С ним приедут прочия его братия, и господина нашего святейшаго Патриарха крестник и вскормленник, господин Никита. И мы о том молим да воспримешь их, в тихом образе, и милостивым оком призришь их; во всех их речах и по граматам произволи, Царствие ваше, дать им доброе послушание, потому что не имеем никуда прибегнуть, где бы плакаться и рыдать от сердца и получать нам милость и помощь в нашем великом утеснении, разве только к человеколюбию и милосердию христианскаго вашего Царствия, потому что мы все, малые и великие, изволением и советом благочестиваго и Христианскаго Государя нашего благодетеля, господина Князя Василия, воеводы Молдавскаго владетеля и вернаго советника вашего Царствия, приговорили приклонить великую Церковь Христову к милостивым и милосердым недрам великаго вашего Царствия, а Царствие ваше да распространит превысокую свою десницу и освободит от неодержимаго долга нашу великую Церковь, и да возсияет ваша святая великая милостыня от нерушимаго сокровища державы вашей, сколько богатодавец Бог известит Царствию вашему, чтобы могли мы, богомольцы и рабы ваши поддержать великую Церковь Христову. Посему, боговенчанный Царь, все молим и бьем челом Царствию вашему, да не отлучишь нас от вашей царской милосердной милости; имеем мы великую надежду и упование, что нам не быть отлученными от вашей царской милости и покрова, потому что благочестивым Царям дано от всемогущаго Бога, как настоятелям его на земли, покрывать всегда, своею царскою помощью, святыя Церкви Божии и избавлять их от всякой нужды. Сего ради дерзнули мы и посылаем, от страны нашей, к высоте Царствия вашего, вышереченных: преосвященнаго Митрополита Палепатрасскаго, и с ним, святейшаго господина Патриарха нашего крестника и вскормленника его, господина Никиту, и преподобнаго архимандрита господина Феоклита, с прочими братиями, и желаем конечнаго избавления Церкви Христовой и нам освобождения, от великаго вашего Царствия». В конце сей грамоты приложены руки Митрополитов: Ефесского Паисия, Ираклийского Иоанникия, Анкирского Лаврентия, Кизического Анфима, Тыновского Макария, Никомидийского Кирилла, Никейского Порфирия, Трапезундского Лаврентия, Митиленского Парфения, Мифумского Корнилия, Янинского Каллиника, Дидимотикского Климента, Анхиальского Гавриила, Месимврийского Дамаскина, Ларисского Григория, Халкидонского Пахомия, Адрианопольского Неофита, Брусского Климента, Филипопольского Гавриила, протосингела Лаврентия, архимандрита Амфилохия, игумена Матфея обители Пресвятой Богородицы на острове Халки, игумена Гавриила обители Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Такой способ избрания и поставления епископа со стороны надлежащего областного епископского собора и при участии народа, т.е. избранных народных представителей, сохранялся, как мы видим, в церкви в течение целого ряда последующих веков. В исходе XII века александрийский патриарх Марк обращался к Вальсамону с вопросом, можно ли по правилам допускать деревенский люд ( , vicanorum turbae) к участию в выборе епископа, - и, конечно, получил от Вальсамона отрицательный ответ со ссылкой на 13-е Лаодикийское правило определенно воспрещающее, как уже нами было упомянуто, народному сборищу (ο ο) являться для избрания духовных лиц с правом подачи голоса. Но против участия народа в настоящем смысле, т.е. против его участия через избранного им представителя, Вальсамон не говорит патриарху Марку ни слова, хотя, как известно, Вальсамон не сочувствовал участию народа в избрании епископа В XIV и XV веках относительно этого представляет нам свидетельства Константинопольская патриархия. Так, между прочим, мы имеем решение патриарха Филофея, в ноябре 1370 г., о хиротонии монаха Анфима в митрополита угровалахийского после избрания его клиром и народом также решение патриарха Матфея от 1 февраля 1400 г., в котором он предписывает клиру и народу приступить по существующему порядку к выбору заместителя на освободившуюся анхиальскую архиепископию, причем повелевается представить ему трех кандидатов, для того, чтобы, рассмотрев все касающиеся их свидетельства ( υ), признать достойнейшего из них епископом С течением времени, право народа на участие в избрании своих епископов начало мало-помалу утрачиваться, по крайней мере, в большей части поместных церквей; но оно, все-таки, не потеряло значения, как это торжественно засвидетельствовал Иерусалимский Собор 1672 г. в своем 10-м члене вошедшем в символические книги православной церкви, именно в " Послание восточных патриархов " 1723 года Кроме упомянутого способа, которым обыкновенно избирались и поставлялись епископы, история представляет нам случаи поставления некоторых епископов и без формального избрания, а просто через наименование известного лица епископом со стороны государственной власти, после чего подлежащие епископы с митрополитом подвергали такое лицо испытанию и, найдя его достойным, совершали над ним хиротонию и выдавали ему утвердительную грамоту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1312...

