Монастырские описи XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминают деревянные гробницы преподобных Сергия и В., находившиеся в нижнем Преображенском храме монастырской ц. в честь Богоявления. В описях 1793 и 1829 гг. сообщается о том, что при гробницах находились изображения «лиц преподобных, писанные на холсте живописные», а также изображения, связанные с прп. Александром. В 1865 г., несмотря на противодействие властей (апеллировавших к тому факту, что «преподобные не прославлены и не признаны Церковию в числе святых»), над могилами родителей прп. Александра были установлены металлические раки. В 30-х гг. ХХ в. Богоявленский храм был снесен. В 2003 г. на месте Богоявленского собора, в правой части Преображенского придела, было обретено место погребения Сергтя и В. Тогда же, в 2003 г., здесь были устроены раки Сергия и В. из карельского гранита; у гробниц служат молебны святым. В 2004 г. над гробницами возведена каменная часовня, внутренняя и внешняя отделка к-рой завершилась в 2006 г. В часовне имеются образ Сергия и В. и настенная роспись с изображением нек-рых эпизодов их жизни (на основе Жития прп. Александра Свирского). В 2007 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) установлен отдельный день памяти Сергия и В.— 15 (28) июня, приуроченный ко дню рождения прп. Александра Свирского. Лит.: Введенский-Островский заштатный мон-рь в Новоладожском уезде. СПб., 1873. С. 272-279; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 92-93; Описание о российских святых. С. 263-264; Введенско-Оятский жен. мон-рь//Рус. монастыри: Север и Сев.-Запад России. М., 2001. С. 285-286. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/154089.html

С сер. 30-х гг. XX в. перестроенное здание Всехсвятской ц. принадлежало филиалу Киевской психиатрической больницы, с 1948 г.- Институту электротехники АН УССР. С вост. стороны храма, предположительно над могилой В., был построен лабораторный корпус. В 1993 г. на месте Феофании открылся Пантелеимоновский скит киевского в честь Покрова Пресвятой Богородицы муж. мон-ря , в скиту совершается панихидная память старца. К кон. 2004 г. захоронение В. не было найдено. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2010 года игумен Вонифатий был причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии с установлением памяти 27 декабря. 30 ноября 2017 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви было установлено общецерковное почитание прп. Вонифатия Феофановского с установлением памяти 7 февраля. Соч.: Ответы на вопросы от разных лиц//Великие рус. старцы: Жития, чудеса, духовные наставления/Трифонов Печенгский мон-рь. М., 2000. Лит.: ЖПодв. Дек. Ч. 2. С. 316-332; Евстратий (Голованский), иером. Игум. Вонифатий, основатель и строитель скита Феофании и наставник его Иван Босой. К., 1873; Троицкий И. , свящ. Феофания: муж. общежительный скит, приписной к Киево-Михайловскому Златоверхому мон-рю. К., 1901. С. 10-16; Вестн. пресс-службы УПЦ. К., 2003. Вып. 24. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/155226.html

