Совершая богослужение, мы исповедуем ту же веру, возносим по существу те же молитвы, что и многие поколения наших предков. Однако традиция – это не только способ встречи с предшествующими поколениями. Мы обращаемся к традиции не из любви к старине, а потому, что в ней нам передана спасительная истина, ведь, как говорит апостол Павел, " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13:8). Наша будущность и надежда – в нашей святой православной вере. Не будем забывать, что Евангелие дано нам для преображения человека, для того, чтобы мы знали, каким человек может стать, если он последует Христу. Иными словами, Евангелие и традиция – о будущем и для будущего, а не только и даже не столько о прошлом. Сегодня я особенно хотел бы призвать всех вас, а через вас – и пресвитеров побуждать паству к подвигу христианской жизни. Призывать каждого быть настоящим, вдумчивым, искренним христианином, верным сыном Церкви, даже если кто-то считает это трудным, немодным и непопулярным. Войти в Церковь призывает Господь всех тех, кто решится стать Его учениками; через Церковь Христос несет мир, истину и спасение человечеству, которое остро в этом нуждается. Нет более высокого, достойного и ответственного призвания, чем христианское, и все мы избраны Богом к тому, чтобы воспринять эту честь и ответственность. " Знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная " (1 Ин. 5:20). Аминь. См. перечень визитов в приложении к докладу, раздел II. См. список в приложении к докладу раздел III. См. список в приложении к докладу раздел IV. См. список в приложении к докладу раздел V. См. перечень таких форумов в приложении к докладу раздел VI. См. перечень заседаний Священного Синода в приложении к докладу раздел VII. См. перечень заседаний Высшего Церковного Совета в приложении к докладу раздел VIII. См. перечень документов в приложении к докладу раздел IX. См. перечень хиротоний в приложении к докладу раздел XII.

http://religare.ru/2_108368.html

Социальное служение и благотворительность Мы, православные христиане, призваны освещать мир светом любви Христовой и являть свою веру делами. Социальное служение с апостольских времен являлось одной из важнейших сторон христианской жизни. Программа социального служения ближним ясно начертана в Святом Евангелии в известных словах Спасителя: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 35-36, 40). Растущие проблемы с бездомными, беженцами, беспризорными детьми, безработными, одинокими людьми должны находиться под пристальным вниманием Церкви. Принять под церковный кров, обогреть, накормить, одеть, а может быть, и воспитать, и научить наша первейшая христианская обязанность. В последние годы, слава Богу, у Церкви есть такая возможность. Во многих епархиях, монастырях и приходах развивается социальное служение: открываются богадельни, детские приюты, школы-интернаты, благотворительные столовые. Церковь сегодня организует медицинский патронаж в Домах ребенка, больницах и хосписах, оказывает помощь престарелым, осужденным, наркоманам и алкоголикам, мигрантам и жертвам стихийных бедствий. Однако в некоторых епархиях это важное служение остается без должного внимания, что подтверждается соответствующей информацией в епархиальных годовых отчетах. Социальные проблемы для нас с вами не просто абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен. Мы призваны Христом на служение любви и не можем не сострадать тем, кого Христос называет своими меньшими братьями, и не стараться сделать все от нас зависящее, чтобы им помочь. Взаимодействие с армией и силовыми структурами Значимым направлением церковного служения является духовное окормление армии и сотрудников правоохранительных органов. Православная Церковь всегда считала защиту Отечества священным делом.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Спасение может быть обретено только в Церкви Христовой. «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь», — говорит священномученик Киприан Карфагенский По слову священномученика Иринея Лионского , мы принимаем веру от Церкви, «и она всегда через Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим сам сосуд, в котором содержится. Ибо этот дар Божий вверен Церкви, как дыхание дано первозданному человеку, для того чтобы все члены, принимающие его, В современном мире, помимо Православной Церкви, существует множество христианских сообществ, называющих себя церквами. Русская Церковь определила свое отношение к инославным христианским сообществам в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятом на Архиерейском Соборе 2000 года. В этом документе говорится: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: “Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” ( Мф 16:18 ). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, “столп и утверждение истины” ( 1Тим 3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о “вере, однажды преданной святым” ( Иуд 1:3 2. Свойства Церкви: Единая, Святая, Соборная и Апостольская. В Символе веры говорится: «Верую… в Единую Святую Соборную и Апостольскую Эти слова указывают на четыре существенных свойства Церкви: единственность, святость, соборность (кафоличность) и апостоличность. Единственность и единство Церкви Церковь одна, потому что Бог один. Через одного Бога и по Его воле Церковь объединяет всех, готовых принять «единство веры» ( Еф 4:13 ), утвержденной на одном Завете для всех О единстве Своих учеников молился Иисус Христос перед крестными страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин 17:21 ). Размышляя над этими словами, святитель Кирилл Александрийский пишет, что единство Церкви «отражает черты природного и существенного единства, мыслимого в Отце и И хотя в силу человеческого несовершенства союз любви между христианами и сила единомыслия не доходят до степени нераздельности Отца и Сына, единство Святой Троицы является тем образом единства, к которому должны стремиться все христиане: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин 17:22–23

