Суд разумеется последний ( Мф. 25:41 ) и мучения вечные. Как убийцы и злодеи заключаются в оковы и сохраняются в заточении до произнесения над ними окончательного судебного приговора, так и Бог, свергнув с неба падших ангелов, заключил их в узы мрака, вне духовного света, радости, утешения и надежды, и в таком состоянии блюдет их на суд великого дня для окончательного наказания в вечном огне. Пребывают ли они в воздухе ( Еф. 6:12 ), или на земле, или в Тартаре, или на небе ( Апок. 12:10 ), искушают ли людей, побеждая нечестивых и побеждаясь праведными, – они ждут себе будущего Страшного суда и вечного мучения, подобно преступнику, приговоренному к смерти и не ожидающему себе никакой пощады; так Бог не пощадил и падших ангелов. 5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) – 5 . Второй пример наказания нечестивых и суда над ними, причем для противоположности указывается и на избавление от суда благочестивых, как и в следующем третьем примере (ст. 6–9). – Не пощадил (ср. ст. 4), как праведный Судия. – Первого мира: точнее – древнего мира, допотопного, или предпотопного. Мира вообще, а не человеческого только рода, ибо по суду Божию все живо 23 истреблено было потопом. – В восьми душах: Ной, его жена, три его сына и три их жены. И в первом своем послании ( 1Пет. 3:20 ) апостол выразительно указывает на малое число спасшихся с Ноем от потопа, и это малое число противополагается большому числу безбожных, как и вообще Писание всегда указывает, что мало спасающихся и избранных и в ветхозаветном, и в новозаветном домостроительстве спасения. – Проповедника правды: он (Ной) один противостоял древнему, ему современному, миру, возвещал его нравственную порчу и порочность и требовал перемены жизни, или покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Петр пишет: „справедливым. же почитаю, доколе нахожусь в сей телесной храмине, возбуждать вас напоминанием (т. е. делать твердым ваше звание и избрание во Христе),.., Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память» (2 Петр. I:13 – 15). Так св. апостол обещает свое содействие верным по отшествии в друиую жизнь; а св. Иоанн Богослов и собственными очами видел в откровении молитвы святых за нас: „я видел, говорит он, седьмь ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им седьмь труб. И пришел иный ангел, стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (Апок. VIII:2 – 4).    Эта же истина подтверждается и другими свидетельствами слова Божия „Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых; потому у Него все живы» (Мф. XXII, 23 – 33). Живы, посему, и все святые, отшедшие из сей жизни. Они пребывают в вечных обителях Отца небесного (Иоан. XIV:2, 3; 2 Кор. V:1), и составляют Его небесную церковь – царствие Божие на небеси, которое есть только как бы горнее отделение единой церкви Христовой, наполняющей все во всех, ибо ап. Павел так пишет о семь: «вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым» (Еф. II:19), „вы приступили к Сионской горе, ко граду Бога живого, к Иерусалиму небесному, ко тьмам ангелов, к торжеству, к церкви первородных, на небесах написанных, и к Судии всех Богу и к Ходатаю завета нового Иисусу» (Евр. XII, 22 – 23). А как святые живы, и суть друзья Божии, и о нас не престают стараться, ибо „любовь никогда не перестает“ (1 Кор. XIII, 8), то посему мы и просим их молитв за себя и уповаем на их ходатайство пред Богом, ибо, „много может молитва праведного любовию споспешествуема» (Иак. V:16). Припомним и то, что сказал апостол: „разве не знаете, что святые, будут судить мир?“ (1 Кор. VI:2) , а также и то, что апостолам Своим И. Христос обещал „дать все, о чем они ни попросят во имя Его“ (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Обычай членов Церкви земной обращаться с молитвами к небесной древнейший и имеет свое основание как в Священном Писаны, так особенно в предании. Из Священного Писания, например, известно, что уже царь и пророк Давид призывал в своей молитве давно умерших предков, когда говорил: «Господи Боже Авраама и Исаака, и Израиля, отцов наших» (1Парал.29:18). Но особенно Священное Предание дает нам много указаний и примеров молитвы к небожителям. Эти указания находятся во всех древних и новых литургиях, в древних сказаниях о святых мучениках и в Писаниях учителей Церкви. Из последних св. Василий Великий , например, говорит в слове на сорок мучеников так: «сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя к Господу! И вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву: а где сорок, там усомнится ли кто в присутствии Божьем? К сорока мученикам прибегает утесненный, к ним притекает веселящийся, один, чтобы найти избавление от трудных обстоятельств, другой, чтобы охранять свое благополучие. Здесь встретишь благочестивую жену, молящуюся о чадах, испрашивающую отлучившемуся мужу возвращение, а болящему