Письма Гавриила, архиепископа Тверского и Кашинского, к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому Источник Скачать epub pdf I Вселюбезнейший о Христе брат! Случай знакомства нашего, хотя не так приятен: знакомство это есть мое приобретение, всех драгоценнейшее. Любить вас и чтить начал я с той минуты, как узрел, и не престану, разве вы отвергнете; чего однако же не ожидаю. Да не тщетно будет мое упование, прошу вас. По отбытии вашего высокопреподобия из Севска вид семинарии стал быть лучший 2 . Во-первых, в церкви стоят тихо; вступили в поприще учения с молитвою. Отъезд мой в Орел последовал в субботу; чиновники семинарии проводили за пределы тамошних владений моих. Один о. арх. иер. не выходил, что ему весьма простительно, а мне тяжко из сожаления к нему. Только где общее страждет, там о частном болезновать не должно. Господь даст ему утешение иным образом, а с нас прискорбия его, кажется, не взыщет. Успокоимся и будем собрату помогать со всех сторон. Я просил владыку, милостью прикрыть опущения его, точию бы и аз помилован был. Не мог не коснуться и вашего высокопреподобия в письме, хваля вас, елико сердце преданное внушало. Теперь с прошением к вам. Севские жители убеждают меня, снабдить их речью, которую имел я счастье ныне произнести Государю Императору. Случай для них и всех нас важен, а отнюдь не мое возражение. Почему не можно ли, отец, рассмотрев, позволить её напечатать вместе с прежнею, говоренною в Орле, по связи их между собою. Если изволите что приправить, почту за благодеяние. Буде нужно форменное к цензуре отношение, исполню, только хочется, дабы время не терялось. Просить вас дерзаю не себе ради; к невозможному не обязываю, а на любовь вашу уповаю. Списочек посылаю вместе с другими опытами слабых трудов моих. О строящейся семинарии надлежит поговорить особо. В ней нужны многие изменения, как я заметил ныне по отделке комнат, планом утвержденных. Исходатайствуйте доверия нам. Есмь же В. В-подобия Вселюбезного о Христе брата усердный… Гавриил епископ Орловский.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Согласно вышеприведенным свидетельствам Слова Божия, св. ангелы активно участвуют в жизни человеческого мира, они вместе с нами делают его историю. Конечно, они осуществляют свою долю участия, так сказать, сверху или извне, они сохраняют свое ангельское естество и не смешиваются с человечеством, однако делая с ним общее дело. Из этого основного факта, устанавливаемого на основании Откровения, с очевидностью проистекает ряд выводов исключительной, первостепенной важности. Надо совершенно отрешиться от понимания ангелов как пассивных исполнителей и не проявляющих собственного творчества. Такое низведение бесплотных духов к роли простых орудий одинаково не соответствует и их достоинству, и их естеству. Даже и в человеческих отношениях истинный исполнитель или посланник не является рабом или только орудием, но делает цель своего посланничества и своею собственной задачей, творчески ее осуществляет. И в еще большей степени следует это думать о мире духовном, о служении ангелов. Конечно, ангелы суть служебные духи, посланные на служение (λατουργικ πνεματαες διακονανπεσταλμνα). Однако это служебное их предназначение свидетельствует лишь о том, что задача и цель их деятельности находится не в них самих, но в человеческом мире, с которым поэтому неразрывными узами соединено их существование. Но такая связь отнюдь не означает, чтобы ангелы были активны менее даже, чем человеки, и были менее ответственны в своем служении. Разумеется, в случаях исключительной важности ангелы прямо посылаются Богом для определенного свершения. Важнейший случай, когда имеет место прямое послание, есть Благовещение. Архангел Гавриил был послан сначала к Захарии, а затем к Деве Марии. Однако нельзя думать и здесь, чтобы он