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Церковь Христова – это благодатная жизнь духа в совершенном единении с Богом. Аз в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино ( Ин.17:23 ). Церковь – это тело Христово, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:23 ), в ней действует сила Христова, в ней же совершается исполнение Его искупительного подвига. Церковь Христова – это неиссякающий поток благодати Святого Духа, Который свободно изливается в ней, раздавая многообразные дарования, созидая человека в жилище Божие ( Еф.2:22 ) в любви, во всякой благости, истине и правде ( Еф.5:2,9 ). Церковь Христова – это град Божий, имеющий в стенах своих мир ( Пс.121:7 ), мир с Богом, мир в душе каждого, единение духа в союзе мира между собою и со всеми людьми ( Еф.4:3 ). Эта Церковь создана Господом Иисусом Христом и устроена руками апостолов. К апостольскому служению Господь призвал Сам кого хотел, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь ( Мк.3:13 ). В день Пятидесятницы на первых членов Церкви сошла благодать Святого Духа, и с того времени Церковь сама поставляет себе избранных Богом на апостольское служение. В ней никто сам собою не приемлет этой чести ( Евр.5:4 ). Так, Савл, призванный в чудесном явлении Господа Иисуса Христа и принятый в Церковь чрез апостолов, имел обильные дарования пророка и учителя, проповедовал в Дамаске и устраивал Церковь в Антиохии, но стал апостолом не ранее, чем Церковь поставила его на это служение. Так же и Варнава, близкий сотрудник апостолов, любимый в Иерусалимской общине и там прозванный «сыном утешения», апостольское звание свое получил чрез руковозложение Церкви ( Деян.13:1–3 ). Епископское служение – это жребий апостольский. Епископ – соработник апостолов и верный строитель Церкви ( 1Кор.4:2 ; Тит.1:7 ), хранящий таинство веры в чистой совести ( 1Тим.3:9 ). Епископ – архиерей, дающий ответ пред Богом за все происходящее в Церкви и приносящий без гнева и сомнения молитвы Богу «о своих грехах и людском неведении». О спасении людей, о благостоянии Церкви, о мире всего мира и соединении всех приносит епископ мирную жертву пред Престолом Божиим. Епископ, постоянно трезвясь, хранит в душе своей глубокий и неотъемлемый мир, так как только в мирном духе, как в дыхании тихого ветра, ему открывается Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

пленуму Церкви 29 2011 р. 19:30 28-29 2011 року перший пленум Церкви. На завершення що у пленуму, було прийнято текст щодо розглянутих (рос.)   1. Одобрить проект документа «Общественная деятельность православных христиан» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. Просить Священный Синод разработать документ, определяющий порядок получения церковного благословения общественными организациями.   2. Одобрить проект документа «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.   3. Одобрить проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.   4. Одобрить проект документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. Поручить комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности разработать документ, касающийся организации деятельности братств и сестричеств диаконической направленности.   5. Одобрить проект документа «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от безбожников в годы гонений пострадавших» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. Отметить многообразие подвига лиц, пострадавших от безбожников, от инославных и иноверных гонителей в разных странах канонической ответственности Московского Патриархата на протяжении ХХ века.   6. Одобрить проект «Временного положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, причта, сотрудников церковных учреждений и их семей» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.   7. Одобрить проект документа «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.   8. Продолжить изучение многочисленных отзывов и предложений, поступивших по проекту документа «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов», при участии представителей комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, а также редакционной комиссии Межсоборного присутствия. Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1396777...

Архив Пн Решения пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви 29 января 2011 г. 19:30 1. Одобрить проект документа «Общественная деятельность православных христиан» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. Просить Священный Синод разработать документ, определяющий порядок получения церковного благословения общественными организациями.   2. Одобрить проект документа «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.   3. Одобрить проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.   4. Одобрить проект документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. Поручить комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности разработать документ, касающийся организации деятельности братств и сестричеств диаконической направленности.   5. Одобрить проект документа «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от безбожников в годы гонений пострадавших» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. Отметить многообразие подвига лиц, пострадавших от безбожников, от инославных и иноверных гонителей в разных странах канонической ответственности Московского Патриархата на протяжении ХХ века.   6. Одобрить проект «Временного положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, причта, сотрудников церковных учреждений и их семей» и представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.  

http://patriarchia.ru/db/text/1396775.ht...

