Кроме прирожденного греха действуют еще в мире темные силы, духи злобы поднебесной – действует сатана. Он несомненно употребляет культуру для своих целей – наносить вред человечеству. Влияние темных сил в этом отношении бывает так велико, так реально, что некоторые склонны думать, будто вся культура в руках сатаны. Между прочим, особенность культуры состоит в том, что она все стремится сводить к единству, к единой силе. То, что прежде достигалось посредством двух или трех сил, теперь одной; например, электричество дает свет, движение и даже растительную силу. Говорят, что в будущем будет найдена такая сила, такой закон природы, которому подчинены все другие и посредством которого двигается вся культура – стоит, как говорится, нажать кнопку и человеку все будет к его услугам. Но многие в этом видят великую опасность для человечества. Представьте себе, что этой силой овладеет сатана, затормозит, спутает, прекратит ее действия – и тогда для всего человечества наступит катастрофа. Мы иногда видим уже проявления сего ужаса – вспомним, например, забастовочное время, когда прекратилось движение поездов, действие водопровода и т. п. В настоящее время обычные, так сказать, непосредственные способы передвижения, добывания воды, заменены культурными – железными дорогами, водопроводами и т. п., и вот, если захватит сатана силы природы, то тогда для человечества возможна катастрофа. Если так опасна культура, то не лучше ли от нее отказаться? О, нет! Нужно только знать и понимать, когда культура для нас не только неопасна, но даже для нас полезна. Это – когда культура только христианская, основанная на христианских истинах, когда она не идет в разрез с Христовым учением, когда она не отрывает, не отделяет нас от Бога, от основ человечности, а наоборот, способствует нравственному совершенствованию человека. Впрочем, и христиане теперь поделились на разные исповедания, которые различно воспитывают своих последователей. Мы знаем, что есть лютеранство или протестантство, которое главным образом исповедают немцы. Есть католичество и, наконец, мы принадлежим к Св. Православной Греко-Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Посмотрите далее, сколько несут страданий родители, пока воспитают детей. Сколько дети страдают, пока сами вырастут. А пастырь, отец духовный, соединяющий в своей любви к своим пасомым как бы отеческую строгость с беззаветным материнским милосердием – какие невыразимые страдания выносит он от людей и за людей! Какой он несет тяжкий крест за эти души, вверенные ему Богом, приходящие к нему по воле Божией! Все их страдания он вбирает в себя, переживая их в своей душе, часто глубже и сильнее, чем сами страдающие! Он скорбит их скорбями, болеет их болезнями, берет на себя как бы крест каждого, – не мудрено, что его крест делается все тяжелее и тяжелее от всей этой ноши. Чем более отзывчива и чутка душа пастыря, чем беззаветнее он полагает свою душу за други своя, тем острее и глубже будут его страдания. И не минует его и самая убийственная горечь этой горькой чаши: неблагодарность, непонимание, непослушание тех, кому он отдает свои силы, свою жизнь! Вместо мира и согласия, любви и единения, вместо всего доброго, светлого, что он старается насадить, возрастить, укрепить в сердцах, он увидит тайную и явную зависть, вражду, раздоры, ненависть – это самый тяжкий, самый мучительный его крест, и одна только молитва на кресте Распятого спасает тут пастыря от отчаяния: «Отче, отпусти им – не ведят бо, что творят!» А собственный, тайный крест подвижников, этих высших душ, кто его опишет? Эти страдания не за себя, а за греховность всего мира, борения и подвиги, эти бури душевные посреди безмолвия лесной глуши, эти страшные искупления, какие переживали в полном одиночестве и Сергий Радонежский и Серафим Саровский , и все святые, этот тайный крест достижения святости, крест, взятый добровольно ради Господа и ради спасения ближних – кто его опишет? Мы можем только преклониться перед ними, перед этими великими крестоносцами, в благоговении восхищаясь их подвигами, непоколебимой верностью Кресту, их совершенному послушанию Божественному завету: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Второе, о чем надо от всей души и от всего помышления молить Господа, да будет исповедание наше возможно полным, да не забудем чего, да не устрашимся или убоимся открыть что-либо отцу духовному, который только свидетель, – покаяние же наше, надо верить, приемлет Сам Христос Бог наш, Его же святому водительству всецело себя предадим и Он научит, наставит, поможет нам! . 