899 Zum ewigen Frieden, SS. 25–26. – В первой части своего настоящего очерка мы забыли упомянуть, что цитируем «Zum ewigen Frieden» Канта по изданию Кенгвасн’а в «Universal-Bibliothek» Reclam’a 1501, в основу которого положен текст издания 1795 года, сличенный с манускриптом и текстом издания 1796 года. Спешим теперь восполнить этот недосмотр. 904 ibid. «Могут спросить, – оговаривается Кант по поводу этого своего соображения: если природа желает чтобы эти берега Ледовитого моря не оставались необитаемыми, то чт же будет с их населением, когда она (как можно ожидать) не будет более доставлять им плавучие леса»? Несомненно, что с успехами культуры, побережный лес будет лучше утилизироваться и не будет уноситься в море. «Я отвечаю, говорит Кант: тогда жители берегов Оби, Енисея, Лены и т.п. будут доставлять им лес, как предмет торговли, в обмен за продукты животного царства, которыми так богато море у этих берегов, – если только природа заставит эти народы жить в мире» (ibid. S. 30. Anm.). 914 Мы не берем на себя задачи входить в критическую оценку воззрений Канта насчет этого механизма природы. Считаем, только необходимым заметить, что если бы этот взгляд Канта и оказался неправильным в частностях своего физико-географического, этнографического и культурно-исторического обоснования, все-таки его три тезиса по существу своему остались бы верными. Бесспорно, что люди могут жить везде на земле, что, с ростом населения, действительно вся земля рано или поздно заселится, а гражданственность и закономерное государственное устройство составляют, по-видимому, такой неизбежный продукт цивилизации, что отнюдь нельзя сомневаться в скором усвоении их всеми народами. 919 ibid. Если бы Кант мог иметь пред глазами современное состояние Европы, он не сказал бы этого. 927 Что умственное развитие непременным своим условием имеет философское освещение усвояемых знаний, это мы уже имели случай раскрыть год тому назад, – в Мартовской кн. «Богословского Вестника» за 1898 г. 950 Будимская епархия основана в 1695 г. в первое великое переселение сербов из Старой Сербии в пределы Австрийской монархии, под предводительством ипекского патриарха Арсения III Черноевича.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

386 год. Слава о подвигах и чудесах нитрийских пустынников воспламенила в знатной госпоже, Павле, желание видеть их. Она отправилась из Рима и посетила многих из них, и между ними Макария, Арсения, Серапиона и великого Арсиса, который не лишал св. Таин молодых людей, когда они впадали в какой-либо тяжкий, но не смертный, грех , а старых лишал. Ибо он думал и говорил, что молодые, лишаемые причастия, привыкают жить без этой душевной пищи, а старым бывает тяжело и страшно, когда не допускают их вкусить источника бессмертного (Ibid. t. 11, р. 141). – Знать старики, в те поры, имели великую веру и страх Божий, когда причащались часто. – И в наше время найдется много таких верующих и боящихся Бога. Дух Святый везде и всегда есть, и всех исполняет. – А кто грешит тяжко? – Тот, кто обижает ближнего словом, или делом, лжет, клевещет на других, ворует, соблазняет невинных и проч. – Какие грехи смертные? – Гордость, ненависть, чревобесие (т. е. обжорство и пьянство), блуд, убийство, уныние, отчаяние, приводящее к самоубийству, и наконец богохульство. – Расскажите, кто ещё приезжал в здешнюю пустыню? Между 385 и 412 год. Неоднократно приезжал александрийский патриарх Феофил: сперва – по надобности греческого царя Феодосия великого. Этот царь пред войною с сильными врагами, угрожавшими всей западной империи его, уповая на помощь Божию, просил сего патриарха прислать к нему в Царьград, как можно скорее, скитского пустынника Сенульфа который прославился святостию своей жизни и даром чудотворений. Феофил немедленно отправился в Скит, который находился недалеко от Александрии, и объявив авве волю государя, внушал ему, как необходимо поспешить исполнением её, тогда как империя находится в опасности, и участь её зависит от него. Благочестивый пустынник в чувстве глубочайшего смирения сказал патриарху, что он не достоин получить от Бога то, чего надеется от него император. Феофил настоятельно упрашивал его ехать в Царьград. Авва, не зная, как уклониться от настойчивости его, попросил святителя подождать немного, и обратившись к востоку, повесил клобук свой на посох, поднял его вверх и начал молиться: «Господи Боже мой, Боже