Размышляя же над Великим каноном, мы уже говорили и о том, кто такой этот — чужой, от которого призывает нас тщательно оберегаться преподобный Андрей.    Это — тот, кто чужд, внешен нашему Богом сотворенному естеству.    Это — тот, кто попытался растлить и унизить то, что Господь создал прекрасным, благородным, высоким, достойным богообщения — ведь в раю Бог общался с человеком непосредственно, более непосредственно, чем с кем бы то ни было на земле, даже не так, как с Моисеем.    Это — «отец лжи и человекоубийца от начала» (Ин. 8:44).    Это — тот, власть и победа которого разрушена крестной Жертвой, как возвещено было еще в древности Осией пророком: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14; ср.: 1 Кор. 15:55).    О людях, обладающих такими качествами, сказано: «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15).    О духе же нечистом, который произвел в людях эти качества, сказано, что он — вместе со «смертью и адом» — будет «ввержен в озеро огненное и серное», где и будет «мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 20:10, 14).    И вот, после этой проповеди я читаю слова преподобного: в покаянии мя приими и в разум призови...    Два условия освобождения от внешней власти называет преподобный: покаяние и разум.    Не лицемерное покаяние, в котором покаянные слова не согласуются со злыми деяниями. Не то покаяние внешнее, когда мы каемся, а после вновь и вновь совершаем всё те же грехи. Нет — святой говорит о покаянии, которое принимает Господь, о покаянии от всего сердца, о покаянии, после которого сама жизнь наша очищается от греховных поступков.    И — не тот разум, о котором сказано: «мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: я, и никто кроме меня» (Ис. 47:10), ибо «это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15). А тот, в который призывает человека Господь, Который хочет всем «разум истины приити» (1 Тим. 2:4). В тот разум, о коем вопрошал некогда Иов: «Где премудрость обретается? и где место разума?» (Иов. 28:12, 20), — и о коем, как бы в ответ, сказал Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Бог сказал согрешившему Адаму, что «проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3:17-18). А новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути. Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют о том, что «воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» , «и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10). Крест «виселицеобразный»   Эта форма креста очень широко употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений, и в частности, как видим, архиерейских омофоров на иконах «трех вселенских учителей». «Если кто тебе скажет, ты Распятому поклоняешься? Ты светлым голосом и с веселым лицем отвечай: поклоняюся и не перестану поклоняться. Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется», — учит нас, сам украшаемый на образах сим крестом вселенский учитель святой Иоанн Златоуст (Беседа 54, на Мф.). Крест любой формы имеет неземную красоту и животворящую силу, и каждый, кто познает эту Божию премудрость, восклицает с Апостолом: «я (…) желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14)! Крест «виноградная лоза»   Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Им же Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5). «Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, — писал граф А. С. Уваров в своем труде «Христианская символика»; главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения» (стр. 172 — 173).

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

«Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя, не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» ( Ис.54:10 ) Отсюда радуга, согласно с указанием пророка Иезекииля (1, 28) и св. ап. и ев. Иоанна Богослова, ( Апок.4:3 ), есть символ царства Сына Божия, нисходящего с неба на землю. Следовательно, завет Бога с Ноем означает вечный Завет любви между Богом и всем человечеством. Поэтому св. Церковь от лица всего творения молится: «…не на дугу, юже в знамение завета на облацех поставил еси, Господи, но на Твоя щедроты взираем». (Молитва в каноне во время безведрия) … Твоя гроза меня умчала И опрокинула меня. И надо мною тихо встала Синь умирающего дня. Я на земле, грозою смятый И опрокинутый лежу. И слышу дальние раскаты, И вижу радуги межу. Взойду по ней по семицветной И незапятнанной стезе – С улыбкой тихой и приветной Смотреть в глаза Твоей грозе. А. Блок Завет Божий и праведник Авраам «Посмотрите на Авраама, отца вашего». ( Ис.51:2 ) Одним из наиболее важных повествований о Завете Божием есть библейское повествование о Завете Бога с Авраамом. С Авраама начинается в Библии тот исторический период, который имеет свое название – патриархальный. Он обнимает историю трех патриархов – Авраама, Исаака и Иакова – до переселения евреев в Египет. Оценка этого периода в плане понимания «Завет» имеет принципиально важное значение. «Завет Бога с Авраамом становится таким центральным событием в истории Церкви Ветхозаветной, к которому сходятся и из которого исходят все главные нити путей Божиих, которым и приготовлялось спасение человеку» (Проф. Щеголев Н., Признание Авраама и церковно-историческое значение этого события. Киев, 1873. С. 1.) Обратимся к словам Священного Писания Быт.12:1 -3: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну: и благословятся в тебе все племена земные».

