Архиерейский Собор состоялся 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре. Сами архипастыри в большинстве своем не знали о готовящемся Соборе и приехали в лавру на праздник преподобного Сергия Радонежского. Лишь по окончании торжеств было объявлено об открытии Собора. Как и предполагалось, его участники одобрили изменения в «Положении об управлении Русской Православной Церковью» в отношении приходов. В соответствии с реформой приходская община, вернее ее ядро из 20 членов («двадцатка»), регистрировалась местной гражданской властью, получала здание храма и церковную утварь и отвечала за имущество по советским законам. Исполнительным органом «двадцатки» становился приходской совет из старосты, помощника старосты и казначея. Архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевский) впоследствии охарактеризовал положение так: «Приходские советы делались практически независимыми от иерархии, и в них могли проникать люди не только неверующие, но и вообще недостойные, а настоятель и даже архиерей ничего не могли с этим поделать». Фактически была пресечена возможность совершения каких-либо треб вне храма. Хотя формально такого запрещения не было, на деле священников принуждали к отказу от любых богослужений за пределами церковной ограды. Так, при перерегистрации московского духовенства в 1961 –1962 гг. уполномоченные Совета по делам РПЦ ставили пастырям условие – предоставлять подписку, что совершать требы на дому или панихиды на кладбищах они будут только с разрешения местных властей. Понятно, что получить таковое было практически невозможно. Под фактическим запретом оказалось и присутствие детей на богослужении. На Церковь обрушилась и волна закрытия храмов. Процесс, начатый в 1958 г., после 1961 г. серьезно ускорился. Если в 1958 г. количество храмов в Русской Церкви составляло 13 414, то в 1960 г. их было уже 13 008. В течение следующих лет хрущевского правления число церквей и молитвенных домов ежегодно уменьшалось на одну – на полторы тысячи. В 1965 г. у Русской Церкви осталась 7 551 церковь . Основной удар был нанесен по сельским храмам – в городах закрытие церквей могло вызвать ненужный властям шум. Однако антицерковная кампания не обошла стороной и города. Даже в областных центрах количество приходов сократилось до одного-двух. Действующие храмы в районных центрах тоже стали редкостью. Поводы для закрытия были разные. В западных районах страны власти часто ссылались на то, что службы в местных церквах начались при нацистской оккупации, то есть незаконно. Некоторые храмы, особенно в сельской местности, не могли платить повысившиеся налоги, и «двадцатка» объявляла о роспуске прихода. Нередко церкви разделяли судьбу самих сел – при Хрущеве они часто объявлялись «бесперспективными», молодежь переезжала на новые места, а сами села постепенно умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 июля 1961 г. определением Синода РПЦ Н. был назначен на Костромскую кафедру, на к-рой перед этим за короткий срок сменилось уже 3 архиерея. 10 авг. 1961 г. в московском Богоявленском Елоховском соборе патриарх Московский и всея Руси Алексий I , Ярославский и Ростовский архиеп. Никодим (Ротов), Среднеевропейский еп. Иоанн (Вендланд; впосл. митрополит) и Подольский еп. Киприан (Зёрнов) хиротонисали Н. во епископа Костромского и Галичского. Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Костромской обл. сообщал о начальном периоде управления Н. епархией: «С первых же дней проявил активность по ознакомлению с приходами. В отличие от своих предшественников принимает меры, чтобы оживить деятельность церквей, в первую очередь за счет комплектования их духовенством» (ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 5. Д. 44. Л. 26-27). Служение Н. на Костромской кафедре совпало с антирелигиозной кампанией, развернувшейся во время правления Н. С. Хрущёва. Н. писал об этом периоде в своих воспоминаниях: «В те годы в нашем архиерейском кругу в братской беседе мы делились не тем, сколько новых храмов ты построил, а сколько смог спасти от закрытия». Н. упорно боролся за сохранение действующих церквей, умело вел переговоры с представителями местных властей, не поддаваясь их давлению. Благодаря его усилиям в 1961-1964 гг. в Костромской обл. было закрыто только 4 храма (для сравнения - в соседней Ивановской обл. в это же время было закрыто 12 церквей, в Кировской обл.- 40). В целях спасения уже готовившегося областными властями к сносу древнего костромского Воскресенского храма на Дебре Н. принял решение о преобразовании его по согласованию с Советом по делам РПЦ в кафедральный собор вместо Иоанно-Златоустовского храма. Н. пошел на это, будучи уверен, что отстоять расположенный в центральной части города Иоанно-Златоустовский храм верующим будет легче, чем находящуюся на окраине Воскресенскую ц.; впосл. так и случилось. Также в это время Н. отклонял все требования властей о передаче в гос. музей чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская».

