А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» ( Лк.22:26 ). Епископ в осуществлении своей власти действует с церковью, но не над церковью, которая есть духовный орган любви: согласие с Церковью и единение с нею составляет самое условие бытия епископа. Это единение не может быть выражено в таких терминах государственного конституционного права, как, например, народоправство или ограниченная власть конституционного монарха, за неприменимостью здесь правовых категорий. (Церковное право, если и есть право, то во всяком случае sui generis). Епископская власть может быть и абсолютнее власти абсолютного монарха, но может и совершенно растворяться в единении с народом. Руководящей нормой является здесь пример иерусалимской церкви и ее отношении к апостолам, как первоепископам. Несмотря на всю полноту своей действительно сверхепископской власти (поскольку она, включая в себя всю полноту епископства, имеет еще и личные апостольские полномочия), апостолы все существенные вопросы решают с народом: апостол Петр обращается ко всему Иерусалимскому братству ( äυδρες ασελφο Деян.1:15–16 ) для избрания 12-го апостола вместо Иуды. «И поставили двоих и помолились, и сказали... и бросили о них жребий» ( Деян.1:23, 24, 26 ), – во всех моментах этого избрания апостолы пребывают в единении с народом. То же самое и при избрании семи диаконов: апостолы созывают «множество учеников», к которому и обращаются об избрании семи диаконов. «И угодно было это предложение всему собранию... и избрали... их поставили...»; апостолы же рукоположили – «помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:3–6 ). Община («обрезанные») обратилась с упреком к апостолу Петру о принятии необрезанных дома Корнилия, и он успокоил ее своим рассказом об особом откровении, ему бывшем. « Церковь Иерусалимская» посылает Варнаву в Антиохию ( Деян.11:22 ). Наконец, апостольский собор, на котором Павел и Варнава были приняты в Иерусалиме «Церковью, апостолами и пресвитерами» и возвестили им о своей проповеди среди язычников, то «апостолы и пресвитеры» ( πσολοι κα ο πρεβτεροι ), здесь в общем смысле старейшин, собрались на соборе ( Деян.15:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

а) Когда в Церкви «у Еллинистов произошел ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (6:1), то инициатива избрания верующими диаконов принадлежала не ап. Петру, а всем апостолам, которые, «созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды своей семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на службу» (2:3); не ап. Петр утверждает избранных и посвящает их, а все апостолы: «их поставили пред апостолами и сии, помолившись, возложили на них руки» (6). б) «Находившиеся во Иерусалиме апостолы», услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедше, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого». Посылаемый – не глава для посылающих, а или подчиненный им, или равный, и принимает посольское поручение по добровольному соглашению и единомыслию с ними. Низводит Духа Святого не один Петр, а оба: «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:14–17 ). в) На Иерусалимском Соборе, как мы указывали, апостолы ничем не выделяли из своей среды ап. Петра: все вместе рассматривали дело ( Деян.15:6 ), все вместе с другими участниками Собора избрали посольство в Антиохийскую Церковь и все вместе с последними свидетельствовали самое постановление Собора (22–23). г) Особенно в этом отношении характерно свидетельство ап. Павла, проповедника христианской свободы. Он не был лично учеником Христа, не ходил за Ним во время Его земной жизни. Был призван Христом к апостольству особым чудесным образом, получив от Него совершенное полномочие и дар апостольства наравне с другими апостолами. Иудействующим лжеапостолам не трудно было посеять семена недоверия к ап. Павлу, как не из числа 12-ти, среди нетвердых христиан, чтобы поколебать принцип христианской свободы, проповеданный им. Посему, ап. Павел существом своего блоговестнического дела вынуждался защищать не только свой апостольский авторитет вообще, но и свое равенство с теми, кто считался «столпами»: Иаковом, Кифою и Иоанном ( Гал.2:9 ), со стороны именно учительства, не давая, в данном случае, никакого преимущества Петру, но ставя его в ряд «знаменитейших» «чем либо, какими бы ни были они когда либо» (2,6:9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