Преемник Луки, патриарх Михаил III Анхиальский (1169–1177), бывший до избрания на кафедру диаконом и сакелларием Великой церкви (Св. Софии), называется πατος τν φιλοσφων, т. е. первым из философов, профессором философии. Значит, он и занимал должность профессора философии в Византии, и был философски образованным деятелем. Сохранилась и речь, которую Михаил произнёс в то время, когда он был удостоен почётного звания ипата философов. 107 На патриаршем престоле Михаил также заявил себя литературными трудами. Ему, прежде всего, принадлежит трактат против папской власти, имеющий такое надписание: «Диалог святейшего и мудрейшего патриарха Константинопольского кир Михаила Анхиальского к порфирородному царю Мануилу Комнину, когда многие из архиереев, епископов и монахов, находящихся под властью папы, прибыли в Константинополь и добивались соединения Церквей и ничего иного не требовали от Церкви, как предоставить папе первенство и право апелляции, равно и церковное поминовение». В этом диалоге патриарх, между прочим, говорит, что папа лишил себя архиерейской славы и вовсе не является ни первым, ни судьёй, ни пастырем, но овцой, притом нуждающейся в лечении ( πρβατον ψωριν κα ατρεων δεμενον). 108 Затем, известно его письмо против Латинской церкви, с обличением догматического и иных заблуждений, причём Византийский патриарх резко высказывается против церковной унии с Римом и предпочитает агарянский плен господству латинян. 109 Сохранились в рукописях и некоторые риторические и поэтические его произведения, дающие основание считать патриарха хорошим ритором и поэтом XII b. 110 Наконец, Михаил издал более десяти канонических определений (о браке, избрании епископов, рукоположении клириков, о ставропигиях), которые свидетельствуют о его достаточных познаниях в праве и богословии. Между прочим, одно определение было направлено против обряда зажигания костров и ворожбы вечером 23 июня и предписывало священникам заботиться о прекращении этого нехристианского обычая путём просвещения народа. 111

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Анхиальский митрополит особым письмом просит за Неофита и так называемого Новоспасского келаря грека Иоанникия, пользовавшегося особым влиянием при московском дворе. И сам Неофит писал к Иоанникию, что он друг друзьям его, почему и просит его прийти к себе, «а я тебе поведаю тайное доброе слово, и что у нас обрящем, будем и тебе дава-ти». Неофит был торжественно принять царем и получил от него обычные дары. Он уже готовился представиться, по обычаю, Филарету Никитичу, как на него последовал донос со стороны сопровождавших его архимандрита Нектария, келаря Симеона, архидиакона Феоны и приехавшего вместе с ним архимандрита афонского Дионисиева монастыря. Доносчики заявили, что Неофит был в городе Ганском тому лет пять назад митрополитом, но потом Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис, вместе с собором, отставил его от митрополитства и сан с него снял за то, «что он на Кирилла-патриарха всякое зло умышлял и патриаршества под ним подыскивал, чтобы ему быть на его месте патриархом. Да у него же был племянник во диаконех, рожеем чист, и он-де того своего племянника-диакона отдал турскому царю сам своею волею, и ту рекой царь того диакона обусурманил и учинил его у себя ближним человеком – казначеем, и ныне племянник у турскаго казначей». Сделал это митрополит для того, чтобы с помощью своего