О предоставлении Украинской Православной Церкви (УПЦ) независимости и самостоятельности в управлении говорилось в обращении, к-рое правосл. епископат Украины направил 9 июля 1990 г. в адрес Свящ. Синода РПЦ. На следующий день Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на дальнейшее расширение автономии УПЦ, что мотивировалось необходимостью более успешно противостоять унии и расколу. Тексты обращения и постановления были рассмотрены на заседании Свящ. Синода РПЦ 20 июля 1990 г., было решено в связи с исключительной значимостью данного вопроса рассмотреть его на предстоящем в окт. 1990 г. Архиерейском Соборе РПЦ. Для подготовки решения по вопросу о статусе УПЦ была создана комиссия во главе с митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) . 1 окт. 1990 г. Свящ. Синод РПЦ одобрил деятельность комиссии. Выработанные ею материалы и предложения были направлены для ознакомления архиереям РПЦ и вынесены на обсуждение и утверждение предстоящего Архиерейского Собора. А. С., обсудив вопрос о предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в управлении, определил: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/76512.html

ки линии архиерейского синода в Карловцах против митрополита Евлогия представляют крайнюю правую монархическую группу, которая выбирает высший церковный орган и митрополитов не на основании церковно-канонических соображений, а на основании своих политических симпатий, своих черно-реакционных вожделений. Если бы архиерейский синод и архиерейский собор обнаружил вдруг более левое и свободолюбивое церковное направление, если бы он порвал с правым монархическим течением, то нынешние его сторонники отступили бы от него и начали бы отрицать его церковность и его авторитетность. Таковы ведь и коммунисты, которые для себя признают полноту свободы, но не дают дышать свободно другим. Все эти крайние правые монархисты в эмиграции вполне признают для себя свободу совести и свободу выбора и полагают авторитет церкви, где им хочется и нравится, наделяя авторитетом тех митрополитов и епископов, которые потакают их инстинктам и сочувствуют им. Я не раз слыхал от русских в Берлине, что они не признают авторитета митрополита, юрисдикции которого они подчинены, потому что им не нравится его направление. Голоса Церкви, который осудил бы их вожделения и политические симпатии, эти люди никогда бы не послушались и не признали бы его церковным. Ведь они никогда не желали слушать Патриарха Тихона, т. е. верховный орган православной русской церкви, не слушали его и епископы, которым не нравилось направление патриарха. Само образование архиерейского синода было нарушением воли патриарха, было самочинным актом. Все эти своевольные люди правого лагеря никогда не признавали свободы церкви и всегда отстаивали насилие государства над церковью, вернее, не государства, а своего политического направления, своих интересов. Первый карловацкий собор, осужденный патриархом, весь прошел под знаком засилья правых монархических организаций над церковью. При чем же тут иерархичный церковный авторитет! Его не признают, когда он не нравится. Сейчас в правой эмиграции признается церковный авторитет там, где одобряются и поощряются реакционно-реставраторские политические вожделения, где есть одержимость духом обскурантизма и злобной манией «жидо-масонства». С канонами никто не церемонится и ими лишь лицемерно и лживо прикрываются. Совершенно ясно, что с канонической точки зрения правда на стороне Митрополита Евлогия, но право-клерикальное направление признает, что церковный авторитет принадлежит архиерейскому синоду, потому что он выражает их дух и их стремления. Правоклерикальное направление и состоит из тех людей, которые хотят засилья церкви своей политикой, монархической государственностью. Оно тоже признает примат свободы над авторитетом, но только собственной свободы. Оно проэцирует свою свободу или свое своеволие в орган, который им нравится и им подходит. И эта ложь должка быть изобличена и изобличается самой жизнью. Карловатский епископат есть известная партия, известное течение, а не голос Цер-

