Архив Пн Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года 2 февраля 2010 г. 16:04 Дорогие собратья-архипастыри! Год назад Божиим Промыслом и волеизъявлением архиереев, клириков, монашествующих и мирян на престол Предстоятеля Русской Православной Церкви был возведен шестнадцатый Патриарх Московский и всея Руси. За истекшее время я посетил 24 епархии, в том числе входящие в состав Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата, а также епархии в Азербайджане и Казахстане. Состоялся мой первый визит в братскую Поместную Церковь — Константинопольский Патриархат. Большое значение имел ряд церковных, а также общественных форумов, организованных при участии представителей Церкви. Это: XVII Международные образовательные Рождественские чтения (15-17.02.2009), XIII Всемирный Русский Народный Собор (21-23.05.2009), празднование Дней славянской письменности и культуры (20.05-01.06.2009), III Ассамблея Русского мира (3.11.2009), VIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства» (4-8.11.2009), III Всемирный конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом (1-2.12.2009), I Форум православных женщин (3-4.12.2009). Неоднократно я встречался с Президентом и  Председателем Правительства России, а также с руководителями других государств, на которых распространяется каноническая территория нашей Церкви: Президентом и Премьер-министром Украины, Президентами Беларуси, Молдовы, Азербайджана и Казахстана. Кроме того, я многократно общался с региональными руководителями. Состоялись мои встречи с первыми лицами Болгарии, Кубы, США, Турции, Черногории, Эквадора, а также с Генеральным секретарем Совета Европы и Генеральным директором ЮНЕСКО. Среди важнейших событий минувшего года — положительное завершение многолетнего диалога между традиционными религиями России и Российским государством по вопросу преподавания основ религиозной культуры в школе и введения института военного духовенства. В 2009 году мною вместе с членами Священного Синода была предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии, уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы: Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Синодальный информационный отдел, Финансово-хозяйственное управление, разведены функции Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии. Учреждена Общецерковная аспирантура и проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. По завершении подготовительной работы начало действовать созданное решением Священного Синода Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви. Активизируется деятельность Общецерковного суда.

http://patriarchia.ru/db/text/1061651.ht...

«Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин» — так начинается один из важнейших документов, созданных Церковью за последние годы. Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2–3 февраля 2015 г. в храме Христа Спасителя в Москве. Группа Вконтакте Facebook группа Об участии верных в Евхаристии «Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин» — так начинается один из важнейших документов, созданных Церковью за последние годы. Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Из вступительного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии пленума Межсоборного Присутствия Причастие — основа церковной жизни, жизни каждой ее епархии, каждого ее прихода. И от того, как каждый переживает Таинство Евхаристии, зависит духовное здоровье личности и всего православного сообщества. Соединяясь во Христе в общины, все мы — архиереи, священники, диаконы, монашествующие и миряне свидетельствуем свое намерение стать сынами и дщерями Божиими, наследниками Вечного Царства. Значимость величайшего Таинства таинств обусловила и особую судьбу документа, описывающего порядок приобщения членов Церкви Тела и Крови Христовым, дисциплину подготовки к Причастию. Документ был трижды практически переписан разным составом авторов. Большое значение имело общецерковное обсуждение в епархиях и в интернете. Нынешний вариант проекта вобрал в себя многообразие существующих сегодня в Русской Церкви практик. В 30 тысячах приходах, в почти трехстах епархиях Московского Патриархата сформировались различные традиции подготовки к Причастию, различные подходы к решению вопроса о частоте принятия Святых Христовых Тайн, и мы не можем игнорировать одни традиции, отдавая предпочтение другим.

