Сам П. скрупулезно выполнял решение Тридентского Собора о назначении на епископские кафедры только достойных кандидатов, чьи католич. вера и образ жизни не вызывали нареканий. Следствием такого подхода были задержки в назначении епископов. П. требовал, чтобы стоявшие во главе монашеских орденов генералы и приоры усилили контроль над мон-рями, а монашествующие вели образ жизни, соответствующий уставу их религ. объединений. Важнейшим документом понтификата П. стала булла «Cum ex apostolatus officio» от 15 февр. 1559 г., определившая, что ни при каких обстоятельствах еретик не может быть законным папой Римским. Буллой «Cum nimis absurdum» от 14 июля 1555 г. П. организовал в Риме евр. гетто, наложив на евреев ряд ограничений, в т. ч. запрет на коммерческую деятельность, за исключением предоставления денег под залог и торговли подержанными вещами, запрет лечить христиан, обязательное ношение отличительных знаков (для мужчин - коническая шляпа желтого цвета, для женщин - к.-л. др. предмет одежды желтого цвета). Серьезные последствия имели предпринятые осенью того же года репрессивные меры против португ. марранов (евреев, принявших христианство), проживавших в Анконе. Эта группа населения играла важную роль в коммерческой жизни портового города и в торговых перевозках (в связи с чем в 1547 папа Павел III даже освободил анконских марранов из-под юрисдикции Конгрегации инквизиции). После того как в город прибыл прелат с поручением провести расследование в отношении марранов, многие из них бежали из Анконы. Но к весне 1556 г. ок. 50 чел. были схвачены инквизицией, в период между апр. и июнем (точная дата неизв.) 26 марранов сожгли заживо ( Segre R. Nuovi documenti sul marrani d " Ancona (1555-1559)//Michael: On the History of the Jews in the Diaspora. Tel Aviv, 1985. Vol. 9. P. 130-233). Эти меры вызвали международный резонанс, в июле 1556 г. евр. общины Вост. Средиземноморья объявили коммерческий бойкот порту Анконы. Верный своему принципу не идти на соглашения с протестантами, П. не признал заключенный имп. Карлом V с немецкими лютеранами Аугсбургский религиозный мир (25 сент. 1555), предоставлявший князьям право выбирать вероисповедание в своих владениях. Поскольку Фердинанд I Габсбург после отречения Карла V принял титул императора Свящ. Римской империи без папской коронации, П. отказался признавать его. В 1555 г. буллой «Illius, per quem Reges regnant» папа признал Филиппа II Габсбурга и Марию Тюдор королем и королевой Англии и Ирландии; после смерти Марии англ. трон заняла ее сестра, протестантка Елизавета I Тюдор (1558-1603). Интриги папских племянников кард. К. Караффы, его брата Джованни Караффы, ставшего в 1556 г. герцогом Палиано, а также антигабсбургские амбиции самого П. привели к войне в союзе с Францией против Испании (сент. 1556 - сент. 1557). Однако война обернулась для П. неудачей, испан. войска подошли к Риму. Папе пришлось начать с испанцами переговоры и 14 сент. 1557 г. заключить мир в г. Каве.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР Вестфальский мир, договор, завершивший Тридцатилетнюю войну (1618-1648); заключен 24 окт. 1648 г. Состоит из 2 мирных соглашений: Мюнстерского (между Римско-Германской империей и Францией) и Оснабрюкского договоров (между Римско-Германской империей, Швецией и протестант. гос-вами Германии). Постановления В. м. касались территориальных изменений, религ. отношений, политического устройства Римско-Германской империи. Заключению В. м. предшествовали длительные переговоры. Согласно В. м., Швеция получила от Римско-Германской империи, помимо контрибуции в 5 млн талеров, о-в Рюген, всю Зап. и часть Вост. Померании с г. Штеттином, г. Висмар, секуляризованные архиеп-ство Бремен и еп-ство Верден. Во владении Швеции оказались, т. о., важнейшие гавани Балтийского и Северного морей. В качестве герцогов Померанских швед. короли стали имперскими князьями и получили возможность вмешиваться в дела империи. Франции отошли бывш. владения Габсбургов в Эльзасе, она подтвердила свой суверенитет над лотарингскими еп-ствами Мец, Туль и Верден. Франция и Швеция, державы-победительницы, были объявлены гарантами выполнения В. м. Их союзники, герм. княжества Бранденбург, Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург, расширили свои территории за счет секуляризованных еп-ств и мон-рей, герцог Баварии получил В. Пфальц и титул курфюрста. Политическая система, закрепленная В. м., имела гибельные последствия для единства Римско-Германской империи: значение и власть императора были сведены до минимума. В. м. затрагивал проблемы конфессионального урегулирования в рамках Римско-Германской империи. В его основу лег закрепленный Аугсбургским религиозным миром 1555 г. видоизмененный принцип «cuius regio, eius religio» (чья власть, того и вера). Защита закона гарантировалась всем религ. меньшинствам, существовавшим на 1 янв. 1624 г. Это правило не распространялось на Австрию, Чехию и Моравию, находившихся под властью Габсбургов, а также на Баварское курфюршество: в этих землях единственной признанной религией оставался католицизм.

