Святые проповедники евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии На долю нынешнего поколения православных русских людей выпало счастливое время – быть свидетелями и участниками торжеств тысячелетия утверждения христианства на Руси. В 988 г. святой Владимир, прозванный благочестивым народом «красным солнышком», вместе с рукой византийской царевны Анны принял сам крещение, а затем крестил и киевлян. Значение этого события, введшего Русь в общую семью христианских народов, было для неё настолько велико и важно, как в IV в. для всего мира объявление святым римским императором Константином Великим христианства дозволенной религией. За истекшее тысячелетие Русская Православная Церковь прошла большой исторический путь, вписала много славных страниц в летопись великих и светлых событий. В данном сообщении открывается лишь небольшая часть летописи, посвящённая святым проповедникам Евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии. Для православных русских людей дорога, священна память тех тружеников, которые, с помощью Божественной благодати, просветили светом Христовой веры наш северный край. В истории русской святости и в её религиозной феноменологии изучение подвигов этих тружеников Христовых весьма важно, ибо в них православный русский народ чтит не только своих небесных покровителей, но и видит откровение для своего духовного пути. К таким подвижникам относятся, прежде всего, святые иноки, духовно связанные с Валаамской Преображенской обителью. Это преподобные Сергий и Герман Валаамские (ок. 1353 г.), Арсений Коневский († 1447), Александр Свирский († 1533) и Афанасий Сяндемский (ок. t 1580) 79 . Согласно местному преданию, хранимому Финляндской Православной Церковью , Валаамская обитель, названная Предстоятелем Финляндской Православной Церкви Архиепископом Павлом «колыбелью Православия в Карелии», основана была в 960 г. 80 Организаторами монашеского жития на Валаамских горах явились преподобные Сергий и Герман, пришедшие на остров Ладожеского озера в начале XIV столетия. В Новгородском свитке конца XVI в. сообщается следующее: «6837 (1329) старец Сергий пришёл на Валаам» 81 . Подвижники с усердием потрудились в деле благовестия христианской веры местным жителям. Им пришлось и защищать православие от действия шведов-католиков, которые во главе с королём Магнусом насаждали латинство среди карелов огнём и мечом. Насилия католиков вызвали обратную реакцию – население стало возвращаться в язычество и искать помощи у старых богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Скачать epub pdf «Ешь её, она дерётся» У московского священника протоиерея Константина Зверева и его супруги Анны в 1880-х годах было четверо детей: три сына и дочь. Характеры сыновей с самого детства определились весьма различными. Арсений любил писать разные бумаги – сделался чиновником. Кассиан играл в войну – и стал офицером. Он был убит на фронте в 1914 м году. Василий любил ходить в церковь  и дома играл в церковную службу. Когда отец Константин служил еще под Москвой, в Вишняках, он всегда брал с собой Василия. Звонарь, видя идущего священника, ударял три раза в колокол. Мальчик считал, что два раза звонят отцу, а третий раз – ему. Маленький Вася был «пончиком». «В детстве я был очень толстый и пухлый, и взрослые любили меня тискать, а я этого очень не любил, – вспоминал он впоследствии. – И вот вижу сон. Сидит за столом Спаситель в синей и красной одежде и держит меня на руках. А под столом – страшная собака. Спаситель берет мою руку и протягивает под стол собаке со словами: „Ешь её, она дерётся“. Я проснулся и с тех пор уже никогда не дрался, а во всем старался себя сдерживать, не сердиться и не делать ничего дурного». Василий, в отличие от большинства поповичей, решивших пойти по стопам отца, в семинарию пошел не сразу. До поступления в духовные школы он получил основательное светское образование – закончил гимназию, затем историко-филологический факультет Московского университета. Превосходная гуманитарная подготовка помогла ему в дальнейшем – проповеди священномученика Петра были всегда интеллектуально-насыщенными. Святой Патриарх Тихон обращался к нему как к консультанту по историко-богословским вопросам. Он закончил Казанскую Духовную академию, стал кандидатом богословия. Еще на втором курсе в 1900 году легендарным «аввой» – архиепископом Антонием (Храповицким) – был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха. По окончании академического курса остался работать в системе российского духовного образования. Преподавал в Орловской семинарии, позже в Новгородской. На посту инспектора последней, в 1907–1909 годах, задолго до революции, отцу Петру стали впервые досаждать недоброжелатели из числа революционеров. «Доставим ему счастье проехаться на Соловки»

