1948 Но и это предприятие бледнело перед императорской щедростью к любимцам и любимицам. Он умел одаривать по-царски; 1949 щедродательность его, по выражению приверженного к нему писателя, была подобна Атлантическому океану и рекам, текущим из Эдема; открыв раз сокровищницы, он уже не закрывал их и не возбранял из них черпать, так что, казалось, намерением его было не оставить в них и капли. 1950 Особенно истощаема была казна в угоду любовницам, сначала Склирене, потом аланке. Мономах, заметив, например, во дворце изящной отделки медный кувшин, изукрашенный снаружи рисунками и резьбой, тотчас приказывал наполнить его золотыми монетами и отправлял в подарок Склирене, и подобные подарки делались не изредка, но беспрерывно – один за другим; Склирена же благосклонно все принимала, будучи жадна к деньгам. 1951 К аланке, сменившей Склирену после ее смерти, тоже потекли золотые реки: одно тратилось на удовлетворение ее капризов в Византии, другое увозилось на ее родину; земля алан наполнилась греческим добром, корабли постоянно приходили в Византию и уходили обратно в страну варваров, нагруженные ценными предметами, какие отыскивались в греческой столице, – в течении года дважды и трижды посещали аланку ее родичи и каждый раз возвращались богато одаренные императором. 1952 Михаил Парапинак по личным качествам едва ли может быть причислен к расточительным государям, скорее он обладал противоположным свойством, бывшим фамильной его особенностью. Но жадность и ненасытность его первого министра, Никифорицы, восполнила отсутствие в императоре расточительности; монастырь Эвдома, который был получен Никифорицей в дар и на который он записывал все свои новые приобретения, 1953 поглотил немалую часть государственного достояния. Наконец, Никифор Вотаниат изображается у историков как воплощение щедрости; волны, которые катит Нил, не могли, по напыщенному выражению Атталиота, сравняться с обилием его щедрот, бедным подарком считалось 15 литр деньгами и недвижимость в 100 литр, все только удивлялись, откуда берутся деньги и как средства казначейства могут выдерживать такую щедрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

1) Первым источником для текста Пидалиона послужили, по указанию самих издателей его, пандекты или синодикон Бевергия. Издатели Пидалиона называют пандекты священными и, кроме общего указания на них, как на источник своего текста правил – в общем предисловии, указывают на них, как на такие, в предисловиях ко всем почти отеческим правилам, за исключением правил Постника и ответов Николая. Вообще, пандекты для них – авторитет: «Хотя и все творения Григория Богослова и Амфилохия, говорят они, утверждены 2-м правилом 6-го вселенского собора, но как в пандектах помещены только стихи этих отцов, то и мы помещаем только стихи». Нет сомнения, что издатели Пидалиона пользовались и текстом толкований Зонары, Вальсамона и Аристина также по пандектам, пользовались, в некоторой степени, и предисловием Бевергия и примечаниями его. Впрочем, толкования Вальсамона они могли читать и по другому изданию. 2) Греко-латинское издание (τμος) содержащее одни только Вальсамоновы толкования (Гервета). Это издание послужило источником для «ответов Николая». 66 Древние собрания правил и номоканоны: 3) Собрание соборов (συλλογ τν συνδων) Иоанна Антиохиянина. 4) Номоканон Иоанна Схоластика. Из первого издатели Пидалиона приводят нередко в примечаниях разночтения 67 к своему тексту и пользуются тем и другим при истолковании текста. 68 Издатели Пидалиона различают авторов «собрания» и «номоканона», следуя в этом Досифею; но им было известно и мнение о тождестве лиц И. Антиохиянина и И. Схоластика. 69 5, 6 и 7). «Три великие и мудрые мужа занимались сведением и сокращением царских законов: мудрейший Фотий, представивший в 14-ти титулах институты, дигесты, кодексы и новеллы Юстиниана, мудрый Михаил, анфипат и судья, по прозванию Атталиот, собравший, по повелению Михаила Дуки, гражданские законы в 95 титулах, и мудрый Константин Арменопул, судья Фессалоникийский, представивший их в 6-ти книгах ξβιβλος. Синопсис Фотия, как составленный самым тщательным образом, более уважается, чем другие указанные собрания».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

