55. Как должно поступать, когда мы внезапно лишаемся своего имущества (Из жизни преподобного Арефы. Чет. Мин. окт. 24) Случается, братие, что некоторые из нас попущением Божьим лишаются, иногда внезапно, всего своего имущества. Иных, например, обкрадывают воры; у других отнимает всё пожар; у третьих часто непредвиденные неудачи в торговле; у четвёртых, бывает, море поглощает имущество; у пятых... – да и не перечтёшь, сколько есть людей, которые по тем или иным несчастным обстоятельствам лишаются всего и из богатых делаются бедными. Что же остаётся, братие, делать подобным людям? Чем им утешить себя? Чем ободрить? Что говорить? Чем укрепить себя в терпении? К кому обратиться за помощью? Так как решение этих вопросов не лишним будет и для указанных людей, внезапно обнищавших, а с тем вместе, пожалуй, равно и для всех нас, ибо и мы от несчастья не застрахованы, то, ввиду сего, мы и предлагаем решение сих вопросов к сведению всех в нижеследующем примере. В житии преподобного Арефы Печерского читаем между прочим вот что: инок Арефа был весьма богат и весьма скуп. Много денег тайно он держал у себя в келье, но из них никогда и копейки даже не подал нищему, да и себе самому отказывал во всём. Но так продолжалось недолго. Раз воры, в отсутствие Арефы, вошли в его келью и украли все деньги. Арефа пришёл в отчаяние, и сначала хотел наложить на себя руки; а потом всех окружающих стал подозревать в воровстве, всех укорять, всем досаждать, многих даже, сказано, и мучить без правды. Сколько братия ни уговаривали его, сколько ни утешали, всё было напрасно. Но вот Арефа впал в тяжкий недуг и был при смерти. Казалось, хоть бы тут нужно было образумиться ему, но и тут он не переставал роптать и хулить. Наконец Господь, однако, вразумил его. Лёжа на одре болезни, вдруг, к изумлению всех, Арефа начал восклицать: «Господи, помилуй! Господи, прости! Всё Твоё, не жалею об украденном! Согрешил я, Господи, прости меня!» И после этих слов он тотчас встал со своего одра и сказал окружавшим его инокам следующее: «Видел я, что пришли ко мне Ангелы, а с ними и бесы, и вот те и другие стали спорить между собой об украденном у меня богатстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Это – первое недоумение, возбуждаемое гипотезой Гарнака. Замечательно, что сам Гарнак нигде в своем сочинении не предусматривает возможности этого недоумения. В самом ли деле он не подозревал его, или надеялся на некритичность своих читателей, или наконец он слишком уверен в непоколебимости тех оснований, на которых построена вся его гипотеза?... Перейдем к тщательному рассмотрению этих оснований. Начнем с конца, – с выводов, сделанных Гарнаком из изучения древних кодексов: эти выводы, по нашему мнению, служат исходным пунктом для его гипотезы. Прежде всего заметим, что, скептик в других отношениях, Гарнак в данном случае слишком доверчив к свидетельству кодексов и схолий и слишком много придает им значения. Он как будто забывает, что древнейший из кодексов относится к X веку, когда искони темная история сочинений Афинагора могла совсем позабыться в церковном предании, оставляя широкое место произвольным догадкам ученых и неученых собирателей книг. В кодексе Арефы (Par. 451) „Прошение» Афинагора и его трактат „О воскресении» не имеют (не имели до XI в.) заглавия и имени автора. Схолиаст в примечании к адресу „Прошения» обращает внимание на отсутствие в нем приветствия (χαρειν) и имени автора, а в первом примечании к трактату „О воскресении» называет автора θεος и θαυμσιος. Гарнак из всего этого делает такие заключения: а) схолиаст (вероятно сам Арефа) имел под руками „Прошение» без имени автора, но б) он сам был убежден, что автором трактата „О воскресении», а следовательно и „Прошения», был Иустин, иначе не называл бы его θεος и θαυμσιος. Рассмотрим оба эти вывода в их взаимной связи. Первый вывод, на наш взгляд, прямо говорит против второго. В самом деле, Арефа имел под руками список „Прошения» без имени автора и в объяснение этого сделал несколько догадок; но этот же самый Арефа считал, по Гарнаку, „Прошение» принадлежащим Иустину философу и, следовательно, имя автора ему было известно. Мы спросим: на каком же основании Арефа считал Иустина автором трактата „О воскресении» и „Прошения»?