являлся лишь простым орудием передачи воли Божией, сам не имея к тому нарочитого, личного отношения. Для всемогущества Божия открыты всякие средства возвещения воли. Однако если для этого высочайшего посланничества был избран именно арх. Гавриил, то это избрание соответствовало его личным свойствам и его особому призванию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В Библиях бедных сошествие Иисуса Христа во ад и поражение ада сопоставляется с Сампсоном, растерзывающим льва, и Давидом, поражающим Голиафа. Вокруг размещены: патр. Иаков ( Быт. 49:9 : «от леторосли (=для добычи), сын мой, возшел еси»), Давид ( Пс. 106:16 : «сокруши врата медная…»), Захария ( Зах. 9 : 11: «в крови завета твоего испустил еси узники твоя») и, по-видимому, прор. Даниил, без надписи в свитке 2671 . Беато Анжелико во фреске верхней галереи Св. Марка во Флоренции сочетал свойственное ему изящество и прелесть художественного стиля с древней основой композиции. Иисус Христос в ореоле, со знаменем в руке. Он берет за руку Адама, одетого в белые одежды; возле Адама – группа праведников. Под ногами Иисуса Христа дверь ада с железными петлями, а под ней сатана. Налево – два демона с ужасом смотрят на Иисуса Христа. Далее его в переработке старой темы пошел француз Орсель в картине, предназначенной для капеллы Лоретской Богоматери 2672 . Иисус Христос со знаменем в левой руке стоит на ниспровергнутых вратах ада, придавливающих демонов. Правой рукой Он изводит из ада Еву, за которой стоит царь Давид в венце. В pendant к этой группе помещена на правой стороне другая: Богоматерь на коленях с молитвенно сложенными руками; за ней арх. Гавриил. Над первой группой надпись: «a femina mors»; над второй: «a femina redemptio». Ева – виновница грехопадения, Богоматерь – орудие искупления; Гавриил – первый вестник искупления. Таким образом, художник воспользовался композицией сошествия во ад для выражения широкой мысли о грехопадении и искуплении. О явлениях профанации сюжета, как, например, на картине Bronzino Angelo (XVI в.) в галерее Уффици 1271, где масса обнаженных тел производит очень странное впечатление, говорить не будем. Воскресение Иисуса Христа в западных памятниках начиная с XII в. изображается в виде выхода Иисуса Христа из гроба. В древнейших памятниках формы чрезвычайно тяжелы, даже грубы: Иисус Христос вылезает из гроба с жезлом и державой в руках (нац. библ. lat. 11560), иногда Он в терновом венке, выставляет одну ногу из гроба fr. 966); коленопреклоненный народ с благоговением смотрит на Воскресшего 167); Иисус Христос наступает ногой, выставленной из гроба, на грудь упавшего стража (в музее Клюни барельеф XIV в. 509; то же 508 и 516); ангелы содействуют воскресению: один открывает крышку гроба, другой держит пелены (ковер XV-XVI вв. в лувр. музее 577; ср. карт. Мемлинга там же, 699); ангел поражает мечом стражей (карт. Тинторетто в Питти 264). Помимо тяжеловатости форм, изображения этого рода не удовлетворяют и требованию исторической истины. Миниатюристы Библий бедных, удерживая основу – выход Иисуса Христа из гроба, – ставят рядом с ним изображения Ионы, изрыгаемого морским зверем, и Сампсона, несущего врата на плечах 2673 ; но гравер-итальянец в 5 bis представил Иисуса Христа стоящим возле гроба со знаменем в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Оклад принадлежит новейшему времени, но на нем, вниманием неизвестного скевофилака, укреплены пять пластинок византийской эмали, одна в средине 0,053 кв. см, и четыре по углам: 0,054 ш. и 0,059 см выс. Средняя представляет прекрасный геометрический рисунок из кружков, опоясываемых рядом крохотных бордюрчиков, из штучных наборов, крестиков, кринов. Три угловые (одной недостает) представляют погрудные изображения Архангелов Гавриила (рис. 77) и Михаила (рис. 78) и И. Крестителя (рис. 