А потом он пошел прославлять повсюду дивные чудеса святого Сергия и рассказывал о том, что с ним случилось. Глава 47. О ПРЕСВИТЕРЕ И МУЖАХ, БЫВШИХ В ЛАТИНСКИХ ЗЕМЛЯХ Предлагаемая история поведает о том, как Преподобный Сергий явился неким людям, попавшим в большую беду в дальней стороне. Вот как это произошло. Когда Митрополит Исидор 102 отправился на Собор к римскому папе, он взял с собою некоего пресвитера, по имени Симеон. Находясь с Митрополитом на Соборе, этот пресвитер ни в чем не выразил одобрения латинскому уставу, но назвал его суетным, много спорил об этом с Исидором, не желая подчиниться латинской власти, и потому претерпел от Исидора за православную веру великие скорби и муки в темницах, в оковах и цепях. После того как Исидор отбыл от папы, Симеон договорился с тверским послом, по имени Фома, и они решили убежать от Исидора из латинского города Венеции в русские земли. Кто сможет поведать о всех несчастьях и скорби великой, нашедших тогда на православных христиан? Симеон и Фома, с Божией помощью, отошли уже довольно далеко. Так случилось, что тамошние купцы шли тем же путем, и с ними вместе беглецы пришли в непроходимые места, где были высокие горы и страшные обрывы, а между ними – единственная дорога. Над нею стояла наводящая страх крепость, в которой сидели злые разбойники, из разных народов, по большей части враги христиан. У крепости были железные ворота, с помощью которых можно было перекрыть дорогу. Купцы прогнали беглецов, сказав: «Отойдите прочь, иначе мы из-за вас погибнем здесь, потому что вы не сможете пройти через эту крепость». Отстав от купцов, но продолжая идти той же дорогой, беглецы взошли на высокую гору, и, устав от трудного перехода, прилегли отдохнуть в великой печали, не зная, куда идти дальше, и задремали. И вот видит пресвитер, что стоит над ним честной старец и, взяв его за правую руку, говорит: «Получил ли ты благословение у ефесского епископа Марка 103 , последовавшего стопам апостольским?» Он же отвечал: «Да, господин, я видел этого чудного и крепкого мужа и взял у него благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

А то, что святой Петр называет игом не нравственный закон, то есть Десятисло­вие, а чиновный закон, то есть Иудейские обычаи, можно яснее увидеть из приводимых ниже причин. ПЕРВАЯ: Из самих слов Писания. Так, святой Лука пишет: Тогда восстали неко­торые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычни­ков и заповедывать соблюдать закон Моисеев ( Деян. 15, 5 ), что и стало причиной соб­рания Апостолов. Ибо там же святой Лука говорит: Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела ( Деян. 15, 6 ). Ясно, что Петр имеет в виду обрезание и тому подобные обряды. ВТОРАЯ причина вытекает из самого изречения или постановления, принятого на этом Апостольском Соборе: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас ни­какого бремени более кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда ( Деян. 15, 28 ). Здесь я спрошу: от чего надо воздерживаться, по мнению Апостолов, от закона Иудейских обрядов или от закона вообще? Если от закона Иудейских обрядов, мы по­лучаем то, что и хотим. Если же от закона вообще, то из этого последует беспредел, как будто христианину не нужно не почитать идолов, не прелюбодействовать, не красть, не убивать, не лжесвидетельствовать и так далее, о чем говорит Павел, который учит, что делающие так Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9 ). СКАЖЕТЕ: может, все это и важно, но люди оправдаются не этим. ОТВЕЧАЮ: Едва ли они оправдаются от этих четырех вышеперечисленных, ко­торые столь важны. ТРЕТЬЯ причина связана с тем, что вся сила этого Апостольского в их стремле­нии снять иго закона с шеи учеников. Что же означает снять иго закона? Значит ли это снять обязательства и уничтожить закон или отвергнуть мнение об оправдании и на­учить, что никто не может оправдаться законом? Если скажете, что снять иго есть не что иное как снятие обязательства, то никакой закон христиан и не обязывает, кроме закона о идоложертвенных, о крови, об удавленных, и о блуде. Если под именем закона понима­ется весь вообще закон, не только обрядовый, но и нравственный, то есть Десятисловие, то на это беззаконие не согласятся и сами противники. Если же скажете, что снять иго не значит снять обязательства, а значит только отвергнуть мнение об оправдании, так как обрядовый закон о обрезании, о субботствовании, о новомесячии, о принесении в жертву животных не упраздняется по обязательству, то, как говорит Апостол; если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от греха ( Гал. 5, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

