В мае 1652 г. через Дамаск и Халеб проехал известный рус. церковный деятель и дипломат Арсений (Суханов) , направлявшийся из Иерусалима в Грузию (Проскинитарий Арсения Суханова, 1649-1653 гг. СПб., 1889. С. 93-97. (ППС; Т. 7. Вып. 3(21)). Вероятно, он разминулся с М., который в это время посещал города Сармин и Килис и вернулся в Халеб только 1 июня (впосл. Арсений встречался с М. в Валахии, а став келарем Троице-Сергиева мон-ря, принимал его в обители во время пребывания патриарха в России). В Халебе М. провел последние перед отъездом рукоположения (кафедры Эз-Забадани, Аккара, Триполи). В архиерейских хиротониях М. ярко проявилось доминирование в Антиохийской Церкви халебской общины: из 11 новопоставленных митрополитов 5 были выходцами из Халеба и не было ни одного уроженца Дамаска, столицы Патриархата. Первое путешествие (1652-1659) Путешествие М. ко дворам христианских государей было описано его сыном архидиак. Павлом Алеппским - это объемное сочинение стало вершиной арабо-христ. литературы раннего Нового времени и ценнейшим источником по истории и этнографии народов Вост. Европы. В июле 1652 г. М. покинул Халеб и направился в Латакию. Собрав там с местных христиан десятину, он приехал в Антиохию, где его ждали архидиак. Павел и др. спутники, и вместе с ними отправился далее сухим путем. В авг. они проехали по киликийскому побережью (Искендерун, Адана), по дороге патриарха торжественно встречали жившие в Киликии греки-киприоты. Осенью М. побывал в Конье (посетил гробницу персид. поэта-суфия Джелал ад-Дина Руми), Бурсе и Муданье, откуда отплыл в К-поль. Письмо Антиохийского патриарха Макария III царю Алексею Михайловичу от 1 ноября 1656 г. (ГРАДА. Ф. 52. Оп. 2. 565) Письмо Антиохийского патриарха Макария III царю Алексею Михайловичу от 1 ноября 1656 г. (ГРАДА. Ф. 52. Оп. 2. 565) По прибытии в османскую столицу (20 окт.) М. изменил планы, решив посетить помимо Молдавии и Русское гос-во. К-польский патриарх Паисий I 24 нояб. подписал адресованную рус. царю Алексею Михайловичу грамоту с извещением о будущем приезде в Россию своего антиохийского собрата и с просьбой о милостивом его приеме, которую, по-видимому, передал М.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

Гл. III. Виды чувства приятного под влиянием разума. Гл. IV. Виды чувства неприятного под влиянием разума. Часть третья. Жизнь умная или духовная. Отделение первое. Ум (ratio), как сила созерцательная. Гл. I. Настоящее состояние ума. Гл. II. Обнаружение ума в познавательной силе. Гл. III. Стремление к бесконечному путём знания. Гл. IV. Непосредственность убеждений ума или вера ума. Отделение второе. Обнаружение ума в деятельной силе. Гл. I. Воля. Гл. II. Свобода . Гл. III. Цель свободной воли. Гл. IV. Высшее обнаружение свободной воли. Отделение третье. Обнаружение ума в сердечной жизни. Гл. I. Чувства, возбуждаемые стремлениями ума. Гл. II. Энтузиазм. Гл. III. Стремление сердца к бесконечному. Заключение. Прибавление. О различных состояниях души, зависящих от связи её с телом. Гл. I. О возрастах. Гл. II. О полах. Гл. III. О темпераментах. Гл. IV. О состоянии сновидений. Гл. V. Краткие понятия о душевных болезнях. В конце первого семестра 1851 г. присланы были также утверждённые Св. Синодом и выработанные Московской духовной академией программы по нравственному богословию и по церковной истории для руководства при преподавании этих наук в Дерптском университете, причём и относительно этих наук сообщалось, что Св. Синодом поручено епархиальному начальству тщательно следить за преподаванием