79), очевидно, от разобранного Деисуса, находившегося некогда на окладе древней иконы. Эмали эти из редчайших образцов XI века и сохраняют оригинальные черты основного античного типа древней византийской живописи, не затронутого еще особенностями и манерою позднего византийства: этому соответствует и палеография надписей, носящая характер письма X века. Нимбы архангелов (И. Предтечи выщербился) голубые, бирюзового оттенка, равно и крылья, еще древнего рисунка, т. е. узкие и короткие, состоят из полосок бирюзовой и темно-лиловой (в отличие от позднейшего типа ангельских крыльев с павлиньими широкими концами). Но еще характернее античные головы архангелов, аттического контура, с гладкими каштановыми волосами, вьющимися только на шее, превосходная карнация тела, простота одежд: гиматия и хитона – лилового и бирюзового попеременно, с желтым (золотым) тавлием и всего целого. Лик И. Предтечи еще отличается тою вульгарною простотою, которую назначено было одухотворить XI веку. Независимо от основного интереса этих эмалей, в них встречается еще деталь, сравнительно редкая: в изображении Арх. Гавриила, на правой руке его, поверх хитона, между плечом и локтем, с наружной стороны, виден кружок, с бордюром из красных точек, с белым крестиком внутри. Очевидно, это особенная почетная нашивка, или даже изображение металлического щитка, с крестом, осыпанного рубинами, назначенная здесь отличать Архангела, но, по соображениям мастера, не повторенная у Михаила (или разрушенная). 79. Эмаль из Хиландара. Но этими древнейшими памятниками почти заключается ряд замечательных окладов, сохраненных Афоном, и все прочее только повторяет типы, уже ремесленные и известные в лучших образцах в библиотеке Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Тьма, может быть, представляется вам в глубоком севере? Для того то и нужен там свет; для того то лучезарному солнцу и повелевает Бог сиять тамо, летом почти незаходимо. Лечу вслед за вами, милостивый архипастырь, лечу я туда мыслями моими, сожалея, что не могу быть тамо телесне. По пострижении меня в С.-Петербурге, тамо начат мой подвиг иноческого жития, тамо заслуживал я и то, что теперь имею. Там находится мой дядюшка И.П. Глазов, который когда не преминет припасть к вам, для испрошения благословения, не отриньте, если бы не свой он был; рек бы я, что он предостойный человек. За несколько времени назад осмелился я искать в вас приязни себе. Не предчувствие ли это было мое? Не вещий ли ангел внушил мне о имеющем быть путешествии вашем в такую страну, которую я люблю: ибо и сам любим был тамо. Книжечку обратно получил я, и благодарю за ваше внимательное оной прочтение, которого одного мне и хотелось. Прилагаемую же новую тетрадочку, воззрев, предайте истлению. За сим пожелав вам счастливой дороги, имею честь быть Гавриил арх. Херсонский. 8 апреля 1841 г., Одесса. V Драгоценное письмо ваше, посланное в 26 день прошедшего месяца, получил я вчера только, т. е. сего апреля в 26 день. Сами изволите видеть, сколь поздно: но тем лучше. Ибо на поздравление ваше меня со спасительным постом я могу теперь отвечать в. п-ву важнейшим поздравлением: Христос воскресе! Пост же мой или книжицу о посте, что вспомнили, сим и остаюсь я доволен. Вам расти; а нам уже малитися. Аминь, аминь глаголю. Да поможет вам Господь совершить многотрудное свое предприятие; да увенчает начало благим окончанием. Сущность сборника 3 постигаю: однако, не вполне. Если бы это было: мог бы сказать что-нибудь относительно оного, к содействию вашему. При таких предприятиях, каково ваше, мешает нам кочевая наша жизнь. Бывши в Вологде, и я начинал на латинском языке свод всех вероисповеданий, с присовокуплением и еретических заблуждений. Опытом дознав, сколь полезно сие занятие при преподавании православного исповедания, я тянул сию нитку более трех лет, и достиг половины своего поприща.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

