В целом, это обширное сочинение имеет характерные черты христологии свт. Кирилла Александрийского , как она сложилась накануне III Вселенского (Эфесского) Собора 4 , а также иллюстрирует искусное владение логической аргументацией, которое у святителя счастливо сочетается с проникновением в тонкости библейского текста. Вниманию читателей предлагается первый отдел основной части трактата, включающий около половины ее общего объема. Как и во вступительной части, взятый за основу перевод священника Василия Дмитриева существенно переработан и приведен в соответствие с новейшим изданием Э. Шварца 5 . Принципы воспроизведения библейских цитат у святителя и использованные издания текста Священного Писания и его русских переводов те же, что и в предыдущей публикации 6 . Кирилла, епископа Александрийского, обращение к благочестивейшим владычицам (21) [Это содержится в последующих главах: О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, поскольку в Его славу восходит и воспринятый храм 7 , из апостольских посланий. Избранные места из соборных посланий, о том же. Избранные места из Евангелий, о том же. О том, что Христос – жизнь и животворящий, из имеющегося у апостола Павла и найденное в апостольских посланиях. О вере во Христа как в Бога, из соборных посланий и из Евангелий. О том, что Христос – жизнь и умилостивление, различные избранные места. О том, что смерть Христа спасительна для мира, избранные места из апостольских посланий и Евангелий] 8 . О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, восходя в Его славу. Из Послания к Римлянам (22) «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и наречен 9 Сыном Божиим в силе, по Духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» 10 . Итак, если проповедь о Христе – благовестие Божие, то каким образом Христос – не Бог? И если всякое пророчество направлено к Нему как конечной цели и Писания проповедуют Сыном Божиим Того, Кто от семени Давида, пусть даже говорится, что Он наречен так по Духу святыни через Таинство Вочеловечения, то каким образом не Сын поистине Он, свидетельствуемый через воскресение из мертвых? Ведь Он восстал не как простой человек, подобный нам, но как сильнейший смерти, в силу чего Он – и жизнь и Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Впрочем, сам текст Апокалипсиса на это никак не указывает. Сказано только, что основание квадратное, что длина города равна его ширине и высоте, и даны величины длины (ширины и высоты) города, а также высота его стен. Так эти числа указывают на неописуемое величие и неизреченную красоту, симметрию и соразмерность города! «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою» ( Пс. 138:17–18 )! Истинны слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» ( Ин. 14:2 ). Апокалиптические числа указывают на эту множественность обителей в доме Отца Небесного. У Него все найдут место, вся великая семья чад Его, собранная со всех концов Земли, из всех народов и всех времен. Но эти числа указывают не только на нумерическое (количественное) множество обителей, но и на благодатное множество Его даров. «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ). Это море благодати обильно и в самых разных видах проявилось во святых Его (пророки, апостолы, святители, преподобные, мученики, бессребреники, праведные, юродивые). Обильно и многообразно будет и вознаграждение. «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» ( 1Кор. 15:42–43 ). Так если уже в тлении, уничижении и немощи сеется такое изобилие и множественность благодатных сил и даров, о которых свидетельствует вся история Церкви, то каково будет восставшее в нетлении, славе и силе?! Каков город, таковы его обитатели, такова жизнь в нем! Помимо этого, число 12000=12 x 1000 может означать тысячекратное умножение семени апостольского. Апостолами, их учением и благодатью, преподанной через них, населяется вся Церковь , населяется небесный город Иерусалим. И опять-таки «размеры» Церкви-города указывают, что она – апостольская. На это же могут указывать и размеры стен города: 144=12 x 12 – сугубая проповедь апостольская, вера апостольская, подтвержденная делами апостольскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Да благословит нас Бог вырасти в полноту той красоты, которую Он насадил в нас и к которой Он нас призывает, и да будет благословение Господа Иисуса Христа, и любовь Божия, и причастие Святого Духа с нами во веки! Аминь. Прочтите толкования Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Святитель Иоанн Златоуст. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Святитель Феофан Затворник. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение)  Блаженный Феодорит Кирский. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Еф 6:10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Дом каждого есть как бы войско: поэтому уже, приведя в порядок все силы, выводит их на войну. Ибо, если каждый в отдельности не будет нарушать своего порядка, тогда и военное дело будет в хорошем положении. А так как уже многое, что казалось расстроенным, он привел в порядок, то не страшитесь, говорит, но дерзайте в силе Господа. Ибо у Него не просто сила, но « могущество силы», то есть Он имеет силу неизреченную и все превозмогающую. Еф 6:11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, В чем состоит всеоружие, это покажет несколько после. Но заметь, почему он не сказал: битвы или войны, но — « козни». «Козни»  есть обольщение и уловление посредством хитрости. Ибо враг не открыто предлагает  грех, например, он не склоняет явно к идолопоклонству, но располагает к этому иным способом, коварствуя, то есть правдоподобным словом и пользуясь хитростью. Павел же указанием, что противник ужасен и изворотлив, ободряет их и побуждает к осторожности. потому что наша брань не против крови и плоти, И это не для возбуждения страха говорит, но для того, чтобы сделать внимательными. Ибо тот, кто указывает на силу врага, делает тем самым своих более осторожными.

