Истинная (христианская) надежда это есть простое и бесплодное желание, происходящее от веселого нрава, но она – добровольная и плодоносная решимость и поэтому она, как и вера, есть добродетель. В этой решимости совмещаются, во-первых, готовность переносить все случающиеся страдания (внутренний и внешний «крест», по евангельскому выражению), в сознании, что они назначаются нам воспитывающей благостью Божией, поскольку многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14:22 ), и кого любит Господь, того наказывает ( Евр. 12:6 ; Апок. 3:19 ), и хотя всякое наказание в настоящее время не кажется радостью, а печалью, но после наученным через него доставляетмирный плод праведности ( Евр. 12:11 ); во-вторых – довольство своим состоянием в сознании, что каждый из нас поставлен на своем месте и состоянии Самим Богом ( 1Кор. 7:20 ; 1Пет. 4:10, 11 ; Рим. 12:3–8 ), и что мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынеси из него, и потому имеющие пищу и одеяние, этим довольны будем ( 1Тим. 6:7,8 ); в-третьих – преданность воле Божией и на Него упование в том сознании, что о нас печется Бог (Матф. 10и д.), что надежда на Него не посрамит ( Рим. 5:5 ), что любящим Бога все содействует во благое ( Рим 8:28 ) и что если мы имеем Господа, то не станем спрашивать ни о чем ни на небе, ни на земле ( Пс. 72:25 ). Христианская надежда, очевидно, непосредственно призывает к терпению, без чего она невозможна, потому добродетель терпения есть родная дочь надежды. Ожидаем в терпении, выразился апостол ( Рим. 8:25 ). К терпению призывает нас Господь Иисус Христос, когда говорит: в терпении вашем спасайте души ваши ( Лук. 21:19 ), претерпевший же до конца спасется ( Матф.24:13 ), – и ап. Павел, когда говорит: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса ( Евр. 12:1–2 ). Апостол же Иаков указывает на образец терпения в лице Иова (5:7–11). Христианское терпение отличается от стоического самоотречения или апатии (бесстрастия).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Как вы помните, главным содержимым ковчега были скрижали завета ( Исх.25:21 ), и в небесном храме Сидящий на престоле имел в деснице Своей книгу, запечатанную семью печатями, которые снял Агнец закланный ( Апок. 5 ). Надлежало, чтобы и в земном святилище было нечто подобное. — И вот на трапезе вы видите лежащее Евангелие Иисуса Христа — новые скрижали завета и раскрытая Книга судеб Божиих. Кроме этих священных предметов пред ковчегом завета лежал Жезл Ааронов процветший “в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Бога, и они не умирали” ( Числ.17:10 ). У нас же на престоле лежит несравненно более великое знамение Сына Человеческого ( Мф.24:30 ), Животворящий Крест, на котором Сам Бог установил новое священство по чину Мелхиседекову, превзошедшему Аароново священство ( Евр. 7 ). Сам наш жертвенник освящен преемником апостолов чрез помазание святым Миром так же, как это было и в Ветхом Завете. “И освяти их, и будет святыня великая; все прикасающееся к ним осветится” ( Исх.30:22-29 ). — А что это за стол слева? Зачем он нужен и вообще почему у вас в православии все так сложно? — Стол этот называется столом предложения, созданный подобно его Ветхозаветному прообразу ( Исх. 25:23-30 ). На нем постоянно предлагаются Господу хлебы предложения “в память, в жертву Господу… Это великая святыня” ( Лев.24:5-9 ). В нашей Церкви они называются просфорами, которые приносятся в напоминание Богу о живых и умерших христианах. Чрез них Господь совершил многие чудеса над верными. Но главным предназначением этого стола является приготовление хлеба и вина, используемых для Литургической жертвы. А Православие так сложно потому, что оно создано Богом для того, чтобы ответить па бесчисленные вопросы израненного и безмерно глубокого сердца человеческого, ведомого только Богу ( 1Ин. 3:20 ). В нашей жизни встречаются две бездны — море сердца людского и непостижимость Ума Божия. Мы не сами выдумали Православие. Оно дано нам Тем, о Ком Давид пел: “Путь Твой в море, и стези Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Крещение во время болезни оглашенного, то есть того, кто свободно изъявил свое желание быть принятым в число членов Церкви и кто был признан достойным этого принятия, вызывало сомнение в его действительности. Об этом мы уже говорили выше. Когда эти сомнения были устранены, к «клиникам» относились все же долгое время с большой резервацией [сдержанностью, осторожностью]. Как