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

В 2007 году представители УПЦ КП и УАПЦ обратились к нашей Церкви с обращениями, в которых было изложено их видение путей преодоления церковных разделений в Украине. В этих документах преодоление раскола связывается с получением Украинской Православной Церковью определенного усовершенствованного канонического статуса. В своих ответах на эти обращения Священный Синод нашей Церкви отметил, что «изменение канонического статуса Украинской Православной Церкви возможно лишь при условии достижения единодушия по этому вопросу среди епископата, духовенства и мирян. Однако в нашей Церкви сегодня существуют различные точки зрения относительно ее будущего» (Ответ Священного Синода Украинской Православной Церкви на «Обращение Архиерейского Собора УАПЦ к Поместному Собору УПЦ», 16 июля 2008 года). Несмотря на то, что вопрос канонического статуса Украинской Православной Церкви активно обсуждается уже более двадцати лет, не существует консолидированного ответа на этот вопрос. И мы констатируем этот факт сегодня, в преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви. Вполне очевидно, что и сегодня в украинском церковном народе нет единодушия в вопросе оптимального для нашей Церкви канонического статуса. Поэтому и сегодня любые окончательные решения по этому вопросу, полагаю, будут преждевременными. Но это не означает, что мы должны отказаться от открытого общецерковного обсуждения указанной проблемы или замалчивать ее существование. Наоборот, сегодня мы должны вывести это обсуждение на качественно новый уровень и привлечь к нему лучших специалистов в области церковной истории и канонического права. Чтобы достичь этой цели, считаю целесообразным создание специальной комиссии, в которую бы вошли не только представители иерархии Русской и Украинской Православных Церквей, но и церковные ученые из ведущих богословских учебных заведений России и Украины. Поскольку вопрос возможного канонического статуса Украинской Православной Церкви является одним из центральных в нашем диалоге с неканоничными группировками, то в случае создания указанной комиссии, она бы могла рассмотреть и возможные пути преодоления церковных расколов в Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/531771.htm...

4. Архиерейский Собор вправе: пересмотреть в порядке надзора вступившие в законную силу решения Общецерковного суда; рассмотреть по представлению Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода вопрос об облегчении либо отмене канонического прещения (наказания) в отношении лица, осужденного предыдущим Архиерейским Собором (при наличии соответствующего ходатайства данного лица ). Статья 32. Порядок формирования и полномочия Судебной комиссии Архиерейского Собора. В случае необходимости рассмотрения конкретных дел по церковным правонарушениям Архиерейский Собор формирует Судебную комиссию Архиерейского Собора в составе председателя и не менее четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором по представлению Священного Синода на период соответствующего Архиерейского Собора. Секретарь Судебной комиссии Архиерейского Собора назначается Священным Синодом из членов данной комиссии. Судебная комиссия Архиерейского Собора изучает материалы дела, составляет справку, содержащую канонический (с применением норм церковного права) анализ обстоятельств дела, и представляет Архиерейскому Собору соответствующий доклад с приложением необходимых документов. РАЗДЕЛ V. ПОРЯДОК ЦЕРКОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА. Глава 5. Порядок церковного судопроизводства в епархиальных судах и в Общецерковном суде первой инстанции. §1. Принятие дела к рассмотрению. Статья 33. Порядок принятия дела к рассмотрению. Сроки рассмотрения дела. 1. Дело, требующее исследования, передается епархиальным архиереем в епархиальный суд при наличии следующих оснований: заявление о церковном правонарушении; сообщение о церковном правонарушении, полученное из иных источников. О передаче дела в епархиальный суд епархиальный архиерей выносит соответствующее распоряжение, которое направляет в епархиальный суд вместе с заявлением о церковном правонарушении (при его наличии) и иными сведениями о церковном правонарушении. Решение епархиального суда по делу должно быть принято не позднее одного месяца со дня вынесения епархиальным архиереем распоряжения о передаче дела в епархиальный суд. При необходимости более тщательного исследования дела епархиальный архиерей может продлить данный срок по мотивированному ходатайству председателя епархиального суда.