В 1932—1934 гг. разобраны деревянные монастырские строения, в том числе церковь Успения Божией Матери. Брёвна от монастырских строений и другое имущество буксировали вёсельными лодками в деревню Лекшмозеро. От обители осталось пустое место. Сейчас от бывшего монастыря остались руины, по ним еле просматриваются места бывших монастырских построек. От двух белокаменных храмов - только руины, от ограды - груда кирпичей. В 2005 году епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил неподалёку от бывшего монастыря поклонный крест в память преподобного Кирилла Челмогорского. Цит. по: http://hram-svyatih.ucoz.ru Челмогорский монастырь основан в 1316 г. прп. Кириллом Челмогорским, пострижеником Новгородского Антониева монастыря. Прп. Кирилл подвизался на Челма-горе более полувека. Его святая жизнь и кроткие наставления привели многих язычников к принятию Крещения. Для новообращенных христиан и братии преподобный воздвиг храм и обитель в честь Богоявления Господня. Скончался прп. Кирилл 8 декабря 1367 г. (память 8/21 декабря). Через некоторое время на Челма-гору из Великого Новгорода пришёл инок Серапион и поселился в келии Кирилла Челмогорского. Потом пришёл и другой монах. Вместе они построили гробницу над преподобным отцом Кириллом и прожили на Чёлме три года. К 1378 г. иеромонах Арсений собрал иноков «числом двадцать четыре». Монахи разработали землю около монастыря и засеяли ее овощами и хлебом. После того, как храм Богоявления Господня, построенный прп. Кириллом, сгорел от молнии, иноки воздвигли церковь во имя Пресвятой Богородицы славного ея Успения, теплую с трапезой. С тех пор обитель стала называться Успенскою. Через пятьдесят лет после смерти прп Кирилла в обители собралось братии до восьмидесяти человек и начали созидать для пребывания кельи. 9 мая 1419 г. была воздвигнута церковь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чудного его Богоявления, да в приделе, святые великомученицы Екатерины. И стал зваться монастырь Преподобнаго отца Кирилла Челмогорскаго. Из Новгорода призвали изографа Иоанна. Был написан образ прп. Кирилла, житие и служба. (Житие и служба, составленные в XV в. и переписанные в XVII-XIX вв., вошли в церковную агиографию и богослужение).

http://sobory.ru/article/?object=27950

Образ Г. помещен в составе Собора новгородских святых: на иконе «Новгородские чудотворцы» 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ) - в нижнем ряду 2-м слева, с немного разведенными в стороны руками, с недлинной и широкой бородой; на аналойном образе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде - в верхней части правой группы, в молении, с русой бородой средней величины. Погрудное изображение Г. (предположительно, в надписи только имя: «п. Гурии») в левой группе преподобных имеется на образе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 91; Житие прп. Евфросина Синозерского//Чагода: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1999. С. 258. М. Ю. Хрусталёв Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/168362.html

В. Б. почитался в Белопесоцком мон-ре. В 1645 г. прот. каширского собора Митрофан дал вклад - пелену на «гробницу у начальника преподобного игумена Владимира»: «средина камкова личневая, крест бархатный черный, опушка у пелены тафта алая» (ГМИР). Однако в писцовых книгах Каширского у. В. Б. преподобным не назван, он упоминается как почивший игумен (РГБ. Ф. 303/I. 476, 1664 г.). В февр. 1918 г. Белопесоцкий мон-рь был закрыт. 18 июля 1992 г. в бывш. монастырском храме во имя прп. Сергия Радонежского возобновились богослужения, в 1993 г. обитель была возрождена как женская. В 1998, в год празднования 500-летия Белопесоцкого мон-ря, по благословению Крутицкого и Коломенского митр. Ювеналия (Пояркова) , совершилась канонизация В. Б. к местному почитанию, была написана икона, составлены тропарь и кондак святому. Память В. Б. 15 июля празднуется ради тезоименитства его с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем . Мощи преподобного покоятся под спудом в Троицком храме Белопесоцкого мон-ря. Ист.: Акты Рус. гос-ва, 1505-1526 гг. М., 1975; ААЭ. Т. 1. Лит.: Арсений, иером. Ист. сведения о Белопесоцком Троицком мон-ре//ЧОЛДП. 1870. Кн. 11. С. 93-116; Каштанов С. М. Социально-политическая история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Мария (Баранова), игум. Св.-Троицкий Белопесоцкий мон-рь: 1498-1998. Ступино, 1998; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 154-155. 600; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Аникеева Е. Н. Вопр. истории Белопесоцкого мон-ря//XIII ежегод. богосл. конференция Св.-Тихоновского богосл. ин-та. 2003 г. М., 2003. С. 185-188. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/159098.html

