Земля прейдет в своей грубой материальности, но ее формы жизни, отражающие вечную красоту Бога, останутся, чтобы в своем обновленном расцвете еще громче и гармоничнее славить Господа и услаждать наши духовные очи и сердца… Любя природу, мы любим не временное, не преходящее, не тленное, а вечное, данное нам Богом в наш удел навсегда, с чем мы связаны неразрывными узами одной и той же творческой любящей руки (Быт.1:26–28, Мф.5:5). Природа — это та обетованная земля, в которую мы войдем владыками с победителем Иисусом. Теперь мы должны только завоевывать ее своею любовью и своими трудами над ее хранением и развитием. Мы должны воевать со всеми ее врагами, со всеми теми хищниками, которое смотрят па прекрасный мир Божий как на предмет временной наживы и удовлетворения низким корыстным расчетам и немилосердно грабят ее богатства, разрушают ее красоту, обращают ее в место служения мерзким и гнусным идолам Маммоны и Астарты… мы должны видеть в себе вечных обладателей возлюбленной Богом и обещанной нам земли; она будет тем раем, куда мы войдем воскресшими и обновленными, как Ангелы Божии, брачным чертогом, живым, одухотворенным и преображенным, где будет непрестанная радость Христа, веселящегося о Церкви, и Церкви, славословящей Христа и отдавшейся Ему (Апок.21:1–4). Не будем забывать нашего высокого жребия на земле: мы не случайные торговцы, тем более — не временные хищные наездники на ней, а ее вечные обладатели, возделыватели и хранители ее вечной красоты, ее рая, который откроется нам с пришествием Христа Спасителя. Мы должны оплакивать поругание этого рая современными язычниками и с великой любовью защищать и отвоевывать его своею любовью и царственно-отеческой заботливостью… (Апок.11:15–18). XII. " Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину " Ин.16:13 " Когда же приидет Он, то наставит вас… " Как приблизить к своему пониманию тайну исполнения этого обетования? Как представить себе такое нисхождение Духа истины, т. е. Божественное вдохновение свыше с одной стороны, и приятие этого Духа человеком, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=803...

Земля прейдет в своей грубой материальности, но ее формы жизни, отражающие вечную красоту Бога, останутся, чтобы в своем обновленном расцвете еще громче и гармоничнее славить Господа и услаждать наши духовные очи и сердца... Любя природу, мы любим не временное, не преходящее, не тленное, а вечное, данное нам Богом в наш удел навсегда, с чем мы связаны неразрывными узами одной и той же творческой любящей руки (Быт.1:26-28, Мф.5:5). Природа - это та обетованная земля, в которую мы войдем владыками с победителем Иисусом. Теперь мы должны только завоевывать ее своею любовью и своими трудами над ее хранением и развитием. Мы должны воевать со всеми ее врагами, со всеми теми хищниками, которое смотрят па прекрасный мир Божий как на предмет временной наживы и удовлетворения низким корыстным расчетам и немилосердно грабят ее богатства, разрушают ее красоту, обращают ее в место служения мерзким и гнусным идолам Маммоны и Астарты... мы должны видеть в себе вечных обладателей возлюбленной Богом и обещанной нам земли; она будет тем раем, куда мы войдем воскресшими и обновленными, как Ангелы Божии, брачным чертогом, живым, одухотворенным и преображенным, где будет непрестанная радость Христа, веселящегося о Церкви, и Церкви, славословящей Христа и отдавшейся Ему (Апок.21:1-4). Не будем забывать нашего высокого жребия на земле: мы не случайные торговцы, тем более - не временные хищные наездники на ней, а ее вечные обладатели, возделыватели и хранители ее вечной красоты, ее рая, который откроется нам с пришествием Христа Спасителя. Мы должны оплакивать поругание этого рая современными язычниками и с великой любовью защищать и отвоевывать его своею любовью и царственно-отеческой заботливостью... (Апок.11:15-18).  