Синод РПЦЗ отказал в участии во Всезарубежном соборе послу США на Украине 10 марта 2006 г. 14:17 Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) выступил против участия во Всезарубежном соборе посла США на Украине Джона Хербста — по причине его контактов с ЦРУ. Ранее посол, наряду со священником Леонидом Пляцом, был избран делегатом Собора Одесской епархии РПЦЗ. На сайте этой епархии, возглавляемой епископом Агафангелом (Пашковским), сообщается, что Синод отказал в участии «мирянину Джону Хербсту», поскольку он «по долгу своей службы имеет контакты с ЦРУ». Отцу Леониду было также отказано по той причине, что он «в момент перехода в РПЦЗ находился под прещением в Русской Православной Церкви». Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на «источник в РПЦЗ», в конце февраля Синод направил епископу Агафангелу официальное разъяснение. В нем говорилось, что члены Архиерейского Синода «не сомневаются в личных качествах и достоинствах Джона Хёрбста», но его «нельзя считать свободным членом» Всезарубежного собора, поскольку он не может «участвовать в общественной жизни в качестве частного лица» без ведома и согласия государственного департамента США, будучи по должности обязанным «поддерживать позицию своего правительства». Поэтому «присутствие такого делегата, безусловно, многими было бы воспринято как проявление своего рода «сергианства», а члены Синода желают быть совершенно свободными от какого-либо политического вмешательства на соборе», сказано в документе. Члены Синода Зарубежной Церкви также отметили, что «немногим более года тому назад в Киеве состоялся переворот, к которому США имели прямое отношение», поэтому «присутствие посла США в Киеве на Всезарубежном соборе может быть воспринято в России как провокационное». Что касается священника Л. Пляца, то его участие во Всезарубежном соборе, как отметили в РПЦЗ, «может быть ущербным» для Церкви, поскольку у многих возникает вопрос относительно личности «священника, принявшего монашеский постриг, давшего монашеские обеты, а также постригшего свою жену в великую схиму, а затем — передумавшего». Документы, полученные предсоборной комиссией от Минской епархии Московского Патриархата, подтверждают, что в 1992 году отец Леонид без разрешения своего епархиального начальства принял монашеский постриг с именем Георгий, а затем постриг свою жену в великую схиму. Пострижены в монашество им были и еще несколько женщин. Однако год спустя иерей счел свои собственные действия «противоправными и преступными с духовной точки зрения» и попросил митрополита Минского Филарета «все сии постриги считать недействительными». Священник был прощен и продолжил жить со своей супругой, освободившейся от схимнических обетов. Однако впоследствии за новые канонические и моральные нарушения Л.Пляц был лишен священного сана, покинул Минскую епархию и перешел на службу к епископу Агафангелу (РПЦЗ). Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/87871.html

