К сожалению, не могли быть восстановлены портик и лестница, сломанные в начале нынешнего столетия и бывшие снаружи храма, что и теперь заметно по выступам кирпичей и по закрытой верхней входной двери. Колокольня, угрожавшая падением, также возобновлена, и разъехавшиеся колонки связаны железом. Под Воскресенскою церковью замечательны ворота, расписанные различными фигурами из довольно редкой книги XVII века «Эблемата духовного». Ворота эти обращают на себя внимание всех проходящих. Они сделаны и расписаны по приказанию митрополита Арсения Мацеевича . Церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии Церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии стоит в нескольких саженях от Воскресенской, разделяясь небольшим садом; построена в десятилетие с 1691–1701 г. митрополитом ростовским Иоасафом. Этот храм выделяется из всех кремлевских зданий своею замечательною наружностью: все стены церкви разрисованы красками в виде разноцветных треугольников; церковь одноглавая, покрытые ее позднейшего времени. Внутри храма по стенам лепная работа, сделанная вскоре по его устройству; в алтаре замечательное изображение Божией Матери с лепными же украшениями; кроме того, в церкви сохраняется древняя храмовая икона Смоленской Божией Матери. Внимание любителей старины обращают изразцы печей в церкви с интересными изображениями XVIII века. В этой церкви, как видно из стенной надписи, с 17 февраля по 6 марта 1776 года стояло тело умершего 15 февраля ростовского епископа Афанасия Вольховского. От Одигитриевской церкви идут переходы по кремлевской стене; по этим галереям можно обойти все остальные храмы. Церковь Иоанна Богослова Церковь Иоанна Богослова будет первым храмом, встречающимся нам на этом пути. Она построена митрополитом Ионою Сысоевичем и имеет большое сходство с Воскресенской; так же, как и последняя, построена на проходных сводах, увенчана пятью главами и по углам западной стены как бы защищается двумя большими башнями. Внутри, тоже, вместо иконостаса – каменная стена, а над царскими вратами и клиросами устроены шатры, довольно своеобразной формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

С 1863 года епархия имела свой печатный орган – журнал " Полтавские епархиальные ведомости " . Кроме официальной информации, он имел и неофициальную часть, где публиковалось много статей по истории епархии, монастырей, храмов, церковно-приходских школ, биографические очерки о выдающихся церковнослужителях и т. п. В 1919 году, после установления советской власти, журнал был закрыт. С 1890 по 1918 год действовало Полтавское епархиальное Братство имени святого преподобномученика Макария. Братство оказывало материальную помощь церковно-приходским школам (ремонт, приобретение литературы, помощь бедным ученикам), способствовало открытию новых школ, курсов по подготовке учителей грамоты и т. п. На 1896 год в Братстве состояло 1388 членов, среди которых – 35 почетных, 16 пожизненных и 844 действительных. В подчинении Братства находилось 1388 школ, в том числе 476 церковно-приходских и 547 школ грамот. Всего в братских школах обучалось 29428 учеников. Руководство курсами и школами осуществлял Совет, который возглавлял ректор Полтавской Духовной семинарии. Благодаря активной деятельности преосвященного Иоанна (Смирнова) и ряда известных полтавских ученых, при Епархиальном управлении по указу Синода в 1906 году был создан Полтавский археологический комитет и Полтавское древлехранилище (уникальный музей редкой церковной старины, где хранилось, например, Пересопницкое Евангелие). Музей действовал до 1919 года. С установлением советской власти церковное имущество, в том числе и священные предметы, было разграблено или отобрано по постановлениям органов власти. Тогда же были переданы в государственные музеи и сокровища Полтавского древлехранилища. После закрытия в 1923 году Полтавского Крестовоздвиженского монастыря бесследно исчезли нетленные останки архиепископа Амвросия (Серебренникова), а также епископа Афанасия (Вольховского) – епископа Старорусского, впоследствии Могилевского (уроженца Полтавы, выпускника Киево-Могилянской Академии), который с 1798 года пребывал на покое в Лубенском Мгарском монастыре и умер в 1801 году в Полтаве.

