в) Потому, что Господь тогда только хочет исповедать нас перед Отцом Своим небесным, когда мы сами исповедуем Его и словами и делами. Самое высокое достоинство состоит в том, чтобы быть достойным Христа « Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня » (ст.37) 1. Как это достоинство приобретается? а) Если мы веруем в Иисуса Христа и исповедуем его пред людьми (ст.32). б ) Если мы из любви к Нему жертвуем всеми предметами мира , родством и дружбой, радостями и удовольствиями, коль скоро они препятствуют нам любить Господа (ст.37). в) Если мы несем крест свой и следуем за Ним до смерти (ст.38). 2. Такое достоинство составляет, по истине, высочайшее из всех земных достоинств, ибо: а) оно освящает и облагораживает всякое другое достоинство, которое без него — ничто (Псал. 48:21 ); б) человек через него удостаивается чести быть исповеданным перед Отцом Небесным (ср. Апок. 3:5 ) и в) права носить «венец жизни .» Крест христиан имеет с собой великое обетование « Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? » (Мф. 19:27) 1. В чем состоит этот крест? а) Не в каждом страдании . а. не в общих человеческих бедствиях, постигающих нас за грех, вследствие проклятия, тяготеющего над всей природой, каковы, напр., болезни, несчастья, смерть и проч.; b. не в самоизмышленных лишениях или в ложном мученичестве, которому недостает истинного признака последования Христу . 6) Но во всяком страдании, поражающем нас или добровольно претерпеваемом нами ради Господа. Сюда относятся: а. отвержение чести и земного имущества, если наше христианское звание того требует; (Мф. 19:29 ). b. оставление самых дорогих для сердца привязанностей, если они препятствуют нашей всецелой преданности одному Иисусу Христу (Мф. 19:29). 2. Какое обетование имеет с собой такой крест? Великое и языком человеческим невыразимое, которое — а) будет состоять в живейшем и теснейшем общении с Христом, превосходящем всякую радость: а. своей славой (ст. 28): « когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых .»

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В самом деле, есть ли в св. Писании, хотя некоторое указание на будущую судьбу и назначение Рима? Нигде, ни в Евангелии, ни в посланиях св. Петра, ни в послании св. Павла к Римлянам,– ни в одной священной книге не сказано об этом,… кроме Апокалипсиса возлюбленного ученика Господня, св. Иоанна Богослова. Но посмотрим, благоприятствует ли Апокалипсис почитателям Рима и понтифекса римского? Многие ученые богословы, в том числе и римско-католические, признают, что и св. Иоанн Богослов в Апо­калипсисе и св. Петр в своем первом послании (5:13), под именем Вавилона разумеют Рим 28 . Итак, раскроем Апокалипсис и посмотрим, что открыл Дух Святой Богослову о будущей судьбе Рима, или второго Вавилона? “И повел меня (Ангел) в духе в пустыню, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценным каменьем и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодеяния своего. И на челе ее написано имя: “тайна! Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным”. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей (мучеников) Иисусовых. И сказал мне Ангел: что ты дивишься?.. Жена, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями”. ( Апок. 17:3–6, 18 ). Вы скажете, что все это относится к Риму языческому, Риму цезарей, гонителей христианства, а не к Риму христианскому, или папскому. И я не отвергаю этого. Однако, если бы этому городу назначено было Провидением сделаться священною столицей христианства; то, без сомнения, тайновидцу была бы открыта и эта тайна; Ангел сказал бы ему, что эта блудница будет некогда девою чистою, и город, исполненный мерзостей, сделается городом святым и вечным. Но послушайте далее, что открыто о будущей судьбе нынеш­ней столицы пап. “После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля освети­лась от славы его. И воскликнул он сильно громким голосом, говоря: “пал, пал Вавилон, великая блудница, сделалась жилищем бесов и пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице...” И услышал я иной голос с неба, который говорил: выйди из нее, народ Мой (т.е., народ христианский), дабы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее: ибо грехи ее дошли до не­ба, и Бог вспомянул неправды ее... И взял один силь­ный Ангел камень, как большой жернов, и поверг в море, говоря: с таким стремленьем повержен будет Ва­вилон, великий град,– и уже не будет его”. (18:1–5, 21) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

