Второе. Мы, монахи, стремились к истокам. У нас не было глубоких корней. Единственное, что было – это наш блаженный святой отец-наставник митрополит Триккский и Стагонский Дионисий, о котором я упоминал в храме. Он время от времени пытался вложить в наши сердца святогорский образ жизни. Особенно когда мы после обеда приходили в митрополию и оставались наедине с ним. Не расставаясь со своими четками, он с простотой малого дитяти начинал говорить нам дивные речи. Мы стремились к корням. Их у нас не было. Мы желали отыскать древние традиции. Но не было и их. Метеора, как известно, – отпрыск Афонской Горы. Монах Афонской Горы святой Афанасий Метеорский 7 перенес святогорское устроение монашеской жизни в тот монастырь, где подвизались мы, – в Болыние Метеоры. Святой царь Иоасаф, Иоанн Уресис Ангел Комнин Дука Палеолог тоже был монахом на Святой Горе и перенес в Метеоры из Ватопеда Устав и сделался игуменом нашего монастыря. Видите, каковы святогорские корни. Но постепенно монашество в прямом смысле было выжито из Метеор. Не оставалось ничего, что могло бы нам напомнить о безмолвии и покое, за единственным исключением. Не смейтесь, пожалуйста, прошу вас, но кроме нашего храма с его дивными росписями и иконами, у нас были еще ястребы, которые с древних времен обитали в Метеорах. Их увидел, придя сюда в XIV веке, святой Афанасий Метеорский. Застали их и мы. Но с внедрением звука и света они покинули Метеоры. И не осталось ничего, ни одного ястреба, который мог бы напомнить о безмолвии. Мы говорили: «Надо бежать». Дети понимали, что нельзя долыле оставаться на Метеорах, и тогда мы невозможное сделали возможным. Понадобились годы сражений. Мы выдержали непонимание и возражения. И, слава Богу, отныне пребываем в месте с тысячелетней традицией, даже двухтысячелетней, ибо нить афонского монашества неотделима от суровой нити всего православного монашества. Третье. Позвольте мне упомянуть то, что, быть может, вам покажется малозначительным, однако для нас это решительно важно. Читая Святых отцов Церкви, мы видели, что все те, кто вел внутреннюю жизнь и имел мистический опыт откровения Бога и обгцения с Ним, пребывал в особом, не сентиментальном, но глубоком сердечном общении с Пресвятой Богородицей, был с Ней связан неразрывно.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАСАФ МЕТЕОРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иоасаф Сербский, Метеорит. Икона Прп. Афанасий и Иоасаф Метеорские. Роспись собора Преображения Господня в мон-ре Большие Метеоры. XVI в. При мудром игумене Иоасафе Метеорские монастыри процветали как никогда. В попечении о монастырях ему много помогала его родная сестра Мария Ангелина , правительница Эпира, оставившая большую часть своего имения в управление и распоряжение брата. На эти средства преподобный построил в своём монастыре множество келий, монастырскую больницу, резервуары для воды и другие необходимые постройки. В 1394 году, когда турки захватили Фессалию , преподобный Иоасаф был вынужден на некоторое время удалиться на Афон , где провел несколько лет в монастыре Ватопед . Около 1401 года он снова вернулся на Метеору и продолжил там свои подвиги, живя в непрестанных молитвах в небольшой келии. В 1422 - 1423 годах, после 40 лет монашеского жития, великий подвижник отошел ко Господу. Его святые мощи были положены в Метеорском монастыре Преображения Господня , вместе с мощами преподобного Афанасия Метеорского . Там же они пребывали на начало XXI века. Преподобным Иоасафом завершился славный и богатый святыми род Неманичей . Почитание святого Иоасафа рано распространилось в Метеорских и Святогорских монастырях. Его лик сохранился на фреске Лозы Неманичей в славонском монастыре Ораховице , а в Кркском монастыре хранится его икона работы Спиридона Рома XVI века, на которой преподобный Иоасаф изображен со святыми Феодосием и Афанасием. Молитвословия Тропарь, глас 3 Сердцем и душею возлюбив Христа Господа,/вся красная мира сего оставил еси,/изволил же еси паче в смирении и послушании Богу служити,/нежели на престоле царстем владети./Сего ради благочестно восхваляем тя/и, святую память твою совершающе, вопием ти:/отче Иоасафе Богоблаженне,/моли Христа Бога о спасении рода нашего христианскаго.