общее правило, клиники не допускались в клир, так как их вера была не от произволения, но от нужды («ех anankes»). «Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти в пресвитера: ибо его вера не от произволения, но от нужды: разве токмо ради после открывшияся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных». В этом правиле Неокесарийского собора (315) речь идет о верном, который свободно – по своему произволению – был принят в число оглашенных, но не успел закончить своего оглашения, или, что более вероятно по смыслу правила, закончив его, откладывал крещение и только во время болезни решил приступить к нему. Болезнь не устранила свободу решения, но, создав дополнительный мотив для решения, ускорила его. Ввиду этого крещение было совершено не по заранее принятому решению, а по необходимости. Угроза смерти создала необходимость, которая ослабила природу свободного произволения. Где имеется «ananke», там нет полной свободы. При таком отношении к крещению на одре болезни («en tei klinei») не могло быть и речи в древней Церкви о крещении по принуждению или по насилию. Быть принятым в Церковь означает быть принятым в тело Христово, чтобы быть достойным участия в «трапезе Господней». «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Апок.3:20 ). Никто не может зов Христа подменить принуждением и насилием. Его примет вода, но не примет Дух. Крещение детей 1 . Христианская проповедь обращена ко всем людям, чтобы каждый мог уверовать в Сына Божия, и, покаявшись, вступить в Церковь . Вера и покаяние требуют известной зрелости, которая является гарантией сознательного отношения к таинству крещения со стороны вступающего в Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Мф. 17:11) 684 . Наступление этого дня предвозвещено и другими признаками, не менее разительными и ясными. Беспечность, какая была при Ное перед потопом и во время Лота в Содоме, Гоморре и др. перед истреблением последних посредством серного огненного дождя, будет и перед пришествием этого страшного дня Господня (Срав. Луки 17:26–30 ). Но вместе с тем, не смотря на проповедание Евангелия всем народам ( Мф. 24:14  сн. Рим. 11:26 ), крайнее нечестие будет печальным признаком того времени; особенно же одно какое-то владычественное лицо явится настойчивым противником Христа и оскорбителем всего святого в мире (сн. Дан. 11:36  и дальн. и 2Сол. 2:3  и дал. и др.) 685 . Его поругание над всем святым, в союзе с семенем погибели, достигнет крайней степени своей в осквернении святыни. Это – мерзость запустения, реченная через пророка Даниила, стоящая на месте святом (сн. Дан. 9:27  и Мф. 24:15  с парав.). Тогда будет великая скорбь, какая не была от начала мира и до ныне и не будет ( Мф. 24:21 ). И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29  сн. Иоиля 2:30–31 и Деян. 2:10–20 ). Тогда явится знамение Сына человеческого на небе и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой (Мф. 24:30 и Дан. 7:13  и дал.). И пошлет Ангелов с трубным звуком и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:31 сн. 1Кор. 15:51–52 ; 1Сол. 4:15  и дал. срав. Иоил. 2:1  и дал.). При этом трубном звуке прежде всего последует воскресение мертвых, затем – изменение живых в сретение Господа – Судии и Мздовоздаятеля (сн. 1Кор. 15:51–52 ; 1Сол. 4:15–17 срав. Исаии 26:19 и Апок. 20 гл.). Когда же таким образом тленное сие, облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой (Исаии 25:8). Смерть! Где твое жало? Ад ! где твоя победа? ( Осии 13:14  сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Не слабость, но сила Но плакать можно не только о своих грехах. Можно разделить слезы горечи и печали с теми, кому тяжело. В послании к Римлянам святой апостол Павел призывает: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12, 15). Поэтому блаженны будут не только те, кто очистил себя слезами покаяния, но и те, кто не остался безразличным к слезам других людей. Принять чужие слезы, как свои, чужую скорбь, как личную. Это тоже подвиг. Подвиг исполнения заповеди Господа — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Христианская любовь - не эгоистичное самообожание. Любовь, о которой говорит Господь, открыта для других. Настоящая любовь способна разделить с другими и радости, и скорби. Поэтому для христианина слезы и плачь — это не проявление слабости, а проявление любви. И покаяние, соединенное со слезами, делает нас сильными. Дает силы в борьбе с греховными