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия (Юшкевича; † 1745) Духовная славянская школа была преобразована в Духовную семинарию. Из всего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведён во вновь открытую семинарию и принят на казённое содержание. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, – говорит он, – половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: Величаем тя, святителю!». Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет: два года – грамматике и по четыре года – риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей. В 1754 году, по окончании семинарии, Тимофей получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие. 10 апреля 1758 года архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским; † 1795; впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии. 18 января 1759 года определён префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского епископа Афанасия (Вольховского; † 1776) назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря. В том же году переведён архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря с назначением ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем управлял Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырём. 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Хутынским монастырем. По поводу хиротонии архимандрита Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов; † 1767) предложил семь кандидатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Фаддей (Кокуйлович, † 1758), игум. Иоанн (Стрельцов, † 1970), иером. Иоанникий (Аверкиев, † 1882), иером. Исаакий (Головин, † 1903), иером. Киприан (Манько, † 1874), иером. Феодосий († 1850), иеросхим. Лонгин (Грифцов) († 1882), мон. Феофил (Шаронин) († 1868); 25 марта 2009 г.- св. блгв. князь Иоанн Путивльский (2-я четв. XIV в.; Херсонская епархия); игум. Параскева (Родимцева, † 1928; Херсонская епархия); блж. Домника Ликвиненко († 1967; Херсонская епархия); Глинские старцы (Конотопская епархия): митр. Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим († 1985), схиархим. Серафим (Романцов) († 1976) и схиархим. Андроник (Лукаш) († 1974); 14 апр. 2009 г.- архиеп. Черниговский Филарет (Гумилевский) († 1866; Черниговская епархия); насельники Молченской Софрониевой пуст. Конотопской епархии: архим. Феодосий (Маслов) († 1802), иером. Серапион († 1718); мон. Софроний (Батоврин, † 1692), послушник Сергий Тихонов († 1879); 9 июля 2009 г.- игум. Рафаила (Тертацкая, † 1926; Черкасская епархия); мон. Елена (Бехтеева, † 1834; Киевская епархия); 24 нояб. 2009 г.- вел. кнг. Анастасия (Романова, † 1900; Киевская епархия); 28 мая 2010 г.- архиеп. Полтавский Афанасий (Вольховский, † 1801; Полтавская епархия); 23 дек. 2010 г.- игум. Вонифатий (Виноградский) († 1871; Киевская епархия); мон. Евтропия (Исаенкова, † 1968; Херсонская епархия); 14 июня 2011 г.- схиархиеп. Антоний (Абашидзе) († 1942; Свято-Успенская Киево-Печерская лавра); схиархим. Феофан (Медведев, † 1977; Нежинская епархия); прот. Сергий Бондаренко († 1937; Киевская епархия); 8 мая 2012 г.- игум. Смарагда (Онищенко; † 1935; Нежинская епархия); схим. Илия (Ганжа, † 1946; Донецкая епархия); изменен день празднования памяти прп. Феофана Рыхловского (Медведева; † 1977; пам. 5 янв. и 19 окт.; канонизирован к местному почитанию в Нежинской епархии решением Синода УПЦ от 14 июня 2011). Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий. Портрет. 3-я четв. XIX в. (митрополичий корпус Александро-Невской лавры) Филарет (Амфитеатров), митр.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

