Наша жизнь в этой подвизающейся Церкви в мире есть постоянный добрый подвиг ( γ ν) веры, как говорит сам апостол своему ученику Тимофею: Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван ( 1Тим. 6:11–12 ). Такую добрую борьбу, добрый подвиг совершил и сам богопризванный, немощный телом, но сильный духом Павел, апостол, который подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, и поэтому ждёт его венец правды, который даст Господь, венец, уготованный и даруемый всем, возлюбившим (подвижнически) явление Его ( 2Тим. 4:7–8 ), среди которых, рядом с Павлом и другими апостолами, стоят и равноапостольный Иоанн Златоуст , и все святые Церкви Христовой. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, мучеников, свидетелей этой Истины и Жизни во Христе, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника (Вождя) и Совершителя веры Иисуса ( Евр. 12:1–2 ). 6 . Следовательно, в заключение скажем, что жизнь во Христе – Церкви и каждого Её члена – есть жизнь Духом Святым через благодатные святые Таинства и благодатные святые добродетели 962 . Эта жизнь берёт начало от Божественной Главы Церкви, от Христа, и передаётся удам (членам) Его Духом Святым. Таким образом, жизнь Церкви одновременно имеет христоцентрический и пневматологический характер, а тем самым, и триадоцентрический. Божественные же добродетели, и более других «триада»: вера – надежда – любовь, являются плодом оправдания (праведности) Христа Спасителя, плодами Духа Святого. Вся тайна спасения и жизни Церкви заключена в Богочеловеке Христе, в Котором уды (члены) тела Его вводятся и ведутся Духом Святым, то есть благодатью Утешителя, в саму божественную жизнь Сверхъестественной и Живоначальной Троицы. Святой апостол Павел благовествует всем нам в Церкви: Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол. 3:3–4 ). Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Наше место и положение как «удов (членов)» Христовых в теле Его, Церкви, приблизительно соответствует месту и роли членов человеческого тела, как это многократно подчёркивает апостол ( 1Кор. 12:12–28 ; Еф. 1: 15–16 ; Кол. 2:19 ; Рим. 12:5 ). Члены не теряются в целостности тела, и тело не делится и не разбивается на множество составляющих членов. Здесь происходит «чудное явление», как говорит златоустый благовестник: «единство во множестве и множество в единстве» ( ν πολλος ν, κα ν ν πολλο) 459 . «Составляют одно тело многое, и многие члены его есть одно» 460 . Верные, по апостолу «многие, составляют одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» ( Рим. 12:5 ; Еф. 4:25 ) 461 в едином теле Христовом, и в «жизни Его они имеют равный удел, органически сообщаясь и с Главой и между собою, согласно учению апостола Павла: многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим. 12:5 ) 462 . В известном нам экклесиологическом фрагменте из Первого Послания к Коринфянам ( 1Кор. 12:12 ) божественный Павел выражает эту истину коротко и ясно: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Объясняя этот фрагмент, святой Златоуст замечает, что апостол «Не сказал: многие члены принадлежат одному телу, но: «составляют одно тело» многое, и многие члены его есть одно. Апостол говорит: «все (члены) составляют одно», но всё-таки «не просто одно», но, будучи рассматриваемы собственно в отношении к составу тела, все они – одно; а когда они рассматриваются порознь, тогда – различие, и притом различие во всех них. Ни один из них не может сам по себе составить тела, и каждый одинаково недостаточен к тому, чтобы составить тело, а необходимо для этого их соединение; ( δε τς συνδου , собор, собрание) когда многие сделаются единым, тогда и составляется одно тело...» «Как же они могут быть одно? – спрашивает далее святой Златоуст, – когда, оставив различие их, как членов, будешь рассматривать их (тело) по отношению к телу.