XII. " Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину " Ин.16:13 " Когда же приидет Он, то наставит вас... " Как приблизить к своему пониманию тайну исполнения этого обетования? Как представить себе такое нисхождение Духа истины, т.е. Божественное вдохновение свыше с одной стороны, и приятие этого Духа человеком, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Таким образом, выражение «в начале сотвори Бог небо и землю» (ст. 1) означает творение мира во всей его совокупности, творение, явившееся материалом для последующей творческой устроительной деятельности, творение, однако, не хаотического какого-либо вещества, на что указывают определенные выражения Бытописателя «небо и земля, – творение первое и в собственном смысле этого слова на что указывает самый еврейский глагол «бара», означающий произведение чего-либо именно из небытия 4 . Положив в основание повествования о происхождении мира мысль, что один Бог виновник, происхождения вселенной (неба и земли ст. 1), вызвавший ее из небытия в бытие. Моисей приступает прямо к описанию того состояния земли, в каком она находилась пред шестью днями творения, о состоянии же неба, за это время совсем не упоминает, несомненно, потому, что предметом его описания была, но преимуществу земля с ее главным обитателем – человеком и их происхождение. «Земля же бе невидима и неустроена: и тма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды» (ст. 2-й). Некоторые находят во втором стихе указание на хаос древних на том основании, что библейское выражение «невидима, и не устроена», с еврейского «тогу ва богу» всюду, где ни встречается оно в Библии ( Ис.34:11 ; Иер.423 ), обозначает положительное опустошение, запустение, которое заступает место прежней полноты жизни и плодородия, но никогда не обозначает естественный, идифферентный недостаток жизни, низшую степень развития земли, когда последняя не наполнилась еще жизнию. Выражение «тогу ва богу» усиливается во 2-м стихе еще указанием на царивший всюду мрак и льющиеся воды, а тьма, по писанию, представляется формой и картиной злато и зла; тьма – это нечто безбожное, которое должно быть побеждаемо; в новом Иерусалиме нет никакой ночи ( Апок.21:25; 22:5 ). Также и «тогом» означает бездну, которая при образовании земли была положена пределом. (Причт.9:27; Пс.37:7 ; Иов.38:8–11 ) и которая выступила, когда природа возмутилась против человека ( Быт.7:11; 8:2 ). Между морем, смертию и адом находится тайная связь ( Иов.38:16 ; Апок.20:13 ) Одним словом, по мнению Делича, все выражения второго стиха, – за исключением заключительных слов: «Дух Божий носился над водами» – обозначают аналогию царства зла. Другие в словах: «невидима и неустроена» видят указание на хаотическое состояние массы (материи) до появления в ней движения и жизни, до образования солнечных миров и планет, когда эта масса или материя в чрезвычайно разреженном виде наполняла вселенную, и из которой, потом, вследствие движения около одного или нескольких центров, начали образовываться миры по блестящей гипотезе Лапласа и Канта 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Даже и скоты не иначе, как люди, издыхают и перестают жить. Но когда до внутреннего состояния проникнем и рассудим то, что Вера Святая представляет нам, то увидим различие кончины благочестивых и нечестивых, так как различно было их в мире сем житие. Вопр. В чем состоит различие смерти благочестивых и нечестивых? Отв. 1) Хотя и благочестивые и нечестивые называются в св. Писании спящими: мнози от спящих в земней персти востанут, сии в жизнь вечную, а онии – в укоризну и в стыдение вечное ( Дан. 12:2 ); потому что все Архангельскою трубою, как от сна, от смерти возбудятся и оживут: однако ж, благочестивых смерть в особливом значении называется сон: потому что они почивают от трудов своих ( Апок. 14:13 ). Как потрудившиеся в день добре почивают в ночи: так благочестивые, которые трудились в подвиге веры и благочестии в мире сем, сладце по благословенных трудах усыпают, почивают и успокоиваются, доколе Архангельскою трубою возбудятся. 