страстями. Слезы о чужом горе помогают нашей душе не очерстветь. И Утешением для верующих становится Сам Господь Иисус Христос. Заповеди блаженства — не бессвязные тезисы. Каждая из них связана с другой. Человек, осознавший или, лучше сказать, достигший состояния духовной нищеты, обретет и блаженный плач. Да, без Бога я не могу ничего. И чувство божественного присутствия, благодатное чувство обретенных божественных даров —выливается для нас слезами и о своем недостоинстве, и, одновременно слезами радости. Ведь что может быть радостнее присутствия Христа? Ведь и Сам Господь плачет и радуется вместе с нами. Именно слезы открывают путь Господу в нашу душу и сердце. «Сильный», который никогда не проливает ни единой слезинки, может и не почувствовать той нужды в Боге, которую открывает духовная нищета и плач. Вся наша сила в Боге, а не в нашем «я», которое может все, как порой может казаться. В Апокалипсисе есть замечательные по своей глубине слова Господа Иисуса Христа: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок. 3, 20). Господь стучит в двери человеческого сердца, опечаленного, обуреваемого скорбями, чтобы разделить эту скорбь и печаль. Господь взошел на крест и принял смерть, чтобы разделить с нами всю глубину человеческой жизни, вплоть до самой смерти. Но Господь не просто погружается в эти глубины, Господь выводит нас из них. И вопрос в том, готовы ли мы и хотим ли мы принять эту помощь, принять Христа? Хотя бы раз в жизни каждый хотел бы, чтобы кто-то разделил с ним его скорбь. Господь готов сделать это всегда. Еще и еще раз радоваться и плакать вместе с нами, чтобы стать нашим Утешением. Ведь Христос Сам обещает это в заповедях блаженства. И, наверное, тот, кто по-настоящему не плакал, тот не сможет по-настоящему, во всей полноте испытать радость утешения. Не случайно же все так взаимосвязано и в обычной жизни, и в жизни духовной.

http://pravoslavie.ru/73261.html

Нет! как вначале Бог сотворил пол мужеский и женский, так и по воскресении мужие останутся мужьями, женщины – женщинами. Господь упоминает об обоих полах, когда говорит, что по воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:30 ). И так все мы придем не в мужской пол, но в мужа совершенна, т. е. примем мужескую силу и твердость, чтобы, как говорит далее Апостол, мы не были младенцами, колебающимися всяким ветром учения; будем подобны Ангелам не отсечением пола, но отсечением женитьбы и плотских похотей. 5. Тела воскресших не потребуют ли пищи и питья? Воскресшие тела не будут нуждаться в физической пище и питии, которые необходимы для поддержания изнуренного и ослабевающего тела тленного. Сеется бо в немощи, восстает в силе. Для чего же ел Иисус Христос по Своем воскресении? ( Лк.24:30 ). Он ел и пил для уверения Своих учеников, принявших Его за духа; ел также для свидетельства о теле, изменившемся своим видом. 6. Какие свойства будут иметь тела воскресших святых? Тела воскресших Святых будут: а) Бесстрастны, нетленны и бессмертны. Сеется в тление, восстает в нетлении ( 1Кор.15 ). Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могут ( Лк.20:35–36 ); б) Духовны. Они сделаются подобны духам бесплотным в крепости, скорости, нетлении и тонкости; они явятся тонкими и легкими, как воскресшее тело Христово, которое не знало никаких пределов и преград. Сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор.15:44 ). в) Светлы, как сказал Спаситель: тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их ( Мф.13:43 ). По свидетельству Апостола, Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу Его ( Филип.3:43 ). Сеется в уничижении восстает в славе ( 1Кор.17:43 ). 7. Какие свойства будут иметь тела осужденных грешников? 1 .Тела осужденных грешников будут иметь нетление и бессмертие. О сем свидетельствует Иисус Христос: и пойдут сии в муку вечную ( Мф.25:46 ). В те дни, говорит Тайновидец, люди будут искать смерти, но не найдут ее; и пожелают умереть, но смерть убежит от них ( Апок.9:6 ). Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15–53 ), изъясняет Апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Но это Спаситель сказал не против открытой общественной молитвы вообще, а против злоупотребления молитвой, т.е. против показной лицемерной молитвы фарисеев. С этого Он и начал свою речь: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые, любят в синагогах и на углах улиц молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ( Мф.6:5 ). А нелицемерно, т.