Обращая внимание на состояние людей, верующих во И. Христа, находятся ли они еще на земле, или уже переселились в мip иной, членами Церкви Христовой равно признают и первых и последних: ибо эта перемена состояния ощутительна в глазах наших, а Господь Бог несть Бог мертвых, но живых: вси бо тому живи суть (Лук. 20:37 и 38). Впрочем, из скончавшихся принадлежат к Церкви Христовой только те, во-первых, которые, соблюдши на земле веру, получили уже на небе венец правды, егоже уготова Бог всем, любящим его (2 Тим. 4:8), — и очевидно, что эти люди суть самые живые члены тела Христова. А во-вторых — скончавшиеся в вере и покаянии, которые, хотя не успели сами принести плодов, достойных покаяния, и не прияли небесных наград, но имеют надежду достигнуть вечного блаженства, по молитвам Церкви: ибо и эти люди имеют веру во Христа, и примирились с Ним чрез покаяние; значит отнюдь не отторгнуты от тела Церкви, которая потому за них молится. Но не принадлежат к Церкви те из умерших, которые сами отторгли себя от нее еще при жизни, вовсе потерявши или исказивши в себе веру во Христа, и, умерши нераскаянно, лишили себя даже молитв Церкви (1 Иоан. 5:16). В рассматриваемом нами отношении общеизвестно разделение Церкви Христовой на воинствующую или странствующую и на торжествующую. Первым именем называется Церковь земная, которая, не имея зде пребывающаго града (Евр. 13:14), и руководствуя в этой стране пришельствия духовных чад своих в горнее отечество, ведет непрерывную брань со врагами их спасения (1 Петр. 5:8. 9; Иоан. 5:4; Еф. 6:11. 12). Последнее название обыкновенно дают Церкви небесной, заключающей в себе тех Христиан, кои совершили уже свое земное течение, окончили свою брань со врагами спасения, и торжествуют теперь победу над ними вместе со Христом-победителем смерти и ада вкупе со св. ангелами (2 Тим. 4:7; Евр. 12:22. 23; Апок. 3:21; 12, 11. 12). Очевидно, что Церковь торжествующая есть уже, так сказать, плод Церкви воинствующей: сия последняя родила, воспитала и привела наконец к цели всех тех, которые служат ныне членами первой. Посему-то обе эти Церкви отнюдь не должно смешивать (Послан. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 10). Церковь воинствующая называется еще царством благодати или благодатным царством Христовым, а торжествующая — царством славы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

День Господень: ниже он называется днем Божиим (ст. 12), следовательно, день Господень и день Божий одно и то же наименование. Так он называется и в Ветхом и в Новом Завете (ср. Иоил. 1:15; Ис. 2:12; Иез. 13:5; Иак. 5:7). В Новом Завете говорится также о дне Христовом (2 Сол. 2:2), о дне Господа Иисуса (2 Кор. 1:14). — Этот день придет, как приходит тать (вор) ночью: этот образ речи употреблял Сам Христос, когда говорил о наступлении этого дня (Мф. 24:43; Лк. 12:39), и апостол Павел (1 Сол. 5:2), а равно и апостол Иоанн в Апокалипсисе (3, 3; 16, 15). Тать приходит обыкновенно ночью, когда обыкновенно люди спят, чтобы никто его не заметил, а потому обыкновенно неожиданно и внезапно для людей, а потому сопутствует ему страх и тревога. Для тех, кто духовно не дремлет, а бодрствует, внимателен к своему духовному состоянию и понимает признаки времени (Мф. 16:3), день этот будет, конечно, страшен и поразителен, но вместе и радостен (Лк. 21:28 и прим.) и не будет совсем неожидан, ибо предсказан (ср. 1 Сол. 4:16). При этом образе речи, как побочная мысль представляется та, что погруженные в сон греховный и беспечность при этом решительном событии потеряют все то, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит (Мф. 13:12; Ин. 10:10). — Ночью: слово не значит, что событие случится ночью, то есть пришествие Христово и суд, ибо это будет день; слово ночью относится к татю и сопрягается с этим словом, а не со словом приидет. — Небеса с шумом прейдут: слово с шумом употребляется, когда говорится о сильном ветре или буре, о грохочущей колеснице, о ревущем водопаде или волнующемся грозно море, о рыкающем звере, о ревущем пожаре, о разрушающемся здании, — о всем, что действует с шумом чрезвычайным и непомерным. — Прейдут: минуются; то же слово употребляется Господом Самим в том же смысле (Мф. 24:35; ср. Ис. 34:4; Апок. 20:11).