В эти минуты Господь призывает нас… Тихо стучит в наше сердце. На память приходят слова апокалипсиса: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит двери, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» ( Апок. 3:20–21 ). Этими минутами надо дорожить. Надо помнить, что не знаем мы, а часто и не хотим знать, где то Галилейское озеро, на берегах которого призывает нас Господь. Стучася у двери твоей Я стою, Впусти Меня в келью свою! Кто глас Мой услышит, кто дверь отопрет, К себе кто Меня призовет, – К тому я войду и того возлюблю, И вечерю с ним разделю. Ты слаб, изнемог ты в труде и борьбе, Я силы прибавлю тебе; Ты плачешь, последние слезы с очей Сотру Я рукою Моей, И буду в печали тебя утешать, И сяду с тобой вечерять … Стучася, у двери твоей Я стою, Впусти Меня в келью твою. Неделя 3я по Пятидесятнице: Лукавое око (Ев. Матф. 6:22–23 ) “Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?« Человеку свойственно расценивать все со «своей» точки зрения, предъявлять ко всем «свои» требования. Искусство христианского подхода к ближним одно из самых великих искусств. На этом пути открывается много соблазнов, и, в частности, соблазн обличения. Обличение само по себе действительно бывает нужно, но только тогда, когда оно основано на любви и искреннем расположении, а не является только выходом для теснящихся в нас недоброжелательства и раздражительности. Обличитель должен иметь «светлое око» и помнить, что великую ответственность берет он на себя, обличая других и указывая на чужие недостатки. Перед своею смертью один из подвижников говорил: «я никого не учил тому, чего прежде сам не исполнял.» Истинный христианский подход к ближнему – видеть в нем прежде всего образ Божий и помнить, что за всех нас вместе и за каждого в отдельности страдал на древе крестном Христос Спаситель. «Умная» душа (живущая духовным рассуждением) всегда старается брать от вещи только хорошее – говорит один из современных православных мыслителей. Привычка «критиковать» – одна из духовно опустошающих привычек. Слишком широкий простор открывается в ней для «лукавого ока.»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Вместо колена Данова упомянуто священническое колено Левиино, которое не входило прежде в число 12 колен. Такая ограниченная численность выставлена, быть может, для того, чтобы показать, как мало спасшихся сынов Израилевых по сравнению с неисчислимым множеством возлюбивших Господа Иисуса Христа из всех остальных народов земли, бывших язычниками (ст. 1-8).Вслед за тем св. Иоанну представляется другое дивное зрелище: " Народ мног, егоже исчести никтоже может, от всякаго языка и колена и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы и финицы в руках их. И возопиша гласом велиим, глаголюще: спасение сидящему на престоле Богу нашему и Агнцу " – по словам св. Андрея Кесарийского, " это суть те " , о которых говорит Давид: " изочту их и паче песка умножатся " (Пс. 138:18), – которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний. В руках у них пальмовые ветви – знамения победы над диаволом. Участь их – вечное ликование перед престолом Божиим. Один из небесных старцев объяснил св. Иоанну, что это " сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша (омыли) ризы своя, и убелиша ризы своя в крови Агнчи " . Все эти признаки указывают явно на них как мучеников за Христа, а выражение, что они " пришли от великой скорби " , заставляет некоторых толкователей предполагать, что это христиане, которые будут избиты антихристом в последний период существования мира. Ибо об этой скорби возвестил Сам Христос Спаситель, говоря: " Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира и доныне, и не будет " (Матф. 24:21). Это и будет то дополнение числа мучеников, о котором сказано в (Апок. 6:11). В качестве высшей награды, которую они получат, указывается то, что они будут пребывать пред престолом Божиим, служа Богу " день и нощь " , чем указывается образно на непрерывность этого служения, ибо, как говорит св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

Впрочем, из откровения мы знаем, что морей не будет после конца времен ( Апок.21,1 ), ибо Бог «бездне говорит: “иссохни!” и реки твои Я иссушу» ( Ис. 44, 27 ). Знаем мы также, что климат Земли прямо связан с нравственным обликом ее обитателей, ибо Господь «превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод: и поселят там алчущих, и они строят город для обитания» ( Пс. 106, 33–36 ). Удивительны тайны морей, сотворенных в третий день, о которых знала Библия еще 3000 лет назад, и которые стали известны лишь в 60-е годы ХХ века: дно морей оказалось покрыто удивительно высокими горами и глубочайшими безднами, что видели св. Иона (2,6–7) и Давид ( Пс. 17, 16–17 ). Море покрыто таинственными стезями ( Пс. 8, 9 )-течениями, которые вызываются ветрами. На дне океанов есть множество источников теплой пресной воды из подземных глубин планеты. Возможно, некоторые из них выходят также и на вершинах материковых гор. Удивительно, но и о них знает Библия. «Нисходил ли ты в источники, и входил ли ты в исследование бездны?» ( Иов. 38, 16 ). В этих подводных гейзерах живут удивительные бактерии, не боящиеся кипятка и использующие не световой, а химический источник энергии (хемосинтез). Действительно, в ХХ веке исполнились слова псалма: «Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, видят дела Господа и чудеса Его в пучине» ( Пс. 106, 23–24 ). Нет нужды говорить о необходимости океанов для климата нашей планеты. Так что, лишь сейчас мы отчасти начинаем понимать глубину слов Божиих: «И увидел Бог, что это хорошо». Когда первозданный свет в третий раз воссиял над Землею и наступило утро, произошло новое чудо: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» ( Быт. 1, 11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вска неправда грхъ есть, и есть грхъ не къ смерти. (3, 4). 