http://predanie.ru/book/216892-ob-uchast...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ («Даниловская оппозиция»), распространенное в церковно-научной лит-ре обозначение архиереев РПЦ, близких к настоятелю Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского муж. мон-ря Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому) , к-рые не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх) и прекратили его поминовение за богослужением (см. ст. «Непоминающие» ). В 1-й пол. 20-х гг. XX в. вокруг Данилова мон-ря и архиеп. Феодора, авторитетного ученого-богослова, бывш. ректора МДА, существовало многочисленное сообщество пребывавших в Москве архиереев. В этот круг входили митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Варшавский сщмч. Серафим (Чичагов) , архиепископы Угличский сщмч. Серафим (Самойлович) , Черниговский Пахомий (Кедров) , Иркутский Гурий (Степанов) и др. Связанные с Даниловым монастырем архиереи активно выступали против обновленчества и вмешательства гос-ва в дела Церкви. После освобождения из-под ареста в июне 1923 г. Патриарха свт. Тихона среди епископата РПЦ возникли разные суждения о целесообразности продолжения управления Церковью Патриархом, к-рый по-прежнему находился под угрозой суда. Однако на состоявшемся вскоре в Даниловом мон-ре архиерейском совещании архиереи-«даниловцы» настояли на обращении к Патриарху с просьбой остаться во главе Церкви. Позиция «даниловцев» послужила основанием для Патриарха выразить даниловскому настоятелю признательность (Акты свт. Тихона. С. 737-738). Уважавший и ценивший архиеп. Феодора Патриарх Тихон предлагал ему должность управляющего Ленинградской епархией. Архиеп. Феодор отказался от этого назначения. Видимо, на это решение повлияло неодобрение архиеп. Феодором проводимой Патриархом Тихоном после освобождения более гибкой линии в отношениях с властями и, в частности, допущение возможности переговоров с обновленческим синодом. Против такой возможности архиереи-«даниловцы» активно выступили на состоявшемся в кон. сент. 1923 г. в Донском мон-ре архиерейском совещании, большинством голосов отвергнувшем предложение о компромиссе с обновленцами. Самостоятельная позиция архиеп. Феодора и его сторонников дала основание Патриарху шутливо назвать их «конспиративным Синодом» ( Цыпин. С. 105). Однако не следует считать, что архиеп. Феодор и единомышленные ему архиереи образовали какой-то самочинный орган церковного управления, существовавший одновременно с учрежденным Патриархом Временным Священным Синодом , и создали к.-л. структуры, обособленные от Патриаршей Церкви. «Оппозиционность» архиереев-«даниловцев» выражалась в полемике, не выходившей за пределы канонического повиновения Патриарху.

http://pravenc.ru/text/171335.html

Об итогах Архиерейского Совещания 15 февраля 2015 г. 10:30 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз»  7 февраля 2015 года. 2-3 февраля в Москве состоялось Архиерейское Совещание, в котором приняло участие  большинство епископов Русской Православной Церкви, которые прибыли из разных стран, с разных континентов. Эти архиереи представляют десятки и сотни миллионов православных христиан, которые принадлежат к сфере канонической ответственности Московского Патриархата. Совещание открылось обстоятельнейшим докладом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом докладе очень много было сказано о состоянии Церкви, о том, как развивается ее свидетельство и служение, как сегодня видится перспектива развития этого свидетельства и этого служения. Конечно, Святейший Патриарх в первую очередь коснулся происходящего на Украине. Это боль многих наших пастырей, монашествующих, мирян и, конечно, это личная боль Святейшего Патриарха, о чем много раз говорил. Вот что было сказано в докладе: «Стремясь положить предел кровопролитию, Русская Православная Церковь неустанно призывала враждующие стороны к мирному диалогу. Однако чаемый мир не может быть устойчивым — я всегда это подчеркиваю, — если не будут устранены основания для проявления несправедливости и дискриминации по языковому, национальному или религиозному принципам». Много было участников с Украины на этом Архиерейском Соборе. Были и архипастыри, которые служат в юго-восточных областях, там, где сегодня происходит братоубийственная брань, где льется кровь. Архипастыри свидетельствовали своим участием в соборе о церковном единстве, о том, что они чувствуют себя одним Телом Христовым с выходцами из разных стран, относящихся к исторической Руси, к той Руси, которая началась в Киеве в момент ее Крещения равноапостольным князем Владимиром, 1000-летие преставления которого мы в этом году отмечаем.

