Когда это произойдет, когда мы действительно увидим Его, если будем помилованы, тогда Он прославит нас таким образом, что и мы сами явим свою славу. Как же это можно объяснить, как понять? Сейчас человек, который угождает Богу и пребывает во Христе, не созерцает Его телесными глазами, не ощущает телесными чувствами — только духом. И те, кто взирают на такого человека со стороны, также не видят, что Христос есть его жизнь, и считают его ничем не примечательным. Разве что кто-нибудь, также будучи духовным, прозревает и чувствует в этом подвижнике нечто необыкновенное, нечто сродное, знакомое ему по его собственной внутренней жизни. Но когда Христос явится нам, тогда и наша слава, упование и единение со Христом откроются в полной мере. Потому апостол Павел и говорит: «Тогда и вы явитесь с Ним во славе». Спаситель Господь наш Иисус Христос сказал, что угодники Божии в будущем веке просияют, как солнце (см. Мф.13:43 ). Даже и в нынешнем веке некоторые отчасти сподоблялись такой славы, например: Арсений Великий , Симеон Новый Богослов, преподобный Серафим Саровский и другие подобные им подвижники. Тем более так будет, когда нам откроется полнота истины. Далее читаем: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (ст. 5). Все увидят явившегося Христа, в том числе и осужденные грешники, но у них это вызовет плач и скрежет зубов, горькое, уже бесплодное сожаление о том, что они не жили, как должно. Однако сейчас апостол говорит о таком явлении славы Христовой, которое не лишает зрителей остатков надежды, а, наоборот, их самих сподобляет славы. И для того чтобы нам сподобиться славы, мы должны умертвить свои земные члены. Конечно, не в буквальном смысле умертвить, а очистить свои члены, зараженные пристрастием к земному, зараженные грехом. Как выразился один подвижник, нужно умерщвлять не плоть, а страсти. Можно сказать иначе: поскольку страсти стали для нас чем-то естественным, нашей второй природой, то апостол и говорит, что нужно умертвить члены, которые на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Кто поступает иначе, тот, некоторым образом, вместо истинного Бога почитает за Бога Его творение. Вот почему в Слове Божием строго обличаются подобные грехи. Сам Спаситель о люблении твари паче Бога говорил: «не можете служить Богу и мамоне», научая тем, что любовь к Богу и любовь к тварям несовместимы друг с другом. Равным образом о человекоугодии апостол Павел говорит: «если бы я поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым». И действительно, как мог апостол быть рабом Христовым, если бы он решился угождать людям? Последние требовали, чтобы он не проповедовал о Христе, а он между тем имел повеление от Христа проповедовать. Решившись угодить им, он тем самым отрекся бы от Христа. Подобно этому и мы, если будем угождать людям до того, что окажемся нерадивыми в деле угождения Богу, то тем самым отречемся от Бога и Его заповедей. Наконец, о человеконадеянии Писание говорит следующим образом: «проклят тот человек, который надеется на человека и плоть считает своею опорою, а сердцем своим удаляется от Господа; он будет как нагой среди пустыни и не увидит ниоткуда благодеяния». Мы не должны забывать того, что как продолжение нашего бытия, так и деятельность сил и способностей наших без содействия силы Божией не могут продолжаться ни на одно мгновение, «ибо мы Им живем и движемся, и существуем». Посему неразумно оставлять Бога и надеяться на людей, думать быть счастливым при помощи своих сил и способностей, а не при помощи и благословении Божиих. В истинных христианах этого не должно быть. Святитель Василий Великий отвечает на этот вопрос так: «сам себе отрицается той, иже совлечеся ветхого человека с деяньями его, тлеющего в похотях прелестных. Отрицается и всех пристрастий мирских, яже препятствовати могут намерению благочестия. Совершенное отвержение в том состоит, еже и к самой жизни беспристрастну быти, и осуждение смерти имети, во еже бы на себе не надеятися». Таким образом, отречься себя, по словам Василия Великого , значит прежде всего совлечься ветхого, тлеющего в похотях прелестных, человека с деяниями его, то есть отложить образ жизни ветхого, необновленного благодатью Божией, человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Настоящий