http://pravenc.ru/text/158270.html

Для последнего в евангелической церкви открывался широкий путь развития при недостатке евангелических законных норм и с признанием всего общества верующих (а не одного только клира) способным к преобразованию. В действительности, и наука и жизнь всего более тяготели к католической доктрине и к католическим традициям. Научная конструкция церковно-обычного права (что касается его природы и реквизитов) осталась та же самая, которая выработана была канонистами по corpus juris canonici, только с некоторыми модификациями, например, для usus, безусловно, не требуется никакой проскрипции, для rationabilitas не требуется, чтобы обычай не противоречил божественному праву, так как divinum jus отрицается евангелическим учением. Затем тяготение жизни к католическим традициям выразилось в том, что, по выражению Фридберга, «das evang. Gewohnheitsrecht meist Theologenrecht ist» (евангелич. обычное право есть большей частью право теологов), хотя, по принципам протестантства, правообразовательной средой должно бы быть все общество верующих. § 60. Государственное и церковное законодательство позднейшего времени. Некоторые законодательные акты, определившие положение последователей евангелического учения в Германии, уже в XVI в. явились как имперские законы, которыми устанавливался modus vivendi для различных религиозных партий Германии. Следовательно, по содержанию своему, они относились не к одному только евангелическому вероисповеданию, но для последнего они имели особенно важное значение, так как создавали для него легальное положение, которого оно раньше не имело. Таковы в особенности аугсбургский религиозный мир 1555 г. и вестфальский мир (мюнстерско-оснабрюкский) 1648 г., в новейшее время ряд законов новогерманской империи, имеющей во главе своей прусского короля. Некоторые законы явились как Landesgesetze, т. е. как акты государственного законодательства для отдельных территорий, входящих в состав германской империи. В прошлом столетии в большей части германских государств, начиная с Пруссии, церковные законы от государственных законов о церкви стали различаться таким образом: церковные законы суть те, которые через церковные синоды восходят на утверждение государя, а государственные о церкви законы суть те, которые вотируются палатами парламента.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Мартин Лютер был поддержан своим князем, на землях которого стоял Виттенбергский университет. Однако в масштабе империи мнения князей разделились, и стремление Лютера прийти к реформе мирным путем не осуществилось. Противостояние перешло в войны. В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который признал свободу выбора вероисповедания, однако не для индивидуумов, не для подданных, но для «имперских сословий», т.е. для правителей в их землях. Это создало в будущем почву для возобновления противостояния и стало одной из причин Тридцатилетней войны в последующем столетии. Итак, на правом этапе Реформации свобода и равенство в вопросах религии была признана за «имперскими сословиями», тем не менее уже эта стадия имела огромные последствия для социального преобразования всего общества. Кем были эти «имперские сословия», местные князья Германии, поддержавшие Реформацию? Князем был управляющий одного из сотен маленьких государств, входящих в союз германских земель. Каждый из этих правителей имел свой особый ранг в Священной Римской империи. Иерархия князей располагалась в тончайших градациях. Реформация совершенно изменила этот мир сложной феодальной организации. Она превратила всех этих властителей в равных между собой участников новой формы правления. Великий князь и маленький граф стали равноправными субъектами власти, потому что каждый из них принимал одинаковое решение в пользу выбора формы религии (конфессии) для своих подданных. Первыми «протестантами» в строгом смысле, как следует из текста «Шпайерской протестации», был не Лютер, не теологи, не члены евангелических приходов, но именно князья и города, «защитники». Как и с декретом папы Григория VII, адресат протеста – император (а не власти и вероучение Католической Церкви, как это иногда изображают в конфессиональной полемике) и рейхстаг в Вормсе, его декрет, осуждающий Лютера по инициативе папы римского Льва. «Протестующие» князья и города в своем ответном тексте заявляют, что они не пойдут против Бога и против своей совести.