17 . Чтобы верующие, узнав о грехах не смертных, не стали относиться к ним равнодушно и не ослабевали бы в строгом следовании предписаниям закона Божия, Апостол прибавляет, что все несогласное с правдою, все противное долгу есть преступление закона, оскорбляющее Бога, – грех, или вина пред Богом, достойная наказания. Только по влиянию своему на духовные силы человека грехи не одинаковы. – есть грехи не причиняющие человеку смерти духовной. Вмы, к вскъ рожденный Бга, не согршаетъ: но рожденный Бга, блюдетъ себ, и лкавый не прикасаетс ем. (2, 13. 3. 9. 12. 21. 2Сол. 3, 3 ). Вмы к Бга есмы, и весь во зл лежитъ. (4, 4 и д. Гал. 1, 4 ). к. Вмы же, к Снъ и далъ есть намъ [свтъ и] размъ, да познаемъ Бга истиннаго, и да бдемъ во истиннмъ Сн ег Хрт. сей есть истинный Бгъ и животъ вчный. (1, 2. 5, 26. 17, 3. 20. 28. Апок. 3, 7 . Римл. 9, 5 ). 18. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 19. Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле. 20. Знаем также, что Сын Божий пришел, и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 18–20. Эти три стиха, начинающиеся словами мы знаем, составляют заключение послания. Апостол начертывает в памяти читателя три главные положения. раскрытые им в послании: а) о высоком нравственном достоинстве рожденных от Бога (18), в) о совершенной противоположности мира людям не от мира сего (19) и с) о таинственном обращении с Богом верующих во И. Христа – истинного Сына Божия (20) К 18-му ст. см. примеч 3, 6. 9. К 19-му примеч. 2, 15–17. 3, 8. 10. К 20-му ст. прим. 2, 23. 24. 4. 9–12. 14–16. – Свет и разум: в подл, (δινοιαν) – слово, означающее не самое разумение, а способность и силу разумения. – Сей есть истинный Бог и жизнь вечная, т. е. И. Христос. Которого Иоанн Богослов в самом начале послания своего назвал Вечною Жизнию – 1, 2–3. (Ср. Вас. Вел.) (32).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха " (Евр. 12, 2-4). " Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией " (1 Пет. 4, 1-2). " Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его " (Апок. 3, 21) .  Он снизошел чтобы нам вознестись... Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам. Станем богатыми в Нем, ибо и Он стал человеком для нас. Он воспринял худшее, чтобы дать лучшее, обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой. Он принял образ раба, чтобы нам получить свободу. Он снизошел, чтобы нам вознестись, был искушаем, чтобы нам победить, претерпел бесславие, чтобы нас прославить. Он умер, чтобы нас спасти, вознесся, чтобы привлечь к себе лежащих на земле после греховного падения (11, 7). Знающие цель нашего призвания... должны не мимоходом выслушивать богословские слова, но стараться в каждом изречении и в каждом слове открывать сокровенный смысл. Мы обязаны уподобляться Богу, насколько это возможно для естества человеческого, уподобление же невозможно без познания... (6, 198). Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия и добродетели (113, 278). Для того и воплотился Он, как бы на иконе изображая и благочестие и добродетель, чтобы каждый и каждая, взирая на Него, по возможности подражали Первообразному. Для того Он носил наше тело, чтобы и мы, насколько возможно, подражали Его жизни. Поэтому когда слышишь о Его словах или делах, принимай это не как придется, поверхностно, но погружайся в глубину созерцаний, старайся стать причастником таинственной сути сказанного (113,278). Бог, сотворивший человека, есть истинная Жизнь; поэтому, кто утратил подобие Божие, тот утратил и общение с жизнью... Святитель Василий Великий (8, 56). Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни для всех мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Единственная возможность в целости сохранить свое национальное бытие, – создание Церкви национальной, независимой от папы, как базы национально-политического лика. И, именно, не интернационал церковный на земле есть воля Божия, но она, воля Божия, блогословляет создание национальных Церквей, что вполне согласуется с целями Божественного Домостроительства. Св. ап. Павел говорил Афинянам: «Бог от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из н и х» ( Деян.17:26–27 ). В расселении народов по лицу земли Бог положил цель, чтобы каждый народ искал Бога, т. е. своей национальной личностью усвоял одну и ту же Божественную Истину, подобно тому, как различные классы растений усвояют свойственным особенностям класса образом одну и ту же солнечную теплоту и дождевую влагу выявляя общую всем работу в разнообразных прекрасных цветах и плодах. 