2) Благочестивые (в смерти) лишаются временных и земных благ, но наследствуют вечные и небесные; нечестивые же, лишившись временных, лишаются и вечных. 3) Благочестивые престают временно жить, но начинают вечное житие; нечестивые, престая временно жить, престают и вечно, но временную жизнь пременяют на вечную смерть ( Апок. 21:8 ). 4) Благочестивые, по трудах, скорбях и болезнях, переселяются в покой, прохлаждение и радость, и преносятся Ангелами на лоно Авраамле ( Лк. 16:22 ); нечестивые, по веселостях и роскошах своих, обретаются во аде, в муках ( Лк. 16:23 ). 5) Благочестивые, утешаясь на лоне Авраамли, ожидают общаго воскресения, в которое, услышав глас Сына Божия, оживут плотию, и, как трава прозябшая прекрасными цветами одевается во время, весеннее, они, исшедши из гробов, облекутся в новый, нетленный и прекрасный вид, и так – получат от десницы Господней совершеннейшее блаженство. Нечестивые же, мучась во аде, совершеннейшаго по делам своим ожидают воздаяния и мучения, по соединении с телами, с которыми беззаконновали. Итак благочестивых смерть есть приобретение ( Флп. 1:21 ): ибо чрез смерть свою приобретают живот вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Другой – Новый Иерусалим: – существует вне времени, потому и называется Новым (), и в нем уже нет зла ( Апок.21:1–4, 22:3–5 ). Его явлению предшествует поражение Гога и Магога, низвержение Сатаны, общее воскресение, и суд над воскресшими из мертвых ( Апок. ХХ, 7–15 ). Как сказано, было выше, Charles усматривает перемещения и в других местах и тоже пытается восстановить первоначальный порядок. Это касается главы XVII, и еще более, главы XVIII, порядок которой вызывал сомнения еще и со стороны старых толкователей  (Ф. Безы и Витринги). Комментарий Charles " a имеет очень большое научное значение, и по труду, на него положенному, и раскрывающейся в нем эрудиции представляет собою своего рода научный подвиг. Комментарий прямо пестрит ссылками на изученную Charles " ом богатую апокрифическую и раввинистическую литературу (ср. напр. к II, 17; IV, 6; V, 1, 8, VI, 9, 11; VII, 1; VIII, 3; IX, 1; XII, 7; XX, 2, 7– 10, 13, XXI, 10; XXII, 9). Некоторым вопросам посвящены специальные экскурсы, представляющие собою небольшие самостоятельные исследования (ср. напр., к гл. XVII о слиянии в учении об Антихристе мифов об Антихристе и Велиаре и сказаний о Нероне; примечание к XIII, 18 об исчислении числа зверя или еще – тоже в тексте комментария – все объяснение XXI, 19, где двенадцать драгоценных камней связываются с двенадцатью коленами Израилевыми и двенадцатью знаками зодиака). Большую ценность представляют работы Charles " a по установлению текста Апк. по древним спискам и версиям, и, в особенности, его филологические изыскания. Но комментарий Charles " a не свободен и от очень серьезных недостатков, несомненно, умаляющих его значение. При всей ценности его филологических выводов Charles придает им преувеличенное значение, думая, что нашел, таким образом, безошибочный критерий для установления подлинных и неподлинных частей, и распознавания источников. Еще больший произвол допускают усмотрения противоречий и другие методы, которыми он пользуется для этой цели. Неудивительно, что многие из его заключений лишены той убедительности, которую он им приписывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

