Примечания: 19. Ср. прим. 2 к толкованию данного правила в Пидалионе (стр.425-426), где приводится место из Евсевиевойистории, в котором упоминается, как Ириней лионский в своем письме к папе Виктору писал о последнем, как о всеобщем обычае в церкви. См. и Valesii Annotat. in. V,24, Hist. eccl. Eusebii. Migne, ed. cit. XIII,201 [Migne, s.g., t.20, col.493 и сл.]. 20. Du-Cange, Glossar. med. graecit. I,447. Suicerus, Thesaurus eccl. I,1248 sq. Kraus, Real-Encyklop. I,451-452. 21. Cabassutius нашел упоминание об этом в одном каноне папы Пия I (142-157), который, впрочем, не издан самим папою, а составлен Лже-Исидором на основании упомянутого указания Апостольских постановлений. 22. Cp. архиеп. Вениамин, Новая Скрижаль, II,192, §90. Об этом в древне-латинской церкви см. Freiburg. Kirchenlexikon, IV,980-981.  Правило 15. Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви. (Ап. 26; I всел. 16; трул. 4, 33, 75; VII всел. 14; лаод. 59; карф. 103). С самых первых времен церкви в ней существовали определенные певцы (ψλται, cantores, Ап. 26), получавшие посвящение от епископа и, как таковые, принадлежавшие к клиру, вследствие чего они включены были в список церковнослужителей (εν τψ καννι), почему их и называют каноническими певцами (κανονικο ψλται, canonici cantores). Эти певцы имели право стоять на амвоне и петь в церкви предписанные песнопения по книге (απ διφθρας, кожаная книга, 2Тим.4:13), содержащей в себе все, что поется во время церковных служб (лаод. 59; карф. 103) Повидимому, это право канонических певцев присвоивали себе люди, не имевшие на то никакого полномочия. В намерении сохранить в церкви во всем необходимое благочиние и порядок (ευταξαν), лаодикийские отцы, хотя и не воспрещают данным своим правилом народу петь в церкви божественные песнопения, но воспрещают, чтобы народ делал это сам и чтобы люди, не принадлежащие к клиру, становились на амвон И сами начинали божественные песнопения (κατρχεσθαι των θειων ψαλτφδημτων, sancta cantica incipere), разрешая последнее только каноническим певцам; мирянам предоставлялось свободно вторить певцам, после того, как они начинали то или другое церковное песнопение Чин поставления в церкви канонического певца был тот же, что и для поставления чтеца

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Правило 11. Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молитися будет: да будет извержен и сам. (Ап. 28; Антиох. 4; Карф. 10). Как отлучение, о котором мы говорили в толковании 10-го Ап. правила, лишает церковного общения, так точно и извержение лишает духовное лицо его службы; следовательно, и тот, кто участвует в каком-либо чине, совершаемом кем-нибудь противозаконно, поступает как и тот, кто вступает в церковное общение с отлученным, и потому подлежит и сам тому же наказанию, какому подвергся совершивший данное преступление. В чем состоит извержение из священного сана, мы говорили в толковании 5-го Ап. правила. Под словами " с изверженным от клира молитися " нужно подразумевать прежде всего воспрещение совместного служения с изверженным духовным лицом а затем и воспрещение всякой общей молитвы. По Вальсамону смысл этого правила таков: наказанию должен подвергнуться каждый клирик, который будет молиться где бы то ни было, и с каким бы ни было клириком изверженным, и после извержения решившимся совершать какую-либо священную службу Примечания: 47. Аристин в толковании этого (11) правила (Аф. Синт., II,15). В Кормчей (упом. изд., стр.3): " Аще кто молится, рекше аще служит пресвитер в церкви с пресвитером, его же епископ изверже от сана, да извержен будет и сам " . 48. Толкование этого (11) правила (Аф. Синт., II,15).  Правило 12. Аще кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный приятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и приявший и приятый (Ап. 13, 32, 33; IV Всел. 11, 13; Трул. 17; Антиох. 6, 7, 8, 11; Лаод. 41, 42; Сердик. 9; Карф. 23, 106). В этом правиле речь идет прежде всего об отлученных вообще, а затем о таких мирянах, которые недостойны духовного сана. Об отлученных мы уже говорили в толковании 10-го Ап. правила. Относительно мирян, желающих вступить в клир, было предписание божественного права, а именно: таковых надлежало прежде строго испытать, насколько они ревностно будут учить народ (2Тим.2:24; Мк.4:34; Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