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

Архив Пн Заявление Службы коммуникации ОВЦС по поводу избрания новых епископов для церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии 18 июня 2008 г. 12:42 12 июня 2008 года на прошедшем в Таллине собрании представителей церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии были избраны кандидаты для хиротонии во епископов епархий Тарту и Пярну-Сааремаа и объявлено о предстоящем завершении процесса «воссоздания Эстонской Православной Церкви» путем учреждения ее Архиерейского Синода. В связи с этим Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена сообщить нижеследующее. Канонический статус так называемой автономной Эстонской Православной Церкви, создание которой было провозглашено Константинопольским Патриархатом в 1996 году, не признан Русской Православной Церковью, а также другими Поместными Православными Церквами. В частности, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года счел невозможным признать канонический статус автономии за церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, присутствующей в Эстонии с 1996 года, поскольку «признание за ней такого статуса не соответствует в полной мере историческому развитию и современному состоянию всего Православия в Эстонии». Более двенадцати лет Московским Патриархатом предпринимаются усилия, направленные на урегулирование последствий односторонних действий Константинопольской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви, которые привели в 1996 году к временному прекращению евхаристического общения между двумя Патриархатами. При этом со стороны Русской Православной Церкви неоднократно была проявлена готовность к поиску взаимоприемлемых решений. Так, на последних переговорах по данному вопросу между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов, прошедших 26 марта 2008 года в Цюрихе, стороны признали целесообразным продолжить переговорный процесс до достижения «всеобъемлющего соглашения, которое будет включать как решение по вопросу церковного недвижимого имущества в Эстонии, во исполнение Цюрихских договоренностей 1996 года, так и решение по вопросу канонического статуса церковных юрисдикций Константинопольского и Московского Патриархатов в этой стране».

http://patriarchia.ru/db/text/180636.htm...

Список биометрических персональных данных в России должен быть закрытым, считают в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Москва, 12 августа 2022 г.      Необходимо создать закрытый список биометрических персональных данных и усилить ответственность за утечку этой информации для того, чтобы защитить сведения, в частности, о результатах медицинских обследований. Такое мнение 11 августа 2022 года высказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе, передает Патриархия.ru . «Список персональных данных биометрического характера является открытым, нет законодательно установленного закрытого списка. По ДНК человека можно установить не только личность человека, но и его национальность, наследственные заболевания и еще массу данных. Поэтому, на мой взгляд, если действовать по логике защиты персональных данных, защиты хотя бы медицинской тайны, то необходимо установить закрытый список биометрических персональных данных», — пояснил В.В. Кипшидзе, выступая на заседании Общественного совета при Роскомнадзоре, посвященного нововведениям в регулировании оборота персональных данных. Он добавил, что сейчас любые наказания за утечку персональных данных носят «смехотворный характер». «По большому счету им [организациям] предоставлено практически ничем не ограниченное право пользоваться персональными данными в коммерческих целях, потому что они понимают, что даже если они что-то нарушили, то проще заплатить штраф в несколько десятков тысяч рублей, чем понести какие-то более существенные потери, которые могут быть, если не будут использовать эти персональные данные», — подытожил В.В. Кипшидзе. Ранее Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выступил против дискриминации граждан, отказавшихся от использования электронных способов учета и идентификации личности. Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» был принят в 2013 году. Собор заявил, что новые технологии учета и обработки персональных данных не должны быть «безальтернативными и принудительными». 12 августа 2022 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 135 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/147711.html

