Новости В Московском патриархате ждут восстановления канонического единства с РПЦЗ 22.05.2006 15:02 Москва, 22 мая. В Московском патриархате надеются, что решение оставшихся вопросов перед восстановлением канонического единства с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) не займет много времени, сообщает РИА Новости . «Мы надеемся, что все еще звучащие голоса противников единства не станут препятствием для восстановления канонического и евхаристического общения в скором будущем», - заявил секретарь по межправославным отношениям Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, комментируя итоговое послание Архиерейского Собора РПЦЗ, который завершился 19 мая в Сан-Франциско. В этом послании отмечается, что «пастырский подход» диктует архиереям РПЦЗ необходимость «с осмотрительностью делать шаги на пути примирения с Русской Православной Церковью Московского патриархата» по мере «удовлетворительного взаимоприемлемого решения остающихся проблем». По словам Балашова, пастырская осмотрительность, о которой говорится в послании Архиерейского Собора РПЦЗ, «составляет долг архиереев, ответственных за сохранение целостности своей паствы». Вместе с тем, представитель Московского патриархата напомнил о недвусмысленных результатах IV Всезарубежного Собора РПЦЗ, который прошел в Сан-Франциско 6-14 мая и выявил желание духовенства и паствы Зарубежной Церкви трудиться вместе с Церковью в Отечестве ради духовного возрождения нашего народа. «Как показали итоги Всезарубежного собора, число тех, кто считает, что время для единства еще не настало, несравненно меньше, чем тех, кто уже сегодня видит в нем осуществление воли Божьей», - подчеркнул Балашов. По его словам, послание архиереев РПЦЗ еще раз подтверждает, что «единство в истине и любви есть воля Божия». «Мы приветствуем выраженную членами Архиерейского собора решимость стремиться к скорейшему восстановлению единства Русской Церкви и преодолению все еще существующего разделения», - сказал собеседник агентства. Комментируя заявление Архиерейского собора о необходимости обсудить «остающиеся вопросы» на совместном заседании встречных комиссий по переговорам РПЦЗ и Московского патриархата, Балашов отметил, что за последние два года комиссиям удалось достичь решения многих трудных вопросов. «Мы верим, что и те шаги, которые нам еще предстоит вместе совершить, не займут чрезмерно много времени», - сказал представитель Московского патриархата.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как архиерей Православной Церкви, я прошу Ваше Высокопреосвященство – не вовлекайте мирян и духовенство в эти несогласия Ваши с Архиерейским Собором и тем не вызывайте церковного разделения и не усугубляйте вызванную Вами смуту. М. А. Письмо 34. К митрополиту Евлогию по поводу его обращения к пастве Ваше Высокопреосвященство Милостивейший Архипастырь! Я не хочу вступать с Вами в полемику по нашим церковным делам. Но не могу умолчать по поводу Вашего последняго обращения к пастве от 6/19 августа. Во всех церковных делах я являюсь исполнителем решений и распоряжений Собора Архиереев и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. И во всех актах по этим делам я выступаю от лица Архиерейского Собора и Синода с полным сознанием своей великой ответственности перед Богом, Церковью и людьми. Ни дипломатией, ни тем более ложью я никогда в своей жизни не руководствовался, не могу к ним прибегать и теперь на склоне своих лет и тем более по таким важным вопросам, как церковныя дела. И если мое Окружное Послание, каждое положение которого обосновано документами, Вы позволили себе в своем обращении назвать тенденциозным, то как же назвать Ваше обращение, являющееся по тону своему скорее недопустимой апелляцией к пастве и содержащее в себе извращение фактов и даже явную неправду и, наконец возбуждение паствы против Архиерейского Собора и его Синода. Я не буду давать названия Вашему обращению; пусть Ваша архиерейская совесть сама подскажет Вам. А я здесь лишь укажу Ваши неправды. Не буду говорить о якобы предоставленных Вам указом 1922 года широких полномочий на управление всей Русской Православной Церковью заграницей, о чем Вы упорно твердите. Указ этот достаточно истолкован Соборами Архиереев 1922–1926 гг. в смысле признания Вас епархиальным архиереем Западной Европы и необходимости существования Архиерейского Синода, как исполнительного органа церковной власти – Архиерейского Собора. Мы знаем, что и в Москве так толковалось и существующее положение было там признано.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