http://bible.predanie.ru/nedelya-11-aya-...

Деян 16:27. Темничный же страж, про­будив­шись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. «Хотел умертвить себя» — из страха наказания за побег узников. Деян 16:28. Но Павел воз­гласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. «Все мы здесь». Пораженные чудом, узники, только что умиленно слушавшие молитвы и песнопения апостолов, были далеки от мысли о бегстве — хотя бы потому, что не успели опомниться от непонятного им потрясения. Деян 16:29. Он по­требовал огня, вбежал  в темницу  и в трепете при­пал к Павлу и Силе, «В трепете припал к Павлу и Силе». Страх потерять узников перешел у него теперь в страх держать их, так как он почувствовал, что имеет дело не с преступниками, а любимцами богов. Деян 16:30. И, выведя их вон, сказал: государи  мо­и ! что мне делать, чтобы спастись? «Выведши их вон…» — во внешнюю темницу (Деян 16:23), или, может быть, во двор темничный, а еще вероятнее — в свое помещение при темнице, где апостол мог проповедать слово Господне не только самому темничнику, но и « всем бывшим в доме его»  (Деян 16:32). Деян 16:33. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедлен­но крестил­ся сам и все  домашние  его. «Омыл раны их», нанесенные им палками на площади, стараясь облегчить их страдания и как бы загладить вину побивших, или — по толкованию Златоуста — омыл, «воздавая этим благодарность и оказывая им честь». Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе.(Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Беседа о людях, приводящих других в суды, и о самих судиях. В 6-ю неделю по Пасхе. (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. Об истинном духовном прозрении (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом (Евангельское чтение)

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Павел пишет: «верен Бог , что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною, Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет» (ст. 18–19). Из этого сопоставления повествования Апостольских Деяний с Посланиями (1 и 2) к Солунянам и 2 к Коринфянам ясно видно, что Сила и Силуан одно и тоже лицо и усиливаться вопреки ясным свидетельствам св. Писания о разделении одного апостола (Силу – Силуана), на двух (Силу, упоминаемого в Апостольских Деяниях и Силуана в Апостольских Посланиях) нет оснований. Из сочинений Иосифа Флавия – современника Апостолов (Древности XIII, кн. 3; XVIII, 6. 7; 8–3. Война иудейская II, 19 и др.) видно, что имя Сила семического происхождения и было весьма распространено среди иудеев не только в форме еврейского языка (Села, Сила), но и латинизированного Силуана и Сильвана; в вышеупомянутых сочинениях Иосиф упоминает о четырех евреях, носивших имя Силы или Силуана – Сильвана. В виду чего нет ничего удивительного, что среди спутников и сотрудников св. апостолов был не один св. Сила, Ученик ап. Павла; а из 1-го Послания ап. Петра видно, что между спутниками и учениками первоверховного апостола был Силуан, чрез которого он отправил свое Послание (1-е) к верующим во Иисаса Христа, пришельцам рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (ст. 1). Закончив Послание, св. ап. Петр прибавляет: «сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» ( 1Nemp. V, 12 ). Силуан, по преданию Восточной церкви был епископом Солуни (Фессалоники). Память его совершается 30 июля, вместе с св. апостолами Силою, Крискентом, Епенетом и Андроником, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. В службе св. апостолом 30 июля Сила и Силуан отличаются один от другого. В упомянутой службе Сила именуется учеником св. Павла, шествовавшим с ним от востока до запада (4 песнь канона и др.), чего не говорится о Силуане; из службы не видно, чьим он был спутником, но именуется «похвалою Селуня».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Посему-то Апостолы, чтобы возвести Иудеев на высоту Евангельского проповедания, нисходили к низкому образу их мыслей. Впрочем, из сего очевидно, что наблюдение времен и всего прочего совершалось с пользой и во благо. Посмотрим, наконец, для чего книга Деяний Апостольских читается во время Пятидесятницы. Ибо мы для того и предложили вам все вышесказанное, дабы вы, заметив наблюдение времен, не подумали, что Апостолы разделяли с Иудеями их образ мыслей. Но внемлите прилежно, прошу вас; ибо мы намерены разрешить вопрос немаловажный. В день Креста мы читаем все, относящееся ко Кресту; в Великую Субботу мы опять читаем о том, как Господь наш был предан, был распят, умер по плоти и был погребен: почему же Деяния Апостольские мы читаем не после Пятидесятницы, после которой они и случились, и даже начались? Я знаю, что для многих это неизвестно; посему нужно удостовериться из самой книги Деяний Апостольских, и узнать, что не с Пятидесятницей начались деяния Апостольские, а уже после Пятидесятницы. Потому справедливо кто-нибудь может спросить: почему положено читать в день Креста и страданий о Кресте; а Деяния Апостольские не в те самые дни и не в то самое время, в которые они совершались, но прежде сего времени? Ибо, не тотчас, как только воскрес Христос, Апостолы начали творить чудеса; но Он сорок дней провел с ними на земле. А почему Он сорок дней провел