205 Этим человеком был протоспафарий по имени Пард, который, по характеристике Скилицы (Скил., 428), ничем хорошим не отличался и был обязан своим назначением только личному знакомству с царем. Пард должен был стать преемником Маннака. 207 После убийства Парда Маниак по морю переправил свое войско в Болгарию и победоносно двинулся на Константинополь. Битва, в которой пал Маниак, произошла в расстоянии двухдневного перехода от Солуни (Аттал., 18). 209 Медная стража – вероятно, имеется в виду так называемая Халка – парадный вестибюль Большого дворца со стороны площади Августион. Вблизи Халки находилась церковь Спасителя, основанная Романом I Лакапином и расширенная и роскошно украшенная Иоанном I Цимисхием. 210 Утверждения Пселла о враждебности русских к Византии кажутся преувеличенными. До 1043 г. отношения Византии с Русью были (во всяком случае, внешне) вполне дружелюбны. Русские находились в составе так называемой варяго-русской дружины в Константинополе, служили в византийском войске, имели в столице империи собственное подворье. Это было время интенсивной торговли между двумя государствами. О добрых отношениях с Русью (вопреки Пселлу) прямо говорит Скилица (Скил., 430). См.: Литаврин Г. Г. Пселл о причинах похода русских на Константинополь в 1043 г.– ВВ, 27,1967. 211 Текст в этом месте, видимо, искажен. Переводим с учетом поправки, предложенной Сикутрисом. Под «благородным правлением» имеется в виду царствование Македонской династии. 212 Несколько иначе о причинах или, вернее, поводах этой войны рассказывает Скилица (Скил., 430). В результате какой-то ссоры купцов в Константинополе был убит знатный русский. Узнав об этом, князь Владимир Ярославич немедленно собрал свое и союзное войско и, отказавшись принять извинения послов Мономаха, двинулся на Византию во главе 100-тысячной армии. Русские плыли в челнах, выдолбленных из одного ствола. Атталиат пишет о 400 русских челнах. 213 Как и в большинстве случаев, для обозначения денежных единиц Пселл пользуется античным наименованием. Под статиром, вероятно, имеется в виду византийская номисма (византийская монета, составлявшая примерно 1/72 золотого фунта).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

231 По-видимому, речь идет об Иоанне Дуке, брате Ирины, жены Алексея, будущем дуке Диррахия, о котором Анна неоднократно говорит в дальнейшем. 232 Т. е. жители Византия (Константинополя). 233 Ил., XXI, 150; Од., I, 166. 234 В казну ( προς τον κοιτωνα ). Термин «китон», обозначавший комнату вообще и императорские покои преимущественно, употреблялся на рубеже XI-XII вв. как название государственной казны (см. Dölger, Beitrage..., S. 25, Anm. 3) 235 Гебр – древнее название р. Марицы. 236 Орестиада – древнее название Адрианополя. Адрианополь был одним из главных центров восстания Никифора Вриенния. По сообщению Михаила Атталиата (Attal., рр. 247– 248), жители этого города в ноябре 1077 г. восторженно встречали восставшего Никифора. Сообщение Анны, что жители Адрианополя отказались признать Алексея, находится в разительном противоречии со словами Зонары (см. прим. 230), согласно которому именно Адрианополь был местом, куда Комнины стянули свое войско. 