http://pravenc.ru/text/2565594.html

К ним 5-е управление КГБ в первую очередь относило Новосибирского архиепископа Павла, который " в ряде районов Томской и Новосибирской областей заменил малограмотных и неактивных священников хорошо подготовленными в богословском отношении молодыми людьми. Молодые священники стали больше уделять внимания вопросам приобщения в лоно церкви молодежи. С этой целью к участию в хоре ими была привлечена группа (5 человек) старшекурсников музыкального училища, комсомольцев, активных общественников " . Но даже не этот факт вызывал беспокойство. Архиепископ в своей епархии вопреки всему восстанавливал роль настоятеля прихода: " Архиепископ Павел стремится также укрепить положение священников в исполнительных органах религиозных общин. Опираясь на реакционные элементы из числа актива верующих, он совместно со своим окружением проводит линию на устранение председателей церковных советов, которые сдерживают стремление духовенства контролировать и направлять деятельность общин " . И реально было ожидать, что на Соборе архиепископ Павел выступит с предложением об отмене решения Архиерейского Собора 1961 г. о приходах. (Власть не дала возможности архиепископу добраться до Москвы в дни Поместного Собора. По официальной версии он не смог приехать из-за болезни, обварившись кипятком). Позицию Новосибирского архиерея разделяли и митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), и архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), и архиепископ Уфимский Иов (Кресович). Известно, что Комиссия по подготовке Поместного Собора получила от владыки Вениамина большое письмо, в котором он доказывал необходимость отмены решения о приходах. Но эта проблема волновала не только епископат Русской Церкви. Среди писем, присланных в Комиссию, выделяется письмо протоиерея Трубецкого из Риги, в котором он не только ставит вопрос о поправке к соборному решению 1961 г., но и подчеркивает, что этого желают многие: " Предлагая внести эту поправку в Соборное постановление 1961 г., я исхожу из чистосердечных нравственных побуждений чем-то и как-то помочь нашей Церкви выйти с честью и достоинством из создавшейся неувязки в этом деле.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТ (Щёголев Дмитрий Федорович; 2.06.1899, Рига - 27.10.1979, Москва), архиеп. Калужский и Боровский. Донат (Щёголев), архиеп. Калужский и Боровский. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. Донат (Щёголев), архиеп. Калужский и Боровский. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. Из семьи рабочего. Окончил Рижскую гимназию. Работал в разных учреждениях в Москве. В 1922-1925 гг. проходил послушание пономаря в Новоспасском московском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . 28 марта 1926 г. Муромским еп. Евгением (Кобрановым) пострижен в монашество в г. Муроме с именем в честь свт. Доната, 5 апр. того же года рукоположен во диакона, 23 апр. 1928 г.- во иерея. В 1926-1930 гг. служил в храмах Московской епархии. 22 окт. 1930 г. арестован. 13 янв. 1931 г. особым совещанием ОГПУ приговорен к 3 годам концлагеря. Отбывал срок в мордов. лагерях. В 1941 г. вступил в народное ополчение, участвовал в боевых действиях до 1944 г., был тяжело ранен. С 1944 г. священник ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери с. Кривцы Московской обл. В 1951-1956 гг. ключарь Богоявления собора в Елохове в Москве, сначала в сане игумена, затем - архимандрита. 14 июня 1956 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием I хиротонисан во епископа Бийского, назначен викарием Новосибирской епархии. 14 марта 1957 г. переведен на Свердловскую кафедру с титулом «епископ Свердловский и Ирбитский». Одновременно с мая по июль 1957 г. был временно управляющим Молотовской (Пермской) епархией. С 8 авг. 1957 г. епископ Великолукский и Торопецкий, в том же году епархия была упразднена, в связи с тем что Великолукская обл. была разделена между Калининской и Псковской областями. Д. стал викарием Псковской епархии с титулом «епископ Великолукский». С 26 дек. 1957 г. епископ Балтский, викарий Одесской епархии. С 8 сент. 1958 г. епископ Новосибирский и Барнаульский. Его служение на Новосибирской кафедре пришлось на годы активного наступления на Церковь, усиления атеистической пропаганды, регламентации всех действий архиереев и священников, кампании по закрытию храмов при Н. С. Хрущёве . Д. в числе 5 архиереев высказал несогласие с реформой приходского управления, утвержденной на созванном по инициативе гос. власти Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г. и проходившей под жестким контролем Совета по делам РПЦ. Зам. председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуров настаивал на удалении этих архиереев от управления. 5 мая 1961 г. Д. переведен на Костромскую и Галичскую кафедру. С июля 1961 г. пребывал на покое, после отстранения от власти Хрущёва вернулся к архиерейскому служению.

