Рукоположение православного римского епископа могло бы сыграть огромную положительную роль во внутрицерковной жизни, ибо оно лишило бы всяких оснований папистические тенденции Константинопольской патриархии и этим предотвратило бы появление многих вызванных ими нестроений и расколов в Православных поместных Церквах (на Украине и в Эстонии). Всем очевидно, что ввиду нарастающего наглого католического прозелитизма давно настала пора переходить от оборонительной и соглашательской позиции к наступательной: православного епископа - на Римскую кафедру! Но многие могут спросить: все это хорошо, но что же могу сделать я, простой православный христианин, не имеющий апостольской власти для решения этой задачи? Только повздыхать и успокоиться? Ответим на это так: во-первых, нам нужно усилить наше почитание святых Запада (а в нашем календаре одних римских святых больше сотни), молиться им и о себе и о возвращении ко Господу наших заблудившихся братьев. Во-вторых, при поездке за рубеж или в те места, где обитает много латинян и протестантов, помнить слова Святейшего Патриарха Алексия, что в наше время все мы призваны к миссионерству. Так пусть же время отпуска на западных курортах будет также отдыхом и для наших душ, сбрасывающих тяжесть греха через несение благовестия. Ведь, по словам апостола, «если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19-20). Будем же подражать святым проповедникам Евангелия, которых Бог избрал не только из числа клириков, но и из мирян (например, Трифон, просветитель лопарей, или равноапостольная Нина, просветительница Грузии), чтобы нам наследовать их славу. И утешением нам на этом пути пусть будут исполненные глубокого смысла слова Спасителя, прозвучавшие на священной Вечери из таинственной весенней ночи: «Симон! Симон! Вот сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 31-32). Не скрывают ли они, как думал свят. Николай Японский , предсказания о том, что гордый Рим, некогда восстав из бездн падения, своим примером укрепит и братьев своих, стенающих в дольней ночи и ждущих избавления от Того, Кто держит семь звезд в руке Своей и ходит посреди семи золотых светильников (Апок. 2, 1).

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/20/...

Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе и сый и грядый ( Апок.4:8 ). Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, и есть, и грядет. Пророк Давид так изображает вечность Божию: Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси ( Пс.89:3 ). Прежде нежели родились горы, и Ты образовал (соворил) землю и вселенную и от века, и до века Ты – Бог. б) Бог – благ, то есть Он любит Свои создания и подает им столько благ, сколько они могут вместить. Любовь Божия к людям особенно обнаружилась в спасении их воплощением, страданиями и крестной смертью Сына Божия и в духовном возрождении падшего человечества благодатью Духа – Утешителя. О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: никтоже благ, токмо един Бог ( Мф. 19:17 ), то есть никто не может быть назван истинно благим, совершенно добрым, кроме одного Бога. Ап. Иоанн пишет: Бог любы есть – Бог есть любовь 43 ( 1Ин.4:16 ). Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его ( Пс. 144:8–9 ). Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем (созданиям Своим), и щедроты Его на всех делах Его. в) Бог – всеведущ, то есть Он знает все, и притом самым совершенным образом; знает все прошедшее, настоящее и будущее, видит не только наши дела, но даже тайные мысли и желания, все изгибы нашего сердца. О всеведении Божием ап. Иоанн говорит: Болий есть Бог сердца нашего, и весть вся ( 1Ин. 3:20 ). Бог больше сердца нашего и знает все 44 . Апостол Павел восклицает: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его ( Рим.11:33 ). О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его (то есть решения праведного и всеблаго суда Божьего и неисследимы пути Его (то есть стремление Бога к целям, избранным премудростью Его). г) Бог – праведен или правосуден, то есть Он воздает каждому по заслугам его: добрых награждает, а злых наказывает. Ап. Павел говорит, что Бог воздаст коемуждо по делом его, несть бо на лица зрения у Бога ( Рим.2:6,11 ), то есть Бог воздаст каждому по его делам, потому что у Него нет пристрастия к кому-либо. Давид поет:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сектанты называют себя святыми, относя к себе изречение: «И сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу своему» ( Апок. 1:6 ); но это сказано в Ветхом Завете условно: «если будете соблюдать завет Мой, то будете царством священников и народом святым» ( Исх. 19:5–6 ). Иерархия имеет историческое происхождение, начало ее положено Самим Богом, призвавшим Аарона и сынов его для священнодействия в Скинии ( Исх. 28:1–2, 29:44 ); достоинство ее ограждено грозным наказанием: «Если приступит кто посторонний, предан будет смерти» ( Чис. 3:10 ). Но священство ветхозаветное, как несовершенное, заменено совершеннейшим священством Христовым, которое есть неотменяемое, вечное, ибо укреплено клятвою Бога; «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр. 7:21 ). Устрояя Иерархию, Христос даровал только Апостолам, а в лице их преемникам, право учить людей вере, совершать для них таинства и управлять их ко спасению. Явившись по Воскресении ученикам, Христос сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:18–20 ). В Церкви Христовой постановлено три степени священства: епископская ( Филип. 1:1 ), пресвитерская ( Деян. 14:23 ), диаконская ( 1Тим. 3:8, 12 ). Самозваных учителей Апостолы называют лжеучителями, лжеапостолами, лукавыми делателями. Апостол Петр говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубныя ереси и, отвергаясь искупившаго их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет. 2:1 ), также Апостол Павел говорит: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно, потому что сам Сатана принимает вид ангела света» ( 2Кор. 11:13–14 ). Итак, Слово Божие в конец низлагает учителей баптистов, также 6-е правило Гангрского собора гласит: «Аще кто кроме Церкви особо собрания составляет и, презирая Церковь , церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле Епископа, да будет под клятвою». К сожалению, сектанты имеют уши и не слышат. О Священном Предании

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

Слепец по телу и сам глубоко сознает и другим заявляет о своей слепоте, как о великом для него несчастье. Не так смирен и сознателен духовный слепец: он ничего не видит, а между тем и сам про себя думает и даже другим вслух говорит: «вижу». Образец духовной слепоты представляли в себе иудейские книжники и фарисеи. Божественная Истина во всем исполнении Божества, телесне ( Кол.2:9 ) явилась во очию их в лице Богочеловека, но книжники и фарисеи и не заметили истины. Истина многократно свидетельствовала сама о себе во всеуслышание; но книжники и фарисеи не принимали её свидетельства. Истина во удостоверение о себе указывала на свои чудеса; но книжники и фарисеи видели дела Христовы и говорили, что Иисус Христос творит чудеса не силою Божиею, но о веельзевуле изгонит бесы ( Лк.11:15 ). Истина ссылалась на своё Божественное учение; но книжники и фарисеи слышали учение Христово и говорили, что Иисус Христос хулу глаголет, беси имать, и неистов есть ( Ин.10:20, 36 ). Свидетельствовали об истине Моисей и пророки; но книжники и фарисеи не верили и пророкам. И однако-же, не смотря на то, что эти вожди израильского народа были так слепы и глухи к истине, они не стыдились пред лицом самой Истины говорить: «видим». Таковы всегда и везде слепцы духовные: они и мыслят и действуют совершенно в духе лаодикийского народа, от лица которого Ангел его говорил, что он богат и ни в чём не имеет нужды, а на самом деле был и жалок, и беден, и нищ, и слеп, и наг ( Апок.3:17 ). Слепец по телу глубоко сознавая свой недостаток, не только не берет на себя обязанности руководствовать других, а, напротив того, сам еще обращается к другим с мольбою быть его руководителями. По духу же слепец всегда самомнителен: он никого не ставит выше своего собственного разума и в чаду горделивых помыслов дерзко взимается даже на самый разум Божий ( 2Кор.10:5 ). И не пытайтесь говорить ему, что свет истины не от человеческого разума, а от Божественного Откровения, что для спасения духовного нужно следовать учению и руководству Православной Христовой Церкви, которая есть столп и утверждение истины ( 2Тим.3:16 ); не пытайтесь указывать даже на воочию его совершающиеся проявления в Церкви Божией благодатных сил, свидетельствующих о её правоверии и святости: иначе таковой слепец не замедлит сказать вам, что вы – в недуге мракобесия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эсхатология царства Божия воскресению мертвых лишь придает характер объ­ективности. Так как верующие воскреснут не каждый сам