Соответствие между творением и искуплением наблюдать можно в отношении к образованию Церкви вообще и в отношении к возрождению каждого человека. Некоторые полагают, что шесть дней творения, со днем покоя, знаменуют семь тысячелетий бытия мира, в которые устрояется и совершается Церковь (2 Пет. III. 8. Lact. Inst. diu. L. VII, с. 14). Но Иисус Христос не позволяет нам слишком далеко простирать свое любопытство в изыскании времен и сроков, которые Отец предоставил своей власти (Деян. I. 7). Не держась строгого счисления времен, но соображая дела Господа в шестидневном творении мира с Его делами в устроении и совершении всемирной Церкви, можем представить последние в шести последовательных образоизменениях. I. Bhaчaлe Церковь была небо и земля вкупе, или небо на земле. Падение человека соделало ее землею необразованною и пустою. Тьма покрыла ее так, как бы она совсем соединилась с бездною отпадших духов. Но Дух Божий носился над водами, то есть над племенами человеческими, которые в слове Божием изображаются водами (Ис. VIII. 6. 7. Апок. XVII. 15.), погибавшими во Адаме, и благодать осенила его. Бог послал ему свет откровения о Искупителе и разлучил царство света от царства тьмы, верующего человека от нераскаянного дьявола, семя жены от семени змия, племя Сифа от племени Каина, дом Ноя от растленного вконец первого мира. II. Дaбы явить свет откровения в большей ясности, Бог восхотел устроить твердь, то есть такое общество, в котором бы непоколебимо утверждены были обетования Его и которое бы всем прочим народам поведало славу Его и возвещало благодатное творение рук Его (Пс. XVIII. 1 -5. Рим. X. 18). Для сего смятенные воды земных племен при столпотворении Вавилонском разделены; и народы отверженные, яко воды под твердию, покрыли землю, мудрствуя только дольняя; Авраам и Патриархи, яко воды над твердию, вознеслись до высочайших обетований и ближайшего с Богом соединения, а происшедший от них избранный народ очищен и утвержден законом. III. Nomoм Церковь, погруженная прежде в водах народов, явилась на твердой, собственной земле обетования и украсилась земными благословениями от Бога. Ее земля отверзлась, дабы родились плоды спасения и правда произросла (Ис. XIV. 8). Посреди нее, подобно древу жизни, насажден был корень Иессеев (Ис. XI. 1), коего жезл должен был утвердить, новая отрасль — обновить, плод — напитать бессмертием вселенную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

   Поэтому, Спаситель справедливо, сказав прежде: Аз и Отец едино есма (Иоан. X:30), присовокупил: Аз во Отце, и Отец во Мне, чтобы показать то­ждество Божества и единство сущности. Они едино не в том смысле, что оно разделено на две части, которые из себя составляют одно, и не в том смысле, что одно поименовано дважды, так-что один и тот же иногда есть Отец, а иногда Сын Самого Себя; так думавший Савеллий признан ерети­ком. Напротив того, два суть по числу, потомучто Отец есть Отец, и не Он же есть Сын, и Сын есть Сын, и не Он же есть Отец; но естество одно, потомучто рождение не неподобно Родившему, и есть Его образ, и все, чтò принадлежит Отцу, принадлежит и Сыну. Поэтому, Сын есть не дру­гой Бог, ибо не совне примышлен. Иначе, без со­мнения, было бы много богов, если бы примышлено было чуждое Божество, кроме Божества Отчаго. Если Сын есть иное, как рождение, то Он то же самое, как Бог. Он и Отец суть едино, как сказано, по свойственности и сродственности естества и по тождеству единаго Божества. Ибо и сияние есть свет, а не второе чтò по солнце, не иной свет, не свет по причастию света, но всецелое собственное его по­рождение. Таковое же порождение по необходимости есть единый свет, и никто не скажет, что суть два света; но хотя солнце и сияние суть два, однакоже один от солнца свет, в сиянии светящий повсюду. Так и Божество Сына есть Божество Отца, а потому оно и нераздельно; и таким образом, един Бог, и нет инаго кроме Его.    Поелику Они едино, и Божество одно и то же, то, кроме наименования: Отец, то же самое сказуется о Сыне, чтò сказуется об Отце; так например. Сын именуется Богом: и Бог бе Слово; Вседержителем: сия глаголет Иже бе, и сый, и грядый, Вседержитель (Апок. I:8); Господом: един Господь Иисус Xpicmoc (1 Коринф. XIV:6). Говорится, что Сын есть свет: Аз есмь свет (Иоан. VIII:12);-uзrлaждaem грехи: но да у весте, сказано, яко власт иметь Сын Челове­ческий на земли отпущати грехи (Лук. V:24). А най­дешь и многое иное. Ибо Сам Сын говорит: вся, елика иметь Отец, Моя суть (Иоан. XVI:15), и Моя Твоя суть (Иоан. XVII:10). Кто слышит, что свой­ственное Отцу сказуется о Сыне, тот и чрез сие узрит Отца в Сыне; узрит же и Сына во Отце, когда сказуемое о Сыне сказуется также и об Отце. Почему же о Сыне сказуется свойственное Отцу? Не потому ли, что Сын есть Отчее рождение? Почему же и свойственное Сыну принадлежит Отцу? Не потому ли опять, что Сын есть собственное рождение Отчей сущности? Будучи же собственным рождением От­чей сущности, Сын справедливо именует Своим принадлежащее Отцу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

