Епишев, середина XVI в. Епишков Прокофий Никифорович, дворянин новгородского владыки, убит в 1572 г.; Епишковы, дети боярские новгородского владыки (дома св. Софии), XVI–XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Н. И. Петров. К., 1875-1879. 3 вып.). «Систематический каталог книг библиотеки Киевской Духовной Академии» был составлен в 4 т. (11 вып.) (К., 1890-1912) и имел 2 дополнительных выпуска, один из к-рых (1906) посвящен описанию фонда бывш. Полоцкой униатской б-ки, переданной в КДА в 1879 г. IV. КазДА, основанная в 1842 г., собирала б-ку прежде всего из пожертвований б-к духовных учебных заведений (КазДС, СПбДА, МДА, КДА и Тверской ДС), затем (1853) в нее были переданы дублеты из Публичной б-ки в С.-Петербурге, часть книжного собрания Соловецкого мон-ря (более 1500 ркп. и старопечатных книг (см. «Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии». Каз., 1881-1898. 3 вып.) и личные б-ки архиереев: архиеп. Казанских Григория (Постникова) (1850 и 1867) и Афанасия (Соколова) (1866), архиеп. Астраханского Афанасия (Дроздова), еп. Якутского Мелетия (Якимова) (коллекция рукописей, принадлежавших тибет. и монг. князьям,- 318 названий), а также собрание (в т. ч. кит. книг) мон. Иакинфа (Бичурина) и мн. др. «Систематический каталог книг библиотеки Казанской Духовной Академии» был опубликован в 1874 г., имел дополнительный том (1915) и «Алфавитный указатель» (1883). После закрытия КазДА в 1921 г. рукописный фонд б-ки был передан в ЦГА ТАССР (ныне НАРТ), а большая часть книг в КазГУ, откуда в 1992-1993 гг., после открытия КазДС, частично возвращена (ок. 50 тыс. ед.). V. Фонды б-к духовных семинарий в ряде случаев были полностью либо частично отражены в печатных каталогах: в «Систематическом каталоге книг фундаментальной библиотеки Казанской духовной семинарии» (Каз., 1889), «Каталоге ученической библиотеки Вифанской духовной семинарии» (Серг. П., 1915. 2 ч.), «Систематическом каталоге книг фундаментальной библиотеки Томской духовной семинарии» (Томск, 1915), рукописное собрание КДС отражено в «Описании рукописных собраний, находящихся в г. Киеве», сост. Н. Петровым (3 вып.: ЧОИДР. 1892. Кн. 2. Разд. 2; 1897. Кн. 2. С. 129-296; 1904. Кн. 1), также опубликовано «Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской семинарии» (сост. М. И. Лилеевым. СПб., 1880) (подробно см.: Дьяконов А. Библиотека//ПБЭ. Т. 2. Стб. 467-470). VI. Печатные каталоги были составлены на нек-рые монастырские собрания (напр., «Описание Воскресенской Новоиерусалимской б-ки» - сост. архим. Амфилохий (Сергиевский). М., 1875; Систематический каталог книг б-ки Киево-Печерской лавры. К., 1908-1912. 2 т. и др.), а также на коллекции ряда крупных б-к, располагающих значительным фондом богословских изданий и рукописей (Систематический каталог книг Московской епархиальной б-ки. М., 1913. Т. 1: Богословие; Систематический каталог книг б-ки имп. Православного Палестинского об-ва. СПб., 1907. 2 т.; см. также: Степанов. Мат-лы. С. 35-36, 94-131).