по себе, а как сыны царства по закону органической связи людей между собой, то воскресшие будут не только живы для Бога, но будут реальны друг для друга, т. е. воскреснут в некоторой телесности (σμα πνευματικν), воскресение будет всеобщим, равным образом объек­тивно–всеобщим будет суд над ними, объективной бу­дет парусия Христа... Итак, воскресение из мертвых составляет самое основ­ное христианское чаяние. Но Христос Спаситель не только призывал к добро­вольному самоотречению и проповедовал воскресение из мертвых, не только учил о воскресении, но Он факти­чески победил смерть, явился «первенцем из мертвых» ( 1Кор. 15:20 ; Апок. 1:5 ), основал царство сынов воскресения. Господь Христос основал царство сынов воскресения потому, что через Него именно явилась в людях вечная божественная жизнь ( 1Иоан. 1:2 ), через Него открылась нам божественная любовь ( 1Иоан. 3:16; 4:9,10,16 ), которой Он первый возлюбил нас. Посему вечную жизнь имеет лишь тот, кто верует в Сына, соблюдает Его слово, Им оживотворен, Им живет.... Чтобы передать людям Свою божественную жизнь, Христу «должно» было умереть, дать душу Свою для избавления многих, потому что только в добровольной смерти Его проявилась наивысшим образом Его любовь, только через смерть Он мог духовно соединиться со всеми верую­щими. Однако Христу «должно» было не только умереть, но и воскреснуть. «Потому любит Меня Отец, что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Мо­его» ( Иоан. 10:17,18 ). Воскресение из мертвых составляет величайшее христианское чаяние; воскресение Христа образует краеуголь­ный камень христианства. Если бы Христос умерь и не воскрес, то христианство было бы только учением; если бы христианство было только учением, то это было бы самое странное учение, и мы были бы самыми несчастными из людей. Но Христос воскрес. Христианство есть не только уче­ние, оно есть жизнь. «Я живу, и вы будете жить» ( Иоан. 14:19 ). Какое же значение для нас имеет воскресение Христа? Какие практические выводы отсюда вытекают? Воскресший Христос для нас первенец из умерших. Он умер и воскрес. И мы призываемся к упованию воскресения. Чтобы с Ним воскреснуть, с Ним мы должны умереть. Умереть со Христом значит жить по духу, а не по плоти. Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Дела плоти суть: прелюбодеяние, блуд, ненависть, убийства, вражда, ссоры, нечистота, непотребство и тому подобное. Живущие по плоти умрут; живущие по духу живы будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Это пророчество исполнилось на двух сыновьях Саломии. Иаков как первый мученик между апостолами был обезглавлен Иродом ( Деян.12:1–2 ). Иоанна били ( Деян.5 ) за исповедание Христа, а потом он был сослан на остров Патмос, где он называет себя соучастником в скорби и в царствии, и в терпении Иисуса Христа ( Апок.1:9 )! Подозвав же всех Своих двенадцать учеников, Иисус сказал ( Мф.20:25–28 ): «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» Итак, благочестивые читатели, вот образ жизни и деятельности последователей Иисуса Христа. Он высказал нерушимую истину, что велики только те христиане, которые самоотверженно преданы началам правды, не добиваются места первенства пред ближними, а законно заняв его, работают больше всех, им подчиненных. И там, где увидите, что старший не выставляет напоказ своего первенства, как господин, но служит для других примером бескорыстного труда, беззаветной преданности, правды и нравственной чистоты, вы можете назвать его, если он вам начальник: «Он слуга Божий. Он первый, а между тем – среди нас, он среди нас – как наш раб». Таким начальствующим, таким над нами первенствующим с радостью отдадим свое сердце, свою жизнь! Но и то, и другое им, может быть, не нужно – будем возносить за них ко Христу в смирении сердца молитвы об их благополучии. § III Четыре дня протекло после погребения Лазаря, когда Иисус со Своими учениками приблизился к Вифании. Навстречу из дома печали вышла Марфа. Она сказала Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ( Ин.11:21 ). В кротких словах дружества, отягченного невыразимой жалостью, звучали вера, любовь и благоговение к Господу. Иисус сказал ей ( Ин.11:25–26 ): Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Другими словами, по объяснению св.Златоуста: «Ты думаешь, что брат твой умер? Разве он не веровал в Меня? Разве он не с верою скончался? Разве ты не знаешь, что верующий в Меня никогда не умирает?»