2 . Вечного живота не наследуют все те, которые в настоящей жизни не ходят узкими вратами Господних заповедей; и Господь сказал: «узкая врата, и тесный путь вводяй в живот»; а «пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу» ( Мф. 7:14, 13 ). 3 . Вечного живота не наследуют все, всем сердцем привязанные любовию к чему-нибудь созданному Богом, как ни было бы то для кого-либо важно, дорого или любезно: «ибо, иже любит, – говорит Господь, – отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына, или дщерь... и жену, и чад, и братию, и сестер, еще же и душу свою... паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф. 10:37 . Слич. Лк. 14:26 ). 4 . Не наследуют вечного живота все, остающиеся без истинного покаяния. «Во гресе вашем умрете», сказал Господь нераскаянным иудеям ( Ин. 8:21 ). 5 . Не наследуют вечного живота все, не причащающияся Тела и Крови Господа Иисуса Христа, ибо так сказал Господь: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин. 6:53 ). 6 . Наконец, не наследуют живота вечного все те, которые, боясь трудностей, не преодолевают в себе греховных вожделений, но дают им действовать в себе до конца жизни, и с ними умирают. Ибо так сказал Господь: «Побеждаяй наследит вся... Страшливым же и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящим и чары творящим, идоложерцем и всем лживым, часть им в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая» ( Апок. 21:7, 8 ). Итак, вечного живота не наследуют: неверующие в Господа, не любящие Бога всем сердцем, не исполняющие Божиих заповедей, нераскаянные и презрители св. причащения. Все таковые подвергнутся вечной смерти. Вечная смерть – ужасное слово! Ибо она есть вечное осуждение, вечная мука! Ежели уже временная смерть для грешника так страшна, что многие не могут слышать ее имени, а некоторые разрушают дружбу даже с лучшими друзьями, ежели они часто напоминают им о их временной смерти; то как должна быть страшна для нас смерть вечная? Смерть временная ужасна, но она почти минутная; смерть вечная не имеет конца. Пройдут миллионы и миллионы миллионов лет, а она все будет продолжаться, как началась. Кому может быть не страшна такая смерть? Кто может не употреблять всех мер, чтоб удалить ее от себя? Для удаления от себя временной смерти обыкновенно употребляются, что только могут, и не щадят ничего: принимают самые отвратительные и крайнюю боль производящие врачества, соблюдают строжайшую диету, подвергаются тягчайшим предписаниям врача, позволяют ему жечь и резать свое тело; но для удаления от себя вечной смерти многие очень часто не хотят употребить совершенно ничего. От временной смерти, к чему бы ни прибегали, наконец ничто спасти не может; от вечной же смерти есть несомненное врачевство, именно, Иисус Христос – «древо животное» ( Апок. 2:7 ), и «хлеб животный» ( Ин. 6:48 ), от Которого «кто снесть, жив будет», по собственным Его словам, «во веки» ( Ин. 6:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

особ. ст. 7, 14, 16, 18, 21, – эти черты, в соединении с прообразом Иакова, могут быть усматриваемы и у ( Пс.42:3–4 ; Мф.12:17–20 ), – также в псалмах); в) Давид – пророк и вдохновенный певец, в его дивных песнях горит огонь нравственно-религиозного мессианского идеала, его вдохновенные псалмы проображают в себе силу и властительность учительного слова Господа и Его божественных речей; г) Давид есть " царь», коего одного евангелист величает этим именем, который один только из всех царей Израиля исполнил все хотения Бога и был по сердцу Его ( 1Цар.13:14; 16:1 ; ср. Деян.13:21 и Пс.88:21 ) и ради коего Бог щадил царство Иудейское от заслуженного отвержения – до исполнения меры долготерпения Своего ( 3Цар.11:12–13 ; ср. 2Пар.21:6–7 ), – по типу Давида царя пророк Иезекииль изображает второго Давида – Мессию (34:23–25), и в Новом Завете царство Христово называется царством Давида, а сам Господь именуется сыном Давида ( ; Мк.10:11 ; Лк.1:32 ; Апок.5:5; 22:16 и др.); г) наконец Давид служит прообразом Первосвященника и Ходатая Завета Нового, как создатель скинии и уготовитель ветхозаветного храма Божия ( 2Цар.24:25 ; 3Цар.5:3 ; 1Пар.28–29 глл.; ср. Амос.9:11 ; Деян.15:16 ) и как удостоившийся получить от Бога «Завет Вечный» – прообразы Нового Завета ( 2Цар.7:12–16 ), исполнившегося в лице Христа ( Деян.2:30 ср. Пс. (131:11). Давидом царем кончается эпоха устроения ветхозаветного царства Божия и боговдохноновенные предначертания нравственно-мессианского идеала Устроителя Завета Нового, но в лице того же Давида царя начинается