Скачать Члены Архиерейского Собора утвердили повестку дня, программу и регламент, предложенные Священным Синодом. Также участники заседания избрали Секретаря Собора, проголосовали по составу редакционной, мандатной и счетной комиссий, а также утвердили порядок избрания Собором кандидатов на Московский Патриарший Престол. Архиереи спокойны, сосредоточенны. В перерывах, когда есть возможность поговорить друг с другом, на лицах сияют улыбки радостных встреч. В этот же день состоялось тайное голосование; десятистраничные бюллетени для голосования содержали полный список возможных кандидатов.     В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, кандидатами на Патриарший Престол могут быть епископы Русской Православной Церкви старше 40 лет, обладающие высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления. Согласно отчету счетной комиссии, который огласил ее председатель митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, в голосовании приняли участие 198 архиереев. Количество бюллетеней после голосования 198, из них действительных бюллетеней 197, 1 недействительный. По итогам голосования Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл получил 97 голосов. 32 участника Собора проголосовали за управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента , 16 — за Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Скачать Архипастыри также приняли Определения «О подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви» и «О кандидатах на Патриарший Престол», одобрили Грамоту о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви, утвердили Положение о составе Поместного Собора, рассмотрели и предварительно одобрили для последующего утверждения Поместным Собором ряд документов, касающихся организации работы Собора. В связи с тем, что повестка Архиерейского Собора была исчерпана в ходе заседания 25 января, Председательствующий на Соборе Местоблюститель Патриаршего Престола объявил об окончании его работы. В завершение заседания Преосвященные архиереи — участники Собора пропели молитву «Достойно есть».

http://pravmir.ru/arxierejskij-sobor-rus...

Митр. Кирилл рассказал также о ремонте и реставрации исторических храмовых зданий, строительстве нескольких новых храмов. Докладчик дал подробную характеристику положению православия в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Говоря о межправославных связях, митр. Кирилл отметил плодотворное сотрудничество РПЦ с поместными Православными Церквами, в частности, в области преодоления расколов. При этом была отмечена сохраняющаяся напряжённость в отношениях РПЦ с Константинопольским Патриархатом и Румынской Православной Церковью, связанная с межправославными отношениями в Эстонии, Молдове, Венгрии, на Афоне и в Западной Европе. В межсоборный период развивался диалог РПЦ с иерархами и богословами Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей. В ходе взаимных визитов патриарх Алексий неоднократно встречался со святейшим патриархом и католикосом всех армян Гарегином II; в февр. 2001 г. в Эчмиадзине прошли первые двусторонние собеседования между представителями Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей. 27 дек. 2000 г. Свящ. Синод принял решение об образовании Координационного комитета и Смешанной комиссии для ведения диалога с другими Древними Восточными Церквами с целью выяснения христологической терминологии. В марте 2001 г. в Москве прошло заседание Координационного комитета, а в сент. того же года — первое заседание Смешанной комиссии. В своём докладе Собору митр. Кирилл перечислил факты католической экспансии на канонической территории РПЦ. К ним относится повышение статуса католических апостольских администратур в России до уровня епархий, учреждение новых епархий на Украине и в Казахстане, создание двух униатских экзархатов в традиционно православных областях Украины, прозелитизм и попытки распространения влияния унии на Белоруссию, Россию и Казахстан. Совместными усилиями Поместных Православных Церквей удалось предотвратить перенесение из Львова в Киев главной униатской кафедры и получение УГКЦ статуса патриархата. На заседаниях Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем, существующих во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, православной стороной были представлены факты прозелитической деятельности католиков на территории России и других стран СНГ.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

