Для объяснения, почему скульптуры с таким содержанием допущены в храме, необходимо вспомнить, что трапеза Донского храма имела гражданское назначение и не считалась за часть храма. Одна из скульптур представляет мраморную группу из цельного куска мрамора. В фигуре воина выражены военные доблести покойного (кн. Голицына); в фигуре женщины – его доброта во время мира. Группа исполнена весьма художественно и есть произведение русского ваятеля XVIII в. Три барельефа принадлежат известным русским ваятелям – Мартосу и Гордееву. Оба были ректорами академии художеств, украшали скульптурами между прочим Казанский собор в Петербурге; Мартос – кроме того – прославился памятником Минину и Пожарскому в Москве. Один из барельефов Мартоса (над могилою Собакиной) изображает пирамиду с портретом умершей, помещенным в верхней части этой пирамиды. Около гробницы – плачущая женщина, a на гробнице – гений, который гасит о гробницу факел жизни. Смысл скульптуры тот, что жизнь человеческая протекает близ могилы, что гений жизни непрестанно ожидает веления свыше о прекращении этой жизни. Другой барельеф Мартоса, барельеф Гордеева и барельеф неизвестного ваятеля изображают один и тот же сюжет – плачущую женщину, с урной, и выражают мысль о скорби и смерти. Описанные скульптуры выпукло представляют нравы и обычаи русского барства XVIII века. Колокольня сооружена при храме ц. Феодором Алексеевичем в 1679 году. Построение ее относится ко времени, в которое выработался обычай ставить колокольни, точнее – помещение для звона, над западными папертями. До этого времени колокольни московских церквей – так сказать – не нашли еще себе определенного места при храмах и ставились и над алтарем храма (Гребенская на Лубянке) и с северной стороны храма, на сводах его (Рождества в Путинках), над воротами ограды (Николы Явленного) и совершенно отдельно ( Феодора Студита ). Паперть храма, на которой устроено помещение для звона, представляет четверик, разделенный на два этажа. В первом из них сделаны арки для входа в церковь , во втором – палатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Эрмитаж примет на хранение два надгробия из Благовещенской церкви лавры 02.10.2023 15:49 Надгробие Е. С. Куракиной. Фото: artpoisk.info Санкт-Петербург, 29 сентября. Государственный Эрмитаж примет на хранение два больших надгробных памятника работы выдающегося мастера классицизма Ивана Мартоса, которые в настоящее время находятся на первом этаже Благовещенского храма Александро-Невской лавры, недавно переданного в пользование Русской Православной Церкви. Об этом журналистам сообщил генеральный директор музея Михаил Пиотровский, передает ТАСС . «В Благовещенской церкви хранятся надгробия в первом этаже. Два больших надгробия, которые только надгробия - без могил, мы заберем к себе и разместим в Эрмитаже. Это две работы архитектора Мартоса замечательные», - сказал Пиотровский. Он уточнил, что памятники будут размещены в реставрационно-выставочном комплексе «Старая Деревня». «Они будут у нас храниться. Потому что в Музее городской скульптуры (Благовещенская церковь ранее находилась в пользовании Музея городской скульптуры - прим. ТАСС) пока нет места для того, чтобы их хранить, и они передают их нам», - добавил гендиректор Эрмитажа. Как пояснили ТАСС в Музее городской скульптуры, речь идет о скульптурном надгробии княгини Елены Куракиной (1792 год) и архитектурно-скульптурном надгробии Елизаветы Чичаговой (1812 год), которые были изготовлены Мартосом. Мартос - знаменитый русский скульптор XVIII-XIX веков, автор памятников Минину и Пожарскому в Москве и Дюку Ришелье в Одессе. Пиотровский также отметил, что в Благовещенской усыпальнице хранятся надгробия, которые в 30-е годы XX века поступили из церкви Воскресения на Смоленском армянском кладбище. «Мы будем активно добиваться реставрации церкви, чтобы они могли встать на место», - сказал он. В Музее городской скульптуры рассказали ТАСС, что речь идет о двух надгробиях и трех памятных досках, которые были установлены на могилах участника войн с Наполеоном генерал-майора Ивана Абамелика, действительного статского советника, предпринимателя и филантропа Ивана Лазарева, а также членов его семьи.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Церковь апостола Иоанна Богослова в усадьбе " Глинки " была рекомендована к постановке на государственную охрану в статусе выявленного объекта культурного наследия. Кирилл Аминов, 23 мая 2015 г. Церковь Иоанна Богослова в усадьбе Глинки С именем Александра Романовича Брюса, сына петровского генерал-поручика Романа Вилимовича Брюса, связано строительство храма в Глинкове. Было у Брюсов с 1733 г. в имении село Мизиново с построенной в 1712 г. каменной церковью Иоанна Богослова. Александр Романович Брюс в 1753 г. подал в Московскую Духовную консисторию такое прошение: «В Московском уезде в Кошелеве стану в вотчине его в селе Мизинове имеется церковь Иоанна Богослова ветхая и вся расселась и кирпич валится и службы исправлять опасно, а вновь за слабым местом и за исхождением из земли воды настоящего фундамента достать и церковь строить нельзя, а от села Мизинова в четырех верстах имеет он вотчину, сельцо Глинково, в котором состоит его дом и живут дворовые люди и ныне он желает в Мизинове за ветхостию церковь разобрать и построить в сельце Глинках вновь каменную церковь во имя того же храма Иоанна Богослова» с приделом благоверного князя Александра Невского». Разрешение было дано, работа началась, и в 1756 г. был освящен предел во имя ангела-хранителя храмоздателя - св. Александра Невского, оберегавшего генерала во всех сражениях Семилетней войны и войнах с турками. Главный алтарь церкви во имя Иоанна Богослова был освящен в 1757 г. С тех пор Глинково стало селом, и по традиции его звали иногда по церкви - Богословским. Новая трапезная с Александро-Невским и Боголюбовским приделами и колокольня пристроены в 1883 г. В церкви помещалась родовая усыпальница графов Брюс. Закрыт в 1934 г. , капитально перестроен. При перестройке венчания церкви разобраны, здание встроено в жилой корпус санатория и окружено пристройками. Декоративное убранство в результате перестроек полностью утрачено. В церкви находилось мраморное надгробие жены племянника Якова Виллимовича (в 1784-1786 гг. - главнокомандующий Москвы и генерал-губернатор Петербурга с 1784 г.) Прасковьи, работы Мартоса. Могильный камень Брюсов спасли в 1936 г., перевезя в Донской монастырь. Чтобы понять, насколько важна была эта скульптурная работа, достаточно вспомнить, что скульптура Минина и Пожарского на Красной площади - это тоже работа Ивана Петровича Мартоса. В настоящее время здание разрушается.