их и по окончании курса требовать от преподавателя составленные им по сказанным программам и читанные лекции и, по предварительном рассмотрении последних, представлять своё мнение Св. Синоду. Вместе с сим попечителем Дерптского учебного округа предписывалось: 1) строго следить за тем, чтобы лекции профессора богословия посещались всеми православными студентами университета, 2) чтобы при семестровых экзаменах студенты эти сдавали экзамен и по богословию и 3) чтобы пред допущением к выпускным испытаниям студентами представлялось удостоверение в том, что они прилежно посещали лекции по богословию и на экзамене получили удовлетворительную отметку по нему. Таким образом на профессора православного богословия возлагалось преподавание целого круга обширных наук, именно: догматического богословия, нравственного богословия, церковной истории, логики и психологии под непосредственным контролем епархиального начальства и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

358 См. Дечанская библиотека, рукопись 91; Патриаршая библиотека, руко­пись 276. Интересно отметить, что с начала XV века сохранилась одна рукопись ресавской школы книги «Против иудеев», которая находится в библиотеке мона­стыря Хиландар (рукопись 760/VIII [Богданович. Каталог рукописа. С. 257–258)). См. также: Богданович. Каталог рукописа. С. 189 [вероятно, имеется в виду упомянутая выше рукопись 499]. 359 Некоторые примеры и литература: Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien. S. 155–156. – Ред. 360 ПЭ III, 423. Патриарх Арсений III (Черноевич [sic]), годы жизни 1636–1706. Автор имеет в виду события после 1690 г. – Ред. 361 Это сочинение Агапия Критянина (Ланда) напечатано в Венеции в 1641 г. Ср. также ИАБ VIII, 389; XIII, 24. Подробно о нем и его сочинениях: DSAM I, 248–250; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 67 (Anm. 242a); ПЭ I, 220. – Ред. 362 Литература: Подскалъски. Христианство и богословская литература. С. 125–126 (примеч. 343); СККДР. Вып. 1. С. 72, 81–83. – Ред. 363 См.: Кусков. История древнерусской литературы. С. 27. [В указанном месте в качестве примера приводится гадание по Псалтири Владимира Мономаха , о чем тот сообщает в своем «Поучении». См. также: Истрин В. М. К вопросу о гадатель­ных псалтирях//Летопись Историко-филологического общества при Новорос­сийском университете (Одесса). 1901. Т. 9. Византино-слав. отд. 6. С. 153–202; ПЭ X, 258–259.] 366 Там же. С. 30. См.: Антик. Низ страниците jyжhocлobehckume кньижевности. С. 15, 19. См. также: Ке rn . Les traductions Russes. Р. 25. [На указанной странице, как и во всем справочнике Керна, ничего не говорится о ветхозаветных апокрифах. О ветхозаветных апокрифах на Руси см., например: СККДР. Вып. 1 (Апокриф о Енохе, с. 40–41; Апокрифы и сказания о Данииле, с. 44–47; Апокрифы о Аврааме, с. 47–49; Апокрифы о Илье Пророке, с. 58–59; Апокрифы о Мелхиседеке, с. 62–63; Апокрифы о Моисее, с. 63–67; Видение Исаии, с. 95–98; Заветы двенадцати патриархов, с. 183–184; Откровение Варуха, с. 282–283; библиогр. дополнения: Вып. 3. 4. 4. С. 806–808, 813, 822); Вып. 2. 4. 1 (Апокриф о Адаме и Еве, с. 47–51; Апокрифы о Давиде, с. 52–59; Апокриф о Ламехе, с. 52; Апокрифы о Соломоне, с. 66–68); 4. 2 («От коих частей создан бысть Адам», с. 153–155); ПЭ III, 47–50, 55–57. Значительная часть этих апокрифов в древнерусских переводах издана в кн.: Порфирьев. Апокрифические сказания; с парал. рус. пер.: БЛДР III. См. также: Подскальски. Христианство и богословская литература. С. 13 (примеч. 37), 74–75 (примеч. 228).]