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Но необходимо заметить, что апостол вместо «добродетелей» обычно говорит о праведности как совокупности всех добродетелей и о плодах Духа: и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:24 ); или: исполнены плодов праведности Иисусом Христом ( Фил. 1:11 ); или: приемлющие обилие благодати и дар праведности ( Рим. 5:17 ); или: не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере ( Фил. 3:8–9 ). А также: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14:17 ). И снова: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5:22–23 ). И в другом месте опять: потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине ( Еф. 5:9 ). Всеми этими выражениями апостол хочет сказать, что христианские добродетели являются не просто человеческими достоинствами (добродетелями), как например, у философов-стоиков или им подобных, но преимущественно плодами искупления и оправдания во Христе, то есть плодами Духа Святого в верующих во Христа, которые начинают жить обновлённой жизнью во Христе и в Церкви. Те обычные достоинства, человеческие, философские, представляют собой человеческое достижение, в то время как христианские добродетели – «плод Духа Святого» или «духовный плод» 873 , «плод света» (энергии, благодати) Божьего ( Еф. 5:9 ) или «плод оправдания» (праведности) Иисусом Христом» ( Фил. 1:11 ; Кол. 1:6 ; ср. Ин. 15:2–16 ) 874 . Поэтому святой Златоуст добавляет: «Ведь неразумно, если вы совершаете ( ργζεσθε – осуществляете) правду (оправдание, праведность) не для Христа, и не через Него» 875 . Всё наше существо, и жизнь в Церкви, обретает свою ипостась от Христа и от тайны искупления, оправдания ( Рим. 5:17–21 ) 876 и спасения, которые нам Христос Спаситель, «Царь Правды» и «Сама Правда» ( ατοδικαιοσνη), даровал (ср. Евр. 7:2–3 ) 877 . Апостол Павел благовествует нам не какую-то этическую истину, он проповедует Евангелие спасения во Христе, и поэтому говорит, что Сам Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением ( 1Кор. 1:30 ). А искупление нашей природы во Христе, и оправдание и праведность, состоит не просто в освобождении от грехов, но и в даровании Духа Святого ( 1Кор. 6:11, 19 ; Гал. 4:4–6 ) 878 . Ибо, как говорит святой Иоанн Златоуст : «без Духа Святого душа человеческая мертва. Как тело тогда умирает, когда душа оставляет его лишённым своей силы, так и душа тогда умерщвляется, когда Дух Святой оставляет Её без Своей силы» 879 . И поэтому справедливо говорят святые Отцы, что «грешит ли душа или нет, без Духа Святого – мертва, и вообще не может жить вечной жизнью» 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Открыл Бог Павлу всё Вечное Евангелие Своё, 9 которое Павел называет: Домостроительство ( Οκονομα ­ Икономия) 10 тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, Многоразличная премудрость Божия, Широта и долгота, и глубина и высота любви Божией, неисследимое богатство Христово, Тайна Евангелия, и Тайна Христова ( Еф. 3:2, 4:8–10, 18, 6:19 ; Кол. 1:26, 2:2, 4:3 ). Особым же образом божественный Павел подчёркивает это своё Евангелие в Послании к Тимофею, где, говоря о доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, выделяет следующее: И беспрекословно – Великая благочестия Тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе ( 1Тим. 3:15–16 ). В приведённом кратком богодухновенном стихе содержится всё Евангелие апостола Павла и вся его философия по Христу ( Кол. 2:8 ), «философия по Богочеловеку». 11 А это Евангелие есть не что иное, как Сам Господь наш Иисус Христос как Богочеловек, и Его Тело и Дело – Его Воплощение и Вочеловечение, Крест и Воскресение и Пятидесятница; более кратко: Христос и Церковь Его. Центром и пемптуссией (квинтэссенцией) Евангелия Павла является эта воистину превеликая Тайна благочестия, тайна нашей христианской веры: Бог явился во плоти, или по Евангелисту Иоанну: Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ). 12 Это та великая и превосходящая разум тайна божественного Кеносиса (­ умаления, снисхождения), о котором говорит апостол Павел в своём послании к Филиппийцам: Он, будучи образом Божиим... уничижил ( κνωσεν) Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Фил. 2:6–7 ). 13 Великая и потрясающая Тайна благочестия, которая, по слову святого Златоуста, исполнена неожиданности, заключается в том, что «Бог хотел стать человеком и согласился снизойти так низко, как человеческий ум вместить не может». 14 Из этой божественной Тайны вытекают остальные тайны нашей веры и спасения: «Ибо Бог стал человеком, человек богом... Вышний сошёл доле ради домостроительства (спасения), а этот дольний (человек) взошёл горе (на небо) из человеколюбия...

