поиск:   разделы   рассылка Кто ищет истину – уже на верном пути Пасхальное интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла РИА " Новости " Источник:  Риа-Новости – Ваше Святейшество, Великий пост перед величайшим христианским праздником Воскресения Христова ежегодно подводит верующих к размышлениям об очередном пройденном этапе жизни, о своем духовном состоянии и перспективах. Чем Вам запомнился этот этап в свете Вашего Первосвятительского служения, взаимоотношений Церкви с российским государством и обществом? – Смысл поста заключается в перемене ума и сердца. В древнегреческом языке " перемена " и " покаяние " – это одно слово: " метанойя " . И если именно покаяние находится в центре великопостного делания, то это означает, что целью поста является перемена. Это не смена имиджа, которая столь популярна в наши дни, не новая социальная роль или другой круг общения. Это превращение себя с помощью Бога в нового человека, сражающегося и побеждающего свои грехи. Пост – это объявленная бескомпромиссная война греху, война не на жизнь, а на смерть. Ибо грех убивает нас как личности, превращает в зомби страстей, управляемых врагом рода человеческого. Важнейшим средством в этом процессе изменения души является молитва. А Великим постом молитва призвана стать подвигом. И молитвенный труд оказывает сильное благодатное воздействие на душу. Близость к Богу, приобретаемая молитвой, проявляет те недостатки и другие преграды, которые существуют в душе на ее пути к Царству Божию. Действительно, молитва – свеча, или лучше, яркий светильник, при свете которого мы видим свое несовершенство. И это светильник нужно держать зажженным весь пост. Этим постом для меня по-особому, неожиданным образом раскрылся смысл апостольских слов о важности различения духов. " Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они " , – так пишет апостол Иоанн в своем первом послании (1 Ин. 4:1). Все мы знаем, что любой нормальный человек должен уметь отличать добро от зла. Как правило, эта способность реализуется в нашей жизни посредством голоса совести. Но мы очень редко задумываемся, что способность различать добро от зла – это прежде всего духовный процесс, а не психологический или даже нравственный. Отказ от духовного критерия или подмена его чем угодно другим неизбежно приводит к трагическим последствиям – и для души человека, и для всего общества. Мы нередко усыпляем нашу совесть – нашими эмоциями и пристрастиями, созданием образа врага в лице ближнего, оправданием неправды. Как только происходит смешение добра и зла – если вовремя не остановиться, не обратиться с покаянием снова ко Христу – это падение может стать необратимым.

http://religare.ru/2_101275.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 80. Причащение в пост Хорошо ли причащаться в посты? Появление и смысл литургии Преждеосвященных Даров. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наши исследования в области поста и воздержания. У нас (в России) сложилась давняя традиция чаще причащаться в Пост, чем в праздники и воскресенья (особенно это заметно в дни пасхальной радости). Эту традицию отражает, а может и порождает известное вам теперь «Учительное известие», в котором помещается вот такая инструкция: «Приходские иереи должны поучать своих прихожан, чтобы с чистой совестью всякий пол, если возможно во все праздники, если же нет, то хотя бы в каждый из четырех постов, приготовлялись к Причащению». Пришло время сказать прямо, что это НЕНОРМАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ! Потому что пост – это воздержание от пищи, в том числе и ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ! Об этом нам говорят каноны! Читаем 51 правило Лаодикийского Собора: «Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновать, но совершать память их в субботы и в дни воскресные». Под празднованием здесь разумеется совершение Литургии, которую Церковь считает неприличным совершать в период покаяния, ибо Литургия сама по себе – это радость богообщения, а в будние дни Великого поста мы призываемся к сокрушению о своих грехах. Это же подтверждает правило из «Апостольских постановлений», говорящее, что «во всякую субботу, исключая одной Великой, и во всякий день Господень, составляя собрания, радуйтесь, ибо постящийся в день Господень,.. повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать». Кстати, это еще одно доказательство того, что все субботы и воскресения (включая и период Великого поста), не являются постными днями! Вы скажете, так в Вел. Субботу Литургия же совершается! Верно. Но когда она совершается? По Уставу – вечером, т.е. в конце пощения, ибо Литургия является признаком отмены поста, а в дни Святой Четыредесятницы разрешение от поста бывает не ранее вечернего времени.

http://azbyka.ru/video/80-prichashhenie-...

