Не сохранились мозаическия изображения между сих окон, и весьма странно были написаны тут при обновлении собора два Святителя Киевские Петр и Алексий, как предстоятели своей паствы, на том основании, что тут уцелела одна мозаическая надпись: Петр, которая несомненно относилась к Апостолу, ибо только верховные Апостолы могли предстоять лику верховных Святителей, изображенных по сторонам их около горнего места. По правую сторону среднего окна, если смотреть к западу, стоял над кафедрою святительскою Апостол Петр, сохраняя свое неотъемлемое первенство: по левую же от него сторону другой Апостол, вероятно, верховный Павел, или, может быть, первозванный Андрей, как потому, что он водрузил первый крест на горах Киевских, так и потому, что был основателем Византийской Церкви и первоначальником ее патриархов. Таким образом, при соблюдении первенства Петрова, соблюдалось и равенство с ним прочих апостолов; ибо они оба предстояли над горним местом, подобно как и теперь при служении двух епископов оба становятся рядом на горней кафедре, и старший только имеет почесть правой руки пред младшим. По сторонам апостолов, отделенные от них промежутком боковых окон, уцелели мозаическия изображения двух архидиаконов: Стефана и Лаврентия; – это опять по чину церковному, потому что и теперь, при служении архиерея, когда восходит он на горнее место для слушания апостола и евангелия, становятся по бокам его два диакона. Без сего объяснения могло бы показаться странным, почему в Софийском алтаре архидиаконы начертаны выше Святителей? Оба они с кадильницами: первомученик в левой руке держит камень, знамение своего страдания, который прижимает он к персям; а у Лаврентия ладоница для фимиама. Но почему же здесь именно Лаврентий, а не кто-либо другой из первых семи диаконов? – Потому что он был из архидиаконов знаменитый мученик, а, может быть, еще и потому, что мощи Стефановы, перенесенные из Палестины в Рим, почивают там в одной гробнице с Лаврентиевыми в его знаменитой базилике. Везде господствует какая-либо мысль, а не произвол художника, как иногда теперь бывает это у нас при украшении новых храмов; а между тем Вы видите здесь и взаимное сближение двух Церквей, восточной и западной, в лице их первенствующих архидиаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Часовня или церковь диаконии позже стала titulus кардинала диакона. 8 Ср. Επαρχικν βιβλον Льва Философа. 9 См . D.A.C.L ., статья “Charité”, iii, part I, col. 647. 10 Архидиаконство ценилось так высоко, что зачастую рукоположение архидиакона в священнический сан выглядело ступенькой вниз. В Александрии (см. Историю Церкви Созомена, vii, 19) архидиакон обладал привилегией чтения Евангелия в кафедральном соборе (прочие диаконы читали только Апостол). В Константинополе архидиакон был в числе придворных императора (Cadinus, De officiis Constant ., xvii, 38). О архидиаконах см. P.A. Leder, Die Diakonen der Bischöfe und Presbyter und ihre urchristlichen Vorläufer. Untersuchungen über die Vorgeschichte und die Anfänge des Archidiakonats , Stuttgart, 1905. 11 См. Goar, ΕΥΧΟΛΟΓΙΟΝ , Venice, 1730, c.235. Чин этот короток и не содержит ничего примечательного для богословов или литургистов. 12 De eccles. hierarch .; Migne, P.G., iii, passim. 13 «Чин… очищающий и служащий для различения неподобного, …очищает пришедших, делая их чистыми от всего враждебного и пригодными для созерцания и участия в священнодействии… Таким образом порядок литургов (т.е. диаконов – пер .) очищающий, возводящий очищенных к светлым священнодействиям иереев,… а также решительно отсылающий от иереев людей несвященных». О церковной иерархии , гл. 5, ст. 6. 14 Существовавшие на Православном Востоке практики общих и частных исповедей, заключавшихся отпущением грехов, были так перемешаны между собой, что практически невозможно строго разделить их. При этом монахи, необязательно священные, а также диаконы и миряне постоянно варьировали покаянную дисциплину, выступая в качестве третьих лиц. См. K.Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum , Leipzic, 1898, и Laurain, De l’intervention des laïques, des diacres et des abbesses dans l’administration de la pénitence , Paris, 1899. 15 Кальвинистский богослов Баснаж († 1725) полагает, что совершали, на основании трёх аргументов. (1) Фраза, которую св. Амвросий приписывает св. Лаврентию, когда тот сказал святому Сиксту: cui commisisti dominici sanguinis consecrationem … huic sanguinis tui consortium negas? (2) Фраза, принадлежащая св. Иерониму, согласно которой собором в Никее диаконы были лишены власти священнодействовать. (3) Аналогичные правила I Арльского и I Анкирского соборов. Первый аргумент опирается на подлинность фразы, приписываемой диакону Лаврентию, которая, на самом деле, сомнительна. Прочие два аргумента имеют некоторый вес. Если кого-то лишают власти, то подразумевается, что он этой властью раньше обладал. Вопрос касается не евхаристических священнодействий, которыми диаконы обычно наделялись, а тех, которые некоторые из них самочинно присваивали. См. статью “Diacres” в Dict. des sciences religieuses (Lichtenberger), показывающую протестантскую точку зрения, и католическую точку зрения в Dict. de théologie catholique (Vacant and Mangenot).