племянника низвергнуть Кирилла Лукариса и на его место самому сделаться патриархом; узнав о чем, Лукарис «отставил его от митропольи, и сан с него святительский снял с собору, и служити ему запретил, и проклял его собором». После этого Неофит ушел из Константинополя «бегом», иначе быть бы ему «за свои дела отдану на каторгу или в воду по-сажену». Удалившись из Константинополя, Неофит жил в Синопе. Тамошний митрополит его не благословлял и служить ему не велел, «а будучи-де он в Синопе, продавал питье шарал, и пиво, и мед, да камешки заноски». Доносчики говорили, что «митрополит взял с собою гречанина, мирского человека, и, приехав в Киев, положил на него чернеческое платье, и говорил ему, что ему так ехать прибыльнее – милостыни на Москве дадут больше, а ему из тое милостыни взять у него половину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

9. Патриарх Варфоломей в обоснование решения о принятии украинских раскольников в церковное общение в «сущем сане» указывает на прецедент уврачевания Мелетианского раскола на Первом Вселенском Соборе, заявляя, что мелетианские епископы, получившие хиротонию в расколе, «были приняты без перерукоположения в своих степенях». В подкрепление своей позиции Патриарх ссылается на трактат митрополита Анхиальского Василия (Астериу), приводя, между прочим, неверную дату его составления (составлен в 1887 году, в то время как в письме указан 1877 год). Утверждение Патриарха Варфоломея, однако, не подтверждается документами Никейского Собора. В посвященном этому вопросу Соборном послании говорится о принятии в церковное общение «поставленных им [т.е. бывшим епископом Ликопольским Мелетием] и утвержденных более таинственным рукоположением [μυστικωτρ χειροτον βεβαιωθντας]». Следует отметить, что Патриарх Варфоломей вслед за митрополитом Анхиальским Василием пересказывает суждение преподобного Феодора Студита, который полагал, что возвращающихся из Мелетианского раскола вплоть до VII века принимали без перекрещивания и без миропомазания. Однако митрополит Василий (Астериу), в трактате которого, по словам Патриарха Варфоломея «приводится вековая позиция Православной Церкви» по вопросу о действительности раскольнических хиротоний, делает важное добавление: «однако вероятно, что возвращающиеся от них [т.е. от мелетиан] были подтверждены в своих священных степенях через молитву с хиротесией согласно решению Первого Вселенского Собора, выраженному в вышеупомянутом синодальном послании и в 8-ом каноне» . О том, что совершенные в расколе хиротонии не признавались одним лишь принятием соответствующего соборного решения, как раз и говорит 8-й канон Первого Вселенского Собора, посвященный Новацианскому расколу, на который также ссылается Патриарх Варфоломей. Согласно этому канону, возвращающиеся от новациан клирики принимались в Церковь через совершение над ними хиротесии (στε χειροθετουμνους ατος) при условии письменного исповедания православной веры. Тем самым в обоих случаях принятие в церковное общение раскольнических клириков совершалось каждый раз в индивидуальном порядке. Сослужение с украинскими раскольниками и вступление с ними в евхаристическое общение на основании одного только синодального решения Константинопольской Церкви без подтверждения и даже без исследования апостольского преемства совершенных в расколе хиротоний не имеет ничего общего с практикой уврачевания Мелетианского и Новацианского расколов.