http://sobory.ru/article/?object=24172

" Это – уникальный памятник, – подчеркивает Тимофеев. – В нем покоятся останки ста двадцати двух выдающихся деятелей отечественной истории. А кроме того, здесь размещается замечательное собрание мемориальной скульптуры – есть работы Мартоса, итальянских мастеров, английских. Уникальное собрание, которым может гордиться не только город, но и страна! " . Правда, в музее слегка недоумевают, как Церковь будет уживаться с находящимися в здании памятниками. " Они не очень вписываются в церковные каноны, поскольку многие скульптуры обнажены " , – замечают специалисты. Впрочем, судьба мемориальных скульптур, а равно и Музея городской скульптуры, на заседании Совета по сохранению культурного наследия не обсуждалась. Зато посетивший совещание наместник Александро-Невской лавры, епископ Выборгский Назарий сообщил, что дорога, проходящая по территории Александро-Невской лавры от надвратной церкви к Благовещенскому мосту, находится в ужасающем состоянии. " Если по ней не проезжать на автомобиле, а пройти пешком, то очень легко сломать ногу " , – заявил он, уточнив, что находится дорога в собственности города, и было бы очень неплохо, если бы администрация привела свое имущество в порядок. Заодно напомнил он и о предстоящем в 2013 году торжественном праздновании 300-летия Александро-Невской лавры, и отметил, что денег, выделенных КГИОП на реставрацию комплекса, явно недостаточно. Но обещаний выделить дополнительные средства не прозвучало. Как уже писала " Фонтанка " , поправки к закону о реституции, в соответствии с которыми религиозные организации могут бесплатно получать в собственность часовни, молитвенные комнаты и другие помещения, предназначенные для различных религиозных обрядов, были подписаны 12 мая 2008 года. На тот момент объектов, которые могли быть переданы верующим, насчитывалось около 115, причем тринадцать из них (например, Исаакиевский и Сампсониевский соборы, Благовещенская усыпальница. Смольный собор, храм Спаса на Крови, Петропавловский собор в Петропавловской крепости) занимают госучреждения.