и другая эпоха ветхозаветной теократии – увлечение самого Давида и его царственных потомков в чувственность, в идолослужение, в уклонение от нравственно-религиозного мессианского идеала, – а вследствие сего – постепенное и медленное, но неизбежное падение царства. Это и отмечает евангелист в словах: «Давид же царь родил Соломона от Уриевой (жены)». Эти слова выражают значение второй эпохи родословия ( 2Цар.11:2; 12:25 ), в коей евангелист уже не отмечает никаких нравственно-мессианских прообразов и только исключает трех потомков Иорама от дочери Ахава и Иезавели, коих род обречен был на полное истребление в царстве Израильском и к коему в царстве Иудейском, ради Давида и завета Божия с ним, мог быть только применен закон об исключении потомства ненавидящих Бога до третьего и четвертого рода ( 2Пар.21–25 глл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но так как человек состоит из двух существенных в его составе частей, т. е. из души и премудро устроенного тела, обязанного, наравне с душою, служить Богу ( 1Кор.6:20 ; Рим.12:1 ): то и надлежит человеку со внутренним Богопочтением соединять внешнее, телесное. Для выражения сердечных, благоговейных чувствований пред Всевышним Существом, должен он употреблять и видимые знаки: между ними жертвоприношение, как представленное Самим Богом в Превечном Его совете ( Апок.13:8 ), к прообразованию Божественной жертвы, которую в Себе Самом принес Спаситель мира на кресте ( Быт.3:15 ), и потому, как таинственное и угодное Ему Священнодействие, занимает первое место. Почему и видим, что с самого начала мира первые прародители человеческого рода, движимые некиим тайным Божественным вразумлением 2 , начали чтить Бога всесожжениями жертв ( Быт.4:3, 4, 8:20–21 ). II. О предании жертв законных и упразднении их § 4. О предании жертв законных и о их разности Закон, данный от Бога чрез Моисея, подтверждая сию существеннейшую часть древнего Богослужения, совершенно необходимую для выражения всех выше исчисленных отношений человека к Богу, предписал многие виды жертв, именно: 1) Всесожжения ( Лев.1 ), которые состояли в сожжении всей приносимой вещи в честь Верховного Существа и признавании Высочайшего господства Его над всеми тварями. 2) Жертвы за грехи (– 4:10,12), которые также сожигаемы были частию на алтаре приношений, частию же вне стана. Жертвы сии означали, что люди, приносившие их, заслуживали за свои грехи, по правосудию Божию, также смерть и истребление, как истреблялись животные за грехи приносивших 3 ; потому Слово Божие возвещает, что без кровопролития не бывает оставление (грехов) ( Евр.3:22 ). 3) Жертвы спасения или мирные ( Лев.3 , 1Цар.16:15, 13:9 ), кои возносимы были Господу в знак благодарения за полученные от Него благодеяния, или для испрошения новых Его милостей. § 5. Жертвы сами по себе не могли очищать грехов Хотя все эти жертвы установлены по повелению Божию, однако они сами по себе были недостаточны для достижения тех великих целей, для которых были приносимы ( Пс.39:7–9 . Пс.50:18 . Ис.1:11, 66:4 . Ам.5:21–22 . Мих.6:6–8 ). Да и можно ли помыслить, чтоб Богу, Духу чистейшему, бесплотному, угодны были только одни всесожжения: огонь, пожирающий тело и кости животных, и дым, восходящий от жертвенника? Возможно ли помыслить, чтобы бесконечная правда Божия только за это простила человеку его преступления против Святой воли? Невозможно, восклицает Св. Апостол Павел, крови юнчей и козлей отпущати грехи ( Евр.10:4 ). Но поскольку Сам Бог , установляя Законныя Жертвы, благоволил обещать приносящим отпущение грехов их: оставится им грех ( Лев.4:20, 27, 31, 35 ), то необходимо должно предполагать, что в Священнодействиях Левитских заключалась особенная Таинственная сила, действовавшая духовным образом на души приносящих к очищению совести от мертвых дел. § 6. Ветхозаветные жертвы должны были получать силу от прообразуемой ими жертвы Христовой

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010