— Стихии, разгоревшись, разрушатся: стихии — простейшие основные составные части природы, или элементы; само собою разумеется, что элементы принимаются не в смысле новейшей химии, а в смысле древних представлений, по которым основных элементов было, как известно, четыре: огонь, вода, воздух и земля (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

периода перевели: πδ το δατος το π Νε τοτ μοι στν, αϑτι μοσα ατ ν τ χρν εν τ γ μ ϑυμωϑσεσϑαι π σο τι, μηδ ν πειλ σου τ ρη μεταστσασϑαι, οδε ο βουνδι σου μετανιηϑσονται, ср. слав.; а в начале 2-й пол. периода поставили οτως, ср. слав.: тако ниже, яже от мене и дал. Та и другая половина периода содержит клятву Господа. Первая – клятву после потопа, произнесенную земле ( Быт. 8:21–22 ), вторая – клятву после воссоздания Церкви Христом, произнесенную церкви. Ст. 11–12. Притесняемая извне и волнуемая изнутри, Церковь прочно стоит на своем основании, подобно зданию, выстроенному из твердого и художествеаного материала. (Ср. Апок. 21:18–21 ). Краеугольный камень ее есть Христос (ср. Ис.28:16 ; Ам.7:8 ; Зах.3:8, 9 ; Пс.117:22 ; Мф.21:42 ; Лк.20:17–18 ; Деян.4:11 ; 1Петр.2:4–8 ); другие камни, сосредоточивающиеся около него в разных частях здания, суть святые мужи церкви, в особенности апостолы ( Еф. 2:20 ; Мф. 16:18 ): “боговдохновенное писание, говорит св. Кир. ал., обычно уподобляет драгоценнейшим камням тех, которые ведут святую жизнь и сияют различными добродетелями; о св. апостолах оно негде говорит: зане камение свято валяется на земли Его ( Зах. 9:16 ). Называемые у пророка по 70 камни: аноракс, сапфир и яспис – упоминаются также в числе камней наперсника судного, где занимают второй ряд ( Исх. 28:18 ). Бл. Иерон. находит здесь у пророка аллегорию. “Карбункул (=аноракс), говорит он, который уготовляется, или по порядку полагается, мне кажется, есть огненная речь учения, которая, прогоняя мрачное заблуждение, просвещает сердца верующих. Его именно один из серафимов, взяв клещами, принес для очищения уст Исаии (6:6). Сапфир, который полагается в основание, имеет подобие неба и верхнего воздуха: он таков, что, вместе с Сократом, может сказать аристофановы слова: εροβατ α περιφρον τον λιον (скачу чрез воздух и солнце презираю), или с ап. Павлом: наше бо житие на небесех есть ( Фил. 3:20 ), а писание Иезекииля упоминает, что место, где престол Божий, имеет подобие сапфира (1:11). Забрала города Господня укреплены ясписом, так что могут сокрушить и преодолеть всякую высоту, вздымающуюся на разум Божий, и покорить ложъ истине. Есть много видов ясписа: один имеет подобие смарагда, его находят в источниках Фермадонта и называют grammatias, так как, полагают, он изгоняет всякие мечты; другой, голубее моря и как бы окрашенный, говорят, находят на горе Иде, во Фригии, в глубочайших пещерах ее; еще иной находят близ Иберии, Гиркании и Каспийского моря, а особенно – Невзийского озера; есть и еще один вид ясписа, подобного снегу и морской пене, как бы окрашенный в смешанную густую кровь. Сказали же мы, продолжает бл. Иерон., об этом для того, чтобы сознавать в забралах церкви все духовные дары, имеющий каковые прогоняет ложные страхи и может сказать с невестой: брат мой бел и чермен ( Песн.5:10 ). Врата же сего города – из камня кристалла, который вырезывается различными способами и чище которого нет ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Отделение второе. Бог творец и промыслитель мира чистых духов § 99. Нужды и содержанье ученья Бог Творец Промыслитель Мира благоволил явить особенную силу свою в отношении к духам бесплотным, как в создании их, так и в промышлении о них. – Благоговейное рассмотрение дел Божиих в мире высших духов тем более нужно человеку, что с этим миром он находится в близкой