г) Идет в ад . Богатый обжора. Какой жаждой он страдал? Никто не пришел на помощь. Так продолжается вечно! “Трудно богатому войти в Царство Небесное.” (Ст. 23). 1. Почему трудно? а) Для любящего богатство оно составляет высшее и единственное сокровище , а “ ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ” (Мф. 6:21). Трудно стремиться к небу тому, чье сердце привязано к земле; для такого небо как бы не существует; y него одно сокровище — золото, других высших сокровищ он не понимает и не ценит (ст.22, Апок. 3:17 ). б) Страстно привязанный к богатству только и думает о богатстве . Как терние уязвляет и раздирает тех, которых оно касается, так и богатство, по замечанию Святых Отцов, производит то же самое действие в сердцах тех, которые к нему привязываются, оно уязвляет и раздирает их то желанием иметь его, то страхом потерять его, то огорчением и даже отчаянием от потери его (Иов. 20:22 ). Когда же, после этого, думать богатолюбцу о нуждах своей души? (Мф. 6:24 ). в) Жадные к богатству не гнушаются никакими средствами для насыщения своей жадности . “ Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти ” (1 Тим. 6:9–10 ). A могут ли такие люди войти в Царство Небесное, для достижения которого нужно “ очистить себя от всякой скверны плоти и духа ” (2 Кор. 7:1 ). г) Если богатство достигается и без употребления несправедливых средств , то как обыкновенно пользуются им сребролюбцы? На удовлетворение всевозможных прихотей, для тщеславия и самохвальства и т. д. Поистине трудно богатому войти в Царство Небесное! 2. Когда же легко? “ Человекам это невозможно, Богу же всё возможно ” (ст.26). Богатому самому невозможно устоять против всех искушений, соединенных с богатством, но при всесильной помощи Божьей благодати он может избежать всех опасностей богатства. (Примеры: Авраам, Иов и другие праведники). При помощи этой благодати христианин и в приобретении, и в употреблении богатства поступает, как добрый и верный раб . а) Если богатство не досталось ему в наследство , то он и не домогается его, а “ имея пропитание и одежду … доволен тем ” (1 Тим. 6:8), — живет “ имея нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть, Ибо Господь сказал: не оставлю тебя и не покину тебя ” (Евр. 13:5).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Единственная возможность в целости сохранить свое национальное бытие, – создание Церкви национальной, независимой от папы, как базы национально-политического лика. И, именно, не интернационал церковный на земле есть воля Божия, но она, воля Божия, блогословляет создание национальных Церквей, что вполне согласуется с целями Божественного Домостроительства. Св. ап. Павел говорил Афинянам: «Бог от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из н и х» ( Деян.17:26–27 ). В расселении народов по лицу земли Бог положил цель, чтобы каждый народ искал Бога, т. е. своей национальной личностью усвоял одну и ту же Божественную Истину, подобно тому, как различные классы растений усвояют свойственным особенностям класса образом одну и ту же солнечную теплоту и дождевую влагу выявляя общую всем работу в разнообразных прекрасных цветах и плодах. 3-е ап. Правило как мы уже видели, считает национальные Церкви нормальным явлением в Единой Христианской Церкви во Христе. Св. ап. Иоанн Богослов, созерцая завершительный момент жизни Церкви Христовой во временном ее пребывании и переход ее в вечную славу, говорит: «Спасенные народы будут ходить во свете Его (Агнца) и цари земные принесут в него славу и честь свою... И принесут в него славу и честь народов» ( Апок.21:24–26 ). Цари, как представители наций, и сами нации внесут в Царство Божие то, в чем прославится Бог в их собственном земном, христианском существовании. В этой величайшей важности христианской задаче нет активного места папскому интернационалу. По своему существу он не может содействовать надлежащей христианизации национальной личности, ибо он не может войти в истоки ее, а скользит лишь по поверхности. Да и плоды, достойные Царства Славы, выращиваются не на сознании своей гордыни, а на смирении, которому одному дается Божия блогодать, необходимая для Христианской жизни, как духовная теплота и влага ( Иак.