Итак, зачем мы изучаем Ветхий Завет? Во-первых, вспомним о том, что когда Господь Иисус Христос призывает исследуйте Писания ( Лк.24:32 ) и когда апостол Павел говорит, что все Писание богодухновенно ( 2Тим3:16 ), то оба они имеют в виду в буквальном смысле именно Ветхий Завет. Особенно стоит обратить внимание на то, как часто Господь Иисус Христос в Своих проповедях и поучениях цитировал Ветхий Завет, используя взятые из него изречения, образы и сравнения (например, на каждое искушение сатаны Он отвечал цитатой из Второзакония, см. Мф.4:4, 7, 10 ). Точно так же мужи апостольские, ссылаясь на Библию, цитировали в основном Ветхий Завет, ибо канон Нового Завета в первые века христианства находился в стадии формирования. Таким образом, Сам Господь и святые мужи Древней Церкви явили нам пример благоговейного и трепетного отношения к Ветхому Завету, придавая ему высочайший авторитет. Во-вторых, Святая Церковь всегда рассматривала Ветхий Завет как неотъемлемую часть Священного Писания , что выражалось и в практике объединения книг Ветхого и Нового Завета в одни кодексы (Синайский, Ватиканский), и в решительном осуждении взглядов еретика Маркиона, отвергнувшего Ветхий Завет, и, наконец, в том, что святые отцы уделяли серьезное внимание составлению комментариев на священные ветхозаветные книги. А так как Священное Писание является важнейшим (хотя и не единственным) источником православного вероучения, то все его части должны быть предметом тщательного изучения, ибо равнодушное отношение к истокам нашей веры недопустимо в принципе. Правда, некоторые могут в качестве возражения привести тезис о том, что Господь Иисус Христос отменил ветхозаветный закон, т.е. будто бы все ветхозаветные предписания в свете Евангелия потеряли свою актуальность. Однако здесь нужно четко разграничить содержание ветхозаветного законодательства, в котором есть как нравственные нормы, так и обрядовые. И если внешняя, ритуальная сторона закона (обрезание, жертвы, правила о чистой и нечистой пище и пр.) действительно отменена Христом, то нравственная часть, которая является сердцевиной Ветхого Завета, имеет непреходящее значение, о чем засвидетельствовал Сам Христос: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (πληρσαι). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф.5:17–18 ). Необходимо отметить, что более точно слово πληρσαι следует перевести «восполнить», т.е. дать полноту, законченность. Это означает, что учение Господа не противоречит Моисееву Закону и не отменяет его моральные принципы, но восполняет и развивает их. Этот вывод подтверждается тем местом, которое в христианском учении занимают заповеди Десятословия, входящие в православный Катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ). Потому и вопрошали его народы: «Что же нам делать?» ( Лк. 3:10, 12, 14 ). Так и в Деяниях Апостольских пишется, что народ, после проповеди апостола Петра, в которой он доказывал, что распятый Иисус – Мессия Христос, Отцом обещанный, и добавил: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» ( Деян.2:36 ), – услышав, умилился сердцем и сказал Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия» ( Деян.2:37 )? Узнали свой грех, почувствовали от этого и гнев Божий, и так совета просили: «Что нам делать, мужи братия? Итак, охотно принявшие слово его, – как там же пишется, – крестились» ( Деян.2:41 ). Так закон предуготовляет путь к Евангелию и ведет ко Христу, Который в Евангелии открывается как Врач немощных, Утешитель печальных, Спаситель грешных, Надежда отчаявшихся в себе и своих силах. Отсюда следует, что спасающая евангельская вера – это не что иное, как утешительное восприятие Евангелия, в сердце соделоваемое Святым Духом, или это сердечное упование и несомненная надежда на благодать Божию, даром, ради Христа обещанную, то есть надежда на отпущение грехов и вечную жизнь. Поэтому начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить. Такой Врач открывается ему в Евангелии – это Христос, к Которому он прибегает, ищет от Него исцеления, и милостиво исцеляется. Еще уподобляется плененному, который ищет избавителя. Так грешник, плененный дьяволом , от которого избавиться своей хитростью и разумом никак не