http://pravenc.ru/text/149151.html

— Примерно так, — коротко взглянув в ее блестящие глаза, ответил он. — Нет, мое, — зло сказала Вересова. — Мое, потому что я люблю вас. Люблю, зная, что вы нисколько меня не любите и не любили. Мое, потому что я невесть на что способна для вас. Люблю, эгоцентрик вы несчастный, люблю, верю в вас бесконечно, хочу быть с вами всегда, хочу смотреть на вас снизу вверх, хочу радоваться судьбе, которая отдаст вас в мои руки. Не понимаете? — Вы ошибаетесь, — вежливо ответил он. — Вы меня, Вера Николаевна, выдумали. Вы даже про какую-то лошадку выдумали, на которую вы ставите. Все это вздор, пустяки, я ведь просто-напросто довольно занудливый врач. И ничего из меня не выйдет… — Посмотрите-ка на него, — с легким смешком сказала Вересова. — Какое мужество! Он даже на себе крест поставил, только бы я убралась с его дороги. Ну что ж, бог с вами. Действительно, это ваша техник-лейтенант премилое существо. Я бы тоже в нее влюбилась и совершенно разделяю и ваши чувства и чувства красавца Козырева. Что же касается, Владимир Афанасьевич, вашего будущего, то вряд ли подполковник впоследствии на Степановой женится. Я проведала у его солдат, вот вам подарок от меня: товарищ подполковник женат, получает от супруги регулярно письма и фотографии своих чад, сам пишет и посылки шлет. Следовательно, будущее за вами. Такие гуси, как Козырев, — мне это хорошо известно, недаром я вам притчу рассказала про своего генеральчика — храбрятся только в отсутствие законных супруг. В мирное время они тише воды, ниже травы. Супругу свою Козырев, несомненно, называет мамочкой, она его — папочкой, здоровая, нормальная семья, как же это так — вдруг взять ее да порушить. Нет, товарищ майор, Варвара Родионовна, несомненно, вам достанется, только подождать надо, милый Владимир Афанасьевич, подождать и смириться… — Послушайте, — вдруг, не сдержавшись, почти крикнул он, — я не желаю… — А вы меня поставьте по стойке «смирно», — с горловым, неприязненным смешком живо откликнулась она. — Или пять суток гауптвахты! Все правильно, товарищ майор, я ведь ваша подчиненная, вы меня вполне имеете право призвать к порядку…

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

Народно-освободительная война и воссоединение большей части украинских земель с Россией внесли большие изменения в жизнь украинского народа. На украинских землях, вошедших в границы Русского государства, заметно оживилась экономическая и культурная жизнь. Развиваются различные ремесла и промыслы. Все это благотворно повлияло на развитие литейного дела на Левобережной Украине. Гетманская администрация в целях усиления обороноспособности содействовала развитию металлообрабатывающей промышленности. Литье пушек наряду с традиционным литьем колоколов достигают технического совершенства. Художественное литье в это время было связано с такими городами, как Киев, Стародуб, Новгород-Северский, Нежин, Глухов, где оно развивалось как в монументальных, так и в мелких бытовых формах. На рубеже XVII и XVIII вв. на Левобережной Украине уже было развитое литье колоколов. В церквях и особенно в монастырях увеличивалось количество колоколов и их размеры. Выдающимся центром украинского литья стал Киев. В 1675–1676 гг. там работал пушкарь Иван Степанов. Позже, на грани XVII–XVIII вв. с Киевом связаны работы выдающегося литейщика Афанасия Петровича. В 1732–1733 гг. для Киево-Печерской лавры отливал колокол известный русский мастер Иван Моторин. Замечательным памятником работы Афанасия Петровича является большой колокол Киево-Софийского собора, отлитый в 1705 г. По своим размерам это самый большой из сохранившихся украинских колоколов 352 . Его вес – около 800 пудов. Главное украшение этого колокола составляют шесть поясов растительного фриза, выполненного в низком, сочном рельефе. Мотивы орнаментации колокола в известной мере напоминают орнаментальные мотивы тогдашних украинских старопечатных книг и эстампов. Выдающимися глуховскими мастерами-литейщиками были Иосиф и Карп Балашевичи. Хотя в основном они отливали пушки, в их мастерской отливались и колокола, отличавшиеся высокохудожественной отделкой. Современником Карпа Балашевича был талантливый мастер Алексей Иванович, известный нам только одной своей работой – колоколом 1720 г 353 . В работах этих мастеров, как и во всем литейном деле, очень заметна связь с такими видами тогдашнего украинского прикладного искусства, как ювелирное дело и декоративная резьба по дереву, достигшие тогда на Украине высокого развития.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