(См. Дневник А. Арсения под 11 марта 1798 г. л. 17...). 115 Варлаам Миславский – брат митрополита Киевского Самуила Миславского. По окончании полного курса в Киевской академии, был протоиереем в г. Глухове; овдовевши в 1775 г., принял монашество и назначен был учителем риторики в Харьковский Коллегиум, где потом был определён ректором, с возведением в сан архимандрита. Из Харькова переведён был в Ростовский Борисоглебский монастырь. В 1784 г. назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Братского монастыря; скончался 30 июля 1791 г. 116 Ириней Клементьевский родился в 1753 г. в селе Клементьеве, Владимирской епархии. Обучался во Владимирской семинарии и потом в Московской академии. По окончании здесь курса, проходил учительские должности с 1772 г. до 1776-го; в 1774 г. определён префектом Перервинской семинарии, с возведением в сан игумена. В 1784 г. произведён в Ростовский Борисоглебский монастырь архимандритом и определён ректором Ростовской семинарии. В 1787 г. вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В следующем 1788 г. повелено ему присутствовать в Св. Синоде и в то же время он переведён в Новгородский Юрьев монастырь. 1792 г. июня 6 дня рукоположен в епископа Тверского; 24 октября 1796 г. архиепископ; 17 октября 1798 г. переведён в Псков, откуда 30 августа уволен на покой. В продолжение 16-летнего управления Псковской епархией, он всё время оставался в Петербурге, в качестве члена Св. Синода. Митрополит Московски Платон ещё в 1804 г. писал об Иринее митрополиту Петербургскому Амвросию: «Я всегда сожалел и почитал предосудительным что он (Ириней) столь мало радит о своей пастве». Архиепископ Ириней скончался 24 апреля 1818 г. Архиепископ Черниговский Филарет в своём Обзоре русской духовной литературы (изд. III, Спб. 1884 г., стр. 422) называет Иринея одним из просвященнейших пастырей своего времени. 117 Разумеются: Иннокентий Полянский, рукоположенный 29-го июля в епископа Воронежского и Афанасий Вольховский, посвящённый 30-го того-же июля в епископа Старорусского.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

С.-петербургский. Иннокентий е. Псковский. Гавриил е. Тферский. Платон архим. Тр. Серг. лавры. Андрей протопоп Об. Секретарь Мих. Остолопов. Но ни Георгий Конисский ; ни Афанасий Вольховский не удостоился монаршаго избрания. На киевскую митрополию 22 сентября того же года был определен, подписавшийся первым под вышепредложенным докладом, Гавриил Кременецкий, архиепископ петербургский, который был на киевской митрополии почти 13 лет (8-го авг. 1783). VI. Несколько слов о Павле Конюскевиче, митрополите Тобольском, в кево-печерской лавре почивающем . Кому из киевлян или временно посещающих Киев богомолцев не известно о мощах Павла, митрополита тобольского, открыто и нетленно лежащих в склепе под сводами великой лаврской церкви? Но жизнь и личность м. Павла настолько же малоизвестна, насколько известно существование его мощей. Это обстоятельство побудило пишущего эти строки пересмотреть в архпве синода подлинные документы, относящиеся к увольнению и кончине м. Павла. Вообще предполагалось, что м. Павел навлек на себя неудовольствие правительства по тому же делу, по которому потерпел м. Арсений Мацеевич , именно но делу об отобрании церковных имуществ. Но в действительности было не так. Уже самая хронология событий говорит против высказанного предположения. Отобрание церковных имуществ совершилось в 1764 г., м. Арсений Мацеевичь был отправлен в ссылку еще раньше, именно в 1763 г., а увольнение м. Павла состоялось уже в 1768 г. Далее: вопрос о церковных имуществах почти не касался тобольской епархии, где имел кафедру м. Павел. ибо эта, колонизуемая и полудикая, местность не знала крпостного права, ни помещичьего, ни монастырского. Наконец, подлинные документы, показывая, как что было, отнимают место у всяких произвольных предположений. А было так. Конюскевичъ, возведенный на митрополию тобольскую в 1758 г., отличался, как видно, строгостию нравов и суровой ревностию в исправлении нравственности своих подвластных и пасомых. И такому-то строгому пастырю пришлось быть архипастырем в епархии, где сложилась пословица: до Бога высоко, до царя далеко, где на необузданность произвола и страстей жаловались и прежние иерархи, где люди хотя и крестились во Христа (иные впрочем очень недавно), но во Христа еще не облеклись.