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Но продолжим странную историю „Прошения» Афинагора, как представляет ее немецкий историк. Иероним и Фотий заблуждались вслед за Евсевием, повторяя только сказанное им. Впрочем Иероним, – говорит Гарнак, – по-видимому, имел в руках „Прошение», потому что о второй апологии Иустина (которую, заметим кстати, Иероним называет прямо apologia minor) он говорит, что она была адресована „преемникам Антонина – Марку Антонину и Люцию Аврелию Коммоду» – Successoribus ejus Antonini, – Marco Antonino et Lucio Aurelio Commodo 47 ), – но ведь это, – говорит Гарнак, – буквальный адрес „Прошения» Афинагора 48 ). Невероятно, чтобы Иероним здесь произвольно переиначил адрес второй апологии, как он значился у Евсевия (т. е. М. Аврелию и Л. Веру), и случайно совпал с точным адресом „Прошения». Нет, он, вероятно, видел „Прошение» Афинагора и, считая его, подобно Евсевию, второй апологией Иустина, списал с него точный адрес. Фальсификатору не удалось, однако, совершенно изгладить со скрижалей церковной истории имя Афинагора: некоторые списки уцелели от искажения. Мы видели уже, что не только Мефодий патарский , но, спустя 100 лет после него, и Ф. Сидет имели экземпляры „Прошения» с именем Афинагора. Однако, разоблачение обмана совершилось не скоро. Экземпляры с именем Афинагора где-то скрывались, а экземпляры анонимные, напротив, получили широкое распространение в собраниях сочинений Иустина и под именем последнего. Так, Арефа в своем собрании апологетов (Codex Parisinus 451) помещает „Прошение» и трактат „О воскресении мертвых» без означения имени автора. Спрашивается, считал ли Арефа эти сочинения сочинениями Иустина? Гарнак отвечает на это утвердительно и основание для такого ответа видит в той, выше приведенной нами, схолии 49 ), где Арефа называет автора трактата „О воскресении» – θαυμσιος οτοσι κα θεος νρ. Эта схолия, по мнению Гарнака, не оставляет сомнения, что Арефа, написавший ее, считал автором трактата о воскресении (а следовательно и автором „Прошения», потому что он был один и тот же для обоих сочинений – το ατο) Иустина мученика , потому что к кому же, кроме него, приложимы эпитеты θαυμσιος и θεος?!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Арефа жалуется, что его дело не доведено до сведения царя, а решено внутри церкви без настоящего суда и отмщения: «Когда вы услыхали, что он сочиняет грамоту с обвинением в тирании – а прошло столько времени – вы не донесли царю, а придержали у себя неразобранным и неотмщенным судебное дело», «не послали к царю приготовленную нам западню и гибель?». Арефа был осужден судом церкви, об этом он говорит глухо, но это следует из текста: «многие другие вкусили его подлости. И чтобы не говорить впустую и для кого-нибудь непонятно: мудрым судом [ирония] главы божьей церкви осужден на семилетний срок, из-за развратных языков изгнан из божественных церквей». Обвинение против Арефы в тирании было концом его карьеры. Произошло это спустя какой-нибудь год после избрания патриархом Феофилакта, о возведении которого на патриарший престол так хлопотал Арефа. Апологетик F. 94 Этот апологетик произнесен в то время, когда пытались при помощи писем примазать ему построенное на плястографии обвинение в какой-то тирании в Пелопоннесе. Не к чести мне составлять апологию, по поговорке «из-за вымысла фантазий», и бог-отец говорит, что это случилось с ним: «Онемел и унижен и смолк о благе и скорбь моя возобновилась». Что за необходимость противопоставить негодяям нашу пристойность обольщая душу, разбавляя, как в харчевне, вино беспорочности водой злодейства? Но, чтобы не дать основания, что мы уличены безгласием по признанию за собой того, что наклеветали на нас, – мы выскажем строгое и простое и согласное с нашим характером. Достаточно уже по времени произносить защитительные речи вместе с Сократом, сыном Софрониска. Теперь я в первый раз, пожалуй, и в последний – да не победит клир преступников-подвергаюсь клевете в установлении тирании на основании подделки грамот, я, достигший семидесятитрехлетнего возраста. Кто я?! Архиерей первого и величайшего престола, занимающий второе место по патриархе, с детства изощряемый по божьей милости в самых прекрасных добродетелях и в безупречном образе жизни, зримый как некий светильник благочестия всеми в духе Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arefa_Kesarijs...