поиск:   разделы   рассылка Как действовали рабочие органы Поместного Собора? Портал Богослов.Ru публикует тексты рабочих инструкций счетной и мандатной комиссий Поместного Собора Русской Православной Церкви. Порядок получения, доставки и выдачи бюллетеней для голосования на Архиерейском и Поместном Соборах и бумаги для них 1. Сотрудники типографии доставляют в Храм Христа Спасителя бюллетени для голосования на Архиерейском Соборе и бумагу для изготовления бюллетеней для голосования во втором туре Архиерейского Собора и на Поместном Соборе. Бюллетени и бумага принимаются по акту председателем и секретарем Комиссии по подготовке к Поместному Собору. 2. Бюллетени и бумага помещаются в специальное хранилище, которое опечатывается. 3. Ключи от данного хранилища находятся у председателя и секретаря Комиссии по подготовке к Поместному Собору, которые совместно открывают и закрывают данное хранилище. 4. После принятия решения об изготовлении бюллетеней для голосования на Архиерейском или Поместном Соборах председатель и секретарь Комиссии по подготовке к Поместному Собору выдают бумагу для изготовления бюллетеней председателю счетной комиссии Собора в присутствии ее членов. 5. Бюллетени изготавливает специальная техническая группа. 6. В конце каждого дня работы Собора неиспользованная бумага для изготовления бюллетеней, а также бюллетени, подлежащие хранению после подсчета голосов, помещается в упомянутое хранилище председателем счетной комиссии в присутствии ее членов, председателя и секретаря Комиссии по подготовке к Поместному Собору. Об этом составляется соответствующий акт. Рабочая инструкция мандатной комиссии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1. В начале каждого рабочего дня Поместного Собора в фойе Зала церковных Соборов располагаются столы с литерными обозначениями для регистрации участников Собора. Для архиереев выделяются отдельные столы. В помощь членам мандатной комиссии выделяются сотрудники секретариата Собора. За каждым столом имеется список участников Собора для регистрации участников.

http://religare.ru/2_62091.html

Позиция Русской Православной Церкви по отношению к новым технологиям была выражена в разных документах. Было послание Архиерейского собора 2004 года Президентам России и Украины. Было определение Архиерейского собора 2008 года. Почему нужен новый документ? Пленум Межсоборного присутствия прошел в Москве 22-23 ноября 2012 года. На заседаниях обсуждались важнейшие документы, связанные с церковно-общественной жизнью. Председатель союза православных граждан рассказал Правмиру о  позиции Церкви по вопросам развития новых технологий идентификации личности. Межсоборное присутствие, как на прошлом заседании, так и на только что прошедшей пленарной сессии рассматривало важнейшие документы, связанные с церковной, церковно-общественной жизнью, которые она представила на рассмотрение и утверждение Архиерейского Собора. Валентин Лебедев Среди этих документов можно выделить такие как: позиция Церкви по ювенальной юстиции, по экологическим проблемам — и в том числе документ волнующий многих наших верующих, да и людей, находящихся рядом с Церковью: о позиции Церкви по вопросам развития новых технологий идентификации личности. На протяжении последних лет многие, в первую очередь, верующие люди выражали серьёзную обеспокоенность введением новых электронных технологий, которые используются при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и различными коммерческими организациями. Люди всё чаще выражают своё несогласие с принуждением их к использованию электронных документов и электронных способов обработки персональных данных. Эта обеспокоенность впервые возникала уже больше десяти лет назад в связи с вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Уже тогда Синод Русской Православной Церкви подчеркнул, что никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры. По мере развития новых технологий от Церкви требовалось существенное уточнение позиции. Было послание Архиерейского собора 2004-го года Президентам России и Украины. Было определение Архиерейского собора 2008-го года о вопросах внутренней и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/valentin-lebedev-nesmo...