Многие религиозные организации нашей страны в последнее время являются активными участниками деятельности, направленной на предупреждение и искоренение нетерпимых в нашем обществе проявлений правонарушения. Забота об этом все громче звучит с церковных амвонов и кафедр, в молитвенных домах и мечетях, в проповедях и беседах. Архиерейский собор Русской Православной Церкви, который проходил в октябре этого года, дал указание всем священнослужителям вовлекаться в дела духовного обновления, милосердия и благотворительности. Важным участком нашей деятельности по воспитанию в духе любви и милосердия и тем самым предупреждению правонарушений является активное участие религиозных организаций в создаваемых общественных организациях, таких как Советский фонд милосердия и здоровья, Советский детский фонд имени Владимира Ильича Ленина и так далее. Мы считаем, что вовремя согреть человека заботой, помочь ему не потерять человеческое достоинство под влиянием житейских обстоятельств – это значит удержать его от вступления на антиобщественный путь. Церкви, религиозные организации и дальше будут продолжать свою деятельность в этом направлении. В последнее время перед нами открылся новый участок работы по извлечению заблудших человеческих душ, а именно: работа с лицами, находящимися в местах заключения. Многие иерархи, священнослужители, деятели Церкви уже встречались с заключенными, проводили беседы, тем самым внося свой вклад в процесс их воспитания. Мы с удовлетворением отмечаем, что данная деятельность стала возможной благодаря соответствующим распоряжениям министра внутренних дел СССР товарища Бакатина. Нам представляется, что религиозные организации и дальше будут вносить свой вклад в дело возвращения душ человеческих на путь праведный, приносящий благо всему обществу. Только общими усилиями всего нашего общества, без разделений, без блоков, без фракций можно решить ту задачу, которая стоит перед нами сегодня. И мы уповаем, что помощь Божья будет сопутствовать нам в этой работе. В своем выступлении я не могу не коснуться вопроса, который в настоящее время стал горькой болью для верующих Русской православной Церкви и всего православия. Многие присутствующие здесь депутаты уже знают о трагических событиях, происходящих в некоторых областях Западной Украины. Речь идет о вопиющих актах беззакония, которые совершаются лицами, называющими себя приверженцами Украинской католической Церкви, против советских граждан, православных верующих. Волынский депутат в польском сейме еще в 1620 году докладывал: «Уже в больших городах церкви запечатаны. В монастырях нет монахов, там скот запирают. Во Львове, кто не униат, тот в городе жить, торговать и в ремесленные цехи принят быть не может. В Вильне, когда хоронят тело православного, должны вывозить его в те ворота, в которые одни городские нечистоты вывозят. Монахов православных бьют и в тюрьму сажают. В чины гражданские людей достойных и ученых не производят потому только, что не униат».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Смулов Введение Начиная с конца XX в. и в начале XXI в., после очередной смены государственного уклада в России, началось возрождение Русской Православной Церкви и одной из главных задач ее деятельности – миссионерства. Современная ситуация в «новой России», после десятилетий атеистических попыток уничтожения Церкви, ее архиереев, священно- и церковно-служителей, миссионеров, верующих людей и членов их семей, настоятельно требует «второй христианизации». По ряду оценок, общее число, в разной степени, пострадавших именно «за веру» в период 1917–1966 гг. может быть охарактеризовано величиной в несколько сотен тысяч человек – людей, которые были мучениками, исповедниками, истинными носителями православной веры. Так, д.истор.н. Шкаровский М.В. в своей работе с. 235] отмечает, со ссылкой на бывшего высокопоставленного чиновника КПСС Яковлева А.Н. 1 с. 94–95], что только в 1937–1938 гг. по «церковным делам» было подвержено репрессиям 165 тыс. чел., из которых 107 тыс. чел. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, и приговоры были приведены в исполнение. По оценочным данным статистики (социальных опросов) в настоящее время к Православию причисляют себя от 65 до 85 процентов населения страны. Вместе с тем оценки доли людей воцерковленных, знающих свою веру и живущих в церковных Таинствах, определяются в целом ряде исследований в 2–4, редко в 8–10 процентов. Для исправления создавшегося ущербного положения: наличия «веры без ее знания» и даже «веры без веры», в 1994 г. состоялось Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» После соборного уточнения позиции РПЦ в отношении ее миссионерской деятельности, на Архиерейских Соборах 1997, 2000 и 2004 гг., была проработана и в 2007 г. утверждена Св Синодом, в окончательной редакции, «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция), установившая основы миссиионерского служения православными христианами, указавшая «стратегические направления миссионерского служения Православной Церкви на нынешнем историческом этапе» и призванная «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010