237 Афира – крепость на реке того же названия, расположенная в 15 км западнее Регия (совр. Кючук-Чекмедже). См. Златарски, История..., I, стр. 275, бел. 4. 238 См. прим. 134. 239 Михаил Дука в дальнейшем был назначен протостратором (Ал., V, 7, стр. 170; VII, 3, стр. 210; VIII, 4, стр. 234). Иоанн – будущий дука Диррахия. 240 Ср. Zon., XVI II, 20: «Императором был провозглашен Алексей, и ему было отдано предпочтение перед старшим братом, ибо воины склонились на его сторону, во-первых, потому что Алексей был искусней в военном деле; во-вторых, потому что близкие Алексея завлекали воинов обещаниями и знаками внимания». 241 Пурпурные сандалии были инсигниями императора. Облачение в пурпурные сандалии являлось актом провозглашения и соответствовало коронации (см. Treitinger, Die oströmische Kaiser- und Reichsidee..., S. 25, Anm. 3) даже без надевания диадемы. 242 Карпиан ( Τ Καρπιανο) – район Константинополя на берегу Золотого Рога. См. Janin, Constantinople byzantine, р. 342. 243 Псалт., XLV 5. 244 Т. е. Иоанну Евангелисту. В Евангелии от Марка (XIV, 33) Иоанн и его брат Яков названы «сыновьями грома».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

329 Ф. Винкельман полагает, что Сократ не продемонстрировал какого- либо понимания проблем и действий народа (Winkelmann F. Kirchengeschichtswerke... S. 175, 184). 330 Подробно о проблеме народа в «Церковной истории» Сократа см.: Кривушин И. В. История и народа... С. 24–48 331 Мильбурн считает, что Сократ интересуется императорами гораздо больше, чем епископами (Milburn R. L. cit. Р. 144). Ср.: Winkelmann F. Kirchengeschichtswerke... S. 174 n. 73. 1 Среди них прежде всего выделяются исследования по византийской историографии IX–XII вв. См., напр.: Каждан А. П. Роберт де Клари и Никита Хониат . Некоторые особенности писательской манеры//Европа в средние века: экономика, политика, культура/Под ред. 3. В. Удальцовой. М., 1972. С. 294–299; его же. Социальные воззрения Михаила Атталиата//Zbornik Radova Vizantoloskog Instituta. Vol. 17. 1976. P. 2–18; его же. Хроника Симеона Логофета //ВВ. Т. 15. 1959. С. 125–143; Любарский Я. Н. Замечания об образах и художественной природе «Истории» Льва Диакона//Византийские очерки. М., 1991. С. 150–162; его же. Михаил Пселл . Личность и творчество (К истории византийского предгуманизма). М., 1978; его же. Наблюдения над композицией «Хронографии» Продолжателя Феофана//ВВ. Т. 49. 1988. С. 70–80; Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV–haч. IX в.)//Древнейшие государства на территории СССР. М., 1983. С. 5–146; его же. Феофан Исповедник – публикатор, редактор, автор?//ВВ. Т. 42. 1981. С. 78–87. 333 По мнению Г. Дауни, однако, Сократ снижает значение человеколюбия по сравнению с благочестием, отвергая тем самым позицию язычника Фемистия, который считал именно «филантропию» главным достоинством правителя (Downey G. Op. cit. Р. 61). 335 А. П. Лебедев справедливо замечает, что «при описании Юлиана Сократ не сгущает красок, чего были бы вправе ожидать первые читатели его истории» (Указ. соч. С. 169). Более подробно об этой проблеме см.: Кривушин И. В. Загадка Сократа Схоластика : Юлиан и его время//Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени/Под ред. Г. Е. Лебедевой. Санкт-Петербург, 1996. С. 47–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