Однако, по признанию К., «жизнь показала, что комиссия, в рамках которой предполагалось объединить как представителей Русской Православной Церкви, так и представителей различных старообрядческих согласий, встречается с постоянными затруднениями в своей работе. И это затормозило развитие диалога» (Доклад митр. Смоленского и Калининградского Кирилла по вопросам взаимоотношений с РПЦЗ и старообрядчеством на Архиерейском Соборе РПЦ 3-8 окт. 2004//РПЦ: Офиц. сайт МП). Как отметил далее К. в докладе на тему «взаимоотношения с РПЦЗ и старообрядчеством» на Архиерейском Соборе 2004 г., «диалог со старообрядчеством более успешно развивается отдельно с каждым согласием» (Там же). Осенью 2000 г. в связи с 200-летним юбилеем учреждения первых единоверческих приходов в лоне Русской Церкви (см. Единоверие ) в Москве состоялась конференция на тему «200-летие канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви». Конференция прошла под председательством К. и собрала делегатов от единоверческих общин Москвы и Московской обл., С.-Петербурга и Ленинградской обл., Нижегородской, Ивановской, Екатеринбургской и Самарской областей. В окт. 2004 г. тема диалога со старообрядчеством была обсуждена на Архиерейском Соборе РПЦ. Доклад К. на Соборе содержал подробный анализ истории старообрядчества, проблем и перспектив диалога. Как отметил митрополит, «проблема старообрядчества не является исключительно церковной, у нее есть и иные аспекты - социальный, политический, культурный. Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию». Разделение, длящееся веками, становится привычным, отметил К. Но «даже если старая рана в какой-то момент почти перестает тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия». Митрополит указал на 3 причины, по к-рым он считает своевременным развитие диалога со старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Итак, на земских соборах подписывались под соборными постановлениями только лица высших привиллегированных классов, стоящих на верху служебной лестницы, низы же только целовали крест, как знак своего согласия с соборными постановлениями, не прикладывая к ним своих рук. Но даже и из привиллегированных лиц подписывались иногда не все из присутствовавших на соборе. Точно также и на церковных соборах подписывались далеко не все из присутствовавших на них лиц. Так, под их деяниями никогда не подписывались присутствовавшие на них бояре, окольничие и думные люди, или так называемый царский синклит; никогда не подписывались затем члены белого духовенства, исключая почетных протопопов. Мы видели, что нередко под соборными деяниями не подписывались и присутствовавшие на соборах «честнии архимандриты и преподобнии игумены“, или, если когда они и подписывались, то не все, а только некоторые. То же нужно сказать и о монастырских соборных старцах и о протопопах. Всё это показывает, что в древней Руси совсем не считали нужным иметь под соборными деяниями подписи всех присутствовавших на соборе лиц, а считали достаточным подписи хотя и немногих, но зато важнейших лиц, какими всегда признавались епископы. Только подпись присутствовавших на соборе архиереев под соборными деяниями считалась обязательною, а подписи других лиц могли быть и не быть,– сущность дела от этого не менялась. Очевидно епископские подписи служили выражением согласия с соборными постановлениями всего вообще духовенства, хотя бы под ними других подписей кроме архиерейских и не было. Правда, мы имеем два случая, когда даже не все присутствовавшие на соборах архиереи подписались под соборными деяниями. Так на соборе 1580 года в числе присутствовавших архиереев значится: Корнелий епископ юрьевский и вилянской, Феодорит епископ сарский и подонский, но подписей их под соборными деяниями нет. Точно так же на соборе 1589 года, об учреждении патриаршества, присутствовали, но не подписались под уложенной грамотой: митрополит новгородский и архиепископ нижегородский. Несомненно однако, что отсутствие под соборными деяниями подписей указанных иерархов было явлением исключительным и чисто случайным, так как на всех других соборах все присутствовавшие архиереи, обязательно до своего отъезда из Москвы, подписывались под соборными деяниями, о чем всегда заботились сами государи, которые не допускали разъезда архиереев с Москвы прежде, чем они не подпишутся под соборными деяниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Сии заседания закрытые» 168 . Мысль об образовании собора на вышеизложенных основаниях была высказана комитету, как предложение образовать высшую судебную инстанцию над судным отделением святейшего Синода, в виде чрезвычайного и экстраординарного суда, который действовал бы в особых, исключительных случаях. Поэтому настоящая мысль и содержавшееся в ней предложение были рассмотрены, взвешены и обсуждены комитетом только в виду цели предложения, т.е. со стороны потребности, удобства и пользы осуществления сего предложения для дел судных. Вследствие сего при обсуждении цели и существа сего предложения, комитет прежде всего задался вопросом: нужно ли учреждать сверх трех проектированных инстанций-духовных судей, духовно-окружных судов и судебного отделения святейшего Синода, -еще четвертую и последнюю инстанцию, и если настоит в этом необходимость то в каком виде могла бы быть организована эта инстанция? В ответ на первый из этих вопросов высказано, что дела о лицах архиерейского сана до сих пор составляли и будут составлять самое редкое исключение. так что нет поводов и оснований учреждать новую над судебным отделением святейшего Синода высшую инстанцию, в которой если и может быть какая-либо потребность, то самая ограниченная. Притом, в ввиду уважения и доверия к синодальному суду, надлежало бы решения его сделать в каждом случае безапелляционным; тем более, что размножение числа инстанций действует вообще более вредно, чем благодетельно в деле правосудия. Комитет не согласился с этим заключением в виду соображений, что в настоящее время, по существующему устройству в русской церкви, лица архиерейского сана поставлены в более стесненное положение относительно прав суда, чем все прочие священнослужители. В то время, как последние, недовольные судом епархиального начальства, могут возводить свое дело до суда святейшего Синода, лицо архиерейского сана, сужденное и недовольное судом, лишено возможности принести куда-либо жалобу, хотя бы и сознавало себя вполне невинным. Подобное положение вещей, оказываясь неудовлетворительным с точки зрения общей справедливости, представляется несообразным с канонами древней церкви, по правилам и практике которой и архиерею было предоставлено право искать суда в двух инстанциях: в областном соборе метрополии и в большем соборе архиереев нескольких митрополий, впоследствии соборе патриаршем.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010