97. Толкование Вальсамона на это правило (Аф. Синт., II,46). 98. Киприан (ep. 17 ad presb.): Quae res cum omnium nostrum consilium et sententiam exspectet, praejudicare ego et soli mihi rem communem vindicare non audeo. Et ideo instetur interim epistolis, quas ad vos proxime feceram, quarum exemplum collegis quoque multis jam misi; qui rescripserunm, placere sibi quod statuimus, nec ab eo recedendum esse donec, pace nobis a Domino reddita, in unum convenire et singulorum causas examinare possimus [Migne, s.l, t.4, col.270]. 99. См. 6 прав. VII Всел.Собора.  Правило 35. Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных. Аще же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные или села: да будет извержен и он, и поставлении от него (I Всел. 15; II Всел, 2; III Всел. 8; IV Всел. 5; Трул. 17; Анк. 13 Антиох. 13, 22; Сердик. 3, 15; Карф. 48, 54). Каждый епархиальный епископ вполне самостоятелен в исполнении иерархических прав в своей епархии. В этом никто не может ему препятствовать, если только он пользуется своими правами в канонически определенных границах, равно и никто не смеет вмешиваться во внутренние дела епархиального управления или влиять прямо или косвенно на права известного епархиального епископа. Подобное вмешательство возбраняется по правилам даже и первому областному епископу или митрополиту (Ап. 34 и парал.) а тем более должно возбраняться епархиальному епископу вмешиваться в права другого такого же епархиального епископа. Отношения между епархиальными епископами с обычной юрисдикцией так полно и точно определены в правилах, что всякое столкновение между ними относительно епархиальной власти является невозможным (Ап. 14, 16, 32, 34; I Всел. 15, 16; III Всел. 8; IV Всел. 5, 20; Антиох. 3. 6, 9, 13, 21, 22; Серд. 11, 13, 15; Карф. 9, 53, 54, 55, 56, 80). К основным правам епархиального епископа принадлежит его право рукополагать духовных лиц своей епархии. Данное Ап. правило имеет в виду строгое обеспечение за епископом этого права, Случалось, по всей вероятности, во время издания этого правила, что некоторые епископы позволяли себе переходить границы своей юрисдикции и рукополагать клириков чужой епархии. Правило строго запрещает подобные действия и повелевает извергать из епископского сана всякого, кто решался это сделать; точно также должны быть лишены своих иерархических степеней и все те, которые получили рукоположение таким незаконным образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

130 Вальс. на 24-е прв. Анкирск. соб. tom. 137, p. 1192. Ср. Зак. Гос. Российск. в Уст. о пред. и пресеч. прест. изд. 1876, ст. 32, 33 и др. 132 В подлин. тексте закона (в Василиках): «Если же и этого не найдется, то должно быть соблюдаемо то право, которым пользуется Рим». 136 Ср. Зак. Госуд. Российский 1) «Недвижимые имущества, принадлежащие архиерейским домам, монастырям и церквам, не нужные для их употребления, могут быть отдаваемы в наем... первые по распоряжению епархиальных архиреев, вторые – монастырского настоятеля с братиею, третьи – приходских священнослужителей, церковного старосты и почтеннейших прихожан». Том X, часть I, ст. 1711; 2) «При отдаче в оброчное или арендное содержание недвижимых имений и вообще оброчных статей, принадлежащих архиерейском домам, монастырям и церквам, Консистория входит в подробное соображение предполагаемой отдачи в арендное содержание, обозревает выгоду и законность условий контракта и представляет свое заключение епархиальному архиерею там же ст. 1712. См. Уст. Дух. Консист. 137, 106, 126. 137 Ср. Инстр. благоч. 38. Дух. Регламентом требуется, чтобы священники хранили на себе благообразие, а именно, чтобы одеяние их верхнее, хотя убогое, но чисто было, и единой черной, а не иной краски и не ходили б простовласы. Таковая бо неблагообразия показуют их быти ярыжными. Ч. III, приб. п. 28. См. также Святител. Поуч. иерею, ст. 3. 141 Из толков. в виде перифраза на прав. 6-е и 7-е частию Зонары, частию Вальсамона на 6-е I Вс. Соб. 147 Заимств. в виде перифраза из замеч. Вальсамона на введение к прав. Трул. соб. Tom. 137, p. 509. Сн. замечание Вальсамона в конце толк. на 28-е пр. IV Вс. Соб. 148 См. «сделанное императором Львом Мудрым распределение того, какой порядок должны иметь Церкви, подчиненные Константинопольскому патриарху», у Леунклавия, в его Jure Graeco-Roman. tom. 1, р. 89. Россия занимает здесь 61-е, а Алания 62-е место в ряду кафедр, подчиненных Цареградской кафедре. 