http://pravenc.ru/text/178921.html

Так что желательно было бы не ставить категорически вопрос о запрещении посещать пещеры, о чем и прошу Вашего содействия. По настоянию врачей собираюсь на некоторые время в Лавру, причем мне рекомендовали отдых и лечение именно вне города. Но все же приходится и делами заниматься, несмотря на притеснение моих «неприятелей» – врачей, нашедших какие-то осложнения в моем организме от переутомления во время поездки на Восток. Очень был бы рад, если бы Вы нашли возможным приехать в какой-либо ясный день в Лавру, кстати посетили бы и Академию, и мы бы с Вами имели беседу по поводу моего посещения Патриархов и моих бесед с ними. С сердечным уважением, патриарх Алексий ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 2. Д. 309. Л. 35–36об. 1961 г., 18 июля. – Деяние Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. – Об изменениях в «Положении об управлении Русской Православной Церкви», касающихся раздела IV – «О приходах» 1. Высказанные [в ходе обсуждения на Соборе] соображения по вопросу об изменениях в «Положении Русской Православной Церкви», касающихся раздела IV – «О приходах», одобрить. 2. Журнальное Постановление Священного Синода от 18 апреля 1961 года о мерах по улучшению существующего строя приходской жизни и по приведению его в соответствие с гражданским законодательством «О религиозных объединениях» в СССР утвердить, и впредь до созыва очередного Поместного Собора Русской Православной Церкви установить следующую схему управления приходом: а) Православная приходская община Русской Православной Церкви, объединяющая не менее 20 членов православного вероисповедания, состоящая в каноническом ведении епископа, создается по добровольному согласию верующих для удовлетворения религиозно-нравственных нужд под духовным руководством избранного общиной и получившего благословение епархиального архиерея священника, зарегистрированная местной гражданской властью, получившая от нее в бесплатное пользование храм и церковную утварь по особому договору и ответственная за целость имущества перед советским законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Виннице я день своего Ангела отмечал только богослужением в домовом храме, а потом уезжал куда-нибудь: в монастырь или к какому-либо почтенному батюшке. Закончил я свое путешествие вполне благополучно, правда несколько утомился, но пережитые приятные воспоминания, полученные мной от поездки, сохраняют бодрое настроение. У нас благорастворение воздухов: вчера термометр показывал 34° на солнце. Наш преосв[ященный] Иоасаф 651 направился в свите Святейшего на Балканы, возвратится, кажется, чрез месяц. На месяц уехал в отпуск и уполномоченный, так что этот месяц духовенство проведет в спокойствии. Привет и благословение Нине Сергеевне! О. Георгий испрашивает Твоего благословения. Сердечно любящий а[рхиепископ] Симон. 11/24–V-62. Д. 55. Л. 98–98 об. Подлинник. Автограф. 636 Курганский Михаил Петрович, выпускник Черниговской духовной семинарии. Однокурсник епископа Афанасия и В. В. Реутова по Московской духовной академии. 638 Яхонтов Дмитрий Григорьевич, окончил Московскую духовную академию в 1912 г. со степенью кандидата богословия. С 1947 г. преподавал в Саратовской духовной семинарии исторические дисциплины и конституцию СССР. Инспектор семинарии. 643 Дамиан (Марчук Дмитрий Георгиевич, 1899 – 1987), епископ. В 1961 г. хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского, затем последовательно был епископом на Винницкой. Львовской и Волынской кафедрах. 644 Вероятно, имеется в виду решение Священного Синода Московской Патриархии от 18 апреля 1961 г. обсудить постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни» на предстоящем Архиерейском Соборе. Суть этой «церковной реформы» заключалась в отстранении священнослужителей от руководства приходами. Роль главы общины переходила от настоятеля к исполнительному органу – приходскому совету, которому передавалась вся финансово-хозяйственная деятельность. Юридический статус архиереев и патриарха вообще никак не оговаривался, и они не имели никакой законной формы связи с приходской жизнью. Утвердил его Архиерейский Собор 18 июля 1961 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В заключение считаю необходимым отметить, что вышеизложенное мнение всецело разделяют со мной все мои собратья нашей Рижской епархии, а также и весьма многие собратья других