4. Архиерейский Собор вправе: пересмотреть в порядке надзора вступившие в законную силу решения Общецерковного суда; рассмотреть по представлению Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода вопрос об облегчении либо отмене канонического прещения (наказания) в отношении лица, осужденного предыдущим Архиерейским Собором (при наличии соответствующего ходатайства данного лица ). Статья 32. Порядок формирования и полномочия Судебной комиссии Архиерейского Собора. В случае необходимости рассмотрения конкретных дел по церковным правонарушениям Архиерейский Собор формирует Судебную комиссию Архиерейского Собора в составе председателя и не менее четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором по представлению Священного Синода на период соответствующего Архиерейского Собора. Секретарь Судебной комиссии Архиерейского Собора назначается Священным Синодом из членов данной комиссии. Судебная комиссия Архиерейского Собора изучает материалы дела, составляет справку, содержащую канонический (с применением норм церковного права) анализ обстоятельств дела, и представляет Архиерейскому Собору соответствующий доклад с приложением необходимых документов. РАЗДЕЛ V. ПОРЯДОК ЦЕРКОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА. Глава 5. Порядок церковного судопроизводства в епархиальных судах и в Общецерковном суде первой инстанции. §1. Принятие дела к рассмотрению. Статья 33. Порядок принятия дела к рассмотрению. Сроки рассмотрения дела. 1. Дело, требующее исследования, передается епархиальным архиереем в епархиальный суд при наличии следующих оснований: заявление о церковном правонарушении; сообщение о церковном правонарушении, полученное из иных источников. О передаче дела в епархиальный суд епархиальный архиерей выносит соответствующее распоряжение, которое направляет в епархиальный суд вместе с заявлением о церковном правонарушении (при его наличии) и иными сведениями о церковном правонарушении. Решение епархиального суда по делу должно быть принято не позднее одного месяца со дня вынесения епархиальным архиереем распоряжения о передаче дела в епархиальный суд. При необходимости более тщательного исследования дела епархиальный архиерей может продлить данный срок по мотивированному ходатайству председателя епархиального суда.

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

Священный Синод утвердил поименные списки местных соборов святых 18.05.2023 14:14:34 МОСКВА 16 мая 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в самоуправляемых Церквах, экзархатах, митрополичьих округах, митрополиях и епархиях ( журнал 31 ). Священный Синод в заседании от 24 марта 2022 года (журнал 16) определил: «Включить в повестку дня Архиерейского Собора вопрос об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях». В своих заседаниях от 17 апреля (журнал 29) и 25 августа (журнал 66) 2022 года Священный Синод принимал решения о переносе сроков заседания Архиерейского Собора в связи с тем, что международная обстановка затрудняла прибытие в Москву многих членов Архиерейского Собора, а в заседании от 29 декабря 2022 года (журнал 121) по той же причине определил «вернуться к рассмотрению о сроках проведения Архиерейского Собора во благовремении». С учетом этих обстоятельств в Московскую Патриархию неоднократно обращались архиереи разных епархий с просьбой рассмотреть возможность утверждения поименных списков местных соборов святых до созыва Архиерейского Собора. В местные соборы святых включаются уже прославленные общецерковным чином святые, особо почитаемые в данной местности, и местночтимые святые. Согласно Уставу Русской Православной Церкви в обязанности Священного Синода входит: «регулирование богослужебных вопросов» (пункт е статьи 25 главы V) и «канонизация местночтимых святых» (пункт ф статьи 25 главы V). Участники заседания постановили утвердить поименные списки местных соборов святых согласно приложению к журналу 31 данного заседания. Дальнейшее дополнение поименных списков местных соборов святых, а также утверждение новых списков будет обсуждаться по мере подготовки таковых Синодальной комиссией по канонизации святых во взаимодействии с Управлением делами Московской Патриархии и соответствующими епархиями, с представлением результатов работы Священному Синоду.

http://radonezh.ru/2023/05/18/svyashchen...