149 Апост. 1; Корф. 60; Всел. 4; VII Всел. 3; Ант. 19; Лаод. 12; Карф. 13; 1 Всел. 6; Карф. 3; Апост. 30, 76; Ант. 23 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Подвергшийся этому наказанию не может, согласно предписанию 129 правила этого собора, подавать в суд какие-бы то ни было жалобы по общественным делам. Примечания: 138. Прав. 6 карф.собора 401 г. 139. Digest., IV,6,11; L,13,5 1. Ср. Mommsen, Romisches Strafrecht (Leipzig, 1899), S.126 и сл. 140. В римском праве infamia могла быть maxiraa, media et minima. Точно также и в церковном праве. Номоканон XIV титулах, IX,27; XIII,21. Правило 63(74). Подобает просити еще и о сем: аще кто восхощет от некоего игралищного упражнения приступити к благодати христианства, и пребывании свободным от оных нечистоте: то да не будет позволено никому склонити, или принуждати такового паки к тем же же занятиям. (Ап. 52; трул. 24, 51; карф. 45). Относительно актеров, бывших христианами, мы видели постановление 45 правила этого собора, предписывающего примирить их с церковью и удостоить св. причащения, если они покаются и оставят свою службу. В данном правиле говорится об актерах, которые еще не были христианами, но выразили желание принять крещение. Служба актеров была до некоторой степени постоянною, и записавшийся однажды в число актеров должен был исполнят ее неуклонно, так как, по тогдашним гражданским правилам, каждый, не явившийся в определенное время на службу, подвергался наказанию. Данным правилом карфагенские отцы напоминают своим делегатам ходатайствовать перед императорами об издании закона, воспрещающего принуждать к театральной службе лиц, которые, обратясь к христианству, приняли крещение и желают сохранить себя чистыми от подобного нечестия (εεεо , purus a maculis mimorum). Правило 64(75). О провозглашении в церкви отпущения на свободу, аще дознано будет, яко сие творят наши сослужители в Италии: то, по доверию к ним, и мы да последуем без сомнения их чину, по открытом предоставлении сего дознания посылаемому меотоблюстителю: и что токмо может совершатися, как сообразное с верою, ко благоустройству церкви и ко спасению душ: все то и мы с похвалением да приимем пред лицем Господним (Ап.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

209 «81-я гл. 37 тит. бо книги Василик словом λογευσμενοι называет скотоложников (κτηνοβτιοι), у каковых и повелевает отсекать член, как и у тех, которые делают срам с мущинами». 210 «…и закон давших ложное или само себе противоречащее свидетельство наказывает чрез подлежащие начальства, как говорит 14-я гл. 1 лит. 21 книги». 211 131-е (14б)-е пр. Карф. (ссылаясь на правила Карф. соб., мы цитируем их по Синтагме λλτη κα Ποτλ – число всех правил этого собора здесь равняется 133, в скобах же обозначаем, каким по порядку считается это правило в Книге Правил и т. д., с толкованиями, изд. Моск. Общ. Люб. Дух. Просв., по которой всех правил 147) в Синопсисе разделено на два. В толковании на первое из них Аристин, между прочим, пишет: «2-я же статья 17-ой гл.1 тит. 21 книги (Василик) не допускает к свидетельству кого-нибудь в преступлении и того, кому меньше 20-ти лет». В толковании на второе: «свидетельства домашних не принимаются и по законам; ибо 21-я гл. и тит. 21 книги (Василик) говорит буквально так: обвиняющий не может приводить своих домашних во свидетели; и 25-я гл. того же титула и книги: «свидетельства домашних отвергаются»; в конце толкования ссылается также на 15-ю гл. того же 1 тит. 21 книги. 212 «А 58 тит. 17 книги Василик не позволяет сделать этого (сочетаться браком с похитителем), хотя бы похищенная и ее родители и хотели такого брака; напротив, повелевает даже ограничивать родителей, которые соглашаются на такой брак». 213 «… А каким образом жены воинов, узнав, что мужья их скончались, должны производить исследование относительно смерти их, об этом говорить Юстинианова 117-я новелла, содержащаяся в 7 тит. 28 книги Василик, сила которой изложена и в 91-м пр. Трул. 6-го собора». 