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Пишет апостол, великий Церквозиждитель Христов: Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:10–11 ). Великий экклесиолог, божественный апостол народов, Павел, небоходец, показывает немирным и недружным коринфянам, что есть только одно и единственное основание Церкви – Христос. Ибо, как замечает его златоустый экзегет, «мудрому строителю свойственно полагать одно основание, чтобы утверждаться на одном основании, которое есть Иисус Христос. А если положит «второе основание», то он уже и не строитель, но разрушитель» 348 . Такое основание Церкви на единственном основании Христе очень характерно для экклесиологии апостола Павла. Это даёт святому Златоусту и многочисленным Отцам Церкви ключ к правильному пониманию и толкованию слов Христа в Евангелии от Матфея ( Мф. 16:16–18 ) 349 . Апостол Павел выделяет личность Христа как неоспоримое и единственное основание Церкви, так что существование другого основания Церкви, кроме Спасителя Христа, невозможно. Богочеловек Христос – «основа всех основ», как характерно говорит святой Златоуст 350 , верно следуя в этом за апостолом Павлом в его экклесиологии 351 . Апостол народов пишет так не только ради христиан Коринфа, среди которых были споры и раздоры, но обращается к христианам всех веков, предупреждая и отклоняя, таким образом, все возможные будущие ереси и расколы Церкви. «Поэтому, – говорит святой Иоанн Златоуст , – не будем же увлекаться ересями: «никто не может положить другого основания, кроме положенного». Будем строить на этом основании и держаться на Нём (Христе), как ветвь на виноградной лозе, и пусть не будет никакого разделения между нами и Христом, потому что если отделимся от Него, то немедленно погибнем». То есть, если отделяемся от Христа, то, таким образом, – и от Церкви. А затем добавляет: «здание стоит потому, что связано», то есть Церковь существует только «в единении с Христом» 352 . Как говорит и апостол: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ). «Это соединение и единство с Христом показывают выражения апостола, что Христос – основание, а мы – здание. И снова: мы храм, Он обитатель ( νοικος , домочадец, хозяин) этого храма» 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

По конституции Всемирного совета церквей нет там веры в Отца, Сына и Духа Святаго, веры в Троицу. А просто так говорили: довольно верить во Христа как в своего Спасителя. Это противоречит всей традиции Православной. Потому что можно верить во Христа так, как «верил» Альберт Швейцер. Он говорит, что Христос не был Богом, но Он был хороший человек – совершенный, любимый Богом, – и Бог Его провозгласил Своим Сыном, и даже Христос верил, что Он будет Сыном Божиим, и когда придет Царствие, когда придет конец, то Бог Ему даст все Царствие, Он будет первый, и тогда возьмёт и нас с Собою. Знаменитая эсхатология Альберта Швейцера. По-православному это равно отрицанию Христа. Так что в протестантизме особенно нет подлинной христологии. Потому что христология в Православной вере отцов, в исповедании отцов, в учении отцов неотделимо связывается с триадологией, с Троицей. Можно даже сказать: нет Христа без Отца и Духа. Прежде всего Отец благоволит, чтобы Он пришёл и воплотился. Отец всю любовь свою положил в Него, а Дух Святый содействует, Он Его воплощает, Он крещает, Он преображает Его, Он воскрешает Его – конечно, вместе с Самим Христом. Троица неразделима здесь. И это имеет большое значение для консеквенции, для Церкви, для жизни нашей. Раз Церковь имеет в себе Троицу, значит и Церковь представляет образ Троицы. То, о чем Христос и говорил апостолам: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:21–22 ). Наша Литургия все время приглашает, даже Крещение начинают: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», потом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Потом: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа». Это значит, что наша связь с Богом соборная, общительная, коммуникативная, но мультиперсональная. Церковь именно собор, потому что Троица у нас собор. И это имеет значение, когда мы входим в Православную Церковь , – не только в храм, а вообще вступаем в Церковь, – что мы тесно связаны и с Богом, и с Троицей, как с Собором Небесным, оригиналом нашим, и между собой, как собор.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

