В 1801 году служили: Благочинный священник Павел Петров - 42 года. Из богословии. В настоящий чин определен в 1782-м году, на что и граммату имеет. Священник и дьячек родные братья, а диакон и пономарь с ними никакова родства не имеют. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Екатерина Иосифова - 39 лет. У них дети: Алексей Покровский - 15 лет обучается в тверской семинарии в синтаксиме, Николай Покровский - 13 лет обучается в тверской семинарии в синтаксиме, находясь в певческом архиерейском хоре, Арсений - 11 лет обучен словесной граммате, Анна - 9 лет, Олга - 6 лет, Пелагия - 3 года. Диакон Михаил Иоаннов - 24 года. Из реторики, в чтении и пении хорош. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Акилина Мартинова - 23 года. У них сын Арсений ­ полугоду. Дьячек Иоанн Петров - 24 года. Из реторики, в чтении и пении хорош, по нотам петь знает. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Ириния Васильева - 31 год. У них дети: Анна - 5 лет, Стефанида - 2 года. Состояшаго в светском ведомстве бываго пономаря Якова Иванова жена ево Ксения Анофриева - 55 лет. У них дети: Евфимия - 20 лет, Мария - 17 лет, Павел - 11 лет обучен словесной граммате, в 1800-м году дан указ со утверждением за ним пономарскаго места брата, Евдокия - 9 лет, Афанасий - 4 года. Умершаго пономаря Ивана Яковлева жена ево вдова Екатерина Петрова - 37 лет. У нее дети: Наталия - 9 лет, Агрипена - 6 лет. Умершаго священника Петра жена ево вдова попадья просфирница, определенная по согласию прихожан в 1799-м году, Екатерина Федорова - 68 лет. Дочь ее Елена Петрова - 21 год. Прихожан в селе Отмичах, в деревнях Щербове, Городенке, Ширякове, Зеленцы, Спиркове, Сухоручье, Степанкове, Лагунове, Чадове, Дуденеве, Краснобе, Воронцове, Дудорове, Воротькове, Каликине, в сельце Бурмакине - 174 двора (720 мужчин, 811 женщин). Церковь Покровская, построена в 1858 году, каменная, престолов три: в холодной Покрова Пресвятой Богородицы, в теплой Сошествия Святого Духа на Апостолов и Святого Пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=22859

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского 1698 Память 2 марта Святой Арсений родился в городе Твери от благочестивых, благородных и зажиточных родителей. Ни год его рождения, ни имена родителей неизвестны. Испросив у Бога себе сына, родители блаженного всего более заботились о том, чтобы насадить в сердце его страх Божий. Спустя несколько времени они отдали отрока для обучения грамоте. С Божией помощью он скоро обнаружил такие успехи, что превзошел всех своих сверстников. Арсений был юн возрастом, но хорошо понимал, что все блага сей жизни непостоянны и скоропроходящи. Он помышлял и заботился лишь о том, чтобы угодить Богу и спасти свою душу. По прошествии некоторого времени родители преподобного скончались, перед кончиной заповедав сыну жить свято и богоугодно, твердо хранить заповеди Господни и соблюдать веру христианскую, и оставили ему все свое имение. Предав погребению своих родителей, святой еще чаще стал помышлять о спасении своей души. Он думал: – Знаю, что я пришлец и странник на земле. Кратка и недолговременна жизнь здесь, а будущая жизнь бесконечна. Большое имение оставили мне родители, но душа моя не радуется о том. Ибо сказано в Писании: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 .) Размышляя так, он стал раздавать свое имение бедным: одевал нагих, посещал больных, помогал вдовам и сиротам, заступался за обиженных. Но завистник рода человеческого, видя благочестивую жизнь святого Арсения, воздвиг на него брань. Он вложил некоторым сродникам блаженного мысль, что юноша нехорошо делает, щедро раздавая родительское имение. Сродники святого то советовали ему вступить в брак, то поносили и укоряли его, говоря: – Смотрите, этот святоша разорил весь дом родительский и без дела проводит свою жизнь. Но такие слова не смущали благочестивого юношу. Господь вложил ему мысль – отправиться в Печерскую обитель, где некогда подвизались и просияли своими добродетелями преподобные Антоний и Феодосий . Отпустив на волю всех рабов и раздав нищим свое имение, юный подвижник тайно покинул родной город и направился в Киево-Печерскую обитель, куда его звал голос, услышанный им во сне. Придя в монастырь, святой упал на колена пред настоятелем и просил его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