http://patriarchia.ru/db/text/3964180.ht...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Беседа митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с редактором портала RELIGARE Александром Щипковым – Ваше Высокопреосвященство, в своем докладе на Архиерейском совещании Святейший Патриарх Кирилл сказал: " Мы завершили эпоху торжественного храмостроительства и парадных мероприятий. Нам предстоит строительство простых, не дорогостоящих храмов с необходимыми помещениями для полноценной приходской деятельности и ежедневная работа с пасомыми " . Означает ли это, что пастырские задачи для всех членов Церкви становятся более приоритетными, чем административно-хозяйственная деятельность, и " батюшка-хозяйственник " уходит в прошлое, уступая место просвещенному священнику, проповеднику и миссионеру? – Святейший Патриарх говорил, скорее, о естественном смещении акцентов. Если в последние 20 лет восстановление Церкви как структуры, в том числе и церковных зданий, было приоритетом в деятельности архиереев и клириков, то сейчас на первое место выходит другая составляющая – миссионерская. Это, конечно, не означает, что Церковь совсем не занималась миссионерством в тот период, но акценты расставлялись по-другому. Разумеется, и сегодня не прекратится строительство храмов. В одной только Москве, как сказал Святейший на том же архиерейском совещании, за 2010 год планируется построить около двухсот храмов. Строительство храмов продолжится и в других епархиях, ведь в некоторых из них до сих пор нет кафедральных соборов, как например, в Пензе, где я недавно был. Уверен, что эпоха храмоздательства будет продолжаться еще долго, но сегодня миссионерская, просветительская составляющая выходит на первый план, потому что пришло этому время. Мы воссоздали церковную структуру, открыли храмы, монастыри, возродили духовные школы. Теперь встает вопрос не столько количественного роста Церкви, сколько качественного. Святейший Патриарх делает особый акцент на нравственную и просветительскую роль Церкви. Церковь должна быть не просто местом, куда люди приходят для того, чтобы поставить свечку перед началом важного дела, куда они приносят крестить детей, где они венчаются, и куда их приносят потом отпевать. Церковь должна быть общественной силой, " солью земли " и " светом мира " (ср.: Мф. 5:13–14), то есть она должна нравственно очищающе влиять на все общество и на каждого его члена.

http://religare.ru/2_74534.html

поиск:   разделы   рассылка Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2015 года) 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. 1. Участники Архиерейского Совещания, вознося благодарственную хвалу Пресвятой Троице за милости, явленные Церкви нашей, свидетельствуют о развитии ее жизни и служения во всех странах канонического присутствия Московского Патриархата и в диаспоре. Заслушав доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о деятельности Русской Православной Церкви, который лег в основу работы Совещания, его участники выражают благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и Священному Синоду за труды, понесенные ими со времени Освященного Архиерейского Собора 2013 года, и поддержку всех их начинаний. 2. Архиереи, собравшиеся на Совещание, молят Бога ниспослать справедливый мир на землю Украины, остановить на ней трагическое кровопролитие, оградить ее от дальнейших скорбей, а ненавидящих друг друга – привести к покаянию и взаимному прощению. Участники Совещания единодушно выражают поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и епископату Украинской Православной Церкви в их трудах по сохранению церковного единства и преодолению расколов. Важным для прекращения нынешнего конфликта видится переход к широкомасштабному диалогу, который позволил бы людям разных политических взглядов и убеждений, культурных и языковых предпочтений вместе определять будущее страны. При этом важно, чтобы никакая из общественных сил не была исключена из процесса принятия решений. Чада Русской Православной Церкви призываются к молитве о мире и к оказанию посильной помощи невинно пострадавшим в результате вооруженного конфликта. Участники Совещания призывают всех, от кого это зависит, немедленно приложить усилия для прекращения кровопролития, уносящего человеческие жизни. 3. Участники Совещания ознакомились с промежуточными результатами осуществления решений и пожеланий Освященных Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов. В свете решений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов синодальным учреждениям и епархиальным управлениям надлежит приложить усилия к активному исполнению тех поручений, которые требуют дальнейшей работы – особенно в области богословского образования и образования мирян, желающих трудиться в области миссии, катехизации, молодежной или социальной работы.