м. стал испрошенный свт. Алексием у прп. Сергия Радонежского любимый ученик последнего прп. Андроник Московский , выбравший место для обители на берегу Яузы, «недалече града», т. е. Кремля. В А. м. со времени его основания по благословению свт. Алексия был введен общежительный устав. В числе насельников обители и учеников прп. Андроника были преподобные Савва и Александр Московские (впосл. игумены), Андрей Рублёв и предположительно прп. Даниил . В XIX в. мощи преподобных Андроника и Саввы (время обретения неизвестно) почивали в одной раке под сенью в Спасском соборе А. м. в сев.-зап. углу (позолоченная серебряная рака пожертвована в 1876 г. А. М. Полежаевым - не сохранилась). Многие настоятели А. м. были удостоены архиерейского сана либо управляли мон-рем, будучи архиереями на покое: Митрофан (XVI в.), еп. Коломенский, Симеон (Стремоухов; † 1515), еп. Суздальский, свт. Серапион , архиеп. Новгородский, Сергий († ок. 1521), еп. Рязанский, Евфимий († ок. 1642), еп. Тверской, Никифор († 1682), митр. Астраханский, Симеон (Милюков ; † 1699), архиеп. Смоленский, Трифиллий (Инихов ; † 1702), митр. Сарский, Авраамий († 1708), митр. Рязанский, Арсений (Костюрин ; † 1712), архиеп. Воронежский, Иосиф († 1726), еп. Воронежский, Киприан (Скрипицын ; † 1740), еп. Коломенский, Сильвестр (Страгородский ; † 1802), еп. Крутицкий, Авраам (Шумилин ; † 1844), архиеп. Ярославский, Сергий (Спасский; † 1904), архиеп. Владимирский, и др. В нач. XVI в. в А. м. был заточен осужденный на Соборе 1509 г. и лишенный кафедры свт. Серапион, архиеп. Новгородский и Псковский. В 1653 г. в течение 4 недель находился в заточении расколоучитель расстриженный протопоп Аввакум . Спасский собор. 1410-1427 гг. Спасский собор. 1410-1427 гг. В смутное время А. м. был разорен польско-литов. отрядами, восстановлен в 1613 г., в XVII в. считался «божедомским», т. е. в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. По описи 1678 г., обитель владела 210 крестьянскими дворами. А. м. пострадал от сильного пожара в 1748 г.

http://pravenc.ru/text/115428.html

В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец - очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г. чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна. Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя Преп. Серафима Саровского. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром. Официальный сайт Валаамского монастыря На Валааме каждый скит имеет свой неповторимый облик. Коневский скит, расположенный в полукилометре к северу от горы Елеон, на берегу трёх соединённых между собой внутренних озёр, - самый маленький, тихий, уютный. Здесь никогда не было многолюдно. Число его братии не превышало трёх человек: старца и 1-2 послушников. Церковь скита, установленная на живописном мысу между двух озёр, была перестроена по проекту архитектора Г. И. Карпова из часовни, находившейся прежде на Предтеченском острове. Главным украшением этой церковки стала её гаромоничная вписанность в окружающий пейзаж, когда скромность, ненавязчивость архитектурных форм ещё более подчёркивает лиричность, редкую для сурового Валаама задушевность этого уголка острова. Освящена церковь была игуменом Дамаскиным в 1870 году в честь Коневской иконы Божией Матери, которая была привезена с Афона в конце XIV века новгородским иноком Арсением и особое почитание получила в Приладожье. Имея при себе этот благодатный образ, прп. Арсений в 1393 году согласно одному из списков его жития посетил Валаам, где застал " многолюдное иноческое братство " . С Валаама он поплыл дальше, но внезапная буря прибила его лодку к безлюдному острову Коневец. Арсений, повинуясь воле Божией, остался на Коневце, где положил начало монашеской обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И монастырь, и чудотворный образ Матери Божией стали с тех пор именоваться " Коневскими " .