http://pravoslavie.ru/121520.html

 (1) Петр — «корифей» апостольского хора, он первый ученик Христа и всегда говорит от имени всех. Правда, другие Апостолы — Иоанн, Иаков и Павел — также зовутся «корифеями» и «первенствующими», но только один Петр — «камень Церкви». Его первенство, следовательно, обладает не только персональным характером, но и экклезиологическим значением.  (2) Слова Иисуса на дороге в Кесарию Филиппову — «На сем камне Я создам Церковь Мою» — обусловлены исповеданием Петра. Церковь существует в истории, потому что человек верит во Христа, Сына Божиего; без этой веры не может быть Церкви. Петр первым исповедал эту веру и тем самым стал «главой богословов», используя выражение из службы 29 июня; он получил мессианское именование «Камень», — именование, принадлежащее в библейском языке Самому Мессии. Но поскольку это именование зависит от человеческой веры, человек может его утратить. Это и случилось с Петром, и он должен был пережить слезы покаяния, прежде чем был восстановлен в своем достоинстве.  (3) Византийские авторы считают, что слова Христа, обращенные к апостолу Петру (Мф 16:18), имеют окончательное и вечное значение. Петр — смертный человек, но Церковь, про которую сказано, что «врата ада не одолеют ее», вечно остается основанной на Петре. 2. ПОЛЕМИСТЫ ДВЕНАДЦАТОГО–ТРИНАДЦАТОГО ВЕКОВ  Как нетрудно предположить, далеко не все антилатинские тексты имеют равную ценность, и вывести из них последовательную экклезиологию не всегда возможно. Огромное число их касается полемики вокруг Filioque и совершенно игнорирует проблему Петра и его преемства. Однако эту проблему становится невозможно миновать, когда византийские богословы и священнослужители сталкиваются лицом к лицу с реформированным и страшно укрепившимся в двенадцатом веке папством. Первое серьезное столкновение произошло, когда император Мануил Комнин приступил к политике церковного объединения в надежде возвратить себе прежнее вселенское имперское владычество Рима над Востоком и Западом. Мануил, таким образом, поддался искушению утвердить западную теорию божественного происхождения римского первенства, но встретил решительное противодействие со стороны патриарха Михаила Анхиальского (1170–1177). Петр, утверждал патриарх, был «вселенский учитель», который поставил епископов не только в Риме, но и в Антиохии и в Иерусалиме, у которых было гораздо больше «божественных» оснований стать центром вселенской Церкви, чем у Рима; римское первенство было каноническим установлением, обусловленным правоверием римских епископов; после их впадения в ересь первенство переместилось в «Новый Рим», Константинополь. Почти те же самые аргументы подчеркивались и другим греческим богословом этого времени Андроником Каматером  . Ясно, следовательно, что реакция византийских богословов определялась экклезиологией, включающей иную концепцию преемства Петра.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

Стефана, обновленному тогда иеромонахами Филофеем и Герасимом… 292 . Определяются отношения монастыря к епископу Стагийскому, которому он, между прочим, обязывается выдавать ежегодно по фунту воску (!). Под актом разбирается подпись „смиренного митрополита Новых Патр, Григория”. 2) За свинцовою печатью, на одной стороне которой читается: Рафаил, Божиею милостию Архиепископъ Константинополя Нового Рима, и Вселенский Патриарх, а на другой – находится изображение Богоматери. Выдан в 7118 (1605) г. монастырю св. Стефана, стоящему на горе Куклиоли, по акту, на имя Игумена Иоасафа. Монастырь зовется Патриаршим и Ставропигиальным, и ставится вне всякой зависимости от местного (Стагийсоаго) архиерея, а равно и от монастыря Метеорского (конечно -Преображенского). Упоминается о его метохе Бутое, во Валахии. Между подписями хорошо читаются: Иоаннинский – Неофит, Анхиальский – Афанасий, Лимнский – Константий, Месимврийский – Христофор, Анкирский – Парфений и Никомидийский – Иерофей 293 . Все было готово к отъезду. Вполне достойный своего поста и имени, о. Константий отказался от жертвуемых нами на его обитель двух турецких лир 294 , что, впрочем, не помешало нам все-таки оставить в стенах ее, под разными предлогами, 133 пиастра. Наши лошади ожидали нас уже на мирской стороне. Старцы