http://drevo-info.ru/articles/22275.html

“Не рыдай Мене, Мати”. Икона из диптиха. Кон. XIV в. “Не рыдай Мене, Мати”. Икона из диптиха. Кон. XIV в. В 1557 г. были построены трапезная, в к-рой сейчас размещается монастырский музей, и кухня, сохранившая свой средневек. облик, в 1572 г.- богадельня. В XVI-XVII вв. в мон-ре существовала книгописная мастерская. В нач. XVII в. к алтарной части с юж. стороны была пристроена часовня св. Иоанна Предтечи. В кон. XVIII - нач. XIX в. игуменом мон-ря был известный певчий и мелург Парфений Орфидис. При нем воздвигли храм во имя равноапостольных Константина и Елены (1789), соорудили резной иконостас в соборном храме (1790), построили новые кельи (1806). В 1882 г. игум. Поликарп Раммидис написал историю обители. В монастырский комплекс также входит ряд древних сооружений: пещера, где подвизался Афанасий Метеорский, костница, кладовая (сейчас этнографический музей), и совр. постройки: часовня св. Нектария, гостиница (1930), вост. корпус келий (1971). Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIV–XV вв. Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIV–XV вв. В б-ке хранятся 640 рукописей, старопечатные книги, актовые документы. Древнейшая рукопись - Беседы (толкования) свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Meteor. Metamorph. 591) создана в 861/862 г. в мон-ре св. Анны в Вифинии (Мал. Азия). Апостол 1385/86 г. написан по заказу прп. Иоасафа (Meteor. Metamorph. 555). Замечательными миниатюрами украшены кодексы 540 и 552 (XI в.), 106 (XIII в.) и 298 (XV-XVI вв.). Рукописи, происходящие из мон-ря, оказались также в др. б-ках, напр. Четвероевангелие, принадлежавшее прп. Иоасафу, с его автографом (Athen. Bibl. Nat. 58). В мон-ре находятся хрисовулы визант. имп. Андроника III (1336), серб. царя Стефана Душана (1348), Симеона, правителя Фессалии (1359 и 1366), и др., послания деспины Марии (1386), митрополитов Ларисских Антония (до 1380) и Иоасафа (1392 и 1400) и др. Честные главы основателей мон-ря преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских Честные главы основателей мон-ря преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских

http://pravenc.ru/text/149719.html

http://azbyka.ru Мужской монастырь Святой Троицы - один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, основан в XV веке. Находится на одной из скал Фессалии в номе Трикала, Греция. Не существует достоверных свидетельств о дате основания обители. Один из неподтвержденных переводов свидетельствует, что монастырь был основан монахом Дометием в 1438 году. Однако существует историческое упоминание о монастыре Святой Троицы вместе с монастырем Мегала Метеора, датированное 1362 годом в приказе Симеона Уреша Палеолога. Достоверно известно, что возведение собора состоялось в 1476 году, на это указывает надпись на южном фасаде храма. Сейчас комплекс обители состоит из часовни, балконного замка, алтаря, монашеских келий, покрытых низкими сводами. Настоящим украшением является Собор, посвященный Святой Троице. Позади собора расположен балкон, с которого открывается живописная панорама на монастырь Святого Стефана, Монастырь Русану, Монастырь Святого Варлаама и Мегала Метеору, а также две скалы - Алисы и Святого Модеста. На этих скалах тоже когда-то действовали монастыри: на скале Святого Модеста - одноименный монастырь, на скале Алисы - монастырь Святого Петра. Монастырь Святого Модеста, построенный в 12 веке, был самым древним среди Метеорских, второй был основан около 1400 года. Собор Троицы Живоначальной Неф Собор был возведен около 1475-1476 гг., сводчатый, двухколонный. Неф храма традиционна - крестообразная в плане, под трехсторонним куполом, как и храм монастыря Святого Николая Анапавсаса. На куполе единственное двупольные окно и с трех сторон имитационные арки. Вход в неф оборудован через низкую дверь с южной стены. Связь нефа с основным храмом осуществляется через три прохода. Алтарь расположен рядом с ризницей, достроенной в 1648 году. Собор монастыря Святой Троицы украшен настенными фресками, нанесёнными в два этапа. К первому относится иконопись нефа, а фрески основного храма относятся ко второму этапу отделки храма покрывают более древние покровы. Среди живописных украшений сохранились две надписи создателей. Согласно первой, отделка нефа началась в 1692 году при митрополите Стагоне Арсении и по инициативе Михо Курика Кириака из города Велоны, иеромонаха и священника Иоанна Дамаскина. Собственно иконопись выполняли два мастера: Димитрий Ризос и Афанасий.