3-е ап. Правило как мы уже видели, считает национальные Церкви нормальным явлением в Единой Христианской Церкви во Христе. Св. ап. Иоанн Богослов, созерцая завершительный момент жизни Церкви Христовой во временном ее пребывании и переход ее в вечную славу, говорит: «Спасенные народы будут ходить во свете Его (Агнца) и цари земные принесут в него славу и честь свою... И принесут в него славу и честь народов» ( Апок.21:24–26 ). Цари, как представители наций, и сами нации внесут в Царство Божие то, в чем прославится Бог в их собственном земном, христианском существовании. В этой величайшей важности христианской задаче нет активного места папскому интернационалу. По своему существу он не может содействовать надлежащей христианизации национальной личности, ибо он не может войти в истоки ее, а скользит лишь по поверхности. Да и плоды, достойные Царства Славы, выращиваются не на сознании своей гордыни, а на смирении, которому одному дается Божия блогодать, необходимая для Христианской жизни, как духовная теплота и влага ( Иак.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Ибо когда прекратилась ветхая и древняя буква и служение по закону, как я уже сказал, было в упадке, тогда сошел к нам с небес Единородный и явился в образе нашем. Будучи владычествующим над вселенной Богом и обладая самым старейшим и несомненным достоинством в этом отношении, Он чрез уподобление нам так смиряется, что как будто впервые призывается к Царской власти. Поэтому Он и сказал: «Аз поставлен есмь Царь от Него» (очевидно от Бога и Отца) «над Сионом, горою святою Его, возвещали повеление Господне» (Пс. 2:6). Итак, да не выводит никто на средину Моисея, уступающего в славе Христу: да не владычествуют образы и да не превозносится кем-либо тень: «прежнее прошло... , се, творю все новое» (Апок. 21:4—5). А если бы кто решился делать это; тот стал бы бесчестить Божественное домостроительство и явился бы противящимся Богу и разрушителем святого и великого таинства. Ибо привязанный к образам после явления Иисуса будет весьма далек от собрания святых и явится совершенно лишенным наследия и участия в дарованиях, подаваемых чрез Христа. Страдавших этим некоторых жителей Галатии божественный Павел ясно обличает, говоря: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас , у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3:1—3.) Потом к сему присоединяет: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал.5:4—5). Ибо великий Моисей был поистине верным и превосходнейшим из людей; но он был рабом и его достоинство состояло в том, что он был посредником и служителем закона, изрекающего суд. Но пришел Господь его и принес нам оправдывающую благодать. Итак, да удалится закон, обвинитель во грехе, служитель осуждения, чрез который Бог все заключил под грех, дабы всех помиловать, по Писанию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3511...

– «Исповедую, Владыко, что Ты кладезь глубокий, что в Тебе сокрыты неисчерпаемые сокровища благодати, никогда не оскудевающей, как не оскудевает вода в земных источниках, питаемых водой из подземных родниковых жил. Я изнываю духовной жаждой, томлюсь сознанием своей духовной слепоты, греховности, немощи в борьбе с грехом и не знаю душевного мира. Сжалься над моим окаянством, отверзи для меня струи Твоей благодати и утоли ими мою духовную жажду. Верую, что эти живительные струи способны напоить жаждущего так, что он уже не захочет искать другой воды для удовлетворения своей жажды, не променяет их на земную мудрость, на земные блага, на земные удовольствия. Пьющий эти земные воды вечно будет томиться жаждой, ничем не насыщаемой, но пьющий живую воду благодати и в сей жизни будет испытывать отрадное чувство удовлетворения, а в будущей – полное блаженство, потому что эта чудная вода течет в живот вечный – имеет силу готовить пьющего ее к наследию вечно блаженной жизни, для действительнейшего соединения со Христом – неистощимым источником воды жизни ( Апок.21:6 ) – здесь и наипаче там. Источи же мне струи Твоей животворящей благодати для утоления моей духовной жажды». Христос самаряныне явися, в дусе службу тебе, душе, предживописа. Слушая речи Иисуса Христа о воде живой, самарянка не догадывалась, что говорящий с ней – пророк, и притом не обыкновенный пророк, а Сам Мессия. И вот Он дает другое направление Своей речи. На ее просьбу: «Дай мне живой воды», о которой говорил ей Христос, Он объявил ей, чтобы она пошла и привела своего мужа. «У меня нет мужа», – говорит она и из Его ответа убеждается в Его пророческом ведении. Он знает про нее то, чего не мог знать обычный чужестранец, случайным образом остановившийся у самарийского колодца. Он говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе ( Ин.4:17–18 ). Пораженная этим пророческим ведением, самарянка обращается теперь к Нему как к пророку и просит у Него разрешения религиозных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010