7. Господи, даждь ми смирение, целомудрие, и послушание. Основание нашего спасения – смирение, т. е. искренное, от сердца, сознание своих немощей, своей никуда негожести, и отсюда покаянный глас: «Боже, милостив буди мне грешному!» Больше всего препятствует принести истинное покаяние – это гордость: гордым Бог противится, т. е. не приемлет покаяния, основанного не на смирении, – покаяния человека, высоко ставящего дела свои и если якобы кающегося, то в глубине души считающего себя выше других человек-грешников. Это именно и есть покаяние фарисейское. Нам же даруй, Господи, мытарево смиренное покаяние! Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных! Вслед за смирением, помолимся о ниспослании нам духа целомудрия: дождь нам целомудренна пожити делы и словесы! Так всем молиться надо, и инокам, и мipяhaм, и безбрачным, и в браке живущим, – ибо всем подвизаться в целомудрии необходимо, коемуждо по его потребе, по его мере: можно и делом, и словом не согрешать, а в глубине души быть великим в этом отношении грешником. Посему и молился св. Пророк Давид: от тайных моих очисти мя ( Пс. 18:13 ). Вообще же для успеха в деле нравственного очищения необходимо послушание воле Божией, изложенной в святом Евангелии и изъясненной в учении св. Церкви. Уклонение от этого послушания приводит к тому пагубному, если не с внешней стороны, то для души, состоянию, в которое впал блудный сын, захотевший жить по своей самочинной воле. Но евангельский блудный сын все-таки, наконец, раскаялся и удостоился прощения. Удостоимся ли мы сего, не найдет ли на нас внезапно день той – день преставления от сей временной жизни в жизнь безконечную? 8. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ), заповедано нам Господом. Терпение нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное ( Евр. 10:36 ), т. е. Царствие небесное, которое от века нудится, и нуждницы восхищают е ( Мф. 11:12 ), – или другими словами, – многими трудами, усилиями достигается Царствие небесное, и только добро потрудившихся здесь на земле получат блага вечные там, в обителях Отца Небесного. Для постоянства же и успеха в трудах необходимо терпение, ибо множество препятствий, скорбей, злоключений, искушений в жизни сей, – и все надо тепеливо переносить, не падая духом, а закаляя оный, – все преодолеть, дабы явиться победителями греха!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Мир этот есть союз с Богом и человеки, верность св. Церкви, мир совести ко всему видимому, – земному на земле, и к невидимому – небесному на небеси, чистота души и сердца! ибо только чистое сердце Бога зрит, имеет дары от Бога, превосходящие всяк ум. Нет ничего союза сего святее и нужнее к благополучию человеческому, к облегчению нужд житейских; это – наибольшее утешение! А без сего мира всякое основание колеблется: общества развращаются, обители лишаются благословения Божия и общего покоя среди насельников. Душевный мир наипаче в том состоит, чтобы общую пользу наблюдать, и хранить ее, как собственную свою. Где такого мира нет, там уже разделение, там все приходит в упадок и скудость; там лучшие разоряются дома, и города падают, и целые голые государства разрушаются. Где же есть согласие и мир, там все процветает, ибо мир есть основание и источник всякого блага. Сей мир есть мир и чистота совести, которая не имеет в чем себя зазирать, – сама собою довольна, страсти умирены и не воюют. Таковый человек наслаждается миром Божиим, «превосходящим всяк ум»; таковый спокоен, радостен, ибо никакие мipa сего мipckue выгоды и увеселения такого спокойствия духу не могут дать, а только – Один Бог ! – «миром, превосходящим всяк ум». Сладость сего Божественного мира человек может чувствовать в своем сердце, но разумом своим совершенно объять, тем паче словом изъяснить – не может. И сколько бы кто о нем ни говорил что, но никто его разъяснить или понять – как он есть, – не может, разве сам кто его в себе ощутил и чувствует! Но: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»! «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей»! ( Пс. 50:12 ). Сего-то мира мы и просим у Бога. И кто внутреннее сие сокровище стяжает, тот благодушен и радостен всегда бывает: в счастии не надмевается, несчастием не ослабевает, смертию не смущается, ибо с Богом и человеки примирен; суда Божия ожидает, но чувствует в себе благословение Божие. Состояние души его есть единое свойство с небесными райскими утехами, ибо уже есть начало – предвкушение мира, называемого «миром, превосходящим всяк ум».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

