389. Лишение духовного сана (cassatio) определяется за самые важные проступки против должности или звания, или же когда Проповедник за уголовное преступление приговаривается светским судом к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния или потерею всех особенных прав и преимуществ лично и по состоянию обвиненного, ему присвоенных, или же некоторых личных прав и преимуществ. 390. Проповедники не иначе могут быть лишены духовного сана, ниже отрешены от должности, как по формальному судебному приговору или же по особому Высочайшему повелению. Раздел V. О состоянии инородцев 1208. К числу обитающих в Российской Империи инородцев... принадлежат: 1) Сибирские инородцы вообще, и в особенности Сибирские Киргизы; 2) Самоеды, в Мезенском уезде Архангельской губернии обитающие; 3) Кочевые инородцы Ставропольской губернии; 5) Евреи. Глава I. О СИБИРСКИХ ИНОРОДЦАХ Права оседлых инородцев 1213. Все вообще оседлые инородцы сравниваются с Россиянами в правах и обязанностях по сословиям, в которые они вступают, исключая рекрутской повинности, от которой они навсегда свободны. Они управляются на основании общих законов, с теми только изъятиями, какие определены в Учреждении Управления Инородцев. Права кочевых инородцев 1214. Кочевые инородцы составляют особенное сословие в равной степени с крестьянским, но отличное от оного в образе управления. 1215. Кочевые инородцы пользуются свободою в вероисповедании и богослужении. Восприятие Христианской веры не препятствует им оставаться при прежних правах. 1216. Кочевые инородцы, восприявшие Христианскую веру, имеют право строить церкви с дозволения Епархиального Архиерея. 1217. Кочевым инородцам не-Христианам дозволяется строить молитвенные домы, но всегда с разрешения Начальника Губернии. Глава IV. О ПРАВАХ КАЛМЫКОВ 1337. Калмыкам предоставляется свобода их вероисповедания (Ламайского). О Калмыках, принимающих Христианскую веру 1357. Калмыки, происходящие из сословия Нойонов 106 или Зайсангов 107 , принимая Христианскую веру, сохраняют все принадлежащие им по происхождению права, и подвластные им Калмыки остаются в их владении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Батюшка старался передать мне свои знания и по регентскому делу. За его святые молитвы я полюбила знаменное пение, научилась распевать стихиры на подобен, стала немножечко разбираться в вопросах церковного пения и, не имея специального образования, смогла худо-бедно управлять хором. Когда батюшка пел, – в особенности «знаменное», – чувствовалось, что он пребывает не здесь, а в Горнем мире, что он видит невидимое нами и воспевает хвалу Богу. Он любил Божию Матерь, чтил Ее (как я потом узнала, Царица Небесная однажды являлась ему). Батюшка непередаваемо пел богородичны знаменного распева, в особенности догматик седьмого гласа. Хотя батюшка был искренним поклонником знаменного пения, он его не боготворил. Как и во всем, в этой области он советовал придерживаться «золотой середины», то есть разучивать не одни знаменные песнопения, но и произведения композиторов XIX – начала ХХ столетия, таких как прот. Турчанинов, прот. Аллеманов, Архангельский, Смоленский, Львовский, песнопения старинных и монастырских напевов, греческого, болгарского, киевского распевов. Он говорил, что тому, кто начинает учиться молиться и только еще вникать в смысл богослужебных песнопений, невозможно предложить сразу осмыслить все богослужение, составленное лишь из песнопений знаменного распева. И нам он советовал к праздничной службе разучивать не так много знаменных песнопений, а в будние дни – распевать стихиры на подобен, на который они положены. Основные критерии подбора богослужебных песнопений для батюшки были: 1) их молитвенность; 2) их близость по смыслу к осмогласию и к знаменному распеву 44 . Он часто объяснял мне, как проходят архиерейские богослужения, какие песнопения лучше подбирать, как должен при этом петь хор: не должно быть «крика», не нужно терять молитвенности, от спокойствия регента зависит спокойствие хора. Я в то время еще толком не умела регентовать и недоумевала, зачем батюшка мне все это рассказывает. Впоследствии, когда мне пришлось управлять хором во время архиерейских и даже патриарших богослужений, я не только вспомнила слова батюшки, но и много раз убеждалась в правильности его слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Активна была подпольная церковная жизнь в российском Черноземье. Весной 1944 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви насчитал в Тамбовской области около 20 нелегальных групп и церковнослужителей. Пятеро престарелых священников (все старше 70 лет), по его словам, фактически разделили