«Вера, глухонемая», – это Вера Евгеньевна Гусенкова, когда закрывалась обитель, ей не было и 50-ти лет – «умерла в доме престарелых». Еще одна глухонемая, «Орина – Сорокоум», тоже числилась на иждивении, но работала за четверых: «заведовала сельхозинвентарем, била косы, ремонтировала конскую упряжь, делала новые одры и телеги, делала молотила и грабли, насаживала и точила топоры и пилы», т.е. была мастер на все руки, за что ее и прозвали «Сорокоум», а настоящее имя этой труженицы – Ирина Ивановна Кондратьева, ей было 37 лет, когда всех разогнали. Дальнейшая судьба ее неизвестна. Также по документам «была принята на иждивение общины» Мария Васильевна Захарова. Отец Павел пишет о ней и о других пожилых насельниках обители, что это были «глубокие старики, но прекрасные труженики»: «Девица Мария Захарова, родом со Спаса Мяксы, она работала в молоковой. Подоят корову-то, молоко привезут в молоковую. Вот, Захаровна, и обихаживай. Дадут каких-нибудь непроких двух человек, а молока-то от 20 до 40 бидонов, вот и управься. Я ее выручал. Надо просипарировать, сливки скипятить, масло сбить, и все это тяжелый ручной труд. Не знаю, когда она спала, и все это работали ради послушания, ради совести, ради страха Божия». Была взята на попечение общины также больная Екатерина Ивановна Быкова, а ее младшая сестра Наталья состояла сестрой милосердия при обители. Обе умерли в Кореле. Всего по списку членов Мологской Афанасьевской сельскохозяйственной женской трудовой артели, составленному в 1920-м году землемером Плотниковым, в обители числится 202 человека, из них 197 – женщины, 5 – мужчин. Должность председателя артели исполняет Ольга Николаевна Самойлова, а секретаря – Надежда Васильевна Степанова, обеим в ту пору было по 29 лет. Ольга родом из Рыбинского уезда, деревни Петраково Копринской волости, в обители выполняла послушание певчей (бас). Позднее на ее плечи легко нелегкое бремя возглавлять артель, вести все хозяйственные дела, составлять отчеты, договора и прочие документы, с чем она справлялась по-монастырски обстоятельно и толково. Как и игуменья Августа, Ольга Самойлова умерла в г. Ярославле, похоронена на кладбище Тутовой горы. Надежда Степанова была в обители иконопиской, «но неважной, – как пишет о. Павел, – работала на рядовых работах. Умерла в г. Рыбинске. Оттуда и родом».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Вот почему нередко талантливый и много сведущий Алексей Степанович или сам, по личной инициативе, выступал с ответом на эти злобы дня, как напр., в статьях: «Каков должен быть канонический суд о причетниках двоеженцах» (Рук. для сельск. пастырей 1862 т. 3), «Об участии мирян в делах церкви с точки зрения православного канонического права» (Учен. Зап. Каз. унив. 1866 г.), «Могут ли незаконнорожденные быть доставляемы на священнослужительские степени» (Церк. вед. 1889, «Дополнительная историческая справка по вопросу о существовании инквизиции на Востоке» (Моск. вед. 1891, «Quousgue tandem? Ответ В. С. Соловьеву » (там же 1892, или же вызывался к тому представителями высшей правительственной власти. Напр., его статья: «Есть ли твердое каноническое основание для содержащегося в 253 статье устава Духовных консисторий правила об осуждении на всегдашнее безбрачие лица, брак которого расторгнуть по нарушению им супружеской верности?» напечатана в книге, изданной по распоряжению Обер-прокурора Св. Синода: «Мнения и отзывы по вопросу о праве лиц, брак которых, расторгнут по причине нарушения ими супружеской верности, на вступление в другой брак» (СПБ. 1893 г.) Еще более отзывчив и чуток был покойный Алексей Степанович к вопросам литературного характера в излюбленной им специальности. Здесь, можно сказать, не осталось ни одного более или менее выдающегося вопроса, на который бы не отозвался с своим посильным и иногда, по свойству своего холерического темперамента, резко обличительным и горячим словом наш талантливый канонист. Статьи: «Замечания на программу издания в русском переводе церковных правил с толкованием» (Зап. Новор. универс. т. 16), «Новый перевод толкований на церковные правила» (Правосл. Обозр. 1876 г. т. 1), «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права» ((Прав. Обозр. 1879 г. т. 3), «О книге Заозерского церковный суд» (Критич. Обозр. 1879, кн. 4), «Вопрос о ереси жидовствующих на 4 археологическом съезде – ответ Иловайскому» (Совр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Ишутников Максим, крестьянин, 1627 г., Белев Ищеины Петр и Гридя [см. Гридя], митрополичьи слуги, 1498 г.; Савва Ищеин, подьячий, 1635 г., Москва К Кабаков Василий, крестьянин, 1620 г., Устюг Кабан Иван, крестьянин, 1627 г., Белев Кабардеев Семен (Семейка), пристав, 1584 г., Новгород Кабат, Кабатов : Андрей Степанович Кабат Корсаков [см. Корсак], 1527 г.; Онисим Кабатов, дьяк, 1678 г., Устюжская четверть Кабат – кофта, шушпан, шушун, длинная рубаха поверх кафтана Кабачины Панкрат и Иван, крестьяне, первая половина XV в., Белоозеро Кабаш, крестьянин, 1545 г., Новгород Каблук, Каблуковы : Каблук Башмаков [см. Башмак] сын Краснослепов [см. Краснослеп], конец XV в.; от него – Каблуковы; Василий Семенович Каблуков, 1573 (1574? С. В.) г., Суздаль Кавелины см. Ковелин Каверзин ( Коверзин ), Каверзнев ( Коверзнев ): Каверзины Федор Никитич и Русин [см. Русин] Борисович, 1568 г., Ярославль; Каверзневы Даниил Кузьмич и Пестрик Соловей [см. Пестрик, Соловей] Иванович, помещики, 1568 г., Ярославль; Ждан [см. Ждан] Семенович Коверзнев, 1567 г., Можайск Коверза – подвох, происки; каверза и кавырза – пакостник, нехороший шутник (Даль) [Ср. Ковырза] Кагшар Иван Гридин [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород Кадибродов Федор, смоленский сведенец в Москву, 1546 г. Кадников Данило, вотчинник, 1494 г., Кострома; Богдан Кадников, отдельщик поместий, 1614 г., Белоозеро Кадыев Андрей Степанович, 1595 г., Обонежская пятина; Афанасий Семенов, подьячий, 1604 г., Москва Кадымов Тимофей Васильевич, 1587 г., Тула [Ср. Каракадымов] Кадыш , крестьянин, 1545 г., Новгород; Темеш [см. Темеш] Кадышев, казак, 1533 г.; Тимофей Васильевич с братьями, 1587 г., Тула; Кадышев Иван Михайлович, 1613 г., Арзамас Кадыш – кадаш, бочар, бондарь Кажикуровы , бояре, XV в., Новгород Каза Дмитрий, крестьянин, 1624 г., Курмыш [Ср. Коза] Казак, Казаковы – очень распространено; Яков Иванович Казак Кошкин [см. Кошка], боярин, первая половина XV в. Казанов Василий Семенович, начало XV в., Радонеж Казан – 1) бабка над копытом, 2) большой котел