С другой стороны, потворство потребностям развивает и умножает их. Они обращаются в страсти, которым и предела нет на земле. Так, постепенно, освободив себя от власти Бога, человек западной культуры подчинился грубой природе и при том – ее худшей стороне. Законы природы стали считать обязательным законом для человека 1127 . А т. к. основной закон природы – борьба за существование, то поэтому основой жизни человека стали считать не любовь, а эгоизм. Сверхчеловек Ницше ненавидит любовь и сострадание, не признает никого достойным своего внимания, кроме своего «я». Итак, по мнению западной культуры, «у человека нет другого Бога для поклонения, кроме самого себя; нет другой души для облагорожения, кроме мозга; нет другой религии, кроме той, к которой склоняется капризный человеческий вкус; нет другого различия между добром и злом, как то, которое ему угодно выбрать; нет будущей жизни, кроме воспоминания в потомстве; нет другого Промысла, кроме роковых законов необходимости» 1128 . Итак, рационализм, враждующий против Бога и религии, индивидуализм, возводящий человека на место Бога и освобождающий его от всяких законов и обязанностей, и материализм, погружающий человека в заботы об удовлетворении плотских потребностей и страстей, – вот те основы, на которых зиждется образование на Западе. Можно ли на таком «древе» ожидать «плода добра»? Но нам скажут, что таково образование не в Германии только, но и везде на Западе, даже и у нас, в России; однако ужасные результаты его мы видим только у немцев. Действительно, это так. Но это свидетельствует только о том, что культура не исчерпывается одним образованием: оно только один из составных элементов культуры, правда, элемент самый важный и устойчивый. Содержание и характер культуры зависит еще и от природных дарований и, особенно – от религии каждого народа. Ведь в одной школе у одного же учителя каждый ученик имеет свою индивидуальность; то же наблюдается и среди народов, подлежащих одной и той же системе образования. И вот, оказывается, что западное образование особенно благоприятную почву нашло у немцев, в природных особенностях их характера, а особенно – в их религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

А от помыслов недалеко и до слов, и дел греховных. Сего да избавит нас Господь! Словом согреших. Небольшая часть тела человеческого – язык, но как мы не умеем с ним справиться, как не умеем его обуздать, как много все им согрешаем! Часто одно слово злое, соблазнительное или просто суетное, имеет громадные последствия – влечет за собой дела такого же свойства. О, как надобно взвешивать слова свои, как твердо содержать в уме и сердце евангельское изречение: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися ( Мф. 12:37 ). Делом согреших. От помыслов и слов греховных родятся такие же дела, часто совершенно расстраивающие даже доброе доселе настроение христианское и отвращающие душу нашу от спасительного пути хождения в страхе Божием. И много, много надо потрудиться, чтобы вновь стать в прежний чин! Дабы избежать всех сих лютых – ибо что лютее, что страшнее греха? – будем усердно, в покаянии, из глубины души взывать: лютыми недуги, и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты ми помози! 4. Господи, избави мя всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Не ведевый, сотворив же достойная ранам, биен будет мало ( Лк. 12:48 )... Мало, все-таки биен будет, т. е. и грех, совершенный невольно, по неведению, осужден будет. Но есть еще неведение, так сказать, вольное, когда мы не хотим изучать, ведать слово Божие и правила церковные, во многом предохраняющие от греха. И в законе гражданском сказано: неведением закона никто отговариваться не может. Кольми паче это применимо к закону Божественному! Если мы закрываем очи свои от зрения словес закона, начертанных в Священном Писании, если отвращаем слух от слышания глаголов Божиих, то сугубо согрешаем! Не вздумай оправдываться неведением: всякое неведение не простится тебе, тем паче – вольное неведение воли Божией о нем! И забвение вменится нам в грех: во-первых, забвение о грехопадениях наших; во-вторых, забвение об обязанностях наших к Богу и к ближнему, и, в-третьих, забвение о необходимости очищать душу покаянием, – короче сказать, забвение о всем том, что, с одной стороны, оскверняет, омрачает душу, и, с другой стороны, о том, что может ее очистить, обелить, избавить от мрака греховного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