VI. Перестроение храма в начале прошедшего столетия Храм каменный Св. Василия Кесарийского, сооруженный в Тверской-Ямской слободе в 1688 году, – с течением времени пришел в ветхость, и с увеличением населения в приходе, особенно к началу прошедшего столетия, сделался тесен и неудобопоместителен. Явилась нужда в его перестройке и расширении. Но прихожане по своей бедности не имели достаточных средств, чтобы удовлетворить этой насущной религиозной потребности. Однако же, надеясь более всего на помощь Божию, с особою силою проявляющуюся всегда в построении св. храмов, они во главе с священно-служителями, обратились с прошением к Духовному Начальству, – в коем изъяснили свою нужду. Ответом на это прошение был сохранившийся от 1810 года указ, данный в этом году, сентября 28 дня, из Московской Управы Благочиния 55 священнику церкви Св. Василия Кесарийского Григорию Иванову 56 в том, что „по разсмотрении представленного архитектором Соколовымъ плана, учиненного по сообщению Духовной Консистории о построении трапезы и колокольни, состоящего за земляным городом, в Пресненской части, 2 квартала строения, в сей Управе Благочиния определено: 1) находящуюся при церкви Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе, прикрытую (на плане) темною тушью, – старую трапезу с приделом и колокольнею сломать и вместо которых согласно с изданными узаконениями на показанных по учиненным номерам местах (на плане), вновь построить, и именно: 2) каменную трапезу с двумя приделами, длиною на двенадцати, шириною на восьми саженях, с покрытием кровли железом, – и 3) колокольню длиною и шириною по три сажени с трех сторон с колоннами, и вышиною... – все данное строение по фасад дозволить“ 57 . Получив разрешение перестроить ветхую церковь , прихожане однакоже не решились приступить к этому делу, не видя возможности собрать нужную для всей перестройки сумму. В виду этого они в том же, или следующем году обратились к начальству с новым прошением о выдаче им заимообразно десяти тысяч рублей ассигнациями из процентной церковной суммы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Вид восточной стороны храма с главной Тверской-Ямской улицы Предисловие Храм Св. Василия Кесарийского , что в Тверской-Ямской слободе 1 , принадлежит к числу замечательных и наиболее известных приходских храмов нашей первопрестольной столицы 2 . Это единственный теперь 3 в г. Москве храм, посвященный имени Вселенского Учителя и Святителя Христова, твердого исповедника и поборника православной веры, – Св. Василия, Архиепископа Кесарии Каппиадокийской, († 1 января 379 г.), за свои подвиги и труды для Церкви Божией получившего от неё наименование „Великого“. Как бы в соответствие с таковым наименованием Святителя Василия 4 , – и храм его в нашей местности отличается величественным видом и обширностью. Пятиглавый, – с большими тремя алтарными выступами на главную улицу, – с обширною папертью с западной стороны, с двумя, кроми того, боковыми папертями-входами, он по своему наружному грандиозному виду и широте своих размеров 5 мог бы занять не последнее место и между нашими соборными храмами, – а из приходских храмов г. Москвы в сравнение с ним могут быть поставлены лишь весьма немногие. Таковому внешнему виду нашего храма вполне соответствует его внутреннее величественное строго-церковное благолепие и богатство украшений. В нем мы видим множество Св. икон, написанных по древним образцам, и почти все они облечены в драгоценные ризы. Престол его главного храма сияет дорогою, художественной работы, одеждою. Величественный пятиярусный средний его иконостас весь обложен позлащенной с эмалью бронзою. Иконостас одного из его приделов (Николаевского) сребро-позлащенный. Все его стены и своды росписаны священными изображениями в строго византийском стиле. Особенно благолепный вид имеет храм наш при освещении, во дни праздничных торжественных богослужений, к которым молящиеся призываются благовестом громогласного, тысячепудового колокола. Кто бывает в эти дни в храме нашем, тот невольно умиляется душею: Красота храма и священнослужение, при стройном пении, оживляет и поддерживает в молящихся благоговейное настроение, неприметно вознося их мысли к красотам высшего горного мира, где Престолу Божию предстоят Святые – наши верные Покровители и Молитвенники, – а вместе с ними – Матерь Божия, Царица Небесная, сияющая вечной славой и совершенствами, – и ими, как бы „ризами позлащенными одеяна, преукрашена“.