а) учение. Ап. Павел в 1Тим.5:17 говорит о пресвитерах, «...которые трудятся в слове и учении»; б) священнодействие. Ап. Иаков говорит о совершении пресвитерами таинства Елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» ( Иак.5:14 ); в) служение управления. «Пастырей (πρεσβυτρους) ваших умоляю я, сопастырь (συμπρεσβτερος), свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет.5:1–3 ). Слово «надзирая», указывает, что служение пресвитеров тоже предполагает служение управления и связано с определенной властью, которую пресвитеры имеют по отношению к пасомым. Как видим, эта власть была настолько велика даже в первые десятилетия бытия Церкви, что уже в те времена существовала реальная угроза злоупотребления этой властью со стороны пресвитеров, о чем и предупреждает ап. Петр. Пресвитеры соучаствовали вместе с апостолами и епископами в управлении Церковью. Например, из Книги Деяний известно, что пресвитеры принимали участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме. Служение епископов и пресвитеров есть пастырство, и хотя они занимают в Церкви совершенно особое место и обладают особыми благодатными дарами, тем не менее, в Церкви отношения между пастырями и пасомыми отличаются от отношений между жречеством и народом в языческих религиях и даже в религии Ветхого Завета. Из Священного Писания Нового Завета мы видим, что отношения между пастырями и пасомыми выражались по образу отношений между отцами и детьми: «...у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Для апостолов характерны такие обращения к своим пасомым, как «дети мои!» ( 1Ин.2:1, 3:18 ), «дети» ( 1Ин.2:18, 3:7 ), «сын мой» ( 2Тим2:1 ). 3) Диаконы (греч. δικονος – «слуга, служитель»). Впервые о диаконах говорится в Книге Деяний (гл. 6). Точнее, там говорится о «семи мужах», которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в Книге Деяний (гл. 6) диаконами не называются, но само слово «служение» по-гречески звучит как «диакония», и поэтому в Предании за этими «семью мужами» утвердилось название «диаконы», т. е. «служители». В Деян.6:2 говорится о их служении, как попечении «о столах». Изначально диаконы выступают как помощники апостолов в практической прикладной деятельности. Однако очевидно, что их служение не ограничивалось только этим, иначе трудно объяснить сам критерий, по которому происходит избрание этих мужей – избирали не лучших специалистов, а людей, «исполненных Святого Духа и мудрости» ( Деян.6:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Апостол Иаков Младший, Алфеев, называемый также Братом Господним, был первым епископом Иерусалимским, председательствовал на первом Апостольском соборе (51 г.), по свидетельству церковного предания, «был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос». Он мученически скончался в 63 г. по P. X. Предание говорит, что иудеи сбросили его с кровли Храма. В долине Кедрона, у юго-восточного угла городских стен, в ряду древних гробниц указывают также и гробницу апостола Иакова. Вправо от собора – вход во внутренние владения Патриархии, обычно закрытый для посетителей. В глубине двора находится бывший женский монастырь Св. Архангелов, расположенный, по преданию, на месте дома первосвященника Анны. По другому его называют монастырь Масличного Древа. В храме обители (XII в.) показывают помещение, бывшую кухню, где среди ножей и топоров провел несколько часов приведенный на суд к первосвященнику Спаситель – Агнец Божий. Здесь был вбит в землю кол, к которому слуги привязали Спасителя и били Его. ...И кто же первым поднял на Него руку? Тот самый расслабленный, пролежавший 38 лет в параличе, которого Господь исцелил у Овчей Купели. Архангелы у Небесного Престола в ужасе закрыли лица крыльями, чтобы не видеть поругания Сына Божия. Каждый из них уже готов был ринуться из заоблачных сфер, чтобы испепелить грешную землю и все, что на ней. Но: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16–17). Потому монастырь и назвали обителью Архангелов. Еврейский квартал Армянский квартал граничит с востока, как мы сказали, с Еврейским. После арабо-израильской войны 1948 г. Еврейский квартал, как и весь Старый Город, остался в зоне, отошедшей к Иордании. Многие его архитектурные памятники были разрушены во время уличных боев. Главной археологической достопримечательностью является здесь раскопанная археологом Н. Авигадом в конце 1960-х гг. центральная улица