город Тамбов на сектора, каждый из которых окормлял один из них. По четыре незарегистрированных группы было в городах Моршанске и Кирсанове, одна в Мичуринске и еще четыре в разных районах области. В одной из этих сельских групп богослужения совершал диакон «на дому с участием хора из любителей». При этом на территории, например, бывшего Кирсановского уезда не было ни одной действующей церкви. Моршанские и мичуринская группы принадлежали к буевской оппозиции. Общиной в Мичуринске руководил «иеромонах Александр Филиппенко, который совершает нелегальные богослужения по домам верующих гор Мичуринска. Литургию служит в узком кругу, а причастие распространяет через своих монашек. Сам Александр Филиппенко живет в гор Мичуринске без прописки и не имеет определенного места жительства, а скрывается среди верующих Иосифлянской группы». Кроме того, «быв священник Клименко, который снял с себя сан и опубликовал свое отречение через печать, сейчас ходит по деревням и выполняет требы, как священник». А «быв учитель деревни Дербень, Кирсановского р-на, Котов Андрей Сергеевич, выдавая себя за священника, ходит по глухим деревням и производит богослужения и обряды. Так, например, с 15 по 20 января под руководством местной монашки Анны Солоповой, он совершал обряды по домам и на Крещение с группой верующих ходил на иордань и совершал водоосвящение» 385 . На европейском севере нелегальные богослужения были распространены в Вологодской области 386 . В Архангельской области, подобно тому, как это было в Московской области, проводились службы в закрытых церквах 387 . Из Мурманской области у нас есть сведения о единственном действовавшем там нелегальном молитвенном доме. Весной 1944 г. уполномоченный Совета сообщал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архангельские пятидесятники намеренно оклеветали православного священника Архангельск, 7 сентября 2007 г. Настоятель Спасо-Преображенского храма деревни Малодоры (Устьянский район Архангельской области) иеромонах Валентин (Егоров) опроверг заявления секты неопятидесятников о своем причастии к их прозелитической деятельности.Об этом  " Православию на Северной земле " сообщили в пресс-службе Архангельской и Холмогорской епархии. 26 августа 2007 года в Северодвинске во время собрания харизматической группы «христиан веры евангельской», руководитель устьянского отделения секты публично заявила о том что, якобы отец Валентин вместе с ними молился о благополучном проведении  «христианского фестиваля «Радуга» в районном центре - поселке Октябрьский (прошедшего, кстати, с нарушением российского законодательства). Кроме этого, с целью придать значимость раскольнической деятельности отлученного от Русской Православной Церкви лжеархиерея Сергея Журавлева, во всеуслышание было заявлено, что и устьянский батюшка - отец Валентин - «уже почти крещен Духом Святым». Такие заявления можно расценивать как попытку сектантов с помощью откровенной клеветы и обмана убедить доверчивых граждан в лояльности части православного духовенства к так называемому «экуменическому движению» - объединению верующих всех религий и конфессий в единую организацию. Причем, в глазах сектантов, подобное объединение сводится исключительно к отвержению благодатного опыта Православной Церкви (почитания икон,  мощей, молитвенного обращения к святым) под предлогом «возвращения к Евангелию».       5 сентября иеромонах Валентин (Егоров) написал официальное письмо, в котором опроверг «ложь и клевету с целью компрометации православного духовенства и втягивания в преступную деятельность секты новых последователей» и подтвердил своё  каноническое подчинение Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви. После возвращения в Устьянский район письмо будет отправлено руководителю местной организации «христиан веры евангельской».   По словам самого отца Валентина, представители секты не раз приходили в православный приход села Малодоры, потому что  дверь храма открыта для всех, и православных, и инославных. Со временем по району распространились слухи о том, что православный батюшка сблизился с пятидесятниками. А сектанты намеренно использовали появившиеся слухи в своем стремлении «разрушить в сердцах людей твердыню Православия» (цитата из выступления лидера неопятидесятников в Устьянах). 7 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23827.html