  10. Библейские тексты о вере 1. Понятие о вере. Вера есть убеждение в вещах невидимых, вера же есть осуществление ожидаемого уверенность в невидимом (Евр. XI:1).   Bepa заповедана: Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию (Марк. XI:22). – Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Иоан. XIV:1). – А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал нам (1 Иоан. III:23). 2. Предметы веры: Бог: от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере нашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать (1 Сол. 1:8). – А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. XI:6).   Uucyc Христос: Иисус сказал им в ответ: вот, дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Иоан. VI:29). – Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой (Деян. XVI:31). – Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 11:16). – Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса (Апок. XIV:12).    писания Моисеевы: Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их (Лук. XVІ, 29). – Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что он писал о Мне (Иоан. V:46).    писания пророческие: когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус (Uoah:II, 22). – Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь (Деян. XXVI:27).    Евангелие: только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, прийду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую (Фил. И, 27). – Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. I:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них (Апок. XII, 7);    е) препятствует евангелию и похищает слово Божие из сердца: у неверующих бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благоденствования о славе Христа (2 Kop:IV, 4) – Ко всякому, слушающему слово о царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его (Матф. XIII, 19). – Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их (Мар. IV, 15).    ж) прельщает мир, действуя ложными чудесами: низвержен на землю обольщающий всю вселенную, и бесовские духи, творящие знамения (Апок. XII, 9; XVI, 14).    з) может принимать образ светлого ангела: сам сатана принимает вид ангела света (2 Кор. XI:11).    и) виновник отступничества: пришествие беззаконника, по действию сатаны, будет со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2 Сол. IX:11). – Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. IV:1).    и) опечаливает людей несчастиями; от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа (1 Цар. XVI:14). – Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился (2 Кор. XII, 7).    к) искушал Господа: был Иисус в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною (Мар. I, 13).    л) ожидает погибели; вскричал одержимый духом нечистым: оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас (Мар. I, 24), пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Матф. XVIII, 29).    Характер диавола а) гордый: как упал ты с неба, денница, сын зари! А говорил в сердце своем; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему (Ис. XIV:12, 14). – Сказал Иисусу диавол: Тебе дам власть над всеми царствами и славу их, ибо она предана мне, и я кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое (Лук. IV:6, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

IV:8, 16).    Бог терпелив и медлен на гнев: Господь долготерпелив и многомилостив (и истинен), прощающий беззакония и преступления и (грехи), и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззакония отцов в детях до третьего и четвертого рода (Числ. XIV:18). – Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. CII, 8). – Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии (Иоил. II:13). – И молился он (т. е. пророк Иона) Господу, и сказал: о Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, и долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии (Ион. VI:2).    Бог милосерд: когда он возопиет ко Мне, я услышу: ибо я милосерд (Исх. XXII, 27). – Или и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь, Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодовать (Иер. III:12). – Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать (Мих. VII:18). – Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Кор. 1:3). – Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова, и видели конец оного от Господа: ибо Господь весьма милосерд и сострадателен (Иак. V 11).    Бог истинен: в Твою руку предаю дух мой; Ты избавил меня, Господи, Боже истины (Пс. XXX:6). – Господь Бог есть истина: Он есть Бог живой и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его (Иер. X:10). – Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою. Знаем также, что Сын Божий пришел, и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоан. V:20). – И возопили они (мученики) громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Апок. VI:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Состояло а) в том, что Он противостоял искушениям его: отойди от Меня сатана. Тогда оставляет Его диавол (Матф. IV. 10). – Мы имеем такого первосвященника, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. IV:15).    