бб) Подробное изложение суда Божия по отношению к различным людям Вообще все высокое, противное славе Божией, унизится. Ст. 12. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, и оно будет унижено. Пророк, сказав здесь вообще, что наступающий суд Божий унизит все высокомерие человеческое, дальше в частности, метафорическим языком описывает унижение: 1) царей и вельмож под образом кедров (ст. 13); 2) царств и городов под образом гор и холмов (ст. 14); 3) гордящихся разумом, мудростью и силами – под образом башней и стен (ст. 15), 2) купцов – под образом кораблей (ст. 16); наконец предсказывает ужасное истребление идолов, (ст. 18) и идолослужителей (ст. 19–21). 1) Цари и вельможи подвергнутся суду Божию Ст. 13. И на все кедры Ливанские высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские. Здесь, как нередко и в других местах св. Писания ( 2Пар.25:18 ; Иез.17:3 ; Дан.4:10, 11 ; АмОс.2:9; Зах.11:2 ; Ис.10:33 ), гордые цари и вельможи уподобляются высоким, тенистым, крепким деревам – по высоте своего достоинства, могуществу и покровительству подданным, которые под их попечением, как птицы под ветвями дерев, живут, укрываются от непогод. Здесь разумеются цари и вельможи Иудейские и смежных стран. 2) Царства и города Ст. 14. И на все высокия горы и на все возвышающиеся холмы, т. е. судом Божиим будут разрушены царства и города, высящиеся в мире и красующиеся славою своею, как горы и холмы (см. под. Иер.51:25 ; Зах.4:7 ; Мих.6:1,2 ; Апок.8:8 ). Изображаемый здесь суд Божий совершился во время первого разрушения Иерусалима Навуходоносором Вавилонским, который разорил не одну Иудею, но и многие другие царства, как показывают Пророки Иеремия (25:17) и Софония (1:1, 2 и сл.). 3) Гордящиеся разумом, мудростью и силами Ст. 15. И на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену. Здесь под башнями и стенами разумеются советники царей, гордящиеся разумом, мудростью и силою ( Ис.30:25 ), и воинственные защитники городов. 4) Купцы, надеющиеся на богатство

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

По пророчествам Иезекииля ( Иез. 47:12 ) и Иоиля ( Иоил. 3:8 ), эта живая вода будет выходить из храма и орошать сухие места. Это значит, что струи благодати Божией будут изливаться на верующие души чрез таинства, совершаемые в христианских храмах. Иерусалим, из которого по слову Захарии, будет выходить живая вода, есть образ Церкви Христовой, хранящей истинное Богопочтение, подобно тому, как ветхозаветный Иерусалим был таковым хранилищем. Но преимущественно обилует благами духовными, плодами благодати Св. Духа, небесный Иерусалим, или царство славы. Блаженство обитающих в небесном Иерусалиме, как показано тайнозрителю Иоанну Богослову, состоит в том, что пред их лицем течет чистая река воды жизни, исходящая от престола Бога и Агнца ( Апок. 22:1 ) и питающая их. Зах.14:9 И будет Господь в царя по всей земли, в день он будет Господь един, и имя Его едино. Под всею землею, в которой будет царствовать Господь, разумеется здесь в ближайшем смысле не вся земля, не весь мир, а судя по связи с дальнейшими словами о границах земли, собственно земля Ханаанская, которая впрочем здесь является образом всей вселенной. Настанет время, когда весь мир сделается царством Господа, когда истинное Богопознание и Богопочтение, которое в Ветхом Завете было достоянием одного избранного народа, будет достоянием всех обитателей земли. Не будет тогда слышно имен разных богов, – все будут знать и произносить имя единого истинного Бога, – имя Христа, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян. 4:12 ), кроме имени Христова. Зах.14:10 Обходя всю землю и пустыни, от Гаваи и до Реммона, на юг Иерусалиму. И вознесется (Иерусалим) на месте и пребудет от врат Вениаминих до места врат первых, даже до врат угольных и до столпа Анамеиля, и до подточилия царева. Имя Господне будет обходить всю землю и пустыни. Ближайшим образом разумеется земля Иудина и пустыни Иудейские, судя по указанным здесь граничным городам. Гаваи – город в трех часах на север от Иерусалима ( Нав. 18:24 ); Реммон – город на