http://sobory.ru/article/?object=28092

Метеоры (Μετωρα). Спасо-Преображенский монастырь. της Μεταμρφωσης του Σωτρος Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Греция, Фессалия (Θεσσαλα), Метеоры (Μετωρα) Координаты: 39.726338, 21.626476 Проезд:на автомашине из Афин или Салоник Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Шесть гектаров – такова площадь вершины отвесной скалы, на которой был построен монастырь Преображения Спасителя, известный также под названием «Великий Метеор». Он находится на высоте 613 метров над уровнем моря и 400 метров над центром соседнего городка Каламбака. Его называли когда-то «Платис Литос» (Широкий камень), но его основатель Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, переименовал его в «Метеорон» (висящий в воздухе) из-за того, что он располагался на самой высокой из всех скал вокруг. Главный собор монастыря Преображения был построен в 1388 году и восстановлен и вновь расписан в 1484 году. Собор построен по подобию афонских, крестообразный в плане с двенадцатигранным куполом и абсидами по бокам. Длина (без алтаря) 32 метра, высота купола 24 метра. В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря Афанасия и серба Иоасафа. Украшениями собора являются деревянный резной иконостас с позолотой 1791 года, украшенный фигурками животных и растений, а также деревянный резной трон митрополита, украшенный перламутровой инкрустацией. Прекрасны также фрески неизвестного художника. Монастырь был основан святым Афанасием Метеорским (1302-1383). Афанасий Метеорский был человеком чрезвычайно образованным - свое образование он получил в Салониках и Константинополе - виднейших центрах Византийской империи. В молодом возрасте Афанасий пришёл на Афон и поселился в ските монастыря Ивирон, но частые нападения разбойников заставили его покинуть монастырь с духовным отцом, старцем Григорием. Оба монаха послушали совет сербского епископа Иакова и скрылись на Метеоре около 1340 года. Сначала они поселились в жилищах метеорских отшельников, которые до сих пор находятся перед входом в монастырь (слева от ступенек).

http://sobory.ru/article/?object=10176

Умом своим он стремился к Богу и вечным и непреходящим благам. Часто он посещал церковные богослужения и монастыри, в которых проводил немало времени. Особенно он полюбил Святую Гору и ее подвижников, а позднее стал навещать и монастыри на Метеорских скалах под Каламбакой. Посещая святые монастыри и живших в них великих подвижников, он подобно мудрой пчеле собирал от всех духовное богатство для своей души. Около 1369 года Симеон-Синиша скончался, оставив свой престол сыну. Известие о том, что он стал царем застало блаженного Иоанна на Святой горе. Он прибыл в свою столицу Фрикалу, но больше заботился о том, как освободиться от царской порфиры и забот этого мира, ибо эта царская власть и слава не занимали его. В это время он уже был знаком с преподобным Афанасием Метеорским, который стал для него его духовным отцом и наставником на пути ко спасению. Вскоре Иоанн передал правление своей страной своему родственнику Алексею Ангелу Филантропину, а сам удалился в монастырь на Платилитосу, то есть на Большой Метеор к прп.Афанасию и облекся в скромную монашескую ризу, получив при постриге имя Иоасаф. Несмотря на сое царское достоинство, блаженный Иоасаф во всем смиренно и кротко подчинялся своему наставнику и всей монастырской братии, проводя строгую общежительную жизнь, по уставу установленному игуменом Афанасием. В монашеской жизни и богоугодных подвигах и добродетелях он усовершенствовался настолько, что прп.Афанасий перед свои упокоением поставил его своим наследником и игуменом монастыря. Прп. Иоасаф вместе со святым Афанасием воздвиг и украсил храмы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Построенную святым Афанасием небольшую церковь Преображения Господня (1382 г.) прп. Иоасаф расширил и украсил святыми иконами и необходимыми сосудами. Преподобный столько помогал монастырю Метеор своими дарами и пожертвованиями, что вместе со святым Афанасием был зачислен в ктиторы этой обители, о чем свидетельствуют монастырские грамоты и святые иконы и фрески. Помимо этого монастыря, преподобный помогал и всем другим Метеорским обителям. Он защищал права монастырей царскими грамотами, помогал им дарами и многообразным попечением.