же псалом, как не обширный, из 14 только стихов состоящий, мы решаемся прочитать для примера. И так, слушайте: Господь просвещение мое, взывает Пророк, и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, чтобы пожрать плоть мою, если будут наступать противники и враги мои, то они преткнутся и падут. Если станет против меня неприятельский полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, я и тогда безопасен. Одного прошу я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посещать святый храм Его; ибо Он укрыл меня в селении Своем в день бедствия, прикрыл меня покровом в скинии Своей; на каменную гору вознес меня; теперь я подниму голову мою пред врагами, окружающими меня; принесу в Его скинию жертвы славословия, и стану петь и бряцать пред Господом. Внемли, Господи, гласу моления моего; Тебя призываю, помилуй меня и услыши меня. Сердце мое говорит пред Тобою: взыщу Господа, и взыскало Тебя лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не сокрой от меня лица Твоего, не отринь во гневе раба Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь принял меня. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и веди меня прямою стезею, вопреки соглядающим за мною. Не отдай меня на волю врагам моим, ибо возстали на меня лживые свидетели, которые дышат злобою. Верую, что увижу благость Господню на земле живых. Надейся на Господа, будь мужествен, да будет сердце твое крепко, надейся (терпеливо и твёрдо) на Господа. Не правда ли, что в словах этих так много мысли и чувства, силы и жизни, трогательности и умилительности, что, внимая им, невольно увлекаешься вслед за говорящим и вместе с ним неприметно возносишься к небу – к Богу-Спасителю несчастных, злобою человеческою преследуемых, что чувствуешь себя как бы внезапно оживающим и постепенно возрождающимся, что какое-то особенно отрадное, не земное, а небесное – чистое и светлое ощущение входит в вашу душу, движет и управляет ею, очищая и возвышая её, что тщетно ищешь чего-либо подобного, столь же умилительного и трогательного, в произведениях ума собственно человеческого и ничего не находишь? Прибавьте к сему в вашем воображении воспоминание, что слова сии произносит несчастный, но и в самом несчастии великий, Давид, едва только избегший из рук врагов своих, по пятам его преследующих, произносит, обливаясь, без сомнения, горькими слезами, в какой-нибудь уединённой пещере, или на скале пустынной, окружённый только своею верною, но малолюдною и подобно ему бесприютною дружиною, а, может быть, ещё за рубежом земли отечественной, едва переступив оный, для своей безопасности, в виду иноплеменников, вчерашних врагов его, теперь же дающих ему у себя убежище, или...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Наступал день, в который Вечный Первосвященник имел принести вечную жертву за греховное человечество и избавить его от греха, проклятия и смерти. А что на эту замену была воля Бога Отца, это подтвердилось наглядным образом в минуту смерти Иисуса Христа. Ибо как только Спаситель умер, завеса в храме раздралась надвое от верхнего края до нижнего. Этим было как бы показано, что Бог раздрал Ветхий Завет закона, и что через смерть Сына Его основан теперь Новый Завет благодати. Как видимое вещество для таинства причащения Господь употребил хлеб и вино. Каков был этот хлеб и каково было вино, об этом мы скажем после, а теперь рассмотрим, что предлагается нам под видом этого вещества. «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое, – говорил Господь, подавая ученикам благословенный хлеб, – пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», – говорил Он, подавая ученикам благословенную чашу. Таков тот великий дар, который подается нам в таинстве причащения. Под видом хлеба Господь предлагает Самое Тело Свое и под видом вина – Самую Кровь Свою. Этому ясно научают слова, коими Господь установил таинство причащения. О сем же говорит и апостол в следующем изречении: «чаша благословения, которою благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?» Но каким образом хлеб и вино претворяются в таинстве причащения в истинное тело и истинную кровь Спасителя, это непостижимо не только для человеческого ума, но и для Ангельского. Действие это есть чудо Божественного всемогущества, а потому пища и питие, подаваемые в таинстве причащения суть чудесная пища и чудесное питие. Апостол Павел в одном месте сравнивает эту пищу и это питие с манною, которою евреи питались в пустыне, и с водою, которую некогда Моисей извел из скалы. «И все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос», – так читается это место.