http://religare.ru/2_90941.html

В 2005-2009 г.г. церковь была отреставрирована, а в 2009 г. получила статус святыни. http://md-ukraine.com На расстоянии одного километра от дома Кочубея, в центре Батурина, возвышается главная церковная постройка города – храм Воскресения Господня. Автор проекта неизвестнен. Церковь каменная, однокупольная, с колокольней. Задумана Разумовским как собственная усыпальница. Для строительства использовался кирпич из сооружений, разрушенных при штурме Батурина русскими войсками в 1708 г. Строительство продолжалось с 1790 г. до 1803 г. В крипте церкви похоронен основатель храма – К.Г. Разумовскогий. Позже над его склепом было установлено надгробие из белого каррарского мрамора работы выдающегося украинского скульптора И. Мартоса. В 1927 г. погребальный склеп был вскрыт и ограблен. Воскресенская церковь хорошо сохранила первоначальные архитектурные формы: она крестообразная в плане, однокупольная, с трех сторон – монументальные четырехколонные портики тосканского ордера (западный – со спаренными колоннами), завершенные треугольными фронтонами. Колокольня над притвором с запада увенчана сферическим куполом с высоким шпилем. Лаконизм и величие форм приобщают её к ряду выдающихся памятников архитектуры национального значения. По преданию, Воскресенская церковь воздвигнута на том месте, где находилась при Мазепе крепостная церковь Святой Троицы. Церковь эта каменная новой архитектуры с таковою же колокольнею в одной связи, построена иждивением графа Кирилла Григорьевича Разумовского, освящена преосвященным Виктором, архиепископом Черниговским и Нежинским в 1803 году, – в год кончины графа Кирилла Григорьевича Разумовского. Народ рассказывает, что эта церковь построена из огромной башни, которую называет Мазепиным столпом. Не высказывая, какое назначение было столпа этого, говорит, что, по приказанию графа Разумовского, столп этот был разобран, и из него получено несколько тысяч пудов железа и столько кирпича, что достаточно было на построение церкви; кроме этого, в столпе этом найдено много денег… И все это Разумовский пожертвовал на сооружение Воскресенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=29107

В 1881–1885 годах вновь пришлось проводить крупные восстановительные работы, а колокольню вообще переложить заново, что существенно исказило облик древнего храма. Советское время тоже наложило свой отпечаток на Иоанно-Предтеченскую церковь. Храм вернули Нижегородской епархии в 90-е годы XX века. В июне 2004 года было принято решение восстановить неповторимый облик Иоанно-Предтеченской церкви. Начались строительные работы. Церковь Рождества Иоанна Предтечи была освящена 4 ноября 2005 года Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II. 19 января 2005 года, в день выхода ополчения из Нижнего Новгорода, на площади перед храмом состоялась торжественная закладка памятника Минину и Пожарскому. Под звуки гимна России с воинскими почестями в нишу на месте установки будущего памятника была опущена капсула с землей из Балахны, где родился Кузьма Минин, и Суздаля – города, где покоится прах Дмитрия Пожарского. Кроме того, в капсуле находилось Послание к потомкам. Этот монумент работы мастерской Зураба Церетели представляет собой уменьшенную копию скульптурной композиции работы Ивана Мартоса на Красной площади в Москве. Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 4 ноября 2005 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Рядом с храмом находится часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского, построенная в честь мученической кончины императора Александра II. К осени 2005 года часовне вернули прежний вид. Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=381 Предтеченская церковь в настоящем своем виде построена в 1683 г. тщанием нижегородского посадского жителя Гавриила Степановича Дранишникова, от коего даны были и две сенокосные пожни за Волгою на поминовение родителей. Но первоначальное построение ее относится к началу XVII ст. В 1621 г. упоминается: «в торгу у Ивановского моста церковь святого Ивана Предотечи древяна, с трапезою и с папертью, а в церкви образа местные, деисус, двери царские и поставные свечи, колокола и всякое строение мирское».