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Если мы надеемся на “князей,” то скоро испытаем, что в них “несть спасения.” Если ты полагаешься на свою собственную силу, мудрость, славу. то когда-нибудь непременно сознаешься с премудрым, что и это — суета (Еккл. 1:14 ). Скажешь ли: “ я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды? ” Но в другое время ты узнаешь, что ты “ жалок, и нищ, и слеп, и наг ” (Апок. 3:17) и т. д. б) Один Бог , от Которого исходит всякое благо (Иак. 1:17 ), может помочь нам в нужде . Он может и хочет помочь. Ему мы должны молиться и в Нем искать прибежища, — и Он избавит нас от всякой скорби и нужды (Псал. 54:18; 45:2; 21:6; 109:1; 120:8 ). 4. Четвертое, что должно побуждать нас к молитве, это — сила молитвы, дающая покой и надежду нашему сердцу. Кто не знает этой силы, тот никогда усердно не молился. а) Когда среди трудов и забот земных наши взоры обращаются к небу ; когда в минуты нужд, скорбей, опасностей, искушений наше сердце вопиет к Богу о помощи и утешении — не изливается ли тогда мало по малу высшее успокоение в наши души? б) Почему мы так мало находим утешения в скорбях , помощи в нуждах, спасения в опасностях, надежды в трудах? Потому что не молимся, как следует? Истинный Божий молитвенник никогда не остается без божественного утешения и помощи. “ Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам ” (Иак. 4:8). Христианское наставление о молитве “ Взошел на гору помолиться ” (ст.23). 1. Молись. а) Научись знать высокую важность и значение молитвы. Один разум говорит уже тебе, что ты совершенно зависишь от Бога, Виновника твоего бытия, что у тебя нет ничего истинно доброго, чего не дал бы тебе твой Творец. То же самое говорит тебе еще яснее слово Божие (Иак. 1:17 ). Но это слово Божье говорит тебе также и о том, что Всеблагой (Добрейший) Отец Небесный, Который охотно хочет дать тебе все истинно доброе, желает, чтобы ты молился Ему об этом. (Мф.7:7 ). Познай отсюда высокую важность и значение молитвы! Бог хочет дать тебе всевозможное благо временное и вечное, но условием с твоей стороны должна быть молитва .

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И даже один из древних языческих мудрецов, именно Пифагор, говорит, что «как воин впал бы в уголовное преступление, своевольно оставив место, где поставил его на страже военачальник, так и ты, быв Создателем введен в жизнь, ожидай, пока сам Он и свести тебя с места службы твоей благоволит. Стой на божественной страже; а если сам сойдешь с караула, то будешь судим военным судом, и казнен смертью». Если язычник таким образом мыслил, то мы ли не устыдимся уныния, мы ли не убоимся отчаяния, когда Сам Бог глаголет вам в книге Откровения: «Побеждающий (всякую богопротивную страсть, напр. безрассудную печаль и т. п.) наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливым же и неверным, и скверным, и убийцам, и любодеям, и чародеям, идолослужителям и всем лжецам – часть в озере, горящем огнем и серою, это есть смерть вторая» ( Апок.21:8 .)? При сем случае и то еще надобно представить себе, что сродство по плоти в мире светло-духовном совершенно восходит и изменяется в сродство по духу, или совсем прекращается и предается забвению ( Мф.22 −30). А что в числе погибающих в приведенном тексте из Апокалипсиса, не поименованы прямо самоубийцы, это значит, что они суть убийцы по превосходству. И чем ужаснее эта вторая смерть, которая поглотит их от лица Божия, и всех блаженных чад Его, тем радостнее должно быть в сердце твоем, несчастная матерь. Благодарение Богу о рабе Его Сергие, сыне твоем, что он оставил тебе, и супруге своей, и всем родным своим, и всей Церкви святой право с Иовом многострадальным воскликнуть о нем: «Господь дал, Господь и взял; буди имя Господне благословенно!». Но вы Иовы, озаряемые светом Евангелия, вы должны говорить более сказанного Иовом Ветхого Завета: «Господь дал, Господь и взял, Господь и отдаст, что взял, и притом во сто раз более, нежели сколько Он взял у нас». Итак, буди имя Господне благословенно! He говорит ли Дух Святой в посланиях Апостольских: «Наше жительство на небесах, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу славы Его, силою, которою Он действует, и покоряет Себе все» ( Флп.3:20 −21)? И паки: «Если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Избави нас, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от таковой погибели и такового гнева! Сподоби же нас, Господи, разумевать всегда прилежно и смотреть на правую сторону, то есть, святые Твои заповеди совершать делом и истиною, со всяким благоговением и теплым желанием! Ибо, как соблюдающим их воздаяние много от Тебя, так и попирающим их с гордостью и великим безумием, надлежат страшные угрозы, осуждение и вечная погибель. Это тебе от меня, добрейший друже, малое духовное наслаждение, так как ты доброхотно ко мне расположен и сподобляешь меня всякой любви. Приняв это, прочитывай часто и наслаждайся духовно и, если в чем согрубил я тебе, прости меня, друга твоего. Здравствуй! 