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

по Пятидесятнице начинаются и идут по порядку Павловы послания, прерываемые в 5 Нед. из 1 Пет., чтением летнего поста 4 времен; Евангелия следуют тоже в порядке, хотя ином, чем в Восточной Церкви: сначала Лука с перерывами до 16 Нед., а там без перерывов Матфей (до Адвента); перерывы (в 5, 7 и 14 Нед. Мф., в 6 и 11 Мк.) объясняются особыми памятями: так, в Нед. 6 Мк. 8:1-9, может быть, ввиду происходящей тогда жатвы; в 9 Нед. Лк. 19:41-48 объясняется исторической датой 10 августа - разрушение Иерусалима. С недель по Богоявлении начинается опять ряд Павловых посланий ввиду древнего обычая начинать отсюда их чтение. Чтения Четыредесятницы приноровлены к древнему обычаю оглашения в ее дни: чтения 1—3 недель готовят к обряду отрицания сатаны и заклинания (Неделя 3 называлась нед. отрицания и заклинания, abrenuntio, exorcismus), а чтения 4—6 к обряду сочетания со Христом (addictio, sponsio). Усматривают также в римской системе чтений принцип двух половин года: зимней, праздничной, периода дарования благодати, и летней, будничной, периода усвоения последней: semestre Domini et semestre ecclesiae.     Нед. Пасхи_гал. 1 Кор. 15:1-11, Лк. 24:1-12; исп. Апок. 1:1-8. Деян. 2:14-30; Ин. 20:1-8.     Нед. 2 по Пасхе_гал. Ис. 61:1-7, 1 Кор. 15:12-18; исп. Апок. 5:1-13; Деян. 13:26-39.     3_ – исп. Апок. 13:1-9; Деян. 4:5-12; Ин. 5:1-18.     4_ – исп. Апок. 14:1-7; Деян. 14:13-22; Ин. 4:45-54.     5_гал. – Лк. 16:19-31; исп. Апок. 19:11-16, Деян. 4:23-31, Лк. 8:40-9, 2.     6_гал. - Деян. 16:19-36, Мк. 7:31-37; исп. Апок. 22:1-5, Деян. 5:12-32, Мк. 2:13-22.     7_гал. - Деян. 18:22-19, 12, Ин. 17:1-26; исп. Апок. 7:9-12, Деян. 14:7-16, Мк. 9:13-28.     50-ца_гал. Иоиль. 2:21-32; далее, как ныне; исп. Апок 22:6-17; д., как ныне. Армянская система чтений    Наиболее выдержан принцип непрерывного чтения в Армянской Церкви. Исключая праздники, имеющие свои чтения, и воскресенья с особыми памятями, как Нед. Пасхи, 2 Нед. Пятидесятницы и все Нед. Четыредесятницы, чтения здесь идут в порядке Библии (с пропуском праздничных чтений и очень редко менее важных мест) по воскресеньям, средам и пятницам, а в праздничные недели (все недели Пятидесятницы и 2 после нее, нед.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так напр. вышесказанное время названо часом: «последняя година (час, ρα) есть» (1 Иоан. 2:18), — днем: «се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2 ср. Ис. 49:8), — и годом, как напр. у Исаии: «нарещи (praedicare, проповедати) лето Господне приятно» (Ис. 61, 2 ср. Лук. 4:19). Потому что не то только лето было приятно, в которое проповедывал Господь, но и то, которому Он проповедывал, по сказанному: «во время приятно послушах тебе» (Ис. 49:8), и так поясненному апостолом: «се ныне время благоприятно» (2 Кор. 6:2). Присоединил, напоследок, и конец этого лета, т. е. суда, говоря: «нарещи (проповедати) лето Господне приятно, и день воздаяния» (Ис. 61:2). И Давид: «благослови, — говорит, — венец лета благости Твоея» (Псал. 64:12). Иногда час, день и месяц суть год, как напр. в Апокалипсисе: «уготованы на час и день и месяц и лето» (Апок. 