может, ищет и желает избавителя, и такой Избавитель представляется ему в Евангелии – Христос, Который Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8:36 ), – и признавая Его за Избавителя своего, освобождается от ига дьявольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Хвольсона, правдиво защищавшего евреев, от этого обвинения, тем не менее мы не обвиняем г. Лютостанского. Да простит его Господь за чистосердечное раскаяние. Мы даже не скажем того, что говорил г. Франц Делич, профессор Богословия: «непростительно, что обвинители евреев так опозорили имя христиан пред лицом евреев всего земного шара». По нашему крайнему разумению, все преследователи евреев и умерщвлявшие многих из них за мнимое употребление христианской крови, были исполнителями кары Божией над ними, и кровь евреев лилась, можно сказать, не за то, в чем их обвиняли – убийстве христианских детей для религиозных целей, а за пролитие ими крови Богочеловека, невинного Иисуса Христа, кровь которого они приняли на себя и себя и на детей своих. Так вопияли враги Христовы, чтобы точнее убедить Пилата в виновности Иисуса Христа. Извиняемся пред читателем, что так удалились от своего прямого предмета – земной жизни Спасителя. Теперь приведем в заключение несколько слов из апостольского учения о Христе, для уразумения той истины, о которой говорили в беседах. Отдел третий Глава XVIII. О проповеди святых апостолов Учение апостолов христианину, особенно из иудеев, весьма полезно и душеспасительно знать, так как апостолы (шли сами истинные израильтяне и очевидцы Спасителя и Его чудесных дел, а следовательно их свидетельство истинно и непреложно. Начнем с проповеди верховного апостола св. Петра: «мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! да будет вам известно, и внимайте словам моим, что Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили: но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, чему все мы свидетели». Услышав это, они, (израильтяне), умилились сердцем, и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Явление ему Господа Иисуса (11). Умысел иудеев убить Павла (12—22). Павла отправляют в Кесарию к прокуратору Феликсу (23—35). Распря между обвинителями Павла (Деян. 23:1—11) Деян.23:1. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Деян.23:2. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Деян.23:3. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.    Как Сам Христос и как старейшие Апостолы, так теперь и святой Апостол Павел был поставлен перед верховным иерусалимским судилищем. Остановив на собрании взгляд, полный твердости и спокойствия, он с апостольским достоинством начал свою речь, не будучи еще спрошен членами синедриона, потому что не они призвали его к допросу на суд, а он поставлен был пред синедрионом от римского начальника.     «Мужи братия, — сказал он: я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня». В сознании собственной невинности и своего апостольского достоинства, он отказывает этим беззаконным судиям в почетном титуле «отцов» или «начальников народа», указывая на чистоту своей совести в деле служения своего Богу. Слова Апостола показались первосвященнику Анании лицемерием или самохвальством, и он приказал бить Апостола по устам. Этот Анания, человек гордый и грубый, был тогда фактически исправлявшим должность первосвященника (а не титулярный только, каковых тогда много было из числа смещенных), сын Неведея, преемник Иосифа, сына Камида, предшественник Измаила, сына Фаби. Он был вызываем в Рим для оправдания себя пред Кесарем в возведенных на него обвинениях, но не лишился своего сана, пока прокуратор Феликс не передал эту должность Измаилу. В праведном гневе своем святой Апостол произнес резкие слова против него: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная…». Здесь оскорблен был закон, оскорблена была правда, оскорблена была чистота совести Апостола.    Слова эти были не только укоризной за беззаконное распоряжение судьи, обязанного судить по закону, но и пророчеством: спустя несколько лет, в начале так наз.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