Разделы портала «Азбука веры» О времени прекращения Великого поста (полночь Великой субботы). Проводя дни спасительного Страдания в посте, молитве и сокрушении сердца, верные должны оканчивать пост (πονηστζεσθαι) около средних часов ночи после Великой субботы, потому что божественные евангелисты Матфей и Лука, первый изречением no прошествии субботы, а второй – очень рано, указывают нам на глубокую ночь. Τς το σωτηρου πθους μρας, ν νηστε, κα προσευχ, κα κατανξει καρδας πιτελοντας, χρ τος πιστος περ μσας τς περ τ μγα σββατον νυκτς ρας πονηστζεσθαι, τν θεων Εαγγελιστν Ματθαου κα Λουκ, το μν, δι το, ψ σαββτων ματος· το δ, δι το ρθρου βαθος, τν βραδτητα τς νυκτς πογραφντων. Толкования Зонара . Это правило требует, чтобы верные проводили дни страдания Господа нашего Иисуса Христа в посте и сокрушении; но в сокрушении сердечном, то есть, чтобы сокрушение не было притворное, проявляющееся только снаружи, но касалось и самого сердца. А около середины субботней ночи, на рассвете дня Воскресения, правило предписывает прекращать пост, то есть, вкушать пищу, так как уже было воскресение. Ибо, по словам правила, евангелист Матфей словами: в вечер субботний ( Мф.28:1 ), а Лука словами: зело рано ( Лк.24:1 ) изображают нам глубокую ночь, то есть, указывают, передают. И ныне, говорят, живущие в Иерусалиме не вкушают пищи ни в пятницу, ни в субботу. И Дионисий Александрийский , быв спрошен относительно сего, отвечал то же самое пространнее. Аристен . В великую субботу около середины ночи должно прекращать пост. Матфей говорит, что Господь воскрес в вечер субботний ( Мф.28:1 ); а Лука: зело рано ( Лк.24:1 ). Итак, в великую субботу должно поститься до полуночи и с этого времени, кто желает, принимать пищу, потому что из этих слов евангелистов видно, что Господь восстал около средних часов ночи. Вальсамон . И в Апостольских правилах и в соборных узаконено не поститься в субботу, или в воскресный день, кроме единой и единственной субботы, то есть великой ; ибо в эту нам повелено поститься.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Формирование годового богослужебного круга Развитие годового богослужебного круга с I по IV век В раннехристианской Церкви (I–III вв.) годовой богослужебный круг основывался на двух праздниках – Пасхе и Пятидесятнице. Оба праздника Церковь унаследовала от иудейской традиции, где Пасха была воспоминанием об исходе израильского народа из Египта, а Пятидесятница – воспоминанием завета, заключенного на Синае между Богом и народом израильским (см.: Исх. 19:1–16 ). В христианской Церкви Пасха с самого начала была празднованием Воскресения Христа, а Пятидесятница – воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов (см.: Деян.2:1–13 ). Дата празднования Пасхи поначалу не была одинаковой для всех христианских Церквей. В конце II века по этому вопросу разгорелись споры между асийскими Церквами и Римским епископом Виктором. От имени асийских христиан в споре участвовал епископ Поликрат Ефесский, который защищал местный обычай (восходящий якобы к апостолу Иоанну Богослову) праздновать Пасху вместе с иудеями 14 нисана, на какой бы день недели это число ни приходилось. Епископ Виктор, напротив, настаивал на том, что Пасха должна праздноваться непременно в воскресный день: в этом он следовал традиции Церквей Рима, Александрии, Коринфа и Палестины. Дело чуть не дошло до взаимных отлучений, однако в спор вступил Ириней Лионский , которому удалось примирить враждующие стороны. Празднование Пасхи во II-III веках предварялось одним, двумя или несколькими днями поста. В частности, в «Апостольском предании» упоминается двухдневный пост перед Пасхой. Ириней Лионский пишет: «Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и сорок ночных часов». Более продолжительный пост предписывался готовящимся к принятию крещения. Предпасхальный пост был посвящен воспоминанию страданий и смерти Христа на кресте и назывался «пасхой распятия», в отличие от «пасхи воскресения», которая заключалась собственно в воспоминании воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви Источник Писано 1833 года месяца ноября Господи, благослови, вразуми и поспеши! Аще внимаете вниманию и тщанию, дастся вам вящшая благодать от Бога; аще ли же не имать кто внимания и тщания, и еже мнится дар имети от Бога, небрежения ради его, угашает благодать от себе и погубляет 1 . Предисловие к читателю Причина, побудившая меня, неискусную в слове, самым простым слогом написать краткое сие сочинение, есть следующая. Поскольку некоторые так называемые