Находясь на его родине, с трепетом и благоговением вспомним одно удивительное событие, произошедшее в этих местах, во время богослужения в местной церкви семьсот лет назад, которое поведал известный агиограф XIX века, святитель Филарет (Гумилевский): " Родиною преподобного был Ростов, и родители его были благочестивые бояре Кирилл и Мария. Ещё прежде рождения его в 1313 году промысел Божий дал о нем знать, что будет святая отрасль благочестивого корня. Раз Мария стояла вместе с женами во время литургии в храме. Перед чтением Евангелия вдруг вскрикнул младенец в чреве ее так громко, что слышен был голос и другим. В начале Херувимской песни вновь раздался младенческий голос в церкви, и мать ужаснулась. Когда священник возгласил " Святая святым " , младенец закричал в третий раз, и мать, испуганная, начала плакать. Женщины захотели видеть младенца, и мать принуждена была сказать, что младенец кричал не на руках, а в чреве ее. После необыкновенного приключения мать Сергия стала особенно внимательною к своему состоянию. Родившегося сына назвали Варфоломеем... " . Основание же Троице-Сергиева Варницкого монастыря местная традиция связывает с именем ростовского святителя Ефрема и относит к 1427 году, когда со времени обретения мощей преподобного Сергия прошло всего пять лет. К тому времени ещё свежи были воспоминания о семье преподобного, так что, возможно, жители Варницкой слободы сохранили память о том, где находился его дом. Главным храмом новой обители, также как и в Сергиевой лавре, стал Троицкий собор. На протяжении долгих столетий он оставался деревянным. Первый каменный храм был сооружён в период 1763-1771 годов по инициативе и на средства ростовского епископа Афанасия (Вольховского). В нём были освящены приделы: правый - в честь преподобных Сергия и Никона Радонежских, левый - во имя Афанасия и Кирилла Александрийских. Над папертью собора возвышалась трёхъярусная колокольня. Считается, что собор построен на месте дома, в котором родился преподобный Сергий. После секуляризационной реформы 1764 года монастырь стал заштатным. Это означало, что он не упразднялся, но средства на существование должен был изыскивать самостоятельно, в то время как штатные обители получали содержание из государственной казны. Братия монастыря всегда оставалась малочисленной, как правило, едва превышая десять человек.

http://sobory.ru/article/?object=00602

Православное обозрение. М., 1861. Кн. 7. 2 Имеется в виду «Полное описание жизни Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского викария Новгородского, а потом Воронежского и Елецкого, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей, с некоторыми историческими сведениями, касающимися до Новгородской и Воронежской иерархии, и с описанием всех сочинений сего пастыря», изданное в 1796 г. протоиереем Евфимием Болховитиновым (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Евгений). 3 Поскольку. 4 Святитель Тихон родился в 1724 г. в семье дьячка села Короцка, Валдайского уезда Новгородской губернии, Савелия Кириллова. 5 Исполнял. 6 Лишь необходимую, скудную. 7 Тому. 8 Содержании, иждевении. 9 Стоптанные лапти. 10 Ошметки. 11 Постричся, принять постриг. 12 Я есть, я являюсь. 13 Будущий святитель был наделен от Господа незаурядными способностями к наукам. Еще не окончив семинарского курса, Тимофей был назначен преподавателем риторики в родной Семинарии. 10 апреля 1758 г. он принял монашеский постриг с наречением имени Тихон. Вскоре он был вызван в Петербург, где Новгородский архиепископ Димитрий (Сеченов) рукоположил его в иеродиакона, а летом того же года – в иеромонаха. 27 августа иеромонах Тихон стал преподавать философию, а в следующем году был назначен префектом Семинарии, но недолго оставался в той должности: по просьбе епископа Тверского Афанасия (Вольховского), иеромонах Тихон был переведен в Тверскую епархию, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Желтикова, а потом Отроча монастыря, ректором Тверской семинарии и учителем богословия. Одновременно он состоял присутствующим в Духовной Консистории. 14 Епископ Тверской Афанасий (Вольховский), возглавлял Тверскую кафедру с 1758 по 1763 г. 15 Семь. 16 Восьмой. 17 Дескать, мол. 18 Речь идет о крестьянах, проживавших на земле, которая принадлежали монастырям. 19 Земля, состоящая во владении монастыря. 20 Сразу. 21 13 мая 1761 г., на 37-м году от рождения, в Петропавловском соборе архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Через год, 3 февраля 1763 г., он был переведен на Воронежскую кафедру. 22