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Из „членов руководителей“ кружка особенно близкое участие в его занятиях принимали двое: П.П. Соколов и П.В. Тихомиров . Председателем кружка состоял И.М. Воскресенский – студ. III курса, – секретарём – студ. I курса Ф.М. Россейкин. В состав „действительных членов“, т. е. „студентов, изъявивших желание читать рефераты и принимать участие в прениях“ (§ 7 уст.) вошло 18 человек: в состав членов „соревнователей“, т. е. „студентов, изъявивших желание вступить в кружок“ (§ 8-й уст.) – около полутораста. Из действительных членов кружка более деятельное участие – в качестве референтов – принимали следующие 7: председатель кружка И. Воскре- —323— сенский, студенты IV курса А Челак и А. Егоров, студенты III кур. А. Малевич и П. Анисимов, студ. II к. П. Васильков и ст. I к. Арсений Дверницкий (о. Игнатий). Остальные действительные члены кружка – студ. IV к. Н. Знаменский, А. Покровский, III к. В. Муравьев, А. Чернавский, В. Струминский, II к. С. Богословский, Г. Вертинский, А. Орлов, Н. Казанцев и I к. Ф. Ершов и В. Соболев – выступали в качестве оппонентов. Всего в течение уч. года состоялось семь заседаний, на которых было прочитано и обсуждено семь рефератов. Краткое резюме их содержания и возбуждённых ими прений – следующее. Заседания кружка открылись 18 окт. 1901 года рефератом на тему „Учение Лейбница об апперцепции“, прочитанным ст. III. А. Малевичем. На заседании присутствовали Преосвященный Ректор Академии, О. Инспектор и члены руководители – П.П. Соколов и П.В. Тихомиров . Референт, поставив апперцепционную теорию Лейбница в связь с его монадологией, попытался осветить её, как учение о непрерывном процессе развития сознательности монады, – процесса, который, начинаясь в тёмной области сознания, через сферу чувствования постепенно восходит в светлую область ясного, осмысленного сознания. – Оппонентом выступал ст. III к. И. Воскресенский, указавший на то, что референт не выяснил развития самой идеи апперцепции у Лейбница, и давший попытку собственного истолкования её. Член руководитель П.П.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мухановой. В течение отчетного года в составе студентов произошли следующая перемены: а) Принят в число студентов IV курса бывший студент Казанской Духовной Академии, уволенный из оной по прошению по переводе с III на IV курс. б) Скончались вне Академии два студента: один – IV, другой (священник) – I курса. За происшедшими переменами студенты к концу отчетного года распределялись по группам и классам языков в таком числе: в I курсе: в первой группе – 21 студентов, во второй – 32; во II курсе: в первой группе – 22 студента, во второй – 38; в III курсе: в первой группе – 23 студента, во второй – 28; в IV курсе: в первой группе – 13 студентов, во второй – 35. – Греческий язык изучали: в I курсе – 18 студентов, во II – 32, в III – 31: латинский язык: в I курсе – 35 студентов, во II – 28; в III – 20; французский язык – 9 студентов I курса, немецкий – 39 и английский – 5. Изъявили желание слушать лекции по естественно-научной апологетике все студенты I курса. —15— Из студентов Академии в отчетном году некоторые жили вне академических зданий, а именно: а) IV курса Михаил Горский, II курса Лев Лучинин, I курса Сергей Богословский и Сергей Симанский – у своих родителей, с разрешения Совета Академии, данного на основании примечания к § 113 устава духовных академий; б) IV курса: Федор Евстратиадис и Евангел Саригиани – греческие уроженцы; III курса: Константин Фотопулос – греческий уроженец, Бранислав Повольни – австро-венгерский подданный, Томо Буркович, Светислав Давидович, Иован Мачкич и Симон Саввич – сербские уроженцы; II курса: Илья Абуррус – сирийский уроженец, Стефан Бунтовников и Христо Попов – болгарские уроженцы, Панаиот Коцампопуло и Савва Тсолакис – греческие уроженцы; I курса: Божидар Иеремич и Владан Максимович – сербские уроженцы – все пятнадцать на частных квартирах, с разрешения Совета Академии, данного на основании указа Святейшего Синода от 28 апреля 1887 года за 1377, коим разрешается студентам-иностранцам жить вне академических зданий, на частных квартирах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весьма вероятно, что именно ради того, чтобы отразить эту идею, автор допускает слияние двух различных исторических личностей (Антиоха III и Антиоха IV) в образ Навуходоносора, сближает по времени отстоящие друг от друга на 40 лет исторические события (поход Антиоха III на Восток и борьбу иудеев против Антиоха IV) и совсем не упоминает о бывшей между этими событиями войне Антиоха III с Римом в 190 году до Р.Х., так как упоминание о поражении Антиоха III, которое он потерпел в этой войне, свидетельствовало бы об ослаблении державы Селевкидов и несколько уменьшило бы значительность чудесной победы иудеев. Данный взгляд на историческую основу книги Иудифь представляется наиболее верным, хотя, конечно, говорить о его абсолютной истинности и бесспорности нельзя, так как загадочность книги Иудифь слишком велика 123 . Итак, это небольшое исагогическое исследование книги Иудифь привело нас к следующим результатам: неканоническая книга Иудифь была написана в середине II века до Р.Х. палестинским иудеем из секты фарисеев с целью вдохновить своих соотечественников-иудеев на дальнейшую борьбу с державой Селевкидов за свою политическую и культурную независимость. Книга Иудифь не является в строгом смысле историческим произведением; автор взял за основу реальные события, но изложил их с использованием аллегорических и художественных приемов и с нравоучительной целью. Историческую же основу книги Иудифь составляют победоносный поход сирийского царя Антиоха III Великого на Восток и борьба иудеев с Антиохом IV Епифаттом в период Маккавейских войн за свою религиозную свободу и политическую независимость. 2 См., Арсений (Хейккинен ), иером. Учительные книги Ветхого Завета и ближневосточные книги мудрости. Л., 1989. С. 62 3 Б.Н. В чём сущность еврейства: Анализ книги Иудифь//Вера и Разум. Харьков. Харьков, 1907. Март. С. 320 – 321 5 См.: Смирнов-Платонов Г. П., свящ. О неканонических книгах Ветхого Завета. О книге Иудифь//православное обозрение. М., 1863. Февраль . С. 128. 7 Coleman N. D. Judith//A New commentary on Holy Scripture. Including the Apocrypha. Part II. The Apocrypha. London, 1946. P. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Кашич Душан, д-р. Смисао Српске Црквене историйе. Београд, 1969. Кашич Душан, д-р. Српски манастири у Хрватской и Славонийи. Београд, 1971. Кашич Д.-Станье у Печкой патрийаршийи после емиграцийе. Патрийарха Арсенийа 1///«Богословлье». 1960. Кнь. 1. Леонид, архим. Славенско-српска кньижница на св. гори Атонской//«Глас-ник српск. научн. друштва». 1859. Кнь. 47. Манастири и фреске Српске Православие Цркве. Београд, 1970. Медакович. Повестница Црне Горе. Земун, 1850. Милакович. Историйа Црне Горе.Задар, 1856. Миличевич М. Манастири у Сербийи. Београд, 1867. Милошевич М. Општи лист патрийаршийс Печке//«Гласник српск. научн. друштва». 1872. Кнь. 35. Никетич Светозар. Историйски развитак Српске Цркве. Београд, 1870. Никодим Милаш., епископ, д-р. Историйско-канонички поглед на установль-енье српско-румунске (Далматинско-Буковкчке) митрополийе. Задар, 1873. Никодим Милаш, епископ, д-р. Православна Далмацийа. Нови Сад, 1911. Никодим Милаш, епископ, д-р. Списи о историйи Православие Цркве у Далматинско-Истрийском владичанству од XV до XIX века. Задар, 1898. Патрийарх Арсенийе III и ньегово доба//«Хришчанский Весник». 