«Его письма – к папе ли, византийскому епископу, придворному диакону, или даже к простому монаху, безразлично, – всегда носят характер задушевного, отеческого или братского слова. В них нет сухой морали… но везде видно живое чувство. Просьба, негодование… удивление, сожаление, скорбь… радость, молитва – вот что выражается в… письмах патриарха, выражается чуждым риторизма, простым и легким языком. Николай Мистик был не только ревностным пастырем, знатоком Св. Писания и церковных правил, но и писателем, владевшим даром увлекательного и даже поэтического слова» . Видным церковным деятелем и духовным писателем первой трети X века был архиепископ Кесарии Каппадокийской Арефа. Он родился в знатной семье в Элладе, вероятно, в 861 году, потому что в одном из своих сочинений он написал, что в 934 году ему было 73 года. Арефа получил основательное образование, был хорошо начитан в христианской и классической литературе. До 886 года он перебрался в столицу империи, где познакомился с патриархом Фотием, которого считал своими учителем. До 895 года Арефа был рукоположен в диакона, а в 901 году он предстал перед судом по обвинению в безбожии. Что в самом деле стояло за этим делом – неизвестно. Возможно, его незаурядная начитанность в классической литературе, к которой он, подобно позднейшим гуманистам средневекового Запада вроде Петрарки или Лоренцо Валлы, относился с большим пиететом. Судом он был оправдан за отсутствием улик. Вскоре после этого процесса Арефа получил назначение при дворе – стал дворцовым ритором, составлял похвальные речи императору и слова, посвященные церковным праздникам, которые, очевидно, получили высокую оценку современников, потому что не позже 902 года он был хиротонисан на кафедру Кесарии Каппадокийской с титулом архиепископа. Занимаемая им кафедра считалась в Константинопольском Патриархате второй по диптиху после столичного первосвятительского престола. При этом он, очевидно, большую часть времени оставался в столице. Высоте его иерархического статуса соответствовали его личные качества: сильный характер, незаурядный ум, основательное богословское образование. Он имел поэтому значительное влияние на ход церковных дел и на взаимоотношения патриархии с правительством, а его позиция по болезненному вопросу о четвертом браке императора Льва и возможности его церковного признания не оставалась неизменной.

http://pravoslavie.ru/147379.html

Но Дееписатель не говорить, что синедрионом был вынесен смертный приговор Стефану: побиение Стефана камнями представляется скорее результатом возмущения (7:57:58), чем формального приговора, а такие факты возможны во всякое время. Позднее жертвою подобного же возмущения погиб Иаков Праведный. Поручение же Савлу итти в Дамаск (9:1–2), данное первосвященником, уполномочивало его на привлечение виновных не к казни, а только к суду; право же такой инициативы всегда оставалось за синедрионом. Относя обращение Савла с 36/37 году, конечно, надо признавать, что в Послании к Гал. в счёт 14 лет Ап. Павлом включаются и 3 года пребывания в Аравии. – Защитники другой даты – 34 года – ищут для себя опоры в упоминании Ап. Павла об Арефе царе ( 2Кор.11:32 ). Через три года после своего обращения ( Гал.1:18 ) Ап. Павель бежал из Дамаска, которым в то время владел аравийский князь Арефа. Спрашивастся, когда Арефа владел Дамаском? В решении этого вопроса мнения авторитетных историков раздваиваются: Schürer (Gesch., I, S. 618), Ewald ((Gesch., VI, S. 432), Wiesseler (Chronol., S. 172 f.), путём довольно сложных сопоставлений и, гл. обр., на основании отсутствия дамасских монет с изображением Калигулы, приходят к заключению, что Арефа мог владеть Дамаском (получив его в подарок от Калигулы) только во время царствования этого императора, т. е., с 37 по 41 год; Wandel (Chronolog. d. Lebens Pauli) ещё точнее определяет этот период, ограничивая его всего одним годом, с 36 по 37 (см. у Zöckler’a, Comment., S. 219) Если бы все это было неоспоримо, то, вычитая из 37 три, мы имели бы точную дату рассматриваемых нами событий, именно, 34 год. Но такие авторитеты, как Becker-Marquart (Rom. Alterth. III, 1, S. 1 S3) Mommsen (Röm. Gesch., В. V) (см. у Zöckler’a, S. 219), Zahn (Enleit., В. II, S. 628) находят, что арабский князь Арефа мог владеть Дамаском под протекторатом Рима и гораздо раньше, во время всего своего княжения в Аравии, которое, если судить по тем же монетам, продолжалось