http://azbyka.ru/diakony-pravoslavnogo-v...

Алтарное полукружие внизу, на 2 саж. вполне полукруглое, вверху – осьмигранное, высота его 4 саж. Купол на осьмиграннике имеет вид луковицы и обит железом. На куполе железный крест, окрашенный желтой краской. Вертикальный ствол его в 2 арш., поперечный – в один аршин; есть еще два средние ствола в 1½ аршина длины. На конце каждого ствола – четвероконечные крестики. В алтарном полукружии 3 окна; в стенах церкви – 5 окон. Окна в алтаре четвероугольные шириною в аршин, высотою в 2½ аршина; от земли они в 2-х саженях. Из окон церковных одно, стоящее у восточного конца южной стены, освещает алтарь; другое, также на западном конце; третье, против него, на северной стене. Эти три окна четвероугольные; остальные два окна находятся в средине северной и южной стены. В окнах – железные решетки. Западная часть, собственно притвор церкви, обширнее восточной, ибо стены ее тоньше. Вход в нее в западной стене. К северной и южной стене притвора по 3 окна. Из притвора в паперть сделана дверь в 1½ саж. длины и ширины. Над папертью – колокольня, на которую ведет деревянная лестница. Стены притвора вышиною в 2 сажени и 1½ арш. Колокольня пирамидальная в 4 угла. В притворе, на высоте 4-х аршин – малая церковь во имя Покрова, устроенная в 1798 г. Иконостас ее складной; местные образа и двери в алтарь – из парусины. Солея крепостной церкви возвышается на одну ступень. Иконостас в 3 яруса. В нижнем ярусе иконы: Петра и Павла, архидиакона Лаврентия, Преображения, Александра Невского, Алексея человека Божия, архидиакона Стефана и Тихвинской Божией Матери. На некоторых иконах есть надписи, напр. «1705 г. писал Торопецкой приказной избы подъячий Лаврентий Туфанов». Или: «1704 г. образ сей Тихвинской Пресвятой Богородицы писан, по приказанию генерал-губернатора, князя Александра Даниловича Меншикова, а написал торопецкий купец Лаврентий Туфанов“. На полях образа Тихвинской Божией Матери – портрет Меншикова. Колонны иконостаса резные, вызолоченные. Во 2-м ярусе – дванадесятые праздники, в 3-м Спаситель на престоле, а по сторонам Его – Богородица, Предтеча, два Архангела и четыре Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Верующие убедили святого епископа удалиться на некоторое время из Карфагена. Из убежища своего он строго следил за паствой, ободрял христиан в то тяжелое время, обличал нарушителей заведенных им церковных порядков, боролся с возмутителями церкви (Новатом и Фелициссимом), ниспровергал возводимую на него клевету. Возвращение его было встречено радостными криками народа, и с его появлением прекратились раздоры, и водворился мир в церкви. В начале гонения при правлении Валериана (в 257 г.), Киприан был заточен в одном городе среди знойной пустыни. Св. Киприан находил, однако же, возможность и отсюда управлять церковью. Здесь было ему видение о предстоящем ему мучении, и назначен срок для приготовления к кончине. Св. Киприан желал одного, чтобы пострадать в Карфагене. Желание это исполнилось. Он был возвращен в Карфаген и предан язычникам. На требование проконсула принести жертву идолу, он отвечал отказом, и когда ему был объявлен смертный приговор, радостно воскликнул: " Слава Богу! " Спокойно вошёл он на место мучения; преклонив колена, помолился, благословил народ, распорядился, чтобы палачу был сделан подарок, сам завязал себе глаза и преклонил голову для отсечения. Христиане взяли тело его и с великой честью похоронили, причем кровь его, тщательно собранная верующими в платки, сохранилась как драгоценное сокровище. Св. Сикст и св. архидиакон Лаврентий В то же самое гонение, в которое был усечён мечом священномученик Киприан, пострадал и св. Сикст, папа Римский. Когда вели Сикста к месту казни, огромная толпа народа окружала его. Вдруг через толпу протискивается один молодой человек, подходит к епископу, удерживает его за одежду и со слезами восклицает: " Куда ты идёшь, отец мой, без сына своего? " Это был архидиакон римской церкви Лаврентий. " Я не оставлю тебя, сын мой, — с любовью ответил ему Сикст. — Мы, старцы, ведем легкую брань, тебя ожидает более славный подвиг; скоро ты последуешь за мной " . Предречение это исполнилось. Вскоре после блаженной кончины св. Сикста, римский префект призвал к себе архидиакона Лаврентия и потребовал от него выдачи сокровищ Римской церкви, о которых ходила среди язычников преувеличенная молва.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