1890. Кнь. 5. Пейич Славко. Знамените српске православке. Београд, 1969. Попович Владан, проф. Св. Сава и проблем развитка наше културе. Београд, 1961. Попович. Историйа Црне Горе. Београд, 1896. Посланица светога архийерейског сабора Српске Православие Цркве поводом прославе 750-годишньице црквене аутокефалности (1219 —1969). Београд, 1969. Протич Милисав. Читанка о манастиру св. Стефана у Сланцима — Метоха Хиландарског. Београд, 1972. Рувараи И. Мойсийе Петрович, митрополит Београдски (1713 — 1730)//«Споменик српске кральевске Академийе». 1898. Кнь. 34. Рувараи, И. Одломци о грофу Дйурдйу Бранковичу и Арсенийу Црнойевичу. Београд, 1896. Рувараи, И. О каталозима Печких патрийараха//«Гласник српск. научи, друштва». 1868. Кнь. 23. Рувараи, И. О Печким патрийарсима од Макарийа до Арсенийа III (1557 — 1690). Задар, 1888. Ружичич Н. Кратки историйски преглед узайамних односа измедйу Српске и Грчко-Цариградске Цркве и ньихових представительа од првог времена ньиховог познаваньа па до нас. Београд, 1875.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Св. Синод выполнял также функции духовного суда: судил представителей духовенства, а также мирян по некоторым категориям гражданских дел (прежде всего – по бракоразводным делам). Присутствие в Св. Синоде составляли архиереи: синодальные члены (в их числе первоприсутствующий), назначавшиеся именными указами, и присутствующие, назначавшиеся Высочайшими повелениями. Звание синодального члена было пожизненным, но не все синодальные члены постоянно находились в составе Присутствия. Они вызывались из своих епархий в Присутствие Высочайшим повелением. Присутствующими в Св. Синоде назывались как епархиальные архиереи, не имевшие титула синодальных членов и вызывавшиеся для заседаний в Синоде на неопределенное время, но не освобождавшиеся от управления своими епархиями и монастырями, так и постоянно заседающие в нем преосвященные, освобожденные от управления епархиями или управлявшие ставропигиальными монастырями. В 1890–1900 гг. в Присутствии постоянно заседало 6–8 архиереев, 3 митрополита; первоприсутствующий назначался императором. В качестве представителя государственной власти при Св. Синоде состоял обер-прокурор, ответственный только перед царем и имевший право непосредственного сношения с ним (см. примеч. к гл. I, л. 41 – ссылка 113). 588 Софийский дом – резиденция киевских митрополитов, расположенная рядом с Софийским собором; памятник барокко начала XVIII в. 589 Студент III курса церковно-исторического отделения КДА Арсений Селецкий подозревался в связях с революционерами; в марте 1884 г. у него был произведен обыск (см.: Титлинов Б.В. Молодежь и революция: Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений 1860–1905 гг. 2-е изд. Л., 1925. С. 45). В конце 1883/84 учебного года Селецкий был уволен из Академии. Совет КДА его кандидатское сочинение «Острожская типография и ее изделия» признал неудовлетворительным (по Уставу 1869 г. кандидатское сочинение писалось на III курсе академии). В отзыве доцента Голубева на сочинение отмечалось: «Автор трудился много и не без успеха...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1166 Он же. Capita practica ad Anatoiium LXIV, col. 1237B. Cp.Liber practlcus. XLIII, col. 1244CD. 1167 Григорий H. De beatitudinibus. Or. III. T. XLIV, col. 1228B. Это особенно следует сказать об отшельниках, которые не имели в пустыне соответствующих предметов для удовлетворения своей страсти, но грешили исключительно посредством «помысла». Евагрий. Cap. pr. c. XLVIII, col. 1245BC. 1173 H. XV, C.XIII, col. 584С. Исаак С. Λ. XXXI, σ. 197. Λ. LVI, σ. 337. Марк П. De baptism., col. 1000D, 1024В. Григорий П. называет «сердце» хранилищем помыслов. De Hesychastis. col. 1106D–1108A. 1175 Cp. Apophth. Patrum, col. 76A: Авва Антоний, пребывая в пустыне, впал в уныние и в глубокую тьму помыслов; и взывал он к Богу: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». 