б) в изгнании бесов: приводили ко Господу всех бесноватых и лунатиков и Он исцелял их (Матф. IV:24). – Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом (Деян. XI:38).    в) в даровании Своим ученикам власти изгонять диавола: Господь дал апостолам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их, говоря: больных исцеляйте, бесов изгоняйте (Матф. X:1, 8). Созвав двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами. Семьдесят учеников возвратились с радостию и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Се даю вам власть наступать на всю силу вражию; и ничто не повредит вам (Лук. IX:1; X, 17, 18).    г) в разрушении дел диавола: для сего явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Иоан. III:8). – Торжество над диаволом Господь довершил смертию Своею: рукописание, которое было против нас, Господь взял от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. II:14, 15).    Диавол и его ангелы а) низвержены в бездну до суда: ты, денница, низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. XIV:15). Легион бесов просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лук. VІII, 31). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого огня (Иуд. ст. 6).    б) будут ввержены в последний день в огонь вечный: диавол ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Апок. XX:10)   61. Злые духи не могут покаяться    „В одно время к св. Антонию Великому пришел диавол (с целию искусить его) и начал рыдать пред ним, как человек. Увидав его, св. Антоний спросил: „кто ты и что с тобою случилось, что так горько плачешь? – „Святой отец», отвечал диавол, „я не человек, но злой демон, каким признаю себя за множество грехов моих».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   в) вечное: Христос, первосвященник будущих благ, с Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. IX:12).    В искуплении открываются:    а) всемогущество Бога: разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавляет, или нет силы во Мни, чтобы спасать (Ис. L:2).    и б) любовь и милость Божия: во всякой скорби людей Своих Господь не оставлял их, и Ангел лица его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их (Ис. LXIII:9).    Верные чрез искупление:    а) принадлежат Богу: вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. VI:2).    б) суть избранный народ Божий: кто подобен народу Твоему, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобресть его Себе в род (2 Цар. VII:23). – Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел: некогда не народ, а ныне народ Божий (1 Петр. II:9, 10).    в) суть первенцы Богу: следующие за Агнцем искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу (Апок. XIV:4).    Верные:    а) запечатлены в день искупления: не оскорбляйте Святого Духа Божие, Которым вы запечатлены в день искупление (Ефес. IV:30).    б) уверены в своем искуплении: я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога (Иов. XIX:25, 26). – В твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня Господи, Боже истины (Пс. XXX:6).    в) должны ходит во освящении: будет большая дорога, и путь по ней назовется путем святым; нечистый не будет ходить по нему, а будут ходить искупленные (Ис. XXXV:8, 9).    г) должны быт без страха: не бойся, ибо Я искупил тебя; ты Мой. Будешь ли переходить чрез воды, Я с тобою, чрез реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огнь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь Бог твой, Спаситель твой, – так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя. Не бойся, ибо Я с тобою, так говорит Господь, Искупитель ваш (Ис. XLIII, 1 – 5, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Петр пишет: „справедливым. же почитаю, доколе нахожусь в сей телесной храмине, возбуждать вас напоминанием (т. е. делать твердым ваше звание и избрание во Христе),.., Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память» (2 Петр. I:13 – 15). Так св. апостол обещает свое содействие верным по отшествии в друиую жизнь; а св. Иоанн Богослов и собственными очами видел в откровении молитвы святых за нас: „я видел, говорит он, седьмь ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им седьмь труб. И пришел иный ангел, стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (Апок. VIII:2 – 4).    