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Метенский Симеон, из киевских воспитанников и учителей Тверской семинарии, в 1743 году – учитель фары в Троицкой семинарии. Маляховский Геласий, иеродиакон, из киевских воспитанников, вызванный в Троицкую семинарию в 1743 году 611 ). Пещанский Степан, в монашестве Серафим, из студентов Киевской Академии 612 ), в 1743 году былъ учителем низшего класса. Граблев и Заюшевский, учителя в 1743 году 613 ). Паскевич Иаков Феодоров, в монашестве Иннокентий, из польских шляхтичей, учившийся в Киевской Академии, с декабря 1744 года преподаватель еврейского языка. В 1758 году назначен архимандритом Калязинского Макариева монастыря, но за болезнью отказался от сего назначения и, вследствие прошения, помещен на жительство при Тверском архиерейском доме 614 ). Вольховский Афанасий, учитель Харьковского Коллегиума, в 1745 году первый префект Троицкой семинарии, а с 1748 года – ректор ее. Скончался в 1776 году в сане Ростовского епископа 615 ). Каменский Николай, иконописный мастер, обучавший учеников иконописи с 1746 до 1748 года 616 ). Чепелевский Василий, в монашестве Авксентий, из воспитанников Киевской Академии 617 ); в 1747 г. определен учителем фары и инфимы; в 1754 году выбыл из учителей 618 ). Казанович Павел, иеромонах, прибывший в 1748 г. из Киева с двумя живописного мастерства учениками Игнатием и Иаковом Бороховичами для обучения семинаристов иконописи 619 ). Гординский Стефан Андреев, из воспитанников Киевской Академии, с 1749 года учитель Троицкой семинарии; в 1755 году по прошению уволен в Малороссию 620 ). Чишкевич Иван, в монашестве Игнатий, воспитанник Киев. Академии, из бывших учителей Новгородской семинарии, вызван в Троицкую семинарию в 1749 году и прибыл туда в 1750 году 621 ). 26) Костромская семинария. Начало этой семинарии положено было в 1746 году тогдашним Костромским епископом Сильвестром Кулябкою, из бывших профессоров и ректоров Киевской Академии, который в июне 1746 года издал по епархии указ о сборе с монастырей и церквей хлеба на содержание будущих семинаристов. Семинария помещена была в Ипатьевском монастыре, в монашеских кельях, близ архиерейских покоев, и начальником и вместе учителем ее назначен был иеромонах Анастасий Бялопольский, прибывший с преосвященным Сильвестром из Киева и обучавшийся в Киевской Академии. Но устойчивость и правильную организацию эта семинария получила лишь в 1754 году 622 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Сергий архиепископ, рукоположен с 5.02.1682 по 1702 на покое; †18.07.1704 Каллист (Поборский) архиепископ, рукоположен с 21.02.1703 † 23.06.1711 (23.06.1712) Алексий (Титов) епископ, рукоположен с 9.11.1713 по 21.01.1714 еп. Сарский и Подонский Варлаам (Косовский) епископ, бывший еп. Иркутский и Нерчинский с 21.01.1714 по 9.06.1720 митр. Смоленский и Дорогобужский Сильвестр (Холмский) епископ, бывший митр. Смоленский и Дорогобужский с 3.03.1720 по 24.02.1723 еп. Рязанский и Муромский Феофилакт (Лопатинский) епископ, рукоположен с 24.02.1723 архиепископ с 9.03.1725 по 25.06.1725 архиеп. Псковский, Нарвский и Изборский Феофилакт (Лопатинский) архиепископ, бывший архиеп. Рязанский и Зарайский (повторно) с 1.10.1726 по 1735 взят под стражу, 13.12.1738 лишен сана и заключен в крепость, 31.12.1740 освобожден с восстановлением в сане; † 6.05.1741 Митрофан (Слатвинский) епископ, рукоположен с 8.11.1738 архиепископ с 27.07.1744 † 7.12.1752 Вениамин (Пуцек-Григорович), епископ, бывший еп. Нижегородский и Алатырский со 2.03.1753 по 2.04.1758 еп. Псковский, Нарвский и Изборский Афанасий I (Вольховский) епископ, рукоположен с 23.04.1758 по 26.05.1763 еп. Ростовский и Ярославский Иннокентий (Нечаев) епископ, бывший еп. Кексгольмский и Ладожский, викарий Новгородской епархии с 28.05.1763 по 4.10.1763 еп. Псковский, Нарвский и Изборский Гавриил (Петров-Шапошников), епископ, рукоположен с 6.12.1763 по 22.09.1770 архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский Платон (Левшин) архиепископ, рукоположен с 10.10.1770 по 21.01.1775 архиеп. Московский и Калужский Арсений (Верещагин) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 1.04.1775 по 22.09.1783 еп. Ростовский и Ярославский Иоасаф (Заболотский) епископ, бывший еп. Нижегородский и Алатырский с 22.09.1783 архиепископ с 30.05.1785 †13.02.1788 Тихон (Малинин) епископ, бывший еп. Воронежский и Елецкий с 6.05.1788 по 18.05.1792 архиеп. Астраханский и Ставропольский Ириней (Клеметьевский) епископ, рукоположен с 6.06.1792 архиепископ с 24.10.1796 по 17.10.1798