http://pravicon.com/info-2516

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРАМЕВС Николай (кон. XVI в. - 1670/2), врач, философ, богослов. Род. в Янине (Греция). В Италии обучался медицине, философии и богословию. Некоторое время жил в Венеции, где в 1646 г. работал над изданием соч. «Диалог с евреем по имени Ерван (Эрбан) о вере», приписываемого св. Григентию , архиеп. Зафара. В 1651 г. переехал в К-поль, где быстро стал известен благодаря своим полемическим произведениям. Одно из них написано по следующему поводу. 29 июня 1652 г., во время своего 2-го краткого Патриаршества, Афанасий III Пателларий, патриарх К-польский (25 февр.- нач. апр. 1634; кон. июня - нач. июля 1652), произнес проповедь в патриаршей церкви в К-поле на праздник св. первоверховных апостолов Петра и Павла, в которой толковал слова Свящ. Писания «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16. 18) в антипапистском духе, критикуя папскую политику и неразумные притязания Римского престола на первенство. Целью проповеди для патриарха Афанасия Пателлария было отмежевание от католичества, поскольку в свое время он по причине собственного честолюбия (ряд неудачных попыток занять К-польский престол и низложение с престола его земляка патриарха Кирилла I Лукариса ) пошел на личную связь с Римом и, находясь в Италии, даже получил предложение стать кардиналом. Одним из слушателей этой проповеди был находившийся в то время в К-поле Афанасий Ритор , прокатолически настроенный греческий иеромонах и проповедник. Афанасий был родом с о-ва Крит, получил образование в К-поле в школе иезуитов. Был в числе приближенных патриархов К-польских Неофита II (1602-1603; 1607-1612) и Тимофея II (1612-1620), которые благосклонно относились к католичеству. Афанасий был рукоположен и занимал должность протосинкелла К-польской Церкви. Между 1620 и 1630 гг. Афанасий через Рим едет во Францию, где знакомится с канцлером П. Сегье и кард. Дж. Мазарини. Они поручают ему приобрести на Востоке греч. рукописи. С этой целью Афанасий посетил Афон, Метеорские мон-ри, Македонию и Фракию, где собрал ок. 116 греч. рукописей и свыше 20 славянских (в наст. время в Национальной б-ке в Париже; славянские - частично в РНБ). Между 1644 и 1650 гг. Афанасий Ритор активно проповедовал на Востоке против кальвинизма, к-рому благоволил Кирилл Лукарис. Значительная часть сочинений Афанасия посвящена защите католич. догматов.

http://pravenc.ru/text/1684209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преображенский собор [греч. Μεγλον Μετωρον] в честь Преображения Господня (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви), муж., действующий. Расположен на самой высокой (613 м) из Метеорских скал. Основан прп. Афанасием Метеорским (1302-1380), поселившимся ок. 1340 г. в пещере на скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (парящий в воздухе). К отшельнику стала стекаться братия, и прп. Афанасием была устроена киновия со строгим общежительным уставом. Первоначально мон-рь был посвящен Божией Матери, соборным храмом являлась построенная прп. Афанасием ц. Богоматери Метеорской Скалы [Παναγα τς Μετεωρτισσας Πτρας]. Когда собралось 14 иноков, была воздвигнута ц. Преображения Господня, впосл. ставшая главным храмом, давшим совр. название мон-рю. Новая обитель превратилась в один из самых известных греч. мон-рей благодаря сподвижнику и преемнику прп. Афанасия прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1350-1423), последнему представителю серб. династии Неманичей. Он был сыном Симеона (Синиши), правителя Фессалии и Эпира, и племянником серб. царя Стефана Душана . По материнской линии он приходился внуком визант. имп. Михаилу IX Палеологу . В 1373 г. он отказался от унаследованной власти и принял постриг в этом мон-ре. Его сестра Мария († 1394), супруга янинского деспота Фомы Прелюбовича, покровительствовала мон-рю и сделала туда большие вклады. При Иоасафе был расширен и перестроен храм Преображения Господня (1388), расписанный в 1483 г. В 1520 г. на средства валашского воеводы Нягое IV Басараба была сооружена башня, откуда спускались веревочная лестница или сеть, в к-рой монахи поднимались в обитель (лестница была прорублена в скале только в 1922 г.). Расцвет мон-ря приходится на XVI в. К-польский Патриарх Иеремия I , посетивший его в 1540 г., даровал обители ряд привилегий и в т. ч. полную независимость по образцу афонских мон-рей. В 1544/45 г. к древнему алтарю ц. Преображения были пристроены наос (основная часть храма) афонского типа и внутренний нартекс (притвор). При игум. Симеоне из Янины в 1552 г. собор был украшен фресками критской школы. По мнению исследователей, они выполнены учеником Феофана Критского Джорджи, расписавшим в 1557 г. собор мон-ря св. Виссариона (Дусик).