старообрядцы желали узнать, что бы такое понудило меня оставить их сообщество и присоединиться к Святой, Соборной, Апостольской Церкви, то я усердствую удовлетворить их благому любопытству, надеясь душевного их просвещения и будучи подкрепляема сими святого Иоанна Златоустог о словесами: «Что убо сему будет равно? Еже ни пост, ни низу легание, ни всенощные бдения, ни ино что могут соделати, сие брата твоего спасение творит» («Маргарит», слово 6 на иудеи, лист 158 на обороте). Посему, желая обращения братии своей к Святой, Соборной, Апостольской Церкви, объявляю о себе, по какой причине я отвращалась от Святой Церкви и что расстраивало и возмущало мой дух, не упоминая о прочем, как то: о неистовом изображении на себе крестного знамения и иных подобных сему действиях, относящихся к пороку небрежения. И о сём также извещаю, что побудило и привлекло меня к соединению с Святой Церковью ; ибо « Церковь , – по словеси святого Иоанна Златоустог о, – есть место ангельское, место архангельское, царство Божие, самое то небо» 2 . И так я от всего моего сердца прошу Господа Бога, да просветит ум чтущих и послушающих светом истины и откроет душевные очеса их во еже познати путь правый, да грядут по нему и достигнут блаженства вечного. 1833 года, ноябрь Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви Тайну цареву добро хранити, дела же Божии открывати славно, – говорит Писание 3 . Ибо открываяй тайны царёвы мучен будет; а скрываяй дела Божия скрывшего талант осуждение приимет. Сего ради и я убоялась сокрыть преславная дела Божия, но извещаю с искренной признательностью, каковым способом привлекла меня сила Божия к соединению с Святой, Соборной, Апостольской Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

В чем вы видите апокалипсис мелкого греха в наше время? На вопросы слушателей отвечает протоиерей Артемий Владимиров. 12.08.2013 05:29:05 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.  Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В этот теплый летний вечер мы будем беседовать вместе с вами с настоятелем храма Всех святых, что в Красном селе, членом Союза писателей России протоиереем Артемием Владимировым. -Батюшка, благословите. -Приветствую вас, дорогие друзья. Тему нашей сегодняшней передачи подсказал сам праздник, который мы недавно отмечали: Всех святых. Будьте святы! Как исполнить этот завет Господа в XXI веке? Об этом нам хотелось сегодня с вами побеседовать. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. А так же можете отправить свои вопросы по смс. У микрофона ведущая Елена Путинцева, за режиссерским пультом Ирина Моисеева. -Батюшка, прежде всего, хотелось бы вспомнить этот праздник, который мы все отмечали в воскресенье. Престольный праздник был в Красном селе и в храме на Кулишках. Почему именно после Святой Троицы был установлен апостольский пост? Почему апостольский пост начинается именно этим праздником? -Вы знаете, бывает так, что люди, не слишком близкие к жизни церкви, однако крещеные и не отказывающие себе в достоинстве христианского звания, говорят- или говорили еще недавно: ну, мы в святые не записывались, мы не монахи, мы можем себе позволить то-то и то-то. Ах! Если бы они знали, что апостол Павел своих, возрожденных благодатью Божьею детей во Христе, именовал святыми. Не в смысле их фарисейской отделенности от прочих язычников, эллинов, фарисеев, книжников, но людей, освященных действием благодати Божьей. Святые -это суть те кающиеся грешники, в сердцах которых пребывает Сам Христос силою СвятогоДуха. Святые суть помилованные Богом в ответ на их горячую веру во Христово воскресение и покаяние в личных грехах. Святые -те, кого достигла любовь Божья. Не желая смерти грешника, но дабы он обратился и жив был. Святые - это те, кто нашел доступ к Отцу Небесному через жертву Единородного Сына его, Господа нашего Иисуса Христа. Святые - это те, для кого Господь все: и жизнь, и свет, и дыхание, и пища, и питие, и покров, и дом, и начало, и конец, и самое спасение. День Всех Святых идет точно за праздником Новозаветной Пятидесятницы или дня Животворящей Троицы, и являет собой плоды искупительного подвига Господа Иисуса Христа. Христос явился на земле, взошел на крест, пострадал, восстал живым, вознесся на небо, взошел на высоту, пленил тлен- говоря словами царя Давида- и раздал благая даяния человеком. Христос взошел на небо, благодать Святого Духа сошла на землю и возблистала в сердцах бесчисленного сонма Христовых учеников, собранных в тело Вселенской Соборной апостольской Церкви.