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Скачать epub pdf Предисловие Суровые испытания, выпавшие после Революции на долю Русской Православной Церкви, не обошли стороной и преподавателей духовных учебных заведений. Более того, они, в основном, первыми и подверглись притеснениям разного рода, поскольку пришедшие к власти атеисты обрушили первый удар, хотя и в смягченной форме (в виде разных постановлений) в отношении духовных семинарий и академий, сначала – в снятии их с госбюджета, затем – в ограничении перечня преподаваемых предметов только чисто церковными, ограничениями возрастного и образовательного цензов и т.п. Но вскоре, уже в 1918– 1919 гг. последовало физическое вытеснение этих учебных заведений из их законных помещений разными военными и государственными учреждениями. Так, Московская Духовная Академия была вытеснена прибывшими из Петрограда Высшими офицерскими электротехническими курсами, которые потом были преобразованы в Высшую Военную Электротехническую Академию и электрокурсы при ней. В результате, Духовная Академия вынуждена была прекратить занятия в Сергиевом Посаде весной 1919 года и перебраться в Москву, где с трудом нашла несколько помещений в разных местах города и где в трудных финансовых и политических условиях просуществовала несколько лет, сначала – при ректоре протоиерее Анатолии Петровиче Орлове до 8 апреля 1922 года, когда он был арестован, затем – при ректоре протоиерее Владимире Николаевиче Страхове. Правда, неизвестно, когда она закрылась, вероятно в 1925–26 годах, но м.б. и позже. В составе этой Академии были и курсы, которые организовал в Высокопетровском монастыре его наместник – еп. Варфоломей (Ремов) . Многие преподаватели Академии остались не у дел и вынуждены были устраиваться в светские учреждения. Жившие в Посаде профессоры во главе с Глаголевым, организовавшим Институт Народного Образования, вошли туда, но продержались там недолго. Многие ушли на приходы, приняв священный сан. Репрессии вскоре обрушились и на них. Первые репрессии, хотя и кратковременные, весной 1919 года, испытали проректор Академии архимандрит Иларион и бывший ее ректор митрополит Арсений Новгородский. Летом того же года был арестован бывший доцент Академии активный церковный правозащитник Николай Дмитриевич Кузнецов и предстал на публичном судебном процессе в конце года, зимой 1919/20 года был издан приказ об аресте э.о.ординарного профессора архимандрита Варфоломея (Ремова) , благочинного академического храма и профессора Ивана Васильевича Попова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Светлой памяти Великого Святителя Митрополита Анастасия. 6 августа 1873 г., в семье скромного сельского священника Тамбовской губернии Грибановского родился сын Александр. Об его детских годах мы имеем мало сведений. Но по плодам узнается доброе древо. А плодом домашнего воспитания отрока Александра было непрестанное устремление его души на служение Православной Церкви и Родине. Начальное образование он получил в Духовном Училище. В 1893 г. – окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. Во время прохождения курса в Семинарии он пережил чрезвычайно знаменательный духовный порыв, о котором, незадолго до своей кончины, поведал некоторым близким ему людям. Вот как об этом недавно сообщил Владыка Архиепископ Никон в своем Слове в сороковой день кончины Митрополита Анастасия (см. «Православная Русь», 1/14 июля 1965 г.). «Когда ему (т. е. семинаристу Александру Грибановскому) исполнилось 15 лет от рождения, он, отдаваясь своему юношескому порыву, решил принести свою жизнь Богу, отказавшись даже от своего образования, так как в его сознании все, кроме вечности, было «суетой сует». В таком состоянии духа он прекратил свое учение в Духовной Семинарии, где он был первым учеником в классе и тем, конечно, вызвал живейшее безпокойство и своих родителей и преподавателей. В таком состоянии он пробыл целый год и после своих уединенных размышлений понял, что образование не только не будет препятствовать его служению Богу, но и будет способствовать ему. Благочестивый юноша возвратился к учению, но уже как посвятивший себя в своем сердце служению Богу». По окончании Семинарии, юноша Александр Грибановский, как один из первых учеников, был послан на казенный счет в Московскую Духовную Академию, которую окончил блестяще в 1897 г. Наставниками его были выдающиеся русские богословы. Ректором Академии был Архимандрит Антоний Храповицкий , перешедший через три года Ректором Казанской Духовной Академии. Заместителем Архимандрита Антония стал Архимандрит Арсений (впоследствии знаменитый Митрополит Новгородский).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Скачать epub pdf Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке. 1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин) . Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную Академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику (изъяснение Священного Писания ) и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 гг. – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 2 Архимандрит Антонин посетил Святую Гору Афон в составе научной экспедиции, отправившейся туда из России через Афины. Еще до отъезда из Афин его посетил будущий спутник и сотрудник П.И. Севастьянов. Вот что пишет об этом о. Антонин в своем дневнике: «… слышу внизу стук в двери… является… кто бы вы думали? Петр Иванович Севастьянов! ’’Что, не ожидали небось? А я вот за вами. Собирайтесь-ка на Святую Гору. Теперь уже вы не увернетесь от меня’’. Вот ведь какие оказии бывают иногда неожиданно-нечаянно! Голова пошла кругом!» (1 июля 1859 г.). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