   Желание это исполнилось. Он был возвращен в Карфаген и предан язычникам. На требование проконсула принести жертву идолу он отвечал отказом и, когда объявлен был ему смертный приговор, радостно воскликнул: «Слава Богу!» Спокойно вошел он на место мучения; преклонив колена, помолился, благословил народ, сделал распоряжение, чтобы исполнителю казни дан был подарок, сам завязал себе глаза и подклонил голову для отсечения. Христиане взяли тело его и с великою честию похоронили, причем кровь его, тщательно собиравшвяся платками, сохранялась, как драгоценное сокровище (258 г., память священномученника Киприана 31 августа).    В то же самое гонение, в которое был усечен мечом священномученник Киприан, пострадал Сикст, папа Римский. Когда вели Сикста к месту казни, то огромная толпа народа окружала его. Вдруг чрез эту толпу протискивается один молодой человек, достигает до епископа, удерживает его за одежду и со слезами восклицает: «Куда ты идешь, отец мой, без сына своего?» Это был архидиакон Римской Церкви Лаврентий. «Я не оставлю тебя, сын мой, – с любовью ответил ему Сикст. – Мы, старцы, ведем легкую брань, тебя ожидает более славный подвиг; скоро последуешь за мною».    Предречение это исполнилось. Вскоре после блаженной кончины святого Сикста римский префект призвал к себе архидиакона Лаврентия и потребовал от него выдачи сокровищ Римской Церкви, о которых ходила между язычниками преувеличенная молва. «Ваше учение, – с насмешкою сказал ему префект, – повелевает вам отдать кесарево кесарю: отдай же деньги, на которых вырезан портрет императора». Лаврентий спокойно отвечал: «Подожди немного, дай привести дела в порядок». Дано было ему три дня срока. На третий день святой Лаврентий собрал бедных, которые получали пособие от Римской Церкви, и привел их на двор префекта. «Выйди, – сказал он префекту, – посмотри сокровища нашей Церкви: весь двор твой полон золотых сосудов». «Ты смеешься надо мною, – с гневом сказал префект, увидев бедных, – я знаю: вас учат презирать смерть; но я заставлю тебя долго мучиться». Он приказал раздеть святого Лаврентия и цривязать к железной решетке. Под эту решетку наклали хворосту и зажгли его. Святой мученик несколько минут лежал на одном боку и не издал ни одного стона. Затем спокойно сказал: «Испеклось уже; пора переворотить», – и с молитвою за мучителей предал дух свой Господу (261 г., память его 10 августа).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

10. Пятница. Попразднство Преображения Господня. Мч. архидиакона Лаврентия. Собор новомучеников и исповедников Соловецких . Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского. Служба мч. Лаврентия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы Собора новомучеников и исповедников Соловецких в соединении со службой попразднства Преображения (Б) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и мученика, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Прежде Креста Твоего, Господи, гора Небеси...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Прежде Креста Твоего, Господи, поим ученики на гору высоку...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – кондак и икос мученика, глас 2-й; седален мученика, глас 8-й: «Небесное богатство собрав...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Сокровенную молнию...» (см. в Минее 10 августа). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Владычице Чистая...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-23/