сил, даруй сему одеянию и сему жезлу силу сделать то, чего ожидают от меня»! Потом он сказал Феофилу: «пошли это наглавие и этот посох к императору, и напиши ему, чтобы он на брани против врагов надел на свою голову первое и держал бы в руке второй, и чтобы таким образом шел впереди своего воинства. Я уповаю, что Господь поможет ему одолеть варваров без пролития крови». Царь Феодосий поступил так, как заповедал Сенульф, и рассеял врагов. В память победы его в Александрии воздвигнута была статуя его в монашеском клобуке с посохом. – (Ibidem t. III, р. 293. Бароний 53 год 388-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В трактате этот термин применяется не только по отношению к эллинской философии, но и к языческой религии в целом. Обвиняя эллинских языческих философов-материалистов в безбожии и характеризуя эллинскую философию как нечестивое и «безбожное суеверие», Евсевий использует данный термин преимущественно в значении незнания истинного и единого Бога. Противопоставляя материализму и языческому многобожию веру в единого Бога таких авторитетных для эллинского языческого общества мыслителей, как Платон и Сократ, кесарийский епископ обращает внимание на то, что христиане подобным же образом верят в единого Бога. 19 января 2024 В настоящей статье поставлена задача подробнее ознакомить научную и церковную общественность с новым рукописным собранием Духовной академии Санкт-Петербурга, которое образовалось в основном в послевоенное время из новых поступлений и не получило пока подробного описания. Идея Провидения была одной из основных как в античной философии, так и в раннехристианском богословии. Представители периода апологетики христианизировали соответствующее понятие античных философов (πρνοια) и включили его в свои богословские построения. Статья ассистента кафедры теологии Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского, аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Арсения Анатольевича Бирюкова посвящена теме учения о Промысле христианского мыслителя Немесия Эмесского (IV–V века). Это учение изложено в трактате «О природе человека». Рассмотрена критика представлений античных философских школ о фатуме, сформулированы собственные представления Немесия. Автором сделан вывод о преемственности учения Немесия христианской панентеистической парадигме, формировавшейся в I–III веках. Показана преемственность соответствующих воззрений в восточнохристианской святоотеческой письменности и русской религиозно-философской традиции. 15 января 2024 15 декабря 2023 В данной статье представлены богословские воззрения американского ученого Ярослава Пеликана в ранний и поздний периоды его научно-духовных поисков.

http://bogoslov.ru/topic/20541

Глинская пустынь во второй половине XVIII – начале XIX века (1764–1817) Глава III Во второй половине XVIII века огромное влияние на жизнь всех русских монастырей оказала проводимая Екатериной II политика секуляризации 279 монастырских земель, то есть передача их из духовного ведомства в ведение государственного светского учреждения – Коллегии экономии. По узаконению от 20 февраля и «Духовным штатам» от 26 февраля 1764 года у монастырей были отобраны их вотчины, а на содержание обителей назначены штатные оклады по трем классам. Безвотчинные монастыри либо упразднялись, либо были оставлены «на своем содержании» (за штатом). В результате секуляризации произошло огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. По итогам 1764 года из 954 монастырей более половины (569) были упразднены, за штатом оставались 161 280 . Попытки выступлений против секуляризации отдельных представителей духовенства, например Арсения Мацеевича , были обречены на провал 281 . В 1786 году узаконение 1764 года распространилось на Малороссию, а в 1788 году – на Харьковскую, Воронежскую, Екатеринославскую губернии и Курское наместничество. (Курское наместничество было учреждено в 1779 году, и Глинская пустынь вошла в состав его Путивльского уезда 282 .) До сих пор исследователи истории Глинской пустыни считали всю вторую половину XVIII и начало XIX века временем упадка материального благосостояния обители 283 , когда положение ее было плачевным 284 . Однако обнаруженные нами документы 285 с полным основанием позволяют разделить этот период еще на два: предсекуляризационный (1764–1788) – период не только достатка, но даже некоторого улучшения благосостояния