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

В. Знаменского в «Православном Обозрении» 1878 года 4 и 5) и в сочинении И. Чистовича « Феофан Прокопович и его время» (см. index). О Георгии Дашкове – статья Чистовича в «Православном Обозрении» 1863 года, 1) и в его же сейчас указанном сочинении « Феофан Прокопович ...». О Гаврииле Бужинском – в Словаре митрополита Евгения, в «Истории Московской Славяно-греко-латинской академии» С. К. Смирнова, с. 207, статья священника С. Родосского в «Страннике» 1863 года 2–4) и у Чистовича в « Феофане Прокоповиче ...». О Кирилле Флоринском – у С. К. Смирнова (ibid., с. 198) и в статье Н. Попова «Придворные проповеди в царствование Елизаветы Петровны», напечатанной во II т. «Летописей русской литературы и древностей» (с. 7 sqq.). Об Арсении Могилянском – у митрополита Евгения в Описании Киево-Софийского собора (с. 227 sqq.) [и у свящ. Н. Шпачинского – «Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление», Киев, 1907]. Об Афанасии Вольховском – в «Истории Троицкой лаврской семинарии» С. К. Смирнова (с. 94 fin.). О Гедеоне Криновском – у митрополита Евгения в Словаре и у митрополита Платона в автобиографии (с великою похвалой отзывается как о человеке и с величайшею похвалой как о проповеднике). О Лаврентии Хоцятовском – отзыв Платона, что был «человек неученый, но добродушный и учащих и учащихся усердный любитель» (в автобиографии). 209 Сам Платон, как дает он знать в своей автобиографии, не был переименовываем из Левшинова в Левшина (ибо до самого пострижения своего в монашество называет себя в автобиографии Левшиновым). Переименован был или переименовал себя из Левшинова в Левшина брат его Александр, который был протоиереем Московского Успенского собора; в 1769 и 1771 годах он еще Левшинов (см. Описание библиотеки Общества Истории и Древностей Российских Строева, т. II, 148, § 31, с. 161, и статью «О мятежах в городе Москве и в селе Коломенском, 1648, 1662 и 1771 гг.», напечатанную в III кн. «Чтений Общ. Истор. и Древн. Росс.» за 1890 год, с. 366 и 438 нач.), а в 1783 году – уже Левшин (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В основу плана положено типовое решение древнерусского крестово-купольного трёхнефного храма с четырьмя пилонами, на которые опирается центральный купол. Особенностью собора является то, что он не имеет главного и второстепенного фасадов, все его стороны в художественном плане равноценны. Планировка храма, совокупность методов декора, их расположение соответствует стилю украинского барокко. Плоскости стен оживляют расположенные в три яруса окна и ниши разнообразных форм и размеров с причудливыми наличниками. Крестовоздвиженский собор в совокупе с колокольней напоминают собор и колокольню Мгарского монастыря, что под Лубнами Полтавской области. Однако купола полтавского собора поставлены по другому, детали окон и дверей выполнены иначе. Земное жилище Царя небесного в восточной части собора отделял позолоченный четырёхъярусный резной, из липы, на всю высоту храма, иконостас, над украшением которого трудились мастера разных времён: мастер по изготовлению иконостасов Василий Реклинский с учениками, талантливый живописец, народный умелец Самуил (здесь и принял монашество), резчик, выходец из Осташкова, поселившийся в городе Ахтырка на Сумщине, Сысой Шалматов и др. По обе стороны от иконостаса, в серебряно-медных ковчегах находились частички мощей Святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. Внутри храма, по правую руку от главного входа, лестница вела в соборную подземную крипту-усыпальницу, где покоился прах особо чтимых церковных деятелей Полтавщины и не только, середины XVIII - первой половины XIX века, среди которых находилась гробница с прахом местоблюстителя Молдово-Влахийской экзархии, архиепископа Екатеринославского и Херсонского Амвросия (Серебренникова, 1738-1792) и уроженца Полтавы, епископа Могилёвского и Полоцкого Афанасия (Вольховского, 1741-1801). Нетленные мощи обоих святителей сгорели в 1943 году во время отступления немецко-фашистских захватчиков вместе со зданием краеведческого музея, куда они попали после ограбления усыпальницы в нач. 20-х годов ХХ столетия. Вероятно, что тогда же было разорено и старое монастырское кладбище, которое находилось между колокольней и собором. Прах умерших (а среди них были даже родственники А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя) кладоискатели-вандалы выбросили из гробов, а могильные плиты были использованы в хозяйственных нуждах, в частности, они пошли на мощение дороги.