http://religare.ru/2_105991.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы Священного Синода от 24 августа 2023 года Служба коммуникации ОВЦС, 24.08.2023. 24 августа 2023 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 47 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Архиерейском Совещании. Справка: В заседании от 29 декабря 2022 года Священный Синод определил: «Для братского обсуждения текущих вопросов церковной жизни созвать на 19 июля 2023 года Архиерейское Совещание в составе всех епархиальных и викарных архиереев епархий на территории России – в обязательном порядке, а также архиереев епархий в других странах – в зависимости от возможности прибыть в Москву» (журнал 121). 19 июля сего года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Актовом зале Московской духовной академии, состоялось Архиерейское Совещание, в котором принял участие 271 архипастырь (в том числе 223 правящих, 42 викарных, 6 на покое). В ходе Совещания состоялась обстоятельная дискуссия по докладу Святейшего Патриарха Кирилла. Был рассмотрен проект документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией и представленный ее председателем Преосвященным митрополитом Будапештским и Венгерским Иларионом. Участники выразили согласие с выводами этого документа и передали его на утверждение Священного Синода. По итогам рабочего дня было принято Постановление. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи проведением Архиерейского Совещания. 2. Благодарить Святейшего Патриарха Кирилла за руководство работой Архиерейского Совещания и представленный доклад.

http://mospat.ru/ru/news/90659/

Состоялось заседание архиерейского совета сентября 2023 Владыка приветствовал присутствоваших на втором в этом году заседании архиерейского совета, рассказал о прошедших со времени первого заседания событиях в жизни Русской Православной Церкви и Санкт-Петербургской митрополии. Он напомнил, что на заседании Священного Синода, прошедшем 24 августа в Санкт-Петербурге, наместником Александро-Невской лавры был назначен епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , отметив, что хорошо знает владыку по совместному служению в Мордовии. Также сменился правящий архиерей Выборгской епархии : епископом Выборгским и Приозерским определено быть владыке Варнаве , ранее служившему в Нижегородской митрополии. Митрополит поздравил новоназначенных епископов, подчеркнув, что оба более десяти лет ревностно трудились на своих кафедрах, и пожелал на новых местах продолжить со тщанием исполнять возложенные на них послушания. Митрополит обратил внимание на прошедшее 19 июля в Троице-Сергиевой лавре архиерейское совещание, которое в некоторой степени восполнило отсутствие Архиерейского Собора, не проводившегося с 2017 года, остановился на докладе Святейшего Патриарха Кирилла и на затронутых на нем вопросах современной церковной жизни. " Особое внимание Его Святейшество уделил ситуации в мире и на Украине, где сейчас происходит не только братоубийственная брань, но и гонения, направленные на ликвидацию канонической Церкви, захватываются храмы, происходят аресты и избиения священнослужителей, - сказал митрополит Варсонофий. - Все эти процессы, по мысли Святейшего владыки, являются проявлением войны, которую внешние силы, в том числе определенные политические элиты ведут с православием - к сожалению, руками православных же людей, являющихся частью одного народа, вышедшего из днепровской купели Крещения. Поистине, сегодня идет " судьбоносная, метафизическая борьба " . И участия в этой борьбе, коль скоро она идет не только в политическом и военном измерении, но и в духовном, нам не избежать. Поэтому Предстоятель призывает архипастырей и пастырей в это сложное, исторически определяющее время все свои силы направить на " ясное свидетельство окружающим о силе православия, о необходимости заботиться о нашей вере, о Церкви и о стране " , направить на актуальную, живую проповедь, на реальное духовное окормление нашего народа, нашего воинства, которое сейчас очень в этом нуждается. Мы видим, какой духовный и патриотический подъем в настоящее время происходит в нашем Отечестве, какое внимание стало уделяться утверждению в обществе традиционных нравственных ценностей. Со стороны соотечественников, несомненно, есть запрос на духовность, на знакомство с православной верой и традициями. Необходимо всемерно помогать людям в их желании " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