около 48 лет (Zahn, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Случилось, что воры напали на его келлию и унесли все, что в ней было. Арефа впал в такое уныние, что все старания печерских старцев его уговорить и вра­зумить оказались напрасны – Арефа не внимал никому. Отчаяние довело его до тяжкого изнеможения, но и в болезни ослепленный инок не переставал роптать и даже грубить тем, кто хотел его успокоить. Приближался смертный час Арефы. Предстали ему в видении эфиопы, воюющие за его душу со светлыми Ангелами. Ангел Хранитель его тогда сказал ему: в посланном тебе искушении ты имел возможность без ропота покориться лишению ненужного тебе богатства, и это вменилось бы тебе в пра­ведность, на подобие Иова; твое смирение и покорность воле Божией равнялись бы тому, как бы ты добровольно подал милостыню нуждающемуся, а это дело весьма угодное в очах Божиих»... И почувствовал наконец Арефа, как тяжко согрешил ропотом на Бога и чего добровольно лишился и стал громко взывать: «Господи, помилуй! Твое оно, я не жалею!».. Бесы тотчас отступились от него, и Ангелы возрадовались... Остаток дней своих Арефа провел в глубоком покаянии и постоянном славословии и по кончине своей удостоился нетления мощей. Скончался 24-го октября 1190 года. Где совершилось грехопадение – там предварила гордость. И. Леств. 25-го октября В смущении нет никакой пользы, а величайший вред; оно есть вражия колесница, не попускает излить сердца своего пред Богом с покаянием. Иеросхим. Макарий Питание по истине есть рабство миру. Если бы человек не имел нужды в пище и одежде, то все суетные заботы его отпали бы, все страсти затихли бы, кто бы тогда стал копить золото, гоняться за драгоценностями. Свят. Иннокентий Херс. Подавать нищим из собственности своей, одеть нагого, любить ближнего, как себя самого, не обижать, не лгать, это провозглашал и закон ветхий; совершенство же Еван­гельского домостроительства повелевает так: от взимающаго твоя – не истязуй и всякому просящему дай ( Лк.6:30 ). И должно с радостью терпеть не только неправильное отъятие какой-либо вещи, но и самую душу полагать за брата.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Комментарии Всего комментариев: 21 2020/04/07, 23:31:34 Господи, сохрани нас, спаси, помилуй! МАТИ БОЖИЯ, спаси, сохрани, помилуй нас! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Галина 2020/04/06, 12:29:49 Господи, спаси и сохрани нас грешных! Настави, направи на путь покаяния и исправления! 2020/04/05, 11:11:57 Совершенная Слава Тебе Единому Совершенному Отцу нашему Небесному Совершенному Христу Богу Любви Совершенному Духу Святому Совершенно Совершенствующему Совершенно всё в Совершенной Своей Любви Совершенно за всё. Слава Богу за всё 2020/04/03, 17:02:56 Всё,что вы выше написали, это вы не для других людей написали, это вы для себя написали. Это всё вас самих касается! Аминь Слава Тебе единому Христе Боже Любви за всё. Слава Богу за всё 2020/04/03, 16:48:09 В Печерском монастыре был черноризец, именем Арефа. Много богатства имел он в своей келии и никогда даже хлеба не подал нищему. Так был скуп, что и себя самого морил голодом. В одну ночь воры обокрали его. Арефа от великой скорби хотел себя погубить и многим докучал обвинениями. Мы все молили его прекратить поиски, но он и слушать не хотел. Старцы утешали его, он же досаждал всем жестокими словами. Через несколько дней впал он в лютый недуг, уже был при конце, но и тут не унимался от ропота и хулы. Господь, всем хотящий спасения, показал больному пришествие Ангелов и полки бесов, и он начал взывать: «Господи, помилуй! Господи, я согрешил! Все то Твое, я больше не ропщу!» Освободившись от болезни, он рассказал нам, что было ему такое видение: «Пришли Ангелы, также и бесы, и начали они состязаться об украденном золоте, и сказали бесы: он не похвалил, а похулил Бога, и теперь он наш и нам предан. Ангелы же говорили мне: «О, окаянный человек! Если бы ты поблагодарил Бога за украденное, то вменилось бы тебе, как Иову. Великое дело пред Богом милостыня, но кто благодарит за украденное — делает более; диавол желает довести человека до хулы, а благодарением пострадавший передает все Господу — так это более милостыни». Я стал кричать: «Господи, прости, больше не ропщу», — и бесы исчезли, а Ангелы возрадовались». С тех пор Арефа всегда славил и благодарил Бога.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=311...