http://sobory.ru/article/?object=14195

Что он услышал мою молитву, я убедился во время пострига. В тот момент, когда постригаемому нарекают новое имя, владыка Филипп выдержал паузу в несколько секунд, а затем громко произнес: «Афанасий». Так я первым стал носить имя новопрославленного святого и верю, что обрел нового, небесного друга. Незаслуженный и неожиданный подарок от Господа. Гробокопатель со стажем Могилу святителя Илариона (Юшенова) на одном из самых старых городских кладбищ Полтавы мне показали еще в школьные годы. Уже став священником, я прочел его жизнеописание. Оно меня поразило. Оказалось, это был человек со сложной и трагической судьбой, во всем покорный Промыслу Божию. Потеряв супругу и троих детей, он не отчаялся, не сломался, не потерял веры, но всю дальнейшую жизнь посвятил служению ближним, делам милосердия и просвещения и, будучи уже глубоким старцем, трудился буквально до последних дней. Прочтя все, я тогда подумал: «Это ведь готовое житие святого!» К слову сказать, именно владыка Иларион, возглавляя Полтавскую епархию на рубеже XIX–XX веков, начал подготовку канонизации святителя Афанасия (Вольховского). И я всегда думал, что наступит момент, когда он тоже будет прославлен. Думал, мечтал, но вслух ни с кем этого не обсуждал. Запомнилось, как когда-то в день памяти преподобного Илариона Нового (день Ангела владыки Илариона) мы с архимандритом Филаретом (Зверевым, ныне — митрополит Новокаховский и Генический) пришли на старое кладбище к могиле святителя, чтобы отслужить панихиду. Я служил, отец Филарет пел заупокойные песнопения. Это был один из незабываемых дней, которые остаются в памяти навсегда. Интересно, что когда тебя что-то по-настоящему захватывает, ты стремишься со всеми этим поделиться. Так и я постоянно рассказывал друзьям и знакомым, насколько глубоко меня поразила личность епископа Илариона. Со временем у нас возник целый «кружок» его почитателей. Причем большинство — молодые люди. А ведь при жизни владыка очень любил общаться с молодежью, и она, в свою очередь, отвечала ему взаимностью.

http://pravmir.ru/kak-ya-svyatomu-kostoc...

3. Рождество-Богородичный собор (освящен в 1906 году). Основной придел — с престолом в честь Рождества Божьей Матери, боковой — в честь Святых Равноапостольной Марии Магдалины и Праведной девы Олимпиады; 4. Странноприимница, больничный корпус, иконописная мастерская, мужская и женская школы, кирпичный завод, водопровод, мастерские и хозяйственные помещения. Праздники: Преображение Господне 6 (19) августа Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября Празднование в честь Козельщинской иконы Божией Матери 21 февраля (6 марта) Память прмц. Олимпиады (Вербецкой) 20 мая (2 июня) Адрес: 39100, Украина, Полтавская область, пгт Козельщина Телефоны: (05342) 3-12-79 , 3-12-49 Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь [ править править код ] Крестовоздвиженский монастырь Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру). Праздники: День Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Светлого Христова Воскресения (Пасхи) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Упование всех концев земли» 6 (19) ноября Память св. прав. Симеона Богоприимца 3 (16) ноября Память прп. Серафима Саровского 2 (15) января, 19 июля (1 августа) Память свт. Афанасия (Вольховского) 1 (14) января, 27 сентября (10 октября) Адрес: 36017, Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, 2-а Телефон: (0532) 56-14-68 Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь [ править править код ] Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 1873 по 1918 гг. Нижняя граница – это год учреждения в Москве епархиального училища иконописания (подведомственного митрополиту Московскому, являвшемуся священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры), а верхний предел – смена политического строя в стране и закрытие училища иконописания в лавре, которое произошло в 1918 году. Основными источниками для изучения данного периода являются архивные материалы из 1204 фонда (опись 1) Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА), материалы из фондов 203, 229, 427, 1608 Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), фонда 802 Российского Государственного Исторического Архива (РГИА). В целом, в истории дореволюционной иконописной школы, располагавшейся в стенах Лавры, можно было бы выделить четыре основные периода: I. 1746–1764 гг. – Иконописный класс при семинарии; II. 1764–1831 гг. – Небольшая школа при лавре; III. 1831–1885 гг. – Расцвет школы при настоятеле преподобном Антонии (Медведеве); IV. 1885–1918 гг. – Училище иконописания в лавре, после объединения его с московским епархиальным училищем. Первый период – это время возникновения и первых шагов школы. Настоятелем Троицкого монастыря в то время был архиепископ Арсений (Могилянский) , а наместником – архимандрит Иоасаф (Горленко) . Если постараться быть более точными, то Указом Преосвященного Арсения была открыта еще не школа, а класс Иконописи при Семинарии, учрежденной в Лавре в 1742 году . Попытки открыть этот класс были предприняты архиепископом Арсением сразу же по приезде в Лавру в 1744 г., но, в силу различных причин, они не увенчались успехом, и, фактически, открыт такой класс был только в 1746 году. В этот класс были набраны 10 учащихся семинарии, чуть позже к ним, по приказу наместника лавры архимандрита Афанасия (Вольховского), были присоединены крестьянские мальчики из лаврской вотчины – села Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии. Для обучения набранных учеников были приглашены малороссы – сначала мастер Николай Каменский, затем – иеромонах Павел (Казанович), хорошо знакомые и настоятелю и наместнику по украинскому периоду их служения.

