Обозрен. 1889 г. Май-Июнь, стр. 229). Не повторяя того, что уже говорилось, скажем следующее: наш автор слова Писания «будет взят от среды» толкует в том смысле, что Иисус Христос сам удалится из среды. Из какой же это среды? Не из Церкви конечно, ибо Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» ( Мф.16:18 ). А.Д. Беляев говорит: из среды мipa, из поприща мipa. Но, во-1), сама Церковь находится в мip; во-2), Божественное Откровение дает ясно разуметь, что Господь в последние времена и при пришествии антихриста будет, как Он есть и теперь, и вне Церкви. В последние времена будет проповедано Евангелие всем народам, и, по толкованию А.Д. Беляева , Израиль войдет в Церковь Христову уже при пришествии антихриста. Но обращение человека или народа ко Христу невозможно без предварительного воздействия Христа на этого человека или этот народ ( Апок.3:20 ). Таким образом следует, что Господь будет среди всего человечества и пред пришествием, и во время пришествия антихриста. Господь будет и тогда стучать в двери сердца людей, доступным восприятию истины, и Св. Дух будет воздействовать на них, и будут обращаться ко Христу. Церковь останется и вселенской, и открытой для принятия новых членов и во дни антихриста. Господь воплотился для спасения рода человеческого и никогда не оставит человечества. Об этом ясно и твердо учит Св. Писание. И наш автор не привел и не мог привести ни одного текста, в котором можно бы было видеть хотя бы отдаленное указание или намек на то, что заблудшееся человечество некогда будет предоставлено Господом самому себе (см. 1002–1003 стр. —62— книги). Напротив, из того же самого послания, но только не из той главы, толкование которой он дает, он мог бы узнать, что Господь с Ангелами Силы Своей явится совершить «отмщение непознавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа Нашего Иисуса Христа» ( 2Фес.1:8 ). Значит, Св. Дух будет воздействовать на человечество, но человечество будет противиться Духу Святому, и это противление, бывшее во все времена (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

зі. Вска неправда грхъ есть, и есть грхъ не къ смерти. (3, 4). 17 . Чтобы верующие, узнав о грехах не смертных, не стали относиться к ним равнодушно и не ослабевали бы в строгом следовании предписаниям закона Божия, Апостол прибавляет, что все несогласное с правдою, все противное долгу есть преступление закона, оскорбляющее Бога, – грех, или вина пред Богом, достойная наказания. Только по влиянию своему на духовные силы человека грехи не одинаковы. – есть грехи не причиняющие человеку смерти духовной. иі. Вмы, к вскъ рожденный Бга, не согршаетъ: но рожденный Бга, блюдетъ себ, и лкавый не прикасаетс ем. (2, 13. 3. 9. 12. Іуд. 21. 2Сол. 3, 3 ). і. Вмы к Бга есмы, и міръ весь во зл лежитъ. (4, 4 и д. Гал. 1, 4 ). к. Вмы же, к Снъ Бжїй прїиде, и далъ есть намъ [свтъ и] размъ, да познаемъ Бга истиннаго, и да бдемъ во истиннмъ Сн ег Іис Хрт. сей есть истинный Бгъ и животъ вчный. (1, 2. Іоан. 5, 26. 17, 3. 20. 28. Апок. 3, 7 . Римл. 9, 5 ). 18. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 19. Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле. 20. Знаем также, что Сын Божий пришел, и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 18–20. Эти три стиха, начинающиеся словами мы знаем, составляют заключение послания. Апостол начертывает в памяти читателя три главные положения. раскрытые им в послании: а) о высоком нравственном достоинстве рожденных от Бога (18), в) о совершенной противоположности мира людям не от мира сего (19) и с) о таинственном обращении с Богом верующих во И. Христа – истинного Сына Божия (20) К 18-му ст. см. примеч 3, 6. 