с ними на земле, это мы объясним в другое время. Теперь же возвратимся к своему предмету и покажем, что Христос не тотчас по воскресении возшел на небеса, но сорок дней пробыл с учениками на земле, и не только пробыл, но и вместе с ними вкушал пищу, возлежал за столом, беседовал с ними, и уже, спустя сорок дней, восшел к Отцу на небеса; но и не тогда начали (Апостолы) творить чудеса, а еще прошло десять дней, и уже по исполнении Пятидесятницы послан был им Дух Святой; тогда-то, по принятии огненных языков, они начали творить чудеса. Все же сие, возлюбленные, мы докажем из Писания, и, именно, докажем, что Он (Христос) сорок дней жил с Апостолами на земле, что Дух Святой нисшел на них после Пятидесятницы, что тогда Апостолы получили огненные языки, и с того времени начали чудеса творить.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Соборность (кафоличность) Церкви Церковь ветхозаветная была ограничена пространством, временем и народом. Но Церковь Христова ничем не ограничена. Апосто­лам Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16, 15 ), «врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16, 18 ), в ней «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни нео­брезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3, 11 ). «Соборность» – качество Церкви, означающее, что каждая поместная община обладает той же полнотой благо­датных даров, что и вся Церковь в целом, и каждый человек в любом месте и во всякое время, может получить в Церкви все необходимое для спасе­ния. Апостольство Церкви Будучи Сам посланным в мир Отцом, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, то есть посланниками. Церковь называется апостольской Символ веры, называя Церковь апостольской, учит твердо держаться Апос­тольских преданий и не принимать иных учений. В этом же смысле Церковь называется Православной, т. е верующей правильно. В Церкви сохраняются благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через Таинство Священства (рукоположение), поэтому вторая сторона апостольской Церкви – это не­прерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, кото­рая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. О богоустановленности иерархического служения свидетельствует ап. Павел: «(Христос) поставил одних Апос­толами, иных пастырями и учителями, к совер­шению святых, на дело служения» ( Еф. 4, 11–12 ). Непосредственными преемниками и продолжателями служения апо­столов являются епископы. О спасении души Свщ. Писание говорит, что спасение возможно только во Христе: «ибо нет другого имени под небом, данного чело­векам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4, 12 ). Так как Иисус Христос Глава Церкви, и Спаситель тела, то чтобы спастись, не­обходимо быть членом Церкви, исполнять требования Священного Писания, правил Церкви и уставов.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Сюда можно отнести, во-первых, некоторые места из апостольских посланий, написанные явно ритмически, мерно, как, например: Если мы с Ним умерли, То с Ним и оживем; Если терпим, То с Ним и царствовать будем; Если отречемся, И Он отречется от нас. Если мы неверны, Он пребывает верен, Ибо Себя отречься не может ( 2Тим.2:11-12 ). Или: Бог явися во плоти, Оправдася в Дусе, Показася Ангелам, Проповедан бысть во языцех, Веровася в мире, Вознесся во славе ( 1Тим. 3:16 ). Песни духовные — это также песнопения, новосоставленные и сохранившиеся доселе от апостольских времен, каковы малое славословие: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; великое славословие: Слава в вышних Богу; Свете тихий; Да молчит всякая плоть (из литургии апостола Иакова); Слава Тебе, Господи, слава Тебе (певшееся, как и теперь, пред чтением из Евангелия и после него); Господи, помилуй (возглашаемое в первое время всем народом); входной гимн: Приидите поклонимся и другие. Наконец, песни духовные — это те импровизации, или экспромты отдельных лиц, о применении которых на молитвенных собраниях христианских, как обычае вполне установившемся, писал, например, в конце II века Тертуллиан : “По умовении рук и возжении светильников каждый вызывается в средину песнословить Господа, кто как может: от Святого Писания или от своего ума” (Апология, 39). Возможность таких экспромтных выступлений, а также и самого творчества была очень вероятна и даже неизбежна при том исключительном подъеме духа, чистоте и горячности веры, которыми отличались первые христиане благодаря постоянному общению с самовидцами и слугами Господа нашего Иисуса Христа. Что касается внешних способов и порядков, как именно должно было совершаться пение верующих, об этом имеются следующие сведения. Богослужебное пение было, во-первых, одиночное, для каковой цели учреждена была даже особая степень певцов в клире. Во-вторых, пение было общенародное — отвещательное или припевное. “При общественном богослужении, — говорится в Апостольских постановлениях,- на возглашение диакона народ, и прежде всего отроки, восклицают: Господи, помилуй. В древних литургиях (апостола Иакова и святителя Климента) на возгласы священнослужителя народу указано отвечать словами: аминь и духови Твоему, а победную песнь: Свят, Свят, Свят — верующие приглашаются петь особенно громким голосом”.