http://bogoslov.ru/article/1219210

В монастыре в начале века находились два ковчега с частицами мощей святых угодников. Однако главной святыней монастыря была чудотворная икона Скорбящей Божьей Матери, которая именовалась " Упование всех концов земли " . Икона эта была написана в 1821 году на стене в среднем ярусе колокольни иноком Даниилом Московченко. К образу этому приходили многие больные, для которых возле него служились молебны с водоосвящением. Известно также, что находившиеся в монастыре нетленные мощи архиепископа Амвросия Серебренникова и епископа Афанасия Вольховского подавали благодатное исцеление всем с верою просящим у них помощи. С первых лет Советской власти, в соответствии с многочисленными декретами, производилось изъятие золотой и серебряной церковной утвари. За период с 1917 по 1919 год был практически полностью вырублен знаменитый монастырский дубовый лес. Во время немецкой оккупации Полтавы летом 1918 года при монастыре была открыта небольшая амбулаторная больница. В 1923 году монастырь был закрыт. В помещениях монастыря разместились клуб поселка железнодорожников и губернский архивный склад. С 1933 года и до конца 30-х годов в монастыре размещалась детская трудовая колония для сирот и беспризорных. В конце 1930-х годов бывшие келии монастырю были Полтавскому государственному педагогическому институту и в них были оборудованы общежитие, столовая и квартиры для преподавателей. Во время немецкой оккупации 1942-1943 гг. община монахинь получила разрешение открыть в уцелевших помещениях женский монастырь. В послевоенные годы монастырь начал постепенно отстраиваться за счет церкви и частных пожертвований. В ноябре 1958 года Полтавский облисполком принял решение о ликвидации Полтавского Крестовоздвиженского монастыря и передаче его помещений Полтавскому государственному педагогическому институту. 48 монахинь и основное имущество монастыря были вывезены 8 июля 1960 года в Лебединский Николаевский монастырь (Черкасская область), а монахинь разместили по домам престарелых или передали родственникам. Решением местной власти со всех монастырских зданий были сняты кресты. В 1980-е годы было окончательно уничтожено монастырское кладбище, на котором были похоронены многие выдающиеся полтавчане и простые жители города.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Arhiva Mitropolitul Kievului i al întregii Ucraine Onufrii a condus solemnitile srbtorii hramului la mnstirea în cinstea Înlrii Crucii Domnuluii, or. Poltava 28 septembrie 2014 20:40 26-27 сентября 2014 года состоялась поездка Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Полтавскую епархию . 26 сентября на въезде в Полтаву Предстоятеля Украинской Православной Церкви  встретили митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , духовенство и верующие епархии. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил Божественную литургию в соборном храме Крестовоздвиженского женского монастыря Полтавы. Перед началом богослужения у входа в Крестовоздвиженский собор Блаженнейшего владыку встречали: правящий архиерей Полтавской епархии митрополит Филипп, архипастыри из соседних епархий, духовенство, сестры монастыря и многочисленные прихожане, которые приехали в Полтаву, чтобы вместе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви помолиться в день престольного праздника обители. Его Блаженству сослужили: митрополит Полтавский и Миргородский Филипп,  епископ Новокаховский и Генический Филарет и епископ Кременчугский и Лубенский Николай , духовенство епархии. После чтения Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом наставления. По завершении богослужения митрополит Онуфрий возглавил крестный ход вокруг собора, благословил верующих и окропил их святой водой. Митрополит Филипп обратился к Блаженнейшему владыке со словами благодарности за посещение епархии и совместные молитвы и преподнес Его Блаженству икону святителя Афанасия (Вольховского), Полтавского чудотворца, с частицей мощей святого. История Крестовоздвиженского монастыря Полтавы Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3768076...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялось заседание Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви 03.03.2010 2 марта в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре состоялось заседание Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Возглавил заседание председатель комиссии архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн. Члены комиссии заслушали рапорт епископа Яготинского Серафима о возможном причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии игумена Вонифатия (†27 декабря 1871 года по ст. ст.), а также рапорт архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа о возможном причислении к лику местночтимых святых Полтавской епархии архиепископа Афанасия (Вольховского) (†1 января 1801 года по ст. ст.). Комиссия постановила направить Блаженнейшему митрополиту Владимиру рапорты с прошением рассмотреть вопрос о канонизации данных подвижников благочестия, сообщает официальный сайт УПЦ. Православие в Украине/Седмица.Ru Редакция текста от: 03.03.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7990.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010