http://sobory.ru/article/?object=01403

Мартоса, С.С.Пименова и В.И. Демут-Малиновского. К.И. Росси создает ряд домовых храмов: в зданиях Сената и Синода, в Михайловском и Елагиноостровском дворцах. В завершении этого этапа созданы архитектором Василием Петровичем Стасовым (1769–1848 гг.) домовый храм Спаса Нерукотворного конюшенного ведомства и два полковых собора, построенные как пятиглавые крестово-купольные храмы, – Преображенский и Троицкий Измайловский (пятиглавие последнего по “украинской” схеме, то есть по ветвям креста). В храмовом искусстве, на поприще которого трудились В.Л. Боровиковский, К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, В.К. Шебуев, А.Г. Венецианов и другие мастера, находило своё преломление и классицистическое направление, и продолжавшее его академическое искусство второй половины века. Примером может служить живопись и скульптура освященного в 1837 г. храма св. великомученицы Екатерины в Академии художеств (проект К.А. Тона), были работы А. И. Иванова , Ф.А. Бруни, В.К. Шебуева, П.В. Басина, а также скульпторов В.И. Демут-Малиновского, С.И. Гальберга и других мастеров. В конце XVIII и XIX столетиях получает развитие искусство скульптурного надгробия – в храмах и на некрополях (в особенности – на Лазаревском и Тихвинском кладбищах Александро-Невской лавры). Иконостасы, как правило, немногорядные, с характерным классицистическим декором и академической живописью. Отражают стилистику эпохи и многочисленные малые формы интерьера, богослужебные предметы, их комплекты, называемые “литургическими приборами” и облачения. Поздний классицизм середины века с более сложно скомпонованными формами представлен Исаакиевским собором в Петербурге (1826–1858 гг.) по проекту Огюста Монферана. В Исаакиевском соборе вновь зазвучала тема синтеза искусств, в том числе и обретшей новую жизнь мозаики (после проб XVIII в. в мастерской М.В. Ломоносова), это работы Т.А. Неффа, П.В. Басина, В.М. Васнецова и других. В связи с данными работами в Академии художеств создается мозаичная мастерская В русской живописи, в отличие от западноевропейской, как и в литературе, постоянно присутствует религиозное начало.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Вместе с ним в часовне нашли покой ещё более сорока человек из рода Пожарских». Из метрической книги монастыря за 1660 год «можно узнать, что в монастыре была сооружена часовня-«палатка родителей», построенная общими усилиями двоюродных братьев – князей Петра Никитича Хованского и Иоанна Дмитриевича Пожарского (сына полководца)(…) Однако столетием позже архимандрит монастыря Ефрем распорядился разрушить часовню, а камень употребить на нужды обители, что и было сделано в 1765-1766 гг». «К концу XVII в. (…) усыпальница оказалась заброшенной - некому было заботиться о могилах предков. И в 1765-1766 гг. по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были видны еще в начале XIX в. Несколько надгробий из разоренной усыпальницы было обнаружено на территории монастыря во второй половине XIX в. Еще шесть плит нашли при реставрации западной монастырской стены в 1988 - 1989 гг. Сейчас они экспонируются в музее». К началу 19 в. «среди монахов Суздальской Спасо-Евфимьевской обители сохранились лишь предания о месте захоронения полководца на территории монастыря. Предания засвидетельствовали владимирский губернатор князь И. М. Долгоруков и исследователь А. Ф. Малиновский»… «Уже несколько десятилетий стоял на Красной площади в Москве великолепный памятник Мартоса вождям ополчения, а место захоронения одного из них было затеряно. Никто из «благодарного» потомства не «ведал, где погребён Дмитрий Михайлович Пожарский ». В Интернет – журнале московского Сретенского монастыря есть публикация «Помнить о спасителях Отечества». «В преддверии Дня народного единства, который будет отмечаться в этом году в третий раз (в 2007 г. - прим. авт.), региональная общественная организация «Русское афонское общество» обратилось к гражданам и организациям России с призывом начать сбор пожертвований на восстановление в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре часовни-усыпальницы великого сына России – князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

