Настоящая Концепция основывается на «Концепции миссионерской деятельности РПЦ», одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах Архиерейского Собора РПЦ 2008 года, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров. Она призвана помочь священнослужителям и миссионерам из числа мирян в их катехизаторской деятельности в Ростовской-на-Дону епархии. I. Подготовка к Крещению взрослых О недопустимости Крещения взрослых без оглашения Учитывая крайнюю необходимость усиления просветительской и миссионерской деятельности Церкви, с 2005 года в Ростовской-на-Дону непозволительно Крещение лиц, не прошедших курс оглашения. В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Матф. 28:19,20 ). В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство . Концепция миссионерской деятельности РПЦ особо подчеркивает каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации . Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению. «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере…» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора). Во 2м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил. Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, т.к. это является благом для духовного роста оглашенного .

http://azbyka.ru/katehizacija/rekomendat...

Перед Владимирскою иконою Божией Матери, нарочно принесенною из Успенского собора в Храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна 28 октября, схимник, член Собора, благоговейно вынул из урны один из трех жребиев с именами кандидатов, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона. С каким смирением, с сознанием важности выпавшего жребия и с полным достоинством принял преосвященный Тихон известие о Божием избрании. Он не жаждал нетерпеливо этой вести, но и не тревожился страхом, – его спокойное преклонение перед волей Божией было ясно видно для всех.Когда торжественная депутация членов Собора во главе с высшим духовенством явилась в церковь Троицкого подворья в Москве для «благовестия» о Божием избрании и для поздравления вновь избранного патриарха, преосвященный Тихон вышел из алтаря в архиерейской мантии и ровным голосом начал положенный по церемониалу краткий молебен. После молебна митрополит Владимир, обращаясь к новоизбранному, произнес: «Преосвященный митрополит Тихон, Священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество Богоспасаемого града Москвы и всея России», на что митрополит Тихон отвечал: «Понеже Священный и великий Собор судил меня, недостойного, быти в таком служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Вслед за провозглашенным затем ему многолетием митрополит Тихон обратился к Соборному Посольству с кратким словом: «Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Конечно, безмерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль ( Ueз II, 10; III, 1 ) Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно – в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа – Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка?..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Иак. 1, 17-18 Возлюбленные о Господе архипастыри - отцы настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Вновь Пастыреначальник Христос собрал нас воедино, дабы мы оглянулись на жизнь Церкви за последние два с лишним года и поразмышляли о том, что предстоит нам с помощью Божией сделать в будущем. Со времени предыдущего Архиерейского Собора, состоявшегося в ноябре-декабре 1994 года, Церковь наша шла, как и прежде, путем возрождения. Восстанавливались и стены храмов, и души людские. Житейское море, по которому плыл корабль церковный, становилось бурным, нередко препятствовали нашему плаванию штормовые ветры. Но Церковь достойно выдержала все испытания, еще раз доказав справедливость слов святителя Московского Филарета: " Как богатеет мир бедствиями и скорбями! Надобно, чтобы не меньше богатели чада Божии чувствами и делами милосердия " . Государство, общество, народ, весь внешний мир узрели нашу Церковь в том ее образе, какой начертан апостолом Павлом: " Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем " (2 Кор. 6, 10). Позвольте перейти к анализу основных областей жизни и деятельности нашей Церкви за межсоборный период. Заранее оговорюсь, что даже в пространном докладе невозможно описать все события, происшедшие за это время, все понесенные Церковью труды. Охарактеризую лишь общие направления этих трудов, а также некоторые значимые события и факты 1. Труды Патриарха и Священного Синода по устроению церковной жизни. Епархии, монастыри, приходы