31 он говорит, ссылаясь на ВЗ: «...как написано: хвалящийся хвались Господом» (ср.: Иер 9. 24 и 1 Цар 2. 10). Весьма часто называя И. Х. Сыном Божиим, ап. Павел иногда особенно подчеркивает Его исключительность: «Бог послал Сына Своего (αυτο)», «Сына Своего (δου) не пощадил» (Рим 8. 3; 32), «Возлюбленного Сына Своего (το Υο τς γπης ατο)» (Кол 1. 13). «Великая благочестия тайна», о которой возвещает ап. Павел, состоит в том, что «Бог явился во плоти» (1 Тим 3. 16) и «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2. 9). Он - тот Бог, Которым «создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых» (Кол 1. 16-18). Скорбя о своих единоплеменниках, ап. Павел отмечает, что «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки» (Рим 9. 5), и, несмотря на это, они «распяли... Господа славы» (1 Кор 2. 8). Ошибочные учения об И. Х. стали появляться уже в апостольские времена. В той или иной степени они искажали практически все положения учения Церкви о воплощенном Сыне Божием. Первыми на борьбу с этими лжеучениями выступили апостолы. Ап. Павел предупреждает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2. 8). После этого предупреждения апостол говорит о «полноте Божества», к-рая «телесно» обитает во Христе (Кол 2. 9), что дает основание усматривать в философии «по стихиям мира» неверие в Божество И. Х. От заблуждений подобного рода предостерегает и ап. Иуда. «Вкрались некоторые люди,- пишет он,- издревле предназначенные к... осуждению, нечестивые... и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд 4). По ап. Иоанну Богослову, тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос, тот «лжец» и «антихрист», отвергающий Отца и Сына, поскольку «отвергающий Сына, не имеет и Отца» (ср.: 1 Ин 2. 22-23). II. Святоотеческие свидетельства. Апостольскую традицию исповедания И. Х. Богом продолжают мужи апостольские. В «Послании Варнавы» (см. ст. Варнавы апостола Послание ) сказано: «...Он есть Господь всей вселенной, Которому прежде устроения века Отец говорил: «сотворим человека по образу и по подобию Нашему» (Быт 1. 26)... Он «восхотел пострадать за нашу душу», для чего «Ему надлежало явиться во плоти» ( Barnaba. Ep. 5).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Видишь, говорят, как опять божественное Писание вразумляет нас не признавать Бога и еще Бога, утверждая, что один и тот же Бог пришел, а также один и тот же явился впоследствии» […]. 3–6. […] разумник оказывается неразумным, и получившие от него имя вослед за ним не разумеют последовательности того, что он утверждает, и чего они держатся, так что на них исполняется изречение святого Апостола: ни яже глаголют, разумеюще, ни о нихже утверждают (1 Тим 1:7) 7. Ибо посмотрите, мужи братия, как выше говорит божественное Писание, лучше же сказать, Сам Господь, как сказано в начале главы. Отсюда и должно показать всю истину и все содержание этой главы. вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я. Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф (Ис 45:11–13). Потом уже: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и так далее, ибо в тебе только Бог. В ком же, как не в Слове Отчем? Ибо Сын поистине есть Бог Слово, и в Нём познаётся Отец, как говорит Он: видевший Меня видел Отцы (Ин 14:9), и: Аз прославих имя Твоё на земле (Ин 17:4). Потом ещё: Аз восставих Царя (Ис 45:13). Не видишь ли, что это собственно глас Отца, сам от себя восставляющий царём над всеми истинное Слово, как истинно рождённое безначально и довременно? Отец и паки поставил Его царём, как говорит Святой Апостол: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим 8:11). Так слова пророческие согласны с апостольскими, и апостольские с евангельскими, и евангельские с апостольскими, и апостольские с пророческими. Ещё — Аз восставих Царя, а здесь Воздвигающих Христа из мёртвых. Словами же: в тебе Бог есть, как таинственно и удивительно излагает всё это божественное Писание! Здесь было предвидимо и предвозвещаемо чаянию людей, за обращзению к Богу, Божество во плоти, как в храме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