здравья. Прошения ваши да будут приличны мученикам. Что касается, дальше, той истины, что святые члены Церкви небесной действительно принимают и приносят наши молитвы к Богу, то и она имеет подтверждение в Священном Писаны. В Откровение, тайновидец Иоанн Богослов описывает, между прочим, свое видение о посредствующей молитве святых. В этом видении ему было показано, как сем ангелов стояли пред Богом. »И пришел иной ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу: и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» ( Апок.8:3–4 ). Очевидно, если молитвы святых возносятся к Богу, как благовонный фимиам, то святые имеют значение действительных ходатаев за нас пред Богом. Мало того, что члены Церкви небесной принимают и приносят наши молитвы к Богу: они нам помогают также, и чрез свои явления с того света.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих обман своего сердца“ ( Иер.23:21,22,25,26 ). „И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое, и мечты сердца своего“ ( Иер.14:14 ). И вы этому ложному пророчеству поверили, да ещё, кроме того, и сами поститесь во имя лжецов и обманщиков О. и Д., и при этом не содрогаются ваши сердца и вы не боитесь суда Божия, на котором вы будете осуждены во ад на вечное мучение, „где червь их не умирает и огонь не угасает“ ( Мк.9:46 ). Но ещё к одному злу прибавили другое зло, которое превосходит все древние преступления, даже горше самих бесов, они (бесы) узнали Иисуса Христа... „Иисусе, Сыне Божий, что Тебе до нас! Пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас“ ( Мф.8:29 ). А вы не узнали истинного Иисуса Христа, Который страдал ради нашего спасения, и распят был на кресте, и в третий день воскрес, а нашли себе О., а потом Д., да этим и хвалитесь и гордитесь, даже кричите: вот-де у нас Христос живой среди нас находится, а между тем, оправдания себе и своим лжехристам, вы нигде не найдёте в священном Писании, чтобы можно допустить О. и Д. в Христы, а скорее найдёте в священном Писании следующее: „Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или вот там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки“ ( Мк.13:21,22 ). „Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским“ ( 1Тим.4:1 ). Вот вам ясное свидетельство, которое обличает вас и ваших лжехристов О. и Д. А что ещё вам за это готовит будущность, вот послушайте: „Се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати каждому по делом его“ ( Апок.22:12 ). Возлюбленные мои товарищи, братия и сёстры о Христе! Трепещу и трясусь от страха, слыша слова сии и рассуждая. Кто сие глаголет? Бог , великий и грозный Судья. О чём глаголет? О том, что Он будет судить вселенную и воздаст каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так и ныне глаголет Господь вам, о братие, очевидно потому, что и вы стали глухи к гласу Божественной любви, вследствие того, что стали забывать о небе и думаете лишь о земном. Коснит Господь приити, думаете и Вы в глубинах сердец Ваших. Нет, лукавые рабы и рабыни, не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет.3:9 ). И кто знает, не наполнилась ли уже мера Его долготерпения? Примечайте, христиане, как со дня на день умножаются знамения Его пришествия, Им Самим предуказанные: туга языков, глады и пагубы, и трусы по местам, множество соблазнов, предательство друг друга, умножение беззакония, иссякновение любви (см.: Мф.24:3–33 и Лк.21:11–36 ). Не были ли и мы свидетелями единственной в своем роде великой всемирной брани, когда не в переносном, а в подлинном смысле слова восстал, по слову Спасителя, народ на народ, и царство на царство ( Мф.24:7 )? И то уже есть знамение близкого пришествия Судии Небесного, что так многие дремлют, не обращая внимания на поразительные знамения времени, ибо по преждереченным глаголам от святых Пророков и Апостолов, придет же день Господень, как тать ночью ( 2Пет.3:10 ). Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут ( 1Сол.5:3 ). Хотим ли мы того или не хотим, но будет некогда время, когда услышим мы сей великий и страшный глас, который с высот небесных возгласит: вот, жених идет ( Мф.25:6 ). Се приближается Судия, се является Царь, се Бог всяческих грядет судити живых и мертвых! Тогда от гласа сего содрогнутся основания земли, и силы небесные подвигнутся (см.: Мф.24:29 ). Соберутся лики Ангелов, Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые с крепостью и силой возгласят: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Апок.4:8 )! И всякая тварь на небе и на земле, и под землей с трепетом возопиет: Благословен грядый во имя Господне! И подобно страшной молнии воссияет и явится для суда над вселенной Великий и Славный Бог наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