(8) Однако за перемирие на все это время римский автократор должен заплатить ему деньги и прислать врача по имени Трибун с тем, чтобы он оставался при нем назначенное время. (9) Этому врачу удалось в прежнее время излечить его от тяжелой болезни, чем он заслужил его расположение и стал ему очень желанным человеком 407 . (10) Когда об этом услышал василевс Юстиниан, он тотчас послал ему Трибуна и вместе с ним деньги – двадцать кентинариев. (11) Так между римлянами и персами был заключен мирный договор на пять лет, произошло это на девятнадцатом году самодержавного правления василевса Юстиниана. (12) Немного времени спустя сарацинские вожди Арефа и Аламундар начали между собой войну, одни, безо всякой помощи как со стороны римлян, так и со стороны персов. (13) Во время одного набега Аламундар взял в плен одного из сыновей Арефы, когда тот пас лошадей, и тотчас принес его в жертву Афродите 408 . Отсюда можно заключить, что Арефа не предавал персам интересы римлян. (14) После этого они со всеми своими войсками вступили в сражение друг с другом. Люди Арефы одержали решительную победу и, обратив врагов в бегство, многих из них убили. Арефа чуть было не взял живыми в плен сыновей Аламундара, однако, все же не взял. Так обстояли тогда дела у сарацин. (15) Между тем стало ясно, что царь персов Хосров заключил с римлянами перемирие с коварной целью, надеясь захватить их благодаря этому миру врасплох, причинив им ужасное зло. (16) Ибо на третьем году этого перемирия он задумал следующую хитрость. Было среди персов два брата: Фабриз и Исдигусна 409 , оба занимавшие у них высокие посты, но по складу характера самые негодные из всех персов и имевшие славу как наиболее искусные во всякой низости. (17) Задумав внезапным нападением захватить город Дару и выселить из Лазики всех колхов, разместив на их месте персов, Хосров избрал себе в помощники для выполнения того и другого предприятия этих людей. (18) Ему казалось, что будет удачной и ценной находкой, если он присвоит Колхиду и упрочит обладание ею, поскольку, по его расчету, это во многих отношениях окажется полезным для персидской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 «Журнал Московской Патриархии» представил версию для iPad 29.05.2013 С 4 мая 2013 года в AppStore доступна iPad-bepcuя старейшего издания Русской Православной Церкви — « Журнала Московской Патриархии », разработанная редакцией журнала в сотрудничестве с компанией «Арефа-медиа». «Сегодня для печатного издания недостаточно иметь только интернет-версию, необходимы отдельные версии и для планшетных устройств, — считает ответственный редактор " Журнала Московской Патриархии " Сергей Чапнин. — И вполне возможно, что со временем печатное издание и его версия для планшета будут отличаться по содержанию. У нас есть возможность публиковать в планшетной версии более полные варианты статей и значительно больше иллюстративного материала. Надеюсь, что в скором времени появится и мультимедийный контент». В настоящее время доступна бесплатная подписка на ЖМП на 2013 год и, в том числе, есть возможность скачивать все вышедшие номера, начиная с декабря 2012 года. «Для " Журнала Московской Патриархии " мы разработали специальный редакционный комплекс, который позволяет верстать электронную версию для iPad " а, — отметил генеральный директор " Арефа-медиа " Алексей Монастырюк. — Мы надеемся, что и другие православные редакции заинтересуются выпуском своих изданий для планшетов». Разработаны принципиально новый макет журнала и редакционный комплекс в составе систем верстки, распространения, программы для скачивания и просмотра выпусков на iPad. В редакционном комплексе широко применяется свободное ПО (Open Source). В качестве хранилища данных в системе верстки используется NoSQL-peшehue. Для облегчения работы верстальщика в системе реализованы импорт контента из InDesign-мakema, шаблоны статей, обработка графики, интерактивные и мультимедийные элементы макета, а также типограф и расстановщик переносов. Электронная версия «Журнала Московской Патриархии» полностью соответствует требованиям Apple для размещения в Киоске (Newsstand). Это позволяет показывать журнал в магазине AppStore и на планшетах читателей среди журналов и газет, а не в общем списке всех остальных приложений.

http://drevo-info.ru/news/15292.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010