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

духовной Академии И. М. Громогласовым в его прочувствованной и содержательной поминки по проф. Павлове, сожаление о том, что покойный авторитетный профессор не успел выпустить в свет 2 тома «Памятников древнерусского канонического права» 16–17 вв., не разделяем в тоже время его уверенность, «что найдется лицо способное и готовое принять на себя разборку и приведение в известность оставшихся материалов» (Богослов. Вестн. 1898, стр. 335 прим., 1). Сколько нам известно, материалов для этого тома собрано сравнительно немного, и состоят они лишь из неизданных в свет митрополичьих и епископских грамот, – это во первых, а во вторых, главное содержание этого тома, по предположению ученого издателя, должен был составить, так называемый, «Стоглав», списки которого Алексей Степанович начал изучать сравнительно недавно и имел их у себя ограниченное количество. А между тем для 2 тома «древнерусского канонического права» важное дело избрать основной текст «Стоглава», так как Алексей Степанович не удовлетворялся списком «Стоглава» в издании Казанской духовной Академии, подыскать лучшие и древнейшие списки для вариантов, одним словом, произвести тщательную учено-критическую работу над текстом этого важного памятника 16 в., что, по нашему мнению, далеко не по силам лицу, только «способному и готовому принять на себя разборку оставшихся материалов». Здесь необходим сам покойный А. С. Павлов , его многолетняя опытность и редкая добросовестность при издании памятников, доходившая иногда до щепетильности. Только один А. С. Павлов мог сказать свое авторитетное слово о каноническом значении «Стоглава», и, конечно, такое слово было бы выслушано всеми с уважением, но, увы, этого ждать теперь напрасно, и чувство горечи по поводу утраты столь выдающегося и талантливого ученого для нас теперь еще острее, глубже и больнее… Потеря А. С. Павлова, как ученого канониста, потеря трудно вознаградимая. Являя в себе образец истого жреца науки, служению которой он отдался всецело, до самозабвения, до полного, можно сказать, равнодушия к другим своим не менее священным обязанностям, каковы, напр., обязанности главы семейства, члена общества и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