339 Продолжатель Скилицы дает Исааку Комнину следующую характеристику (отсутствующую у Атталиата, произведение которого он перелагает): «Был этот царь нрава твердого, души доброй, характера горячего, на руку скор, умом быстр, на войне полководец искусный, для врагов страшный к своим добрый, наукам приверженный (Продолжатель Скилицы, 110). 340 Свое отношение к политике Исаака Комнина Пселл выражает с помощью огромной развернутой метафоры, основанной на сопоставлении госу дарства с человеческим телом. Сравнение это восходит к античной литературе Развивая метафору, писатель делает краткий обзор исторических событий ранее им уже изложенных. 341 Как видно из этого замечания писателя, Пселл хотел первоначально завершить «Хронографию» историей царствования Исаака Комнина. 342 Василий II был сыном Романа II, правнука основателя Македонской династии Василия I. Василий II царствовал в течение 50 лет. 345 Приконис (совр. Мармора) – остров в Мраморном море, где с античных времен велась добыча мрамора. 346 Пселл пишет о строительстве монастырей, которым усиленно занимались многие императоры. В основанном царем монастыре обычно погребалось его тело. 347 Слово «аскитирий» (askitirion) в ту пору означало монастырь. Пселл этимологизирует это слово, происходящее от глагола askeo, что означает «упражняться в аскетической жизни». 348 Фраза не очень понятна, А. Грегуар толкует ее в том смысле, что Исаак отменил распоряжения не только Михаила VI, но и всех предшествующих императоров. 349 Согласно Платону, весь чувственный мир является творением демиурга, который, подобно архитектору, создал его по образу и подобию вечных и неизменных идей. 350 Ветхозаветный патриарх Моисей считался автором Пятикнижия. В Книге Бытия, входящей в Пятикнижие, излагается легенда о сотворении мира. 351 Верный своей антикизирующей тенденции, Пселл называет парфянским сельджукского султана Тогрул-бека. Слова Пселла о султане – явное преувеличение: турки-сельджуки в это время распространились на большую территорию, их отряд захватил Мелитину и Севастию, а Тогрул-бек был провозглашен «царем Востока и Запада».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

348 Эсхил, Евмениды, 848–849. 349 Ср. восторженную характеристику, которую дает Анне Далассине Феофилакт Болгарский (Gautier, Le discours..., pp. 118–119). 350 Античным термином «энкомий» Анна называет распространенный в Византии жанр похвальных речей в честь определенного лица, чаще всего императора. Противопоставление задач исторического сочинения и энкомия неоднократно встречается в «Алексиаде»; в какой-то мере это – «общее место», заимствованное писательницей у античных историографов (см. Avenarius, Lukian’s Schrift zur Geschichtsschreibung..., Ss. 13– 16). Отказываясь на словах писать энкомий, Анна, особенно в характеристике Алексея, часто использует типичные приемы похвальных речей. В то же время настойчивое противопоставление Анной истории энкомию заслуживает внимания и, может быть, имеет полемическое значение. Так, один из предшественников писательницы, Михаил Атталиат, чье сочинение было безусловно знакомо Анне, вводит в свою историю большое похвальное слово Никифору Вотаниату и сам дважды называет его энкомием (Attal., pp. 277, 281). Ср. Предисл., стр. 31. 351 См. прим. 304. Анна Далассина была дочерью Алексея Харона, императорского чиновника в Италии (Nic. Br., I, 2), по материнской линии она принадлежала к семье Далассиных (о Далассиных см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 36 и сл.). 352 Имеется в виду Константин IX Мономах (1042–1055), о котором немало пикантных историй рассказывает М. Пселл (см. Psellos, Chronogr., Ι, pp. 141–145; II, рр. 41–48). 353 В тексте αρχαιρεσα (т. е. выборы должностных лиц). Но, как известно, в Византии чиновников не избирали, а назначали. Мы исходим из предположения, что Анна использует это слово в значении «собрание»; ср. αρχαιρεσα comitia (Liddell, Scott, Lexicon, s. v. αρχαιρεσα), имея под этим в виду ежедневные собрания, т. е. приемы чиновников в императорском дворце (см. о них Беляев, Byzantina, II, стр. 1–35). 