9. К 19-му примеч. 2, 15–17. 3, 8. 10. К 20-му ст. прим. 2, 23. 24. 4. 9–12. 14–16. – Свет и разум: в подл, (δινοιαν) – слово, означающее не самое разумение, а способность и силу разумения. – Сей есть истинный Бог и жизнь вечная, т. е. И. Христос. Которого Иоанн Богослов в самом начале послания своего назвал Вечною Жизнию – 1, 2–3. (Ср. Вас. Вел.) (32).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Не то ли самое написано в книге псалмов: «он (речь переходит к мессианскому царю) будет обладать от моря до моря и все реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов принесут дань; цари Аравии и Саввы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему... и будут давать ему от золота Аравии... будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле»! ( Пс.71:8–11, 15–16 ср. Пс.44:13 ; Ис.54:12 и др.) Можно привести гораздо более мест из священных книг с таким же содержанием, но и указанных, думаем, достаточно для того, чтобы видеть и убедиться, что вещественные блага мессианского царства, предносились и священным авторам, в обрисовке их они едва ли уступают авторам апокрифов и апокалипсисов, т.е. – в силе образов, в живости картин и яркости красок. Конечно, у священных авторов царству Мессии приписываются и великие духовные блага; но не отсутствуют они, как мы видим из приведенных мест, и в книге Сивилл. Сюда, например, относятся предсказания об обращении языческих народов к истинному Богу, подчинению Его святому закону (ст. 716–719), о постановлении пророков истинного Бога в качестве праведных царей и судей земли (ст. 782), о прекращении войны, уничтожении зла и общем мире даже среди животного царства, у кровожадных зверей с домашними и травоядными (ст. 788–792). Последние стихи прямо примыкают к пророку Ис.11:6–9 ; ср. Ис.2:3–4 ; Мих.4:2 . 112 Суммируя в одно целое отдельные мессианские и эсхатологические элементы, рассеянные в кратко рассмотренных нами апокалипсисах, мы получаем такую картину. Пред наступлением спасения, к которому относились все чаяния Израиля пленного и после-пленного, ожидались бедствия и скорби: страшные явления в природе и восстание врагов против Иерусалима (апок. Варух. 27–29 ; Енох.90:1–14; 3Езд.5:1–12, 6:20–24 и др.; 3 Сивил. 673–689) 113 . За бедствиями последует явление Мессии. Уяснению представлений апокалипсисов о личности Мессии помогают имена, прилагаемые ими к Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Хотя же и выдает себя за монаха, но если после грязной туники, и босых ног, ржаного хлеба и воды для питья заботится об опрятных одеждах, нежной коже, сладком вине и изысканно приготовленных мясах, о нравах Апиция и Паксама, о банях, кухнях и трактирах: то очевидно, что он небу предпочитает землю, добродетелям пороки, Христу чрево, и пурпуровый цвет последнего считает царствием небесным. Однако же этот монах, пригожий, толстый, щеголеватый, набеленный, и выступающий всегда женихом, пусть женится для доказательства, что девство равно браку; а если не женится, то напрасно вооружается против нас на словах, будучи согласен с нами на деле. Согласно с тем же говорит и Иоанн: не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любы Отчи в нем. Яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его. А творяй волю Божию, пребывает во веки ( 1Ин.2:15–17 ). Заповедь нову пишу вам, еже есть поистине во Христе и в вас: яко тма мимоходит, и свет уже сияет (там же, ст. 8). И еще: возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем. Вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, яко же есть. И всяк имеяй надежду сию