— Артистке помогаю оформиться, на наш флот едет. А у нее осведомился: — Скажите, пожалуйста, товарищ Степанова, а как учатся на артистов? Они сидели на желтом полированном диване — ждали еще одну бумагу, ушедшую на подпись. Варвара напудрила нос и принялась объяснять. — Степанова, распишитесь! — крикнул седой и важный полковник из-за перегородки. — Вот там, где птичка. Она расписалась, где птичка, и отправилась получать «сухой паек». Здесь ей вспомнилось детство, Кронштадт, папин корабль и то, как ее любили тогда и баловали. Такой же краснофлотец, как те, папины, добродушный и немолодой, назвал ее «дочкой», отрезал ей шпик с походом, белый хлеб, масло, сахар и даже соли насыпал в бумажку. Потом отсчитал банки консервов и чаю насыпал столько, сколько весила пятикопеечная монета. И табаку ей дали, и папирос, и спичек, и мыла. — А я не курю! — сказала Варя. — Другие курят! — со вздохом ответил краснофлотец. — Угостишь! Да и ты закуришь, не зарекайся, на войне некурящие до первого горя… И она закурила — на всякий случай, чтобы не дожидаться этого горя. А она, дорогой друг Владимир Афанасьевич, это я — Варвара Родионовна Степанова. Закурила, уехала, приехала и, не поспав за двое суток ни минуты, оказалась с концертной бригадой нашего театра в летной части, которая стояла у кладбища. Самолеты здесь замаскировали между могильными памятниками и деревьями, изображали мы свой репертуар в огромной палатке у летчиков при свете карманных фонарей. И вспомнился мне «Кукольный дом»… А впрочем, какое тебе, Володечка, до всего этого дело? Представляю, с каким бы лицом читал ты это письмо, попади оно к тебе. Или, может быть, ты сделался немножко другим за эти годы? Может быть, хоть самую малость, хоть чуть-чуть замечаешь других людей, не делишь все на свете только на белое и черное, задумываешься, приглядываешься? Одна наша артистка еще там, на флоте, пела песенку с такими словами: «Жить, тоскуя без тебя». И у меня всегда щемило сердце, когда я слышала эту строчку. Но помню до сих пор! Я была занята круглые сутки, дело мое казалось и кажется мне полезным, да, да, товарищ Устименко, они смеялись эти летчики, и моряки, и катерники, и подводники, и зенитчики, и артиллеристы, — когда я пела им свои частушки, им от моей работы веселее было, и я сама видела, как летчик смеясь, еще смеясь, влезал в свой истребитель, это я ему пела, изображала, танцевала, чтобы ему было полегче там — в небе — потом…

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

—892— Протоиерей Николай Яковлевич Фортинский (во уважение к его долголетней и плодотворной педагогической деятельности, сначала в должности бакалавра Академии и затем в должности законоучителя кадетского корпуса в Москве). Председатель Императорского Московского Археологического Общества, графиня Прасковья Сергеевна Уварова (во уважение её самоотверженной и плодотворной деятельности на пользу науки отечественной археологии, в частности археологии церковной). Ординарный академик Императорской Академии Наук Алексей Иванович Соболевский (во уважение его неутомимой учёной деятельности, ценных трудов на пользу богословской и церковно-исторической науки и классического издания многочисленных памятников духовной литературы). Заслуженный ординарный профессор Императорской Казанской Духовной Академии Илья Степанович Бердников (во уважение его полувековой учёной деятельности по разработке многочисленных вопросов в области церковного права в строго-православном духе), † 1915 г. окт. 6. Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества, бывший заслуженный ординарный профессор Императорской Киевской Духовной Академии, Алексей Афанасьевич Дмитриевский (во уважение к его многолетней, плодотворной профессорской и учёной деятельности и к его капитальным учёным трудам и изданиям литургических памятников). Заслуженный ординарный профессор Императорской Казанской Духовной Академии Феодор Афанасьевич Курганов (во уважение его многолетней плодотворной профессорской деятельности и учёных литературных трудов в области церковной истории). Заслуженный ординарный профессор Императорской Петроградской Духовной Академии Иван Саввич Пальмов (во внимание к свыше тридцатилетнему плодотворному профессорскому служению его, многочисленным учёным трудам по славяноведению и многоплодной практической деятельности по сношению с славянами). Сверхштатный ординарный профессор Императорской Петроградской Духовной Академии Александр Александрович Бронзов (во внимание к свыше тридцатилетней многоплодной профессорской и учёно-публицистической богословской деятельности его).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010