354 Эпихейремами, энтимемами, сравнениями с другими людьми превознести до небес ту, которую хвалит ( τοις επιχειρμασι και τος ενθυμμασι και τος προς αλλους συγκρσεσιν εξογκων εις μγα την επαινουμνην). Все переводчики Анны толкуют этот текст иначе: «... превознести до небес ту, которую он хвалит за ее дела, мысли и поведение в сравнении с поведением других». Нам, однако, представляется безусловным, что здесь, как и в других местах своего сочинения, Анна употребляет επιχερημα и ενθμημα как terminus technicus. Ср., например, Aл.,I, 8, стр. 71 и прим. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

430 Под именем И. Дамаскина известно сочинение Ρυθμικ τχνη – ритмика. „Церк Вед.“ 1890 г. 13, стр. 444, статья Д.Ф. Соловьева. 431 Tzetzes. Über die Altgriechische Musikin der griechischenkirche, стр. 2021. См. „Ииравосл. Обозрение“, Март, 1890 г. „Средства к улучшению ц. пения“, В. Ф. Комарова, стр. 19. 433 В Кормчей книге 75-м правилом 6 Вселенского собора запрещаются в пении „различные пестроты, безчинны гласы... яже пировником, паче игрецом прикладни суть, неже церкви Божии“. 435 „Первое путеш. в Афон. монастыри“, ч. 2, отд. 1, стр. 381 и нотные образцы, стр. 383. Об изменениях за это время греческой нотописи упоминает и наш историк церковного пения о. прот. Д. Разумовский : „Церк. пение в России“, стр. 49. 437 О смешанных греко-славянских нотных книгах в России 1112 в. см. „Церк. пение в России“, прот. Д. Разумовского , стр. 62, 105110 и „Правосл. Обозрение“, 1866 г. 911 „О происхождении Русского церк. пения“, А. Рижского. 446 См. „Чтения в Общ. Любит. Дух. Просвещения“, сент. 1894. „Греческие издания Палестинского Общества“, свящ. Н. Добронравова, стр. 665. 455 О сочинениях И. Кукузеля см. „Обзор песнопевцев“, преосв. Филарета, стр. 322 и „Приложения“ ко 2 ч. 2 отд. первого путеш. в Афон. монастыри архим. Порфирия Успенского , стр. 72. Из этой последней книги заимствованы сведения и о всех прочих песнотворцах этого периода. 458 Михаил, отец нижеупомянутой Пацады положил на ноты стихиры: Γενεθλων τελομενων и Αθαντ σ κοιμσει (на Успение Богоматери). 467 Цель эта подробнее объясняется А. Ф. Фокаевсом в его „Μουσικν γκλπιον“, гл. 25. р. 115 и 116. Сн. Хрисанфа 1. 1. р. 107. 468 Для истории богослужебных книг Востока может быть полезным указание в Διταξις Михаила Атталиата. Перечень кодексов некоторых из этих книг см. у Крумбахера „Geschichte der byzant. Litteratur. München, 1891 г., § 172“; для истории же переводной славянской гимнологии В. Ягича „Минея за сентябрь, октябрь, ноябрь по русским рукописям 10951097 г.“ Спб. 1886 г. Введение. 470 Таковы, наприм., Юго-Западные нотно-линейные Ирмолоии 17 и 18 вв. и, особенно, рукописные из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

53 Имеется в виду г. Кастамон в Пафлагонии. События, о которых Анна рассказывает дальше, согласно Никифору Вриеннию (Nic. Br., II, 25), имели место не в Кастамоне, а в доме Докиана (см. прим. 56), где Алексей провел три дня до прибытия в Кастамон. 54 Согласно древнегреческому мифу, Геракл освободил из подземного царства Алкестиду, жену своего друга, фессалийского царя Адмета. 55 Исаак I Комнин (1057–1059) – дядя Алексея. 56 Феодор Докиан – сын сестры Иоанна Комнина, отца Алексея (Nic. Br., II, 25). 57 Никифор III Вотаниат (1078–1081), знатный малоазийский феодал, противник Романа Диогена, был отправлен в ссылку при этом императоре, а после его низложения возвращен и назначен стратигом фемы Анатолик. В конце 1077 г. Никифор поднял восстание против Михаила VII, был поддержан знатью и высшим духовенством и в апреле 1078 г. торжественно вступил в Константинополь (см., об этом Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 114 и сл). Апологетом Никифора III был историк Атталиат. 