http://bogoslov.ru/article/5583944

Протестанты держались так, как будто с Нюрнбергским религиозным миром все было окончено, а папа Павел III скорее готов был перенести раскол, чем допустить реформу Церкви. В 1540—1541 гг. в Гагенау, Вормсе, Регенсбурге происходят религиозные переговоры, цель которых — перейти к мирному соглашению по всем пунктам, которые с 1517 г. были наиболее спорными. В самом Риме поднимается вопрос, не следует ли восстановить единство Церкви честным признанием справедливости требуемых протестантами реформ. Кардиналы Римской курии были решительно расположены в пользу реформ и необходимых церковных преобразований, правда, с точки зрения протестантов, недостаточных. Князья в подавляющем своем большинстве также выступают за реформу. Еще в 1539 г. протестантизм восторжествовал в Альбертинской Саксонии и Браденбургском курфюршестве. В последнем в 1540 г. даже был установлен лютеранский характер церковного строя, который был утвержден самим Карлом V благодаря тому, что курфюрст Бранденбурга держался в стороне от антикарлонского Шмалькальденского союза, поддерживавшего Гогенцоллеров против Габсбургов. Князья из дома Гогенцоллеров все, за исключением кардинала Альбрехта, стояли на стороне евангелического учения. Поэтому почти вся Северная Германия, кроме Прирейпских областей и части Вестфалии, вскоре следовала лютеранскому вероисповеданию. Религиозные переговоры 1540—1541 гг. между католиками и протестантами хотя и имели примирительный характер, хотя и отражали несомненное сближение в богословских вопросах, в вопросах церковного устройства и папского авторитета, не привели к договоренности. Эти переговоры показали, что Нюрнбергский мир 1532 г. продолжает существовать и начинает распространяться даже па новых приверженцев «Аугсбургского исповедания». Результатами переговоров были Регенсбургский интерим и декрет сейма от 29 июля 1541 г., в которых император доходит до последних пределов уступчивости протестантам своим обращением к папе с увещанием «установить христианский порядок и реформацию», а протестантам дает подтверждение действительности Нюрнбергского мирного договора. Но давая эти обещания, император не имел намерения их исполнить, потому что в то же время возобновил союз против протестантов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Ослабив протестантов, император взялся опять за объединение их с католиками. По его поручению, в 1548 г. было составлено согласительное исповедание веры — аугсбургский интерим, который должны были принять обе стороны. Католики настаивали на безусловном возращении протестантов к католичеству. Протестанты видели и интериме подрыв своей веры, и император, чтобы их заставить, стал их преследовать. Но в 1552.г дела протестантов улучшились. Хитрый и неверный герцог саксонский Мориц, лютеранин, но поддержавший императора, объявил с другими князьями войну Карлу V и заставил его заключить с протестантами выгодный для них договор в Пассау (1552 г.). На основании этого договора в 1555 г. последовало решение сейма, под названием аусбургского религиозного мира. Лютеранам была предоставлена свобода веры, однако, с тем ограничением, что на будущее время право менять веру получали только князья, но не их подданные. Последние должны были исповедовать веру их государей. Но и это постановление не внесло настоящего мира. Иезуиты, выступившие на защиту католичества в 16-м веке, только усиливали раздражение протестантов. Начались насильственные действия с обеих сторон. В 1608 г. князья заключили " протестантскую унию " . В 1609 г. образовалась " католическая лига " . В 1613 г. германский император и вместе с тем король богемский, Фердинанд II, воспитанник иезуитов, отнял у протестантов в Богемии две церкви. Там поднялось восстание. Богемцы избрали себе другого короля. Этим было положено начало тридцатилетней войне. Германия разделилась на северную — протестантскую— и южную — католическую. Перевес в борьбе, в которой на стороне католиков были крупнейшие полководцы Валленштейн и Тилли, был сначала на стороне католиков. Положение изменилось, когда вмешался протестантский выдающийся полководец, шведский король Густав Адольф. Он высадился в Германии в 1630 г. В 1632 г. он разбил при Люцене Валленштейна, но сам погиб в сражении. До этого Густавом Адольфом был разбит Тилли, умерший от ран. Потом императорским войскам удалось нанести крупные удары шведам. Но против императора выступила Франция, и положение католической партии значительно ухудшилось. Германия за время этих войн