http://pravenc.ru/text/149719.html

520]. По другим сведениям, преподобный Григорий Молчаливый скончался в Горняке и был погребен в пещерной церковке во имя святителя Николая с. 121]. Некоторое время его мощи пребывали в этом монастыре. В XVI–XVII веках в связи с турецким игом святые мощи переносились в монастыри Орешковицы с. 198], Войловицы и другие места. В конце XVIII века мощи были возвращены в монастырь Горняк, где и находятся в настоящее время с. 214] и от них совершается много исцелений и чудес с. 121]. В 1977 году по просьбе игумена монастыря Григориат архимандрита Георгия часть мощей святого Григория Горняцкого была перенесена на Афон, в монастырь Григориат с. 259]. Память святого отмечается 7 декабря. Преподобный Афанасий Метеорский К числу ближайших духовных преемников святого Григория Синаита , строго соблюдавших все его заповеди и традиции и несших свет Христов миру, принадлежит и преподобный Афанасий. Он был основателем знаменитого Метеоро-Преображенского монастыря, вокруг которого со временем выросла группа монастырей, получивших общее название Великие Метеоры. Святой Афанасий родился в Новом Патарасе во Фтиотирском крае Эллады (Греция) в 1305 году в благородной и знатной семье. В крещении он получил имя Андроник. Мальчик рано лишился родителей. Мать умерла сразу же после его рождения, а вскоре умер и отец. Воспитывал Андроника дядя, который заботился о нем, как о родном сыне, и дал ему начальное образование. С ранней юности Андроник руководствовался старцем, что свидетельствует о его влечении к духовной жизни. Во время захвата Нового Патараса франками Андроник в числе многих православных был отведен в рабство. На него обратил внимание франкский старейшина, которому понравилась благородная внешность и смышленость мальчика. Старейшина вознамерился взять его в свой дом. Но Андроник убежал от покровителя и отправился на поиски своего старца. Поиски увенчались успехом. Наставник и ученик некоторое время жили вместе в Акапниевом монастыре в Солуни. После кончины старца Андроника взял в свой дом некий человек, вероятно близко знавший старца, и дал ему хорошее светское и философское образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Три года в И. П. с. провели прп. Афанасий Метеорский (1340-1343) и его наставник старец Григорий. Здесь прп. Афанасий познакомился с Иаковом, учеником прп. Григория Синаита , ставшим митрополитом г. Сервия. Др. ученик Григория Синаита - прп. Феодосий Тырновский - также побывал в И. П. с. Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи скита св. Иоанна Предтечи. 1835 г. Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи скита св. Иоанна Предтечи. 1835 г. В 1433 г., когда Веррия была завоевана турками, И. П. с. был разграблен. Считается, что в 1522 г., перед тем как основать Анастасии святой Узорешительницы мужской ставропигиальный монастырь на п-ове Халкидики, в одной из пещер близ И. П. с. жил свт. Феона , архиеп. Фессалоникийский. В 1523 г. в И. П. с. пришел со Св. Горы игумен монастыря Филофея прп. Дионисий Олимпийский с неск. учениками. Он преобразовал И. П. с. в общежительный монастырь и обновил монастырский собор. Жители Веррии хотели, чтобы он стал митрополитом. Не желая этого, прп. Дионисий покинул И. П. с. и удалился в местность Сулпата близ с. Сикья, а затем на склоны горного массива Олимп, где основал мон-рь Св. Троицы. Духовная дружба связывала прп. Дионисия Олимпийского с др. знаменитым подвижником - прп. Никанором Завордским , нек-рое время подвизавшимся в И. П. с. После 1570 г. в И. П. с. прибыл прп. Феофан , бывший в 1560-1567 гг. игуменом афонского мон-ря Дохиар . Он построил в окрестностях И. П. с. мон-рь Пресв. Богородицы «Скитиотиссы», где собралось большое братство, и жен. мон-рь Бесплотных сил вне Веррии, а в 1593 г. на склоне хребта Вермион близ г. Науса - монастырь св. Таксиархов (или арх. Михаила, ныне мон-рь прп. Феофана). Точная дата получения И. П. с. статуса ставропигиального мон-ря неизвестна. Эта привилегия подтверждалась сигиллиями К-польских патриархов Кирилла I Лукариса, Паисия I, Дионисия IV, Каллиника II, Паисия II, Кирилла V и Кирилла VI. В 1680 г. И. П. с. пострадал от пожара. В 1750 г. он был полностью обновлен. Иером. Паисий из И. П. с. основал в Колиндросе тайную школу. Ок. 1776 г. в И. П. с. останавливался во время 3-го миссионерского путешествия равноап. Косма Этолийский , когда он проповедовал в селениях Пиерии. В эти годы в И. П. с. побывал и прп. Афанасий Паросский (Парийский), который, используя службу равноап. Клименту Охридскому, написанную Димитрием Хоматианом, составил новую, изданную в 1784 г. в Венеции.

http://pravenc.ru/text/577924.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010