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

О. Августин: Христос, тайну крещения Которого мы празднуем сегодня, это Христос воспринятый и являемый Церковью в свете пасхальной веры. Христос, освящающий мир и наполняющий его Своей силой, Христос, свидетельствующий о том, что история завершается, делаясь местом спасения и избрания. Воды Богоявления, приобщиться к которым призываемся мы в эти дни, указывают нам Христа Славы, являющего Свою бесконечную победу в словах Апокалипсиса. Так праздник Богоявления становится местом нашего ожидания: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Апок. 22, 1-5). Комментарии ( 3): игумен Арсений (Соколов) 18 января 2011г. 04:42 С чего начал общественное служение Христос? Не с провозглашения великого учения и не с чудес. Но - с того, что встал в общую очередь ко крещению с грешниками, с нами! Именно эта солидарность, а не какие-то богословские спекуляции - самое поразительное и самое захватывающее в факте крещения Мессии. Андрей 21 января 2011г. 12:11 1. Дорогой отец игумен Арсений! Я, как будущий богослов, не могу с Вами согласится  с тем, что Христос начал свое общественное служение с   занятия очереди ко крещению, представляя тем самым это таинство как какой-то магический ритуал.  Нигде в евангелии не сказано об очередях ко Иоанну, доступ был свободным всегда :   «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»Иоанна 1:29. 2. Свою солидарность  с грешниками Христос (как Бог), выразил уже тогда, когда  " .... Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек. (Фил. II. 5–7) " .  А все эти " очередя " , как Вы называете, есть всего лишь подготовка к  общественному служени , которое начианется и основою которого есть   учение.