Нань, очищает себе, яко же Он чист есть. И в том совершенство нашей любви, если мы имеем дерзновение на день суда, дабы как Он есть, так и мы были в мире сем ( 1Ин.3:2–3, 17 ). Нечто похожее указывает и послание Иуды: ненавидяще и яже от плоти оскверненную ризу ( Иуд.1:23 ). Станем читать Апокалипсис Иоанна, и встретим там Агнца на горе Сион, и с ним сто сорок четыре тысячи отмеченных, имеющих имя Его и имя Отца Его, написанное на челах их, которые поют песнь новую, и никто не может петь эту песнь, кроме них, искупленных с земли. Они те, которые не осквернились с женщинами, ибо пребыли девственниками. Они идут за Агнцем, куда бы Он ни пошел: ибо куплены от людей, как первенцы Богу и Агнцу, и во устах их не обретеся лесть, и без порока они ( Апок.14:1–5 ). От каждого из колен, исключая колена Данова, которое заменяется коленом Левии (Манассии?), полагается по двенадцати тысяч девственников, не осквернившихся с женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

3,25). Слово Божие ясно свидетельствует, что " без пролития крови не бывает прощения " (Евр. 9, 22), а так как кровь тельцов и козлов в Ветхом Завете сама по себе не давала прощения – " не уничтожала грехов " (Евр. 10, 4), то Христос-Спаситель вошел во святилище не с чужою кровию, как это делали ветхозаветные первосвященники, но " со Своею Кровию... и приобрел вечное искупление " (Евр. 9,12). Так именно постоянно учили христиан Святые Апостолы: " В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивдение за грехи наши " (I Иоан. 4, 10). " Христос умер за грехи наши, по Писанию " (I Кор. 15,3). " Не тленным серебром или золотом искуплены вы, – говорит св. Апостол Петр, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца " (I Петр. 1, 18-19). Здесь ясное указание на то, что приносившиеся в жертву в Ветхом Завете агнцы были прообразами Крестной Жертвы Христа-Спасителя, отчего и Сам Он получил наименование " Агнца Божия, вземлющего грехи мира " (Иоан. 1, 29) или – " Агнца, закланнаго от создания мира " (Апок. 13, 8), поскольку принесение Себя в жертву за грехи мира Сыном Божиим имелось в виду в предвечном Совете Божием еще от создания мира. " Христос пострадал за нас... Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились " (I Петр. 2, 21-24). " Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти " (I Петр. 3,18). Разъясняя значение Крестной Жертвы Христовой, св. Афанасий Великий говорит: " Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю); посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы, чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления (т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2448...

Все Апостолы, несомненно, учили, что Христос – Сын Божий, от вечности предопределенный Искупитель мира, что Своим воплощением, крестною Смертию и Воскресением Он совершил спасение его и будет судить искупленный мир, все проповедывали о любви к Богу и между собою, как добродетели, созидающей спасение. Но не ап. Петра Христос избрал на крыльях духовного орла взлететь в премирную область Божественной жизни и отношения ее к нам и, при озарении Духа Святого, созерцая тайну этого бытия, раскрыть ее нам, верующим и еще не уверовавшим, для веры, а Своему возлюбленному ученику Иоанну, прозванному за то Богословом, который из духовно заоблачной высоты возгремел: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог... все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»; следовательно, «в Нем была жизнь» всего, «и жизнь была свет человеков, Который просвещает всякого человека, приходящого в мир», и все же «мир Его не познал», так что Он был «светом