обители, и послесекуляризационный (1789–1817) – период действительно резкого ухудшения материального положения Глинской пустыни и сокращения числа ее насельников. Однако упадок коснулся лишь хозяйственной, но никак не духовной жизни обители, которая никогда не ослабевала, а, напротив, непрерывно возрастала. Как для первого, так и для второго периода характерна частая смена настоятелей (сведения обо всех настоятелях Глинской пустыни сохранились, начиная с 1764 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Встречаясь где-либо с дурными и несправедливыми отзывами о том или другом духовном писателе, наш ученый святитель берет этого последнего под свою защиту и, таким образом, придаете своему Словарю частию апологетико-полемический характер. «У раскольников, говорит он, находится ругательная на Арсения (грека) тетрадка, по большей части при Суханове Проскинитарие приписываемая, в которой (он) называется волхвом, еретиком, звездочетцем, скверны и смрада исполненным, иезуитские ереси сушим и проч. Ибо они приписывают его изобретению все те церковные перемены, которые утверждены патриархом Никоном ; и за сие-то вымышляют на него всякие клеветы и поругания. Но брань от невежд служит ему похвалою» (I, 49–50). – Сообщая сведения об Аврааме Палицыне, преосвященный Евгений, хотя и соглашается с Елагиным, который в своем «Опыте повествования о России» назвал Авраамиеву летопись «пристрастным» сочинением, однако старается подыскать обстоятельства, извиняющие пристрастие Палицына и, таким образом, как нельзя более, кстати пользуется орудием исторической критики. «Нельзя не заметить, аргументирует наш автор, что Палицын, описывая такие происшествия, в коих сам он был лицем содействующим избавлению России, не мог писать без некоторого жара и восторга, которого трудно было бы не иметь и всякому на его месте. Надобно также извинить его и в невыгодном описании царя Бориса потому, что он писал Историю (летопись) свою при царствовании Романовых, претерпевших от Бориса жестокое гонение» (I, стр. 9). Замечательнейшая статья о патриархе Никоне во многих своих местах (II, стр. 121–128 и 132–134) тоже носит характер апологетический или точнее апологетико-полемический. Митрополит Евгений защищает Никона не только против иностранцев и частию русских историков, набрасывавших на него ложную тень, но, что особенно характерно, и против взгляда на виновность Никона, выраженного в (оффициальных) «Соборных извещениях, изданных для народа» (отпечатаны в Древн. Росс. Вивлиофике, ч. III и VII). Апология эта обнаруживает в авторе солидный критический ум, научность в приемах, остроумие, спокойствие и беспристрастие...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

591 С. И. Пономарев. Критические статьи по поводу Филаретовского «Обзора» («Духовный Вестник» за 1862 г., т. III, стр. 521.). Статьи эти написаны сгоряча и заманчиво, но тем не менее в высшей степени основательны. 592 Сообщим, кстати, несколько подобных случаев из биографической части. В статье о м. Платоне Левшине Филарет неверно выставил 1775 г., как год возведения его в митрополита (стр. 403), – таковым следует считать 1787 г. (Сл. II, стр. 179 Снегирев, – «Жизнь и труды м. Платона», M 1857 г. стр. 82). Год смерти еп. Симона Лагона 1804-й) правильнее указан м. Евгением (II., стр. 224; и неверно (1803-й) пр. Филаретом (стр. 387). В статье о св. Тихоне (Соколове) Болховитинов ошибочно сказал, что он занял Воронежскую епископскую кафедру в 1767 г. (вм. 1763 г); ошибка эта сразу заметна для читателя, так как на другой же строчке говорится уже, что 17 дек. 1767 г. Тихон уволен на покой (II, 266); Филарет повторил ошибку, да еще и не указал года отправления святителя на покой (стр. 353). Иногда Филарет, поправляя Евгения, не подтверждает ничем своего мнения и потому читатель затрудняется верить ему. Так у него годом смерти Арсения Мацеевича почему-то выставлен 1772 г. (стр. 343), а у Евгения 1780 (Сл. I т., стр. 57). Вениамин, архиепископ Нижегородский, носил, по Евгению, фамилию Краснопенкова (т. I, стр. 74), а по Филарету, – Румовского (стр. 400). См. еще статьи о Феофилакте Русанове (Сл. т. II, стр. 333; Обз. стр. 428), Сильвестре Старогородском (Обз. стр. 385) или Строгородском (Слов. т. II, стр. 207) и др. 593 Невольно припоминается нам при этом эпиграф, избранный Бекетовым к изданному им в 1801–1802 г.г. «Пантеону российских авторов»: «Душа писателей в творениях видна, «Но самый образ их бывает нам приятен». 594 «Справочный Словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX ст.». 1876 г. О нем Венгеров говорит ранее. 596 Эта параллель г. Венгерова дала нам случаи припомнить другую параллель, именно, П. М. Строева, который Н. М. Карамзина и м. Евгения еще в 1823 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