http://bogoslov.ru/article/1391773

Она Апостольская, – т. е. происходит от апостолов и исповедует то учение, которое проповедовали апостолы от имени Иисуса Христа. Христианская Церковь была с самого ее начала управляема священством, которое есть священство Самого Иисуса Христа, переданное Им сперва апостолам и избранным ученикам, а ими впоследствии переданное другим. Сам Иисус Христос установил христианское священство и указал его обязанности в следующих словах: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». ( Мф. 28: 18–20 ). И так Иисус Христос непрестанно будет со своим священством, которое должно существовать до кончины мира, имея обязанностью крестить и учить. Сверх того, Ему было поручено отпущение грехов. Иисус, дунув на своих апостолов, сказал им:» Приимите Дух Свят. Им же отпустите грехи, отпустятся им, и им же держите, держатся» ( Ин. 20:22, 23 ). Установив Евхаристию, он сказал своим апостолам: «сие творите в мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). Учить совершать таинства, отправлять богослужение, – вот обязанности того священства, с которым, как и с Церковью, Иисус Христос будет до скончания мира. Способ передачи священства, употребляемый апостолами, состоял в возложении рук, при чтении некоторых молитв. Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею; облеченному им в священный сан: «Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). «Воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» ( 2Тим. 1:6 ). Со времен апостольских различали в священстве две степени: возведенные в первую из них имели власть над занимавшими вторую. Им, впрочем, давали общие названия пресвитеров или старшин, и епископов или блюстителей ( Деян. 20:17,28 ; Флп. 1 1Титу 1:5,7). Но, невзирая на это безразличное употребление наименований, получившие первую степень священства имели высший сан священства. Святый Иоанн Богослов называет их Ангелами Церквей ( Апок. 1:20; 2:1,8,12,18; 3:1,7,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Под Сидящим на облаке святой Андрей и большинство толкователей понимали Господа Иисуса Христа. При Вознесении апостолы видели, как облако взяло Христа, и слышали от Ангелов: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9–11). Также и в других местах Священного Писания говорится, что Христос придет с облаками (Апок. 1, 7; Мф. 24, 30 и др.).  Кроме того, можно указать на видение Христа пророком Даниилом: «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий» (Дан. 7, 13–14).  О символике облака см. комм. на 1, 7. «в руке его острый серп» – серп иногда означает в Библии Божий Суд. В описании Страшного суда пророком Иоилем Господь говорит: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела» (Иоиль 3, 12–13). Также и в Евангелии говорит: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 29). 15 И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. «другой» – не из тех трех, которые упомянуты ранее. «из храма» – имеется в виду небесный храм, уже виденный ранее святым Иоанном. «жатва на земле созрела» – под жатвой следует понимать кончину века, когда, в соответствии с притчей о плевелах сельных,  на земле созреет и достигнет полноты как добро, так и зло, и настанет время отделить одно от другого. О том, что это время уже настало, и возвещает Ангел. 133 133 Существует мнение, что Бог для того и попускает испытание людей антихристовым царством, чтобы окончательно отделились любящие Бога и истину от любящих ложь и дела диавола. 16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. Можно предположить, что речь в этом стихе идет не о жатве грешников, но только праведников: их жнет и собирает к Себе Сам Христос.  17 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Слово жизни – Христос принял плоть и пришёл в мир сей, во зле лежащий, чтобы осудить грех, живущий во плоти, чтобы избавить нас от рабства греху и смерти и в свободном служении Богу даровать мир и жизнь душам нашим. Как Агнец, предназначенный ещё прежде создания мира и явившийся в последнее время, Он, не знавший греха, подъял тяжёлое бремя грехов всего человечества и однажды принесши Себя в жертву за грех, сделался для нас «праведностью и искуплением, и освящением» ( Евр.9:28 ; 1Кор.1:30 ). Живой росой падают капли Его драгоценной крови на мёртвую прегрешеньями природу человеческую и очищают совесть нашу от мёртвых дел для служения Богу живому и истинному ( Евр.9:14 ). Под их живительной теплотой здесь в глубине души, в святилище примирённой во Христе с Богом совести возникает новая завязь жизни, полагается новое семя, здесь в таинственном союзе с Женихом – Христом, душа, искуплённая кровью Агнца, оплодотворяется в жизнь вечную, и постепенно потребляя всезлобный грех, подготовляет почву для откровения того Царствия Божия, которое «внутрь нас» и есть «правда, мир и радость во Святом Духе ( Лк.17:21 ; Рим.14:17 ). Это Царствие Божие, от века созидающееся, со времени воплощения Бога Слова вступило в новую фазу своего развития. После периодов патриархального и подзаконного наступил период благодатного Царства Христова, предшествующий и предуготовляющий полное откровение Царства Божия, вечного Царства славы. Наступление этого Царства последует тогда, когда «исполнятся времена и сроки, которые положил Отец в своей власти» ( Деян.1:7 ), когда, с одной стороны, «жена приготовит себя и облечётся в виссон чистый и светлый, который есть праведность святых», а с другой стороны, «дракон, рассвирепевший на жену и вступивший в брань с прочими от семени её сохраняющими заповедь Божию и имеющими свидетельство Иисуса Христа, даст силу свою и престол свой и великую власть зверю из моря, а отверзет он уста свои для хулы на «Бога, чтобы хулить имя Его и жилища Его и живущих на небе и дано будет ому вести войну со святыми и победить их» ( Апок.19:7–8,12,17,13:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Страстно живущие по своим похотям... из-за того, что за предсказанием пришествия Господня не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток, бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними» (Феофилакт).     5Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.    5—7. Апостол начинает ответ на вопрос ругателей, или насмешников, относительно пришествия Господня. Этот ответ и вообще речь апостола о сем очень затруднительная для объяснения, особенно в некоторых сторонах объясняемого предмета, недоступных для объяснения по существу. Апостол Павел говорит, что мы только верою познаём устроение мира от начала (Евр. 11:3), верою же только познаём и совершение его или, точнее, переустройство его, когда, по кончине теперешнего порядка мира, явится новое небо и новая земля, то есть весь порядок мира будет новый (ст. 13; ср. Апок. 21:1). Теперь это — такая же тайна, как и творение мира из ничего, и только после кончины этого мира, или по обновлении его, это будет не тайна веры, а знание чрез видение (1 Кор. 13:12). — Внешняя сторона речи и аргументация апостольского противопоставления возражению насмешников относительно пришествия Христова и кончины мира такова: если лжеучители, или насмешники, говорят, что мир, как всегда от начала стоял, так, как стоял, и будет всегда стоять, как изначала стоял, — то они говорят, совершенно не понимая дела. Правда, что Господь Бог создал и устроил мир так и в таком порядке, что он мог бы постоянно, вечно, оставаться в таком виде; но этого не будет, будет изменение в состоянии и устроении этого мира, как это предвозвестил Господь и через пророков, и через апостолов (Быт. 8:22; Ис. 51:6; Лк. 21:33; 1 Кор. 7:31 и мн. др.). Именно, будет время при пришествии Христовом, когда мир нынешний в полном составе своем, то есть небеса и земля, или вся вселенная, будут разрушены огнем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Эти изречения Господа к Захарии (ибо срав. ст. 4, 8) напоминают собой другой более ранний по времени случай из истории ветхозаветного пророчества. Пророк Исаия, по собственным его словам, в год смерти царя Озии, видел 608 Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Вокруг Его стояли Серафимы… и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его… 609 . И услышал я, продолжает пророк изображение своего видения, голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? 610 И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (– 6:1,2,3,8–10). Открывает, наконец, третью и последнюю 611 книгу завета, обетованного в ветхом (Иерем. 31:31 и дал.) и в ней читаем о Христе: столько чудес сотворил Он пред ними; и они не веровали в Него, да сбудется (να πληρωθ) слово Исаии пророка: Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня? (Исак. 53:1 сн. Рим. 10:16 ). Потому не могли они веровать, что еще сказал Исаия: народ сей ослепил глаза свои, и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Исак. 6:10 сн. Зах. 7:11 ). Сие сказал Исаия, настаивает на своей мысли Евангелист, дивно заключая слово, когда видел славу Его (τε εδε τν δξαν αυτο, сн. Исаии 6:1–3 и Апок. 4:8  в контексте) и говорит о Нем (κα λλησε περι ατο) ( Ин. 12:37–41 ) т. е. о Христе. Срав. также об апостольской проповеди о Христе: но не все послушали проповеди ( Рим. 10:16  с приведением тех же слов Исаии 53:1). Из снесения всех этих изречений Духа, связанных между собой неразрывной цепью внутренних соотношений откровения божественного и приемлемости человеческой, для нас выясняются следующие истины: а) более всего – Сам Господь, а не кто другой, Духом Своим открывал в Ветхом Завете волю Свою пророкам и для настоящего, и для грядущего, как и относительно смысла прошедшего, – Зах. 7:4; 7:8,11–12 и Исаии 6:9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