10 Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. 11 Имя сей звезде " полынь " ; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Звезда в Библии нередко означает Ангелов (как Божиих, так и падших) или же людей. 77 77 Ср.: Быт. 37, 9; Числ. 24, 17; Иов 38, 7; Ис. 14, 12; Апок. 1, 20; 9, 1; 12, 4 и др.  Здесь под звездой можно понимать или самого диавола, или некоторого другого демона, которому дано было повредить источники питьевой воды на земле.  Существует, впрочем, иное аллегорическое толкование, согласно которому питьевые воды – это воды учения: истинная вера, истинное мировоззрение, истинная духовность, и в этом случае под их повреждением следует понимать ереси, лжеучения, лжерелигии, лжедуховность, язычество и вообще всякое ложное мировоззрение, отравленная интеллектуальная и культурная пища человеческой души. От всего этого, как мы знаем, даже и в наше время умирает духовно, а нередко и физически, значительная часть населения земли. Это последнее толкование как будто бы подтверждается характеристикой звезды – «горящая подобно светильнику» – то есть претендующая на истинность, разумность, просвещение. Под реками можно также понимать христианские Церкви с их предстоятелями и учителями. 78   78 Например, слова псалма «Да рукоплещут реки» (Пс. 97, 8) святые отцы относили к апостолам и учителям Церквей, а также к самим Церквам.  В этом случае смысл действия трубы сходный – отпадение части Церквей от Христовой истины, уклонение их в ересь, секуляризацию и т. п. «полынь» – означает горечь. Горькие отравленные воды становятся – частично, на одну треть – непригодными для питья и производят смерть. Кроме того, полынь иногда используется в Библии как символ уклонения в язычество, в лжерелигию (ср. Втор. 29, 18).  12 Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   Размышляя же над Великим каноном, мы уже говорили и о том, кто такой этот — чужой, от которого призывает нас тщательно оберегаться преподобный Андрей.    Это — тот, кто чужд, внешен нашему Богом сотворенному естеству.    Это — тот, кто попытался растлить и унизить то, что Господь создал прекрасным, благородным, высоким, достойным богообщения — ведь в раю Бог общался с человеком непосредственно, более непосредственно, чем с кем бы то ни было на земле, даже не так, как с Моисеем.    Это — «отец лжи и человекоубийца от начала» (Ин. 8:44).    Это — тот, власть и победа которого разрушена крестной Жертвой, как возвещено было еще в древности Осией пророком: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14; ср.: 1 Кор. 15:55).    О людях, обладающих такими качествами, сказано: «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15).    О духе же нечистом, который произвел в людях эти качества, сказано, что он — вместе со «смертью и адом» — будет «ввержен в озеро огненное и серное», где и будет «мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 20:10, 14).    И вот, после этой проповеди я читаю слова преподобного: в покаянии мя приими и в разум призови...    Два условия освобождения от внешней власти называет преподобный: покаяние и разум.    Не лицемерное покаяние, в котором покаянные слова не согласуются со злыми деяниями. Не то покаяние внешнее, когда мы каемся, а после вновь и вновь совершаем всё те же грехи. Нет — святой говорит о покаянии, которое принимает Господь, о покаянии от всего сердца, о покаянии, после которого сама жизнь наша очищается от греховных поступков.    И — не тот разум, о котором сказано: «мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: я, и никто кроме меня» (Ис. 47:10), ибо «это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15). А тот, в который призывает человека Господь, Который хочет всем «разум истины приити» (1 Тим. 2:4). В тот разум, о коем вопрошал некогда Иов: «Где премудрость обретается? и где место разума?» (Иов. 28:12, 20), — и о коем, как бы в ответ, сказал Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Чти понедельнику.    Дел Твоих да не презреши, создания Твоего да не оставиши, Правосудие. Аще и един согреших, яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче; но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи.; также: Мк. 2:10—11..     «Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа» (Пс. 102:20—22). Так пел святой царь-пророк Давид, обращая свой призыв ко всему творению: к Ангелам Господним, к воинству и слугам Его и к нам — «всем делам Его на всяком месте владычествия Его».    Все миры невидимые словно отвечают на этот призыв. Да, собственно, и не нужно им этого призыва, они имеют возможность лицезреть Господа в силе Его, и это зрение само подвигает их воспевать Ему славу, ибо не может никакое существо, видя пред собой своего Владыку и Творца, не склониться перед Ним, не воздавать Ему, в порыве радости и трепета, непрекращающуюся хвалу из недр существа своего.    Четыре животных Апокалипсиса «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Апок. 4, 8 (разрядка наша. — иг. Ф.)).     