во тьме»; однако «тьма его не объяла», «и Слово плотию стало и обитало с нами, полное Блогодати и Истины» затем, чтобы Свет «тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:1–14 ). Иоанну, которого отменно от других любил Христос, и сердце которого, посему, было более широким и глубоким для восприятия излиянной в Него Божественной любви, судил Спаситель возвестить всему миру, что «Бог – любовь» ( 1Ин.4:8 ), в силу чего «так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ), что эта жертва не есть дело принудительной воли Отца, но добровольно воспринятое Сыном по любви к Отцу и к сущим в мире, «которых он до конца возлюбил», и что в этом взаимоотношении Отца к Сыну, и Сына к Отцу и миру лежит не только моральное основание нашей любви к Богу и между собою, но и источник последней, потому что любовь от Бога ( 1Ин.4:7 ). Он во всей полноте раскрыл, что залогом вечной жизни и началом ее является приобщение Тела и Крови Христовых. Таким образом, ап. Иоанну в особой мере блоговолил Христос Духом Святым возвестить миру принципы земного верования и вечной морали – любви. Не ап. Петру «Слово Божие» открывает волю Свою касательно седьми Церквей ( Апок.2–3 гл.) Малоазиатских, не ему возвещает судьбы Церкви Своей, как это и подобало бы, если бы он был Главою Церкви, но Свой Апокалипсис Он дает «рабу Своему Иоанну». Пусть тогда не было в живых ап. Петра, но это с точки зрения католической не изменяет сущность дела, ибо на лицо был римский епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

16:15), и все Мое принадлежит Отцу. Посему, вечен Отец, вечен и Сын; потому что «Им и веки» сотворены (Евр. 1:2). Отец есть Сый; по необходимости и Сын есть «Сый над всеми Бог благословен во веки, аминь», как сказал Павел (Рим. 9:5). Непозволительно говорить об Отце: было, когда Он не был. Непозволительно сказать и о Сыне: было, когда Он не был. Отец есть Вседержитель; Вседержитель есть и Сын; ибо говорит Иоанн: «Сый, и Иже бе, и грядый, Вседержитель» (Апок. 1:8). Отец есть Свет, и Сын есть Сияние и Свет истинный. Отец — истинный Бог, и Сын — истинный Бог. Ибо так написал Иоанн: «да будем во истиннем, в Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин. 5:20). И вообще, из всего, что имеет Отец, нет ничего непринадлежащаго Сыну. Посему-то Сын во Отце и Отец в Сыне; ибо что принадлежит Отцу, то есть в Сыне, а также познается и во Отце. Так разумеется и сие: «Аз и Отец едино есма» (Ин. 10:30), потому что не иное во Отце, а иное в Сыне, но что во Отце, ти есть и в Сыне. И поелику, что в Сыне видишь, видишь во Отце; то совершенно уразумевается сказанное: «видевый Мене виде Отца» (Ин. 14:9).    3) А вследствие доказаннаго теперь, злочестив, кто говорит, что Сын есть тварь. Ибо принужден будет наименовать тварию и источник, источающий тварь, т. е. ту Премудрость, — то Слово, в Котором все, что есть во Отце.    Сверх сего, гнилость арианской ереси можно видеть и из следующаго. Кому подобны мы, с теми имеем тождество и бываем единосущны. Так мы люди, подобны будучи друг другу и имея друг с другом тождество, единосущны между собою; ибо всем свойственно одно и тоже: смертность, тленность, превратность, происхождение из ничего. И Ангелы в отношении к себе самим и все прочия существа также между собою единоестественны. Посему, пусть изследуют сии пытливые, — есть ли какое подобие у твари с Сыном, или, могут ли они найти в тварях, что есть в Сыне, почему бы отважиться им и Божие Слово наименовать тварию. Но сии, продерзливые на все и заблуждающиеся в деле благочестия, не найдут ничего такого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2590...