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Юбилейного Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе пастыри стада Христова, богомудрые иноки и инокини, дорогие братья и сестры – верные чада нашей Святой Церкви! Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 13–16 августа 2000 года, обращается к Полноте церковной со словами апостольского приветствия: “Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами” (2 Фес. 1. 2). Архиерейский Собор и последующее освящение Храма Христа Спасителя занимают центральное место в торжествах Великого Юбилея – двухтысячелетия Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего. Глубоко символично, что Собор проходил накануне праздника Преображения Господня, когда Церковь воспоминает чудо явления славы Божией в Иисусе Христе, Который просиял божественным и нетварным светом пред Своими учениками. Чудом, символизирующим преображение и возрождение нашего народа, явилось воссоздание Храма Христа Спасителя, построенного в память воинов, за веру и Отечество павших, и разрушенного богоборцами в годину лихолетья. “Слово стало плотию” (Ин. 1. 14) — это историческое событие, совершившееся в Вифлееме Иудейском две тысячи лет назад, навсегда изменило судьбы мира. Бог, пребывая всесовершенным и неизменным, стал человеком; не оставив вечности, Он вошел в самую сердцевину истории. Господь, времена и лета во Своей власти положивший, Своим Воплощением освятил время, преобразив его в предвкушение вечности, в залог жизни и бессмертия. С момента Божественного Воплощения история мыслится в свете Царства Божия, откровением которого во времени и стало Рождество Господа от Святого Духа и Марии Приснодевы. С тех пор история в подлинном смысле обретает священный характер, ибо является как чреда великих и спасительных деяний Божиих, богоявления и богообщения, обожения и преображения твари, что совершается в Церкви Христовой силою и действием Всесвятого Духа.

http://sedmitza.ru/lib/text/429409/

Архив Пн Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г. 19:45 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, «по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди «спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить «друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни — все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://patriarchia.ru/db/text/1402527.ht...

Архив Пн Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви пастырям и пастве Православной Украины 15 января 2009 г. 03:58 Возлюбленные отцы, братья и сестры, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2 Кор. 1:2). Архиерейский Собор обращается к вам с разъяснением своего единодушного взгляда на вопрос о предоставлении полной канонической независимости Украинской Православной Церкви. Свободная и всеобъемлющая дискуссия, развернувшаяся на Соборе, показала, что большинство духовенства и верующих во многих украинских епархиях не приемлет идеи автокефалии, в то время как в западных областях Украины она большинством поддерживается. Мы понимаем настроения и тех и других, искренне желая, чтобы полнота церковная вынесла на сей счет свое решение на очередном Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Одновременно мы пастырски предостерегаем вас, отцы, братья и сестры: не позволяйте греху озлобления, недопустимому в обществе верующих, входить в сердца ваши всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:31-32). Едиными устами и единым сердцем говорим: пусть воля православного народа Украины в отношении полной канонической независимости будет выражена через мирное, взвешенное, компетентное и по-христиански благочестивое обсуждение этого вопроса, без насилия, экстремизма и политического давления. Законный канонический порядок предоставления автокефалии предполагает принятие соответствующего решения на Поместном Соборе в согласии со всеми Поместными Православными Церквами. Не приведи Господь, чтобы обсуждение проблемы украинской автокефалии создало в Церкви Божией еще один раскол, привело к каноническому хаосу. Слово наше также к тем, кто называет себя сегодня Украинской Автокефальной Православной Церковью. Дорогие, давайте подумаем вместе, как начать диалог для уврачевания духовного разделения, из-за которого скорбят и наши и ваши сердца, и восстановить разрушенное единство.

http://patriarchia.ru/db/text/526292.htm...

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года 7 июня 2008 г. 08:00 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2 Кор. 4, 5-6) Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства — возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Прошло четыре года со времени Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, когда мы стояли на рубеже времен, вступая в новый век и новое тысячелетие. Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова стало событием в жизни каждого человека, вехой в истории всего человечества и его духовной путеводительницы — Святой Церкви Божией. Всякая юбилейная дата располагает к размышлению и осмыслению прошедшего периода, подведению его итогов, а рубеж столетий, и тем более тысячелетий, особенно. Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Безрелигиозное мировоззрение объявляло христианские истины несостоятельными с точки зрения науки; психология рассматривала веру как патологическую форму сознания; социальные учения объясняли деятельность Церкви исключительно утилитарными, земными целями. Религию часто обвиняли в невежестве, в том, что она паразитирует на необразованности и бедности людей, а потому должна отмереть в ходе научного прогресса и всеобщего повышения уровня жизни. Однако только в России и других странах, где воцарился государственный атеизм, христиане столкнулись с сатанинской ненавистью антихристианских сил лицом к лицу. Для Русской Церкви минувшее столетие стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Сегодня мы заявляем во всеуслышание, что Церковь сильна не могуществом человеческим, но силой Божией, которая " совершается в немощи " (Кор. 12, 9), что Церковь и дальше будет неуклонно исполнять свою священную миссию окормления народа Божия, просвещая людей светом Христовой истины, являя на земле присутствие Живого Бога, уча отличать истинное от ложного, добро от зла, свет от тьмы. И никакие внешние силы не воспрепятствуют ей в этом, ибо, по неложному обещанию Спасителя, " врата ада не одолеют ее " (Мф. 16, 18). О тех же, кто нарушил верность Матери-Церкви и встал на путь раскола, да будет верно апостольское слово: " Они вышли от нас, но не были наши " (1 Ин. 2, 19). Церковь с любовью и терпением относится ко всем согрешающим и призывает их к покаянию, но, когда укоренившийся во грехе не внимает этому призыву и разрушает церковное единство, возводит клевету на Церковь, когда лишенный священного сана бывший священнослужитель кощунственно продолжает совершать богослужения, попирая каноны, Церковь с глубокой болью и скорбью вынуждена свидетельствовать о том, что такой человек поставил себя вне ее. Спаситель сказал: " Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь " (Мф. 18, 15-17). Руководствуясь этим словом, внимая единогласной просьбе украинского епископата и в соответствии с постановлением Архиерейского Собора 1994 года нынешний Архиерейский Собор анафематствовал, то есть отлучил от церковного общения, монаха Филарета (Денисенко), беззаконно именующего себя " патриархом Киевским и всея Руси-Украины " . Такому же прещению подвергнут бывший священник Глеб Якунин, лишенный священного сана предыдущим Архиерейским Собором и не внявший призыву к покаянию, но продолживший кощунственно совершать священнодействия и носить священническую одежду.