2. Объяснение слов 102-го псалма: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» Блаженный царь и пророк Давид во 102-м псалме, побуждая душу свою к хвалении и благодарении Владыки и Создателя всех, говорит: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его ( Пс.102:2 ). Затем, напомнив ей все благодеяния Божии, присовокупляет: обновляется, подобно орлу, юность твоя ( Пс.102:5 ). Это дарование есть совершенство всего блаженства, которого надеются праведники получить, как говорит св. апостол Павел в послании к филиппийцам: наше, говорит, жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит, то есть, обновит плохое и тлеющее разнообразными болезнями и смертью тело наше, так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп.3:20–21 ), то есть, тела святых, во втором пришествии Христовом, соделаются светлыми, как и Сам Господь наш Иисус Христос извествует нас, говоря: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:43 ). И опять апостол Павел в другом месте: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное ( 1Кор. 15:41–44 ). Из этих божественных изречении явствует, что тела праведных восстанут подобообразными телу славы Христовой, сего разумного Орла, как Он называется Священным Писанием в пророчествах и в божественном Апокалипсисе, где говорится: И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню ( Апок.12:14 ). Орел великий, – это Христос, крыла его – это Новый и Ветхий Завет , которыми Церковь Христова, будучи возвышаема и вспомоществуема, летит превыше всех козней бесовских и живет в пустыне, то есть, в тишине и безмолвии, не боясь еретических шатаний и бурных наветов их.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

Как видно, крещенский Апостол во главу, или в основание, христианской жизни ставит именно БЛАГОДАТЬ Святого Духа, даруемую нам через Господа Иисуса Христа. Так же точно говорится и в прочем Новозаветном Писании. Укажем на это. Самое Евангелие называется «Евангелием благодати» ( Деян. 20:24 ). Велия благодать была на всех христианах ( Деян. 4:33 ). На Пасху мы читаем в Евангелии: мы сделались чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), ибо от Бога родились (ст. 13); и это даровано по вере во имя Его, то есть Христа: Он, Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, и эта благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин. 1:14,16–17 ). И на Воскресение Христово не читается Апостол об этом, вопреки общему порядку на двунадесятые праздники, а читается Слово Божие именно о «благодати» через Христа. Легко заметить и то, что почти все послания апостола Павла и начинаются и кончаются словами о благодати: через Христа Господа мы получили благодать и апостольство на проповедь о Нем; и всем… благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим. 1:5, 7 ; 1Кор. 1:9 ; 2Кор. 1:2 ; Гал. 1:3 ; Еф. 1:2 и т.д., и т.д.). Исключением является только Послание к евреям, которое начинается без этого приветствия, но кончается, как и все, тем же пожеланием: Благодать со всеми вами ( Евр. 13:25 ; 1Пет. 1:2 ; Апок. 22:21 и т.д.). Да что много говорить об этом, если Сам Господь в последней прощальной беседе говорит скорбящим ученикам: Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:7, 13 ). Я еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить (ст. 12). Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин. 14:16 ), Дух Святый… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (ст. 26). И конец Христова дела был в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на человечество, в лице апостолов ( Деян. 2:4 ), и потом и на три тысячи человек (ст. 38–41); после – на пять тысяч ( Деян. 4:4 ). И стала возрастать Церковь Божия в Духе Святом, несмотря на гонения, и даже отчасти – вопреки и благодаря им. Слово Божие росло, и число учеников весьма умножилось ( Деян. 6:7 ). Савл стал гнать и терзать Церковь в Иерусалиме, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу… Все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Но рассеявшиеся ходили и благовествовали слово ( Деян. 8:1–4 ). И Христово учение распространялось и распространялось…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Как вы помните, главным содержимым ковчега были скрижали завета ( Исх.25:21 ), и в небесном храме Сидящий на престоле имел в деснице Своей книгу, запечатанную семью печатями, которые снял Агнец закланный ( Апок. 5 ). Надлежало, чтобы и в земном святилище было нечто подобное. — И вот на трапезе вы видите лежащее Евангелие Иисуса Христа — новые скрижали завета и раскрытая Книга судеб Божиих. Кроме этих священных предметов пред ковчегом завета лежал Жезл Ааронов процветший “в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Бога, и они не умирали” ( Числ.17:10 ). У нас же на престоле лежит несравненно более великое знамение Сына Человеческого ( Мф.24:30 ), Животворящий Крест, на котором Сам Бог установил новое священство по чину Мелхиседекову, превзошедшему Аароново священство ( Евр. 7 ). Сам наш жертвенник освящен преемником апостолов чрез помазание святым Миром так же, как это было и в Ветхом Завете. “И освяти их, и будет святыня великая; все прикасающееся к ним осветится” ( Исх.30:22-29 ). — А что это за стол слева? Зачем он нужен и вообще почему у вас в православии все так сложно? — Стол этот называется столом предложения, созданный подобно его Ветхозаветному прообразу ( Исх. 25:23-30 ). На нем постоянно предлагаются Господу хлебы предложения “в память, в жертву Господу… Это великая святыня” ( Лев.24:5-9 ). В нашей Церкви они называются просфорами, которые приносятся в напоминание Богу о живых и умерших христианах. Чрез них Господь совершил многие чудеса над верными. Но главным предназначением этого стола является приготовление хлеба и вина, используемых для Литургической жертвы. А Православие так сложно потому, что оно создано Богом для того, чтобы ответить па бесчисленные вопросы израненного и безмерно глубокого сердца человеческого, ведомого только Богу ( 1Ин. 3:20 ). В нашей жизни встречаются две бездны — море сердца людского и непостижимость Ума Божия. Мы не сами выдумали Православие. Оно дано нам Тем, о Ком Давид пел: “Путь Твой в море, и стези Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Лишат вас честного имени, чинов, отличий, но не лишат вас имени христианина, имени чад Божиих, звания сонаследника Христова, печати дара Духа Святого, а эти имена и отличия дороже всех имен и отличий мирских. Лишат ли вас самой жизни,— не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28)». И слово Господне сбылось в точности: изгнанники и мученики за имя Христово еще в земной жизни, при всех гонениях, скорбях, лишениях, мучениях, торжествовали над своими гонителями, радовались и веселились, идя на лютые мучения, как будто шли наследовать царство, имели царственный дух, царственное величие, непобедимое терпение и своей верой, своим терпением посрамляли всех своих мучителей, а по смерти наследовали царство небесное и теперь царствуют со Христом, по слову Его: Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его (Апок. 3, 21). 182 182 . Святой праведный Иоанн Кронштадский. Полное собрание сочинений. Т. I. С. 218—224.  Общее увещание кающихся по руководству девяти заповедей блаженств И так, следуй путем, ведущим к вечному блаженству: исполняй заповеди о блаженствах. Помни, что эти пути безошибочны и прямо ведут ко спасению, ибо они указаны Самим Господом нашим Иисусом Христом, Который подлинно есть путь, и истина и жизнь вечная (Ин. 14, 6). Знай, что в мире непрестанно действует нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбью и теснотою в сердце, а добро — миром и радостью сердца. Он неизменен, ибо это закон неизменяемого, всесвятого, праведного, премудрого и вечного Бога. Те, кто делает добро, кто исполняет этот нравственный евангельский закон, непременно будут награждены вечной жизнью, а нарушители, не покаявшиеся в нарушении, будут наказаны вечной мукой.  