на Печатный двор 66 греческих рукописей. Всего таким образом к 1823 г. в Патриаршей библиотеке оказалось 467 греческих рукописей. За время с 1858 по 1882 г. в нее поступили еще 40 рукописей из библиотеки Москов. Синод, типографии, – две ркп. от А. Н. Муравьева и две от гр. А. В. Орлова-Давыдова 220 . Так составилось это богатое собрание греческих рукописей, в котором Эд. Тремер думал найти остатки библиотеки царя Ивана IV и в котором, по мнению некоторых и русских исследователей, находится ее та или другая, большая или меньшая часть 221 . Я намеренно подробно излагал историю роста этого собрания, чтобы каждый уже из нее мог почерпнуть сведения о том, насколько все эти предположения соответствуют действительности. Выше уже было сказано, что во время патриарха Филарета во всех 3-х патриарших казнах заключалось не более 5 греческих рукописей и 1 печатной книги. Мы не знаем, когда эти рукописи и печатная книга поступили в патриаршую казну, но если даже предположить, что все это было и при предшественниках патр. Филарета, даже в XVI в., все-таки должны будем сознаться что этому числу рукописей и одной книги весьма далеко до того громадного числа греческих и других иноязычных книг, которое было, по рассказам, в библиотеках великого князя Василия III и царя Ивана IV-ro... Почти все то, что мы ныне находим в Патриаршей библиотеке, все это привезено к нам в Москву в XVII в. с Востока. Благодаря находящимся на сих рукописях пометам мы можем даже указать, какие из наличного запаса греческих рукописей сей библиотеки и когда в нее поступили. Так благодаря подписям Арсения Суханова на купленных им рукописях и пометам монастырей, из которых оне доставлены, мы можем указать в числе их все те, которые привезены были им в Москву с Афона в 1655 г. При помощи помет владельцев и других записей мы можем также сказать, какие из остальных рукописей в нее и когда поступили 222 . Именно Арсением Сухановым были привезены рукописи за 1–8, 10–12, 14–23, 25–27, 29, 31, 32, 34–37, 39–41, 43–53, 55–57, 59–64, 66, 67, 68(?), 69, 71, 73–78, 80–88, 89(?), 90, 91, 94–98, 100–125, 126 (?), 127–134, 137, 139–144, 146–149, 151–155, 157, 159–163, 165, 166, 168, 171–174, 176, 177, 180, 184, 186–197, 199–206, 208–216, 219, 221–223, 227–230, 232–235, 237–242, 246–250, 252–254, 256–262, 265–273, 275, 277–283, 285, 287, 288, 290, 292–302, 304–309, 311, 313, 314, 316–319, 322–327, 329–332, 336, 338–341, 342(?), 343–345, 347–350, 352–355, (353?), 357(?), 358, 359, 361–364, 369, 370, 372–376, 378, 379, 385, 387–400, 402–406, 409, 411, 415, 419, 424, 425, 427, 428, 431 (?), 432, 434, 435, 437, 438, 440, 441 (?), 445–453.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

III. Таким образом, приведенный отрывок из «Повествования» позволяет сделать вывод, что «Каринская уния» между Византийской и Армянской Церквами состоялась под прямым заявлением и нажимом императора Ираклия, выступившим основным инициатором ее. Однако она, видимо, отвечала и интересам некоторой части армянского клира, которая пошла на союз с византийским Православием. Относительно датировки этого события мнения исследователей расходятся, но, всего вероятнее, оно приходится на 633 год (см.: изд. Гаритта, р. 302–304), то есть «Каринская уния» примерно одновременна унии с феодосианами, заключенной Киром в Александрии. Можно предполагать, что на соборе в Карине (Феодосиополе) развернулись весьма жаркие дискуссии, и Ираклию стоило немалого труда убедить армянскую сторону в правильности халкидонитского вероисповедания. Вероятно, императора сопровождали достаточно эрудированные «богословские советники», которые и вели данные дискуссии. В «Истории армянских соборов» (изд. Гаритта, р. 285) имеется сведение, что вместе с Ираклием на собор прибыли «многочисленные греческие философы». Но основное, на что хотелось бы обратить внимание, это – отсутствие в «Повествовании» сведений относительно проблемы «единого действия» во Христе. Судя по «Повествованию», эта проблема совсем не ставилась на соборе в Феодосиополе. Умалчивается о ней и в сочинении грузинского католикоса Арсения, чье свидетельство о «Каринской унии» во многом тождественно сведениям, сообщаемым в «Повествовании» (изд. Гаритта, р. 281–283). В «Письме патриарха Фотия к Захарии, католикосу Великой Армении» 948 также говорится лишь следующее: «...