От всего усердия сего-то мира всем и желаю! – мир старым и малым! мир мужескому полу и женскому! мир всякому возрасту, и чину и состоянию! Да соединимся друг с другом священным союзом любви, мира и радости! отклоним от себя всякое несогласие, раздоры и ненависти, – они не от Бога, но от врага рода человеческого происходят. Сохраним между собою мир и радость о Духе Святе, да возможем «Святое возношение в мире Богу приносити», – и «Бог мира всегда будет с нами»! ( Фил. 4:5 ). С[хи]а[рхимандрит] Гавриил (Зырянов) 1913 г. Русская правда 1052 (К выборам в IV Государственную Думу) I. Православные Русские люди должны объединяться на началах Православия, неограниченного Самодержавия и Русской Народности, отложив частные определения своей «Платформы», дабы общностью своих принципов объединить возможно большее количество русских граждан, которые, быть может, и не будут между собою вполне согласны в частностях своего политико-социального воззрения, но зато останутся единодушны в том, что гораздо важнее частности политических воззрений, – сойдутся в единогласном признании той нравственной атмосферы, которою мы должны неуклонно окружать русскую жизнь. Среди нас не должны найти себе места самые строгие монархисты, но отрицающие нашу Святую Веру, формальные, черствые консерваторы и даже крепостники, надеющиеся обезпечить общественный порядок только усилением карательной власти без Веры и Церкви, или допускающие последнюю только в качестве пугала для простого народа. Среди нас не будет места и моралистам-гуманистам, даже благоговеющим перед Евангелием, но космополитам, не понимающим России, считающим Царскую Власть, во всей ее неограниченной силе, носительницей только грубого произвола и не могущим ни разделять, ни даже понимать беззаветной любви Русских к своему Неограниченному Государю. Среди нас не будет места и тем верующим в Бога и верным законной власти лицам, которые захвачены западничеством, англоманией или галломанией, которые полагают задачу России и Русского правительства только в том, чтобы пересаждать к нам западноевропейские порядки, и глубоко презирают наш народ, взирая на него как на tabula rasa, как на безвольный материал для всяких административных и мнимопросветительных упражнений интеллигентных фантазеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Немцы издревле отличались своей грубостью, эгоизмом, жестокостью, разбоями, грабительством, гордостью, высокомерием. Изучающий немецкую мифологию, в коей несомненно выявились национальные особенности характера немецкого народа, невольно убеждается, что западное, материалистическое, индивидуалистическое образование как бы нарочито выработано для немцев. По немецкой мифологии, мip создан на убийстве: из трупа и крови великана Имира, убитого богом Одином. Вся загробная жизнь, по этой мифологии, протекает в ожесточенной борьбе ради самой борьбы, ради как бы кровожадных зверских инстинктов. Души умерших героев стекаются в чертоги бога Одина и каждое утро выезжают в сопровождении Одина на бой; они делятся на партии и рубят друг друга, сколько хватит сил. К вечеру отрубленные части срастаются, раны заживают с тем, чтобы назавтра опять можно было заняться тем же упражнением, той же резней: в ней, очевидно, содержится весь смысл их жизни, все их блаженства. Эта безумная, хуже, чем зверская, борьба самоистребления закончится борьбой всех стихий мipa, в которой погибнет все: и мip, и души, и сам Один 1129 . Конечно, только такому народу, с таким преданием прошлого, с такими национальными особенностями характера, особенно близок принцип борьбы за существование, эгоизм, гордость, самомнение. С другой стороны, немецкому усвоению принципов западного образования способствует и религия немцев. Дело в том, что образование далеко не всей массе народа доступно. Если человек прошел школу среднюю, а то и высшую, но по условиям своей жизни не имеет возможности продолжать своего развития путем самообразования, то он, в конце концов, не выработает самостоятельного цельного мipoboззpehuя, живет уже готовым, наполняющим всю окружающую его сферу мipoboззpehueм. Большинство же, особенно простого народа, будучи совсем лишено возможности самостоятельно вырабатывать свое мipoboззpehue, живет мipoboззpehueм религиозным, доступным всякому, самому простому, необразованному человеку. Поэтому всюду народные массы и даже в большинстве низшие слои интеллигенции живут мipoboззpehueм не господствующих по преимуществу философских и научных систем, а скорее мipoboззpehueм их религий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Так в этом основном государственном акте вся полнота неограниченной верховной власти Русского Царя выражена наименованием Его: «всеа Русии