римско-византийского Иерусалима – Кардо Максимус. Она изображена уже на древнейшем плане Иерусалима – мозаичной Мадабской карте (сер. VI в.). Похороненная на долгие века под 4-метровой толщей культурного слоя, широкая торговая улица неплохо сохранилась, – достаточно было поднять ряды колонн с подлинными коринфскими капителями, освободить от позднейших пристроек ниши прежних торговых лавок, и древний город предстал в нестареющем своем великолепии. На отдельных участках улицы сохранились фрагменты рынка крестоносцев, с типичными сводами и стрельчатыми арками, на других, в застекленных люках, видны остатки стен эпохи Первого и Второго Храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Апостол Иаков Младший, Алфеев, называемый также Братом Господним, был первым епископом Иерусалимским, председательствовал на Первом апостольском Соборе (51 г.), по свидетельству церковного предания, «был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос». Он мученически скончался в 63 г. по Р.Х. Предание говорит, что иудеи сбросили его с кровли Храма. В долине Кедрона, у юго-восточного угла городских стен, в ряду древних гробниц указывают также и гробницу апостола Иакова. Соборное послание, оставленное им, включено в состав новозаветного канона. Именно в нем содержатся знаменитые слова: вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ). И еще: суд без милости не оказавшему милости ( Иак. 2, 13 ). Вправо от собора – вход во внутренние владения Патриархии, обычно закрытый для посетителей. Но по специальной просьбе, в сопровождении кого-либо из духовенства паломники могут пройти и сюда. Здесь размещается армянская школа и знаменитая библиотека Гульбенкяна, основанная в 1929 г. и содержащая более 50 000 книг и ценнейшее собрание древних рукописей и актов. Можно пройти также в Армянский музей, где представлены как вещи из Патриаршей ризницы, так и археологические находки, сделанные на территории квартала. В глубине двора – если идти прямо, а затем по широкой, с медленным уклоном улочке-лестнице влево – находится бывший женский монастырь Святых Архангелов, расположенный, по преданию, на месте дома первосвященника Анны. По-другому его называют монастырь Масличного Древа. В храме обители (XII в.) показывают помещение, бывшую кухню, где среди ножей и топоров провел несколько часов приведенный на суд к первосвященнику Спаситель – Агнец Божий. Здесь был вбит в землю кол, к которому слуги привязали Спасителя и били Его. ...И кто же первым поднял на Него руку? Тот самый расслабленный, пролежавший 38 лет в параличе, которого Господь исцелил у Овчей Купели. Архангелы у Небесного Престола в ужасе закрыли лица крыльями, чтобы не видеть поругания Сына Божия. Каждый из них уже готов был ринуться из-за облачных сфер, чтобы испепелить грешную землю и все, что на ней. Но: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3, 16–17 ). Потому монастырь и назвали обителью Архангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Апостол, нисколько не умаляя избранничества иудеев, в известном смысле уравнивает здесь иудеев и язычников как одинаково нуждающихся в спасении и призванных к нему. Это природное равенство пред Богом раскрывается в истории призвания языков через Петра в лице Корнилия сотника и присных его ( Деян. 10–11 ). О Корнилии говорится, что он «был благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (10, 2). Он имел явление ангела Божия, возвестившего ему: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (10,4). И сам Петр говорит Корнилию: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе» боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (10, 34–35). Это новое приравнивание иудеев и языков на путях правды и богослужения получает здесь уже харизматическое подтверждение: именно «когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слышавших слово» (10,44), так что все присутствовавшие из обрезанных вместе с Петром изумились, что «дар Св. Духа излился и на язычников» (10, 45). И это совершилось до крещения и от него независимо, 297 так что Петр мог лишь засвидетельствовать: «кто может запретить креститься водой тем, кто, как и мы, получили дары Духа Св.»? (10, 47), и на это же он указывает в своем отчете об этом событии пред апостолами и братией (11, 3–8). И то же в речи своей на Апостольском соборе Петр свидетельствует: «Сердцеведец Бог дал им свидетельствовать, даровав от Духа Св., как и нам, и не позволил никакого различия между нами и ими, верою очистив их сердца» (15, 8–9). Эта доступность Духа Св. для избранных язычников представляет факт величайшей догматической важности. 