В четвертом часу дня отбыли в Новодевичий на совещание… Я облегченно вздохнул, когда не услышал в речи Местоблюстителя вопроса об утверждении постановления Архиерейского Собора 1961 года. Но вздох мой был преждевременным. Следующим было выступление митрополита Никодима [Ротова], в котором было ясно сказано, что Собору предстоит решить три вопроса: 1. Об утверждении или одобрении постановлений Архиерейского Собора; 2. О кандидатуре в Патриархи; 3. О старообрядцах и о снятии с них клятв Собора 1667 года. Характерным было то, что митрополит открыто подчеркивал, что постановление Архиерейского Собора 1961 года о приходах есть дело советского законодательства, и поэтому мы не можем нарушать его и идти против Совета, с которым за истекший период сложились добрые взаимоотношения. За митрополитом Никодимом выступил митрополит Алексий [Ридигер] Таллинский. Последний убил меня окончательно. Он заявил, что эти постановления дискуссии не подлежат. Они должны быть приняты целиком и полностью. “Если дискуссии не подлежат, то зачем же тогда нас собрали? Значит, все уже утверждено, а нами просто прикрылись. Как ширмой. Факт печальный”, — подумал я». И далее, перечислив все, о чем говорили выступавшие, владыка пришел к неутешительным выводам: «Выступления наших иерархов носили характер однотипности: кандидат хорош, постановления Архиерейского Собора 1961 года прекрасны и… следует снять клятвы Собора 1667 года со старообрядцев. Вот и всё. Никто из выступавших не коснулся существенных нужд нашей Русской Матушки-Церкви. Никто не заикнулся о притязаниях исполнительных органов на права настоятелей храмов, о вмешательстве местных властей во внутренние дела приходов и т.п. Не стал говорить об этом и я, чувствуя, что изменить ход событий невозможно. Надо избирать иные способы спасения, возможные в современной обстановке. Мой вывод: на совещании происходит переливание из пустого в порожнее и переживание старого. Заключение: в нашей действительности не может быть свободного решения насущных вопросов Церкви. Этому мешает сама идеология внешнеполитической и внутриполитической жизни…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/30/pl...

На подготовительном этапе к созыву Ставропольского Собора было решено руководствоваться Уставом Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов, сформировать состав и структуру (президиум, совет Собора, особое епископское совещание, отделы, комиссии, канцелярию), регламент и порядок принятия решений по его образцу с поправкой лишь на масштабы ЮВРЦС. Положение о Юго-Восточном Соборе, включающее в себя всего семь пунктов с приложением по материальному обеспечению, было единственным документом, составленным в тех условиях 14 . ЮВРЦС усвоил себе и созданную Поместным Собором двойную структуру — общее собрание и архиерейское совещание. Правом решающего голоса на пленарных заседаниях обладали не только архиереи, но также священники и диаконы. Епископское совещание в течение суток рассматривало все постановления Собора и могло опротестовать любое из них. Если же постановления Собора не вызывали возражений совещания епископов, такое постановление считалось вступившим в силу. Предсоборная комиссия Юго-Восточного Собора апеллировала к практике Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов, что в полной мере проявилось и на пленарных заседаниях: во всех спорных случаях, возникающих в ходе принятия решений, спорящие стороны выясняли практику Всероссийского Поместного Собора. Дошедшие до наших дней документы ЮВРЦС содержат 89 упоминаний последнего. Большинство из них представляют собой ссылки на его практику, Устав или определения. На втором заседании Ставропольского Собора было одобрено обращение группы его членов к присутству­ющим членам Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов с просьбой сделать сообщения о его работе, что мотивировалось следующим образом: «Эти сообщения способствовали бы установлению внутренней связи между работой Юго-Восточного и Поместного Соборов» 15 . Труды не пропали зря Главное деяние Юго-Восточного Собора — учреждение высшей церковной власти — произошло согласно постановлению Всероссийского Поместного Собора об учреждении Высшего церковного управления. На Юге был создан подобный институт, пусть и временный. Особое внимание при этом обращалось на то, что его устройство «необходимо привести в строгое соответствие с конструкцией церковных учреждений, установленных Всероссийским Поместным Собором» 16 .

http://e-vestnik.ru/analytics/grazhdansk...