связи, начиная с первого появления своего в мире бытия и не исключая для некоторых самого загробного бытия. Пытливость человеческая задавала себе множество вопросов о духах: но решение многих вопросов показало, что напрасно потеряны труд и время на занятие бесплодное 379 . Ограничимся не многим, но нужным. Богословское учение о духах, рассматривая действия Божия по отношению к духам, в учении о творении ангелов решить вопросы: а) о бытии ангелов; б) о творении их; в) об их природе; г) о числе и различи. Рассматривая промышление Божие о духах, покажем: 1) отношение Промыслителя к духам вообще и в частности к духам добрым; деятельность добрых духов в отношении к Владыке мира и к человеку и состояние их; 2) отношение Промыслителя к падшим духам а) их положение; б) действия их как вообще, так в частности в отношении к человеку; в) действия в отношении к ним Промыслителя. § 100. Действительное бытие ангелов Наименование ангела γγελος, Malach означает собственно посланника, вестника; отселе сим именем называется предтеча Иоанн ( Мф. 11:10 ); им украшаются предстоятели церквей ( Апок. 1:20 ), пророки ( Агг. 1:13, 2 ; Пар. 36:15, 16), священники ( Малах. 2:7, 3:11 ); оно прилагается даже и к неодушевленным вещам – орудиям воли Божией ( Псал. 77:43 ), Но именем ангелов называются и особенные создания Божии, существа бесплотные, одаренные разумом и волею. Откровение в. заветное и новозаветное ясно учить о духах, как о действительных и личных существах. В ветхозаветном откровении ангел является Агари ( Быт. 16:7 ). Ангелы изводят Лота из Содома ( Быт. 19:15 ). Иаков видит восходящих и нисходящих по лестнице ангелов и Иегову, стоящего на лестнице ( Быт. 28:12, 13 ). В книге Иова 2:1; 4:17, 18; 5:1; 15:15; 22:22. Ангелы отличаются от Иеговы и людей, от последних своими преимуществами, от Бога служебным значением своим пред Ним, как Творцом и Владыкою их. Моисей призывает ангелов – сынов Божиих – славить Господа ( Втор. 32:43 ). Сепфора и Валаам вразумляются ангелами ( Исх. 4:24, 25 . Числ. 22:2 ). Ангел призывает израильский народ к покаянию при Иисусе Навине ( Суд. 2:1 ). Ангел является Давиду ( 2Цар. 24:17 , 1Пар. 22:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—760— ственно сему требует ограничения и заметка автора о «бедных рыбарях» (стр. 5). Стр. 41. Название Иосифа Варсавою (очевидно «отчество», – ср. Деян.15:22 – вероятно разумеется Иуда родной брат Иосифа с тем же названием по отчеству) и прозвание Иустом (ср. Деян.18:7 , – Кол.4:11 , – часто у греков и римлян – в папирусах и в раввинской литературе). Стр. 314 сл. При сравнении Деян. 15 гл. с Гал. 2 гл. нет разъяснения того, почему Дееписатель не упоминает об Иоанне, названном Ап. Павлом рядом с Кифою и Иаковом в числе столпов ( Гал.2:9 ). На стр. 12. Нет ничего об одиннадцати апостолах и братьях Господа ( Деян.1:12–14 ), – на 262 стр. почти ничего о Симоне волхве, оставившем однако глубокий след в истории. На стр. 208–211 к Деян.4:1–3, 23 – о пресвитерах иудейских сказано слишком мало, а к Деян. 15 гл. стр. 309 сл. о пресвитерах христианских совсем ничего нет. На той же 208 странице ничего нет об ρχοντες – членах синедриона, – термин, неудачно передаваемый автором словом «архонт» и в то же время сближаемый с нашим «князь» (209 прим: «славянское князи лучше передает исторический смысл термина, чем русский буквальный перевод «начальники»: «архонты» – начальники из знатных родов, – ρχιερες в синедрионе были вместе и «ρχοντες»). Но наше «князь» указывает на род, а ρχον – на должность: одно другому прямо противоположно. Поэтому «начальники» – лучше (ср. Мф.20:25 , – Лк.8:41 , –12:58, – 14:1 член синедриона, – Ин.3:1 ср. 12:48, – Деян.7:27, 37 , – Рим.13:3 , – 1Кор.2:6, 8 , – Еф.2:2 , – Апок.1:5 ср. Deissmann, Biblst. 