Самодержца». Впоследствии, в Воинском артикуле 1716 года и Морском уставе 1720 года та же полнота власти характеризуется другим словом: самовластие. В этих актах, бывших источниками для 1 ст. прежних «Основных Законов», читаем: «Его Величество есть Самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». В манифесте Анны Иоановны 1730 года, в котором она защищала всю полноту своей государственной власти от попыток верховников ограничить ее, мы встречаемся уже с словом: «самодержавство», которым она точно обозначала неограниченность своей власти в Русской Империи. Екатерининский наказ также пользуется словом «самодержавный» для обозначения всей полноты власти, принадлежащей Русскому Государю в Империи (ст. 9-я). Понятно, что слово «неограниченный», появившееся впервые в «Учреждении Императорской Фамилии» 1797 г., ничего нового не привнесло в существо власти Русского Царя, полнота которой до того уже точно обозначалась словом: «самодержавный» как наиболее употребительным и знакомым русской церковной старине. Русские церковные люди, а такими были и Цари, особенно в до-Петровское время, хорошо знали, что и церковные каноны именуют царей, «благочестивейшими самодержцами» (Карфаг. соб. 104 прав.). Достойно внимания, что и после 1797 г., а также во все время действия у нас 1-й ст. прежних Основных Законов слово – «неограниченный» совершенно не пользуется популярностью даже в важнейших государственных актах. В полной, сокращенной и краткой форме титула Русских Государей употреблялось всегда одно слово «Самодержец», как точно обозначающее существо власти Государя, и никто не был настолько наивен, чтобы толковать в титуле «Самодержца» ограниченным!.. И новые Основные Законы сохранили титул Государей неизменным, чем ясно засвидетельствовали неизменяемость существа титулованной власти (ст. 59-я). Прежняя и настоящая форма всенародной присяги на верность подданства также говорит только о «Самодержце» Всероссийском и о «высоком Его Императорского Величества Самодержавстве». Тоже, только о «Самодержавии Государя, мы читаем и в формах присяги для Наследника Престола и для членов Императорского Дома, оставшихся неизменными (см. Прилож. III-e и IV-e нов. «Осн. Зак.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Все эти полномочия Государственного Совета, тождественные с нынешними полномочиями Государственной Думы и Государственного Совета, по вполне справедливому заявлению гр. Сперанского, указывают лишь на тот «порядок, которым Власть Верховная действует в законодательстве и в управлении», или, как читаем в Высочайшем Указе 23 апр. 1906 г., на те «новые пути», по которым будет проявляться Самодержавная Власть Всероссийских Монархов в делах законодательства». И такое самоограничение никогда и нигде не уничтожает самодержавия и неограниченности Верховной Власти, потому что оно введено неограниченной и самодержавной Верховной Властью, а не навязано ей сторонней силой, борющейся с Верховной Властью, почему и может быть в любое время изменено или совершенно уничтожено той же неограниченной Верховной Властью (см. и у гр. Сперанского. О законах//Сборник Русского исторического общества. Т. XXX. С. 371). И эта неограниченность Верховной власти ярко сказалась уже на следующий за утверждением новых «Основных Законов» день 24 апреля 1906 г., когда единоличной Волей Монарха было утверждено «Учреждение Государственного Совета». Однако, не смотря на неоспоримые свидетельства о неограниченности Верховной Самодержавной Власти, и после издания новых «Основных Законов» 23 апр. 1906 г., наши конституционалисты все же уверовали в появление у нас с 23 апр. 1906 г. «молодой конституции», которую они и возмечтали упрочить и расширить через Государственную Думу, выданную ими для этого за «русский парламент». Уже в первой Думе они потребовали «парламентарной конституции» с ответственным перед Государственной Думой министерством или правительством. На это им 9 июля 1906 г. указали на дверь!.. Они несколько остепенились. Во время второй Думы уже сам Милюков рекомендовал спасать хоть «дуалистическую конституцию». Но «тактика» кадетов не выдержала, их прорвало, а с ними канула в Лету и 2-я Дума. Однако не в этом была беда для наших конституционалистов. Они положительно остолбенели, когда 3 июня 1907 г. в Манифесте «конституционного» Монарха прочли о «даровании России нового избирательного закона» без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы. Очнувшись, они в один голос завопили: «неконституционно», «противоречит Основным Законам»!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010