9:15), то есть на три года с половиною. Там же, месяцы вместо годов: «дано бысть им, да не убиют их, но да муку приимут пять месяцей» (Апок. 9:5). Иногда дни в десятеричном числе означают, каждый, 100 дней. Как напр. в Апокалипсисе: «дний тысящу двесте и шестьдесят» (Апок. 11:3); ибо тысяча двести шестьдесят раз сто составляет сто двадцать шесть тысяч дней, то есть триста пятьдесят лет, полагая в месяце тридцать дней. Там же, один месяц в десятеричном числе означает 100 месяцев, напр. «град святый поперут четыредесять и два месяцы» (Апок. 11:2). Ибо сорок два — на сто, будет 4200 месяцев, то есть триста пятьдесят лет. «Время» есть или год или сто лет: яко... «время, и... времена, и... пол времене» (Дан. 12:7. ср. 7, 25), то есть, или три года с половиною или 350 лет. Точно также один день означает иногда сто лет. Так напр. о Церкви написано: (лежать во граде, jacere in ciuitate), «идеже и Господь наш (его) распят бысть... и по трех днех и пол» (Апок. 11:8, 11). Или: надлежит сыну человеческому идти в Иерусалим, и многое потерпеть от старейшин и архиереев и книжников, и быть умерщвленным, и после трех дней воскреснуть (Матф. 20:18—19; Мк. 10:33—34; Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

За этими вопросами встает ряд других вопросов. В каком отношении находятся снятие семи  печатей,  возглашение семи труб и последующие образы Апк.? Мы видели, что в наших толкованиях это отношение понимается по-разному. Но мы видели и то, что теория рекапитуляции грешит искусственностью и произволом, a Lohmeyer, связывая с седьмою печатью семь труб,  выводить из седьмой трубы семь образов царства Дракона. Их  седьмеричное число прямо не указано. Оно получается путем различения отдельных образов в сложном видении глав XII  и  III  и предварения их заключительным видением в главе XI. И потому неизбежно возникает вопрос: было ли самому Тайнозрителю так же ясно седьмеричное число этих образов, как оно ясно Lohmeyer " у? За седьмерицею труб (VIII-XI) следует (XV-XVI) седьмерица чаш. Седьмеричное число чаш указано несколько раз. Излияние чаш являет многочисленные параллели возглашению труб. И, если теория рекапитуляции вызывает серьезный сомнения, то не следует ли в преемственной смене апокалиптических образов выводить из седьмой трубы семь чаш гнева Божия, а не произвольную седьмерицу образов царства дракона? В самом деле, что влечет за собою седьмая труба? Седьмая труба возвещается как третье горе ( Апок.11:14 ). Ясно, что она должна принести новую казнь. Кроме первого всадника, и печати и трубы отмечают наступление бедствий. Только седьмая печать влечет за собою не одно определенное бедствие, а предваряет седьмерицу карающих труб. Совершенно естественно заключение по аналогии. Но тут сразу же встают дальнейшее вопросы. От возглашения седьмой трубы (XI, 15) излияние семи чаш отделено целым рядом промежуточных видений (XI, 16-XIV). Как понимать эти видения? Не позволительно ли и здесь обратиться к аналогии? За снятием седьмой печати ( Апок.8:1 ) следуют стихи 2–5, раскрывающие смысл возглашения семи труб, связанных с седьмою печатью. Не надо ли в таком же смысле понимать и заключительное видение главы XI(15–19)?  