ВО-ПЕРВЫХ: У новых христиан возник спор о том, следует ли обратившимся ко Христу обрезываться и хранить Иудейский Закон Моисея. Христиане считали, что следует, но Павел и Варнава были против ( Деян. 15, 1 ). Как разрешился этот спор, Писанием ли? Нет. По согласию обеих сторон было решено обратиться к Апостолам и старейшинам Иерусалима, чтобы они разрешили спор на общем собрании и умиротворили народ. Апостолы и старейшины, которые тогда находились в Иерусалиме, призвав Святого Духа, постановили: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете ( Деян. 15, 28–29 ). Зде предстоит рассмотреть два момента. Во-первых, этот спор об обрезании вполне могли разрешить и сами Павел и Варнава, так как оба они были апостолами, Пророками и учителями и оба были избраны Святым Духом на дело благовестия, оба они проповедовали Евангелие во многих местах ( Деян. 13, 1 ). Однако они не сделали этого, чтобы дать всем образец решения споров о вере, и чтобы в таких случаях всегда обращались к церковным старейшинам и Соборам, на которых выносилось бы соответствующее решение (Деян, 14, 25). Во-вторых, скажите, каким образом принималось решение об обрезании на том Апостольском соборе, на основании ли Писания? Писание можно привести в пользу и сторонников, и противников обрезания. В пользу сторонников обрезания будут такие слова из Книги Бытия, глава 17: обрезывайте крайнюю плоть вашу ( Быт. 17, 11 ). И ниже: Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой ( Быт. 17, 14 ). Напротив. Писание свидетельствует в пользу противников обрезания, в Книге Второзакония, в главе 30: И обрежет Господь Бог твой сердце твое (во другом переводе написано: и обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего) ( Втор. 30, 6 ). Здесь Писание гласит, что обрезание в Новой Благодати становится не плотским Иудейским, а заменяется духовным обрезанием сердец. Об этом говорит и Пророк Иеремия в главе 4: Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды ( Иер. 4, 4 ). Эти тексты Писания, свидетельствующие в пользу как сторонников, так и противников обрезания, могли быть приведены на Апостольском Соборе, однако не приводились. И решение спора об обрезании было принято на основании не Писания, а исполнения воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Если бы Священное Писание было единственным источником христианских богооткровенных истин, то, значит, христиане долгое время не имели бы никакого наставления в истинах христианской веры. Сам Иисус Христос не писал Священных книг, но учил устно. Он никогда не говорил о чтении Его слов или будущих писаний апостолов, но всегда говорил о слушании Его учения и о слушании учения Апостолов. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7:24). «Слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.5:24,12:47 ). «Слушающий вас, Меня слушает» ( Лк.10:16 ). Иисус Христос повелел апостолам проповедовать Его учение устно: «идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). Апостолы своей главною обязанностью считали не письменную проповедь , но устную. Многие из них не писали никаких книг, но все они проповедовали по сошествии Св. Духа на них. Если бы Священные книги были единственным источником Божественного Откровения, то почему об этом никогда не говорил Иисус Христос? Почему Он Сам не писал? Почему Он не повелел Своим Апостолам записывать все, что Он творил и чему учил? Почему так долго не писали Апостолы после Его смерти? Почему не все Апостолы писали? Почему писали они только по поводу каких-либо особых обстоятельств и так мало? Если бы Священные книги были единственным источником Божественного Откровения, то в какое затруднительное положение тогда были бы поставлены все, не умеющие читать и не имеющие возможности приобрести Священные книги! Вся древняя Церковь , апостольские ученики и мужи апостольские свидетельствуют о Священном Предании, как о первом и важнейшем источнике христианского Откровения. Без Священного Предания мы не могли бы знать, какие книги несомненно принадлежат к числу Священных книг. Если Лютер выключает из числа Священных книг послание св. апостола Иакова и Апокалипсис потому только, что не находит в них сходства с евангельским учением и духом евангельским, то с таким же правом и по таким же основаниям его последователи выключали из числа Священных книг то одну, то другую.