Вопросы на исповеди по руководству девяти церковных заповедей 183 Первая церковная заповедь Она предписывает каждому молиться Богу с сокрушением и умилением сердца и исполнять уставы Церкви во все воскресные и праздничные дни, т.е. посещать вечерню, утреню и Литургию (см. Лк. 18, 1; Еф. 6, 18; 1 Фес. 5, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Молитва часто творит чудеса. “ Просите, и дано будет вам; стучите, и отворят вам ” (Матф.7:7) Сколько было уже случаев, что молитва наша и других о нас была услышана! Таинство покаяния облегчает душу и сердце, удаляет причину болезни, нередко самую болезнь, как следствие греха. В таинстве причащения Иисус Христос входит в нашу душу именно Тот самый, Который некогда столь многих исцелял. В последнем таинстве елеосвящения “ молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь ” (Иак.5:15). 3. Христианская вера приводит болезни к доброму концу, спасает нас. а)  Если выздоравливают, становятся лучшими христианами. Усерднее молятся. Делаются благодарнее к Богу и сострадательнее к другим больным. Сколь многие после тяжких болезней обратились на путь благочестия! Все такие последовали увещанию Господа: “ вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ” (Иоан. 5:14). б)  Если умирают, то умирают о Господе. Мы говорили и говорим о таких христианах, которые в жизни, страданиях и смерти пользуются спасительными христианскими врачевствами. Они раскаялись во всех прежних грехах своих, a покаяние ведет к небу, очищает для неба. Они жили по учению Господа, a таким сказано: “ блаженны нищие, … кроткие, миротворцы, … чистые сердцем ” и проч. “ Войди в радость господина твоего ” (Матф. 25:21). Они страдали о Христе. “ Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться ” (Рим. 8:17). Они умерли с Христом. “ Блаженны мертвые, умирающие в Господе ” (Апок. 14:13). “ Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ” (Иоан. 11:25). Заключение. Так вера Христова исцеляет, спасает от болезни и в болезни. О если бы так было со всеми нами! Болезни приходят от руки Божьей “ Тут был человек, находившийся в болезни ” (ст. 5). Нынешнее евангелие говорит о несчастном расслабленном, тридцать восемь лет страдавшем в своем недуге. Болезни и больные люди встречаются нам везде. Болезни приносят страдания, огорчения, страх и бедствия. Чем больные и их родственники могут по преимуществу утешаться в болезнях? Тем, что

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Мф. 17:11) 684 . Наступление этого дня предвозвещено и другими признаками, не менее разительными и ясными. Беспечность, какая была при Ное перед потопом и во время Лота в Содоме, Гоморре и др. перед истреблением последних посредством серного огненного дождя, будет и перед пришествием этого страшного дня Господня (Срав. Луки 17:26–30 ). Но вместе с тем, не смотря на проповедание Евангелия всем народам ( Мф. 24:14  сн. Рим. 11:26 ), крайнее нечестие будет печальным признаком того времени; особенно же одно какое-то владычественное лицо явится настойчивым противником Христа и оскорбителем всего святого в мире (сн. Дан. 11:36  и дальн. и 2Сол. 2:3  и дал. и др.) 685 . Его поругание над всем святым, в союзе с семенем погибели, достигнет крайней степени своей в осквернении святыни. Это – мерзость запустения, реченная через пророка Даниила, стоящая на месте святом (сн. Дан. 9:27  и Мф. 24:15  с парав.). Тогда будет великая скорбь, какая не была от начала мира и до ныне и не будет ( Мф. 24:21 ). И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29  сн. Иоиля 2:30–31 и Деян. 2:10–20 ). Тогда явится знамение Сына человеческого на небе и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой (Мф. 24:30 и Дан. 7:13  и дал.). И пошлет Ангелов с трубным звуком и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:31 сн. 1Кор. 15:51–52 ; 1Сол. 4:15  и дал. срав. Иоил. 2:1  и дал.). При этом трубном звуке прежде всего последует воскресение мертвых, затем – изменение живых в сретение Господа – Судии и Мздовоздаятеля (сн. 1Кор. 15:51–52 ; 1Сол. 4:15–17 срав. Исаии 26:19 и Апок. 20 гл.). Когда же таким образом тленное сие, облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой (Исаии 25:8). Смерть! Где твое жало? Ад ! где твоя победа? ( Осии 13:14  сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010