Эта же истина подтверждается и другими свидетельствами слова Божия „Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых; потому у Него все живы» (Мф. XXII, 23 – 33). Живы, посему, и все святые, отшедшие из сей жизни. Они пребывают в вечных обителях Отца небесного (Иоан. XIV:2, 3; 2 Кор. V:1), и составляют Его небесную церковь – царствие Божие на небеси, которое есть только как бы горнее отделение единой церкви Христовой, наполняющей все во всех, ибо ап. Павел так пишет о семь: «вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым» (Еф. II:19), „вы приступили к Сионской горе, ко граду Бога живого, к Иерусалиму небесному, ко тьмам ангелов, к торжеству, к церкви первородных, на небесах написанных, и к Судии всех Богу и к Ходатаю завета нового Иисусу» (Евр. XII, 22 – 23). А как святые живы, и суть друзья Божии, и о нас не престают стараться, ибо „любовь никогда не перестает“ (1 Кор. XIII, 8), то посему мы и просим их молитв за себя и уповаем на их ходатайство пред Богом, ибо, „много может молитва праведного любовию споспешествуема» (Иак. V:16). Припомним и то, что сказал апостол: „разве не знаете, что святые, будут судить мир?“ (1 Кор. VI:2) , а также и то, что апостолам Своим И. Христос обещал „дать все, о чем они ни попросят во имя Его“ (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

XIV:17), и потому внушает веруюшим стремиться к горнему, о горнем помышлять, а не о земном (Кол. Ш, 1 – 4); преданные земному – плоть и кровь – царствие Божие наследовать не могут (1 Кор. XV:50); и б) наконец, что оно не временное, а вечное. Господь, по слову апостола, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога (Евр. X:12). Вознесшись на небо и восседши? одесную Отца, Он восприял участие в Его Божественной силе и славе, которую, как Бог, имел у Него прежде сложение мира (Иоан. XVII, 5). Восприявши силу и славу Божественную, Он продолжает Свое служение спасению человеческому, управляя миром и церковию (Ефес. I:19 – 23), и помогая верующим Своим ходатайством и заступлением в их борьбе с врагами спасение. Он всегда может спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. VII:24 – 25); и Он не перестанет царствовать, доколе не низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. XV:25). Последний враг истребится – смерть. Тогда Он предаст царство Богу и Отцу, и Сам покорится Покорившему Ему все, да будет Бог все во всем (1 Кор. XV:24 – 28). Тогда откроется вечное царство славы, в котором не будет плевелов (Мф. XIII, 39 – 40) и ничего нечистого и скверного, а одни избранные, написанные в книги жизни, в котором будет престол Бога и Агнца, и рабы Его будут служить Ему, и слава Божие будет освещать их, и будут царствовать во веки веков (Апок. XXI:22 – 27; XXII, 3 – 5). „Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их“ (Мф. XIII, 43). – („Опыт библейского словаря собств. имен» прот. II. Солярского, т. IV, стр. 403 – 410).   11. Объяснение понятие „христиане»    Так называются веруюшие в Господа И. Христа (Деян. XI:26; 1 Петр. IV:16). В первый раз так стали называться они в церкви антиохийской, когда здесь, по смерти первомуч. Стефана, образовалось значительное общество учеников Христовых – частию из рассеявшихся из Иудеи верующих, и частию из язычников – еллинов или греков, уверовавших в Господа (Дeяh:XI, 19 – 26). Прежде же, равно как и после, они назывались иначе учениками, братиями, верующими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Возглашением семи труб, последовательность которых, надо понимать не в хронологическом, а в  логическом смысле, покрывается вся мессианская эпоха, простирающаяся от момента прославления Христа – Агнца до конца мира, наступающего с седьмою трубою ( Апок.11:15 ) С главы XII (точнее, с Апок.11:19 ) начинается второй ряд пророчеств. Эти пророчества, заключенные в той книжке, которую Тайнозритель съедает в главе IX, и связанные с пророчествами глав VI-XI, поскольку возвещение третьего горя ( Апок.11:14 ) раскрывается, как падение дракона на землю ( Апок.12:10–12 , ср. экск. XXVII на стр. 79) и начало религиозных преследований (XIII), – Allo выделяет в особую группу пророчеств исторических. Они относятся не к судьбам мира вообще, а к Церкви и Ее торжеству над противниками, олицетворяемыми в образах двух зверей. В этом – смысл рекапитуляции: излияние семи чаш гнева Божия (XV-XVI) параллельно возглашение семи труб. Главы XII-XIV имеют, подобно главам VI-VII, значение подготовительное: они изображают царство дракона, которому противостоит царство Агнца, и изображают сущность суда, как оправдания и осуждения, в благодетельном образе жатвы и грозном образе сбора винограда. Ближайшее отношение этот второй ряд пророчеств имеет к Римской империи, великой блуднице (гл. XVII и сл.), являющейся конкретным выражением противостоящей Церкви силы зверя. Но предсказанное в Апк. поражение блудницы, по самому смыслу предсказания (гл. XVII), еще не предполагает немедленного наступления действительного торжества Агнца. По мнению Allo, Тайнозритель предвидит и дальнейшее течение истории воинствующей Церкви. Естественно, что и видение тысячелетнего царства в главе XX Allo отказывается понимать в духе древнего хилиазма. Он видит в нем образ духовного господства Церкви воинствующей, соединенной с Церковью торжествующей, от прославления Христа до конца мира, а в восстании Гога и Магога и их поражении, которым заканчивается тысячелетнее царство – рекапитуляции той последней борьбы с антихристовыми силами, которая дана в конце главы XIX и подготовляется в главе XVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010