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Нередко с нашими молитвами происходит нечто дивное. По всеведению Своему Бог слышит все их, но иногда поступает совсем несогласно с ними, и всякий раз несравненно лучше для нас, чем мы сами того просим или ожидаем. В подтверждение этого приведем один замечательный пример. Великий учитель церкви блаженный Августин до своего обращения ко Христу проводил в высшей степени нечестивую жизнь. Об этом глубоко скорбела его благочестивая мать Моника. Много лет она молилась об обращении своего сына, но, как ей казалось, совершенно напрасно. В 383 году Августин вознамерился оставить мать и отправиться в Рим. Благочестивой Монике это было весьма нежелательно, ибо Рим был тогда городом безнравственным, и она боялась, что сын ее сделается там еще большим грешником. Поэтому она усердно молилась, чтобы Бог воспрепятствовал Августину исполнить намерение свое. Но Августин, вопреки желанию матери, ночью сел на корабль и отплыл в Италию. Глубоко была опечалена этим Моника; она не могла понять, почему Бог не слышит ее столь усердную молитву. Но на самом деле Бог слышал ее. В Италии Августин, подобно упоминаемому в Евангелии блудному сыну, впал в великую нужду. В таком состоянии он отправился в Медиолан. Здесь он вошел однажды в церковь , в которой проповедовал тогда святой Амвросий. Проповедь эта потрясла его душу, и Августин обратился ко Христу. Этим были исполнены все бесчисленные молитвы благочестивой матери его, хотя последняя молитва ее, казалось, и оставлена была без исполнения. Об этом говорит сам Августин следующим образом: «усердно и со слезами она (т.е. мать его) умоляла Тебя, Боже, не допустить меня до путешествия, но Ты, по непостижимому совету Своему, услышал главный предмет всей ее молитвы за меня и не исполнил того, о чем она просила тогда, чтобы исполнить на мне то, о чем она просила всегда». Так, вся эта история научает нас не только быть постоянными в молитве, но и совершенно предавать себя в волю Божию и не отчаиваться, когда по-видимому молитвы наши остаются неуслышанными. Все мы твердо должны помнить при этом следующие слова, изреченные Богом через пророка Исайю: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, – говорит Господь, – но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших». Еще одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но божественное право на эту землю они уже имели. Туземные обитатели были временными ее обладателями, «доколе не наполнится мера беззаконий их» ( Быт. 15:16 ). Блаж. Феодорит задается вопросом: «Почему Бог, обещав дать евреям всякое место, на которое ступят стопы ног их…: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата (1:3–4), не исполнил сего обещания?» И отвечает: «Сказанное здесь ясно, и не требует большего объяснения. Во-первых, сказано: всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам. Посему, вероятно, под водительством Иисуса Навина не вступили они на иную землю. Но добавление речи совершенно решает вопрос. Ибо Господь присовокупил: как Я сказал Моисею; Моисею же дал обещание не без ограничения, но под условием: если сохраните заповеди Мои и оправдания Мои. Посему иудеи как вскоре преступившие закон не улучили совершенного обетования» 68 . Здесь святитель кирский ссылается на Второзаконие, согласно которому благополучие Израиля в Ханаане зависит от исполнения заповедей Божиих: «Если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему: то изгонит Господь все народы сии от лица вашего; и вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас. Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши. Никто не устоит против вас: Господь , Бог ваш, наведет страх и трепет пред вами на всякую землю, на которую вы ступите» ( Втор. 11:22–25 ). Чтобы прекрасная земля досталась потомкам Авраама, они должны быть достойными своего праотца, должны быть так же преданы Богу, как их великий предок, любить Его, прилепляться к Нему, ходить всеми путями Его. Ливан в иудейской экзегетической традиции чаще всего служит символом храма, из которого вытекает источник Торы 69 . Ориген видит в Ливане символ Израиля, как ветхого, так и нового – новозаветной Церкви 70 . Под «пустыней» Ориген понимает «букву закона»: «Каковы те места, на которые мы ступаем стопами ног наших? Буква закона находится на земле, лежит внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Но особенно безсилие демонов по отношению к Макарию и власть над ними последнего обнаруживались в том, что преп. Макарий уже стал изгонять бесов из людей. Вот однажды привели к нему глухонемого, одержимого бесом. Четыре человека едва держали его; он рвался и кричал. Несмотря на это, Преподобный велел отпустить бесноватого. Последний, почувствовав свободу, начал еще сильнее неистовствовать, так что даже приведшие его выразили опасение, как бы он кого-нибудь не убил. Но преп. Макарий успокаивал всех, творя в сердце молитву об исцелении больного. «Как твое имя?» – спросил, наконец, авва бесноватого. – «Мое имя – сатана», – отвечал тот. «Именем Господа и от Лица Его повелеваю тебе выйти из этого человека и не входи в него до смерти». Вслед за этими словами Великого аввы бесноватый пал на землю и заснул. Старец полил водою лицо и уши больного, немного воды влил в его уста и ушел в свою пещеру на молитву. Возвратился Преподобный оттуда с маслом от светильника, горевшего в алтаре. Он помазал им больного, дал св. масла ему выпить и велел затем исцеленному идти домой. Услышал о силе преп. Макария изгонять бесов Агафоник, епарх антиохийский, у которого была бесноватая дочь. Зная, как трудно пробраться с девицей к пустыннику, преданный слуга епарха, по наущению последнего, употребил следующую хитрость. Он переодел девицу, взял ее на руки и пришел к Макарию, выдавая больную за своего сына. Но Великий старец прозрел духом, кто были пришельцы. Он сообщил мнимому отцу, что это не его сын, а девица в мужском платье, – дочь Агафоника, и что ими оставлена на пути свита. Вы солгали, говорит преп. Макарий, но в этом вашем поступке есть и хорошая сторона. Благодаря переодеванию, никто не узнал девицы и не соблазнился. Пришелец был поражен такою прозорливостию Старца. Он пал к ногам Преподобного и трепетал от страха. Но любвеобильный Старец успокоил преданного слугу. Он велел принести масла и после того, как оно было освящено, помазал им больную и тем ее исцелил. Отпуская пришельца домой, наш отец просил его не оставаться со свитой долго близ келлии, в виду того, что (в этой свите) было много женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но поступающие так должны оберегать себя от самопревозношения. Они должны в этом случае подражать святому Павлину, епископу Ноланскому, о котором рассказывается, что он, раздав все свои богатства неимущим, в то же время думал, что он ничего еще не сделал для Бога и братий своих во Христе. «Я подобен бойцу, приготовляющемуся на сражение, или человеку, хотящему плыть через реку, – обыкновенно говорил он о себе, – они оба ничего еще не сделали через то, что скинули с себя одежду». Как читается восьмая заповедь Закона Божия? Что вообще запрещается этой заповедью? Какие особенные грехи запрещаются ею? Какие добродетели предписываются в ней? Не грешат ли против восьмой заповеди немилосердные к бедным? Нет ли еще высшей добродетели, противоположной грехам против восьмой заповеди? 19. Девятая заповедь Закона Божия Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Исх.20:16 . Не судите, да не судимы будете. Мф.7:1 . Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф.4:25 . Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей. 1Пет.3:10 . Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Иак.1:26 . По учению третьей заповеди имя Божие должно быть священно для нас, и мы не должны употреблять его напрасно. Но Господу угодно также, чтобы и наше малозначащее имя находилось в чести, ибо каждому из нас Он повелевает в девятой заповеди Закона Своего: не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. «Доброе имя лучше большого богатства, и добрые слова лучше серебра и золота», – учит премудрый Соломон. Точно так же блаженный Августин , великий учитель Церкви, говорит: «две вещи я должен иметь в сем мире: добрую совесть и честное имя: первая нужна мне для Бога, а второе – для ближнего моего». Так, доброе имя есть драгоценнейшее сокровище человека и к охранению его и направлена девятая заповедь Закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но хотя Закон Божий и дан был для того, чтобы он стал правдою нашею, однако по греховности нашей он не мог достигнуть своей цели. «Не оправдается от дел закона никакая плоть», – так учит о сем апостол Павел. Закон только указывал, что нужно делать для оправдания перед Богом, но силы для делания не давал. Вот почему все ветхозаветные праведники хотя и старались исполнить закон, но в то же время алкали и жаждали другой правды помимо закона, веруя, что только эта правда могла удовлетворить их. И Господь Бог, по великому милосердию Своему, когда пришло время тому, даровал нам эту правду. Уже в Ветхом Завете Он указывал на нее, приготовляя людей к принятию ее. Одно из этих указаний мы приведем здесь. Оно содержится в Книге пророка Даниила. Сей великий пророк Божий, будучи отведен вместе с остальными иудеями в плен вавилонский, глубоко скорбел о несчастии народа, подпавшего рабству. В то же время он еще более сокрушался о рабстве греху, которому были подвержены все люди, и при котором нельзя было достигнуть оправдания перед Богом. В одно время, когда он усердно просил Бога об избавлении от этого рабства, явился ему Ангел и возвестил: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых». В этих словах Даниилу определенно было указано самое время, когда имела явиться та вечная правда, к которой он стремился, и которая должна была покрыть все преступления, запечатать все грехи и загладить все беззакония, сделав ненужным новое откровение воли Божией. Явление этой правды сопоставляется с помазанием Святого святых, чем давалось знать, что правда эта имела произойти от Святого святых. А кого именно должно разуметь под именем Святого святых, это ясно выражается далее, где Он прямо называется Христом. Итак, Христос, по пророчеству Даниила, есть та вечная правда, которая должна была покрыть все грехи и беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но через воскресение Иисуса Христа получила сильнейшее подтвеждение для себя также истина нашего искупления. Уже умирая, Спаситель произнес со креста: «совершилось». Этим Он поучал, что дело искупления нашего кончено, что умилостивительная жертва за грехи наши принесена. Со креста Он, как великий первосвященник Нового Завета, вошел в небесное Святое Святых со Своею Кровию, чтобы ходатайствовать за нас перед Отцем Своим Небесным. Затем, по воскресении Своем, явился с радостною вестью о примирении нас с Богом. «Мир вам», – так приветствовал воскресший Господь учеников Своих, свидетельствуя тем, что прощение действительно даровано, грехи искуплены, мир с Богом восстановлен. Все это сделалось несомненным после воскресения Иисуса Христа. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших, – говорит апостол, – Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». Поэтому наша вера в Него не тщетна; о имени Его мы имеем прощение всех грехов. Наконец словами «Но Христос восстал из мертвых, первенец из умерших» апостол указывает еще на одно великое значение воскресения Иисуса Христа. Наши мертвые тела полагаются во гроб и истлевают. Но некогда они снова соединятся с душами и воскреснут. Несомненно, ручательство этого заключается в воскресении Иисуса Христа. Мы делаем именно следующее заключение: если Иисус Христос воскрес, то Он может также воскресить и нас, ибо Сам Он свидетельствовал, что Он есть воскресение и живот наш ( Ин.11:25 ). Он показал уже и опыт воскресения мертвых, ибо по смерти Его, говорит евангелист: «гробы отверзались, многие тела усопших святых воскресли», а по воскресении Его, «вошли во святый град, и явились многим». Для чего же? Для того, конечно, дабы возвестить ту истину, что смерть Иисуса Христа попрала нашу смерть, а воскресение Его есть залог нашего воскресения. Итак, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Иисус Христос вознесся на небо к Отцу Своему Небесному в сороковой день по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010