214 Так, в толковании на 11-е пр. Халкид. соб. Аристин объясняет, что такое мирные и представительные грамоты, о которых упоминает Синопсис: «мирная грамота, – говорит он, – та, которая вручается для путешествия лицу, с которым не случилось никакого соблазна; а представительная та, которая свидетельствует о безукоризненности жизни и веры имеющего ее при себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду. А то обстоятельство, что, как постановляет правило, такие клирики в течение года должны находиться вне общения, бывает, как говорит в толковании данного правила Зонара, не потому, что на основании поданной жалобы доказана их виновность (так как в таком случае они были бы низвергнуты), но единственно потому, что они довели людей до сомнения относительно того, что ими совершено преступление Примечания: 166. Правило 13 карф. собора 401 г.; в Кормчей пр. 80. 167. Sermo I de vita et moribus cler. [Migne, s.1., t.39, p.2, col.1569]. 168. Аф.Синт., III,502. Ср. Augustini ер.(65) ad Xantippura episcopum [Migne, s.1., t.33, col.234 и сл.].  Правило 80(91). Постановлено и сие: аще кто приимет кого либо из чужого монастыря, и восхощет произвести его в клир, или поставит игуменом своего монастыря: то епископ, так поступающий, да будет удален от общения с прочими, и да ограничится общением токмо с своею паствою: а тот да не останется ни клириком, ни игуменом (Ап.14, 15, 16; I всел. 15, 16; IV всел. 4, 5, 10, 20,23; трул. 17, 18, 20; VII всел. 19, 21; антиох. 3, 21; сердик. 1, 2, 13, 15, 16; карф. 54, 90; двукр. 2, 3, 4). Совершенно тому же наказанию, которое определяется 76 правилом данного собора, это правило подвергает каждого епископа, принявшего без увольнительной (отпускной) граматы от подлежащего епископа (επισκοπικς πολυτικς γραφς) какого-либо монаха с тем, чтобы зачислить его в свой клир или поставить его игуменом одного из своих монастырей; а если последний принесет с собою увольнительную грамату, то может свободно сделаться и клириком и игуменом По поводу этого см. толкование 16 правила I вселенского собора. В этом правиле, так же как и в 76 правиле этого собора, упоминается одно особое наказание, которому за известную вину может подвергнуться епископ, а именно: ограничение общения " токмо со своею паствою " . Это наказание для епископов упоминается и в 123 и 133 правилах этого собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Толк. Вальс. на 17 двукр., на 2 конст.). Законное место действия церковного обычая – там, где нет положительного правила; его задача – восполнять пробелы положительного законодательства. Поэтому церковный обычай не может иметь силы, если он противоречит положительному правилу (Толк. Вальс. на пр. 16 пр. двукр. и на Номок. I, 3). Из свойства церковного обычая выходит, что область его действия обратно пропорциональна области писанного права; чем менее развито положительное церковное законодательство, тем шире применение церковного обычая, и наоборот. Но действие церковного обычая не устраняется и при высокой степени развития положительного законодательства. Теперь на долю его достается нередко регулирование практического применения правил и постановлений. Это регулирование проявляется в форме desuetude или еще в форме обыкновения, отчасти отменяющего практическую силу правила. С переменой обстоятельств времени, церковные правила иногда выходят из употребления на практике без формальной отмены или замены их другими правилами. В толкованиях на церковные правила встречается не мало указаний в этом роде. Так например сообщается о потере значения на практике правил о ежегодных соборах епископов (Зонар. на 40 лаод.), о несоблюдении в монастырях правил общежития (Толк. на 53 карф.), о недействии правил об избрании экдиков (Толк. на 86 карф.), об участии хорепископов в постановлении клириков (Вальс. на 89 Васил.), об избрании клириков (на 7 Феоф.) и пр. Неисполнение правила (конечно признанное со стороны подлежащей церковной власти), прекращая практическое значение его, не вводить нового правила. Но бывают случаи, когда обычай не прекращает совсем силы правила, а только ограничивает его применение, или лучше, заменяет его более снисходительной нормой. Подобные случаи предусмотрены даже в самих правилах. Так например в 3 пр. Василия в. и в 102 пр. трул. в наложении епитимий различаются τ τς κριβεας и τ τς συνηθεας, и обычаю приписывается значение фактора, могущего смягчить требования строгого права.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