е. не напоказ можно молиться и в общей церковной молитве. Нужно только иметь самое искреннее молитвенное настроение и ни тени честолюбивой мысли. Напротив, и в уединении можно молиться с честолюбивой целью – прославиться. «Если и в клеть войдешь, говорит Иоанн Златоуст , и затворишь за собой двери, то коль скоро сделаешь сие по тщеславию, затворенные двери не принесут тебе никакой пользы... Спаситель желает, чтобы ты заключил двери сердца твоего 92 . Молящийся должен весь сосредоточиться в себе самом, в глубине своей души, освободив свое сердце от всех нечистых чувствований, волю от себялюбивых желаний, ум от механической ассоциации идей. Тогда где бы христианин ни молился, хотя бы пред многотысячной толпой, он будет молиться настоящею молитвой. Таким образом, под «комнатой» нужно разуметь сердце человека. И это вовсе не натяжка, а самое истинное понимание слов Спасителя. Рассматриваемые слова имеют очень близкую аналогию со словами: «если правый твой глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя... и если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя» ( Мф.5:29–30 ). Конечно, никто не будет понимать это в буквальном смысле. Дело не в руке или в глазе, а в испорченном сердца. Если и отсечена правая рука и вырван правый глаз, а сердце осталось прежнее, то пользы от этого мало, потому что будет соблазнять левая рука и левый глаз, отсеките обе руки и вырвите оба глаза, но останьтесь с прежним сердцем, от этого не будет пользы, потому что грех все же останется в человеке. Это наглядно подтверждают сектанты скопцы, которые, несмотря на то, что совершают над собой, оскопление, иногда полное (т.е. совсем удаляя «ключ ада», чтобы отстать от плотского греха, однако разжигаются похотью и творят блуд еще с большей страстью. В Апокалипсисе есть подобное нашему сравнению, но еще более рельефное и ясное. «Кого Я люблю, говорит Господь, всех обличаю и наказываю... Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной» ( Апок.3:20 ). Конечно не о двери и комнате говорит Господь, а говорить о сердце человека 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Обозрен. 1889 г. Май-Июнь, стр. 229). Не повторяя того, что уже говорилось, скажем следующее: наш автор слова Писания «будет взят от среды» толкует в том смысле, что Иисус Христос сам удалится из среды. Из какой же это среды? Не из Церкви конечно, ибо Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» ( Мф.16:18 ). А.Д. Беляев говорит: из среды мipa, из поприща мipa. Но, во-1), сама Церковь находится в мip; во-2), Божественное Откровение дает ясно разуметь, что Господь в последние времена и при пришествии антихриста будет, как Он есть и теперь, и вне Церкви. В последние времена будет проповедано Евангелие всем народам, и, по толкованию А.Д. Беляева , Израиль войдет в Церковь Христову уже при пришествии антихриста. Но обращение человека или народа ко Христу невозможно без предварительного воздействия Христа на этого человека или этот народ ( Апок.3:20 ). Таким образом следует, что Господь будет среди всего человечества и пред пришествием, и во время пришествия антихриста. Господь будет и тогда стучать в двери сердца людей, доступным восприятию истины, и Св. Дух будет воздействовать на них, и будут обращаться ко Христу. Церковь останется и вселенской, и открытой для принятия новых членов и во дни антихриста. Господь воплотился для спасения рода человеческого и никогда не оставит человечества. Об этом ясно и твердо учит Св. Писание. И наш автор не привел и не мог привести ни одного текста, в котором можно бы было видеть хотя бы отдаленное указание или намек на то, что заблудшееся человечество некогда будет предоставлено Господом самому себе (см. 1002–1003 стр. —62— книги). Напротив, из того же самого послания, но только не из той главы, толкование которой он дает, он мог бы узнать, что Господь с Ангелами Силы Своей явится совершить «отмщение непознавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа Нашего Иисуса Христа» ( 2Фес.1:8 ). Значит, Св. Дух будет воздействовать на человечество, но человечество будет противиться Духу Святому, и это противление, бывшее во все времена (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писании соединяется с молитвами, и, наконец, милостыни и подобные дела христианской любви. Плоды поста следующие: примирение наше с Судиею Богом, разные блага или благословения, обращение и преуспеяние в святости. В Евангелии предписывается часто и много поститься — при торжественном приготовлении к какому-либо важному делу, особенно же к делу священному. Пост бывает общий, т.