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Итак Павел вышел из среды их, замечает книга Деяний Апостольских. Лишь некоторые мужи, пристав к нему, уверовали, и в числе этих уверовавших оказался даже один из членов ареопага Дионисий, и некая благородная женщина Дамарь ( Деян. 17:32, 33, 34 ). Чем объяснить столь слабое влияние на ученую афинскую среду вдохновенной апостольской проповеди, покорявшей Христу целые города и веси? Среди многих других причин та же священная книга Деяний Апостольских открывает нам одну следующую: Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое (17:21). Этими словами обозначается некоторое мелкое и поверхностное направление умов, жаждущее не умственного труда, а только умственных развлечений и приятных раздражений любопытства одною только новизною речей, оригинальностию и смелостию суждений, – направление не умеющее и не любящее углубляться в многообемлющую сущность вещей и не привыкшее слушать истину, откуда бы она ни шла и чтобы ни говорила, хотя бы нечто горькое и совершенно не согласное с облюбленными мнениями, нажитыми вкусами и укоренившимися пристрастиями. Такое жалкое направление, совершенно несоответствующее характеру истинной, т. е. глубокой и многообъемлющей образованности, может образоваться от двух противоположных причин: либо от недостаточности, отрывочности и вообще скудости познаний у человека, не успевшего запастись ими в благоприятную и юную пору своего предварительного обучения и воспитания; либо наоборот – от умственного так сказать пресыщения, когда человек бывает подавлен массою разнородных знаний, льющихся отовсюду в его голову, но которых он надлежащим образом переварить и усвоить не может или по природному бессилию своего ума, или опять вследствие неблагоустроенности его предварительного воспитании, научившего его жить не всеми сторонами и силами душевными, а только одной какой-нибудь, напр. головной и умственной, когда при этом сердечная и практическая сторона остается у него в забытьи и заброшенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Иисуса Христа. В жизни учеников Иисуса Христа эти сорок дней были совсем особенными. Несмотря на всю их любовь и преданность Господу, до Его воскресения они оставались сравнительно маловерными, нерешительными. А за эти сорок дней общения с воскресшим Христом родилась их новая, крепкая вера, проявилась их новая жизнь. И в нашей собственной жизни теперь Евангельские чтения, которые мы слышим в церкви в воскресные дни после Пасхи, учат нас тому, что значит настоящая вера и как она живет в нас. О Вознесении Иисуса Христа свидетельствуют два апостола–евангелиста – Марк и Лука. Более подробно об этом событии рассказано в евангельском повествовании от Луки и в первой главе Деяний Апостольских, тоже написанных Лукой. Вот как повествует об этом Лука. На сороковой день после Своего Воскресения Иисус Христос вывел учеников из города и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. « Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо » ( Лк. 24:50–51 , Деян. 1:9–11 ) . Апостолы возвратились в Иерусалим с великой радостью. А через десять дней после Вознесения Господня наступил день Сошествия Святого Духа на апостолов, день, когда была основана на земле Церковь , день, который мы празднуем, называя его Пятидесятницей или Троицей. В Деяниях Апостольских рассказано, что когда все апостолы и Божия Матерь в день еврейского праздника Пятидесятницы собрались вместе в доме, они вдруг услышали шум, как будто подул очень сильный ветер. Шум этот наполнил весь дом, и над головами их явились как бы языки огня, по одному пламени над головой каждого из них. Апостолы вдруг почувствовали, что могут говорить на разных языках, потому что через пламя на них сошла особая сила Святого Духа. Апостол Петр стал рассказывать собравшейся перед домом толпе об Иисусе Христе, о Его распятии, смерти и воскресении. Слова его так тронули собравшихся, что около трех тысяч человек решили последовать за Христом и креститься. А крестившись, они оставались дружно вместе, слушали апостолов, много молились, часто причащались, помогали друг другу, делились всем, что у них было, и жили в радости и простоте сердца. Так была основана на земле Церковь Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010