Шестокрылатыя животныя Серафимы, «премирные Силы», стоя вокруг Престола Господня, непрестанно возглашают: «вят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:1—3).    Что же ты, душа моя, прекраснейшее из всех дел Его? Как ты благодаришь Его? Того, Кто образом Своим почтил тебя, от души словесныя и тела благолепнаго устроив тебя, яко да тело служит словесней души: Кто главу на высочайших положил и в ней множайшия чувств содрузил, не запинающыя друг другу, власы же главу покрыл, во еже не вреждатися преложенми воздушными; того, Кто вся уды твои потребно насадил, да всеми благодаришь ты Его, Изряднохудожника?    Не ты ли огорчаешь Его на всякий день?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В некие весьма удаленные от нас дни всё, что имеет начало, произошло от Него, потому что Он есть «Альфа» и «начало». И в день тот грядущий всё, что имело начало, вновь возвратится к Нему, ибо Он есть «Омега» и «конец» (Апок.1:8, 21:6, 22:13).    Однако жизнь не может быть всецело объята властью времени — если бы это было так, в ней не было бы места Богу, создавшему ее. Но время так же тварно, как и жизнь; оно, как всё тварное, сотворенное, принадлежит Тому, Кто силен совершать над тварью волю Свою — дать течение и приостановить или отнять это течение, дать жизнь и приостановить ее или вовсе забрать.    Время земное не властно над волей Сотворившего его. И Он, во всесилии Своем, может дать человеку возможность выйти из-под власти времени.    Первым из христиан этот дар Божий получил за многие апостольские труды свои святой Павел, и был этим даром восхищён настолько, что принял решение не утаивать его, но оповестить о нем весь мир через учеников своих: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:2—4).    Святой апостол был изъят, «восхищен» из течения земного времени: пока для всех других оно текло своим чередом, он не пребывал в нем, перенесенный силой Божией туда, где время не властно. Время текло, и люди не видели, не замечали, что Павла нет с ними, что он слушает «неизреченные глаголы», они, возможно, не видели и его самого — потому что даже он сам не знал, «в теле ли» он покинул бег времени «или вне тела».    Но посмотри, душа моя, кому было дано это дарование: человеку во Христе! Чтобы преодолеть время, человеку необходимо соединиться с Тем, над Кем оно не властно, с Тем, Кто держит в Своих руках его начало и конец. И не просто соединиться, но стать едиными с Ним, как и Сам Он хотел, говоря: «Не о них же (об апостолах Своих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1, 23, 25). Но что пишет св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе? И я взглянул: и вот посреди престола и четырех животных (то есть, херувимов) и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный: имеющий седмь рогов и седмь очей, которые суть седмь духов. Четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, наполненные фимиама, которые суть молитвы святых (Апок. 5, 6, 8). Это Господь Иисус Христос принял на Себя образ агнца и самые высшие существа на небе поклонились Ему. Изменил ли Господь, приняв образ агнца, и поклонившиеся Ему изменили ли славу нетленного Бога в подобие четвероногого животного? Поклонились ли эти высшие существа небесные низшей твари земной? Нет, они под образом агнца поклонились самому Сыну Божию. Так и поклоняющиеся иконе воплотившегося Сына Божия воздают честь не самой иконе, как веществу, а изображенному на ней Сыну Божию. Равно и воздающие честь Духу Святому, изображенному в виде голубя, воздают честь не голубю, а самому Святому Духу, и Дух Святой, явившийся на Иордане в виде голубя, не изменил славы своей в подобие птицы. Отсюда видно, как опасно человеку толковать Св. Писание своим разумом, не внимая гласу и учению вселенской Церкви. Диавол многих соблазнил превратным толкованием самого слова Божия. Тяжело согрешили евреи, когда, приняв от Бога заповеди, сделали литого тельца и сказали: вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх. 32, 4). Но вот высшие небесные существа поклоняются Агнцу, образ которого принял на Себя Христос, и приносят Ему молитвы святых (христиан). Действия человеческие судятся по мысли и внутреннему расположению, с которыми они совершаются. Одно и то же внешнее действие может быть и весьма добрым и весьма злым. Поклоняющийся телом истинному Богу доброе дело творит, а поклоняющийся телом злому духу злое творить. Приносили в жертву животных язычники - это жертва богопротивная; ибо не Богу, а демонам приносилась; приносили в жертву животных иудеи, - эта жертва Богу приятная, самим Богом установленная - в образ великой жертвы Сына Вожия.Итак Сын Божий есть первый естественный от вечности сущий образ Бога Отца; воплотившись от Духа Святого и Пресвятыя Девы Марии, Он соделался видимым образом Бога Отца на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010