юг от Иерусалима, на границе Идумеи ( Нав. 15:32, 19:7 ; 4Цар. 22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В период Второго Храма появляются личные имена ангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил. Об архангеле Михаиле упоминается у пророка Даниила, у апостола Иуды и в Апокалипсисе. «Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне» ( Дан.10:13 ); «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» ( Дан.12:1 ); «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» ( Иуд. 9 ). Имя Михаил на еврейском языке значит «Кто как Бог?» Божественное Откровение повествует о том, как Денница, самый высший и могущественный ангел, захотел сам стать, как Бог. Он клеветал на Бога, противился и стал темным, злым духом – диаволом (διβολος – клеветник), сатаною (Σατανς – «противник»). Диавол увлек за собою и других ангелов, которые стали бесами . Тогда выступил против сатаны один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Апок.12:7-8 ). В Писании архангел Михаил именуется «вождем воинства Господня» и изображается с огненным мечом в руке. Имя Гавриил означает «Сильный Божий». О Гаврииле упоминают пророк Даниил и евангелист Лука: «И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» ( Дан.8:16 ). «Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» ( Дан.9:21 ). «Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет» ( Лк.1:19, 26 ). Архангел Гавриил изображается с райской ветвью в руке, как вестник Тайн Божиих.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Всем сердцем желаю вам благословений Отца небесного во всех богоугодных трудах, подвигах, занятиях и делах, видимых и духовных, пребуду всегда преданным вам слугою о Господе. P. S. Советую вам запечатлеть сии слова Божией благодати в памяти, в уме, сердце и совести. 26 марта 1846 г. 296 В Орел приехали мы по милости Божией благополучно, когда солнце уже взошло, и когда начали звонить к ранней обедне в городе. Мы исполнили уже и чтения из Нового Завета и Псалтыря. Мысли, получаемые при чтении второго псалма и второй главы Евангелия от Матфея (ибо эти места проходить сего дня случилось вам), представляются мне в гармоническом соответствии и согласии. «Царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним. И собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу? ( Мф.2:3 −4). Ирод, тайно призвав волхвов, выведывал от них время явления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пошел поклониться Ему» ( Мф.2:7 −8). «Ирод увидя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех пределах его, всех детей мужеского пола от двух лет и ниже» ( Мф.2:6 ). Почто мятутся пароды, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и вельможи собираются вместе против Господа и Христа Его. «Разорвем узы их, и свергнем с себя иго их!» Живущий на небесах, осклабляется, Господь смеется им ( Пс.2:1 −4). Ты поразишь их жезлом железным; раздробишь их, как сосуд горшечника ( Пс.2:9 ). Соображая все это, можем найти ключ к разумению всех событий, составляющих историю мира и Церкви. В последнем стихе псалма словом почтите переводчик хотел выразить слово оригинала лобзайте. Лобзание Сына Божия по созерцанию духовному, бывает троякое: лобзание ног, принадлежащее собственно рабам; лобзание рук, свойственное детям, и лобзание уст, приличное только невестам Божественного Жениха ( Пс.2:11 ; 1Ин.4:18 ; Гал.4:1 −7; Рим.8:14 −17; 2Кор.11:2 ; Ин.3:29 ; Еф.5:25 −27, 29−32; Апок.19:7 −9, 22; Песн.П.1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Доныне вы ничего не просили во имя Мое, просите и получите, да будет радость ваша совершенна» ( Ин.16:23 −24). чем же нам прежде всего молиться Богу, если не о прощении грехов и о том, чтобы в нас открылись те же мысли и чувствования, какие показал в себе Христос Иисус? ( Флп.2:5 −11). Посему терпение, которое вам нужно иметь, как сказал Апостол Павел, есть Христово терпение, как он же говорит во втором послании к Фессалоникийцам: «Господь да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» ( 2Фес.3:5 ). Видите, прежде говорит о любви и притом Божьей, а