http://sobory.ru/article/?object=09544

1-6, 8, 10, 11); «Историческая записка о Новгородском ДУ» М. П. Пятницкого (1909. 41-43, 48, 50/52; 1910. 4, 6, 7, 9). Из статей по местной агиографии примечательны: «Святые Новгородского края и вопрос о церковно-народном их почитании в современной исторической литературе» архим. Никодима (Кононова; впосл. епископ, сщмч.) (1903. 18. С. 1072-1078; 19. С. 1124-1134; 23. С. 1396-1402; 1904. 1. С. 29-32); «Сказание вкратце о жизни прп. старца Евфросина [Синозерского]» свящ. Григория Яковцевского (1901. 1. С. 49-62; 2. С. 123-131; 3. С. 173-186); «Прп. Арсений, Христа ради юродивый, Новгородский чудотворец» (1902. 14/15. С. 867-874; 17. С. 974-981) и «Прп. Александр Ошевенский» (1903. 15. С. 870-877; 17. С. 1006-1017) свящ. Александра Ваучского; «Новгородские подвижники периода домонгольского (1-я ч. Новгородского патерика): Первый святитель Новгородский св. Иоаким Корсунянин» В. А. Пылаева (1914. 19. С. 618-624; 20. С. 651-654; 21. С. 685-690; 22. С. 716-720; 23. С. 744-749; 26/27. С. 869-876). В 1896-1899 гг. были опубликованы житийные материалы о Новгородских святителях Нифонте (1896. 12. С. 741-750), Иоанне (1896. 13. С. 800-810), Феоктисте (1896. 15. С. 928-936), Моисее (1896. 17. С. 1035-1042), Евфимии (1897. 8. С. 501-515), Ионе и Серапионе (1897. 10. С. 618-623), о преподобных Антонии Римлянине (1897. 12. С. 725-737; 13. С. 792-803; 14. С. 858-867; 15. С. 940-951; 16. С. 1033-1046), о Варлааме Хутынском (1897. 19. С. 1230-1234; 21. С. 1365-1370; 23. С. 1493-1497; 24. С. 1561-1570; 1898. 3. С. 173-181; 5. С. 275-282; 10. С. 573-589), о Кирилле Белозерском (1898. 15. С. 942-950; 16. С. 1021-1034), о Ферапонте Белозерском (1898. 19. С. 1242-1243), об Иакове Боровицком (1898. 19. С. 1244-1245), о Михаиле Клопском (1898. 21. С. 1395-1404; 24. С. 1641-1654), о Ксенофонте Робейском (1899. 5. С. 304-315), о Савве Вишерском (1899. 7. С. 449-460), о Кирилле Новоезерском (1899. 18. С. 1109-1112), об Арсении Новгородском (1899. 20. С. 1278-1279) и Антонии Леохновском (1899. 21.

http://pravenc.ru/text/2577777.html

Перед смертью прп. Арсений завещал братии хранить афонский устав, иметь общую трапезу. Вероятно, обитель была общежительной в отличие от большинства новгородских монастырей. Вскоре после кончины прп. Арсения произошли 3 чуда, описанные в житии: избавление монастырских рыбаков из ледового плена, исцеление слепца, приведенного семилетней дочерью из новгородских Вяжищ на Коневец, и «расслабленного» инока Леонтия. Составитель «Сказания о Валаамском монастыре» (кон. 50-х - 60-х гг. XVI в.) упоминает «великого началника манастыря… святого Арсениа» ( Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996). В 1551 г. при коневском игум. Пимене «боярские дети» М. К. Бровцын и Г. Щетинин преподнесли в дар монастырю шитый покров на раку прп. Арсения с соответствующей надписью (ныне в Музее Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Этот факт свидетельствует о том, что основателя К. м. почитали спустя 100 лет после его кончины. Возможно, уже во 2-й пол. XV в. было составлено Житие преподобного, предполагаемый автор к-рого «муж честен Варлам Коневьский» упоминается в Летописи Авраамки под 1458 г. в качестве кандидата на «владычество». По другой версии, Житие составил коневский игум. Варлаам в 70-х гг. XVI в. XV-XVII вв. Наиболее ранняя сохранившаяся монастырская грамота была выдана игум. Тарасию вел. кн. Иоанном III и его сыном Василием III как соправителем в авг. 1499 г. По этой грамоте К. м. освобождался от всех обязанностей по отношению к архиепископской кафедре, от уплаты торговых пошлин при закупке в Ст. Русе 70 «лубов» соли и др., а его рыбаки на Ладожском оз.- от «рыбного оброка»; игумен и братия подчинялись непосредственно царскому суду. Грамота была подтверждена в февр. 1535 г., а затем в 1554 г. царем Иоанном IV. Но игумен и братия в соответствии с нормами «Стоглава» были подчинены суду Новгородского архиепископа. Согласно писцовой книге Вотской пятины 1499-1500 гг., К. м. принадлежали 58 деревень, в которых проживали ок. 400 крестьян. По размерам земельных владений (238 обеж только в погостах Корельского у., преимущественно в Сакульском, Ровдужском и Кирьяжском, на 1478 г.- 189, на 1500 г.- 163, на 1568 г.- 164 обжи) К. м. мог сравниться со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем . По др. подсчетам, в Корельском у. обители принадлежали 162, 5 обжи ( Чернякова. 1998. С. 7-32; Мюллер. 1947. С. 23-24, 80).