189 Толосы – один из родов, входящих в племя телеутов. В современной литературе именуются тёлёсами. 194 Псальма – изначально песнопение, текст которого в стихотворной форме излагал содержание библейского псалма; псальма была разновидностью канта – песнопения на религиозную тему. Позже слово «псальма» стало равнозначно канту. Псальмы были широко распространены в России, на Украине и в Белоруссии начиная с XVII века. 195 Карчи – подмытые и вывороченные с корнями во время половодья, а потом затонувшие деревья. Намокшие сучья и корни сплетаются и перепутываются над водой и затрудняют плавание по реке. 197 Кастрен Матиас Александр (1813–1852) – финский языковед и этнограф, профессор Гельсингфорского университета. По поручению Петербургской Академии наук предпринял путешествия по Финляндии, Карелии, Архангельской губернии и Сибири. Выдающийся полевой исследователь уральских языков и народов. 198 Финш Отто (1839–1917) – немецкий путешественник, этнолог и орнитолог. В 1876 году в сопровождении орнитолога Брэма и графа Вальдбург-Цейль исследовал Восточную Сибирь. 199 Губернские статистические комитеты существовали с 1835 года и являлись органами государственной статистики в губерниях Российской империи. 200 См. «Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества». 1879. Кн. I; 1882. Кн. IV; 1884. Кн. IV. 202 Миддендорф Александр Федорович (1815–1894) – российский путешественник, географ и натуралист. В 1842–1845 годах по поручению Петербургской Академии наук обследовал Северную Сибирь и Дальний Восток; дал первое этнографическое описание некоторых сибирских народов. 205 Григоровский Николай Петрович (около 1830–1884) – этнограф, просветитель остяков. В 1867 году, занимая должность лесничего в Удмуртии, был обвинен в допущении самовольной порубки леса и выслан под надзор полиции в Нарымский край. Живя среди остяков, он выучил их язык и занялся образованием их детей, перевел на остяцкий язык молитвенник, Священную историю, краткие наставления в христианской жизни; Братство святителя Гурия поручило ему перевод на остяцкий язык Священного Писания. Миссионерская деятельность Григоровского была высоко оценена митрополитом Московским Иннокентием (Вениаминовым) . Еще больше Григоровский известен своими этнографическими исследованиями. В 1882 году именно ему Западно-Сибирский отдел русского географического общества поручил обследовать Васьюганский край. Составленные им описания быта и верований остяков до сих пор имеют большую научную ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Будьте отныне любящими учениками Господа. Оставайтесь с Ним в напастях до конца. Теперь наступают дни Страстной недели. Господа ради не омрачайте этого времени суетой мирской. Помните и знайте, что вкусили от древа Жизни; не предавайтесь невоздержанию, но стойте на высоте вашего духа, который ныне принял под свой кров верховнейшую Любовь и Премудрость, Самого Христа Бога. Помните и знайте, что много уже великих Четыредесятниц провели мы – но много ли увидим еще? Много раз мы приобщались – но удостоимся ли еще впереди быть причастниками Господа? Много раз мы обещали пред крестом и Евангелием исправление и улучшение себя; много проповедей слыхали мы – и все остались теми же… Неужели нас от сна греховного способна разбудить только одна труба архангельская?. Но ее звуки ужасны, они сильнее грома поразят сердца грешников… Будем же усердно молиться, чтобы благодать Всесвятого Духа Божия снизошла на нас, обновила нас, оживотворила наши души, истлевшие от страстей, и создала нам сердце чистым и непорочным. Чтобы наши сердца стали храмом благих помыслов, чистых и небесных желаний. Господи! Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя! Вот голос вашей, причастники, молитвенной просьбы в эти великие и торжественные минуты жизни. Аминь. По бесконечному милосердию Своему, Господь удостоил вас приобщиться Даров Его благодати. Этой милостью ваши души введены в рай. Выше и ценнее ничего не может быть и нет на земле для человека, как примирение с своей совестью, как убеждение в том, что Господь очистил, освятил наши души и простил нас от всех грехов. Не за заслуги наши совершилась такая милость, но по милосердию Божию, тому милосердию, которым помилована была блудница и введен в рай разбойник. Пред алтарем сегодня каждый из нас исповедал молитву разбойника: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Мы искали ключа, отворяющего рай. Пусть же каждый из нас знает, что любящий Христос отверз рай покаявшемуся разбойнику не по случайной молитве, но за его простоту совести, открытой правосудию Божию. Бедный преступник умирал мучительной смертью. Не ропот, не угрозы, не проклятия были в его устах, но твердое сознание в том, что страдает за дела свои по правде. Вот его заслуга. Самоосуждение есть очищение души. Итак, каждый из нас должен стараться развить в себе свойство: глубоко сознать свой грех, самоосудить свои деяния и таким образом сокрушить свой грех.