http://sedmitza.ru/lib/text/429319/

Вменить в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди – не состоят ли они в масонских организациях и не разделяют ли этих учений и, если окажется, что состоят или разделяют, то разъяснять таковым, что участие в указанных организациях несовместимо со званием христианина – члена Христовой Церкви, что таковые должны или решительно отказаться от масонства и сродных с ним учений или, если они этого не исполнят, то не будут удостаиваться Св. Причащения, а при дальнейшей нераскаянности будут отлучаться от Св. Церкви. Преподав вам наши архипастырские указания относительно врагов Божиих и врагов вашего спасения, мы хотим напомнить вам апостольские увещания: «Возлюбленные, имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым... Назидая себя в любви Божией, ... ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни» (Иуд. Ï3, 19–21). «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий... Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( I Uoah. 5:4–5, 19–20 ). Аминь. Председатель Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей Митрополит Антоний (Храповицкий) 15/28 августа 1932 г. День Успения Божией Матери О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) За последние годы издано огромное количество святоотеческой литературы, которая с предельной точностью и глубиной выражает догматическое и нравственно-аскетическое учение Православной Церкви. Но в этом духовном изобилии практически полностью отсутствуют творения святых отцов, посвященные проблемам внешнего церковного устройства, положению Церкви в государстве и обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Особенно ясно нам стало это, когда мы все были свидетелями видимого влияния Святого Духа на участников IV Всезарубежного Собора, открывающего нам, что единство в истине и любви есть воля Божия и все человеческие стремления должны преклоняться перед ней. Мы не намерены идеализировать ситуацию; несомненно у обеих частей Русской Церкви есть еще проблемы, требующие исправления. Так услышим же Христа, говорящего нам: «Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3), и поступим по апостольскому указанию: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Мы, архиереи Русской Зарубежной Церкви, не просто стараемся уловить и учесть настроение нашей паствы, чтобы лавировать на гребне переменчивого мнения большинства, но более всего должны искать в молитвенной сосредоточенности, и в духе, а не в букве, Евангелия, Святых Отцов и канонов церковных — волю Божию. Ее-то мы и стремимся передать вам, дорогие наши пастыри и миряне, чтобы шествовать нам вместе путем земной жизни, неся крест послушания Христу (Лк. 9, 23, Мф. 10, 38). Пастырский подход диктует нам с осмотрительностью делать шаги на пути примирения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, чтобы «не сломить тростинки надломленной» (Мф. 12, 20), но осмотрительность совсем не означает поворота вспять или отложения богоугодного дела примирения. Нам диктуют не сроки кем-либо установленные и предписанные. Дело единения Церкви Русской мы намерены совершать неотлагательно, по мере удовлетворительного взаимоприемлемого решения остающихся проблем. Они известны и четко сформулированы. Новых претензий выставлять мы не имеем намерения. Каноническое и, открываемое им, евхаристическое единение Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московского Патриархата совершенно необходимо, как единственная возможность осуществить созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви с участием всех ее частей, о котором говорили наши предшественники, духовные вожди Русского Зарубежья. Путь к этому Собору — путь единения, а не полемических споров. «Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете» (1 Кор. 3, 3)?

http://patriarchia.ru/db/text/114090.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010