779 Багалей – История колонизации... 127 стр. Напр., новые села Верхоценской волости Тамбовского уезда, как видно из писцовой книги 1678 года, населены пришлыми людьми из следующих уездов: Шацкого, Козловского, Тамбовского, Романовского, Доброго городища, Темниковского Усманского, ст. Елатьмы, с Венева, с Сапожка, Рязанского уезда, Ряжского, Скопинского, Касимовского, Михайловского, Тульского, Нижегородского, Ломовского, Арзамасского, Белевского, Коломенского, Зарайского, Воронежского, Владимирского, Переяславского, Стародубского, Елецкого и друг. уездов. (Лет. Зап. Археогр. Комис., IV, Материалы, 44). 782 Доп. Акт. Ист. VI, 137, XII, 72. После смутного времени, войн, народных волнений и моровых поветрий половины XVII в. в России на пространстве 500 верст, по сказаниям иностранцев, едва можно было встретить 10 женщин и одного мужчину (Иконников. Опыт исследования о культурном значении Византии в Русской истории, стр. 141). 785 Опис. Докум. и Бум. Арх. Мин. Юст. IV, 66, 101, л.л. 15–16, кн. 99. Ср. Каз. патр. прик. кн. 97. л. 13. 789 Соловьев. Истор. России III, XIII, гл V; Акт. Ист. IV, 202, 226. Дополн. Акт. Ист. VI, 2, стр. 4–30; 12 стр. 56–74. Тяжелая подать, воевода, подъячий, земский староста и разбойники выживали крестьянина и заставляли его уходить дальше за камень в Сибирь, говорит Соловьев. В второй пол. XVII в. в Москву пришла весть, что Устюжский уезд пустеет. Приехавшие мирские челобитчики – на вопрос: отчего у них бегут крестьяне? ответили: крестьяне бегут от больших податей, от воеводских налогов и посулов и от солдатских поборов, потому что сверх всяких податей воеводы князь Гавриил Мышецкий и Яков Змеев брали с нас – с 240 сошек деньгами на год слишком по 2 рубл., да хлеба – по осьмине ржи и по осьмине овса. У воеводы Якова Змеева было два племянника, которым давали с сошки по 2 гривны. Было много других платежей. Кружечные дворы увеличивали зло – крестьяне пропивались. (Соловьев. Ист. Рос. III, XIII 731–733, 1035–1037). С таких крестьян не только не приходилось брать, наоборот, приходилось им давать. Известен случай, когда вместо того, чтобы брать с крестьян патриаршего Иверского монастыря, обедневших от хлебного недорода, сверхгодового оброка, наметного перебора и всяких государевых податей и т. п., пришлось выдать им монастырских 1000 руб. деньгами и 500 четверт. хлебом (Акт. Ист. IV, 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Все и всегда он старался знать и был всегда в курсе дел. На спех дел он не решал никогда, всегда по тщательном рассмотрении. „Смирим свой помысл, пишет Святитель Арх. Гавриилу (Розанову), уменьшим доверие к себе; испытаем свое дело прежде, чем оно пойдет в народ. Советую сие Вам, как себе, и себе, как Вам“ 15 . „Берегитесь самонадеяния, пишет Митрополит наместнику Лавры, берегитесь поступать по первым движениям собственной воли; рассуждайте о всяком деле со вниманием“ 16 . Законы тщательный Святитель знал – и в мелочах подмечал 17 : „Указание на закон ошибочно написано. Рекомендуется внима- —9— тельность“. „Рекомендовалась“ и „советовалась“ консистории и благочинным обстоятельность 18 , а также возможная скорость, проворность 19 . Временами делая выговоры за неисправность и неверность против закона, Митрополит Филарет строго следил 20 , чтобы дела велись „со всею бдительностью внимания и со всею законною точностью“ 21 . Так же, конечно, и в других отраслях церковной жизни. Одному ректору Семинарии Святитель в письме советует: „Все как можно точно надлежит Вам уставить по Уставу; тогда ни ветер сверху, ни вода снизу не поколеблют того, что Вы, уставите“ 22 . В письме к другу, наместнику Лавры о. Антонию, Филарет объясняет откровенно и прямо, почему „призванным в служение общественное нельзя