Вышел в свет 39-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 16 октября 2015 г. 11:28 Вышел в свет новый, 39-й, алфавитный том «Православной энциклопедии». Он завершает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л». Том открывает статья «Крисп», посвященная одному из апостолов от Семидесяти. Завершает том публикация «Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия», рассказывающая об одной из епархий Элладской Православной Церкви (из числа митрополий т.н. «новых земель», т.е. северно-греческих территорий, вошедших в состав Греческого государства в начале ХХ в.) Как всегда, среди статей нового тома — множество публикаций, посвященных различным персоналиям: христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам и т.д. Среди них следует выделить статью, посвященную священномученику архимандриту Крониду (Любимову), последнему наместнику Троице-Сергиевой лавры (перед ее закрытием), расстрелянному на Бутовском полигоне в 1937 году. 39-й том содержит целый ряд статей, посвященных православным подвижницам, носившим имя Ксения. Среди них, прежде всего, следует отметить знаменитую юродивую Северной столицы — блаженную Ксению Петербургскую, жившую в XVIII столетии и широко почитаемую не только жителями Санкт-Петербурга, но и всей России. Также заслуживает внимания статья о святой благоверной княгине Ксении Тверской (+1312 г.), матери святого князя-мученика Михаила Тверского. Несколько статей 39-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Ксенофонт. В их числе и русский преподобный Ксенофонт Робейский. Также том содержит материалы, посвященные преподобномученику Кукше Киево-Печерскому и преподобному Кукше (Величко; 1875-1964 гг.), знаменитому Одесскому старцу ХХ века. Ряд публикаций рассказывает о святых, носивших имя Лаврентий. Это, прежде всего, статьи о священномученике архидиаконе Римской Церкви Лаврентии, пострадавшем за Христа в 258 году, святителе Лаврентии, епископе Туровском (XII в.) и преподобном Лаврентии (Проскура; 1868-1950 гг.) Черниговском.

http://patriarchia.ru/db/text/4246023.ht...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIX — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 39-й том «Православной энциклопедии» завершает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л». Том открывает статья «Крисп», посвященная одному из апостолов от Семидесяти. Завершает том публикация «Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия», рассказывающая об одной из епархий Элладской Православной Церкви (из числа митрполий т.н. «новых земель», т.е. северно-греческих территорий, вошедших в состав Греческого государства в начале ХХ в.) Как всегда, среди статей нового тома — множество публикаций, посвященных различным персоналиям: христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам и т.д. Среди них следует выделить статью, посвященную священномученику архимандриту Крониду (Любимову), последнему наместнику Троице-Сергиевой лавры (перед ее закрытием), расстрелянному на Бутовском полигоне в 1937 г. 39-й том содержит целый ряд статей посвященных православным подвижницам, носившим имя Ксения. Среди них, прежде всего, следует отметить знаменитую юродивую Северной столицы — блаженную Ксению Петербургскую, жившую в XVIII в. столетии и широко почитаемую не только жителями Санкт-Петербурга, но и всей России. Также заслуживает внимание статья о святой благоверной княгине Ксении Тверской (+1312 г.), матери святого князя-мученика Михаила Тверского. Несколько статей 39-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Ксенофонт. В их числе и русский преподобный Ксенофонт Робейский. Также том содержит материалы, посвященные преподобномученику Кукше Киево-Печерскому и преподобному Кукше (Величко; 1875-1964 гг.), знаменитому Одесскому старцу ХХ столетия. Ряд публикаций рассказывает о святых, носивших имя Лаврентий. Это, прежде всего, статьи о священномученике архидиаконе Римской Церкви Лаврентии, пострадавшем за Христа в 258 г., святителе Лаврентии, епископе Туровском (XII в.) и преподобном Лаврентии (Проскура; 1868 – 1950 гг.) Черниговском.