20:24). И он в благоговейном страхе и опасении за то, что истина может быть когда нибудь и кем нибудь изменена, искажена, или неверно истолкована, произнес эту знаменательную угрозу; «есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы (апостолы) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.» (Гал. 1:7-8).    Поэтому всякому ученому христианину, испытующему Писания, согласно с указанием Самого Иисуса Христа: «Испытайте писаний... и та суть свидетельствующая о Мне» (Иоан. 5:39) и изучающему Божественное Откровение, надобно прежде всего помнить, что он имеет дело не с философами, не с писателями разных веков, по разным отраслям знания, но с Самим Богом, глаголющим ему небесную истину чрез своих избранных посланников, руководимых и просвещенных Духом Святым для нашего вечнаго спасения и счастия земнаго. Любознательному христианину позволительно искать разрешения своих недоумений, но — способами Богом же указанными в св. Его церкви, под руководством «верных свидетелей Христовых» (Апок. 2:13; 1 Тим. 6:12), или передавателей чистой истины из всех веков и народов, т. е. пастырей церкви, для сего и назначенных Самим Иисусом Христом (Ефес. 4:11) и преемственно из рода в род «поставляемых Духом Святым» (Деян. 20:28). Итак, если ученый человек желает остаться христианином, то он не должен что-либо отрицать по произволу, толковать слова священнаго писания по своему взгляду и вкусу, ставить вопросы о предметах, лежащих за пределами его созерцания, так как и сами Апостолы склонялись со смирением пред тем, что им не было открыто и говорили: «кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:34).    Что же? — Не значит ли это принимать учение Христово на слово, — отречься от свободы мысли и совести в ущерб самосознанию и чувству своего человеческаго достоинства? Не значит ли это жить до старости и смерти подобно дитяти, думающему умом своих родителей и говорящему их словами? Именно так по слову Самого Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное... кто умалится, как это дитя (поставленное Иисусом Христом посреди слушателей), тот и больше в царстве небесном» (Матф. 18:3-4). Но кого мы слушаем и у кого учимся — у Бога. А что мы пред Ним? Менее, чем младенцы, мы — «земля и пепел», как выразился о себе Авраам, беседуя с Богом (Быт. 18:27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010