154). На странице 217 почему-то опущено толкование 4:13, где апостолы называются νθρωποι γρμματο κα διται. Нельзя понимать это выражение в смысле безграмотности или отсутствия всякого литературного образования. Этому противоречат: евангелие Матфея, писания Иоанна Богослова и послания Апостола Павла, который называет себя διτης τ λγ, хотя и учился у Гамалиила ( Деян.22:3 ). Также и διται 1Кор.14:16, 23–24 могли быть и литературно образованными людьми. Дело стало быть не в неграмот-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ответ. Если пастыри Церкви, связывая и разрешая своих пасомых, могли бы заблуждаться, то, по приведенным словам, Иисус Христос обещал утверждать такое заблуждение; но это допустить невозможно. Итак, Церковь не может заблуждаться, т. е. она непогрешима. Вопрос. Можно ли понимать вышеприведенные слова в том смысле, что пастыри Церкви, лично не могут грешить и заблуждаться? Ответ. Ни в каком случае. Вышеприведенные слова означают, что вся Церковь учащая или пастыри и учители Церкви все вместе не могут заблуждаться. В отдельности же пастыри и учители могут заблуждаться ( Деян.20:30 ) и даже частные церкви могут отпадать от истины ( Апок.2:5 ). Вопрос. Апостолы и первые христиане не признавали ли учение Церкви непогрешимым? Ответ. В деяниях Апостольских (15:1–30) говорится, что Павел и Варнава и некоторые другие из христиан отправились в Иерусалим, чтобы совместно с другими Апостолами решить спорный вопрос об обрезании. Апостолы руководились при решении сего вопроса не Библией , но единодушным согласием всего сонма Апостолов (учащая Церковь ), объявив, что их решение есть также решение и Св. Духа: «угодно Св. Духу и нам» (ст. 28), и все верные приняли сие решение, как непогрешимое определение Св. Духа. Вопрос. Не видно ли из послания к Галатам (2 гл.), что первые христиане в деле веры полагались только на мнение Церкви учащей? Ответ. Точно так. Апостол Павел, после того как четырнадцать лет учил и проповедывал среди язычников, отправился в Иерусалим, чтобы видеть Апостолов и изложить пред ними свое учение. Итак, св. Апостол Павел не признавал Св. Писания единственным руководством в деле веры; но в деле проповеди и наставления в истинах учения Христова язычников руководился мнением Церкви, в непогрешимости которой он был убежден. Вопрос. Св. Апостол Павел не дает ли нового доказательства непогрешимости Церкви, когда говорит: «Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Когда же сия свобода их возрастала до наглости своеволия и развращения, когда некоторые, как Николаиты, не хотели стеснять своей чувственности святостью уз брака и все себе позволяли, то апостолы восставали против них с сильным обличением. Так у Иоанна Богослова Сам Господь говорит в послании к церкви Ефесской: впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которыя и Я ненавижу ( Апок. 2:6 ), и в послании к церкви Пергамской (ст. 14, 15). С силой против них или по крайней мере против виновных в одних и тех же пороках пишут ап. Петр (2 посл. 2:1, 2, 10, 13–19) и Иуда (ст. 4, 8, 11, 12, 13). Против лжеапостолов и всех тех еретиков, которые почитали необходимым в христианстве соблюдение закона Моисеева для получения себе оправдания не от веры, но от дел, апостол Павел подвизался в целых своих посланиях к Римлянам и Галатам. Он учил, что никто не может исполнить всех требований закона и след. от дел закона не оправдится всяка плоть пред Богом: что законом только познается грех ( Рим. 3:20 ), что закон гнев соделывает, а не милость (4:15), что когда закон превзошел, то чрез сие только умножилось прегрешение (5:21), что без закона грех был бы мертв, но пришедшей заповеди грех оживе, аз же умрох: и обретеся ми заповедь, яже в живот, сия в смерть (7:7–10), что наконец кончина закона – Христос в правду всякому верующему (10:4). Сию последнюю мысль яснее раскрывает Апостол в послании к Галатам, говоря, что закон нам дан был только пестуном во Христа; показывая нашу немощь в исполнении заповедей его, он должен был приводить нас к Искупителю от клятвы законной, лежащей на всякой душе законопреступной (3:24). Видя злейших врагов здравого учения веры в возрастающем множестве надменных своим ведением гностиков, апостолы и общими указаниями, и частными опровержениями и пророческими предвещаниями научали узнать их, беречься и сберегать в чистоте преданное им слово спасения. – О Тимофей! писал ап. Павел к своему ученику, храни залог, отвращаясь негодного пустословия и прекословий ложно так называемого знания (τς βεβλους κενοφωνας κα αντιϑσεις τς ψευδωνμου γνσεως 1Тимоф. 