сост. Александр Ратшин Черниговской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ЕЛЕЦКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в губернском городе Чернигове, на горе, называемой издревле Болдиною; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Черниговской семинарии. – Св. Антоний Печерский, быв изгнан из Киева в. к. Изяславом, удалился в 1069 году к Чернигову – и там, в необитаемом месте, в Болдиной горе, ископал пещеру, для уединенного пребывания своего. В это время обретена им на сем месте икона Божией Матери, стоящая на дереве ели – и Препод. основал тут обитель, в честь Успения Богородицы, названную после Елецкою, из которой однако ж он вскоре переселился обратно в Киево-Печерский монастырь. Существование обители с тех пор продолжается и доныне. Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Божией Матери, достопримечательная своею древностью; ибо, быв сооружена св. Антонием еще в 1069 году, находится до сих пор в том же виде, кроме приделов, устроенных, в позднейшее время: а) Архангела Михаила, б) Иакова Брата Божия, в) Рождества Иоанна Предтечи и г) Великомученика Георгия, на хорах. В этом знаменитом храме находится и помянутая обретенная св. Антонием икона Божией Матери, известная под названием Елецкой-Черниговской, которой празднество совершается 5 февраля. 2) Теплая, Апостолов Петра и Павла; существует с 1673 г. В XVII веке, в числе архимандритов сей обители, был св. Димитрий, в последствии митрополит Ростовский. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Новгород-Северском; состоит под управлением архимандрита. Основан в конце XVI века. – В 1785 году обитель эта была сделана кафедральною архиереев Новгородо-Северской епархии. – Здесь соб. церковь Преображения Господня, в которой находится явленная икона Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1301 году, и называемая Новгородскою; празднество ей совершается 20 декабря. В числе архимандритов сей обители был с 1699 по 1701 год св. Димитрий, хиротонисанный потом в митрополита Ростовского. В половине XVIII века здесь жил на покое, и скончался первый архиепископ Переславль-Залеской епархии, Арсений Могилиоланский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

сост. М.А. Бабкин I. Из определений, указов и посланий Св. Синода, проповедей и распоряжений епископата, обращений духовных консисторий РПЦ Подчиненный народ привык смотреть на поведение своих начальников, как на некоторый образец и подражать им. Посему грехи людей незначительных губят одних только согрешающих, а грехи человека значительного и многим известного наносят всем общий вред, делая падших ещё более нерадивыми о добрых делах. Св. Иоанн Златоуст . О священстве (Цит. по: Лебедев А. П. Слепые вожди. Четыре момента в исторической жизни церкви. М., 1907. С. 1) 1.1. Из определений, указов и посланий Св. Синода РПЦ к гражданам страны 1. Определение Св. синода 1207 «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.» 24 6 марта 1917 г. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви, выслушав состоявшийся 2 марта 1917 года акт об отречении Государя императора Николая II 25 за себя и за сына 26 от Престола Государства Российского 27 и о сложении с себя Верховной власти, и состоявшийся 3 марта 1917 года акт об отказе великого князя Михаила Александровича 28 от восприятия Верховной власти впредь до установления в Учредительном Собрании 29 образа правления и новых основных законов Государства Российского, ПРИКАЗАЛИ: Означенные акты принять к сведению и исполнению, 30 и объявить во всех православных храмах, в городских – в первый по получении текста сих актов день, а в сельских – в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея. О чем, для исполнения по духовному ведомству, послать подлежащим учреждениям и лицам циркулярные указы. [Подписали 31 ]: Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский Макарий [Парвицкий-Невский 32 ], митрополит Московский Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский Тихон [Белавин 33 ], архиепископ Литовский Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. О.А. Платонов Основная литература и источники Аввакум Петров, протопоп. Об иконном писании. Пустозерская проза. М., 1989. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. П., 1917. Айналов Д.В. Лекции по истории древнерусского искусства. Симферополь, 1919. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. Московская Духовная Академия. М., 2001. Алпатов М.В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978. Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990. Андреев Н. «О деле дьяка Висковатого». Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Институтом им. Н.П. Кондакова . Прага, 1932. Т. 5. Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. Сб. ст./Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1983. Антоний митрополит. Из истории новгородской иконографии//Богословские труды. М., 1986. Антоний (Храповицкий) , архиепископ. Как сооружать иконостасы в новых храмах?//Хоругвь/Сб. статей. Вып. 1. М., 1993. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи (Гос. Третьяковской галереи). Опыт историко-художественной классификации. Т. 1–2. М., 1963. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре//Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее/Под ред. Г. Филимонова . М., 1873. Бакушинский А.В. Палехские лаки. М., 1926. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1932. Бакушинский А.В. Русские художественные лаки//Искусство, 1933. 6. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1934. Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934. Балакин П.П. Древнерусское искусство в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, 1999. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XVII–XVIII вв. М., 1996. Безобразов В. Из путевых заметок от Владимира до Вязников//Русский вестник, 1861. Т. 34, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

сост. Ю.П. Зуев Именной указатель Алексей (Алексий) (Бяконт Елевферий-Симеон; около 1304–1378) – митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г.; фактически глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском и сподвижник князя в борьбе за укрепление политического единства Руси. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970); ему выпало быть предстоятелем РПЦ в годы хрущевских гонений на религию. Алексий II (Ридигер Алексей Михалович; 1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1990 г.); возглавлял Церковь в первые годы ее институционального возрождения в постсоветский период. Андрей (Шептицкий Роман; 1865–1944) – митрополит Галицкий, предстоятель Украинской греко-католической церкви в 1901–1944 гг. В 1941 г. приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР; в 1942 г. выступил против геноцида евреев фашистами, организовал кампанию спасения евреев; в 1944 г., сразу после вступления во Львов Советской армии, направил Сталину поздравительную телеграмму. Антоний (?–1581) – митрополит всея Руси (1572–1581); при нем по воле Ивана IV церковными соборами 1572 и 1580 гг. были приняты установления о запрете Церкви приобретать или брать в качестве вклада земельные владения. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936) – архиепископ Псковский (1903– 1910), Новгородский (1910–1920); один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917–1918 гг.; осужден на три года (1927 г.) за антисоветскую деятельность с высылкой в Среднюю Азию; митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933–1936). Бердебек – хан Золотой Орды в 1357 г. Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960–1964), Первый (с 1964), Генеральный (с 1966) секретарь ЦК КПСС. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – философ, богослов, депутат 2-й Государственной Думы (февраль – июнь1907), православный священник (с 1918), выслан из СССР (1923). Вениамин (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700–1785) – архиепископ (с 1762), митрополит (с 1775) Казанский, проводил активную миссионерскую работу среди коренных народов Казанского края, разоблачал Ем. Пугачёва как самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сретенский монастырь в 1920 году Епископ Гурий (Степанов). Художник: Светлана Ивлева В начале 1920 года предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон находился под домашним арестом. 28 декабря 1919 года во всех храмах и монастырях Москвы было прочитано обращение к православному населению: «10/23 сего декабря Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон после допроса во Всероссийской Чрезвычайной Комиссии подвергнут домашнему аресту и тем лишен возможности совершать богослужение где-либо, кроме своей домовой церкви. Вслед за тем в ночь с 11/24 на 12/25 декабря взяты под арест старейшие иерархи – члены Священного Синода высокопреосвященные митрополиты: Арсений Новгородский и Кирилл (Смирнов) Тифлисский. Еще ранее подвергся аресту и доселе остается в заключении управляющий Московской епархией высокопреосвященный Иоасаф (Каллистов), архиепископ Крутицкий. Священный Синод и Высший Церковный Совет, поставляя своим долгом осведомить о сем всех православных христиан Церкви Московской, призывает их соединить свои молитвы за лишенных свободы иерархов и всеми законно дозволенными мерами содействовать облегчению участи заключенных и скорейшему их освобождению». Арест патриарха закончился накануне праздника Рождества Христова в 1920 году . 8 февраля 1920 года настоятель Сретенского монастыря архимандрит Гурий (Степанов) был хиротонисан во епископа Алатырского и назначен викарием Симбирской епархии . Он оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырем, после – московским Покровским монастырем. Священнослужители Москвы в это время при совершении служб в разных храмах должны были уведомлять об этом организационно-учетный отдел Моссовета. В марте 1920 года епископ Гурий (Степанов) служил в храме Христа Спасителя, уведомлял об этом организационно-учетный отдел Московского Совета и подписывался как настоятель Сретенского монастыря . Сохранилось уведомление епископа Гурия о том, что он 31 (или 21?) мая 1920 года совершал всенощное бдение и литургию в храме Лазаревского кладбища .

http://pravoslavie.ru/51560.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010