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Епископ См. также: Верность . 128; Исповедь публичная . 287; Крестное знамение . 353; Милосердие Божие . 439; Падение . 702; Покаяние . 786; Праведник . 874; Смирение . 1054; Смирение епископа . 1055; Сребролюбие . 1083. 251. Иноку Зосиме в молодости старец не разрешил поселиться в пустыне и возвестил, что он будет епископом Вавилонской Церкви Старец Зосима отказался от епископства и вернулся в свою келию. Это был великий подвижник. Вот что он рассказал: “В молодости я ушел с горы Синай и пришел в Аммониак (местность в Ливии), чтобы там поселиться. Там я нашел старца, одетого во власяницу. Не успел я еще его поприветствовать, как он сказал: “Зосима, зачем ты пришел сюда? Уйди отсюда! Ты не можешь оставаться здесь.” Рассудив, что он знает меня, я бросился к его ногам: “Сделай милость, старче, скажи мне, откуда ты знаешь меня?” Оказывается, два дня назад старцу явился Некто и сказал: “К тебе придет инок Зосима. Не дозволяй ему оставаться здесь, потому что Я хочу вверить ему Вавилонскую Церковь в Египте.” (Луг духовный. С. 147). 252. Четыре раза жребии указал на архимандрита Тихона, и он был посвящен во епископа См. также: Предсказание . В один воскресный день благочестивый епископ Тверской Афанасий (Вольховский) совершал литургию и, подавая чашу ректору, архимандриту Тихону, произнес: “Епископство твое да помянет Господь Бог…” Заметив ошибку, епископ предрек ему скорое святительство. Почти в это же время в Священном Синоде шла речь об избрании епископа, викария Новгородского. Четыре раза жребий указывал на архимандрита Тихона, что и было принято за указание свыше именно на него, как на достойного быть святителем, хотя митрополит Петербургский Димитрий думал назначить его настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. В 1763 году, 13 мая он был посвящен в сан епископа города Кексгольм и Ладоги, викария Новгородской епархии. (Тверской патерик. С. 132). 253. Авва Негр, став епископом, проводил жизнь более строгую, чем в пустыне, ибо он боялся в миру “погубить в себе монаха”

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIII. Епархия Могилевская Могилевская епархия учреждена в 1632 г. Девятая в второклассных. I. Епископы Могилевские, Мстиславские и Оршанские 1. Иосиф Бобрикович , игум. Свято-Духовский Виленский, избран 1632, утверждён 14 мар. 1633; † 9 апр. 1635. 2. Сильвестр Коссов хирот. 1635 из префектов Киевской акад.; в 1647 перев. в Киев митрополитом. 3. Игнатий Оксенович-Старушич хирот. 12 июля 1650, из игум. Киево-Выдубицкого монастыря; вскоре †. 4. Иосиф Кононович-Горбацкий хирот. в 1650 из игум. Златоверхомихайловского монастыря; † в 1651. 5. Мефодий Филимонович хирот. 4 мар. (sic) 1661 [блюститель митрополии Киевской; жил в Киево-Софийском мнтре 1665–67;] взят в Москву, за измену, в 1666, и был там в 1667 и 69; 1675 – в Новоспасском; еписк. Нежинский 1681. 6. Иосиф Нелюбович-Тукальский утверждён 3 авг. 1661 из архим. Лещинского монастыря; с 1664 митрополит Киевский. 7. Феодосий Василевич хирот. 1669, утверждён 20 апр. 1672 из архим. Слуцких; † 11 мар. 1677. 8. Серафион (Серапион) Полховский утверждён 30 сент. 1697 из архим. Слуцких; † в февр. 1704. 9. Сильвестр, кн. Четвортенский , в 1707–28; † 18 февр. (sic). 10. Арсений Берло , из архим. Киево-Межигорских, избран 8 июля 1729, утверждён 30 янв. 1730; 28 янв. 1738 перев. в викарии Киевские. 11. Иосиф Волчанский утверждён 30 дек. 1735 из архим. Киево-Николаевского монастыря; 1 сент. 1742 перев. в Москву архиепископом. 12. Иероним Волчанский хирот. 2 окт. 1744, из игум. Виленского Свято-Духова монастыря; † 14 окт. 1754. 13. Георгий Конисский хирот. 20 авг. 1755 из архим. Киево-Братского монастыря; с 14 дек. 1772 «Могилевский, Мстиславский и Оршанский»; 22 сент. 1783 пожалован в архиепископа; † 13 февр. 1795. II. Епископы Могилевские и Полоцкие 14. Афанасий Вольховский 5 мар. 1795 перев. из викариев Новгородских; 27 авг. 1797 уволен на покой; † 1 янв. 1801, в Мгарском мнтре. 15. Иларион Кондратковский 1 сент. 1797 перев. с Новгород-Северской епарх., а 24 окт. уволен на покой; † 12 янв. 1799 в Новгород-Северском мнтре. III. Архиепископы Могилевские и Витебские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010