Император Ираклий по сокрушении персов вошел в город Карин и созвал в одно место Ездра, католикоса армян, и множество армянских епископов, а также многих из сирийцев; производились исследования и разыскания в продолжение тридцати дней, и армяне опять одобрили Халкидонский Собор по своей воле, а не по принуждению и приняли его рукописанием» 949 . Молчит о вопросе «единого действия» и Себеос, как и остальные армянские источники, где повествуется о соборе в Карине (подборка их у Г. Гаритта, р. 278–300).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

III. Речь пред панихидой на о. Луцаугольме на могиле 400 русских воинов, убиенных 10-го июля 1701 года шведами 4 . О памяти почивших борцов за Веру, Царя и Отечество Мы собрались, братья, помолиться об упокоении душ православных воинов, за веру, царя и отечество здесь жизнь свою положивших. Мы находимся на том самом острове, где 400 русских воинов, защищаясь до последней капли крови, сложили головы свои под мечами неприятелей. Мы стоим на том месте, где они погребены. Это было в 1701 г., 10 июля, когда русский Император Пётр 1-й вёл войну со шведским королём Карлом XII-м. Прошло около 200 лет с того времени. Быть может, уже и кости погребённых здесь героев превратились в прах; забыта была могила их. Но, вот, Господь Бог вложил добрую мысль благомыслящим людям – воскресить в памяти геройские подвиги здесь убиенных воинов и почтить их заупокойной молитвой на месте погребения их. Мы веруем, что, по свойству бессмертия духа человеческого, их души живы и ныне радуются, видя, что люди, чтущие воинскую доблесть, вспомнили их и пришли помолиться об упокоении душ их. Да будет же благословенна память о них! да будет живуча и действенна память об их геройских подвигах и самоотвержении для всех сынов России и особенно для русских воинов! отныне да не предастся забвению эта священная могила, да не сровняется с землёй; но да украсится она достойным памятником в назидание потомству; да посещается она людьми, чтущими воинскую доблесть, геройские подвиги и самоотвержение; особенно же да освящается она молитвой об упокоении душ здесь убиенных воинов в царстве небесном. Для умерших людей, бр., не столько нужна земная слава и видимые памятники, сколько молитва об упокоении душ их в селении праведных. Итак, помолимся, да упокоит Господь Бог души рабов Своих православных воинов, за веру, царя и отечество живот здесь положивших, в месте светле и месте покойне, где все праведные успокаиваются. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах… Во всех комнатах – в лакейской, в зале, в гостиной – прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные: синие и лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места. И вот слышится покашливанье: выходит тетка. Она небольшая, но тоже, как и все кругом, прочная. На плечах у нее накинута большая персидская шаль. Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры про старину, про наследства, начинают появляться угощения: сперва «дули», яблоки, – антоновские, «бель-барыня», боровинка, «плодовитка», – а потом удивительный обед: вся насквозь розовая вареная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас, – крепкий и сладкий-пресладкий… Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой… III За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота. Прежде такие усадьбы, как усадьба Анны Герасимовны, были не редкость. Были и разрушающиеся, но все еще жившие на широкую ногу усадьбы с огромным поместьем, с садом в двадцать десятин. Правда, сохранились некоторые из таких усадеб еще и до сего времени, но в них уже нет жизни… Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого – помещика-охотника, вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча. С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. Стоишь у окна и думаешь: «Авось, Бог даст, распогодится». Но ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро – и скоро, точно дым, затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь…

http://azbyka.ru/fiction/antonovskie-yab...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010