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Упоминание о нахождении в монастыре мощей прп. Константина содержит месяцеслов Новгородских святых 1816 г. (РНБ. Тихан. 775. Л. 9 об.— 10): «Преподобный Константин игумен, ученик Варлаама Хутынского, мощи под спудом. А от Старой Руссы три поприща в Косинском монастыре, приходскою церковию...». Прот. Г. Краснянский в Месяцеслове (1876), ссылаясь на известный ему рукописный сборник сказаний о Новгородских святых из б-ки Новгородской ДС, сообщил, что мощи прп. Космы «почивают под спудом в бывшей Косиной, или Косинской, обители под крытою папертью, соединяющею церковь св. Николая с колокольнею», а мощи прп. Константина — под алтарем Никольской ц.; в тех же святцах указана дата преставления этого святого без указания года — 29 июля. В 1873 г. были проведены реставрационные работы в Никольской ц., вместо деревянной гробницы над мощами святых поставили металлическую посеребренную раку. В 1880–1881 гг. построили более просторную ц. во имя Варлаама Хутынского, к-рую освятили 12 сент. 1882 г. Сбором средств на ремонт и реставрацию активно занимался А. А. Усинин (буд. архим. Арсений); все его печатные работы содержат призыв к жертвователям помочь в восстановлении мон-ря. В 1885 г. в обители устроили жен. богадельню с домовой ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (освящена 22 сент. 1886), а в 1896 г. был открыт жен. общежительный мон-рь (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3707. Л. 110). Последней настоятельницей мон-ря стала игум. Серафима (Горшкова). В 1913 г. в обители находились 9 монахинь, 19 послушниц, 30 чел. проживали по паспортам, 10 размещались в богадельне. 23 марта 1919 г. в ответ на декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» прихожане Никольской ц. постановили на собрании: «Косинские храмы, как принадлежащие нам с давних пор и нами построенные и созданные на наши средства, мы передавать никому не желаем...» (ГАНО. Ф. 735. Оп. 2. Д. 47. Л. 58–58 об.). В 1920 г. мон-рь закрыли, храмы остались в ведении местной общины. Богослужения в косинских церквах были запрещены в 1938 г., церковные здания использовались под школу и музей. Во время Великой Отечественной войны они были повреждены обстрелом. В 1946 г. жители дер. Косино Старорусского р-на Новгородской обл. просили открыть один из храмов для богослужения и возобновить жен. мон-рь, однако ходатайство было отклонено решением исполкома Новгородского обл. совета со ссылкой на то, что «помещение частично занято учительским скотом» (Там же. Ф. 4110. Оп. 2. Д. 2. Л. 14–16). В 90-х гг. XX в. отреставрирован Никольский собор. В 2006 г. обитель возобновлена как женский мон-рь, настоятельница — Надежда (Чанова).

http://pravenc.ru/text/2185858.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010