298 И такой же догматической важности факт представляет собою вообще призвание язычников и основание церкви языков, которое положено повелением Божиим старейшему апостолу Петру и совершено трудами апостола языков, иудея из иудеев, апостола Павла. Знаменательно, что книга Деян., которая содержит в себе повествование о возникновении новозаветной церкви действием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Апостол отсюда не имеет постоянного пребывания в одном месте; он принадлежит многим общинам. Этого нельзя сказать об Иакове. История ничего не знает об его миссионерской деятельности вне Иерусалима. И иерусалимская община была основана не им. Он поливал посеянное другими. Мы даже ничего не слышим о его миссионерстве в Иерусалиме, и знаем лишь о его наблюдении за общиной и приходящими в нее лицами, о его заботах сохранить мир и спокойствие в своей церкви, предания и обычаи среди верующих 122 . Не имея имени епископа, он фактически однако был скорее епископом, чем апостолом 123 . Но кто бы он ни был, в его положении во всяком случае были черты, придававшие ему особенный характер. Сознательно или бессознательно высшее представительство иерусалимской церкви, как мы говорили, составляло собою как бы некоторую параллель иерусалимскому синедриону. Апостолы и пресвитеры иерусалимской общины являлись как бы антитезой χιεες и πεσβτεοι великого синедриона. Когда из главных руководителей общины в Иерусалиме остался один Иаков, то сама собой напрашивалась для него параллель с иудейским первосвященником. Личные черты св. Иакова и его понимание христианства благоприятствовали такой параллели. В речи, произнесенной на апостольском соборе, он говорил о воссоздании падшей скинии Давида, воссоздании и исправлении всего, что в ней разрушено. Он говорил: „С сим согласны слова пророков, как написано: потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие“ ( Деян.15:15–17 ). Таким образом в сознании самого Иакова христианская церковь была как бы воссозданием ветхозаветной скинии и, следовательно, христианские пастыри как бы священниками или первосвященниками. И другая речь, усвояемая дееписателем Иакову и пресвитерам ( Деян.20:20–25 ), показывает, что мысль Иакова нередко вращалась около храма, жертв и очищений. Таким образом сам Иаков был по-видимому близок к тому, чтобы призвание руководителей христианской общины сближать с призванием священника или первосвященника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Апостол Павел по особому откровению от Господа изобразил установление таинства Евхаристии следующими словами: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» ( I Kop. XI, 23–24 ). Вещество, употребляемое Христом Спасителем для таинства Евхаристии, есть хлеб и вино. А потому и во все следующее время – со времен Апостолов – Евхаристия совершалась на обыкновенном пшеничном хлебе, какой употребляли иудеи во дни Иисуса Христа. Хлеб должен быть чистый, как по веществу, так и по способу приготовления, ибо того требует величие и святость Таинства. Хлеб этот должен быть обыкновенный, т. е. квасный, не опресночный, какой употребляют латиняне для таинства Евхаристии. По-видимому, разница эта несущественная, но существенно то, что опресноки, как принадлежность обрядного закона ветхозаветного, отменены на соборе Апостольском, который точно определил, что именно из обрядового закона остается обязательным для христиан. На обыкновенном хлебе постоянно совершаема была Евхаристия в первенствующей Церкви Христовой, ибо вещество для таинства заимствовано из приношений народа, который без сомнения приносил в храмы из домов своих хлеб обыкновенный, так как он предназначался вместе и для вечери любви и для воспомоществования бедным, а опресноки бывали в употреблении у иудеев только семь дней в году. Главное же в том, что не на опресноках совершил первоначальное таинство Причастия Сам Христос Спаситель, ибо таинство это установлено в 13 день месяца Нисана к вечеру, а Иудеям закон предписывал начинать праздновать Пасху и затем употребление опресноков только с вечера 14 числа Нисана, так что первый день из числа семи дней опресночных был уже 15 день Нисана. Другим веществом для таинства Евхаристии, вместе с обыкновенным пшеничным хлебом, должно быть виноградное вино, ибо на таковом вине совершил таинство Евхаристии Сам Христос Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010