6, 20 ), за которое взявшись, некоторые уклонились от веры (21).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Бл. Феодорит пишет: «спрашивают некоторые: предшествовали ли ангелы творению, если сотворены вместе с небом и землею? Я считаю такие вопросы излишними. Ибо, что пользы знать, когда сотворены енгелы? Впрочем скажу, что считаю сообразным с наставлениями писания... Если то, что описуемо, существует где нибудь, то как могли бы существовать ангелы прежде неба и земли? Т. 1. 395 Он говорит об ангеле: ουσια νοητικη, ασωματος, λογικη. Hom. quod Deus uon est avem. mali. Тоже de Spiritu. 1, 1 Cont. Evnom. lib. 4. 398 De Orth. fid. 2, 3. adv. Constant. Cabal, с. 12. Тоже Епифаний Наег. 26, § 3. Фульгенция de fide. с. 3. Феодорит in Gen. quaesm 20. 47 in Exod quaesm 29. Н. E. 5. 8. 399 Амвросий: Nos avtem nihil materialis compositionis immune atquæ alienum putamus, ргаетег illam venerandae Trinitutis substantiam, quae vere pura et simplex et smeera impermixtaque natura est De Abrahamo 2, 8. Св. Дамаскин, показав, что ангел есть существо бестелесное, прибавляет: «впрочем и невещественным называется ангел только по сравнению с нами. Ибо в сравнении с Богом, единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным; одно божество существенно невещественно и бестелесно. Излож. вер. кн. 11. гл. 3. 404 Собственные имена некоторых ангелов, встречающиеся в писании, хотя прежде всего указывают на их занятия, но вместе дают видеть и свойства этих ангелов. Михаил, о котором говорится у Даниила 10, 13. Иуды ст. 9. и Иоанна апок. 12, 7., – означает: «кто яко Бог?» Гавриил, упоминаемый у Даниила 8. 16; 9, 21 и сам себя назвавшей Гавриилом Лук. 1. 29 26, – означает силу Божию. Рафаил. назвавший себя одним из семи, которые приносят молитвы святых. Тов. 2, 16; 12, 8. 12 – 15 – означает помощь, исцеление Божие. Уриил 3Ездр. 4, 1. 5. 20 – огонь или свет Божий. Салафиил 3Езд. 5, 16 .-молитва к Богу. 406 Ф. Прокопович, сказав об ареопагитовом разделении ангельских чинов, продолжает: Nos ista dogmata scripturæ sacræ prorsus ignota, imo nec a viris Apostolicis aliisq antiqvis theologis celebrata admittere non avdemus. (Dogmat lib. 4. cap. 7. § 69). Странно. Едва ли не следует положить, что этот отзыв взят с голоса современного протестантского ученого: у автора много самых странных мнений, пустых схоластических тонкостей, изложенных обширно и с полным убеждением в их верности, – только потому, что все эти странности излагались в протестантских системах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Св. Ефрем сирин: «разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть тма кромешная (Матф. 8:12): а из сего видно, что есть и другая тьма глубочайшая; геенна огненная (Матф. 5:22) — иное место мучения; скрежет зубом (Матф. 13:42) — особое также место; червь неусыпающий (Матф. 9:48) — в ином месте; езеро огненное (Апок. 19:20) — опять иное место; тартар (2 Петр. 2:4) — также свое место; огонь неугасающий (Марк. 9:43) — особая страна; преисподняя (Фил. 2:10) и пагуба (Матф. 7:13) — на своих местах; дальнейшие страны земли (Еф. 4:9) — иное место; ад, где пребывают грешники, и дно адово — самое мучительное место. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких или более сносных, по написанному: пленицами своих грехов кийждо затязается (Притч. 5:22), биен будет много и биен будет мало (Лук. 12:47. 48). Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке». «Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пияница».    