14 сент. 1923 г. собрание правосл. религ. общин Иваново-Вознесенска, обсудив вопрос о приглашении архиерея на свободную кафедру, единогласно постановило «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева... и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность». 21 сент. 1923 г., после пострига, А. был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. Трудами А. большинство обновленческих храмов Иваново-Вознесенска присоединилось к РПЦ. 15 февр. 1924 г. А. арестован и обвинен в нарушении законодательства об отделении Церкви от гос-ва, в том, что, «используя религиозные предрассудки населения, старается направить последнее к сопротивлению законам советской власти». 8 авг. 1924 г. А. был освобожден. Деятельность А. в Иваново-Вознесенске по искоренению обновленчества заставила начальника Иваново-Вознесенского ОГПУ 1 сент. 1926 г. отправить донесение начальнику 6-го секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову с требованием разрешения на высылку епископа за пределы губернии. 8 сент. Тучков распорядился арестовать А. и под конвоем отправить в Москву. 9 окт. А. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, 22 окт. особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Ср. Азии: сначала в г. Ходженте [Худжанд], затем до марта 1930 г. в Пенджикенте. После окончания ссылки особым совещанием ОГПУ 14 окт. 1929 г. ему было запрещено проживание в 6 крупных городах и областях страны в течение 3 лет. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) А. был назначен на Алма-Атинскую кафедру, но местные власти отказали в регистрации. С 1 апр. 1930 г. епископ Сызранский. 21 февр. 1931 г. арестован и приговорен к 3 годам заключения в Свирских лагерях, близ ст. Лодейное Поле Ленинградской обл. Работал на сборе смолы в лесу, затем фельдшером в медпункте. После освобождения, в 1934 г., назначен епископом Калужским и Боровским. В Калуге служил в ц. вмч. Георгия Победоносца. 2 апр. 1936 г. возведен в сан архиепископа. Накануне праздника Рождества Богородицы, 20 сент. 1937 г., А. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности в Калуге. На допросе заявил: «Виновным себя и сейчас не признаю и впредь ни при каких условиях... даже если будет мне устроена очная ставка... я и в этом случае виновным себя не признаю». 19 нояб. 1937 г. тройкой УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу. Расстрелян вместе с группой духовенства и мирян Калужской епархии, погребен в общей неизвестной могиле. Канонизирован к общецерковному почитанию Архиерейским Собором 2000 г.

http://pravenc.ru/text/62612.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Русской Православной Церкви по уставу от 9 июня 1988 г. Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви. В год тысячелетнего юбилея Крещения Руси, с 6 по 9 июля 1988 г., в Троице-Серги-евой Лавре заседал Поместный Собор Русской Православной Церкви. В деяниях Собора приняли участие: по своему положению - все архиереи Русской Церкви; по избранию - по два представителя от клириков и мирян каждой епархии; а также представители духовных школ, наместники и игумений монастырей. Председательствовал на Соборе Святейший Патриарх Пимен и постоянные члены Синода. Среди документов Собора важнейшее значение имеет Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый 9 июня 1988 г. Проект Устава был разработан и представлен полноте Собора архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (ныне митрополит). Предварительно он обсуждался на Архиерейском Предсоборном Совещании 28-31 марта 1988 г. На Предсоборном Совещании и во время дискуссии, состоявшейся на самом Поместном Соборе, были рассмотрены и внесены поправки в текст Устава, уточнены отдельные формулировки. Это первый Устав в истории Русской Церкви. В синодальную эпоху управление Русской Церковью осуществлялось на основании «Духовного регламента,» в некотором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регламент заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917-1918 гг. и, наконец, с 1945 г. по 1988 г. действовало краткое «Положение об управлении Русской Православной Церковью.» Ныне действующий Устав разделен на 15 глав, каждая из которых состоит из нескольких статей. В преамбуле Устава («Общие положения») говорится о том, что Русская Православная Церковь является многонациональной поместной автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными Православными Церквами. Определение «многонациональная» соответствует действительности. Приводится в Уставе и другое официальное наименование Русской Церкви - Московский Патриархат.

http://sedmitza.ru/lib/text/432419/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010