58 Никифор Вриенний Старший, один из крупнейших византийских феодалов, дука Диррахия (см. прим. 62). В 1077 г., опираясь на фракийскую знать, он поднял мятеж против Михаила VII (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 113 и сл.). Восстание Никифора было поддержано его братом Иоанном, которому удалось взбунтовать варяжских и франкских наемников. Отряды обоих братьев встретились в Эносе, где в ноябре 1077 г. Никифор провозгласил себя императором. После этого объединенные силы мятежников заняли Адрианополь. Следующей зимой Иоанн Вриенний пытался захватить Константинополь, но был отражен отрядами под командой Руселя и Алексея Комнина (см.: Nic. Br., III, 9–10; IV, I, 18; Attal., pp. 242 sq., 284 sq. Ср. также сообщения Продолжателя Скилицы – Skyl., рр. 727–737, Зонары – Zon., XVIII, 18, Μ. Глики – Glycas, IV, рр. 615– 617 и Вильгельма Апулийского – Guil. Ар., IV, 88–92). Рассказ Анны о восстании Вриенния является переложением «Истории» ее мужа. 59 Подир и эпомида – библейские названия священнических одежд. После низложения Михаил был назначен эфесским митрополитом и поселился в монастыре Мануила (см.: Nic. Br., III, 24; Attal., р. 303; Skyl., р. 738; Zon., XVIII, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

60 См. Aл.,III, 2, стр. 119. 61 Мария Аланская (Цец называет ее «абхазкой Мариам» – Tzetzes, Chil., V, 590–591) была женой Михаила VII. И Мария и родственники Михаила VII (особенно кесарь Иоанн Дука) благосклонно встретили узурпацию Никифора Вотаниата. Матфей Эдесский сохранил даже легенду, будто Мария, недовольная аскетизмом своего мужа, подстрекала Никифора к перевороту. После того как Вотаниат занял престол, он, побуждаемый кесарем Иоанном, женился на Марии, тем самым обеспечив себе поддержку знатного рода Дук. Однако брак императора с супругой его предшественника, еще остававшегося в живых, вызвал недовольство многих (см. Leib, Nicéphore III Botaniates..., р. 134 sq.). 62 Во второй половине XI в. дукой именовали военного наместника обширной области, обладавшего также правами гражданского администратора (см. Glykatzi-Ahrweiler, Recherches sur administration..., p. 61 sq.). Список дук Диррахия в XI в. см.: Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 220 и сл.; Ζακυθηνο, Μελεται..., σελ. 210 εξ. 63 Никифор Вриенний (Nic. Br., III, 7–8) в отличие от Анны утверждает, что мятежник Никифор Вриенний Старший объявил себя императором вопреки собственному желанию, уступая настояниям своего брата Иоанна, которому и принадлежала инициатива восстания. Анна в данном случае, по-видимому, не разделяет точки зрения мужа, который явно хотел преуменьшить роль своего отца (или деда?) в восстании. Характерно, что современник этих событий Михаил Атталиат, так же как и Анна, ни словом не упоминает о том, что инициатива восстания исходила от Иоанна. 64 Вотаниат стремился достигнуть соглашения, предлагая усыновить узурпатора и даровать ему титул кесаря (Nic. Br., IV, 3). Вриенний отверг эти предложения, заявив, что он не доверяет окружающим императора лицам. 65 Доместик схол ( δομστικος των σχολων) – главнокомандующий императорской армией. «Алексиаде» вообще не свойственна строгость терминологии. Анна именует своего отца также «великим доместиком» (I, 7, стр. 69; I, 8, стр. 72), «великим доместиком схол» (I, 5, стр. 66), «доместиком западных войск» (II, 1, стр. 92) и даже «доместиком западных и восточных войск» (VII, 2, стр. 206). Этот последний титул, по мнению Е. Штейна, Анна приписывает отцу по ошибке (Stein, Untersuchungen..., S. 51, Anm. 2. Ср. также: Guilland, Le Domestique des Scholes).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010