По святому Диадоху, епископу Фотийскому, «большой капитал добродетелей есть в том, что апостол в Послании к Галатам ( Гал. 5:6 ) называет – вера, действующая любовью» 928 . О любви Павел говорит во многих местах, а особенно в своём божественном гимне (втором) любви ( 1Кор. 13 ), где он пишет, что любовь больше веры и надежды 929 . Жизнь во Христе всех Христовых членов, в теле Церкви, состоит в двуединой добродетели любви: любви к Богу и любви к ближнему, которые во Христе становятся одной любовью. Это значит, что любя Христа, мы в действительности любим Бога и ближнего, потому что Христос – и Бог наш, и первый наш ближний, и поэтому христолюбивая, христоцентричная любовь является исполнением обеих заповедей Божиих о любви 930 . «Ибо ничто в такой мере не составляет нашего спасения, – говорит святой Златоуст, – как любовь к Нему», то есть Христу – «Богу любви» 931 . Поэтому апостол Павел написал свой первый гимн любви, о любви к Христу: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обречённых на заклание». Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8:35–39 ) 932 . Своё же Первое Послание к Коринфянам, в котором содержится второй гимн любви, то есть любви к ближнему, великий апостол завершает своими известными словами: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема ( 1Кор. 16:22 ). По словам святого Златоуста, для апостола Павла «ни освобождение от ада, ни обретение Царства (Небесного) – ничто не больше того, чем иметь Христа Возлюбленным и одновременно Любящим» ( τν Χρστν ρμενον χεν μο κα ραστν) 933 . Христоцентричный характер любви апостола Павла (то есть христианской, церковной) ко Христу, выраженной в первом гимне, одновременно и триадологичен, пневматологичен, и экклесиологичен. У апостола Павла любовь Христова и любовь Божия совпадают, и, в сущности, мы имеем одну любовь: любовь Божию, которая во Христе Иисусе, как говорится в самом гимне. Христос является и субъектом и объектом любви, и в Нём открывается вся любовь Бога Отца, Который есть безначальное Начало и Источник Божественной Любви, любящий преимущественно (предвечно и всевечно) Своего Возлюбленного ( Еф. 1:6 ) Единородного Сына, и в Нём, и Его ради – нас. И эта Божия любовь, согласно тому же апостолу, излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим. 5:5 ). Поэтому она есть и любовь Духа, и любовь в Духе ( Рим. 15:30 ; Кол. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

По толкованию богоносных отцов Церкви этого данного апостолу Павлу Христом Евангелия о Церкви, которое (толкование) в наше время излагает, наряду с другими православными богословами, митрополит московский Филарет, основание и начало Церкви было заложено уже во Христе прежде вечных времён (о чём говорит гимн в начале Послания к Ефесянам), а затем в «образе и подобии» Божием при создании человека по образу Троического Бога ( Быт. 1:26–27 ), чтобы в конце, когда Церковь достигнет своей полноты во Христе, наконец во всех членах Её проявилась одна живая христоносная и духоносная икона Божия 534 . То есть одна, соединённая под Божественной Главой Христом, природа Церкви, со множеством личностей, сообразно и подобно Единосущному Богу и Трём Божественным и Совершенным Ипостасям, как говорит святой Кирилл Александрийский 535 . Именно это хочет показать божественный Павел, первоверховный апостол Христовой Церкви, когда говорит о том совершенном единстве Церкви в Послании к Ефесянам ( Еф. 4:4–6 ): Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. В последних процитированных словах апостол как важнейшую причину единства Церкви приводит Единого в Троице Бога, об этом же говорит и святой Иоанн Дамаскин : «Один над всеми Отец, Который и через всех из-за Логоса Своего, и во всех через Духа Своего. Желая, чтобы в нас отражалось (светилось) подобие божественного единства, апостол здесь подчёркивает свойства Троицы в Едином Боге» 536 . То же подчёркивает и святой Златоуст, говоря: «Так же как мы составляем одно тело, так и Христос и Отец – одно ( ν) " 537 . Думаем, наконец, что Экклесиология апостола Павла в этом сущностном элементе достигает своей вершины в известной нам апостольской молитве его экклесиологического Послания к Ефесянам ( Еф. 3:14–21 ): Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, – да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотой Божией. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь 538 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Подобно тому, как в человеческом теле существуют разные члены, меньшие и большие, различные по важности и значению, по служению (функции) в организме, так же и в теле Церкви существуют различные уды (члены) и существует разница и в благодатных дарах их, и в их благодатном служении ( χαρσματα κα διακονματα λειτουργματα – 1Кор. 12:4–5,28 ; Еф. 4:11–12 ) 486 . Это подчёркивает и апостол Павел, говоря: Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим. 12:4–5 ; ср. 1Кор. 12–28 ; Еф. 4:25 ). Конечно, они различны, с разным предназначением и деятельностью (служением) в теле Церкви, но и все необходимы, все спасительны, все церкве-строительны. Необходим своеобразный иерархический порядок и распределение, благоустройство – τξις ( Кол. 2:5 ; 1Кор. 14:40 ) 487 удов (членов) в теле как в месте (расположении), так и по роли и служению, которую они имеют и которое совершают. Поэтому и говорит апостол Павел беспокойным и немирным коринфянам в конце 14 главы Первого Послания после объяснения порядка и чина, которые должны быть в Церкви: всё (в Церкви) должно быть благопристойно и чинно – εσχημνως κα κατ τξιν – ( 1Кор. 14:40 ) 488 . Отсюда, по словам того же апостола, по порядку Христову, мы имеем в Церкви: одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями ( Еф. 4:11 ; 1Кор. 12:28 ; ср. Фил. 1:1, 2:25 ) 489 . Исключительное положение и большая польза, и лепта (то есть служение) некоторых удов (членов) зависит, без сомнения, от самой Главы, от Христа, Который Духом Святым раздаёт харизмы (благодатные дары) и доверяет различные задания к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф. 4:12 ; 1Кор. 12:4–12 ) 490 . Следовательно, церковную иерархию Бог поставил и Церкви ( 1Кор. 12:28 ) 491 и дал ей особое и большее служение, благодать и власть 492 , как говорит апостол священству Ефеса: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Поистине тайна сия велика есть – Христос и Церковь в вечном и нетленном богочеловеческом Браке – в Царстве Небесном ( Еф. 5:32 ). 9 . Таким образом, в Церкви присутствует и благодатно-опытно переживается конкретное осуществление совершеннейшего общения ( κοινωνα), открытого нам во Христе и Христом, Триипостасного Божества с нами, людьми, без исчезновения или умаления человеческих личностей. Церковь – это всё и во всём Христос Богочеловек, и опять: мы все одно во Христе Иисусе. А также Церковь – человек совершенный по мере роста полноты Христовой, и снова: всякий человек совершенный во Христе Иисусе ( Кол. 3:11 ; Гал. 3:28 ; Еф. 4:13 ; Кол. 1:28 ). Так мы можем говорить об истинном христианском, богочеловеческом персонализме в Церкви Христовой, то есть, говоря языком апостола Павла: о совершенной богочеловеческой общине живых лиц, а не об идеальных или химерических; или, что одно и то же: о богочеловеческом братстве Перворождённого со многими братьями Его, Единородного Возлюбленного Сына Божьего и Сына Человеческого, и благодатью усыновлённых, сынов человеческих, ставших в Нём сынами Божиими. Это есть Церковь Христова как тело и невеста Его, совершенное общение в «неслиянно-нераздельном» соединении Божества с человечеством, Бога с людьми. Этот богочеловеческий организм, как одно «двуединое существо» 532 , несравненно превосходит все человеческие и земные организмы и организации, и, будучи не от мира сего ( Ин. 17:14, 16 ), отражает и высвечивает в себе и собой невечерний Трисолнечный Свет Единого в Троице Бога Живого и Истинного, как сказал Сам Господь в Своей первосвященнической молитве о Церкви: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино ( Ин. 17:21–22 ). В этом смысле действительно « Церковь – образ и подобие ( εκν κα μοωσις , образ и подобие) Святой Троицы», как говорят святые Отцы и вслед за ними преподобный Иустин (Попович) 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010