епархий нашей Церкви " . Об этих настроениях 5-е управление КГБ было осведомлено лучше других структур. В той же аналитической записке, речь о которой шла выше, предстоящий Собор оценивался как важнейшее событие: " В настоящее время внимание зарубежных религиозных организаций, особенно Ватикана, а также церковников внутри страны, приковано к предстоящему в мае 1971 года Поместному Собору Русской Православной церкви, на котором должен быть избран новый патриарх. Наиболее реакционная часть духовенства и верующих связывает с Собором свои надежды на возможное расширение прав церкви и, в частности, на отмену решений Архиерейского Собора 1961 года, согласно которым духовенство лишилось административных прав в общинах. В связи с Собором заметно активизируется воздействие на верующих из-за рубежа через печать, радио, почтовый канал. На страницах газет, журналов, в радиопередачах стало больше отводиться места клеветническим измышлениям о якобы существующих в нашей стране гонениях на церковь и верующих, нарушениях законодательства о религиозных культах, вмешательстве государства в дела церкви. Верующие и духовенство призываются к " борьбе за свои права " , " отстаиванию интересов церкви " " . Прав был заместитель начальника 5-го управления КГБ т. Серегин, когда писал эти слова. Роль КГБ в 1961 году была совсем иной, нежели 10 лет спустя. Любое инакомыслие, включая церковное, жестоко каралось. Отстаивать свои интересы в советском обществе мало кому удавалось... На Поместном Соборе никто из архиереев, как из русских, так и из зарубежных епархий, не поставил вопрос об отмене решений 1961 года. Их косвенная оценка прозвучала лишь на Совещании епископов 28 мая, за два дня до открытия Собора. Митрополит Пимен (Извеков) отметил одиночные высказывания о возврате к прежнему положению в приходах, подчеркнув, что принятие подобных решений не противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

28 дек. 1958 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, с сохранением прежнего послушания. Хиротонию, состоявшуюся в московском Богоявленском соборе в Елохове, возглавил Патриарх Алексий I . Продолжал служение в Дамаске. 30 июня 1960 г. назначен епископом Среднеевропейским и Берлинским, экзархом Московского Патриархата в Ср. Европе. Много ездил по городам своей епархии. Свободно владел нем., англ. и франц. языками, выступал с докладами и лекциями. Автор ряда статей в «Журнале Московской Патриархии» и в печатном органе Среднеевропейского Экзархата «Голос Православия» (на нем. яз.). С 28 авг. 1960 г. член Комиссии РПЦ по межхрист. связям. В июне 1961 г. участвовал в организованном Христианской мирной конференцией (ХМК) 1-м Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира в Праге, вошел в числе др. правосл. архиереев РПЦ в совещательный комитет ХМК. Делал доклад о конгрессе на Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г. 22 авг. того же года возведен в сан архиепископа. В дек. 1961 г. был в составе делегации Московского Патриархата на 3-й Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Дели. В связи с присоединением РПЦ к ВСЦ сказал, обращаясь к делегатам ассамблеи: «Мы не приносим вам иную, чуждую вам Веру; мы вносим во ВСЦ исконную Веру неразделенной Церкви, от которой вы частично отошли, но которая принадлежит вам по праву» (цит. по: Письмо митр. Сурожского Антония [Блума] Святейшему Патриарху Алексию и Архиерейскому Собору 1997 г.//ЖМП. 1997. 5. С. 12). 16 июня 1962 г. назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским, экзархом Сев. и Юж. Америки с местопребыванием в Нью-Йорке. С 22 февр. 1963 г. носил титул архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского. 3 авг. того же года возведен в сан митрополита. Совершил много пастырских поездок по США и Канаде, посещал страны Юж. Америки. Участвовал в судебных процессах, отстаивая права Московского Патриархата на церковную собственность. Во многом благодаря усилиям И. удалось сохранить в юрисдикции Московского Патриархата кафедральный Николаевский собор в Нью-Йорке. За время пребывания в США освятил 7 новых храмов. Жил аскетично. Собирал материалы о деятельности на Алеутских о-вах митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) , к-рого очень почитал. И. написал сценарий к документальному фильму «Митрополит Иннокентий - миссионер русской Америки». Труды И. способствовали канонизации свт. Иннокентия в 1977 г.