http://pravenc.ru/shop/1927543/

В этом иконостасе: на царских вратах (вверху полукруглых) иконы: Божией Матери, архангела Гавриила и 4-х евангелистов. По сторонам их, на двух четырехугольных колонках: 4 малые круглые иконы: Спасителя, Знамения Божией Матери, двух Херувимов и 12 икон (7 X 2х/2 верш.), Святых: 1) Василия Великого ; 2) Афанасия Александрийского ; 3) Григория Богослова ; 4) Муч. диакона Вениамина; 5) Григория Двоеслова ; 6) Архидиакона Евпла; 7) Иоанна Златоустог о; 8) Тихона, еп. Амафунского; 9) Иакова брата Господня; 10) Архидиакона Стефана; 11) Кирилла Александрийского и 12) Архидиакона Лаврентия. Над царскими вратами – Сен четырехугольная, выступающая вперед. На ней: 3 малые круглые иконы в середине 1) Херувимов; по сторонам: 2) Господа, преподающего Св. хлеб апостолам с надписью: приимите ядите и 3) Господа, преподающего Св. Чашу апостолам, с надписью: пийте от нея вси. Над этими иконами три в ряд малые иконы с изображениями: в середине 1) Распятия Господа; по сторонам: 2) Снятия со Креста и 3) Положения во гроб Спасителя. Местные иконы (шир. 1, выш. 2 арш.): от царских врат с правой стороны: 1 . Образ Спасителя. На нем риза серебрянная вызолоченная, с цветными камнями в венце которых 29; слова на венце из страз, евангелие финифтевое. Вес в ней 16 фунт 80 золот., ценностью в 709 р. В сребро-позлащеной раме, устроенной в 1889 году. Вклад ямщика Ивана Никитина Гуськова в 1856 году. 2 . На южной двери икона св. архан. Гавриила без ризы (2¹ X 1 арш.). 3 . Под аркою – против клироса: Образ святителя и чудотворца Николая. На нем риза серебрен. 84 пр. кованая, вызолоченая с венцем, украшенным простыми камнями (26) и стразами; в евангелии 5 финифт. изображений и 2 надписи. Вес в ризе 16 фун. и 39 зол., ценностью в 777 руб. Вклад Моск, купца Косьмы Мошкина в 1838 году. Внизу этой иконы на сребро-позлащенной раме следующая надпись: „Эта серебряная рама, весом 14 фун. 38 зол. сооружена при протоиерее Александре Алексеевиче Романовском и церковном старосте Иване Ивановиче Синицыне 1889 г. Ноября 1 дня“.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Они представлены в иконографии евангелистов: в креслах, с раскрытыми кодексами в руках и письменными принадлежностями. Между ними находятся изображения монаха, кормящего попугая, 3 юношей, семейной пары с ребенком и др., вероятно носящие аллегорический характер. Над 3-м рядом - крылатые путти, оседлавшие дельфинов или трубящие в рожки и трубы; предположительно они олицетворяют природные стихии (воду, воздух, ветры и проч.). В одном ряду с ними представлены птицы, сидящие в гнездах и питающие птенцов. Пространство между следующими 3 верхними ярусами завитков заселено многочисленными и разнообразными пернатыми. В верхней части конхи помещена декоративная раковина; в ее основании непосредственно над перекладиной креста - божественная десница, сегмент неба с яркими синими, оранжевыми, белыми облаками и с мученическим венцом. Обрамлением мозаики алтарной ниши служат 2 растительные гирлянды, поднимающиеся из высоких двуручных кувшинов и скрепленные в зените арки монограммой «Х Р». По нижнему краю конхи проходит лат. надпись (без разделения на предложения): «Ecclessiam Christi viti simulabimus/isti de legno crucis Jacobi dens, Ignatiiq. insupra scripti requiescunt corpore Christi/quam lex arentem sed Crux facit esse virentem» (Церковь Христова подобна лозе, которую Закон иссушает, а Крест Христов животворит. В этом месте под изображением тела Иисуса Христа хранятся древо Животворящего Креста, зубы Иакова и Игнатия). Первая часть текста раскрывает богословское содержание алтарной композиции: в образе разветвленного куста аканфа, произрастающего из земли, орошенной кровью распятого на кресте Господа, представлена христ. Церковь. Образ мира, воплощенный в алтарной мозаике, соотносится с главным церковным таинством - Евхаристией, в к-ром осуществляется общение Бога со Своим творением. Ап. Павел и прмч. архидиак. Лаврентий. Мозаика предалтарной арки базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Ап. Павел и прмч. архидиак. Лаврентий. Мозаика предалтарной арки базилики сщмч. Климента.

http://pravenc.ru/text/1841417.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010