подверглась полному разорению. Некоторые местности совсем опустели, в других население питалось травой и кореньями. Люди одичали и пали духом. В стране распоряжались иностранцы. Настоятельно требовалось заключение мира. В 1648 г. был заключен Вестфальский мир , которым окончательно была утверждена равноправность в Германии всех протестантов и католиков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Они забыли, что это духовное священство есть только первообраз, к которому каждый должен стремиться в продолжении всей своей жизни, и что оно, как чисто-духовное и внутреннее, не исключает потребности священства видимого в человеческом обществе. Притом сами могли видеть и видели, что оно одно никому не дает права на общественное служение в церкви, потому в XIV члене аугсбургского исповедания признали за несомненное верование, что никто без законного призвания не должен ни учить в церкви, ни совершать таинства. В тоже время, когда, по слову Господа Иисуса Христа, возвещалось святое знание и высшее священство Христово, которого удостаивался каждый верующий, – в то же время учреждалась на земле церковная иерархия с богодарованными правами и богодарованною властью. Вместо исправления церкви, Лютер подкопал ее основание, нанес опасность верному и неизменному существованию самого христианства, и все здание своей реформации, как вероисповедания, сделал нетвердым и шатким. Сколько бы ни улучшал он состояние церковного учения, сколько бы ни исправлял частных заблуждений и уклонений от чистоты Евангелия, все это не заменит нетвердости его творения, и малоценно, при отсутствии внутренних основ, поддерживающих целость творения. Ибо при этом учении самые благие семена, посеянные среди церкви, тотчас же, при малейшей перемене обстоятельств, могут быть исторгнуты из нее и пропасть безвозвратно. Сам Лютер, конечно, не мог отвергать существенной необходимости богоучрежденной церкви для распространения и всегдашнего сохранения богооткровенной христианской религии. Она нужна для нас: наша душа, по устройству своей природы, не может преуспевать в духовно-религиозной жизни, если ее лишить высшего руководства в деле нравственного воспитания и предоставить самой себе; она необходима для самого христианства, для продолжения христианской жизни чрез все века и тысячелетия: мир не сохранил бы в себе всех благ, дарованных христианством, если бы над целостью и неприкосновенностью их не бдела св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Вестфальский мир, допуская возможность существования в территории, кроме господствующего вероисповедания, других, различал три степени осуществления религии: exercitium religionis publicum, exercitium religionis privatum и devotio domestica. Под exercitium religionis publicum разумелось то самое осуществление религии, которое до реформации принадлежало католической церкви, когда она была единственной церковью германской империи, и которое сделалось после реформации достоянием лютеранского или реформатского исповедания в территориях, присоединившихся к тому или другому из этих новых исповеданий. К публичности осуществления религии должны были следовательно относиться: обладание храмами, как богослужебными зданиями особой архитектуры, звон, возможность собираться на богослужение во всякое время, публичные церковные процессии. Под exercitium religionis privatum разумелось осуществление религии с образованием частного общества и с духовенством, но без упомянутых знаков публичности. Под devotio domestica разумелось домашнее богослужение в пределах дома и семьи, без образования религиозной ассоциации и без привлечения посторонних к домашнему богослужению. В этом последнем виде осуществления религии стали различать еще простое домашнее богослужение (dev. dom. simplex), без участия духовного лица, и квалифицированное (dev. dom. qualificata) с привлечением духовного лица. Позднее теория и практика распространили приведенную квалификацию на секты, с расширением понятия домашнего богослужения. Позднее стало рассматриваться, как необходимый вывод из индивидуальной свободы совести, которому следовательно противоречило бы запрещение участия духовного лица всякий раз, как богослужебное действие, на основании правил данного религиозного общества, могло бы быть совершено только духовным лицом. Т. н. jus reformandi при этом еще раз изменилось в своем содержании: оно применяется не к великим религиозным партиям, на которые было рассчитано в эпоху аугсбургского и вестфальского мирных трактатов, и о которых в настоящее время обыкновенно и вопроса не возникает, а к новообразующим обществам или сектам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