потом уже о терпении, и притом о Христовом. Это превосходно! Но как мы не достаточествуем ни в любви, ни в терпении, то все грешим, и грешны много ( Иак.3:2 ). Но если вера, действующая внутренне и наружно любовью ( Гал.5:6 ), соединяет нас со Христом ( Еф.3:17 ), то мы имеем и полноту всего Богоугодного ( Кол.2:10 ), которой подобает постепенно открываться в нас, чтобы нам исполниться наконец всею полнотою Божьею ( Еф.3:19 ) подобно тому, как и в телесной натуре постепенно же рассветает день ( 2Пет.1:19 .). Посему-то и необходимо нужно для нас постоянное покаяние, и вера во Евангелие Иисуса Христа Сына Божия (Мр.1:1−15), ибо мы не имея сей веры, не получим прощения грехов; а если умрем во грехах наших ( Ин.8:24 ), то не увидим царства небесного ( Ин.3:36 ; Деян.2:38 ). Но Господь Иисус Христос «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, дабы ходатайствовать за них» ( Евр.7:25 ). Сие пишу я вам, говорит Апостол Иоанн, чтобы вы не грешили, впрочем, если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( Ин.2:1 −2). Слава Ему! Всеусердно желаю Вам, как себе самому, увидеть себя некогда в том великом множестве прославляющих Иисуса Христа, которое Иоанну Богослову было показано. Советую вам прочитать об этом в седьмой главе Апокалипсиса ( Апок.7:9 −17.) Может быть, Вы и не ожидали ответа такого, да и я начав диктовать это письмо, совсем не думал отвечать таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

1: 2, 5,7). Не пора ли и нам прислушаться к богодухновенным словам, " примерить " их на себя? Господь воспитал и возвысил Россию благодатью Своей, хранил ее, пока предки наши хранили верность Православию и соблюдали чистоту исповедания. Возмущение против этих исконных начал народной жизни стало отправной точкой на пути к катастрофе семнадцатого года. Это очевидно - так почему же мы до сих пор упорствуем в равнодушии, спим, вместо того, чтобы поспешить с покаянным признанием собственной вины и приложить все старания к исправлению? Исчахло русское сердце, лишившись потоков благодати Божией, напоявших его, покуда жили в нем благочестие и страх Божий. Русские земли опустошены, как после вражеского нашествия. Города наши, ставшие рассадниками растления физического и нравственного, горят в смрадном пламени порока. Чужие голоса поучают нас по радио. Чужие лица врываются в наши дома с экранов телевизоров. Во что нас надо бить еще, чтобы мы поняли, осознали наконец гибельное свое положение? Чтобы мы обратили взоры свои на небо, к Тому, Кто сказал: " Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя... " (Пс. 49: 15).      И сбудутся тогда на нас иные пророчества: " На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь " (Ис. 54: 7-8). Да будет так!      Восстанем же, братия! Будем бдительны. Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость. Приведем свою жизнь в соответствие со спасительным вероучением Православной Церкви. Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: " Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся " (Апок. 3: 15-16,19).      Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию - возрождению Дома Пресвятой Богородицы, Православной России.      Сие и буди, буди! Аминь. Конец, и Богу Слава! < >< назад >

http://zavet.ru/book/ioanns03.htm

Не только в традиции ветхозаветного почитания Творца неба и земли, но и в языческих культах практически всех дохристианских религий центральным духовным актом было заклание животных и принесение их в жертву. Так, когда апостолы Павел и Варнава пришли в Ликаонскую страну, в город Листру, то после совершенного чуда они были приняты местными жителями за богов Гермеса и Зевса, и им немедленно решили принести в жертву волов. Деяния святых Апостолов, гл. 14 11. Народи же видевше, еже сотвори Павел, воздвигоша глас свой, ликаонски глаголюще: «Бози уподобльтеся человеком сиидоша к нам!» 12. Нарицаху же убо Варнаву Диа, Павла же Ермиа, понеже той бяше началник слова. 13. Жрец же Диев, сущаго пред градом их, приведеюнцы и принесе венцы пред врата, с народы хотяше жрети . 