Рабочие заседания Архиерейского Собора, как правило, проходят в здании Патриархии в Белграде, но могут проводиться и в других местах. Это обычно связанно с восстановлением какой-нибудь святыни, особым юбилеем или памятной датой. Естественно обязательным элементом заседаний Соборов является и соборное богослужение – в первую очередь Божественные литургии. Бывает и так, что члены Собора выезжают совместно к какой-нибудь святыне, совершают там богослужение и возвращаются в Белград, чтобы продолжить заседание. Срок рабочего заседания точно не определен, но, как правило, в последние годы заседания не продолжались дольше недели. На продолжительность заседания влияет само течение работы Собора, то, как проходят обсуждения, характер рассматриваемых вопросов. — В чем особенность предстоящего заседания Архиерейского Собора? — Первоначально, сразу после избрания нового Патриарха, планировалось, что это заседание пройдет в Печской Патриархии на территории Косово и Метохии, где должно было состояться торжественное возведение Святейшего Иринея на древний трон Печских Патриархов. Ожидалось присутствие гостей из братских Поместных Церквей, приезд иностранных делегаций. Однако позднее этот торжественный акт решили перенести на грядущую осень, и весеннее заседание Собора решено было провести в Белграде. Другими словами, оно будет носить более рабочий характер. Если говорить об особенностях предстоящего заседания, тот тут можно обратить внимание на один момент. Дело в том, что блаженно почивший Патриарх Павел по состоянию здоровья не мог председательствовать на нескольких последних рабочих заседаниях Собора. Поэтому Соборы последнего времени не могли заняться, например, избранием новых архиереев, перемещением архиереев на другие кафедры и целым рядом других вопросов. Сейчас же должно состояться, если можно так сказать, «полноценное» рабочее заседание Собора. Многие наболевшие вопросы могут быть оперативно рассмотрены и решены его полным составом. Здание Сербской Патриархии в Белграде, где проходят заседания Архиерейских Соборов

http://pravmir.ru/ieromonax-ignatij-shes...

Архив Пн Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на заседании Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 28 ноября 2018 г. 20:36 26 ноября 2018 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. В начале заседания председатель Совета митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступил с докладом об итогах исполнения постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания! По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы проводим очередное заседание Церковно-общественного совета. Перед нами стоит задача — рассмотреть итоги исполнения епархиями Русской Православной Церкви постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» , а также высказать свои предположения, каким образом можно сделать более успешным выполнение соборного постановления. Прежде всего, мне бы хотелось немного коснуться того, что Советом как органом, координирующим работу епархий и синодальных отделов в этой части церковной деятельности, уже сделано. Приступив к работе, Совет в свое время конкретизировал и детализировал постановление Архиерейского Собора 2011 года, направив соответствующие рекомендации правящим архиереям в дополнение к существующему определению Архиерейского Собора, обратив их внимание на пути реализации постановления Собора. Последующее показало, что это был правильный шаг, и как следовало из полученных тогда отчетов из епархий, это помогло Преосвященным в их практической деятельности. Церковно-общественный совет инициировал процесс создания и установления памятных досок и крестов на месте служения и страдания новомучеников. Также он инициировал подготовку и издание учебного пособия, касающегося проведения занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Пособие было подготовлено при активном участии Синодального отдела религиозного образования и катехизации , одобрено Издательским Советом и в количестве семи тысяч экземпляров распространено среди участников XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Учитывая, что это был первый опыт создания подобного рода учебного пособия и что он был апробирован впоследствии в учебных заведениях, можно признать его вполне удачным.

http://patriarchia.ru/db/text/5288508.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010