http://radonezh.ru/text/v-chem-vy-vidite...

Беседа в неделю первую святого Великого поста Сказана в Донском кафедральном соборе в 1843 году Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским. Еф.6:11 . И на обыкновенной брани воины принимают особенные меры военного искусства, когда хотят наступать на противников своих, или, напротив, видят их наступающими. В том и другом положении, и в наступательном, и в оборонительном находимся ныне мы, христиане-братия, на духовной нашей брани. Мы пошли особенно ныне, во святое время поста, противу врагов нашего спасения, против духов злобы поднебесных; и они сами тем наиболее, должно быть, ожесточаются против нас в такое время, стараясь сделать, дабы оно было еще и поводом у нас к новым с нашей стороны уступкам, к победам врагов над нами; что делается, когда мы и самое сие спасительное время, поприще христианское, проходим не так, как следует. Их мучит всякое наше предприятие к исправлению себя, как Ангелов наоборот оно радует. Посему ныне особенно, во святой Великий пост , предлежит нам дивная духовная брань, о которой говорит Апостол: «несть наша брань к плоти и крови, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы мира сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф.6:12 ). Почему ныне особенно нужно нам быть готовыми к такой брани. Слово Апостольское, напоминая о ней, подает нам и оружие, – оружие, приличное для такого ополчения, всеоружие, полное вооружение Божие: да возможете, – сказано при сем, – вся содеявше стати, противостать, устоять, стать победителями. На всякой брани, конечно, великое дело – оружие; с ним воин еще до сражения в духе мужествен, благонадежен. Обратим же мы ныне особливое внимание свое на оружие, которое устроил Сам Бог для нашего ополчения против врагов спасения. Все оружие пересмотреть вдруг не достанет нам времени, потому что оружия воинства нашего, как говорит Слово Божие, не плотская 99 , и следственно нужно рассматривать их умом и верой, а не телесным оком или испытанием рук. Рассмотрим таким образом, хотя одно, первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в неделю сыропустную Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Нощь убо прейде, а день приближися; отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. Рим.13:11,12 . Слова из читанного сегодня Апостольского послания. Св. Апостол Павел пишет таким образом к Римлянам: нощью называя время жизни их в неверии, а днем – состояние в христианстве, в которое вступили они, бывшие недавно иудеи и язычники. Св. Церковь , распределяя свои чтения из Слова Божия, по соображению со днями, назначила чтение сих Апостольских слов в настоящий недельный день в самом преддверии Великого поста с тем, без сомнения, дабы напомнить нам, братия мои, что время бывших перед сим веселостей мирских было временем похожим на ночь, а приблизившийся пост святой есть время дня и света, время истинного делания, исполнение дел благочестия. «Довлеет вам, – пишет другой Первоверховный Апостол ко христианам, также новообратившимся из идолопоклонства, – довлеет вам мимошедшее время жития, волю языческую творившим, хождшим в нечистотах, в похотях, в пьянстве, в козлогласованиях» 67 . В самом деле, инде, не у вас, бывающие на прошедших днях между христианами особенные веселости, по мнению нравонаблюдателей, суть остатки еще языческих обычаев, в которых живали древние наши предки по плоти. Обычаем сим доселе платятся как бы оброки какие несколько дней в году, подобно как оброцы греха смерть, по слову Апостольскому 68 . Но теперь, говорим, время их уже прошло и у христиан: приблизились другие, святые дни христианского жития. Стоя ныне на пределе того и другого времени, размыслим мы, слушатели, по разуму слов Св. Апостола, взятых сегодня за основание беседе, что в самой вещи, когда бы то ни было, жизнь несообразная с Евангелием, жизнь греховная, подобна времени ночному, – состоянию мрака и опасностей. Сегодня, для краткости, слово только о нощи. Во тьме ночи все видимые днем предметы скрываются от очей наших, и ничего видеть нам нельзя, кроме того только, что слабо, изблизи освещается искусственными светильниками нашими: так и для ума нашего в собственном его мраке, в каком он бывает при греховной жизни, исчезают из вида прекрасные произведения Божии и явления не только царства благодати, Царства Божия, Небесного, но и видимой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