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Града Твери Святыя 354. Святый благоверный князь Михаил Ярославич Тверский чудотворец убиен бысть в лето 6827 месяца ноября в 22 день Спорил с Московским князем Георгием Данииловичем о великом княжении, на которое имел полное право, как дядя Георгия. Очерненный последним пред ханом Узбеком, Михаил был мучительски умерщвлен в Орде 22 ноября 1319 года. Тело его, перевезенное в Тверь, погребено в Преображенском соборе, а в начале XVII века, при возобновлении собора Тверским архиепископом Евфимием, по указанию престарелого священника Феодора, обретены нетленные мощи св. князя. Они почивают открыто в великолепной раке (Ратшин, стр. 519). Наружность св. князя Михаила по старинному подлиннику: волосы с проседью, борода густая; на голове шапка, в правой руке крест, в левой меч в ножнах (Буслаева, Очерки слов. и искус. II, 357). В том же храме погребена княгиня Ксения, мать св. князя Михаила. Она ум. в 1312 году, приняв пострижение. В ризнице собора хранится древний образ св. князя Михаила и блаж. матери его Ксении, которые представлены держащими в руках город (Тверь). Снимок с этого образа приложен к книге священника А. Соколова: «св. кн. Михаил Тверский. Тверь. 1864». Местные жители почитают память княгини Ксении, как молитвенницы за родину (Рассказы из Ист. Р. Цер., стр. 148–149). Первоначальное сказание известно нам в немногих позднейших списках; оно не попало в древние летописи, а позднейшие летописные сборники занесли его на свои страницы уже в переделке XV века. По содержанию и основной мысли это сказание не житие в настоящем смысле слова, а повесть об убиении кн. Михаила в Орде; но его можно отнести к разряду житий, как по сходству литературного стиля, так и потому, что оно целиком легло в основание позднейших переделок, облеченных уже в форму правильного жития ( В.О. Ключевский , стр. 71 и 72). Память празднуется, в день преставления, по соборному определению 1549 года. 355. Святый Арсений Епископ Тверский чудотворец, престаися в лето 6917 месяца марта в 2 день Тверитянин, сын благородных и благочестивых родителей, по смерти их роздал все наследство нищим и ушел в Киево-Печерский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

архим. Арсений (Завьялов) I. Местоположение монастыря и его окрестность Кашинский Димитровский мужской заштатный монастырь находится в города Кашине 1 Тверской епархии, расположен на отлогой возвышенной местности по берегу реки Кашинки, на западном её изгибе. С юго-востока река Кашинка отделяет его от главной торговой части города: северо-восточною стороною примыкает к большому оврагу и протекающему в нём Богословскому ручью; на северо-западе, по направленно ограды, линии домов городских жителей; с юго-западной стороны – огороды и улица, под названием „Конюша» от бывших тут Княжеских конюшен. Монастырь находится среди города и со всех сторон окружен многочисленными приходскими церквами. Так, за рекою Кашинкою на юго-восток, в близком от монастыря и одна от другой расстоянии пять церквей на торговой площади: Церковь Богоявления Господня, двухэтажная, одна из лучших церквей в городе. Троицкая церковь . Здесь в зимнее время происходят внебогослужебные собеседования, в которых принимают участие священники приходских церквей, по назначению благочинного. Церковь Нерукотворного Спаса двухэтажная, в древности называлась „Рождество, что на четырёх улицах“. Покровская церковь , больше известная под именем Макарьевской. Далее за торговыми рядами и земляным валом в бывшем старинном укреплении 2 две церкви: Воскресенский собор и Успенская церковь . Собор Воскресенский штатный, бесприходный, причисляется к кафедре Тверских архиепископов, которые именуются Тверскими и Кашинскими. Здание Воскресенского собора, с массивною и высокою при нём колокольнею, находится на берегу реки Кашинки среди древней крепости и, возвышаясь своею колокольнею над всеми церквами, главенствует над всем городом. В нем почивают мощи блаженной княгини Анны Кашинской 3 . Рядом с Воскресенским собором Успенская церковь , прежде бывший Успенский собор, при котором был прежде и женский монастырь. На восток от монастыря, на высокой береговой горе по направленнию к северу три церкви: Благовещенская, больше известная под именем Никольской, с отдельно поставленною столпообразною колокольнею, с малыми на ней окнами и шпицеобразным верхом: Рождественская и Преображенская, иначе называемая Ильинскою, замечательная красивою колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архим. Арсений (Завьялов) Местоположение монастыря и его окрестность. Старицкий Успенский, третьеклассный, мужеский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской Епархии, находится в городе Стариц, в Московской части города, на правом берегу реки Волги, немного выше устья реки Верхней Старицы, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны. Монастырь расположен на небольшой площади, наклонной к западу, среди высоких береговых гор; с южной и западной сторон омывается рекою Волгою, дающею в летнее время приятную прохладу. Городские приходские храмы Божии окружают монастырь с трёх сторон: с севера, на одной площади с монастырем, находится Воскресенская церковь , недалеко от монастырской стены, и составляет одну общую группу с монастырскими церквами; с восточной стороны – Московская часть города, – на ней церкви: Богоявленская, бывший монастырский погост, Предтеченская и Ильинская; с южной, за рекою Волгою, – церкви главной части города: соборная Борисоглебская, Преображенская, Богородице Рождественская, Вознесенская, бывший девичий монастырь, Семеновская и Кладбищенская. Очень красивый вид представляет монастырь, если смотреть на него с нагорной стороны города Старицы. Высокая каменная стена с зубцами и башнями не закрывает красивых монастырских построек от любопытных взоров наблюдательного путника. Набожный богомолец, в чувстве глубокого благоговения, останавливается, слагает персты для молитвы и творит обычные поклоны, в виду храма Успения Божией Матери и других монастырских храмов. С горы Старого городища еще более привлекательный вид представляет монастырь. Любитель картин природы поражается неожиданно развернувшеюся пред ним, почти под самыми его ногами, массивною группою церковных куполов и башен, и с удивлением смотрит па громаду высоких построек, со всех сторон окружённых природными земляными станами. Картина природы редкая и в нашей губернии единственная! Надобно отдать справедливость нашим предкам, которые для постройки церквей и монастырей умели выбирать места не только здоровые и красивые, но и располагающие человека возвышать ум свои к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иером. Арсений Азбучный указатель имен и предметов (цифры означают номера рукописей по настоящему описанию). Аввакум, пророк, 15, 63, 89–91, 205, 206, 272, 741. Авгарь, царь едесский, 667, 668, 680, 681, 785. Августин, епис. иппонийский, 87. Авдий, прор., 63, 89–91, 671. Авель и Каин, 38, 729. Аверкий Иванов, казначей, келарь Троиц. Серг., строитель Киржач. мон., владелец ркп., 815. Авраам, праотец, 7, 126–128, 162, 730, 768, 769, 794. Авраамий, ученик Исаака Сирина , 172–175, 185. Авраамия, архиеп. ефесского, слово, 365, 674. Авраамий, игум. Троиц. Серг. мон., 224. Авраамий, келарь Троиц. Серг. мон., 669. Авраамий суздальский, 801, 805. Авраамий Подлесов, келарь Троиц. Серг. мон., 215, 249. Авраамий Шестов, монах Троиц. Серг. мон., владелец, 735. Агапия аввы, слово, 784. Агаряне и Измаильтяне, 200, 201. Агафона, свящ. новгородского, Пасхалия, 736, 737. Агафоник Тимофеевичь, подъячий, владелец, 151. Аггей, прор., 63, 89–91, 142, 144, 672. Аггей, владелец, 199. Агриколай, повесть, 626. Адам и Ева , 44,147–150, 298, 404–406, 660, 706, 729, 732, 749, 757, 769, 770, 794. Адашеву Алексею послание Максима грека , 200, 201. Адриану папе послание, 205, 206. Адриан, архим. Троиц. Серг. мон., 249. Айгустов Стахий, владелец, 312. Азарьин см. Симон. Азарьина см. Соломонида. Азбука славянская, 740, пермская, 252, 791, каллиграфическая, 802, литорейная, 200, тарабарская, 191, 192, 207, 239, 508, 546, 547, 761, 793, толковая, 103, 176, 408, 780. Акакий, наместник киевопечерский, 676, 713. Акакий, еп. тверский, 200, 201, 257, 648. Акафисты разные, 262, 263, 284, 285, 308, 652, 768, 797. Акиндину, архим. киево-печерскому, послание, 676, 712–714, 800. Акинф, поп покровский, 723. Аксак см. Темир. Актимон см. Прения. Александр, царь македонский, 728. Александр Невский, в. князь, см. Жития и Службы. Александра свирского молитва, 275. См. Жития и Службы. Александр, игумен в Москве, 492. Александр, игум. Троиц. Серг. мон., 721. Александр (Булатников), келарь Троиц. Серг. мон., 244, 665. Александрова слобода, 647.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Киевских святых (15 июля) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/rubrics/1561643.html

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010