http://azbyka.ru/kratkij-ocherk-istorii-...

Укрепленные силою свыше, апостолы достигали своею проповедью необыкновенных успехов. Число верующих во Иисуса Христа в короткое время выросло до больших размеров. Апостолы вели свое дело с полным сознанием правоты его, они были вполне убеждены в истине проповедуемого ими учения. Убеждение это в особенности утвердилось в сердцах их после смерти и воскресения Христова, которые уничтожили в них всякие сомнения и колебания. Владея отчасти собственными счастливыми природными дарованиями, в особенности же укрепленные верою в высшую Божественную помощь, они продолжали дело своего Учителя и проповедовали Его простое, но полное силы учение с величайшим успехом. А их весьма ясные, понятные, безыскусственные, убедительные и трогательные наставления необходимо должны были возбуждать в сердцах их слушателей веру в истинность того, чему они учили. В проповедях апостольских, которые они говорили уже обращенным к вере во Христа, мы знаем только то, что апостолы в преподании религиозного учения наблюдали строгую постепенность: от более легкого восходили к труднейшему и предлагали сначала только истины самонужнейшие и необходимые. Апостол Павел говорит в Послании к Коринфянам: «Я говорил с вами, как с младенцами во Христе, я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» (3:1–2). И в Послании к Евреям говорит: «Вас снова нужно учить первым началам слова Божия; и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» ( Евр.5:11–14; 6:1–2 ). Из Посланий апостольских, равно как и из истории их проповеднической деятельности, можно заключить также, что апостолы преимущественно увещевали христиан к твердости в вере и нелицемерному упражнению в добродетели. В Деяниях апостольских об апостоле Павле рассказывается, что он, утверждая души учеников, то есть христиан, увещевал их пребывать в вере и поучал, что многими скорбями надлежит им войти в Царство Божие ( Деян.14:28 ). § 11. Проповедь и проповедники в богослужебных собраниях Апостольской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Проповедь для Апостолов была особым служением — “служением слова” (Деян. 6:4). В этом служении Господь давал им особые благодатные силы и Сам всегда незримо для телесных очей, но реально для очей духа, соприсутствовал им согласно Своего обещания: “Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28:20). Зная, что сила Божия всегда содействует его проповеди, св. апостол Павел ни во что считал слово человеческой мудрости. Он писал к Коринфянам: “И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы” (1 Кор. 2:4). Как слово Божие, слово апостольской проповеди было “живо и действенно” (Евр. 4:12), принятое сердцами уверовавших оно “действовало” в них и приносило обильные плоды, располагая людей, прежде всего, к покаянию и исправлению своей жизни (Деян. 2:37; 2:41 и др.). Из книги Деяний св. Апостолов известно, какое глубокое действие имела апостольская проповедь. В день Пятидесятницы, после первой проповеди апостола Петра, “охотно” принявших слово и присоединившихся к Апостолам было около трёх тысяч (Деян. 2:41). После же второй проповеди в Иерусалимском храме уверовало во Христа около пяти тысяч (Деян. 4:4). Но не только в Иерусалиме плодотворна была апостольская проповедь. Во всех уголках необъятной Римской империи и даже за её пределами, куда только ни вступали Апостолы, их слово всюду обращало множество людей ко Христу. И поистине, “во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их” (Прокимен Апостолам). Митрополит Антоний (Вадковский), говоря об апостольской проповеди, пишет: “… поражает успех этой проповеди, её могучее действие на слушателей и, как непосредственное следствие всего этого, неимоверная быстрота ей распространения… Конечный плод проповеди апостольской был одним из величайших событий в истории христианства. Небольшое число проповедников, “малое стадо” (Лк. 12:32) учеников Господа, люди простые и некнижные, покоряют мир своей проповедью, не употребляя для этого никаких других средств, кроме своего простого и безыскусственного слова. Событие, поистине, чрезвычайное…”

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010