проводили нас за мостик и любезно простились с нами. О. Софроний был прикомандирован к нам в спутники до самого города, чему мы, конечно, были весьма рады. В уважение того, что у доброго провожатого кроме ног (и тех – усталых) не было другого способа передвижки, и мы пошли пешие. Кстати, путь наш шел к низу по отлогой наклонности, упирающейся в самую речку Саламфрию или именитый Пеней, орошающий всю великую равнину Фессалийскую до самого пресловутого Темпейского устья его. Начало этой равнины именно тут у Метеор или известнее у города Калабаки, получившего недавно новую военную славу во время нашей Крымской войны. В прошлую среду мы видели его издали, но минули, как-бы совсем не заметивши, частно от крайней усталости, частно от направленного инуды внимания нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

910 Один из Тургеневских героев – помещик, вычитав в «Московских Ведомостях» статейку о пользе нравственности в крестьянском быту, заставил всех своих крестьян выучить ее наизусть... 911 Из соборов в. достоверно известны следующие: Иерапольский под председательством Аполлинария Иерапольского – из 26 епископов, Анхиальский во Фракии под председательством Сотаса Епископа Анхиальского из 12 епископов (около 150 г.). Соборы о праздновании Пасхи: Римский, Иерусалимский, Кесарийский, Понтийский, Осроенский, Ефесский, Галльский. См. Hefele: Conciliengeschichte, I, 81–83. 914 «Всякую же субботу, кроме единой, и всякую неделю, совершая собрания (πιτελοντες σνοδους) веселитеся». Кн. V, 26. 925 Увеличиваем минимальный состав втрое против показываемого кодексами, предполагая, что при каждом епископе было на соборе по крайней мере два лица – пресвитерской степени. 932 После того, что во множестве наговорено в иностранной и нашей литературе о византийском цезаропапизме, подчеркнутые в тексте слова наши могут показаться лишь пустой фразой. Но кто тщательно взвесит как глубоко христианство проникало в то время в законодательство, политику, общественные и частные отношения, тому слова наши не покажутся фразой. Мы не отрицаем проявления, даже очень резкого проявления цезаропапизма в политике некоторых византийских императоров. Они преувеличенно и неправильно понимали свое значение в церкви: но что каждый из них желал быть именно в церкви, а не над церковью – это также несомненно. В церковь каждый из них тянул и своих высших сановников и всех своих разноплеменных подданных, нередко разными репрессалиями и силой оружия, но тянул все-таки в церковь, как в единый духовный организм, одушевленный единством веры и единством нравственности. 934 Много сведений по этому предмету дают толкования Вальсамона на номоканон и синтагму патриарха Фотия. 946 Могут быть, однако, предметы, а также особые случаи, которые не должны подлежать открытому обсуждению. Та же древняя церковь , которая вела открыто заседания своих соборов, дает урок, небесполезный, кажется, и в настоящее время, – урок хранения в тайне некоторых предметов, напр. «чиновников» для совершения таинств, их же не подобает – говорит 85-е Апост. правило – пред всеми почитати, сущих ради в них таин». Ныне предметы, в них содержащиеся, обсуждаются иногда даже в светских газетах и притом по почину священников, что – на наш взгляд – совершенно бестактно. Такт «отцов собора» должен подсказать, что может быть допустимо до публичного обсуждения, и что из предлагаемого случайным совопросником может быть выяснено ему наедине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Действительно, после торжественного провозглашения Никео-Цареградского Символа без каких-либо прибавлений, Собор провозгласил: «Если кто-то дерзает вопреки этому священному Символу, который свыше от блаженных и священных Отцов дошел даже до нас, нечто иное писать и именовать «правилом веры», восхищая себе авторитет исповедания этих богоносных мужей и облачая этим достоинством собственные измышления, чтобы преподавать их верным в виде общего научения [догматам], или тем, кто обращается от какой-либо ереси, если кто дерзает ложными словами, вставками или сокращениями осквернять древность сего священного и почтенного Правила [веры], того, согласно определению, изреченному еще до нас святыми и Вселенскими Соборами, мы подвергаем