«Вышний Иерусалим свободен», – замечает наконец ап. Павел о святом царстве небожителей, – «он матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). Такая тесная связь и родство членов церкви воинствующей с гражданами церкви торжествующей необходимо должна выражаться в живом общении между ними: таково основное свойство любви, связующей их в единое тело о Христе Иисусе ( Ефес.4:15–16 ; Рим.12:4–5 ; 1Кор.12:12 ). Если эта любовь побуждает нас, живущих на земле, заботиться о спасении своих ближних, перешедших в мир загробный; то тем более такая забота должна быть присуща святым небожителям, которых и любовь несравненно выше и чище нашей, и единение с Источником спасения ближе и непосредственнее, а след. и молитвенное предстательство сильнее и действеннее. Что святые имеют попечение о подвизающихся на земле и готовность содействовать их спасению, – это с несомненностью засвидетельствовано в Св. Писании ветхого и нового завета – прежде всего об Ангелах. Трудно исчислить (да едва ли и есть в том нужда) все те случаи, упоминаемые в Библии , где Ангелы являются помощниками, хранителями и наставниками людей, как в обстоятельствах временной жизни, так и в деле устроения вечного спасения 18 . Ап. Павел самую сущность ангельской деятельности полагает в этом содействии устроению человеческого спасения: «не все ли они (Ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ), Пламенея любовью к Богу и к людям, Ангелы радуются о каждом обращающемся на путь истины грешнике ( Лук.15:10 ), и потому не только с готовностью исполняют поручения Божии касательно человеческого спасения, но и сами предстательствуют пред Богом о всех, прибегающих к их посредству. Вера в их молитвенное заступление твердо жила в сознании ветхозаветных людей и с ясностью выражена в Библии . Патриарх Иаков благословляет внуков своих следующими словами: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» ( Быт.48:16 ). Ангел, покровитель дома Товита, говорит ему: «когда молился ты и невестка твоя, Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святого» ( Тов.12:12 ). В кн. прор. Захарии Ангел молится Богу, говоря: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?» и в ответ на это молитвенное воззвание слышит от Господа «слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:12–13 ). В новом завете тайновидец Иоанн Богослов созерцал и засвидетельствовал, как «пришел Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

4 . Как царь беззаконный, антихрист с бесчисленным войском воздвигнет гонения на всех христиан и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени ( Дан.12:1 ). Св. Евангелист Иоанн так описывает это последнее гонение на христиан, брань Гога и Магога и конечную погибель антихриста: когда-кончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их как песок морский. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный; и ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. Α диавол, прельщавши их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Апок.20:7–10 ). Что означают тысяча лет, в продолжении которых был связан сатана? – Св. Андрей говорит: «тысячу лет следует понимать не как таковое число лет, ибо как и те, о которых сказал Давид: слово, которое заповедал в тысячу родов ( Пс.104:8 ), не можем считать тысячами, но вообще многими по числу, так и здесь думаем, что тысяча лет означают или многие годы, или число совершенное. Ибо могут означать многие годы, чтобы было проповедано Евангелие во всем мир и чтобы принялись в нем семена благочестия; могут означать и совершенное число, ибо в них мы призваны в мужей совершенных. Так это или не так, сие известно одному Богу, знающему до каких пор полезно нам Его долготерпение (Слово 20)». Глава XI. Что такое «Гог и Магог»? Относительно значения имен «Гог и Магог» существует несколько объяснений и толкований. 1) Св Андрей Кесарийский приводит такое толкование: «Некоторые думают,что Гог и Магог суть Скифские народы или, как мы их называем, Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех народов и Цар. Только Божественною рукою они удерживаются, до освобождения диавола, от завладения всей вселенной. По переводу с Еврейского, некоторые говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог – возвышенного или возвышение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Горе лжеучителям 2:20—22    В конце главы Апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что «лучше бы им не познать пути правды» (ибо тогда самое неведение несколько извиняло бы их, как видно из Евангелия от Луки (12:48)), «нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди». Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи (ст. 20—22). Экзегетический разбор Второго Послания ПетроваТретья глава Лжеучители и лжеучения, о втором пришествии Христовом 3:1—15    В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о «наглых ругателях», которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (1—4), а затем повествует о последних судьбах мира — будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне.    Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до «дня суда и погибели нечестивых человеков» (ст. 5—7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (Пс. 89:5)». А если определение Божье о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям.    Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (ст. 8—9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как «тать» (вор) ночью, по выражению, употребленному Самим Господом (Матф. 24:43). При такой постановке вопроса, закономерной представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что имели (Матф. 13:12; ст. 10).    С приходом «дня Господня» последует преобразование мира огнем: «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» — нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Матф. 24:35 и Тайновидец в Апок. 20:11. Под «стихиями» понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все «дела», то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Аввак. 2:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010