е. охватывающий все общество верующих, или всю Церковь, как это видно из следующих мест Св. Писания: «И пришли все сыны Израилевы и весь народ в дом Божий, и плакали, сидя там перед Господом, и постились в тот день даже до вечера» (Суд. 20:26). «И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени Царя, и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили» (Ион. 3:7); и бывает пост частный: либо домашний, т.е. такой, который держит какое-либо семейстзо, либо личный, как, например, пост Анны и Давида.    Один из плодов любви к Богу — почитание праздников. Ветхозаветная суббота установлена Богом с самого начала мира. Впоследствии постановление о ней повторено израильскому народу через Моисея, для того, чтобы он всегда помнил об избавлении своем от рабства, и торжественно объявлено в Десятословии для всеобщего соблюдения. У христиан же она заменена днем Господним, или воскресным, как это видно из следующего места Св. Писания: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я семь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Апок.1:10),— следовательно, святой апостол Иоанн почитал день воскресения Господня и именно в этот день Господь явил ему особенную благодать Откровения. Этот день праздновали апостолы, собираясь для преломления хлеба, т. е. для совершения Таинства Св. Причащения, и всем верным завещали праздновать день воскресный, как это видно из постоянных действий первенствующей христианской Церкви. Празднование же, или священие этого дня должно состоять: в воспоминании нашего сотворения, искупления и Воскресения Христова; в благодарении за эти благодеяния и хвалении Бога; в освобождении себя от прочих трудов и в посвящении всего дня одному Богу (то есть этот день должно проводить в молитве с прочими верующими, для чего должно посещать собрания церковные); в размышлении о Слове Божием, не только прежде собрания, но и после него; в призывании и других людей к Богу, по примеру св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

…После смерти Владыки я всё же открыла последнюю страницу «Самодержавия Духа» и прочитала: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит …» (Апок. 3:20-21). Аминь. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский»… Он стал заметно дольше молиться по утрам. По своим медицинским обязанностям после его молитвенного правила я должна была дать необходимые процедуры, и в связи с этим Владыка благословил меня приоткрывать дверь его кельи, чтобы узнать, закончил ли он молитву. В следующие дни мне порой приходилось приоткрывать её не по одному разу, пока он не завершал своё правило и не закрывал Евангелие… 22.10.1995 Владыка выглядит бодренько и собирается служить Литургию. Я боялась, что он отошлёт меня исповедоваться к батюшке, но нет, Святитель сам отпустил мне грехи… Марк-малыш, который нарисовал Владыке крест, причащался впервые… Перед службой я очень просила Владыку, чтобы он причастил всех сам, из своих рук. «Ведь им на память останется», — упрашивала я, сомневаясь, выйдет ли толк из моих просьб. Вдруг слышу: «Со страхом Божиим и верою приступите…» Владыка сам взял чашу и всех причастил, хотя и попросил помочь, поддерживать ему руку (рука была слабая, моего Святителя безпокоили боли в плечевом суставе). Я так была рада за всех! Никто тогда и не подозревал, что это было в последний раз на земле… Потом Владыка пригласил всех на обед. Обед был простой, но все были счастливы и ловили каждое слово Владыки. Святитель мягко шутил, улыбался, заводил душеполезные беседы… Вдруг маленький Марк исчез. Я пошла проверить, куда он делся. Смотрю, сидит в моей келье и рисует множество крестов, на которых распят Христос… Потом, уходя, он всё своё художество опять подарил Владыке. После обеда все вышли во дворик и любовались пышным цветом георгинов. Вообще лето радовало. И не только природа щедро одарила нас — какой-то особый «урожай» был нынешним летом и на людей. Кто только не приезжал к Владыке, чтобы услышать его слово!.. И из Иерусалима прибывали, и из российских городов, из Сергиевой Лавры и из других монастырей. И миряне, и монашествующие искали у нашего Святителя слово спасения… Я про себя очень радовалась такому наплыву и думала: «Благодатное время!»

http://pravoslavie.ru/37042.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010