диакон Андрей Скачать epub pdf Обращение к адвентистам В одном южнорусском городке мой теледиспут с местным адвентистским пастором завершился неожиданной репликой моего собеседника: «Как все-таки жаль, что во всем христианском мире только мы, православные и адвентисты, правильно понимаем Слово Божие!». Начался наш разговор, конечно, с вопроса о субботе. Тему для дискуссии предложил он, но чем она кончится, из нас двоих знал только я. Предыдущая практика показывала, что адвентистам проще, нежели иным протестантам, примириться с православием. Причина – это адвентистское учение о Субботе. С этого утверждения они начинают свою полемику с православными и в этом же вопросе их ждет быстрый и неожиданный поворот дискуссии. Адвентисты тем отличаются от остальных протестантов, что, по их учению, праздничным днем является не день воскресный, но день субботний. Заповедь «чти день субботний», по их утверждению, не отменена и должна соблюдаться и в новозаветную эпоху. Празднование субботы установил Господь. Празднование воскресного дня установил римский папа. Авторитет этих лиц явно несоизмерим. Человек ни единолично, ни соборно не может отменить Божию заповедь, а, значит, надо осознать исторический грех христианства и вернуться к празднованию субботы. Что ж – я согласен с адвентистами. В самом деле, отменить празднование субботы, установленное Богом, никто не может. Никто не может перенести день религиозного праздника с субботы на воскресенье. Более того, слыша такие рассуждения адвентистов, я готов их поблагодарить за совершенно справедливую критику… католичества. Православные богословы еще на рубеже I-II тысячелетий критиковали католическую практику субботнего поста. Еще в 867 г. св. Патриарх Константинопольский Фотий в «Окружном послании», вызванном притязаниями латинского духовенства на Болгарию, первым пунктом различия восточного христианства и латинского видел установление субботнего поста: «Ибо первая их неправда – субботний пост, что не только в малом отвергает предание, но и обнаруживает пренебрежение учением в целом» 250 . Особенное недоумение православных полемистов вызывало то, что даже если на субботу приходились праздники Рождества Христова или Крещения Господня – пост все равно не отменялся 251 . В этом было явное нарушение древних «Апостольских правил»: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме единые токмо великия субботы: да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен» (Прав. 64). Суббота равночестна с воскресеньем («Днем Господним») и пост в субботу означает умаление радости праздника, приравнивание праздничного дня к будничным. Как явствует из канонического православного права, празднование воскресенья – это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествование субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

иеромонах Михаил (Тахи-Заде) Скачать epub pdf Период Триодиона Общие сведения о Великом Посте Я не стал бы противопоставлять период пения Триоди Постной периоду пения Триоди Цветной. Правильнее было бы рассматривать их как единый период пения Триодей. Этот двойной период начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается неделей всех святых. Занимает он свыше 100 дней в году, т. е. примерно треть церковного года. Даже сама граница Триоди Постной и Триоди Цветной достаточно условна. Напомню, что Триодь Цветная получила свое название от Субботы и Недели цветоносия, т. е. от Субботы Лазаревой и Вербного Воскресения, хотя при современном делении эти Богослужения находятся не в Триоди Цветной, а в Триоди Постной. Но когда-то Триодь Цветная начиналась именно с Богослужения Лазаревой Субботы. Триодь Постная, конечно же, ассоциируется в первую очередь со Святым Великим Постом, или со Святой Великой Четыредесятницей. Пост этот именуется Великим по сравнению с другими по протяженности и строгости воздержания. Включая Страстную седмицу, в это время постятся семь недель, а кроме того, три предыдущие седмицы готовятся к вступлению в Великую Четыредесятницу. Не буду останавливаться на смысле и значении приготовительных к периоду Великого Поста дней, скажу лучше о тех правилах, которые существуют в Церкви относительно Святой Великой Четыредесятницы. Предпасхальный пост существует со времен апостольских. Но образ совершения этого поста был в истории Церкви различным. Дело в том, что изначально христиане праздновали более не Пасху воскресную, а Пасху крестную, т. е. день крестной смерти Христа Спасителя – то, что мы теперь называем Великим Пятком. И только затем Пасха воскресная (Воскресение Христово) получила некое преобладающее значение по сравнению с крестной Пасхой. В древности были, как известно, некие разногласия внутри Церкви относительно празднования Пасхи. Часть христиан, следуя якобы примеру апостола Иоанна Богослова, праздновала Пасху всегда 14 нисана по лунному календарю, независимо от того, на какой день седмицы попадало это празднование. екоторые другие христиане праздновали Пасху обязательно во воскресный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010