http://azbyka.ru/velikij-post-duxovnye-p...

протоиерей И. Архангельский), – что и для тебя смерть есть не что иное, как успокоение после неусыпных трудов твоих ( Откр.14:13 ). Для тебя была она, может быть, и не так внезапна и неожиданна, как нам кажется: всю твою подвижническую жизнь можно назвать приготовлением к смерти. Одно то, что ты так часто очищал свою совесть таинством покаяния и пред совершением литургии, и пред предпринимаемым путешествием, уже может служить ясным доказательством того, что ты всегда помнил последняя твоя. Но для нас твоя кончина составляет такую чувствительную потерю, что мы не можем не плакать о себе, если не о тебе ( Лк.23:28 ). Отдавшись всею полнотой своей души архипастырской деятельности, ты дни и ночи трудился для блага новой Боговрученной тебе паствы. Ты как будто предчувствовал, что дни твои уже сочтены, что их остается уже не много, и спешил в эти немногие дни сделать все возможное на ее пользу, и прежде всего низвести на нее божественную благодать, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Нельзя было не удивляться твоей неутомимости в молитвенном предстоянии пред престолом Божиим. При своей многосторонней и многотрудной деятельности по управлению паствою, ты не пропускал никакой службы церковной, и при первых ударах колокола спешил на молитву в храм Господень. Молитва для тебя была так же необходима, как и воздух для дыхания. Даже в те дни, в которые ты возвращался из неблизкого путешествия, ты спешил прежде всего принести бескровную жертву за живых и умерших, несмотря на утомление от пути. И сколько таких путешествий ты совершил для обозрения своей паствы в каких-нибудь пять месяцев! Ни холод, ни трудность и неудобство земных путешествий, ничто не могло удержать тебя от совершения этого подвига. Не жалея ни сил, ни здоровья своего, ты всюду желал быть лично, все видеть собственными глазами, никого не хотел оставить без своих архипастырских наставлений. И не забудем мы этих наставлений; не забудем и тех уроков, которые ты преподал нам своим собственным примером. Глубокая преданность Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Нас поражало обилие его заздравных и заупокойных синодиков. Вопрошавшим его, как можно успеть вынуть частицы за все имена, – он говорил, что пользуется синодиками по особому расписанию, круговому на неделю, и успевает поминать всех, кто тысячами имен были занесены в его синодики. Все синодики Владыки были строго систематизированы. Каждый из них обнимал тот город или ту местность, в которой он жил до Серпухова. Эту систему он заимствовал во время своего пребывания у преп. Зосимы и Савватия Соловецких, где синодики составлялись по особой форме и в строгом порядке. Он охотно показывал эти синодики верующим, и мы видели у него синодики сибирский, ленинградский, московский и серпуховский; синодики любителей и ревнителей поминовения усопших, синодик, обладавших даром памяти, синодик творивших Иисусову молитву, синодик подвижников-боголюбцев, умерших от чахотки, подвижнические синодики архангельских, соловецких, московских и др. областей и местностей, исправленные и дополненные им синодики подвижников благочестия XVIII и XIX вв. (по 14 том. Жизнеописаний этих подвижников) и др. Плодом его постоянной памяти об усопших был составлен им в 1927 году большой помянник, употреблявшийся при его личном келейном правиле, проверенный и одобренный знатоком древней церковно-славянской письменности профессором Ленинградского Университета и членом-корреспондентом Академии Наук Дм. Алекс. Абрамовичем. Кроме него для церковных богослужений был составлен в том же 1927 году, а 1 сентября 1931 года исправлен и дополнен, краткий помянник. Так в тиши своей келии соединял он себя крепкими узами любовной молитвенной памяти с теми, кто уже отошел к Господу и предстоял, по вере сердца его, престолу Господню. Как на факт, подтверждающий его любовное отношение к усопшим, невольно хочется указать на то, что каждого покойника при нем, т. е. в его присутствии или в его служении в храме пребывающего, он благословлял на вечный покой и заносил в свой Серпуховской заупокойный синодик. «Понеже сотворяете одному из сих братий Моих меньших – Мене сотво- ристе». ( Мф. 25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