За седьмою трубою (которая раскроется в образах семи чаш) наступит желанный конец; царство мира станет царством Божиим? Если так, то и видение двух свидетелей ( Апок.11:1–13 ) получает, по аналогии с главою VII, значение отступления, пролептического по отношению к главам XII-XIV, a смысл этих последних глав придется видеть в характеристике того момента, к которому относится возглашение седьмой трубы. Это – восстание зла в плане небесном, вневременном (XII), и в плане земном (XIII) в образах дракона и двух зверей, которым противополагается слава Агнца и Его воинства ( Апок.14:1–5 ). Возглашение седьмой трубы означает наступление суда ( Апок.14:6–20 ). Суд совершается в излиянии семи чаш ( Anok.XV-XVI , ср. XVII, 1 и XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   Современное состояние филологической науки таково, что она пока удовлетворительно не может объяснить греческое «martus». Тем не менее, филологи высказываются в том смысле, что martus сродно с marmairw, блещу, сверкаю. Другие ставят в связь martus; с mermeros, трудный (sorgenvoll); корень в mermenos; — mer, отсюда же и «merimna», – слово трудно переводимое; на русский язык оно передается неточно словом «забота», как и jrontis. Предполагают, что этот корень фигурирует в санскритском smarati, он помнит — но с таким оттенком, что самое памятование доставляет муку помнящему, т. е. это нечто такое, чего забыть нельзя. Это «помнит» соприкасается с латинским memoro, но не memini, которое происходит от корня mana. Разница между memini и memoro заключается в том, что первое означает приятное ощущение свободной и сильной памяти, а со вторым соединяется понятие терзания. Здесь же находят корень для немецкого smerza, означающего боль. Таким образом, martus; означает того, кто знает что-нибудь и чувствует это во всем существе своем как тягость, и это он исповедует.    Какой смысл нужно соединить с мученичеством, видно а) из библейского словоупотребления в Новом Завете, находящего объяснение в особой исторической задаче христианства первых времен, б) из противоположения понятия «мученик» понятию «исповедник», в) из исторического понятия «свидетель», как оно сложилось на библейской почве в ветхозаветные времена. Аналогию для уяснения этого смысла может до некоторой степени представлять моральная логика суда присяжных в настоящее время.    а) О высоте подвига мучеников в истории христианской церкви свидетельствует уже то, что Сам Иисус Христос благоволит называть Себя «martus» — «свидетелем верным» (Апок. III:14,1, 5; ср. Eus. h. e. V, 2. 3) и мучеников — по славянскому словоупотреблению — Своими «свидетелями» (Апок. II:13: Anteipas [пергамский] o martus Mou o pistos Mou, os apektanqh par " umin; ср. Апок. XVII:6: ek tou aimatos twn marturwn Ihsou; Деян. XXII:20 о Стефане). Но Христос называется также и «апостолом исповедания нашего» (Евр. III:1) и на апостолов возлагает служение быть Его свидетелями, martures; (Деян. I:8, ср. XXVI, 16. 22). И апостолы свою миссию называют «thn marturian Ihsou Cristou» (Апок. I:2). Итак, мученичество есть продолжение апостольского служения в мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010