не пещись о порядке земных вещей“ 23 : „Рад бы я не учить вас приказному порядку: но если не буду: то вас и меня будет учить обер-прокурор... Будем действовать, когда можно, просто, а когда необходимо, по принятым формам“ 24 . „Не употреблять с худыми людьми законных формальностей из снисхождения, значит подвергать себя затруднению“ 25 . К великому Филарету хотят относиться отрицательно за законническую точность, в скорлупу которой заключился великий дух его. Ясно, заключился потому, что вынужден был заключиться: он вынужден был следить, потому что и за ним следили. Но напрасно суровую оболочку, до некоторой (только!) степени характерную для Филарета, которою прикрыт в Николаевское время человек симпатиями своими живший в лучших сторонах дней Благословенного 26 , принимать за сердцевину души Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец предложили духовенству выступить со своими суждениями по этому вопросу. Место было назначено в театре, и народа было много-много. Благочинный нашего города, человек умный и честный, говорил прекрасно и корректно. Все просили еще раз назначить такую беседу, и она была назначена. На следующий раз собралось людей еще больше, но им отказали и даже стали разгонять водой из шланга. В результате через малое время наш лектор был взят в тюрьму. Там заболел тифом, и в апреле 23 года мы его похоронили. Когда вспоминаю о подобных днях, то уже нет сил писать. Прошу святых Ваших молитв. Людмила. Д. 21. Л. 42–45. Подлинник. Автограф. 8. (от Ф. Г. Синицкой). 23 мая 1957 г. 23/V–57 Глубокочтимый, родной наш Владыка! Наконец мы все прочитали повесть о Старце Гаврииле 663 . Вернее, прочитали ее давно, мамочке читали дважды, но хотелось, чтоб и Таня прочитала ее, а она была у нас дней 10 тому назад, а потом Серафима, которая у нас больше всех занята, просила не отсылать, т. к. хочет еще раз ее просмотреть. Спасибо большое. Чтение доставило большое удовлетворение, только грустно было читать о московском периоде жизни, так различном с строем жизни и окружением в Оптиной пустыни. Сейчас мы читаем о преподобном Серафиме книгу, написанную арх[имандритом] С[ерафимом] Чичаговым 664 . Ваш большой труд о поминовении усопших мы прочли частично, удивляясь глубоким Вашим познаниям. К сожалению, мы большие профаны – совсем не знаем церковного устава. Обещала мамочке снова вернуться к этому чтению, прерванному предпраздничными хлопотами. Мы давно, дорогой Владыка, ничего не знаем о Вас, т. е. не знаем, как Ваше здоровье, Ваше самочувствие. Тане говорил о. Ал[ександр] Солертовский, что видел Вас в Москве, что Вы очень бодры, хотя и страдаете одышкой. Праздничная ночь прошла у нас очень хорошо. Мы с мамочкой как умели (оч[ень] плохо) пропели пасхальные песнопения, а когда все собрались к столу, включили радиоприемник и с наслаждением слушали службу из парижского православного храма на славянском языке, из какой-то другой страны на неведомом языке, но с тем же напевом, из лондонского православного храма. Слышали обращение священника «Христос Воскресе!», обращенное будто и к нам, будто в нашей комнате произнесенное, шум толпы, возгласы «Воистину Воскресе». И так вся служба до конца без помех, без перерывов. Очень, очень радостно было.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