Св. Иоанн Златоустый: «кто большее получил наставление, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Ежели ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; ежели умен, больше послушания; ежели облечен властию, покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих». «Отходящий туда со множеством и добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании и муках тамошних: напротив, кто не имея добрых дел, принесет только злые, тот, сказать нельзя, сколько постраждет, будучи отослан в вечную муку».    Так же учили — св. Киприан, блаж. Иероним, блаж. Августин и другие. § 271. в) Вечность адских мучений    Но различаясь между собою по степени, мучения грешников во аде нимало не будут различны по отношению к продолжительности: потому что для всех будут равно вечны и нескончаемы.    I. Св. Писание, действительно, изображает эти мучения грешников -    1) Вечными. Сам Спаситель засвидетельствовал, что после всеобщего суда Он скажет грешникам: идите от мене проклятии во огнь вечный…, — и идут сии в муку вечную (Матф. 25:41. 46). В послании апостола Иуды читаем: Содома и Гоморра, и окрестные их грады, подобным им образом преблудившя, и ходившя в след плоти иныя, предлежат в показание огня вечнаго, суд подъемше (- 7). Апостол Павел выражается, что грешники муку приимут погибель вечную от лица Господня, и от славы крепости его: егда приидет прославитися во святых своих, и дивен быти во всех веровавших (2 Сол. 1:9. 10). В Апокалипсисе говорится, что дым мучения грешников во веки веков восходит: и не имут покоя день и нощь (14, 11), и что диавол и клевреты его, вместе с которым отъидут в геенну грешники, мучени будут день и нощь во веки веков (20, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

886 Ареопагит указывает здесь на следующие места Писания: Иез. 1, 7; Дан. 7, 9; Зах. 1, 8; 2 Мак. 3, 25; Нав. 5, 13. Небесные силы названы Богоподобными, как сотворенные по образу и подобию Божиим. Так сотворен и человек. Далее, как увидим, Ареопагит говорит, что все бесконечно далеко от того, чтоб быть подобным Богу; самые первые существа нимало не подобны Ему. 887 Глава 2, § 1. Из самого изложения, сделанного святым, видно, что он понимал под названием вещественности и образа. Далее он согласно со всеми древними не признает уже свет образом чувственным. 888 Глава 2, § 2. 889 Ин. 1, 1; Пс. 135. 890 См. выноску. 891 1 Тим. 6, 16; Пс. 144, 13; Рим. 11, 31. 892 Глава 2, § 3. 893 Глава 13, § 4. 894 Глава 1, § 2. 895 Т. е. собственно существа Божия, собственно Бога. 896 Глава 4, § 3. 897 Быт. 16, 7–12; 21, 17. 898 Ин. 1, 8. 899 Глава 1, § 2. 900 Послание к святому апостолу Павлу о свидании Дионисия с Божией Матерью. 901 Добротолюбие, ч. I. Сочинения святых Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Феофана, умиленного инока, Лествица, Слова 25 и 26, святой Исаак Сирский, Слова 8, 15 и проч. 902 Добротолюбие, ч. I, Слово о вере. 903 Глава 2, § 5. 904 Апок. 1, 20. 905 Главы 17, 18 и 19. 907 Глава 12. 908 Глава 13. 909 Деян. 7, 55–56. 910 Иез. 1. Преподобный Макарий. Беседа 1. 911 Бержье может быть отчасти оправдан тем, что он получил образование прежде появления химии, хотя он и дожил до появления ее в конце XVIII века. Но нельзя не признать многих погрешностей его намеренными: ему нужно было, во что бы то ни стало, отстоять новое учение. Это усматривается на всем пространстве его полемики. 912 Святой Исаак Сирский, Слово 38. Преподобный Марк Подвижник сказал: «Память, возобновляя страстно и с услаждением виденное или слышанное или осязанное мыслью, воображением или порочным размышлением, живописует в душе образы, и посредством этого оскверняет ум, еще находящийся в порабощении у страстей». Послание к монаху Николаю. – Очень верно! Как телесные чувства имеют общее значение осязания: так и душевные. Святые иноки, достигнув при свете Божественной благодати самовоззрения, которому самообольщение уже не может давать той неправильности и темноты, которые оно сообщало философам, водимым духом века сего, духом лжи и прелести, соделались единственными истинными психологами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010