( Трул. 24 , 51 , 62 , 65 ; Лаод. 54 ; Карф. 15 , 45 , 63 ).   См. толкование 24 и 62 правил трулльского собора. Правило 62 (73) Подобает просити и о сем, да благоволят узаконити, чтобы клирика, в каком бы он ни был степени, осужденного за какое либо преступление судом епископов, не было позволено защищати от наказания ни той церкви, в которой он служил, ниже какому либо человеку: а чтобы в наказание за сие положено было денежное взыскание, или лишение чести, и да повелят, чтобы к извинению в том не был принимаем ни возраст, ни пол.   ( Ап. 28 ; I Всел. 5 ; II Всел. 6 ; IV Всел. 9 ; Антиох. 12 , 14 , 15 ; Карф. 29 , 65 , 129 ).   Данным правилом подтверждается общая церковная норма относительно того, что клирика, на какой бы иерархической степени он ни находился, имеет право судить его подлежащий епископ. Если же этому клирику покажется, что произнесенный над ним приговор несправедлив, то ему разрешается обратиться к высшему церковному суду и в нем искать себе правды. Произнесенный приговор со стороны церковного суда должен был оставаться неизменным, и никто не имел более права брать осужденного под свою защиту и настаивать на освобождении его от наказания. Между тем случалось, что таковых брали под свою защиту клирики той церкви, где прежде служил осужденный, или какие-либо другие знатные лица. В силу этого, карфагенские отцы данным правилом решают обратиться с ходатайством к императорам, прося издать закон против подобных незванных защитников, только подрывающих авторитет церковных судов и препятствующих исполнению их приговоров, за что надлежит подвергать их соответствующему наказанию, а именно денежному взысканию, или лишению чести, причем в свое оправдание они не должны приводить ни возраст, ссылаясь на неответственность в своем поступке, вследствие крайней молодости или старости, ни пол, если это совершено женщиной. В этом правиле карфагенские отцы упоминают о денежном взыскании, которому со стороны государственной власти должны подвергнуться лица, взявшие под свою защиту осужденных епископским судом, будь то, как говорит в толковании данного правила Вальсамон, церковники или какие-либо другие лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1Тим. 3:4 ), а посещающий театры и подобные им места легко может быть заподозрен в наклонности к блуду, и о таком нельзя уже будет сказать, что он отличается христианскою скромностью. Если вообще всем верным правила рекомендуют не посещать тех мест, где бывает богохульство (Трул. 51), то тем более это должно быть воспрещено детям тех лиц, главная обязанность которых состоит в том, чтобы быть проповедниками богопочитания и христианской скромности. Правило 17 (24) Заблагоразсуждено, чтобы Мавритания ситифенская имела своего первенствующего епископа, так как она просила о сем первенствующего епископа нумидийския страны, от коея отделена собором. По согласию всех первенствующих епископов Африканских областей и всех епископов, дозволено ей имети своего первенствующего, по ее отдаленности.   ( I Всел. 6 ; Карф. 86 , 96 , 127 ).   Прежнее политическое деление Африки в строгом смысле (а freto Gaditano ad Cirenaicam regionem) подверглось во второй половине IV века изменению, причем было образовано шесть отдельных провинций: Africa proconsularis (с главным городом Карфагеном), Numidia, Byzacium, Tripolls, Mauritania Sitifensis et Mauritania Caesariensis. Соответственно политическому делению земель, надо было разделить и церковные области, что и было сделано на одном из соборов, не упоминаемом данным правилом; и специально Мавритания ситифенская была отделена от Нумидии, с которой она составляла раньше одну церковную область. Постановление этого собора было неохотно принято нумидийским примасом, вследствие чего вопрос этот был выдвинут на иппонском соборе 393 года, и особым правилом (17 правилом) было установлено, что должны прекратиться все распри и отныне Мавритания ситифенская должна иметь своего примаса. Впоследствии так и было в действительности, и на карфагенском соборе 407 г., среди прочих представителей, мы видим и представителя Мавритании ситифенской (96 прав. Карф. собора), равно и на карфагенском соборе 418 года (прав. 127). Правило 18 (25–27) 25 Заблагоразсуждено такожде: рукополагаемым в епископа, или в степени причта, рукополагающие предварительно да влагают во уши постановления соборов, дабы не поступали вопреки определениям собора, и не раскаивались.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010