11. Тогда народ, увидев, что сделал Павел, повысил свой голос, говоря по-ликаонски: «Боги приняли облик человеческий и сошли к нам!» 12. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Гермесом, потому что он был главным в разговоре. 13. А жрец Зевса, храм которого был перед городом, привел к воротам быков , принес венки и хотел вместе с множеством народа вознести жертвы . Животные были необходимы для того, чтобы через их заклание осуществлять религиозный культ. 1.2. Иисус Христос отменяет кровавые жертвоприношения В эпоху Ветхого Завета жертвенные животные прообразовали кроткого и смиренного Христа – Агнца, Первенца, Спасителя Мира. За несколько веков до Рождества Господа Иисуса пророк Исайя писал о Нем как об Агнце : Книга пророка Исайи, гл. 53 7. И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих; яко овча на заколение ведется, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих 7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих: как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих Господь Иисус Христос был назван Иоанном Крестителем Агнцем Божиим, вземлющим грех мира ( Ин.1:29 ). В Откровении Он именуется Агнцем , закланным от сложения мира ( Апок.13:8 ). Он принес Себя в добровольную жертву и искупил чело­веческий род Своей святой кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Согрешил я, но Ты посетило меня.    Пал я, но Ты восставило меня.    В неведении был я, но Ты научило меня.    Слеп я был, но Ты просветило меня. 7. Откуда мне сие, что так возлюбил Ты меня, Господи?    Беден я, Боже мой! покажи мне, сколько обязан я любить Тебя;    объясни мне, сколько должен я хвалить Тебя;    открой мне, сколько должен я угождать Тебе.    Возгреми, Господи, гласом сильным и крепким во внутренний слух сердца моего; научи и спаси меня, и восхвалю Тебя, создавший меня, когда был я ничто; просветивший меня, когда был я во тьме; воскресивший меня, когда был я мертв; от юности моей снабдевавший меня всеми Твоими благами.    Непотребный я червь, смердящий грехами, и Ты питаешь меня всеми превосходными дарами Твоими.    Отверзи мне, ключ Давидов, «Который отворяет — и никто не затворит», кому отверзешь: «затворяет — и никто не отворит», кому затворишь (Апок.3:7), — отверзи мне дверь света Твоего, чтобы войти, увидеть, познать и исповедаться Тебе всем сердцем моим, «велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего» (Пс.85:13). «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!» И «что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:2, 5).    Господи, упование Святых, Столп крепости их, Жизнь души моей, которою живу, и без которой умираю; Свет очей моих, которым вижу, и без которого слепотствую, Радость сердца моего и Веселие духа моего, да «возлюблю Тебя всем сердцем моим, и всею душою моею, и всею внутренностью моею» (Лк. 10:27); потому что Ты прежде возлюбил меня. «И откуда это мне» (Лук. 1:43.), Творец неба и земли и бездны, благих моих не требующий?     «И откуда это мне», что возлюбил Ты меня? О мудрость, отверзающая уста немым, о, Слово, Которым все сотворено! отверзи уста мои, дай мне глас хвалы, да поведаю все благодеяния Твои какие оказывал Ты мне, Господи, от начала.    Ты сотворил меня так, что разве малым чем не равен я Ангелам, потому что приял я от Тебя одинаковый с ними разум к познанию Тебя; но разве малым чем не равен, как сказал я; потому что блаженное ведение о Тебе имеют они уже в видении, а я имею только по упованию; они — «лицем к лицу», а я — «сквозь тусклое стекло, гадательно»; они — вполне, а я — «отчасти» (1Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Учение о Боге как Творце невидимого и видимого миров . Слово Символа веры : Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что небо и землю, все видимое и невидимое сотворил Бог, и ничто не может существовать без Бога. Эти слова Символа взяты из св. Писания. Так, книга Бытия начинается следующими словами: В начале (то есть когда ничего еще не было) сотвори Бог небо и землю. Об Иисусе Христе Сыне Божием ап. Павел говорит: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая. Аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася ( Кол.1:16 ). Им создано все (существующее), что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано 49 . Понятие об ангелах; время сотворения их . Под именем невидимых в Символе веры надо разуметь невидимый или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. Ангелы – духи, существа бестелесные, одаренные умом, волей и чувством; по своему уму, по своей крепости и могуществу они совершеннее человека 50 . Слово ангел, по переводу с греческого языка, значит вестник. Так названы эти бесплотные духи потому, что Бог посылает их возвещать людям Свою волю; например, архангел Гавриил был послан Богом предвозвестить Пресвятой Деве Марии о рождении от нее Спасителя. Невидимое сотворено прежде видимого, и ангелы – раньше людей (Правосл. Испов. ч. 1, вопр. 18). Об этом можно найти свидетельство в св. Писании. В книге Иова Сам Бог говорит, что ангелы, ликуя, воспевали Его при сотворении земли: Кто же есть положивый камень краеугольный на ней? Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси Ангели Мои ( Иов.38:6–7 ). Кто положил краеугольный камень ее (то есть земли), при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии (то есть ангелы) восклицали от радости? Отношение ангелов к людям . Ангелы Божии постоянно руководят нас к жизни: они возносят наши молитвы к Богу и ходатайствуют за нас пред Ним ( Апок.8:3–4 ), радуются обращению грешников ( Лк.15:10 ), являются людям в час смерти ( Лк.16:22 ) и многоразличным образом помогают и служат нам в деле нашего спасения ( Деян.10:3–6; 28:23 ; Евр.1:14 ); они хранят всех истинно верующих в Бога, избавляя их от опасностей ( Деян.5:19; 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

5–10 ст. Следует объяснение такого странного повеления. Выслушав повеление – запечатать откровение, «пророк увидел двух таинственных мужей, стоящих по ту и другую сторону реки (5 ст.), из которых один вопрошал третьего, одетого в льняную одежду и стоящего поверх воды: когда будет конец чудес, о которых ты сказал (6 ст.)? В ответ на этот вопрос муж, стоящий над водами, поднял руки к нему (в знак клятвы – ср. Быт. 14:22 ), поклялся именем Божиим (клятся живущим во веки), что все это узнают по скончании времени, времен и полвремени, когда совершится рассеяние силы народа святого (7 ст.). Не понимая вполне значения сего ответа, пророк и сам предложил вопрос: «Господин, какой конец всего этого» (8 ст.) – и получил в ответ повторение того, что уже слышал раньше: «сокрыты и запечатаны слова эти даже до конца времени» (9 ст. ср. 4 ст.), с присовокуплением, что все это уразумеют не все. а лишь те избранники, которые путем испытаний очистятся, подобно тому, как металлы очищаются огнем, для нечестивых же беззаконников это останется сокрытым» (10 ст.). Се два инии стояху, один на одном берегу, а другой – на другом (5 ст.), т. е. другие два кроме упоминаемого ниже облеченного в ризу льняную, иже бяше верху воды речныя (6 ст.). Этот последний был тот самый муж из горнего мира, который явился пророку близ реки Тигра (ср. 10:4–6). Подобно сему и иные два были также обитатели мира духовного. – Воздвиже (муж стоящий вверху воды) десницу свою и шуйцу свою на небо (ср. Быт. 14:22 ) и клятся живущим во веки, яко во время и во времена и в полвремене, егда скончается (совершится) разсыпание руки (в русск. – «силы») людей священных, и уведят сия вся (7 ст.). Подобно пророку и св. ап. Иоанн видел в видении ангела, стоящего на море и на земле, который, подняв руку к небу, клялся живущим во веки веков, т. е. Богом, сотворившим небо, землю и море, и все, что в них ( Апок. 10:5–6 ). Так для уверения в истине употребляют клятву и ангелы, и даже Сам Господь ( Ис. 49:18 ; Евр. 6:13 ). В данном случае предметом клятвы ангела было уверение пророка в той истине, что бывшее ему откровение, которое повелено запечатать, сделается для всех известным (уведят сия вся) по миновании времени, времен и полувремени, именно – когда совершится (егда скончается) рассеяние силы (руки) народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010