http://sobory.ru/article/?object=00200

К празднику Казанской иконы Божией Матери в Сестрорецке установлена инсталляция ноября 2021 К празднику Казанской иконы Божией Матери и Дню народного единства на Привокзальной площади у Духовно-просветительского центра Сестрорецка установлена инсталляция. В павильон " Спасская башня " вмонтировано изображение памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, украшающего Красную площадь столицы России. По словам настоятеля храма архимандрита Гавриила (Коневиченко) , проект имеет миссионерско-просветительскую направленность. Церковный комплекс с храмом Тихвинской иконы Божией Матери расположен рядом с главной автомагистралью и железнодорожным вокзалом, его видят сотни тысяч людей. Инсталляция привлекает внимание, к ней подходят, читают пояснительные тексты на установленных рядом аналоях. " Для нас важен этот проект. Люди сейчас разобщены, а Церковь всегда призывала к единству, - сказал отец Гавриил. - Мне кажется, студия при нашем Духовно-просветительском центре нашла самый доходчивый и наглядный способ напомнить о подвиге героев Отечества, о том, как появился осенний праздник Казанской иконы Божией Матери, а в современное время и День народного единства " . Особе внимание в текстовой части композиции уделено скульптурному монументу и истории его появления, поскольку создан он был в имперской столице. Памятник работы Ивана Мартоса, украшающий Красную площадь в Москве, создавался на народные средства и посвящен предводителям ополчения 1612 года, окончанию Смутного времени и изгнанию интервентов из России. Гранитные блоки для постамента изготовили петербургские камнетесы. Производство велось в Выборгской губернии. После отливки из Санкт-Петербурга памятник доставили водным путем в Москву. Он был открыт в 1818 году с участием членов царской семьи во главе с императором Александром I. Монумент, установленный через несколько лет после изгнания войск Наполеона из Москвы и победы России в Отечественной войне, стал символом решительной борьбы с любым чужеземным игом. ИА " Вода живая " , 03.11.21 Поделиться Упоминания в новостях 25 апреля 2024 31 марта 2024 13 марта 2024 28 февраля 2024 7 февраля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Известно, что А.С. Пушкин критично отнесся к формулировке, сделанной автором изваяния над барельефом: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского». Александру Сергеевичу, ревнителю отечественной истории, трудно отказать в исчерпывающей и необходимой нам правоте; однако за две сотни лет мы привыкли к надписи, сделанной автором бессмертного монумента, и она для нас уже канонична. С удовольствием перечитаем ее: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». Эта формула, «благодарная Россия», аукается в веках. Она повторена и на памятнике Д. Пожарскому перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля (1955 г., автор народный художник СССР и Белоруссии З.И. Азгур), и на памятнике скульптора В. Клыкова святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу, установленном в Москве в 1992 г. на Лубянском проезде, недалеко от Славянской площади. Следует внимательно поискать ее и на других монументах. Мартос занимался мемориальной пластикой на протяжении всей жизни, однако с годами в его творчестве стала доминировать общественно-декоративная скульптура. Наряду с прославленным памятником Минину и Пожарскому, мастеру принадлежат также памятники М.В. Ломоносову в Архангельске, герцогу де Ришелье в Одессе и другие. Памятник де Ришелье считается одним из лучших произведений позднего периода творчества Мартоса. Памятник, заказанный городом, чтобы «почтить заслуги бывшего начальника Новороссийского края», уже почти два столетия является «любимцем» одесситов. Скульптор изобразил Ришелье в образе римлянина - в длинной тоге и лавровом венке, он стоит на высоком пьедестале с изображением аллегорических фигур Правосудия, Торговли и Земледелия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010