17 нояб. 1922 г. постановлением Президиума обновленческого ВЦУ М. был освобожден от управления Киевской епархией с увольнением на покой и получил назначение на жительство в г. Холмогоры Архангельской губ. Обычно такое решение обновленческого органа предваряло арест и высылку или заключение в лагерь отказавшегося подчиняться обновленцам архиерея, однако по отношению к М. советские власти не стали немедленно проводить репрессии. Оглашение постановления Президиума ВЦУ об увольнении М. было на время задержано. В отчетах киевского ГПУ, которое с самого начала вело за М. тщательное наблюдение, он характеризовался как «слабовольный... умеет ладить и мягок, очень боязлив, при влиянии (удачном) - лицо, способное пойти на большие компромиссы», «человек глубоко религиозного настроения, замкнутый в себе, молитвенник и монах по призванию», к-рый «уделяет лишь незначительное внимание чуждым его духовному составу практическим деловым вопросам» (ЦГАОО Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 45504. Л. 5, 7, 11). Такие характеристики давали сотрудникам ГПУ ошибочное основание надеяться на то, что путем уговоров и запугивания им удастся склонить М. к переходу в обновленчество. С конца осени 1922 г. к М. почти ежедневно приезжали представители властей с требованием присоединиться к обновленчеству, угрожая в противном случае арестом. М. каждый раз отвечал отказом. 13 дек. экзарх выступил с обращением к участникам обновленческого киевского епархиального съезда. М. назвал съезд обновленцев самочинным, неканоничным и не представляющим большинства духовенства и мирян Киевской епархии. Он призвал его участников прервать заседания и разъехаться по приходам. Оставляя возможность перешедшим в обновленчество священнослужителям одуматься, М. не запрещал их в служении и не лишал сана. Он благословил создание специальной «инициативной группы» для продолжения переговоров с местными обновленцами. Экзарх пытался использовать противоречия между разными обновленческими группировками. 12 янв. 1923 г. М. встречался с прибывшими из Москвы представителями обновленческого «митрополита» Антонина (Грановского) , враждебно настроенного по отношению к крайним обновленцам из «Живой церкви» , но не согласился на их предложения.

http://pravenc.ru/text/2563636.html

Св. ап. Иаков заповедует совершать помазание елеем во имя Господне. Это выражение весьма замечательно общим сходством своим с заповедью Спасителя о крещении, ибо и крещение Господь Иисус Христос повелел совершать во имя Божие , только с раздельным произнесением лиц Божеского существа: Отца и Сына и св. Духа (Мф. 28:19). Слова Спасителя о крещении послужили основой к установлению молитвенной формулы погружения: крещается во имя Отца и Сына и св. Духа. Эта формула получила свое начало в апостольском веке и доныне употребляется св. Церковью. Точно также, и в словах св. ап. Иакова: помазывать во имя Господне , очевидно, указывается на молитвенную формулу елеопомазания и определяется ее содержание. Из первых веков христианства, при недостаточности сведений вообще о таинстве св. Елея, до нашего времени не сохранилось ни одной формулы помазания. Но, судя по категорическому выражению, ап. Иакова и по тому, что формулы существовали тогда в других таинствах, напр., в Миропомазании, должно считать за несомненное, что молитвенные формулы употреблялись и при елеопомазании. При простоте обрядов древней Церкви, формулы сии не могли быть сложными. В правилах Ипполита из III в. сохранилась следующая формула миропомазания: «помазую тебя помазанием, св. Елеем, во имя Иисуса Христа» 512 . Подобно сему, первоначальной формулой елеопомазания могли быть, приблизительно, такие слова: «помазуется... елеем, или во имя Господне, или – во имя Господа Иисуса Христа, или – во имя Отца и Сына и св. Духа». Подтверждением сего предположения могут служить формулы последующих веков, где, как увидим ниже, употреблялись слова: о имени Господнем, во имя Отца и Сына и св. Духа. Когда же появились письменные чины, то оказалось, что формулы елеопомазания употреблялись, в разные времена и в разных Церквах, различные и были троякого типа. Одни изложены были более в смысле изъявительном (modo indicativo), знаменающем совершаемое действие, напр., помазуется св. Елеем, помазую тебя... Другие – более в духе усердного моления к Богу о недужном (modo deprecativo): исцели болезни, прости прегрешения. Третьи – наиболее в смысле разрешения (modo absolato) от недугов и грехов: да разрешит тя, да простит тебе... или: разрешаю, прощаю...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010