совершенному низложению, если он принадлежит к числу священства, а мирянина предаем анафеме» 20 . Помимо Константинопольского Собора 879г., Схоларий также отсылает читателя к тому, «что было сказано и сделано при Комнинах и… что совершилось при Ласкарисе и Германе» (V). Речь идет о двух эпизодах из истории греко-латинской полемики. Говоря о «сказанном и сделанном при Комнинах», свт. Геннадий, по всей видимости, ссылается на такой памятник византийской литературы как «Диалог», якобы состоявшийся между патриархом Михаилом III Анхиальским и императором Мануилом I Комнином в присутствии некоего собрания представителей Церкви и имперской администрации в 70-х годах XII в 21 . В настоящее время большинство ученых считают этот текст позднейшим псевдоэпиграфом, но предполагают, что он может до какой-то степени отражать реальные позиции императора и Церкви в отношении вопроса об унии с Римом на вторую пол. XII в 22 . Схоларий, разумеется, должен был считать это сочинение подлинным. «Диалог» представляет ситуацию следующим образом. Император был заинтересован в возможности унии с Латинской Церковью , но патр. Михаил выдвинул ряд условий, от которых он ни при каких условиях не был согласен отступиться, невзирая на все почтение к императору. Приведем выдержку из диалога в кратком пересказе греческого историка ЦерквиВ.Фидаса: патриарх «отверг притязания папы Римского на примат и право апелляции и противопоставил известному представлению о Петровом апостольстве папского престола канонический принцип Пентархии патриархов… Разрыв связей между православным Востоком и латинским Западом был очевиден, поскольку, по мнению Вселенского патриарха, церковь Запада подпала под анафему, внеся Filioque в Символ веры » 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

(стр. 362–368); γ) Отказ Досифея от Константинопольского и Иерусалимского патриарших престолов, 1191 г. (стр. 368–370); δ) Акт соединения архиереев, разделив- шихся при низложении Досифея с Константинопольского престола в 1191 г. (стр. 370–371); ξ) Акт обещания Александрийского патриарха Иоакима Иерусалимскому Герману касательно предельных прав первого, 1530 г. (стр. 371–373); ς) Сигиллий Константинопольского патриарха Каллиника II о подворье Синаитов в Адрианополе (стр. 374–376); ζ) Сигиллий Константинопольского патриарха Гавриила III о Палестинских школах, устроенных Георгием Касториотом (стр. 376–381); η) Синодальное определение Константинопольского патриарха Афанасия V, подтверждающее существовавший издавна в Угровлахии и Молдовлахии обычай поминовения имени патриарха Иерусалимского в тамошних храмах, преклоненных Святому Гробу (стр. 381–384); ϑ) Непризнание Константинопольским патриархом Иеремией III хиротонии латинствующего патриарха Кирилла, избранного на Антиохийский престол и осуждение лиц содействовавших его хиротонии (стр. 385–389); ) Окружное послание патриарха Антиохийского Сильвестра против разъезжавших по епархиям его Иезуитов, 1734 г. (стр. 389–395); ι) Восстановление в Халепии патриархом Константинопольским Неофитом православных священников, изгнанных папистами (стр. 395–397); ιβ) Послание Сильвестра Антиохийского с просьбой о милостыне для восстановления церкви св. Николая в Адане (стр. 397–399); ιγ) Издание позволения на то, чтобы хиротония архиерея Александрийской патриархии совершена была в Иерусалиме (стр. 399–400); ιδ) Свидетельство Космы бывшего епископа Синайского о найденных им подписях епископов Синайских, которые свою хиротонию получили в Иерусалиме (стр. 400–402); ιξ) Пожертвования семейства Сараситов из г. Халдии Святому Гробу (стр. 403)–404. – 13) Памятная запись Неофита Кипрского о находящихся в Иерусалиме представителях разных христианских исповеданий и о взаимных пререканиях их по поводу святых мест (стр. 405–463). 14) Неофита Кипрского об арабокатоликах или унитах (стр. 464–478). – 15) Заметки Анфима монаха Анхиальского, секретаря Святого Гроба (стр. 479–481). Далее следуют поправки к I тому νλεκτα (стр. 483–487), указание опечаток во II-м их томе (стр. 489–491), прибавления к стран. 265:285 и др. (стр. 493–496), указатель собственных имен (стр. 497–530) и прибавление к опечаткам (стр. 530).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010