1177 Евагрий. Cap. pr. c. XXXI. col. 1229C; c. XLVI, col. 1233A. Макарий E. Homil. VI, c. I, col. 517C; cp. Homil. XV, c. XXVIII, col. 593D; Homil. III, c. 3, col. 469BC; cp. Древний Патерик VII, 56, стр. 160. 1179 De patientia et discretione, c. IX, col. 872C. Cp. De libertate mentis c. V, col. 940A. H. IV. c. IV, col. 473D. H. VI, c. III, col. 520C. H. XXXI, c. VI, coL 732C–733A. Awmmiu B. Sententiarum expositio, col. 1085D. Cp. Григорий H. In Psalmos, II, col. 492C. Евагрий П. Sententiae ad virgines, col. 1284A. Apophthegm. De abbate Abrahamo, § 1, col. 129D–132AB. Исаак C. Λογ. XXXIV, σελ. 221. Cp. Древний Патерик, XI, 4, стр. 250. 1182 При этом, не довольствуясь личною опытностью, подвижники с целью достигнуть более точного и безошибочного различение помыслов, обычно прибегали к помощи аскетов, выдающихся своими подвигами. Так авву Антония спрашивали о «помыслах» и о спасении души (Apophth. § 27, col. 84CD; cp. col. 89A, § 6 (об авве Арсении); col. 124A, § 11. Cp. Verba Sen. V. § 3, col. 874AB: хорошо не утаивать своих помыслов (cogitationes), но открывать их старцам духовным, имеющим рассуждение. 1183 Homil. VI. c. III, col. 520С. Cp. Е. Ф. Толков. перв. восьми гл. Посл. Римл. ( Рим.6:6 ), стр. 342. Начерт. христ. нравоуч., стр. 158. Путь ко спасению, стр. 274. Это правило выполнялось в действительности и практически. См. напр., Verba Seniorum, X, 14, col. 877А. (ср. Патерик, § 17, стр. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

—99— тою патр. Арсения III. В главе седьмой (141151) г. Попович старается защитить патр. Арсения III от различных нареканий на него по поводу переселения сербов и для этого изображает бедственное положение Старой Сербии после удаления сербов в Австрию. Но при сем автор с одной стороны захватывает и более раннее время, а с другой стороны говорит о церквах и монастырях не только в Старой Сербии, но вообще о сербских, даже фрушкогорских. Из изложения автора видно также, что положение православной церкви в завоеванных провинциях не было на первых порах особенно печальным. Части второй глава первая (152164) не соответствует своему заглавию, так как собственно о патриархе Арсении III здесь ничего не говорится. Речь здесь об обстоятельствах, при которых совершилось переселение сербов в Австрию и о числе епископских кафедр в Австрии перед прибытием сербов. Глава вторая (164180) говорит об устройстве сербов в Австро-Венгрии за время патр. Арсения III, – в частности о привилегиях, данных сербам австрийским императором на бумаге и неисполненных на деле. Глава третья (181196) говорит о происках римско-католической пропаганды среди австрийских сербов и о мерах против нее со стороны патр. Арсения. Глава четвертая (196220) представляет перечень и обзор четырнадцати писем патр. Арсения к различным лицам и учреждениям и нескольких писем к Георгию Бранковичу, причем попутно излагаются обстоятельства жизни этого австрийского графа и сербского деспота. Глава пятая (220235) частнее говорит о письмах патр. Арсения и значении их для характеристики личности этого видного деятеля, а в конце главы сообщаются сведения о последних годах жизни и о кончине патриарха. Глава шестая (235265) содержит обзор мнений различных историков относительно переселения патр. Арсения в Австро-Венгрию. Вопреки мнению большинства сербских писателей, осуждающих патр. Арсения за этот поступок, автор старается защитить патриарха, и из личного опыта, как бывший учитель в Ипеке в 18951896 г., приводит несколько примеров насилия и зверств турецких по отношению к сербам даже в нынешнее время, когда Порта стоит под надзором евро-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010