1049 Бр. Сл. 1883, 5, стр. 229–39; Пр. Об. 1875, III, 431–2. – Е. Барсов Нов. мат. для ист. старообр. стр. 165–73. 1050 Указ Славенской консистории о присоединении слободы Знаменки помечен 15 февр. 1780 года (С–го, Ист. очер. единов., стр. 15, прим. 1. Спб. 1867). 1055 Там же, стр. 11. 14–18. – Никодим изготовил «Омышление» о новоизданных книгах Скрижали, Соборном свитке, Жезле и др., предназначая подать его первенствующему члену Синода архиепископу Гавриилу, но подал-ли, неизвестно. «Омышление», обыкновенно известное под именем «Вопросов» Никодима, составлено по «Поморским ответам» (Бр. Сл. 1886, II, 235–7) и писано не ранее 25 марта 1780 г. и не позже 11 февр. 1783 г. (Хр. Чт. 1890, II, прим. на стр. 774–5). 1079 Ист. очер. единов., стр. 101–2. – Разрешение на это со стороны Синода, по представлению м. Гавриила, последовало 10–16 декабря 1798 г. (Собр. пост. по ч. раск. 1860, I, 766–8). 1080 Они подавали (м. Гавриилу) об этом прошение ранее (около 1790–2), но тогда не получили удовлетворения (Твор. св. отц. 1882, I, 257–60). 1089 Относительно поминовения Св. Синода и епархиального архиерея император тогда же указал, что это «может оставаться по принятым старообрядцами правилах». – Русск. Арх. 1892, 4, стр. 494–5. 1090 Дозволение Синода о постройке церкви в Екатеринбурге последовало 7–29 декабря 1803 г. – Собр. пост. по ч. раск. 1860, ΙΙ, 32–5. 1092 Высочайше утвержденный доклад Синода во 2 день июня 1801 г. – Собр. пост. по ч. раск. 1860, ΙΙ, 1–2. 1095 В 1803 г. Высочайше утверждено было представление Малороссийского генерал-губернатора князя Куракина о том, чтобы при единоверческой типографии (в Клинцах) был гражданский цензор, так как предполагалось печатаемыми в этой типографии книгами снабжать и раскольников, которые «не доверяют» духовенству. – Собр. пост. по ч. раск. 1860, ΙΙ, 25–6. 1111 «Первый» комитет был учрежден еще при Александре I. – Письма м. Филарета к Антонию, III, 959, стр. 242. 1112 С учреждением в епархиях секретных комитетов, производство, в Синоде, дел о раскольниках, поступающих из комитетов, было отделено от общего делопроизводства, с отнесением их к 3 экспедиции 1 отделения Синодальной канцелярия (Собр. пост. по ч. раск. 1860. II, 353–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Поэтому надо только видеть, что этим еще не исчерпывается историческое значение Каминского, как дидактолога. 164 Довольно странно, что эти важные слова опущены в русском переводе Раумера, между тем, как в подлиннике у последнего, они несомненно есть. 165 См. Бессонов, «Калики перехожие». Москва 1761 т. 1, стр. 71 сл., стх. 159–210, а также и в несводных списках. 174 Кноке, 169. Также см. id. p. 218 – в популярной обработке рассказывается, каким путем шел Арх. Гавриил, когда возвестил Пр. Богородице радостную весть; или id. p. 208– в национальной немецкой поэме города Палестины суть немецкие крепости – Вифлиембург, Иерихонбург; вифлиемские пастыри – конюшие; сам Спаситель – немецкий король и т. д. 175 Дело идет о том, что он внес было Ave Maria в древнейший свой катехизис – Eyn Bettbüchlim d. tzehen Gepott, d. glaubens, d. vater unsers, d. Ave Mariam … См. Zezschwitz, Katechismus. p. 160 f. 177 На мнении Шумана (в цит. изд. Кера р. 31), будто Лютер признал св. историю, внесши ее во 2-ю часть своего катехизиса – Ап. Символ, мы не останавливаемся, т. к. оно основано только лишь на том, что Ап. Символ – реформатор назвал историей историй. 182 Любопытно также, что вышеуказанную классическую цитату Лютера, из соч. по гражданской истории, Шуриг (ib. p. 641) считает доказательством того, что Лютер придавал важное значение истории вообще, а библейской в особенности. Также он обнаруживает себя в том, что обучение по св. истории в Апостольском Постановлении будто рассказывается в глл. 39–41; или в том, что будто св. история сделалась сборником примеров для катехизиса, в осбенности со времен реформации, и т. д. Но практик – хороший. 186 В иных случаях на это указывает чисто Гюбнеровская метода обучения см. ib. pp. 531. 533. 550. 575. 643. 193 Hübner , s Bibl. Geschichte für Schule u. Haus … verbessert v. Steiner. p. 3 f. 4 Aufl. Rudolfstadt. 1873. 194 Otto Schulz, Pädag. Abhandlungen 2, 137 f. Berlin. 1867. Однако, Шульц имеет дело уже с 12–м изданием Кистера. А что Шульц (ib. 2, 135.); также и Шуриг (Enzyclop.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010