История немецкого протестантизма во второй половине XVI века, сводится к деспотическому вмешательству князей в церковные дела, к утверждению в лютеранстве сухого формализма и к мелочным богословским спорам и религиозным раздорам. Рядом с княжеским произволом действовала теологическая нетерпимость. Гуманистическое направление, возникшее было в среде немецкой нации, еще раньше стало уступать место направлению схоластическому, восторжествовавшему в лютеранской теологии; теперь мертвый формализм все больше и больше овладевал умами, суживая религиозные вопросы, внося в их разработку схоластицизм, выдвигая на первый план мелочи. Помимо теологических вопросов, мало чем интересовались в то время, так что уже тогда и в протестантском мире начиналось то понижение культуры, которое окончательно было произведено католической реакцией и тридцатилетней войной. Вражда, какой Лютер встретил цвинглианство , была теперь перенесена на кальвинизм , который стал распространяться в Германии , хотя аугсбургский мир давал равноправность с католиками лишь лютеранам, исключив из неё реформатов. По смерти Лютера Меланхтон сделался главным представителем лютеранства. Его уступчивость кальвинистам не только в безразличных формальностях, но и в толковании евхаристии, вызвала против него и его последователей оппозицию правоверных лютеран. Центром ее сделался йенский университет. Лютеранским раздорам соответствовали кальвинистические в Пфальце, где фанатики обвиняли своих противников в социнианизме. Когда умер курфюрст пфальцский Фридрих III, введший у себя кальвинизм, а преемник его, Людвиг, возвратился к лютеранству, главные богословские представители последнего составили " формулу согласия " (Concordienformel), в духе строгой ортодоксальности, и предложили ее князьям и городам. Она была принята далеко не всеми, но это не помешало обнародовать ее в Дрездене ( 1580 ), с подписями 86 государей и городских правительств. Введение ее сопровождалось новыми преследованиями несогласно мысливших. Для католической реакции было как нельзя более на руку такое состояние протестантизма . Раздоры в протестантском лагере объясняют и недружное его действие в начале тридцатилетней войны.

http://drevo-info.ru/articles/4705.html

Папа боялся усиления императорской власти, утверждения Карла V в Италии и его планов насчет собора. Франция была также в числе врагов Карла V: новый французский король Генрих II продолжал политику своего отца. Изменивший шмалькальденцам герцог саксонский Мориц был недоволен Карлом V за неисполнение обещаний и чувствовал себя крайне неловко, так как все называли его изменником. В чувстве негодования на императора нация была солидарна с князьями. К союзу немецких протестантов примкнули Франция, давшая денежные субсидии за право занять, хоть и в ленной зависимости от империи, города, где говорили не по-немецки — Камбрэ , Мец , Туль и Верден ( 1551 ). В 1552 г. князья обнародовали манифест, объявляя, что они берутся за оружие для освобождения Германии от скотского рабства. Быстрое движение Морица на Тироль , где находился не ожидавший нападения император, заставило его искать спасение в бегстве. Пассаусским соглашением было постановлено ( 1552 ), что имперские чины, держащиеся аугсбургского исповедания , будут пользоваться свободой до восстановления религиозного единства Германии вселенским или национальным собором, совещанием богословов или сеймом. В 1555 г. был заключен аугсбургский религиозный мир, прекративший религиозную борьбу в Германии и санкционировавший все главные приобретения князей за реформационный период. Наиболее существенные постановления этого мира были следующие. Князья и вольные города, державшиеся аугсбургского исповедания , ограждались от притеснения за веру, но цвинглианцы и кальвинисты (сильно уже распространившиеся в то время) исключались из этого правила. Далее провозглашался принцип " cujus regio, ejus religio " , в силу которого подданные должны были следовать вере своего правительства; в пользу протестантских подданных в духовных княжествах сделана была, впрочем, оговорка. Другой оговоркой (reservatio ecclesiastica) постановлялось, что если бы епископ задумал перейти в протестантизм , то ему нельзя было секуляризировать свой лен. Обе эти оговорки не были, однако, утверждены формально.

http://drevo-info.ru/articles/4705.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010