http://pravenc.ru/text/469464.html

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович, 23.02.1929–05.12.2008), Патриарх Московский и Всея Руси. Родился в семье священника. В детстве неоднократно посещал с родителями Валаамский монастырь. Во время Второй мировой войны сопровождал отца в поездках в лагеря для перемещенных лиц, где находились тысячи советских граждан. Много лет служил в Эстонии. В 1961 году стал епископом Таллинским и Эстонским. На Таллинской кафедре находился четверть века как епархиальный архиерей. Сумел воспрепятствовать намерениям властей закрыть Пюхтицкий монастырь, десятки приходов. Это было время, когда советские газеты извергали на веру и Церковь потоки хулы и клеветы, а власти травили и преследовали христиан. Вспоминая те годы, Святейший Патриарх Алексий говорил: «Одному Богу известно, сколько каждому из священнослужителей, оставшихся в Советской России, а не уехавших за рубеж, пришлось пережить… Мне довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история». Активная внешнеполитическая деятельность будущего Патриарха началась в 1961 году, в разгар хрущевских гонений. В это же время проходило зарубежное служение митрополита Иоанна Вендланда . В составе делегации Русской Православной Церкви оба участвовали в работе III Ассамблеи Всемирного Совета церквей в Нью-Дели (1961), во Всемирных конференциях. В разные годы осуществлял руководство в деле реализации задач жизни Церкви. В 1986 году назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. В этот период архиерейского служения ему удалось восстановить и освятить часовню Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Иоанновский монастырь на Карповке, добиться возвращения храмов, монастырей, святынь, утраченных в годы безбожной власти. В 1989 году был избран депутатом Верховного Совета СССР. Был избран Предстоятелем Русской Православной Церкви на Поместном Соборе 1990 года. Возвращение Церкви к широкому общественному служению – во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Большое внимание он уделял установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью, убежденно придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Последним делом Святейшего Патриарха Алексия II, совершенным совместно с Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром, стало восстановление канонического единства Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Во второй период Патриаршества А., после начала в 1958 г. адм. и экономических репрессий со стороны гос-ва, положение Церкви стало крайне тяжелым: количество храмов в 1958-1964 гг. сократилось почти наполовину: с 13 324 до 7873, соответственно уменьшилось и число служащих священников и диаконов: к 1961 г. оставалось лишь 8252 священника и 809 диаконов. Количество духовных учебных заведений уменьшилось с 10 до 5 (5 семинарий: Ставропольская, Саратовская, Киевская, Луцкая, Жировицкая - были закрыты), сократился прием в духовные семинарии. По всей стране под разными предлогами происходило закрытие церквей. В Кировской епархии из 75 правосл. приходов, существовавших в 1959 г., к 1964 г. осталось всего 35; 7 деревянных церквей было разобрано, одна каменная в кафедральном городе - взорвана, в остальных 32 богослужебные книги и иконы были сожжены, сами храмы разорены дотла. В Московской епархии в 1959-1963 гг. было закрыто более половины церквей. Особенно сильно пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. В Днепропетровской епархии в 1959 г. было 285 приходов, а к 1961 г. осталось всего 49. В Киеве у Церкви был отобран Андреевский собор. Сократилось число епископов РПЦ, многими епархиями стали управлять архиереи, занимавшие соседние кафедры. Эта участь постигла Новгородскую, Ульяновскую, Днепропетровскую, Сумскую, Донецкую епархии. Количество мон-рей в 1958-1964 гг. уменьшилось с 69 до 16, число монашествующих сократилось с 3 тыс. примерно до 1,5 тыс. Особенно тяжелым ударом для Церкви явилось закрытие в 1963 г. древней святыни Руси - Киево-Печерской лавры. Лавра была временно закрыта на ремонт, но реставрацию не начинали, храмы и пещеры оказались в угрожающем состоянии как раз после прекращения в ней богослужений и ухода монахов. Предпринята была попытка закрыть и почаевскую Успенскую лавру , но насельники во главе с настоятелем архим. Севастианом сумели ее отстоять. Негативное влияние на церковную жизнь оказало принятое под давлением гос. власти на Архиерейском Соборе 18-19 июля 1961 г.

http://pravenc.ru/text/64694.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010